Научная статья на тему 'Международно-правовое сотрудничество в противодействии отмыванию преступно полученных доходов'

Международно-правовое сотрудничество в противодействии отмыванию преступно полученных доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бокерия С. А., Новикова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое сотрудничество в противодействии отмыванию преступно полученных доходов»

Научные сообщения

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОТМЫВАНИЮ ПРЕСТУПНО ПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ

С.А. Бокерия., С.Н. Новикова

Кафедра международного права Российский Университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6,117138 Москва, Россия

В России сегодня имеются объективные экономические условия для активной легализации преступных капиталов. Незаконный оборот наркотиков, торговля оружием и радиоактивными материалами, проституция, подпольный игорный бизнес, организованная преступность, нелегальная финансовая и банковская деятельность, расхищение государственных средств и фондов, безлицензионный видеобизнес, нелегальное использование чужих авторских прав и торговых знаков, подпольное производство алкоголя - все это более чем благоприятные условия для возникновения значительных по меркам даже западных государств нелегальных капиталов. Наличие таких денег в стране признается международным сообществом как вполне достаточное условие для широкомасштабных криминальных финансовых операций.

Борьба с «отмыванием» преступных доходов рассматривается сейчас как приоритетное направление борьбы с организованной преступностью во многих странах мира и мирового сообщества в целом. Проникновение , а затем насыщение «грязными» деньгами законного финансового оборота является серьезной угрозой экономической безопасности и политической стабильности любого суверенного государства., в том числе и РФ. Отмывание преступных доходов трансформировалось сегодня в реальную угрозу национальной безопасности. Указанное обстоятельство требует самого пристального внимания и адекватных комплексных мер противодействия. Отставание российского законодательства в этой сфере уже привело к таким негативным результатам, как включение РФ в «черные списки» ряда международных организаций а также к другим дискриминационным мерам в отношении российских финансовых учреждений.

Принятые законы направлены на создание и регламентацию системы выявления финансовых операций, которые по общему правилу дают основания подозревать, что их целью является легализация, то есть придание правомерного вида денежным средствам или иному имуществу, полученным в результате преступления. Важной особенностью легализации ( отмывания ) является ее международный характер. Поэтому действия в этой области не могут быть предотвращены лишь только национальными мерами, они требуют транснационального использования сил, развития международного сотрудничества.

Что касается терминологии, то "отмывание"/ "легализация" заимствованы из Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. В русском языке термин "легализация" имеет значение- «разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию"’’ «узаконение, придание законной силы, переход на легальное положение"2 Это позволяет предположить достаточную близость указанных понятий.

По отношению к денежным средствам или иному имуществу, приобретенным незаконным путем, легализация будет состоять в умышленных действиях, направленных на введение их в законный оборот, то есть на придание им статуса законных. Примерный перечень таких действий, содержится в тексте Конвенции Совета Европы 1990 г., включающий:

-конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного преступления, избежать правовых последствий своих деяний;

1 Советский энциклопедический словарь. М, 1980. С. 941.

2 Словарь иностранных слов. М, 1980. С. 280.

-утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;

-при соблюдении своих конституционных принципов и основных концепций своей правовой системы;

-приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем;

-участие или соучастие в любом из преступлений, определенных в настоящей статье, или в покушении на его совершение, а также помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления.1

Учитывая транснациональный характер данного явления, международное сообщество разработало документы, охватывающие ключевые вопросы легализации доходов, полученных преступным путем и составившие свод его международных стандартов. Процесс правовой интеграции, в котором активно участвует РФ в последнее время, предопределяет сближение национального законодательства с этими стандартами. Одним из первых документов, посвященных борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем были Рекомендации Комитета министров Европейского сообщества от 7 июня 1980 г. № Р/80/10 "Меры против перевода и хранения денежных средств преступного происхождения". В нем отмечалось, что банковская система способна играть весьма эффективную роль в предотвращении указанной преступной деятельности, причем сотрудничество банков может быть полезным при раскрытии соответствующих преступлений судебными властями и полицией2.

Учитывая, что незаконный оборот наркотиков обеспечивает большие прибыли и финансовые средства, что и позволяет транснациональным преступным организациям проникать в правительственные механизмы, законную торговлю и финансовую деятельность, в 1988 году в Вене была принята Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Венская конвенция), посвященная торговле наркотиками и отмыванию денежных средств, вырученных от торговли ими. Венская конвенция призывает предусмотреть обязанность государства классифицировать как преступное действие отмывание вырученных от торговли наркотиками денег и таким образом способствовать сотрудничеству в проведении судебных расследований в этой области, а также выдаче преступников при расследовании случаев отмывания денежных средств в странах, подписавших Конвенцию. Данная Конвенция является первым международно-правовым документом обязательного характера для присоединившихся стран.

Наиболее полным документом, регламентирующим на международно-правовом уровне вопросы борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, является Европейская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, открытая для подписания 8 ноября 1990 г.(Страсбургская конвенция). Несмотря на региональный характер Конвенции, она открыта для присоединения государств, не являющихся членами Совета Европы, и может рассматриваться как документ, имеющий значение не только для сотрудничества европейских стран, но и для взаимодействия государств других регионов.

На основании п. "г" ст. 84 Конституции РФ и в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101- ФЗ «О международных договорах Российской Федерации" 19 февраля 2001 г.указанная Конвенция подписанная от имени Российской Федерации в Будапеште 7 мая 1999г., была внесена Президентом РФ на ратификацию в Государственную Думу. Согласно ст. 1 проекта Федерального закона "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" вышеназванная Конвенция ратифицируется со следующими оговорками:

1) Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Конвенции заявляет, что пункт 2 статьи 14 Конвенции применяется только при соблюдении конституционных принципов и основных концепций правовой системы Российской Федерации;

1 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансовокредитной системе. М, 2001. С 195.

2 Ларичев В. Д. Тосунян ГА Правовое обеспечение борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем // Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы. М., 1994 C21S.

2) Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Конвенции заявляет - что вручение судебных документов должно осуществляться через Министерство юстиции Российской Федерации;

3) Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Конвенции заявляет, что она оставляет за собой право требовать, чтобы направляемые ей запросы и вспомогательные документы сопровождались переводами на русском или английском языке, а также со следующим заявлением:"Российская Федерация на основании пункта 2 статьи 23 Конвенции заявляет, что центральными органами, назначенными в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Конвенции, для Российской федерации являются: Министерство юстиции Российской Федерации- по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел; Генеральная прокуратура Российской Федерации - по уголовно-правовым вопросам".1

В сентябре 1997 г. Комитетом министров Совета Европы для проведения взаимной оценки мер по борьбе с отмыванием денег был создан Комитет экспертов, задачами которого является оценка мер, реализованных в 22 странах, входящих в Совет Европы и не являющихся членами Рабочей группы по осуществлению финансовых мер против отмывания денег. Этот Комитет экспертов представляет собой подкомитет Европейского комитета по проблемам преступности Совета Европы, членами его являются Албания, Андорра, Болгария, Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Эстония, Грузия (с мая 1999 г.), Венгрия, Латвия, Лихтенштейн, Молдова, Мальта, Польша, Румыния, Российская Федерация, Сан-Марино, Словакия, Словения, Македония и Украина.

Большое значение для сотрудничества государств в борьбе с отмыванием имеет подготовленная для подписания Советом Европы Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., в которой содержатся нормы, регулирующие выявление, розыск, наложение ареста и конфискацию доходов от коррупции, а также нормы, регламентирующие основные вопросы международного сотрудничества правоохранительных органов. Принципиальными представляются положения о том, что Конвенция исполняется сторонами на основе соответствующих норм национального законодательства, в случаях отсутствия которых ее участники обязуются принимать меры для законодательной регламентации вопросов собирания доказательств, розыска, наложения ареста и изъятия доходов от преступлений или имущества, стоимость которого эквивалентна таким доходам.

Определенное влияние на развитие сотрудничества различных государств оказывают решения и рекомендации межправительственных организаций специальной компетенции. Для расширения международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступно полученных доходов, разработки конкретной системы мер, направленных на борьбу с данным явлением, эффективного внедрения их в практику, а также в целях осуществления международного контроля за выполнением этих мероприятий были созданы ряд международных организаций.

Одной из таких организаций является Специальная финансовая комиссия по проблемам « отмывания « денег. FATF ( Financial Action Task Force of Money Laundering) учрежденная в июле 1989 года в Париже на 15-й встрече на высшем уровне глав государств и правительств ведущих индустриальных держав мира как межправительственная организация, основной целью которой является разработка и содействие политике государств, направленных на борьбу с «отмыванием» денежных средств. В феврале 1990 года был представлен первый отчет о работе, в котором давалась оценка масштабам проблемы, выявленным способам «отмывания» денег, существующим международным механизмам и государственным программам по борьбе с этим явлением. Кроме того, FATF выпустила "40 рекомендаций по борьбе с отмыванием незаконных доходов". В связи с изменениями, происшедшими в тенденциях развития операций, связанных с отмыванием денег, в 1996 г. этот документ был пересмотрен2 несмотря на рекомендательный характер, положения документа оказали положительное влияние на международный и национальный законотворческий процесс.

В настоящее время членами FATF являются правительства 26 стран, а также две региональные организации (Европейская Комиссия и Совет сотрудничества стран Персидского залива, представляющие крупные финансовые центры Северной Америки, Европы и Азии. FATF сотрудничает с международными и региональными организациями, заинтересованными в борьбе с отмыванием денег. На различных встречах, организованных FATF, присутствовали представители

1 Собрание законодательства РФ. 1995. №29.Ст.2757.

2 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансовокредитной системе. М, 2001. С 48.

Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег, Рабочей группы стран Карибского бассейна по осуществлению финансовых мер против отмывания денег, Совета Европы, Международного валютного фонда, Межамериканской комиссии по контролю за употреблением наркотиков Организации американских государств, Интерпола, Международной организации комиссий по ценным бумагам, Оффшорной группы банковского контроля, Управления ООН по контролю использования наркотических средств и предотвращению преступлений и Всемирной таможенной организации. С 1994 года Банк России принимает участие в работе БАТЕ в качестве наблюдателя.1

Среди обязательных условий приема в РАТР выделяют:

- на политическом уровне страна должна быть полностью готова: реализовать рекомендации (РАТР) 1996 г. в разумный срок (3 года); проводить ежегодно самооценку и 2 раунда взаимных оценок;

- она должна быть полноценным и активным членом регионального органа, подобного РАТР , либо быть готова сотрудничать с РАТР и даже сыграть ведущую роль в создании такого органа (где он отсутствует);

- страна должна быть стратегически важной;

- отмывание доходов, полученных от торговли наркотиками или другими преступными способами, уже должно быть квалифицировано в ней как уголовное правонарушение;

- для финансовых учреждений страны уже должно быть введено обязательное правило устанавливать личность их клиентов и сообщать о необычных или подозрительных операциях.

В целях экономического сотрудничества черноморские государства Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдова, Российская Федерация, Румыния, Турция и Украина приняли меры, направленные на борьбу с отмыванием денег, на основе рекомендаций РАТР.2

Организацией Объединенных Наций и действующими под ее эгидой организациями постоянно придается большое внимание разработке конкретных механизмов оказания международной правовой помощи. В документах последнего времени отмечается тенденция наполнения конкретным содержанием норм рекомендательного характера, более глубокого с точки зрения практических потребностей исследования вопросов розыска, ареста и конфискации доходов от преступной деятельности.

При подготовке и проведении в ноябре 1994 г. (Неаполь) Всемирной конференции на уровне министров по организованной транснациональной преступности проведены исследования наиболее эффективных способов ее пресечения. На конференции закрепляется постулат о прямой зависимости успешности борьбы с организованными криминальными объединениями от эффективного розыска и конфискации прибыли или любой другой собственности причастных лиц и организаций, а также от своевременного блокирования, наложения ареста и конфискации активов, связанных с незаконной деятельностью. В итоговых документах конференции содержится рекомендация об использовании части конфискованного имущества и финансовых средств для активизации деятельности правоохранительных органов.

В мировом сообществе постепенно налаживается внедрение вышеуказанного международного опыта на базе создания региональных организаций, что, безусловно, способствует сближению национальных законодательств. Остановимся на региональной организации стран Карибского бассейна .которая создала свою рабочую группу по осуществлению финансовых мер против отмывания денег. Ее участники Англия, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Коста-Рика, Доминика, Доминиканская Республика, Гренада, Ямайка, Монстерат, Нидерландские Антильские острова, Никарагуа, Панама, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, острова Терке и Кайдос, Тринидад и Тобаго, Венесуэла3 Контроль за исполнением ее членами соответствующих требований осуществляется посредством:

- самооценки результатов воплощения в жизнь вышеназванных рекомендаций;

1 Иванов Э.А Формирование в России системы борьбы с легализацией отмыванием) доходов, полученных преступным . Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. Долговой А.ИМ., Российская криминологическая ассоциация, 2001 .С.387.

2 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансовокредитной системе, М, 2001. С 458.

1 Там же. С 43.

- выполнения постоянно действующих программ взаимной оценки;

- координации действий и участия в таких мероприятиях, как осуществление программы профессиональной подготовки и предоставление технической помощи;

- проведения дважды в год пленарных встреч технических представителей;

- организации ежегодных встреч на министерском уровне.

Что касается азиатско-тихоокеанской группы, то она объединяет страны из Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии и южного региона Тихого океана. Ее членами являются Австралия, Бангладеш, Китайский Тайпень, Фуджи, Гонконг (КНР), Индия, Япония, Новая Зеландия, Китайская Народная Республика, Республика Филиппины, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Соединенные Штаты Америки и Вануату. Они согласовали справочные условия и план действий на будущее, направленный на эффективное воплощение в жизнь принятых международных стандартов по борьбе с отмыванием денег

Международно-правовое сотрудничество в области отмывания столкнулось с множеством взаимосвязанных проблем в банковской сфере, что привело к объединению международных усилий по предотвращению использования финансовой системы для отмывания денег .Банки оффшорной зоны создали свою рабочую группу банковского контроля на основе приверженности 40 рекомендациям РАТР. В эту группу изъявили желание войти страны, которые официально подтвердили свое намерение следовать указанным рекомендациям, направив Президенту РАТР индивидуальные письма за министерской подписью: Бахрейн, Кипр, Гибралтар, Гернси, Айл-ов-Мэ, Джерси, Мальта, Маврикий и Вануату.

12 декабря 1988 г. Базельский комитет по регулированию банковской деятельности и организации контроля принял заявление, в котором изложены основные принципы борьбы с отмыванием «грязных» денег через банковскую систему. В нем говорится, что для предотвращения использования финансово-кредитной системы в качестве канала для легализации денежных средств, полученных преступным путем, банки должны:

прилагать значительные усилия для установления личности клиентов;

- соблюдать законы и положения, имеющие отношение к финансовым сделкам, отказывать в сделках, которые, по всей вероятности, связаны с отмыванием «грязных» денег;

сотрудничать с административными и правоохранительными органами в рамках правил, касающихся сохранения в тайне финансовых операций клиентов;

- избегать оказания услуг, клиентам, желающим ввести в заблуждение административные органы путем представления измененной, неполной или неправильной информации;

- принимать соответствующие совместимые с законодательством меры, если банкам становятся известны факты, позволяющие предположить, что вклады клиентов получены в результате преступной деятельности или выполняемые операции носят преступный характер.

С целью содействия в расширении и систематизации обмена оперативной финансовой информацией между специализированными государственными агентствами (группами) по сбору финансовой информации, повышения квалификации сотрудников и возможностей этих организаций, а также применения технические средств связи между ними, в 1995 г. была образована неофициальная Международная организация « Эгмонтская группа» (Брюссель) В настоящее время в Эгмонтскую группу входят 48 государств. Ею был разработан порядок предоставления статуса группы для сбора финансовой информации (специализированного государственного агентства). Эгмонтская группа является "центральным национальным агентством, на которое возложена ответственность за прием, анализ и передачу компетентным органам раскрытой финансовой информации (и в оговоренных случаях за направление запроса о предоставлении такой информации), касающейся доходов, в отношении которых имеется подозрение, что они были получены в результате преступной деятельности, или предоставление которой предусмотрено национальным законодательством в целях борьбы с отмыванием незаконных доходов"1.

Несмотря на специализированный характер этих субъектов-агентств, их часто путали с другими государственными структурами, которые, как казалось, имели аналогичные функции. Полицейские подразделения, созданные для расследования финансовых преступлений и преступлений "белых воротничков", в том числе отмывания незаконных доходов, часто называют

1 Гаухман Л.Д.,Максимов С.В. Легализация (отмывание ) денежных средств или иного имущества// Под ред. Гаухмана Л. Д., Колоткина Л.М., Максимова СВ., М., Уголовное право: Часть общая.Часть

особенная, 1999.С. 177.

группами финансовых расследований. Они, несомненно, играют важную и полезную роль в национальных программах борьбы с отмыванием незаконных доходов. Тем не менее это еще не означает, что они осуществляют функции, изложенные в определении, выработанном Эгмонтской группой.

Приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами уже сказалось положительно по отношению к России международных финансовых организаций, и это позволит исключить РФ из числа государств, не осуществляющих борьбу с отмыванием капиталов. Формирование соответствующей системы в России основывается на международноправовых нормах, с учетом специфики российской ситуации. В настоящее время в России завершается процесс формирования правовой основы системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, направлена на решение ряда задач: защиту экономики от криминальных инвестиций, подрыв финансовой базы преступных организаций, пополнение доходной части бюджета, выход на руководство преступных организаций по цепочкам следов финансовых операций.

Система противодействия отмыванию денег включает несколько основных элементов: установление уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов; обеспечение правоохранительных органов информацией о действиях и лицах, связанных с отмыванием денег, получаемой от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в соответствии со специальным законом, а также в рамках оперативно-розыскной деятельности; конфискацию преступных доходов (специальную конфискацию); международные договоры о сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег.

Законодательство, направленное на борьбу с «отмыванием» денег, появилось лишь в 1997 -1998 годах, хотя проект Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов» был разработан и принят Федеральным Собранием еще в 1995 году, однако был отклонен Президентом России.

Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, установлена в ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 января 1997 года. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, определяется как совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование данных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

В последнее время принят ряд решительных мер по повышению эффективности функционирования системы противодействия отмыванию денег. Это прежде всего вступивший в законную силу Федеральный закон № 115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Первый вариант закона был подготовлен межведомственной рабочей группой, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 460-рп, еще в 1995 году. Необходимо отметить большой вклад в работу над законопроектом специалистов ВНИИ МВД России, в частности Б.С. Болотского, а также советника Комитета Государственной Думы по безопасности Е.А. Иванова. За прошедшие годы закон дважды принимался российскими законодателями, но оба раза на него было наложено вето президентом России Б.Н. Ельциным1

Данный закон направлен в первую очередь на обеспечение получения на регулярной основе информации об операциях, вызывающих подозрение в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, а также осуществления контроля таких операций. В основе получения информации лежит принцип сотрудничества с кредитными и иными организациями, характерный для аналогичных законов большинства государств.

К организациям, обязанным сообщать об операциях, подлежащих обязательному контролю, относятся: банки и иные организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с банковским законодательством; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации почтовой, телеграфной связи и иные не кредитные организации, осуществляющие переводы денежных средств; организации, осуществляющие

1 Иванов Э.А. Формирование в России системы борьбы с легализацией отмыванием) доходов, полученных преступным Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон // Закономерное™ преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред Долговой А.И. М., Российская криминологическая ассоциация, 2001 С.385.

проведение и содержание тотализаторов и игорных заведений; ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а также предметов антиквариата; организации и учреждения, осуществляющие удостоверение сделок физических и юридических лиц с имуществом, прав физических и юридических лиц на имущество, регистрацию прав на имущество и сделок с ним; организации, осуществляющие проведение лотерей. Перечень организаций исчерпывающий. В то же время предусмотрено право Правительства РФ включать в него новые виды организаций с учетом практики применения закона. Это позволит оперативно реагировать на изменения технологий отмывания денег.

Закон определяет круг обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом. К ним относятся: идентификация клиентов, хранение не менее пяти лет документов, создание системы внутреннего контроля, сообщение об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган.

Также ,РФ присоединилась к конвенции Совета Европы ,что создает правовую базу для обмена информацией между компетентными органами, принятия предварительных мер, оказания правовой помощи при проведении расследований и судебных разбирательств по делам об отмывании денег и обусловлено для России необходимостью добросовестного выполнения обязательств, взятых на себя при вступлении в Совет Европы, так и открывающимися новыми возможностями развития сотрудничества в борьбе с отмыванием денег.

В последнее время Россией заключены двусторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в области валютного и экспортного контроля с Белоруссией, Киргизией, Молдовой. Борьба с легализацией «грязных» денег является важной составной частью этих соглашений. Сотрудничество в борьбе с отмыванием денег предусмотрено в ряде соглашений МВД России с компетентными ведомствами других государств: Республики Болгария, Итальянской Республики, Республики Польша, Румынии, Словацкой Республики, Республики Македония, Французской Республики. Сохраняют действие соглашения МВД СССР с МВД Австрийской Республики и МВД Венгерской Республики. Соглашения содержат положения о сотрудничестве в обмене информацией, оперативно-розыскной деятельности и расследовании.

Серьезной международно-правовой проблемой, которая пока не нашла своего окончательного решения является раздел конфискованных преступных доходов. С учетом международного характера современного отмывания денег, необходимо достижение по этому вопросу общего согласия и оформление его в виде универсального международного договора. На пути к решению данной проблемы, могли бы быть заключены соглашения на региональном уровне. В частности, в рамках Совета Европы целесообразно, на наш взгляд, подготовить дополнительный протокол к Конвенции 1990 г. Аналогичным путем следует двигаться и странам СНГ.

Вопрос о разделе конфискованных доходов поднимался во время работы «круглого стола» «Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем», проводившегося Комитетом Государственной Думы по безопасности и Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно - правовым вопросам 25-26 июня 1998г. с участием специалистов различных стран. В выступлениях ряда российских участников высказывалась озабоченность в связи с большим объемом вывезенных из России преступными организациями денежных средств и неясностью их судьбы после конфискации на территории зарубежных государств.

Учитывая большой объем внешнего долга России и серьезные проблемы с его погашением, Россия могла бы предпринять ряд внешнеполитических инициатив, касающихся вывезенных из России доходов преступных организаций. Могли бы быть проведены переговоры со странами, а возможно и банками-кредиторами России о возможности проведения совместной работы по выявлению, изъятию и конфискации вывезенных из России и находящихся на их территории доходов российских преступных организаций. Конфискованные денежные средства и иное имущество могли бы быть частично, причем в большей части, направлены на погашение внешнего долга России странам, в которых осуществляется конфискация, частично переданы России. Учитывая внимание, уделяемое в западных странах борьбе с отмыванием денег, российские инициативы могли бы получить определенную политическую поддержку и иметь шансы на успех.

В целях международно-правового сотрудничества государств в области борьбы с отмыванием необходимо адаптировать ныне действующее национальное законодательство РФ для того ,чтобы считаться страной с реально действующей системой борьбы с отмыванием. Подводя итоги, можно

сказать, что формирование в России правовой базы системы противодействия «отмыванию» денег с принятием ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» завершается. В рамках нового правового института приняты следующие нормативные акты:

ФЗ от 07.08.2001 № 121 « О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

Положение ЦБР от 28.11.2001 № 160-П « О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

Положение ЦБР от 28.11.2001 № 161-П « О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Принято письмо Правительства РФ и ЦБР от 30.12.2001 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации».

Хочется надеяться, что создаваемая система позволит повысить эффективность борьбы с преступностью и будет содействовать укреплению российской экономики, развитию международного сотрудничества.

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE PREVENTION OF MONEY LAUNDERING

S.A.Bokeriya., S.N. Novikova,

The Department of International Law Russian University of Peoples ’ Friendship Mikluho- Maklaya sir., 6, 117198, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.