МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ
М.С. КЯЗИМОВ,
доцент кафедры «Криминалистики и судебной экспертизы», докторант Бакинского государственного университета Научная специальность: 2.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Предлагается структура программы по усилению борьбы с экономической преступностью и коррупцией, разработанной с учетом рекомендаций, полученных в ходе международного сотрудничества; раскрываются отдельные разделы данной программы.
Ключевые слова: борьба с преступностью, экономическая преступность, финансово-кредитная сфера, международное сотрудничество, борьба с коррупцией.
THE INTERNATIONAL AGREEMENTS ON STRUGGLE AGAINST CRIMES IN FINANCIALLY-CREDIT SPHERE
M.S. KJAZIMOV,
dotsent of the department of «Criminalistics and judicial examination», the competitor of a scientific degree of the doctor of sciences of the Baku state university
Annotation. The program structure on strengthening of struggle against economic criminality and the corruption developed taking into account recommendations received during international cooperation is offered, separate sections of the given program reveal.
Keywords: struggle against criminality, economic criminality, financially-credit sphere, the international cooperation, fight against corruption.
Следует констатировать, что рост «теневого» бизнеса и коррупции обусловлен неразвитостью форм правового регулирования реформируемой экономики, размытостью границ деятельности государств в экономической сфере, неподготовленностью правоохранительных и судебных органов к деятельности в новой обстановке1. Оказалось, что степень риска быть привлеченным к ответственности за преступления в финансово-экономической сфере несопоставима с получаемой от преступной деятельности прибылью. Экономические преступления и коррупция из чисто криминальных переходят в разряд политических. Криминальный мир вступает в открытую конкуренцию с государственными структурами и далее переходит за ее границы. Об этом свидетельствует появление хорошо организованных преступных группировок со своими интеллектуальными центрами, исполнителями, судами, силовыми подразделениями. Они расширяют свое влияние, фактически уже осуществляют
«регулирование» некоторых хозяйственных отношений, даже «защиту собственников», но уже по своим, криминальным правилам2.
Международная экономическая преступность создает высокий уровень общекриминального фона. Она смыкается с коррупцией — злоупотреблением властью в личных интересах. Коррумпированная часть государственного аппарата «питает» и защищает как криминальный бизнес, так и незаконные действия бизнеса легального. Причем коррупция не сводится только к взяточничеству. Нередко используются разнообразные завуалированные формы подкупа государственных чиновников и депутатов, позволяющие преступникам выходить на международный уровень.
1 Ларичев В.Д. Преступления в кредитно-денежной сфере и противодействие им. Учебно-практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
2 Вакурин А. В. Экономические и правовые проблемы борьбы с организованной преступностью в кредитно-финансовой сфере. Монография. М.: Московский Институт МВД России, 1999.
Государство пытается предпринять ряд мер по ужесточению борьбы с экономической преступностью. Но борьба с международной экономической преступностью и коррупцией идет локально.
Уровень экономической преступности зависит, в первую очередь, от возможностей незаконного обогащения за счет средств государственного бюджета. Поэтому государство должно совершенствовать систему исполнения бюджета, сократить объем полномочий чиновников в распределении государственных ресурсов. Опыт показывает, что основной эффект в выявлении и привлечении к уголовной ответственности крупных «дельцов» финансово-кредитной сферы дает строжайший контроль за соблюдением соответствующего законодательства. Но с данной задачей органы справляются неудовлетворительно. Не сопоставляется, например, декларация о доходах собственников коттеджей со стоимостью их недвижимости.
Требуется принятие экстренных мер по декриминализации экономической жизни общества и ликвидации условий, способствующих коррупции. Для этого необходимо обеспечить подконтрольность всех каналов расходования государственных средств. Любые действия должностных лиц, использующих закрытые, неподконтрольные, внеконкурсные процедуры распределения государственных ресурсов, следует рассматривать как прямое содействие коррупции3.
Для эффективной борьбы с международными экономическими правонарушениями и коррупцией необходимо выявлять организаторов преступлений, а не только рядовых исполнителей. Следует принять ряд законов, подрывающих корни экономической преступности и коррупции, в частности закон о контроле за соответствием реальных и декларируемых доходов физических лиц, предусматривающий ужесточение мер ответственности в случае обмана государства, в том числе конфискацию имущества. Рекомендуется тщательнее использовать действующее международное законодательство.
Предлагается, чтобы спецслужбы сосредоточились на выявлении и пресечении фактов коррупции в правоохранительных органах и судах. Квалификационные коллегии судей обязаны тщательнее и строже контролировать чистоту судейского корпуса. В этой работе нужна полная гласность. Предлагается срочно рассмотреть вопрос о том, какую роль могут сыграть суды в декриминализации международной экономической
жизни. Если следы преступления ведут в «высокие» кабинеты власти, в этих случаях целесообразно действовать строго по закону. Иное поведение должностных лиц следует расценивать как нарушение служебного долга и непрофессионализм.
Необходимость разработки соответствующей программы продиктована тем, что негативные тенденции в динамике и структуре международной экономической преступности, проявившиеся в последние 5 лет, не нейтрализуются государством. Экономическая преступность становится более организованной и профессиональной, повышается уровень самозащиты преступников от разоблачения; в противоправную деятельность рекрутируются новые участники, идет поддержка из-за рубежа. Она стремится проникнуть и закрепиться в экономике, политике, интегрируясь с государственным аппаратом. Социальная дифференциация населения ведет к тому, что распространяются установки на криминально-силовые способы разрешения социальных противоречий. Исследованиями установлено, что на практике проявились следующие основные криминогенные факторы, влияющие на рост числа экономических преступлений: деструктивными силами сознательно организована разбалансировка в организационно-хозяйственной деятельности — падение договорной и трудовой дисциплины, ответственности за строгое соблюдение учета, соблюдение технологии производства, хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств; ощущается недостаток законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов, республиканских органов государственного управления, а также практически отсутствует механизм их реализации; нарастает групповая должностная безответственность в обеспечении сохранности государственного имущества, особенно в сфере приватизации государственной собственности; ослаблены ведомственные структуры контрольно-ревизионных органов4.
Программа по усилению борьбы с экономической преступностью и коррупцией структурно может быть изложена в следующих разделах.
3 Горяинов К.К., Деревягин Ю.Т. Криминологическая характеристика лиц, совершивших хищения государственного и общественного имущества. М.: Издательство ВНИИ МВД СССР, 1976.
4 Третьяков В. И. Организованная преступность и легализация криминальных доходов: криминологическое взаимосвязи и проблемы предупреждения. Монография. Волгоград: ВА МВД России, 2009.
Комплекс организационно-правовых мероприятий базового характера. Он охватывает:
• разработку общей концепции обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства и концепции Основ государственной политики в области борьбы с преступлениями в финансово-кредитной сфере. Их сутью должно стать единство стратегии всех ветвей государственной власти, обеспечение государственного и международного контроля над преступностью во всех ее проявлениях. При разработке основ государственной политики в области борьбы с организованной преступностью рекомендуется реализовать признанный международным сообществом принцип приоритетности государственной защиты прав и законных интересов личности;
• обеспечение при формировании бюджета приоритетного и полного финансирования судебной системы и правоохранительных органов, учреждений и органов, исполняющих наказания;
• создание механизма контроля за полнотой поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
• подготовку и рассмотрение законопроектов, направленных на защиту конституционных прав граждан, на противодействие преступности, коррупции в государственном аппарате.
Предлагается провести:
• подготовку модельных разработок (формализация экономико-математических моделей) для теоретического обоснования региональных и местных программ борьбы с организованной преступностью;
• разработку Положения о криминологической экспертизе проектов законодательных и правительственных актов;
• разработку Положения о межведомственных координационных структурах по борьбе с организованной преступностью.
Борьба с экономической преступностью предполагает:
• реализацию мер, препятствующих проникновению организованной преступности и ее элементов в государственный аппарат; создание единого информационного банка данных о преступных формированиях, их лидерах, покровителях, способах поддержания международных контактов; разработку системы мер борьбы с «отмыванием» незаконно полученных капиталов и имущества, а также ответственности (в том
числе юридических лиц) за оказание содействия в этом с последующей их конфискацией и обращением на нужды борьбы с международной преступностью.
• разработку Национальной программы борьбы с «отмыванием грязных» денег. Ее реализация позволит улучшить многостороннее сотрудничество и правовую взаимопомощь в расследованиях и привлечении к ответственности лиц, виновных в «отмывании» капиталов, а также, в случае необходимости, выдачи правонарушителей другому государству.
С целью совершенствования национальной нормативно-правовой системы борьбы против «отмывания» капиталов, рекомендуется:
• в правовых нормах дать определение такого правонарушения, как «отмывание» капиталов; принять новые законодательные акты, позволяющие привлекать к уголовной ответственности виновных за «отмывание» денег, приобретенных за счет торговли наркотиками, как это предусматривает Венская конвенция; распространить такое правонарушение, как «отмывание» капиталов, приобретенных за счет торговли наркотиками, и на другие правонарушения, связанные с наркотиками, в противном случае «отмывание» капиталов можно было бы инкриминировать при всех серьезных правонарушениях и / или при всех правонарушениях, которые приводят к появлению очень большого количества товаров, или при некоторых серьезных правонарушениях;
• правонарушение в виде «отмывания» капиталов должно применяться, по меньшей мере, к намерениям «отмыть» деньги при условии, что вывод о таком намерении можно сделать из объективных фактических обстоятельств. При этом следует, по возможности, привлекать к уголовной ответственности сами фирмы, объединения, компании, а не только их сотрудников;
• принять законодательные акты, которые должны позволять компетентным органам конфисковывать «отмытые» ценности, товары, приобретенные на эти деньги, а также средства, которые были использованы для совершения такого правонарушения, или имущество на соответствующую сумму. Эти меры должны позволить выявлять, обнаруживать и оценивать имущество, являющееся объектом конфискации;
• принять меры превентивного характера, в частности такие, как замораживание счета и наложение ареста на имущество, чтобы воспрепятствовать любой сделке, передаче или продаже такого имущества;
• принять все необходимые в этих случаях меры для расследования дела;
• помимо конфискации и уголовных наказаний целесообразно также предусмотреть штрафные и административные санкции и / или судебное преследование, в частности, в суде по гражданским делам, чтобы аннулировать контракты, заключенные в то время, когда стороны знали или должны были бы знать, что данный контракт помешает этой стране взыскать указанные средства, например, путем конфискации или наложения штрафов и других санкций.
Рекомендуется разработать правила установления личности клиента и хранения документов. Нельзя допускать, чтобы финансово-кредитные институты имели анонимные счета, а также счета, открытые на явно фиктивные фамилии5.
Финансово-кредитные институты обязаны законами, правилами, соглашениями, заключенными между государствами, контролирующими властями и финансовыми институтами, или соглашениями о самодисциплине, заключенными между финансовыми институтами, устанавливать на основе официального документа или другого заслуживающего доверия удостоверения личность своих обычных или случайных клиентов и регистрировать эту личность, когда они вступают в деловые отношения или совершают сделки (особенно, если открывают текущие счета или выдают чековые книжки, совершают финансовые сделки, сдают в аренду сейфы или совершают крупные сделки с наличными).
При этом необходимо:
• принимать меры для получения информации о подлинной личности тех, на чье имя открывается текущий счет или в чьих интересах совершается сделка, если есть хотя бы малейшее сомнение в том, что эти клиенты, возможно, действуют не от себя лично. В частности, в тех случаях, когда речь идет о зарегистрированных в данной стране компаниях (т. е. об обществах, фондах, финансовых компаниях, которые не занимаются коммерческими или промышленными операциями или какими-либо другими формами коммерческой деятельности в стране, где официально зарегистрирована головная контора);
• чтобы финансово-кредитные институты по меньшей мере в течение 5-и лет, сохраняли все необходимые документы, касающиеся совершенных сделок, национальных и международных, чтобы можно было
быстро ответить на информационные запросы компетентных органов. Эти документы могут позволить воссоздать индивидуальные сделки (и в том числе, в случае необходимости, суммы и тип используемых денежных единиц), чтобы предоставить, если это необходимо, доказательство в случае привлечения к уголовной ответственности за преступное поведение;
• хранить письменное свидетельство, подтверждающее личность своих клиентов (например, копию или регистрационные номера официальных документов, таких, как паспорта, удостоверения личности, водительские права или другие аналогичные документы), сберегательные книжки или коммерческую корреспонденцию, по меньшей мере в течение 5-и лет после закрытия счета. Эти документы должны предоставляться по первому требованию в распоряжение компетентных государственных органов, если они возбуждают уголовное дело или проводят судебное расследование;
• обращать особое внимание на все сложные, необычные, крупные операции и все необычные типы сделок, если у них нет экономического обоснования или совершенно очевидной законности. Для этого целесообразно выяснить закулисную сторону и объект подобных операций. Результаты этого выяснения должны быть изложены в письменном виде и находиться под рукой, чтобы помочь контролирующим и правоохранительным органам, уполномоченным, осуществляющим контроль за счетами, национальным и иностранным контролерам. При подозрении, что средства поступают от преступной деятельности, они должны быть облачены правом или обязаны незамедлительно довести свои подозрения до сведения компетентных органов.
В связи с этим законодательные положения должны оградить финансовые институты и их сотрудников от ответственности, гражданской или уголовной, за нарушение правил конфиденциальности, независимо от того, предусмотрены ли они каким-либо законодательным, уставным или административным положением, в тех случаях, если эти финансовые институты сделали заявление добросовестно, даже если они точно не знали, о какой преступной деятельности шла в данном случае речь, и даже если подозрения ока-
5 Уголовно-правовая квалификация, тактика и методика выявления, раскрытия и расследования отдельных видов преступлений в сфере экономической деятельности. Учебное пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2005.
зались необоснованными и никакой преступной деятельности в действительности не было. Сотрудники финансовых институтов должны вести себя в соответствии с инструкциями, полученными от компетентных органов; при всех своих подозрениях в отношении определенных операций или клиентов, финансовый институт должен отказать клиенту в какой бы то ни было помощи, положить конец отношениям и закрыть его счета. Финансовым институтам рекомендуется разработать свои собственные программы для предотвращения «отмывания» капиталов, которые должны, как минимум, предусматривать соответствующую внутреннюю политику и контроль, включая назначение ответственных лиц на уровне генеральной дирекции и соответствующие процедуры во время приема на работу сотрудников, чтобы гарантировать, что это делается на основе надлежащих критериев; разработать постоянную программу подготовки сотрудников; иметь внутренний контрольный механизм, чтобы проверять эффективность системы. Особое внимание предлагается уделять деловым отношениям и сделкам с физическими и юридическими лицами, включая общества или финансовые институты, зарегистрированные в странах, которые не применяют или применяют лишь в незначительной мере данные рекомендации. Если эти сделки не имеют экономического обоснования или не представляются абсолютно законными, их закулисную сторону и их цель следует по мере возможностей выяснить. Результаты этого выяснения следует иметь в письменном виде, чтобы помочь компетентным контролирующим и правоохранительным органам выяснить суть дела. Следует срочно рассмотреть вопрос о мерах для выявления или контроля за физическими перевозками наличных денег из одной страны в другую при условии, что использование этой информации будет строго ограниченным и что это не скажется на свободе перемещения капиталов.
Банки и другие финансовые и посреднические институты обязаны сообщать обо всех международных и национальных сделках с наличными сверх определенной суммы Национальному банку, располагающему банком данных, причем к этой информации должны иметь доступ ответственные органы, компетентные в вопросах «отмывания» капиталов, а ее использование должно быть строго ограниченным. Компетентные органы, на которые возложена обязанность осуществлять контроль за банками и другими финансовыми инсти-
тутами или финансовыми посредниками, должны удостовериться в том, что контролируемые институты располагают соответствующими программами для предотвращения «отмывания» капиталов. На компетентные органы ложится ответственность за разработку директив, чтобы помочь финансовым институтам выявить подозрительные способы действия своих клиентов. От компетентных органов требуется, чтобы они выступали с законодательной инициативой для принятия необходимых законодательных мер или регламентирующих положений. Нельзя допускать и позволять преступникам или их соучастникам устанавливать контроль над финансовыми институтами или приобретать значительные пакеты акций. В сфере международного сотрудничества Азербайджана с другими странами необходимо расширять сотрудничество между судебными властями различных стран. В части административного сотрудничества требуется расширять обмен информацией общего характера и обмен информацией, касающейся подозрительных сделок.
Международный обмен информацией между компетентными органами по вопросу о подозрительных операциях и о лицах или компаниях, причастных к этим операциям, заключается в: выработке четких гарантий, обеспечивающих соответствие этого обмена информацией международным и национальным положениям и правилам в области защиты частной жизни клиентов и безопасности информационных данных. Сотрудничество между судебными властями предусматривает разработку методов взаимодействия в области конфискации, правовой взаимопомощи и выдачи правонарушителей. Сотрудничающие страны должны иметь возможность отслеживать — в рамках двусторонних или многосторонних отношений, — критерии, принятые в расчет в национальных положениях об определении совершенного экономического противоправного деяния, т.е. критерии, применяемые при определении умышленного правонарушения, с тем, чтобы они не сказывались отрицательно на способности или воле стран оказывать друг другу взаимную помощь в правовой области.
Международное сотрудничество по борьбе с экономическими преступлениями рекомендует:
• присоединиться к принятым международным конвенциям, в частности к таким, как проект Конвенции Совета Европы, предусматривающей конфискацию выручки от преступления;
• разработать проект конвенции о принципах сотрудничества стран СНГ в борьбе с организованной преступностью, для чего необходима унификация законодательства государств СНГ в борьбе с организованной преступностью;
• подготовить предложения о присоединении к конвенциям Совета Европы по вопросам борьбы с преступностью, в частности: Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи (1955 г.), Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.), Протоколу о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах (1961 г.), Европейскому соглашению о передаче заявлений о правовой помощи (1977 г.), международно-правовым документам о противодействии «отмыванию» средств, полученных противоправным путем.
Литература
1. Ларичев В.Д. Преступления в кредитно-денежной сфере и противодействие им. Учебно-практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
2. Вакурин А.В. Экономические и правовые проблемы борьбы с организованной преступностью в кредитно-финансовой сфере. Монография. М.: Московский Институт МВД России, 1999.
3. Горяинов К.К., Деревягин Ю.Т. Криминологическая характеристика лиц, совершивших хищения государственного и общественного имущества. М.: Издательство ВНИИ МВД СССР, 1976.
4. Третьяков В.И. Организованная преступность и легализация криминальных доходов: криминологические взаимосвязи и проблемы предупреждения. Монография. Волгоград.: ВА МВД России, 2009.
5. Уголовно-правовая квалификация, тактика и методика выявления, раскрытия и расследования отдельных видов преступлений в сфере экономической деятельности. Учебное пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2005.
6. Шувалов Н.В. Расследование преступлений, совершаемых в сфере кредитования: метод. рекомендации. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2008.
7. Шимонин А.В. Банковские технологии и преступность. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАДРУГАТЕЛЬСТВОМ НАД ТЕЛАМИ УМЕРШИХ И МЕСТАМИ
ИХ ЗАХОРОНЕНИЯ
Б.Г. МАТВЕЕВ,
адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,
семейное право, международное частное право Е-шаП: [email protected] Научный руководитель — Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доктор экономических наук, профессор кафедры гражданского права
и процесса Московского университета МВД России
Аннотация. Исследуется характеристика преступлений, связанных с надругательством над телами умерших и местами их захоронения; приводятся данные о динамике преступлений с 1997 г. по 2004 г., а также их раскрываемость; говорится об объективной стороне и мотивации девиантного поведения; перечисляются элементы криминалистической характеристики преступлений.
Ключевые слова: надругательство над телами умерших, места захоронения, объективная сторона преступления, криминалистическая характеристика преступления, динамика совершения преступлений.