Научная статья на тему 'Специфические приемы и методы предупреждения преступлений в финансово-кредитной сфере'

Специфические приемы и методы предупреждения преступлений в финансово-кредитной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ / ФИНАНСОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / БОРЬБА С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ / CRIMES IN CREDIT SPHERE / FINANCIAL CRIMES / DISCLOSING OF CRIMES / STRUGGLE AGAINST ECONOMIC CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кязимов М. С.

Предлагается перечень организационно-правовых мероприятий, направленных на повышение эффективности раскрытия преступлений в финансово-кредитной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC RECEPTIONS AND METHODS OF THE PREVENTION OF CRIMES IN FINANCIALLY-CREDIT SPHERE

In article are offered the list of the organizational-legal actions directed on increase of efficiency of disclosing of crimes in financially-credit sphere

Текст научной работы на тему «Специфические приемы и методы предупреждения преступлений в финансово-кредитной сфере»

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ

М.С. КЯЗИМОВ,

докторант Бакинского государственного университета 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

vergi3m @rambler. ru

Аннотация. Предлагается перечень организационно-правовых мероприятий, направленных на повышение эффективности раскрытия преступлений в финансово-кредитной сфере.

Ключевые слова: преступления в кредитной сфере, финансовые преступления, раскрытие преступлений, борьба с экономической преступностью.

SPECIFIC RECEPTIONS AND METHODS OF THE PREVENTION OF CRIMES IN FINANCIALLY-CREDIT SPHERE

M.S. KJAZIMOV,

doctoral candidate of the Baku State University

The summary. In article are offered the list of the organizational-legal actions directed on increase of efficiency of disclosing of crimes in financially-credit sphere.

Key words: crimes in credit sphere, financial crimes, disclosing of crimes, struggle against economic criminality.

Рост «теневого» бизнеса и коррупции вызывается тем, что остаются неразвитыми формы правового регулирования реформируемой экономики, размытыми границы деятельности государства в экономической сфере, правоохранительные и судебные органы не подготовлены к деятельности в новой обстановке. Оказалось, что степень риска быть привлеченным к ответственности несопоставима с получаемой от преступной деятельности прибылью. Экономические преступления и коррупция из чисто криминальных переходят в разряд политических. Криминальный мир вступает в открытую конкуренцию с государственными структурами. Об этом свидетельствует появление хорошо организованных преступных группировок со своими интеллектуальными центрами, исполнителями, судами, силовыми подразделения-ми1. Они расширяют свое влияние, фактически осуществляют «регулирование» некоторых хозяйственных отношений, даже «защиту собственников», но по своим, криминальным правилам.

Экономическая преступность создает высокий уровень общекриминального фона. Она смыкается с коррупцией — злоупотреблением властью в личных интересах. Коррумпированная часть государственного аппарата «питает» и защищает как криминальный бизнес, так и незаконные действия бизнеса легального. Причем коррупция не сводит-

ся только к взяточничеству. Нередко используются разнообразные завуалированные формы подкупа государственных чиновников и депутатов. Государство приняло ряд мер по ужесточению борьбы с экономической преступностью, но борьба с экономической преступностью и коррупцией идет локально.

Уровень экономической преступности зависит прежде всего от возможностей незаконного обогащения за счет средств государственного бюджета. Государство должно совершенствовать систему исполнения бюджета, сократить объем полномочий чиновников в распределении государственных ресурсов2. Особую роль в борьбе с экономической преступностью может играть Министерство по налогам Азербайджанской Республики. Опыт показывает, что основной эффект в выявлении и привлечении к уголовной ответственности крупных дельцов «теневого» бизнеса дает строжайший контроль над соблюдением налогового законодательства. Но с этой задачей налоговые органы справляются неудовлетворительно. Не сопоставляется, например, декларация о доходах собственников коттеджей со стоимостью их недвижимости.

Требуется принятие экстренных мер по декриминализации экономической жизни общества и ликвидации условий, способствующих коррупции. Для

этого необходимо обеспечить равенство условий хозяйствования, подконтрольность всех каналов расходования государственных средств. Любые действия должностных лиц, использующих закрытые, неподконтрольные, внеконкурсные процедуры распределения государственных ресурсов, следует рассматривать как прямое содействие коррупции.

Для эффективной борьбы с экономическими правонарушениями и коррупцией необходимо выявлять организаторов преступлений, а не только рядовых исполнителей. Следует принять ряд законов, подрывающих корни экономической преступности и коррупции, в частности закон о контроле за соответствием реальных и декларируемых доходов физических лиц, предусматривающий ужесточение мер ответственности в случае обмана государства, в том числе конфискацию имущества. Рекомендуется использовать законодательство, в частности для контроля за соответствием имущества, особенно недвижимого, декларируемым доходам.

Предлагается, чтобы спецслужбы сосредоточились на выявлении и пресечении фактов коррупции в правоохранительных органах и судах. Квалификационные коллегии судей обязаны тщательнее и строже контролировать чистоту судейского корпуса. В этой работе нужна полная гласность. Предлагается срочно рассмотреть вопрос о том, какую роль могут сыграть суды в декриминализации экономической жизни. Если следы преступления ведут в «высокие» кабинеты власти, в этих случаях целесообразно действовать строго по закону. Иное поведение должностных лиц следует расценивать как нарушение служебного долга и непрофессионализм.

Экономическая преступность становится более организованной и профессиональной, повышается уровень самозащиты преступников от разоблачения, в противоправную деятельность рекрутируются новые участники. Она стремится проникнуть и закрепиться в экономике, политике, интегрируясь и вовлекая в свою сферу государственный аппарат3. Социальная дифференциация населения ведет к тому, что рас-пространяются установки на криминально-силовые способы разрешения социальных противоречий.

Исследованиями установлено, что проявились следующие основные криминогенные факторы, влияющие на увеличение количества экономических преступлений:

деструктивными силами сознательно организована разбалансировка в организационно-хозяйственной деятельности — падение договорной и трудовой дисциплины, ответственности за строгое соблюдение учета, соблюдение технологии производства, хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств;

ощущается недостаток законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность

хозяйствующих субъектов, республиканских органов государственного управления, а также отсутствует механизм их реализации;

нарастает групповая должностная безответственность в обеспечении сохранности государственного имущества, особенно в сфере приватизации государственной собственности;

ослаблены ведомственные структуры контрольно-ревизионных органов.

Программа по усилению борьбы с экономической преступностью и коррупцией структурно может быть изложена в следующих разделах.

Комплекс организационно-правовых мероприятий базового характера. Он включает в себя:

разработку общей концепции обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства и концепции основ государственной политики в области борьбы с организованной преступностью. Их сутью должно стать единство стратегии всех ветвей государственной власти, обеспечение государственного контроля над преступностью во всех ее проявлениях. При разработке основ государственной политики в области борьбы с организованной преступностью рекомендуется реализовать признанный международным сообществом принцип приоритетности государственной защиты прав и законных интересов личности;

обеспечение полного финансирования судебной системы и правоохранительных органов, учреждений и органов, исполняющих наказания;

# создание механизма контроля над полнотой поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

в срочном порядке подготовить и рассмотреть законопроекты, направленные на защиту конституционных прав граждан, на противодействие преступности, коррупции в государственном аппарате.

Предлагается провести подготовку модельных разработок (формализация экономико-математических моделей) для теоретического обоснования регио-нальных и местных программ борьбы с организованной преступностью; разработку положения о криминологической экспертизе проектов законодательных и правительственных актов; разработку положения о межведомственных координационных структурах по борьбе с организованной преступностью.

В рамках мер борьбы с экономической преступностью

предлагается:

# продолжить формирование в структуре МВД Азербайджана централизованной системы подразделений по борьбе с организованной преступностью; реализовать меры, препятствующие проникновению организованной преступности в государственный аппарат; создать единый информационный банк данных о преступных формированиях, их лидерах, по-

кровителях, способах поддержания международных контактов; разработать систему мер борьбы с отмыванием незаконно полученных капиталов и имущества, а также ответственности (в том числе юридических лиц) за оказание содействия в этом с последующей их конфискацией и обращением на нужды борьбы с преступностью;

разработать национальную программу борьбы с отмыванием «грязных» денег. Ее реализация позволит улучшить многостороннее сотрудничество и правовую взаимопомощь в расследованиях и привлечении к ответственности лиц, виновных в отмывании капиталов, а также, в случае необходимости, выдачи правонарушителей другому государству;

с целью совершенствования национальной нормативно-правовой системы борьбы против отмывания капиталов, рекомендуется: а) в правовых нормах дать определение такого правонарушения, как отмывание капиталов; принять новые законодательные акты, дающие возможность привлечь к уголовной ответственности виновных в отмывании денег, приобретенных за счет торговли наркотиками, как это предусматривает Венская конвенция; распространить такое правонарушение, как отмывание капиталов, приобретенных за счет торговли наркотиками, и на другие правонарушения, связанные с наркотиками, в противном случае отмывание капиталов можно было бы инкриминировать при всех серьезных правонарушениях и при всех правонарушениях, которые приводят к появлению множества товаров, или при некоторых серьезных правонарушениях; б) правонарушение в виде отмывания капиталов должно применяться по меньшей мере к намерению отмыть деньги при условии, что вывод о таком намерении можно сделать из объективных фактических обстоятельств. Следует, по возможности, привлекать к уголовной ответственности фирмы, объединения, компании, а не только их сотрудников; в) принять законодательные акты, которые должны позволять компетентным органам конфисковать отмытые ценности, товары, приобретенные на эти деньги, а также средства, которые были использованы для совершения такого правонарушения, или имущество на соответствующую сумму. Эти меры должны позволить выявить, обнаружить и оценить имущество, являющееся объектом конфискации; г) принять меры превентивного характера, в частности замораживание счета и наложение ареста на имущество, чтобы воспрепятствовать любой сделке, передаче или продаже такого имущества; д) принять все необходимые в этих случаях меры для расследования дела; е) помимо конфискации и уголовных наказаний, целесообразно предусмотреть штрафные и административные санкции и судебное преследование, в частности, в суде по гражданским делам, чтобы аннулировать контракты, заключенные в то время, когда стороны знали или должны были бы знать, что этот контракт

помешает этой стране взыскать эти средства, например путем конфискации или наложения штрафов и других санкций;

Ф разработать правила установления личности клиента и хранения документов. Нельзя допускать, чтобы финансовые институты имели анонимные счета, а также счета, открытые на явно фиктивные фамилии.

Финансовые институты обязаны: законами, правилами, соглашениями, заключенными между контролирующими властями и финансовыми институтами или соглашениями о самодисциплине, заключенными между финансовыми институтами, устанавливать на основе официального документа или другого заслуживающего доверия удостоверения личность своих обычных или случайных клиентов и регистрировать эту личность, когда они вступают в деловые отношения или совершают сделки (особенно, если открывают текущие счета или выдают чековые книжки, совершают финансовые сделки, сдают в аренду сейфы или совершают крупные сделки с наличными);

принять меры для того, чтобы получить информацию о подлинной личности тех, на чье имя открывается текущий счет или в чьих интересах совершается сделка, если есть хотя бы малейшее сомнение в том, что эти клиенты, возможно, действуют не от себя лично. В частности, в тех случаях, когда речь идет о зарегистрированных в данной стране компаниях (т.е. об обществах, фондах, финансовых компаниях, которые не занимаются коммерческими или промышленными операциями или какими-либо другими формами коммерческой деятельности в стране, где официально зарегистрирована головная контора);

сохранять по меньшей мере в течение пяти лет все необходимые документы, касающиеся совершенных сделок, национальных и международных, чтобы можно было быстро ответить на информационные запросы компетентных органов. Эти документы могут позволить воссоздать индивидуальные сделки (в том числе в случае необходимости, суммы и тип используемых денежных единиц), чтобы предоставить, если это необходимо, доказательство в случае привлечения к уголовной ответственности за преступное поведение;

хранить письменное свидетельство, подтверждающее личность своих клиентов (например, копию или регистрационные номера официальных документов, таких, как паспорта, удостоверения личности, водительские права или другие аналогичные документы), сберегательные книжки или коммерческую корреспонденцию, по меньшей мере в течение пяти лет после закрытия счета. Эти документы должны быть предоставлены по первому требованию в распоряжение компетентных государственных органов, если они возбуждают уголовное дело или проводят судебное расследование;

Ф обращать особое внимание на все сложные, необычные, крупные операции и все необычные типы сделок, если у них нет экономического обоснования или совершенно очевидной законности.

Для этого целесообразно выяснить закулисную сторону и объект подобных операций. Результаты выяснения должны быть изложены в письменной форме и находиться под рукой, чтобы помочь контролирующим и правоохранительным органам, уполномоченным, осуществляющим контроль за счетами, национальным и иностранным контролерам. При подозрении, что средства поступают от преступной деятельности, они должны быть облачены правом или обязаны незамедлительно довести свои подозрения до сведения компетентных органов4.

Законодательные положения должны оградить финансовые институты и их сотрудников от ответственности, гражданской или уголовной, за нарушение правил конфиденциальности, независимо от того, предусмотрены ли они каким-либо законодательным, уставным или административным положением, в тех случаях, когда эти финансовые институты сделали заявление добросовестно, даже если они точно не знали, о какой преступной деятельности шла речь, и даже если подозрения оказались необоснованными и никакой преступной деятельности не было. Сотрудники финансовых институтов должны вести себя в соответствии с инструкциями, полученными от компетентных органов; при всех своих подозрениях в отношении определенных операций или клиента, финансовый институт должен отказать клиенту в какой бы то ни было помощи, положить конец отношениям и закрыть его счета5.

Финансовым институтам рекомендуется разработать собственные программы для предотвращения отмывания капиталов, которые должны как минимум предусматривать соответствующую внутреннюю политику и контроль, включая назначение ответственных лиц на уровне генеральной дирекции и соответствующие процедуры во время приема на работу сотрудников, чтобы гарантировать, что это делается на основе надлежащих критериев; разработать по-

стоянную программу подготовки сотрудников; иметь внутренний контрольный механизм, чтобы проверять эффективность системы.

Особое внимание предлагается обращать на деловые отношения и на сделки с физическими и юридическими лицами, включая общества или финансовые институты, зарегистрированные в странах, которые не применяют или применяют лишь в незначительной мере данные рекомендации. Если эти сделки не имеют экономического обоснования или не представляются абсолютно законными, их закулисную сторону и их цель следует по мере возможностей выяснить. Результаты этого выяснения следует иметь в письменной форме, чтобы помочь компетентным контролирующим и правоохранительным органам выяснить суть дела. Следует срочно рассмотреть вопрос о мерах для выявления или для контроля над физическими перевозками наличных денег из одной страны в другую при условии, что использование этой информации будет строго ограниченным и что это не скажется на свободе перемещения капиталов.

1 Годунов И.В. Противодействие организованной преступности : учеб. пособие. М., 2003.

2 Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.

3 Дмитриев О.В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / под ред. М.П. Клейменова. М., 2005.

4 Проблемы раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 2005.

5 Гамза В., Ткачук И. Аферы в кредитно-финансовой сфере. Меры предупреждения и борьбы. М., 2007.

Литература

1. Вопросы теории и практики раскрытия и расследования преступлений : сб. науч. тр. Волгоград, 2007.

2. Козлов В.А. Налоговое расследование в сфере международного законодательства. М., 2005.

3. Мазур С.Ф. Уголовно-правовая охрана экономической деятельности. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.