Научная статья на тему 'Контрольные функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений'

Контрольные функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
670
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОНТРОЛЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ / КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / CORRUPTION / CONTROL / COMBATING CORRUPTION / GOVERNMENT CONTROL / ANTI-CORRUPTION FUNCTIONS / CONTROLLING FUNCTIONS / ANTI-CORRUPTION CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабанов Павел Александрович

В статье исследованы контрольные функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Дано определение контрольных функций, осуществлена систематизация, анализ их содержания и выработаны предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности названных органов при осуществлении регионального государственного контроля в сфере противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTROLLING FUNCTIONS OF REGIONAL BODIES FOR THE PREVENTION OF CORRUPTION AND OTHER OFFENCES

The controlling functions of regional bodies for the prevention of corruption and other offences are examined in the paper. A definition of controlling functions is given, their systematisation and an analysis of their content is carried out, and proposals on improving the legal regulation of the activities of the said bodies in exercising regional government control in the area of combating corruption are worked out.

Текст научной работы на тему «Контрольные функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений»

Контрольные функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Кабанов П. А.1

Ключевые слова: коррупция, контроль, противодействие коррупции, государственный контроль, антикоррупционные функции, контрольные функции, антикоррупционный контроль.

Аннотация: в статье исследованы контрольные функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Дано определение контрольных функций, осуществлена систематизация, анализ их содержания и выработаны предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности названных органов при осуществлении регионального государственного контроля в сфере противодействия коррупции.

DOI: 10.21681/2226-0692-2016-4-14-24

Эффективная реализация государственной политики противодействия коррупции невозможна без осуществления контроля за процессом и результатами её осуществления со стороны заинтересованных органов и должностных лиц. Контрольными функциями по реализации государственной политики противодействия коррупции наделены различные субъекты как на федеральном, так и на региональном уровне. Контрольные полномочия по реализации государственной политики противодействия коррупции, как правило, возлагаются различными по своей природе нормативными правовыми актами на органы государственной власти и их должностных лиц. В числе таких органов и должностных лиц, обладающих контрольными функциями по реализации государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне, выступают: а) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации; б) комиссии по координации работы по противодействию коррупции и в) органы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, образуемые в субъектах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».2

2 О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть II). Ст.4477.

Полномочия высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, как правило, сводятся к обеспечению контроля за исполнением региональных документов среднесрочного и/или краткосрочного планирования (антикоррупционных программ и/или планов противодействия коррупции), подготовленных в соответствии с Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции.3 В отдельных нормативных актах предусмотрено обеспечение контроля за применением мер юридической ответственности за неисполнение определенными категориями лиц антикоррупционных ограничений, обязанностей, требований и запретов.4 Механизмы и формы реализации обеспечения контроля за исполнением положений нормативных правовых актов о противодействии коррупции связаны с деятельностью региональных органов по противодействию коррупции - комиссии по координации работы по противодействию коррупции и органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Следует отметить, что контрольные функции комиссий по координации работы по противодействию коррупции субъектов Российской Федера-

3 О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 (в ред. от 13.03.2012 № 297) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст.1875.

4 О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы: указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 14. Ст.1985.

Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, доцент, директор Научно-исследовательского института противодействия коррупции Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Российская Федерация, г. Казань.

E-mail: kabanovp@mail.ru

ции направлены лишь на обеспечение контроля за реализацией региональных документов среднесрочного и краткосрочного антикоррупционного планирования (региональной антикоррупционной программы и антикоррупционных программ органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо планов противодействия коррупции). В то же время как контрольные полномочия региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений значительно шире, чем у комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации. Более того, эти функции бессистемно изложены в различных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы противодействия коррупции в российских регионах. Однако вопросы систематизации контрольных функций региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, анализу их содержания и особенностям правового регулирования в современной юридической науке не поднимаются. Хотя о важности и необходимости государственного контроля в сфере противодействия коррупции отечественными специалистами отмечается давно [1, с. 30-32; 2, с. 25-34; 3, с. 2-6; 4, с. 5-8; 5, с. 130-145; 6, с. 16-20; 7, с. 9-12]. К тому же по отдельным направлениям антикоррупционного контроля регулярно проводятся научные исследования и публикуются их результаты [8, с. 85-90; 9, с. 102-108; 10, с. 146-151; 11, с. 83-98; 12, с. 32-35; 13, с. 48-59; 14, с. 993-996; 15, с. 60-67; 16, с. 3-5]. Однако и они обходят стороной вопросы систематизации контрольных функций органов по противодействию коррупции. Изложенные выше доводы позволяют нам сформулировать цель проведенного исследования - систематизация контрольных функций региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, анализ их содержания и выработка предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности названных органов при осуществлении регионального государственного контроля в сфере противодействия коррупции.

Для достижения заявленной цели необходимо решить ряд сложных взаимосвязанных задач:

а) раскрыть содержание контрольной функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

б) выявить, описать и систематизировать основные виды контроля в сфере противодействия коррупции, осуществляемые региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

в) определить основные формы государственного контроля, используемые региональными орга-

нами по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

г) осуществить анализ правового регулирования контроля, осуществляемого региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

д) выработать предложения по совершенствованию правового регулирования и организации деятельности региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений по осуществлению контроля в сфере противодействия коррупции.

Предметом выполненного исследования стали вопросы правового регулирования контрольной функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Теоретической основой проведенного исследования выступают научные работы по вопросам организации государственного контроля органами государственной власти таких российских специалистов как: А.И. Гурин [17], Е.А. Маштакова [18], А.М. Тарасов [19], О.Е. Савенко [20], А.А. Джагарян [21], А.З. Завалунов [22], М.Л. Слепцов [23], В.Х. Махов [24], В.П. Уманская [25], Н.Н. Калюжный [26], Н.А. Даньшина [27] и другие [28].

Эмпирической базой и одновременно правовой основой исследования стали 462 нормативных правовых акта, регулирующих деятельность региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Проведенный нами анализ нормативных правовых актов и научной литературы по вопросам противодействия коррупции и вопросам организации и осуществления государственного контроля в сфере противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации позволяет утверждать, что такой контроль является необходимым средством (инструментом) гарантирующим качественную реализацию государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне. Для региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений контрольная функция является лишь одним из направлений их деятельности, и суть его сводится к проверке соответствия достигаемых результатов заявленным целям в сфере противодействия коррупции.

Основные контрольные функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений закреплены в Типовом положении об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных правонарушений (далее по тексту - Типовое положение. Примечание автора - П.К.), утвержденного Указом Президента Российской Федерации «О мерах по

совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».5 В соответствии с ним можно выделить два вида контрольных функций - общие и специальные. Общими контрольными функциями региональных органов по профилактике коррупционных правонарушений можно считать - функции по контролю за организацией деятельности по противодействию коррупции юридическими лицами (органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями). Специальными контрольными функциями региональных органов по профилактике коррупционных правонарушений можно признавать контроль за отдельными направлениями антикоррупционной деятельности, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, предусмотренных нормативными правовыми актами, а также контроль за соблюдением отдельными категориями лиц антикоррупционных запретов, требований, ограничений и обязанностей.

К общим контрольным функциям региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, предусмотренных Типовым положением, следует отнести:

а) осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации (далее по тексту - учреждения - примечание автора - П.К.);

б) осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее по тексту - организации - примечание автора - П.К.);

в) осуществление контроля за реализацией в названных учреждениях и организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений.

Для осуществления мер общего контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции юридическими лицами (органами, организациями и учреждениями) в субъекте Российской Федерации отдельные региональные органы государственной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие порядок его осуществления региональными органами по

5 О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть II). Ст.4477.

профилактике коррупционных и иных правонарушений. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе постановлением главы региона утвержден Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях автономного округа и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед исполнительными органами государственной власти автономного округа.6

На наш взгляд, подобная практика правового регулирования осуществления региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации является необходимой, заслуживающей одобрения, поддержки и распространения.

В соответствии с Типовым положением общий контроль региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений за реализацией государственной политики противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации касается только узкого круга объектов - государственных учреждений субъекта Российской Федерации и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Хотя в Ненецком автономном округе на этот орган возлагается функция осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции Российской Федерации и автономного округа в исполнительных органах государственной власти автономного округа,7 тем самым изменен круг объектов государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции. В результате принятия нормативного правового акта произошла подмена объекта государственного контроля - вместо учреждений и организаций органы по профилактике коррупционных

6 Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, а также за реализацией в этих учреждениях и организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений: постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.04.2016 № 63-ПГ // Красный Север. 2016. 15 апреля.

7 Об утверждении положения об отделе противодействия коррупции управления государственной гражданской службы и кадров Аппарата Администрации Ненецкого авто-

номного округа: приказ Аппарата администрации Ненецкого автономного округа от 30.12.2014 № 92.

и иных правонарушений должны контролировать исполнительные органы государственной власти автономного округа.

В отдельных субъектах Российской Федерации существует практика государственного контроля органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений за исполнением антикоррупционного законодательства не только в органах исполнительной власти, государственных учреждений субъекта Российской Федерации и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но и в муниципальных образованиях, органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и организациях [29]. Такая практика является оправданной, поскольку государственные (муниципальные) учреждения и организации, как правило, являются лишь соисполнителями ведомственных (муниципальных) документов антикоррупционного планирования и ориентируются на нормативные акты соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления.

В связи с этим считаем целесообразным расширение круга объектов общего государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции, осуществляемых региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений, дополнив перечень таких объектов органами государственной власти, муниципальными образованиями, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями и организациями.

В отдельных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации контрольные функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений возлагаются без указания объекта и предмета антикоррупционного контроля. Например, в Свердловской области на Администрацию Губернатора области - орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложены контрольные функции, обеспечивающие деятельность губернатора в сфере противодействия коррупции.8 Здесь трудно определить объект и предмет антикоррупционного контроля. Это не единственный случай, когда региональными нормативными актами не определяется структура контрольной деятельности (объект, предмет, формы и методы контроля). Например, указом Губернатора Калининградской области на

8 О внесении изменений в Положение об Администрации Губернатора Свердловской области, утвержденное Указом Губернатора Свердловской области от 26.05.2004 № 300-УГ: указ Губернатора Свердловской области от 01.10.2015 № 444-УГ // Областная газета. 2015. 6 октября.

региональный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложен государственный контроль за исполнением указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, региональных законов, нормативных актов и поручений высших должностных лиц субъекта Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.9 В этом документе мы тоже отмечаем отсутствие структурных элементов контрольной деятельности регионального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что может затруднить её осуществление в регионе.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации для повышения эффективности контрольной функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо во всех субъектах Российской Федерации принять региональные нормативные акты, регулирующих процедурные и технологические вопросы организации и осуществления общего государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции этими органами.

Полагаем, что такими нормативными правовыми актами должны быть указы и/или постановления высших должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а регулировать они должны только деятельность по осуществлению антикоррупционного контроля в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, организациях и учреждениях, а также органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и организациях.

К специальным контрольным функциям, закрепленных Типовым положением, следует отнести контрольную деятельность региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений за реализацией органами, организациями и учреждениями отдельных направлений государственной политики противодействия коррупции. На наш взгляд, таковыми функции, закрепленными не только Типовым положением, но и региональными нормативными правовыми актами являются:

а) контроль за организацией и осуществлением антикоррупционного просвещения в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации;

9 О мерах по реализации пункта 2 Указа Президента

Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»: указ Губернатора Калининградской области от 14.10.2015 № 139 (в ред. от 05.04.2016 № 42)// Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 19.10.2015.

б) контроль за достоверностью и полнотой сведений об имущественном положении определенной категории должностных лиц и/или претендентов на эти должности в субъекте Российской Федерации:

> о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъекта Российской Федерации, должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или иных лиц;

> о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации и иными лицами;10

> контроль за соблюдением лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации и иными лицами антикоррупционных запретов, обязанностей, ограничений и требований;

> контроль за соблюдением гражданами, замещавшими должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, ограничений при заключении ими после увольнения с государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Исследование контрольных функций региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений оказалось бы не полным, если бы мы не обратились к региональному антикоррупционному законодательству. Анализ регионального антикоррупционного законодательства показал, что из всей совокупности действующих законов о противодействии коррупции субъ-

10 Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Мордовия, и лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия: указ Главы Республики Мордовия от 05.02.2016 № 27-УГ // Известия Мордовии. 2016. 9 февраля; О мерах по осуществлению контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: постановление Губернатора Костромской области от 28.07.2015 № 137 (в ред. от 16.04.2016 № 69) // Официальный интернет-портал правовой информации www. pravo.gov.ru, 31.07.2015.

ектов Российской Федерации лишь в 15 имеется упоминание о контрольных функциях региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, как правило, с указанием лишь отдельных видов функций, осуществляемых ими. Хотя имеются и приятные исключения из этого правила. Например, в законе Пермского края «О противодействии коррупции в Пермском крае» имеется статья 13.2, которая дает полное описание контрольных функций органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, в том числе и органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.11 В этом законе наиболее ценной частью выступает перечень основных направлений государственного контроля в сфере противодействия коррупции.

Рассматриваемая нами норма регионального антикоррупционного закона предусматривает контроль за выполнением органами государственной власти, учреждениями и организациями мероприятий, предусмотренных региональной антикоррупционной программой, планами по противодействию коррупции, и эффективностью принимаемых мер по противодействию коррупции, который можно назвать контролем за исполнением документов антикоррупционного планирования. Эта контрольная функция региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений закреплена в региональном антикоррупционном законодательстве ещё двух субъектов Российской Федерации - Удмуртской Республики12 и Ульяновской области.13

Упомянутой нормой рассматриваемого закона Пермского края предусмотрен контроль за исполнением органами государственной власти, учреждениями и организациями законодательства, регулирующего вопросы проведения антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов и проектов региональных нормативных правовых актов. Данный вид антикоррупционного контроля можно условно назвать контролем за организацией и осуществлением антикоррупционной экспертизы региональных

11 О противодействии коррупции в Пермском крае: закон Пермского края от 30.12.2008 № 382-ПК (в ред. от 29.06.2016 № 678-ПК) // Собрание законодательства Пермского края. 2009. № 2 (II часть).

12 О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике: закон Удмуртской Республики от 20.09.2007 № 55-РЗ (в ред. от 03.03.2016 № 6-РЗ) // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2007. № 15.

13 О противодействии коррупции в Ульяновской области: закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО (в ред.

от 01.07.2016 № 94-ЗО) // Ульяновская правда. 2012. 24 июля.

нормативных правовых актов и проектов региональных нормативных правовых актов.

Государственный контроль со стороны региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений Пермского края предусмотрен и по фактам обращений уполномоченных государственных органов, граждан и юридических лиц в отношении наличия условий для возможности проявления коррупции в деятельности государственных гражданских служащих. Это направление государственного контроля закреплено в антикоррупционном законодательстве и других субъектов Российской Федерации, но в иной интерпретации «контроль за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц».14 Представляется, что данную контрольную функцию регионального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений следует именовать в соответствии с направлением контроля - контроль за полнотой, всесторонностью и объективностью рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопро-

14 О противодействии коррупции в Самарской области: закон Самарской области от 10.03.2009 № 23-ГД (в ред. от 19.05.2014 № 57-ГД) // Волжская коммуна. 2009. 12 марта; О противодействии коррупции в Курганской области: закон Курганской области от 03.03.2009 № 439 (в ред. от 01.03.2016 № 16) // Новый мир. 2009. 11 марта; О противодействии коррупции в Республике Хакасия: Закон Республики Хакасия от 04.05.2009 № 28-ЗРХ (в ред. от 05.02.2016 № 07-ЗРХ) // Вестник Хакасии. 2009. 8 мая; О противодействии коррупции в Камчатском крае: закон Камчатского края от 18.12.2008 № 192 (в ред. от 01.04.2014 № 404) // Официальные Ведомости. 2008. 30 декабря; О противодействии коррупции в Республике Крым: закон Республики Крым от 22.07.2014 № 36-ЗРК (ред. от 15.12.2014 № 32-ЗРК/2014) // Крымские известия. 2014. 31 июля; О противодействии коррупции в городе Севастополе: закон города Севастополя от 11.06.2014 № 30-ЗС (в ред. от 04.05.2016 № 243-ЗС) // Севастопольские известия. 2014. 18 июня; О противодействии коррупции в Орловской области: закон Орловской области от 10.04.2009 № 893-ОЗ (ред. от 24.12.2015 № 1893-ОЗ) // Орловская правда. 2009. 18 апреля; О противодействии коррупции в Республике Калмыкия: закон Республики Калмыкия от 27.06.2008 № 18-1У-З (ред. от 20.11.2015 № 156-У-З) // Хальмг Унн. 2008. 1 июля; О противодействии коррупции в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 23.07.2009 № 1798-КЗ (ред. от 06.11.2015 № 3275-КЗ) // Кубанские новости. 2009. 6 августа; О противодействии коррупции в Ростовской области: областной закон Ростовской области от 12.05.2009 № 218-ЗС (ред. от 23.06.2016 № 545-ЗС) // Наше время. 2009. 13 мая; О противодействии коррупции в Республике Дагестан: закон Республики Дагестан от 07.04.2009 № 21 (в ред. от 30.12.2013 № 106) // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2009. № 7. Ст.275; О противодействии коррупции в Чеченской Республике: закон Чеченской Республики от 21 мая 2009 года № 36-РЗ (в ред. от 17.01.2016 № 2-РЗ) // Вести республики. 2009. 10 июня; О противодействии коррупции в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 13.07.2009 № 145-з (в ред. от 06.07.2012 № 559-з) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2009. № 17(311). Ст.1087.

сам противодействия коррупции и законностью принятия по ним решений.

Еще одним направлением контрольной деятельности регионального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, предусмотренных антикоррупционным законодательством Пермского края является осуществление контроля за принятием мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов в органах государственной власти, учреждениях и организациях.

Важнейшим направлением контрольной деятельности органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений Пермского края является осуществление контроля за соблюдением порядка уведомления в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений в органах государственной власти, учреждениях и организациях. Однако наименование этой функции представляется не вполне удачным, поскольку в федеральным законом «О противодействии коррупции» предписывается государственным или муниципальным служащим обязанность уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.15 Кроме того, обязанность уведомлять компетентные на то органы и должностных лиц возлагается и на другие категории работников, осуществляющих управленческие функции16 и/или иных лиц, наделенных властными полномочиями (лиц, замещающих го-

15 О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 15.02.2016 № 24-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст.6228.

16 Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работника Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений: приказ ГУ - Пермского регионального отделения ФСС РФ от 15.01.2013 № 16; О Порядке уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников организаций, находящихся в ведении Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым, к совершению коррупционных правонарушений: приказ Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым от 18.06.2015 № 140; Об утверждении порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работника, занимающего должность, не относящуюся к должностям муниципальной службы, муниципальным должностям администрации городского поселения Красногорск, к совершению коррупционных правонарушений: распоряжение главы городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 09.02.2016 № 27 // Красногорские вести. 2016. 22 марта.

сударственные должности субъекта Российской Федерации17 либо лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих18). Поэтому данную функцию логичнее назвать функцией контроля за организацией исполнения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях государственными (муниципальными) служащими и иными лицами (работниками - примечание автора - П.К.) обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

В числе основных контрольных функций, возложенных законодателями на орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений Пермского края является обеспечение контроля за соблюдением порядка представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.19 В тоже время в других субъектах Российской Федерации региональным антикоррупционным законодательством на эти органы чаще всего возлагается специальная функция контроля за соответствием расходов доходам различных категорий лиц, на которых возложены обязанности по предоставлению сведений о доходах и расходах.20

Анализ антикоррупционного законодательства и иных нормативных правовых актов субъ-

17 О Порядке уведомления лицами, замещающими отдельные государственные должности Орловской области, Губернатора Орловской области о фактах обращений к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверки сведений, содержащихся в уведомлениях: указ Губернатора Орловской области от

18.03.2015 № 145 // Государственная специализированная информационная система "Портал Орловской области - публичный информационный центр" http://orel-region.ru, 19.03.2015.

18 Об управлении кадровой политики и противодействия коррупции администрации Краснодарского края: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 № 1243 (в ред. от 16.05.2016 № 310)// Официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 21.12.2015; О внесении изменений в Положение об управлении государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2014 года № 951: постановление Правительства Нижегородской области от 01.10.2015 № 622 // Нижегородские новости. 2015. 3 ноября.

19 О противодействии коррупции в Пермском крае: закон Пермского края от 30.12.2008 № 382-ПК (в ред. от

29.06.2016 № 678-ПК) // Собрание законодательства Пермского края. 2009. № 2 (II часть).

20 О противодействии коррупции в Кировской области:

закон Кировской области от 30.04.2009 № 365-ЗО (в ред. от 31.05.2016 № 665-ЗО) // Вятский край. 2009. 13 мая.

ектов Российской Федерации позволяет нам обратить внимание на некоторые направления государственной политики противодействия коррупции, предусмотренные региональным антикоррупционным законодательством, остающиеся вне государственного контроля и которые можно предоставить региональным органам по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В числе таких «бесконтрольных» направлений антикоррупционной деятельности оказались:

а) организация и осуществление информационного обеспечения (сопровождения) государственной политики противодействия коррупции (антикоррупционного информирования, антикоррупционной пропаганды, антикоррупционной агитации, антикоррупционной рекламы);

б) организация и проведение антикоррупционного образования;

в) организация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений и организаций с институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции;

г) организация и осуществление антикоррупционного мониторинга в регионе.

Такое положение дел не осталось незамеченным региональными органами государственной власти, и они начинают закреплять за органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений отдельные контрольные функции по данным направлениям антикоррупционной деятельности. Например, в Республике Ингушетия на орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложен мониторинговый контроль за выполнением требований к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции официальных сайтов государственных органов и государственных уч-реждений.21

Следовательно, можно говорить о необходимости расширения предмета государственного контроля региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений и дополнении их функциями по контролю в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях за:

> организацией и осуществлением информационного обеспечения (сопровождения) государственной политики противодействия корруп-

21 О внесении изменений в некоторые акты Главы Республики Ингушетия по вопросам противодействия коррупции: указ Главы Республики Ингушетия от 25 августа 2016 года № 177 // Ингушетия. 2016. 31 августа.

ции в средствах массовой информации, в массово-коммуникативной сети Интернет, в том числе за полнотой и своевременностью наполнением разделов «Противодействие коррупции» на официальных сайтах органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций в массово-коммуникативной сети Интернет, а также качеством антикоррупционной рекламы;

> организацией и осуществлением регионального антикоррупционного мониторинга, в том числе за полнотой и достоверностью представляемых сведений (первичных статистических данных) органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями по реализации мер противодействия коррупции;

> организацией и качеством антикоррупционного образования в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования при осуществлении повышения квалификации и переподготовки государственных (муниципальных) служащих и иных лиц при финансировании из регионального бюджета, в том числе и качества учебно-методических разработок по вопросам противодействия коррупции;

> организацией взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления учреждений и организаций с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции, в том числе за осуществлением совместных мероприятий в рамках реализации региональных антикоррупционных документов среднесрочного и краткосрочного планирования (антикоррупционных программ и планов противодействия коррупции).

Учитывая то обстоятельство, что перечисленные нами выше «неконтролируемые» направления деятельности обладают спецификой, требующий от представителей контролирующих органов дополнительных квалификационных требований в области массовой коммуникации, в сферах образования и рекламной деятельности, то для обеспечения государственного контроля за их содержанием и качеством региональным органам по профилактике коррупционных и иных правонарушений следует привлекать экспертов и экспертные учреждения в названных сферах деятельности и одновременно обладающих антикоррупционной компетентностью. Для этих целей региональным органам государственной власти потребуется установить порядок привлечения экспертов и экспертные организации к этим видам деятельности.

Важнейшей составляющей использования контрольной функции региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений является обеспечение их необходимыми полномочиями и средствами обеспечения государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции, закрепленных нормативными правовыми актами.

Необходимые полномочия по осуществлению оценки реального состояния дел о соблюдении антикоррупционных обязанностей, ограничений, запретов и требований определенными категориями лиц, а также исполнением антикоррупционного законодательства в органах, учреждениях и организациях и иных контрольных функций органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений закреплены Типовым положением и региональными нормативными правовыми актами. Вне правового регулирования остаются формы осуществления государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Вместе с тем в Ямало-Ненецком автономном округе постановлением губернатора закреплены такие формы государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции как: а) плановая проверка; б) внеплановая проверка; в) документарная проверка; г) выездная проверка,22 фактически те же самые, что и предусмотренные федеральным законодательством о государственном (муниципальном) контроле.23

Следует иметь в виду, что формы осуществления государственного контроля региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Типовом положении и иных нормативных правовых актах именуются по-разному. В одних случаях - осуществлением проверки, в других - проведением мониторинга, в третьих - анализом сведений. Для реализации

22 Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, а также за реализацией в этих учреждениях и организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений: постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.04.2016 № 63-ПГ // Красный Север. 2016. 15 апреля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 354-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

этих форм государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции высшие должностные лица субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации уже принимают необходимые для этого нормативные правовые акты и/или обновляют имеющиеся.

В настоящее время в российских регионах активно совершенствуются нормативные акты:

а) по организации и осуществлению проверок в целях противодействия коррупции;24

б) по проведению мониторинга деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах, организациях и учреждениях;25

в) по анализу сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,26 который может выступать в качестве основания

24 О создании рабочей группы по проведению выборочных выездных проверок деятельности органов местного самоуправления Республики Калмыкия по противодействию коррупции: распоряжение Главы Республики Калмыкия от 24.09.2010 № 171-рг (в ред. от 19.12.2011 № 231-рг) // Хальмг унн. 2010. 29 сентября; О Порядке осуществления проверок в отношении отдельных категорий граждан в целях противодействия коррупции: указ Губернатора Иркутской области от 27.06.2013 № 212-уг (в ред. от 31.10.2014 № 334-уг) // Областная. 2013. 19 июля; Об утверждении положения о порядке проведения проверки, предусмотренной частью 6 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: приказ минэкономики Нижегородской области от 11.04.2016 № 79 // Нижегородская правда. 2016. 2 июля; О реализации законодательства о противодействии коррупции в отношении лиц, замещающих должности руководителей государственных учреждений Ярославской области: указ Губернатора Ярославской области от 28.02.2013 № 111 (в ред. от 07.04.2016 № 185) // Документ-Регион. 2013. 5 марта; О реализации законодательства о противодействии коррупции в отношении лиц, замещающих государственные должности Ярославской области: указ Губернатора Ярославской области от 31.01.2013 № 46 (в ред. от 07.04.2016 № 185) // Документ-Регион. 2013. 12 февраля.

25 О проведении мониторинга деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления в Республике Алтай, муниципальных организациях и учреждениях, а также соблюдения в них федерального законодательства и законодательства Республики Алтай о противодействии коррупции: распоряжение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 14.06.2016 № 333-рГ // Официальный портал Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 14.06.2016.

26 О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики, и государственными гражданскими служащими Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики, и соблюдения государственными гражданскими служащими Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики требований к служебному поведению: приказ Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики от 30.06.2016 № 50 // Официальная Кабардино-Балкария. 2016. 8 июля.

для проведения служебных проверок по соблюдению лицами антикоррупционных ограничений, обязанностей, требований и запретов.

Вместе с тем региональная практика выработала и иные формы контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства как юридическими, так и должностными лицами. В числе таких форм можно отметить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и реализации государственной политики противодействия коррупции в регионе. Ещё одной формой государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции выступает заслушивание отчетов руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций об эффективности реализации мер противодействия коррупции на заседании рабочих групп или экспертных комиссий, созданных при органе по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Проведенный нами анализ нормативных правовых актов и иных документов по осуществлению региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений контрольных функций позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, государственный контроль за реализацией государственной политики противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации - это одна из основных функций региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, суть которой сводится к проверке реального состояния дел при реализации мер противодействия коррупции на подконтрольном объекте в целях повышения их результативности. Государственный контроль за реализацией государственной политики противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации, осуществляемый региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений может быть общим и специальным. Общий контроль осуществляется за организацией деятельности по противодействию коррупции юридическими лицами (органами государственной власти, муниципальными образованиями, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями). Специальный контроль осуществляется за отдельными направлениями антикоррупционной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, предусмотренных нормативными правовыми актами, а также контроль за соблюде-

ния отдельными лицами антикоррупционных запретов, требований, ограничений и обязанностей.

Во-вторых, наделение полномочиями региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений по осуществлению государственного контроля за результативностью реализации государственной политики противодействия коррупции в органах государственной власти, учреждениях и организациях не сопровождалось принятием необходимых региональных нормативных правовых актов по организации и осуществлению этими органами контрольных функций. Поэтому в ближайшее время органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять нормативные правовые акты регулирующие организацию и осуществление региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции с указанием исчерпывающих данных о предмете, объектах, сроках и процедурах такого контроля.

В-третьих, основными направлениями государственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции, осуществляемого региональными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений являются:

а) за организацией и осуществлением антикоррупционного просвещения;

б) за исполнением документов антикоррупционного планирования;

в) за организацией и осуществлением антикоррупционной экспертизы;

г) за полнотой, всесторонностью и объективностью рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции и законностью принятия по ним решений;

д) за принятием мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов;

е) за организацией исполнения работниками обязанности уведомлять о склонении их к совершению коррупционных правонарушений;

ж) за организацией и соблюдением порядка представления сведений о доходах, расходах, имуще-

стве и обязательствах имущественного характера;

и) за соблюдением лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации и иными лицами антикоррупционных запретов, ограничений, обязанностей и требований; к) за соблюдением гражданами, замещавшими государственные должности субъекта Российской Федерации и должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, ограничений при заключении ими после увольнения с государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным и/или региональным законодательством; л) за достоверностью и полнотой сведений об имущественном положении определенной категории должностных лиц и/или претендентов на эти должности в субъекте Российской Федерации;

м) за организацией и осуществлением информационного обеспечения (сопровождения) государственной политики противодействия коррупции;

н) за организацией и качеством антикоррупционного образования; о) за организацией взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений и организаций с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.

В-четвертых, в целях систематизации и конкретизации контрольных функций региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, требуется правовое закрепление за ними этих функций в региональном антикоррупционном законодательстве либо подзаконных нормативных правовых актах, устанавливающих их правовое положение.

Литература

1. Михайлов В.И. Противодействие коррупции: на основе доверия и контроля // Государственная служба. 2010. № 6. С. 30-32.

2. Лаврентьева О.С. Контроль как способ противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Образование и право. 2012. № 11(39). С. 25-34.

3. Агеев В.Н., Агеева О.В. Государственный контроль за реализацией антикоррупционной политики в Российской Федерации: понятие и содержание // Следователь. 2010. № 12. С. 2-6.

4. Агеев В.Н. Государственный контроль за реализацией антикоррупционной политики в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 5-8.

5. Кабанов П.А. Организация и осуществление ведомственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции в регионах Российской Федерации // Юридические исследования. 2014. № 6. С. 130-145.

6. Кабанов П.А. Ведомственный контроль за реализацией антикоррупционной политики в субъектах Российской Федерации // Следователь. 2011. № 9. С. 16-20.

7. Агеева О.В. Контроль за реализацией антикоррупционной политики на муниципальном уровне // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 9-12.

8. Зуева А.С. Предоставление сведений о расходах государственными служащими в зарубежных странах // Правовое поле современной экономики. 2012. № 9. С. 85-90.

9. Чаннов С.Е. Закон о контроле за расходами чиновников: вопросы эффективности // Государственный аудит. Право. Экономика. 2013. № 2. С. 102-108.

10. Зайцева Л.В. Контроль за доходами и расходами государственных гражданских служащих // Антикоррупционная политика государства: формирование и реализация в России и Германии: материалы Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2013. С. 146-151.

11. Шуруханова Д.Н. Контроль имущественного положения как мера по противодействию коррупции // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. № 6. С. 83-98.

12. Макаров А.В., Лютов В.А. К вопросу о контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, как одном из условий противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 4. С. 32-35.

13. Вилчаева М.Н., Савоськин А.В. К вопросу о необходимости совершенствования законодательства о противодействии коррупции путем вменения контроля за расходами чиновников // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2014. № 3. С. 48-59.

14. Соловьева Е.П., Цыбаков Д.Л. Контроль за расходами государственных служащих как инструмент противодействия коррупции // Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 993-996.

15. Зайков Д.Е. Правовое регулирование контроля за соответствием расходов работников их доходам в целях противодействия коррупции // Законодательство. 2014. № 8. С. 60-67.

16. Улизько К.А. Контроль имущественного положения лиц, замещающих (занимающих) должности, установленных законодательством о противодействии коррупции // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 2. С. 3-5.

17. Гурин А.И. Государственный контроль как форма осуществления исполнительной власти: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 217 с.

18. Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. 205 с.

19. Тарасов А.М. Государственный контроль в России: монография. М., 2008. 644 с.

20. Савенко О.Е. Контрольная функция государственных органов: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 195 с.

21. Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации. М., 2008. 176 с.

22. Завалунов А.З. Правовые основы государственного контроля в сфере исполнительной власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 29 с.

23. Слепцов М.Г. Правовое регулирование государственного контроля в краях и областях - субъектах Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

24. Махов В.Х. Контрольные функции органов государственной власти Российской Федерации в условиях проведения административной реформы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 23 с.

25. Уманская В.П. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 18 с.

26. Калюжный Н.Н. Функция контроля в деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 241 с.

27. Даньшина Н.А. Возможности и пределы государственного контпроля над жизнедеятельностью общества: автореф. дис. ... кандид. юрид. наук. М., 2012. 29 с.

28. Правовое регулирование государственного контроля: монография / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2012. 480 с.

29. Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2013 году. Казань, 2004. 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.