■^■¿ТЩь. Кабанов Павел Александрович
доктор юридических наук, доцент, г. Казань E-mail: [email protected]
/Щ |f
Антикоррупционное информирование
как форма антикоррупционного
просвещения: Понятие и содержание
В работе впервые в российской юридической научной литературе рассматривается антикоррупционное информирование как одна из форм антикоррупционного просвещения, выделяются её структурные элементы: цели и задачи; субъекты и объекты; формы осуществления антикоррупционного информирования. На основе сравнительно-правового анализа федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов автором предлагается собственная научная правовая категория «антикоррупционное информирование» как форма антикоррупционного просвещения.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное просвещение, антикоррупционное информирование.
Вопросы антикоррупционного просвещения населения являются наиболее востребованными в сфере реализации государственной политики противодействия коррупции. Этой важной проблеме уже посвящены федеральные,1 региональные2 и муниципальные3 нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления антикоррупционного
1 Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы: распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 № 816-р // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №21. - Ст. 2721; Об организации антикоррупционного просвещения гражданских служащих ФССП России: письмо ФССП России от 12.11.2014 №00124/14/68745-АП // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. - 2015. - №1.
2 Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению в Республике Дагестан на 2014-2016 годы: Распоряжение Правительства РД от 21.08.2014 №263-р; Об утверждении Плана мероприятий по антикоррупционному просвещению в Республике Крым на 2015 - 2016 годы: распоряжение Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 №1584-р; Об утверждении программы "Антикоррупционное просвещение в Новосибирской области на 2015 - 2016 годы: постановление Правительства Новосибирской области от 28.01.2015 № 26-п // Советская Сибирь. - 2015. - 21 февр.
3 Об утверждении плана мероприятий по антикор-
рупционному просвещению в Южноуральском городском округе в 2014 - 2015 г.г.: постановление администрации
Южноуральского городского округа Челябинской области от 10.06.2014 № 516.
просвещения. Имеются и небольшое количество научных публикаций, посвященных раскрытию содержания антикоррупционного просвещения,4 в том числе и подготовленных автором настоящей работы.5 Правовое регулирование антикор-
4 Корякин В.М. Антикоррупция - 2014: приоритет -борьбе с «откатами» и антикоррупционное просвещение военнослужащих // Право в Вооруженных силах. - 2014. -№12 (210). - С.8-13; Землин А.И. О новациях и деформациях антикоррупционного просвещения и воспитания в современной России // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. - COUNTER-TERRORISM. - 2014. -№2. - С.47-53; Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное просвещение как эффективный способ противодействия коррупции // Диалектика противодействия коррупции: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 3 декабря 2014 г. - Казань, 2014. - С.188-191; Гар-маев Ю.П., Фалилеев В.А. Реализация мер антикоррупционного просвещения органами прокуратуры во взаимодействии с юридическими вузами // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. №1. - С.11-15; Юсупов М.Р. Антикоррупционное просвещение в России - апологет правовой грамотности // Вертикальная власть федерации. - 2015. - №2-3. - С.5.
5 Кабанов П.А. О формировании Программы мероприятий, направленных на повышение уровня правосознания граждан и популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знании общих прав и обязанностей // Следователь. - 2014. - №1. - С.27-29; Его же. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - №4. - С.42-51; Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционного
рупционного просвещения позволяет нам выделить лишь две основные формы его осуществления: антикоррупционное консультирование и антикоррупционное информирование. При этом по названным формам практически нет ни одного крупного исследования, раскрывающее их содержание. В связи с этим становится очевидным необходимость рассмотрения каждой из названных форм антикоррупционного просвещения, активно используемых субъектами противодействия коррупции. Здесь, на наш взгляд, необходимо обратиться в первую очередь к антикоррупционному информированию, поскольку отношение к его содержанию у специалистов не однозначно. Однако в современной юридической науке нет даже единого подхода к содержанию правовой категории «антикоррупционное информирование», не говоря уже о его специфике как формы антикоррупционного просвещения. Тем более что некоторыми субъектами Российской Федерации антикоррупционное информирование как средство антикоррупционного просвещения прямо закреплено в региональном антикоррупционном законодательстве.6
В целях устранения такого положения дел, а также осмысления антикоррупционного информирования как одного из направлений антикоррупционного просвещения и разработки научной правовой дефиниции этому инструменту противодействия коррупции мы и решили провести настоящее исследование. Поставленная цель повлекла за собой последовательное решение следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
а) осуществить анализ нормативных правовых актов, в которых упоминается антикоррупционное информирование;
просвещения как средства профилактики коррупции // Юридические исследования. - 2015. - № 2. - С.12-27.
6 О противодействии коррупции в Астраханской об-
ласти: закон Астраханской области от 26 ноября 2008 года
№626-31-О3 // Волна. - 2008. - 9 декабря.; О противодействии коррупции в Белгородской области: закон Белгородской области от 7 мая 2010 года №338 // Белгородские известия. - 2010. - 28 мая; О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области: закон Ярославской области от 9 июля 2009 года №40-3 // Губернские ведомости.
- 2009. - 13 июля; О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления: закон Псковской области от 1 июля 2008 года №784-О3 // Псковская правда. - 2008. - 24 июля; О противодействии коррупции в городе Севастополе: закон города Севастополя от 11 июня 2014 года №30-3С // Севастопольские известия. - 2014. - 18 июня.
б) оценить специфику правового регулирования антикоррупционного информирования;
в) понять и раскрыть содержание антикоррупционного информирования как разновидности антикоррупционного просвещения;
г) на основе анализа нормативных правовых актов и литературных источников выработать научную правовую дефиницию антикоррупционного информирования.
Для достижения цели исследования и решения основных задач мы проанализировали федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления антикоррупционного информирования как формы антикоррупционного просвещения (182 единиц) и 34 судебных решения, а с помощью сравнительно-правового метода, методов структурного и системного анализа документов раскрыли содержание этого инструмента противодействия коррупции.
Проведенный нами сравнительно-правовой анализ федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции и судебных решений по данному вопросу показал, что правотворческие и судебные органы вкладывают разную смысловую нагрузку в предлагаемые ими термины и словосочетания, связанные с организацией и осуществлением антикоррупционного информирования как формы осуществления антикоррупционного просвещения.
Обращает на себя внимание на то обстоятельство, что антикоррупционное информирование в нормативных правовых актах и научной литературе рассматривается с нескольких позиций. Во-первых, антикоррупционное информирование рассматривается как обязанность определенных органов власти, предприятий, учреждений и их сотрудников предоставлять определенную информацию вышестоящим органам публичной власти. Во-вторых, антикоррупционное информирование воспринимается как средство борьбы с коррупцией - заявительство, уве-домительство и/или доносительство о фактах коррупции. В-третьих, антикоррупционное информирование описывается и воспринимается как форма антикоррупционного просвещения. О разночтениях по содержанию антикоррупционного информирования свидетельствуют действующие нормативные правовые акты. Например, в федеральном законе «О противодействии коррупции», антикоррупционное информирование рассматривается как средство борьбы с
коррупционными правонарушениями в форме информирования подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений о несоблюдении государственными (муниципальными) служащими антикоррупционных ограничений, требований и запре-тов.7 Тогда как, в национальных планах противодействия коррупции Президент Российской Федерации использовал антикоррупционное информирование одновременно в двух смыслах: как обязанность предоставления информации, а также и как форму антикоррупционного просвещения. При этом в текстах используя словосочетания «информирование президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах борьбы с коррупционными преступлениями» и «информирование международных организаций об усилиях Российской Федерации по противодействию коррупции».8
В антикоррупционном законодательстве субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актах используется множество словосочетаний свидетельствующих об осуществлении антикоррупционного информирования. Типичными словосочетаниями, отражающими антикоррупционной информирование как формы правового просвещения являются следующие: «информирование граждан, общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления о состоянии противодействия коррупции»,9 «информирование граждан о фактах коррупции и ме-
7 О противодействии коррупции: федеральный закон от 22 декабря 2008 года №273-Ф3 (ред. от 22.12.2014 №431-Ф3) // Собрание законодательства РФ. - 2008. -№52 (Ч.1). - Ст.6228.
8 Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года №Пр-1568 // Российская газета. - 2008. - 5 авг.; О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесение изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года №297 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №12. - Ст.1391; О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы: указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года №226 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №15. - Ст.1729.
9 О противодействии коррупции в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 13 июня 2009 года №143-3 // Ведомости Государственного Совета - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2009. - №17 (311). - Ст.1078.
роприятиях по противодействию коррупции»,10 «информирование населения об антикоррупционных мерах»,11 «информирование о состоянии и эффективности противодействия коррупции»,12 «информирование общественности о проводимых мероприятиях по противодействию коррупции и их результативности»,13 «информирование органов государственной власти, органы местного самоуправления о сферах распространения коррупции»,14 «информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции»,15 «информирование о ходе реализации областной целевой программы противодействия коррупции»,16 «информирование об
10 О противодействии коррупции в Красноярском крае: закон Красноярского края от 7 июля 2009 года №83610 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. - 2009. - №37 (333).
11 О реализации мер антикоррупционной политики исполнительными органами государственной власти Краснодарского края в 2014 году: отчет администрации Краснодарского края от 27 апреля 2015 года // Кубанские новости. - 2015. - 27 апр.
12 О порядке проведения мониторинга коррупции и реализации антикоррупционной политики (антикоррупционного мониторинга) в Республике Хакасия: Приказ Аппарата Правительства Республики Хакасия от 29 сентября 2014 года №81; Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга в Пермском крае: указ губернатора Пермского края от 25 февраля 2011 года №14 // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов Губернатора Пермского края, Правительства Пермского карая, исполнительных органов государственной власти Пермского края. - 2011. - 7 марта.; О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области: указ Губернатора Свердловской области от 3 ноября 2010 года №971-УГ // Собрание законодательства Свердловской области. - 2011. - №11-3 (2010). - Ст.1827.
13 Об утверждении Программы противодействия коррупции в Приморском крае на 2014-2015 годы: постановление Администрации Приморского края от 8 июля 2014 года №261-па // Приморская газета. - 2014. - 15 июля.
14 Об утверждении Положения об Управлении по вопросам противодействия коррупции Владимирской области: постановление администрации Владимирской области от 18 августа 2014 года №865 // Владимирские ведомости. - 2014. - 23 авг.
15 Об утверждении Положения о мерах по предупреждению коррупции в муниципальных учреждениях и предприятиях: решение Совета народных депутатов города Суздаля от 16 сентября 2014 года №59 // Суздальская новь. - 2014. - 29 сентяб.
16 О противодействии коррупции в Липецкой обла-
сти: закон Липецкой области от 7 октября 2008 года №193-
О3 // Липецкая газета. - 2008. - 17 октяб.
изменениях законодательства в сфере противодействия коррупции»,17 «информирование населения о деятельности в сфере противодействия коррупции»,18 «информирование граждан о проводимой работе в сфере противодействия коррупции»,19 «информирование населения о ситуации в сфере противодействия коррупции и мерах, принимаемых по реализации антикоррупционной политики»,20 «информирование общества об антикоррупционной политике»,21 «информирование населения о результатах деятельности органов внутренних дел по противодействию коррупции»,22 «информирование о деятельности Комиссии по противодействию коррупции»,23 «информирование организаций
17 Об утверждении Положения о министерстве региональной безопасности и контроля Рязанской области: постановление Правительства Рязанской области от 14 сентября 2012 года №254 // Рязанские ведомости. - 2012. - 18 сентяб.
18 Об утверждении государственной программы Магаданской области «Обеспечение безопасности, профилактики правонарушений, коррупции и противодействие незаконному обороту наркотических средств в Магаданской области» на 2014-2018 годы: постановление администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 года №1144-па // Магаданская правда. - 2013. - 26 нояб.
19 О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в муниципальном образовании «Ржевский район» Тверской области: постановление Главы Ржевского района от 13 февраля 2015 года №107 // Ржевская правда. - 2015. - 5 марта.
20 Об утверждении государственной программы Самарской области «Противодействие коррупции в Самарской области на 2014-2015 годы»: постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года №673 // Волжская коммуна. - 2013. - 28 нояб.
21 Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка, противодействия преступности и незаконному обороту наркотиков в городском округе Южно-Сахалинск» на 2015-2020 годы: постановление Администрации города Южно-Сахалинск от 22 августа 2014 года №1556-па // Южно-Сахалинск сегодня. - 2014. -23 сентяб.
22 О государственной программе Новгородской области «Обеспечение общественного порядка и противодействии преступности в Новгородской области на 2014-2016 годы»: постановление Правительства Новгородской области от 17 октября 2013 года №270 // Новгородские ведомости. - 2013. - 25 октяб.
23 Об утверждении Плана работы органов местного самоуправления городского округа Первоуральск по противодействию коррупции на 2015-2016 годы и Перечня целевых показателей его исполнения: распоряжение Главы городского округа Первоуральск от 15 мая 2015 года №78 // Вечерний Первоуральск. - 2015. - 26 мая.
о требованиях законодательства по противодействию коррупции»,24 «информирование о принятии мер по противодействию коррупции».25 В материалах судебной практики наиболее часто используются словосочетания «информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политики»,26 «информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения бизнеса»,27 «информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах и антикоррупционной политике»,28 «информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции»,29 «информирование работников организации о принятой антикоррупционной политике»,30 «информирование работников организации о действующей антикоррупционной политике»,31 «информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции»,32 «информирование общественности о степени внедрения и успехах реализации антикоррупционных мер»,33 «информирование работниками работодателя о случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений и порядка рассмотрения таких
24 Там же.
25 Там же.
26 Решение Кызылского городского суда от 27 октября 2014 года №2-4980/2014; Решение Ногинского городского суда Московской области от 26 января 2015 года №21150/2015
27 Решение Ногоинского городского суда Московской области от года №.
28 Определение Сызранского городского суда Самарской области от 19 января 2015 года №2-244/2015.
29 Решение Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2014 года по делу №2-1071/2014.
30 Решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 30 июля 2014 года №2-1230/2014.
31 Решение Балейского районного суда Забайкальского края от 5 февраля 2015 года №2-59/2015
32 Решение Канского районного суда Красноярского края от 24 февраля 2015 года №2-194/2015.
33 Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26 декабря 2014 года № 2-3396/2014; Решение Снежинского городского суда Челябинской области от
14 мая 2015 года №2-385/2015.
обращений».34 Как правило, органы публичной власти, используя эти термины и громоздкие словосочетания в нормативных правовых актах, не утруждают себя пояснениями их содержания. Однако, невзирая на искусственную терминологическую «пестроту», используемую при описании антикоррупционного информирования в федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актах суть его не меняется, и сводится, в основном, к предоставлению информации по вопросам формирования и реализации государственной политики противодействия коррупции.
Безусловно, для уяснения содержания антикоррупционного информирования как одной из форм антикоррупционного просвещения необходимо проанализировать его основные структурные элементы. На наш взгляд, таковыми являются: а) цели и задачи антикоррупционного информирования; б) субъекты антикоррупционного информирования; в) объекты антикоррупционного информирования; г) способы антикоррупционного информирования.
На наш взгляд, основной целью антикоррупционного информирования является своевременное предоставление заинтересованным лицам достоверной информации о состоянии коррупции, её причинах, мерах и результатах противодействия коррупции. В качестве дополнительных целей могут выступать: а) формирование антикоррупционного поведения; б) формирование антикоррупционной культуры;
в) формирование антикоррупционного сознания; г) обеспечение открытости мер по противодействию коррупции, принимаемых органами публичной власти, их должностными лицами и иными субъектами противодействия коррупции.
В то же время основными задачами антикоррупционного информирования как одного из видов антикоррупционного просвещения являются: а) доведение до сведения официальных нормативных правовых актов и решений по вопросам противодействия коррупции; б) адекватная интерпретация состояния коррупции, её причин и результативности антикоррупционной деятельности; в) доведение до сведения заинтересованных лиц инструментов, механизмов и возможностей противодействия коррупции;
г) выявление заинтересованных лиц и их привлечение к антикоррупционной деятельности;
д) выявление наиболее сложных проблем в сфе-
34 Решение Верхнекетского районного суда Томской области от 1 августа 2014 года №2-164/ 2014
ре противодействия коррупции; е) обеспечение обратной связи между субъектами противодействия коррупции и населением.
Разумеется, что основным элементом системы антикоррупционного информирования выступают его субъекты. В качестве субъектов антикоррупционного информирования следует выделять организаторов и исполнителей. В качестве организаторов антикоррупционного информирования обычно выступают органы публичной власти, их структурные подразделения либо уполномоченные на то должностные лица. Обязанность антикоррупционного информирования прямо закреплена в Указах Президента Российской Федерации, региональном антикоррупционном законодательстве, в ведомственных и муниципальных актах. В качестве исполнителей антикоррупционного информирования довольно часто нормативными правовыми актами закрепляются различные субъекты противодействия коррупции. Среди таких исполнителей выступают: а) органы прокуратуры;35 б) органы внутренних дел;36 в) органы государственной власти;37 г) органы местного самоуправления;38 д) средства массовой информации;39 е) предприятия и учреждения не зависимо от форм соб-
35 Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: приказ Генеральной прокуратуры от 29 августа 2014 года №454 // 3аконность. - 2014. - №12.
36 О государственной программе Новгородской области «Обеспечение общественного порядка и противодействии преступности в Новгородской области на 2014-2016 годы»: постановление Правительства Новгородской области от 17 октября 2013 года №270 // Новгородские ведомости. - 2013. - 25 октяб.
37 Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работы по информированию о событиях и происшествиях, связанных с противодействием коррупции, прохождением федеральной государственной гражданской службы и кадровой работой: Приказ Росрыболовства от 14.04.2010 №338; Об утверждении Положения о министерстве региональной безопасности и контроля Рязанской области: постановление Правительства Рязанской области от 14 сентября 2012 года №254 // Рязанские ведомости. -2012. - 18 сентяб.
38 Об организации информирования о ходе и результатах реализации мер по противодействию коррупции в 3АТО Северск: распоряжение Администрации 3АТО Се-верск от 18.07.2011 №663-р;
39 О противодействии коррупции в Республике Кал-
мыкия: закон Республики Калмыкия от 27 июня 2008 года
№18-^-3 (в ред. от 06.03.2015 №393-^-3)//Хальмг унн.
- 2008. - 1 июля.
ственности.40 Для органов публичной власти информирование об антикоррупционной деятельности является разновидностью информирования о своей функциональной деятельности.41
Федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления антикоррупционного информирования, а также решения судебных органов по вопросам противодействия коррупции в качестве его объектов информационного воздействия выделяют: а) государственных и/или муниципальных служащих;42 б) население;43 в)
40 Решение Кызылского городского суда от 27 октября 2014 года №2-4980/2014; Решение Ногинского городского суда Московской области от 26 января 2015 года №21150/2015
41 Устинович Е.С. Массовое информирование в информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. - 2010. - №2. - С.13-16; Давыдова И.П. К вопросу об информировании населения о деятельности органов местного самоуправления // Проблемы права. - 2011. - №1. - С.71-73; Воронцов С.А. О необходимости соблюдения конституционных норм при информировании общественности о результатах противодействия преступности // Юрист-Правоведъ. - 2013. - №3. - С.38-43.
42 Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Обеспечение безопасности и противодействия преступности в Хабаровском крае»: постановление Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2013 года №482-пр // Собрание законодательства Хабаровского края. - 2013. - №12 (Часть III).
43 О противодействии коррупции в Курганской области: закон Курганской области от 3 марта 2009 года №439 // Новый мир. - 2009. - 11 марта; Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Безопасный регион» на 2014-2020 годы: постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года №1136 // Красный Север. - 2013. 30 де-каб.; Об утверждении Методических рекомендаций по информированию населения Санкт-Петербурга о реализации антикоррупционной политики: распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2011 № 26-р (ред. от 27.07.2012)
общественность;44 г) граждан;45 д) организации;46 е) партнеров и контрагентов;47 ж) федеральные органы государственной власти;48 и) общество.49 В связи с этим можно предположить, что объектом антикоррупционного информирования выступает неопределенный круг лиц, хотя это не препятствует осуществлению антикоррупционного информирования отдельных целевых групп.
Важнейшей составляющей процесса осуществления антикоррупционного информирования являются формы его осуществления. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы антикоррупционного информирования выделяют несколько основных форм его осуществления. Наиболее распространенным является официальное антикоррупционное информирование о принятых антикоррупционных нормативных правовых актов и решениях органов публичной власти путем размещения в периодических изданиях (официальное антикоррупционное правовое информирование). Однако уже сейчас заметно, что на смену этой устоявшейся форме антикоррупционного информирования приходит новая форма его осуществления, связанная с использованием современных инфор-
44 О противодействии коррупции в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 13 июня 2009 года №143-З // Ведомости Государственного Совета - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2009. - №17 (311). - Ст.1078.
45 О государственной программе «Совершенствование государственного управления в Вологодской области на 2013-2018 годы»: постановление Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года №1235 // Красный Север. - 2012. - 27 октяб.
46 Об утверждении Плана работы органов местного самоуправления городского округа Первоуральск по противодействию коррупции на 2015-2016 годы и Перечня целевых показателей его исполнения: распоряжение Главы городского округа Первоуральск от 15 мая 2015 года №78 // Вечерний Первоуральск. - 2015. - 26 мая.
47 Решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 16 сентября 2014 года №2-503/2014.
48 Об организации информирования о ходе и результатах реализации мер по противодействию коррупции в ЗАТО Северск: распоряжение Администрации ЗАТО Се-верск от 18.07.2011 №663-р.
49 Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка, противодействия преступности и незаконному обороту наркотиков в городском округе Южно-Сахалинск» на 2015-2020 годы: постановление Администрации города Южно-Сахалинск от 22 августа 2014 года №1556-па // Южно-Сахалинск сегодня. - 2014. -23 сентяб.
мационных технологий. Это форма массового антикоррупционного информирования регулируется целой группой нормативных правовых актов на федеральном,50 региональном51 и муниципальном уровнях.52
Проанализировав основные структурные элементы антикоррупционного информирования как одного из направлений антикоррупционного просвещения можно сделать некоторые выводы о его содержании и дать ему приемлемое рабочее определение. На наш взгляд, антикоррупционное информирование как форма антикоррупционного просвещения - это целенаправленная управляемая деятельность субъектов противодействия коррупции, направленная
Литература
1. Воронцов С.А. О необходимости соблюдения конституционных норм при информировании общественности о результатах противодействия преступности // Юрист-Правоведъ. - 2013. - №3. - С.38-43.
2. Гармаев Ю.П., Фалилеев В.А. Реализация мер антикоррупционного просвещения органами прокуратуры во взаимодействии с юридическими вузами // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. -№1. - С.11-15.
3. Давыдова И.П. К вопросу об информировании населения о деятельности органов местного самоуправления // Проблемы права. - 2011. - №1. - С.71-73;
4. Землин А.И. О новациях и деформациях антикоррупционного просвещения и воспитания в современной России // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. - COUNTER-TERRORISM. - 2014. - №2. -С.47-53.
5. Кабанов П.А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. -2014. - №4. - С.42-51.
6. Кабанов П.А. О формировании Программы мероприятий, направленных на повышение уровня правосознания граждан и популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знании общих
на предоставление достоверной информации неопределенному кругу лиц, с использованием различных средств, методов и технологий, обеспечивающая достижения целей антикоррупционного просвещения - формирования антикоррупционного мировоззрения и основанного на нем антикоррупционного поведения.
Представленное нами определение антикоррупционного информирования не является окончательным и исчерпывающим, но оно позволяет раскрыть его содержание через структурный анализ его основных элементов, что позволит в последующем при осуществлении правотворческой деятельности использовать его как универсальную правовую категорию.
прав и обязанностей // Следователь. - 2014. - №1. -С.27-29.
7. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции // Юридические исследования. - 2015. - № 2. -С.12-27.
8. Корякин В.М. Антикоррупция - 2014: приоритет -борьбе с «откатами» и антикоррупционное просвещение военнослужащих // Право в Вооруженных силах. -2014. - №12 (210). - С.8-13.
9. Устинович Е.С. Массовое информирование в информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. - 2010. - №2. - С.13-16;
10. Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное просвещение как эффективный способ противодействия коррупции // Диалектика противодействия коррупции: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 3 декабря 2014 г. - Казань, 2014. - С.188-191.
11. Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное просвещение: понятие, цели и значение // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №1-1 (41). - С.106-109.
12. Юсупов М.Р. Антикоррупционное просвещение в России - апологет правовой грамотности // Вертикальная власть федерации. - 2015. - №2-3. - С.5.
50 О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: приказ Минтруда России от 07.10.2013 №530н // Российская газета. - 2013. - 30 декаб.
51 Об установлении единых требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, посвященных вопросам противодействия коррупции: постановление Правительства Республики Бурятия от 22.08.2013 №453 // Бурятия. - 2013. - 27 авг.
52 Об утверждении Требований к размещению и наполнению подраздела официального сайта органов местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, посвященного вопросам противодействия коррупции: постановление Администрации города Оленегорска от 27.08.2013 №5-ПГ // 3аполяр-ная Руда. - 2013. - 31 авг.