Научная статья на тему 'Международно-правовые основы противодействия легализации (отмыванию)имущества,полученного от незаконного оборота наркотиков'

Международно-правовые основы противодействия легализации (отмыванию)имущества,полученного от незаконного оборота наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуркаева Татьяна Николаевна, Юсупов Нияз Валерьевич

В статье на основе анализа международно-правовых актов рассмотрены основные положения, на-правленные на противодействие легализации (отмыванию) имущества, полученного от незаконного обо-рота наркотиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нуркаева Татьяна Николаевна, Юсупов Нияз Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы противодействия легализации (отмыванию)имущества,полученного от незаконного оборота наркотиков»

Нуркаева Татьяна Николаевна,

профессор кафедры уголовного права Уфимского юридического института МВД России,доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

Юсупов Нияз Валерьевич,

преподаватель кафедры уголовного права

Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

международно-правовые основы противодействия

легализации (отмыванию) имущества, полученного от незаконного оборота наркотиков

В современном мире усилия отдельных государств, какими бы усердными они ни были, не способны должным образом дать отпор отмыванию «грязных» денег, противостоять этой возрастающей угрозе.

Известно, что еще в 80-е - 90-е года ХХ-го столетия национальные и транснациональные преступные сообщества стали легализовывать (отмывать) денежные суммы, сопоставимые с объемом валового национального продукта развитых государств, и тогда проблема противодействия разрастающемуся в международных масштабах феномену легализации доходов, полученных незаконным путем, приняла необычайно острый характер.

В настоящее время международное сообщество рассматривает легализацию доходов, полученных от преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, как новый вызов, несущий угрозу национальной безопасности.

Важной особенностью легализации (отмывания) наркоденег является ее широкий международный характер. В связи с этим, действия по отмыванию денег сегодня не могут быть предотвращены, выявлены и пресечены лишь только национальными мерами, даже если они основываются на качественных национальных законах [1].

Современное международное право оказывает фундаментальное влияние на формы и пути обеспечения экономической безопасности всех без исключения государств. Следует заметить, что международная правовая поддержка экономической безопасности особенно важна в те исторические периоды жизни общества, когда государственный механизм находится в глубоком организационном кризисе, «буксируют» либо вообще отсутствуют цивилизованные процедуры осуществления диалога общественных корпораций и власти [2].

Комплексный анализ существующей за рубежом системы финансового контроля свидетельствует о том, что распространению такого явления, как «отмывание денег», способствуют несовершенство законодательной базы ряда стран, отсутствие государственного контроля в данной сфере, определенная закрытость кредитно-финансовых учреждений, их

приверженность принципу банковской тайны и др. В результате заинтересованные лица (физические и юридические) получают возможность не только свободно перемещать «грязные» деньги по всему миру, но и успешно их легализовывать, инвестируя преступные капиталы в законный бизнес и запуская противоправные доходы в легальные финансовые потоки.

В связи с этим назрела острая необходимость осуществления тесного и всестороннего сотрудничества государств в борьбе с легализацией доходов от преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее - преступлений в сфере НОН), как необходимого условия такой успешной борьбы.

Современная международно-правовая база противодействия легализации доходов от наркобизнеса представлена рядом международно-правовых актов универсального и регионального характера, в том числе рядом международных конвенций, документов регионального характера, двусторонних соглашений.

Одной из первых к решению проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов от наркобизнеса подключилась Организация Объединенных Наций, которая на своей сорок девятой сессии 19 декабря 1988 года приняла в Вене (Австрия) Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Венская конвенция) [3]. Эта Конвенция стала новой стратегией в борьбе с преступностью, правовым основанием для любого государства, подписавшего Конвенцию, начать уголовное преследование лиц, занимающихся «отмыванием» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В том числе Конвенция обязывала ее участников к оказанию взаимной правовой помощи.

На европейском уровне координация усилий в борьбе с отмыванием «грязных» денег нашла отражение в принятой 8 ноября 1990 года в Страсбурге Советом Европы «Конвенции по «отмыванию» денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем» ETS № 141 (Страсбургская конвенция) [4], а также в одо-

бренной Советом Европейского Союза Директиве по предотвращению использования финансовой системы для отмывания денег, принятой 10 июня 1991 года. Директива Европейского Союза закрепила распространение положений о борьбе с отмыванием денег не только на доходы наркобизнеса, но также на терроризм и другие виды организованной преступности [5].

Страсбургская конвенция, учитывая опыт применения соответствующих положений Венской конвенции 1988 года, урегулировала ряд спорных вопросов. Прежде всего, это относится к определению места совершения основного правонарушения. В Конвенции определено, что для целей криминализации или применения Конвенции по другим основаниям не имеет значения, подпадает ли основное правонарушение под уголовную юрисдикцию Стороны. Таким образом, отмывание признавалось преступлением по законодательству того государства, где совершались действия, указанные в Конвенции, вне зависимости от того, где было совершено основное правонарушение.

В ноябре 1993 года в рамках Международной программы по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Организация Объединенных Наций принимает еще один важный документ - Типовой закон о противодействии отмыванию денег, полученных от наркотиков. При принятии данного документа был использован опыт предыдущих лет законотворчества в исследуемой сфере, что позволило обогатить теорию и практику борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, внести существенные коррективы в национальное законодательство [6].

Необходимо упомянуть и о принятой 15 ноября 2000 года в Палермо (Италия) Резолюцией 55/25 ООН Конвенции против транснациональной организованной преступности (Палермская конвенция).

Отличие соответствующих положений Палерм-ской конвенции 2000 г. от Венской конвенции 1988 г. и Страсбургской конвенции 1990 г. состоит, прежде всего, в понимании терминов преступление и правонарушение (основное правонарушение).

Если Венская конвенция не проводит четкой границы между этими понятиями, то Страсбургская конвенция делает акцент на понятие «основное преступление». Под ним понимается любое преступление, в результате которого были получены доходы, которые могут стать объектом преступления в соответствии со ст. 6 настоящей Конвенции.

Палермская конвенция, в отличие от вышеназванных Конвенций, разграничивает понятия «преступление», «серьезное преступление» и «основное правонарушение». Причем под основным правонарушением понимается любое правонарушение, в результате которого получены доходы, в отношении которых могут быть совершены указанные в ст. 6

настоящей Конвенции деяния, образующие состав преступления (ст. 2 Конвенции).

Таким образом, любые действия, в результате которых получены преступно нажитые доходы, охватываются понятием основного правонарушения, которое по времени предшествует легализации этих доходов.

Кроме того, Палермская конвенция содержит призыв к государствам-участникам включить в число основных правонарушений все серьезные преступления (то есть преступления, наказуемые лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания), а также создание организованной преступной группы и участие в ней, коррупцию и воспрепятствование осуществлению правосудия.

Другие международные соглашения и договоры, составляющие основу и определяющие рамки сотрудничества в борьбе с отмыванием денег, включают такие документы, как:

- Политическая декларация ООН о плане действий против отмывания денег (принята на двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк, США, 10 июля 1998 г.);

- Политическая декларация Европейского союза о глобальном плане действий в финансовой сфере (Неаполь, Италия, 23 ноября 1994 г.);

- Специальное руководство Банка международных расчетов - БМР (Комитет Кука) по противодействию «отмыванию денег», потребовавшее от руководителей финансовых институтов (организаций) идентифицировать своих клиентов и тесно сотрудничать с национальными исполнительными органами;

- Сорок рекомендаций FATF по вопросам борьбы с «отмыванием денег» (с корректировками специалистов G-7, принятыми в 1996 г.);

- Девять рекомендаций карибской спецгруппы FATF (Caribbean FATF) от 22 февраля 1990 г.;

- Директива Совета ЕС № 91/308/ ЕЕС от 10 июля 1991 г. «О предотвращении использования финансовой системы для «отмывания денег» (The EC Money Laundering Directive).

Одной из главных международно-правовых мер противодействия легализации доходов от преступлений является создание ряда специализированных структур. В июле 1989 г. в Париже на совещании глав государств и правительств стран «большой семерки» была создана Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (The Financial Action Task Force on Money Laundering -FATF), которая играет весьма важную роль в борьбе с этим социальным злом.

В настоящее время членами FATF являются 31 страна и 2 международные организации (Комиссия Европейских Сообществ и Совет по Сотрудничеству Стран Персидского залива). Россия была принята в постоянные члены FATF на

пленарном заседании FATF в июне 2003 г.

Стратегия FATF состоит из следующих основных компонентов: разработка международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, развитие надежных и эффективных региональных органов, организованных по тем же принципам, что и FATF, и расширение сотрудничества с соответствующими международными организациями. За прошедший период эта организация превратилась в одну из наиболее авторитетных и влиятельных международных структур по борьбе с преступностью в финансовой сфере.

Среди документов, принятых FATF, особо следует отметить Сорок рекомендаций FATF [7]. Этот документ содержит правовые основания отнесения отмывания доходов к разряду преступлений. В частности, в п. 1 раздела А. (Правовые системы) говорится, что странам следует рассматривать отмывание доходов как преступление на основании Конвенции ООН, направленной на борьбу против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Венская конвенция 1988) и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (Палермская конвенция 2000). Тем самым признается, что доходы, полученные от деятельности организованной преступности, в том числе от незаконного оборота наркотиков, составляют львиную долю криминального капитала, который впоследствии легализуется.

Перечисленные выше международно-правовые документы содержат общие рекомендации государствам-участникам.

В первую очередь, это касается криминализации доходов, полученных от преступлений. К преступлениям подобного рода предлагается относить: 1) конверсию или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков (ст.3 п.1 (а), (Ь) Венской конвенции) в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества; 2) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения подлинных прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет доходы от преступлений, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков (ст.3 п.1 (а), (Ь) Венской конвенции).

Не менее важной рекомендацией, адресованной государствам-участникам, является принятие ими обеспечительных мер для конфискации доходов, полученных от преступной деятельности. Такие меры должны позволить компетентным органам конфисковать отмываемое имущество, доходы от отмывания денег или доходы от преступной деятельности, а также инструментов, используемых или предназначенных для использования в целях совершения

таких преступлений.

Такие меры подразумевают предоставление полномочий на:

a) определение, отслеживание и оценку имущества, подлежащего конфискации;

b) принятие обеспечительных мер, таких, как замораживание и арест в целях предотвращения любых сделок, передачи или распоряжения таким имуществом;

c) принятие мер с целью предотвратить или нейтрализовать любые действия, которые подрывают способность государства разыскать имущество, подлежащее конфискации;

d) принятие любых надлежащих следственных мер [8].

Исключительно важное значение имеют рекомендации государствам-участникам по принятию мер, направленных на предупреждение отмывания преступных доходов.

Особое значение в этом смысле принадлежит Конвенции ООН против коррупции, принятой 31 октября 2003 года в г. Мериде (Мексика) Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 58/4 [9].

В Меридской конвенции определяется круг мер, направленных на противодействие отмыванию денежных средств, закрепляется криминализация легализации преступных доходов, уделяется внимание вопросам ареста и конфискации легализованного имущества.

В соответствии с этой конвенцией, каждое государство-участник а) устанавливает всеобъемлющий внутренний режим регулирования и надзора в отношении банков и банковских финансовых учреждений, в том числе физических или юридических лиц, предоставляющих официальные или неофициальные услуги в связи с переводом денежных средств или ценностей... в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств, причем такой режим основывается в первую очередь на требованиях в отношении идентификации личности клиента и, в надлежащих случаях, собственника-бенефициара, введения отчетности и предоставления сообщений о подозрительных сделках;

Ь) обеспечивает, чтобы административные, правоохранительные и другие органы, ведущие борьбу с отмыванием денежных средств были способны осуществлять сотрудничество и обмен информацией на национальном и международном уровнях на условиях, устанавливаемых его внутренним законодательством.

Кроме того, государства-участники рассматривают вопрос о применении практически возможных мер по выявлению перемещения наличных денежных средств и соответствующих оборотных инструментов через их границы и по контролю за таким перемещением при условии соблюдения гарантий, направленных на обеспечение надлежаще-

го использования информации. Такие меры могут включать требование о том, чтобы физические лица и коммерческие предприятия сообщали о трансграничных переводах значительных объемов наличных денежных средств и передачах соответствующих оборотных инструментов.

Особую роль в развитии и координации международного сотрудничества в борьбе с отмыванием преступных доходов играет международная организация уголовной полиции - Интерпол. Интерпол создан в 1923 г. в Вене на встрече руководителей полицейских служб нескольких стран.

Эта авторитетная международная организация уделяет значительное внимание расследованию экономических преступлений, носящих международный характер, сбору, накоплению и анализу полученной информации о различных финансовых махинациях и злоупотреблениях, совершаемых преступниками в разных странах, занимается разоблачением организованных преступных групп, а также розыском лиц, находящихся в международном розыске за особо опасные преступления. Интерпол большое внимание уделяет профилактическим мерам по предотвращению совершения международных преступлений путем создания различных программ, методик и рекомендаций для международных организаций, правительств отдельных стран.

В 1992 г. в рамках Интерпола была создана специализированная Группа по борьбе с отмыванием денег - ГОРАС, которая в 1994 г. была преобразована в самостоятельное управление.

По мнению специалистов ГОРАС, важную роль в обмене информацией, практических навыков борьбы с экономическими преступлениями, выработке новых подходов в борьбе с преступностью между специалистами-практиками и представителями науки играет научно-исследовательская деятельность в данной области, а также проведение различных международных конференций и симпозиумов.

В последние годы серьезные обороты в борьбе с отмыванием преступных доходов набирает сравнительно новая организация - Евразийская Группа по противодействию легализации преступных доходов и противодействию терроризма (ЕАГ).

ЕАГ создана в октябре 2004 года по решению Учредительной конференции, состоявшейся в Москве. В состав ЕАГ вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Китай.

Председателем ЕАГ является руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации, его заместителем - 1-й заместитель руководителя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Республики Казахстан.

Основные задачи ЕАГ:

- содействие в распространении международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терро-

ризма с учетом особенностей региона;

- разработка и проведение совместных мероприятий в пределах компетенции подразделений финансовых разведок; оценка эффективности мер, принимаемых в целях противодействия преступным доходам и финансированию терроризма;

- координация программ сотрудничества и технического содействия с международными организациями, рабочими группами и заинтересованными государствами, анализ тенденций в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма, а также обмен опытом противодействия таким преступлениям.

Важным успехом, достигнутым международным сообществом на пути борьбы с отмыванием преступных капиталов, можно считать осознание руководством всех ведущих стран мира, что эффективное противодействие этому преступлению возможно лишь в тесном взаимодействии и зачастую при определенном ограничении национального суверенитета. Сегодня это уже не вызывает сомнений. Только дальнейшая «глобализация» норм права позволит адекватно реагировать на «глобализацию» экономической преступности, особое место в которой занимает отмывание средств, полученных преступным путем [10].

Успех противодействия отмыванию доходов, полученных от наркобизнеса, во многом зависит и от уровня законодательного развития стран. Законодатели и руководители государств должны осознать, что только путем совершенствования нормативно-правовой базы, разработки специальных нормативных актов в области финансов, внешнеполитической и внутриполитической деятельности можно эффективно бороться с легализацией доходов от преступлений, в том числе в сфере НОН.

Правительство многих стран установило самые жесткие режимы, основанные на том, чтобы присваивать явлению отмывания денег статус преступления; наделять разведывательные органы полномочиями; отслеживать, взимать и на конечной стадии конфисковать прибыли, полученные нелегальным путем; обеспечивать инфраструктуру, позволяющую разведывательным органам осуществлять обмен информацией со своими коллегами за рубежом [11].

Необходимо признать особую значимость созданной в мире правовой базы, способствующей международному сотрудничеству в борьбе с этим негативным явлением. Создание такой международной организации, как FATF, ускорило законодательное закрепление во многих странах ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов.

Таким образом, современная международно-правовая база противодействия легализации доходов от наркобизнеса представлена рядом международно-правовых актов универсального и регионального характера. К их числу следует отнести: Конвенцию

ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Венская конвенция) 1988 г.; Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Палермская конвенция) 2000 г.; Конвенцию ООН против коррупции (Меридская конвенция) 2003 г.; Типовой закон о противодействии отмыванию денег, полученных от наркотиков, приятый ООН в ноябре 1993 г.; Страсбургскую конвенцию Совета Европы по «отмыванию» денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем 1990 г.

Перечисленные выше международно-правовые документы содержат общие рекомендации государствам-участникам. В первую очередь, это касается криминализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков. Не менее важной рекомендацией, адресованной государствам-

участникам, является принятие обеспечительных мер для конфискации доходов, полученных преступным путем. Весьма важное значение имеют рекомендации государствам-участникам по принятию мер, направленных на предупреждение отмывания преступных доходов.

Указанные международно-правовые документы определяют основные направления и методику действий финансовых, правоохранительных и налоговых органов государств-участников против отмывания доходов, полученных от наркобизеса. Только дальнейшая «глобализация» норм права позволит адекватно реагировать на «глобализацию» экономической преступности, особое место в которой занимает отмывание средств, полученных преступным путем и прежде всего от преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

использованная литература

1. Болотский Б.С., Волеводз А.Г., Воронова Е.В., Калачев Б.Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. - М., 2001. - С. 54.

2. См.: Баранов В.М. Международно-правовые основы обеспечения экономической безопасности России // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2006. - № 6. - С. 7.

3. Конвенция вступила в силу 11 ноября 1990 г. СССР подписал Конвенцию 19 января 1989 г., ратифицировал Постановлением Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 17 апреля 1991 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XI.VII. - М., 1994. - С. 133-157.

4. Конвенция вступила в силу 1 сентября 1993 года, Российская Федерация подписала ее 7 мая 1999 года в Будапеште, а ратифицировала Федеральным законом от 28 мая 2001 г. №62-ФЗ с оговорками и заявлением. - Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23.

5. См.: «Грязные» деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов / Под общей редакцией Е.А. Абрамова. - М., 1994. - С. 46.

6. См.: Алиев В.М., Аминов Д.И., Федотов П.В. Методологические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Учеб. пособие. - М.: юнита-дана, Закон и право, 2007. - С. 35.

7. FATF (Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов) приняла Сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денежных средств в апреле 1990 г., пересматривала их в 1996 и 2003 гг.

8. См.: Ст. 5 Венской конвенции 1988 г.; раздел Б. Сорок рекомендаций ФАТФ по борьбе с отмыванием денежных средств; ст. 2 Страсбургской конвенции 1990 г.

9. Конвенция вступила в силу 14 декабря 2005 г. Россия подписала Конвенцию 9 декабря 2003 г., ратифицировала с заявлениями Федеральным законом от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ. Конвенция вступила в силу для России 8 июня 2006 г. // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. Ст. 2780.

10. См.: Доклад Совещания межправительственной группы экспертов по вопросам взаимной помощи в области уголовного правосудия (Арлингтон, США, 23-26 февраля 1998 г.). - Документ ООН E/CN/1998/7.

11. См.: Губин Ю.А. ФАТФ и проблемы борьбы с отмыванием преступных доходов // Право и политика. - 2006. - № 7. - С. 24.

• • • • •

Мацалада халыщаралъщ-щщыщтъщ акттерге талдау жасау нег1з1нде еарткшц зацсъгз айналымы-нан алынган мулкт1 зацдастыруга (жъглыстатуга) царсы ic-щимътына баштталган нег1згг ережелер царастыръглады.

В статье на основе анализа международно-правовъгх актов рассмотрены основные положения, направленные на противодействие легализации (отмыванию) имущества, полученного от незаконного оборота наркотиков.

In article on the basis of the analysis of international legal certificates the substantive provisions directed on counteraction to legalization (washing up) of property, received from a drug trafficking are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.