Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
торгово-экономическое сотрудничество / международные соглашения / законодательство / интеграционные процессы / направления / сферы / формы реализации / trade and economic cooperation / international agreements / legislation / integration processes / directions / spheres / forms of implementation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кущ Л.И., Черкасская Н.В., Орлова Н.А.

В статье обоснована актуальность развития торгово-экономического сотрудничества Донецкой Народной Республики на основе международных соглашений как важного фактора экономического роста в контексте интеграционных процессов. Аргументированы выводы о том, что успешное развитие такого сотрудничества Республики возможно только при условии систематизации и обобщения международного опыта правоприменения соответствующего законодательства. Проведен анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере международного торгово-экономического сотрудничества. Исследованы нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие полномочия субъектов Российской Федерации, в том числе и Донецкой Народной Республики относительно ее участия в таком сотрудничестве, как нового субъекта Федерации. Проанализирована динамика международных соглашений, заключённых субъектами Российской Федерации за 2001-2022 гг. На основе международных соглашений, как ключевого правоприменительного средства в сфере развития торгово-экономического сотрудничества, выявлены основные направления, приоритетные сферы и формы реализации такого сотрудничества в рамках интеграционных объединений, участником которых является Российская Федерация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL AGREEMENTS AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF TRADE AND ECONOMIC COOPERATION OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC IN TERMS OF INTEGRATION PROCESSES

The article substantiates the relevance of the development of trade and economic cooperation of the Donetsk People's Republic on the basis of international agreements as an important factor in economic growth in the context of integration processes. The conclusions are argued that the successful development of such cooperation of the Republic is possible only if the international experience of law enforcement of the relevant legislation is systematized and generalized. The analysis of the legislation of the Russian Federation regulating relations in the field of international trade and economic cooperation has been carried out. The regulatory legal acts of the Russian Federation that establish the powers of the subjects of the Russian Federation, including the Donetsk People's Republic regarding its participation in such cooperation as a new subject of the Federation, are studied. The dynamics of international agreements concluded by the subjects of the Russian Federation for 20012022 is analyzed. On the basis of international agreements, as a key law enforcement tool in the development of trade and economic cooperation, the main directions, priority areas and forms of implementation of such cooperation within the framework of integration associations, of which the Russian Federation is a member, have been identified.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

УДК 339.542:341.24 JEL F020, F530

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ

ПРОЦЕССОВ

Кущ Л.И. канд. юрид. наук, доцент, заведующий отделом экономико-правовых исследований, ORCID 0000-0001-9392-0209, e-mail: lyubov-kushh@yandex.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, Российская Федерация.

Черкасская Н.В. канд. юрид. наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела экономико-правовых исследований, ORCID 0000-0003-0214-7375, e-mail: cher-kasskaya2000@gmail.com, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, Российская Федерация.

Орлова Н.А. канд. экон. наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник отдела экономико-правовых исследований, ORCID 0000-0002-0518-3593, email: ona-iepi@rambler.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, Российская Федерация.

Аннотация. В статье обоснована актуальность развития торгово-экономического сотрудничества Донецкой Народной Республики на основе международных соглашений как важного фактора экономического роста в контексте интеграционных процессов. Аргументированы выводы о том, что успешное развитие такого сотрудничества Республики возможно только при условии систематизации и обобщения международного опыта правоприменения соответствующего законодательства. Проведен анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере международного торгово-экономического сотрудничества. Исследованы нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие полномочия субъектов Российской Федерации, в том числе и Донецкой

Народной Республики относительно ее участия в таком сотрудничестве, как нового субъекта Федерации. Проанализирована динамика международных соглашений, заключённых субъектами Российской Федерации за 2001-2022 гг. На основе международных соглашений, как ключевого правоприменительного средства в сфере развития торгово-экономического сотрудничества, выявлены основные направления, приоритетные сферы и формы реализации такого сотрудничества в рамках интеграционных объединений, участником которых является Российская Федерация.

Ключевые слова: торгово-экономическое сотрудничество, международные соглашения, законодательство, интеграционные процессы, направления, сферы, формы реализации.

INTERNATIONAL AGREEMENTS AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF TRADE AND ECONOMIC COOPERATION OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC IN TERMS OF INTEGRATION PROCESSES

© Л.И. Кущ, Н.В. Черкасская, Н.А.Орлова, 2023

Kushch L.I. Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, head of the Department of Economic and Legal Research, ORCID 0000-0001-9392-0209, e-mail: lyubov-kushh@yandex.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Russian Federation.

Cherkasskaya N.V. Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, leading research associate at the Department of Economic and Legal Research, ORCID 0000-0003-0214-7375, e-mail: cherkasskaya2000@gmail.com, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Russian Federation.

Orlova N.A. Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, senior research associate at the Department of Economic and Legal Research, ORCID 0000-0002-0518-3593, e-mail: ona-iepi@rambler.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Russian Federation.

Abstract. The article substantiates the relevance of the development of trade and economic cooperation of the Donetsk People's Republic on the basis of international agreements as an important factor in economic growth in the context of integration processes. The conclusions are argued that the successful development of such cooperation of the Republic is possible only if the international experience of law enforcement of the relevant legislation is systematized and generalized. The analysis of the legislation of the Russian Federation regulating relations in the field of international trade and economic cooperation has been carried out. The regulatory legal acts of the Russian Federation that establish the powers of the subjects of the Russian Federation, including the Donetsk People's Republic regarding its participation in such cooperation as a new subject of the Federation, are studied. The dynamics of international agreements concluded by the subjects of the Russian Federation for 20012022 is analyzed. On the basis of international agreements, as a key law enforcement tool in the development of trade and economic cooperation, the main directions, priority areas and forms of implementation of such cooperation within the framework of integration associations, of which the Russian Federation is a member, have been identified.

Keywords: trade and economic cooperation, international agreements,

legislation, integration processes, directions, spheres, forms of implementation.

► Введение. Одной из основных задач, которые необходимо решить Донецкой Народной Республики (далее -ДНР) в ближайшее время является развитие международного торгово-экономического сотрудничества в рамках интеграционных процессов, что позволит развивать экономику Республики, которая существенно пострадала в результате введения экономических санкций и проведения военных действий на ее территории. При этом такое сотрудничество целесообразно осуществлять с учетом интересов не только этого региона, но и Российской Федерации (далее - РФ) в целом, субъектом которой является ДНР.

Актуальность развития рассматриваемого сотрудничества обусловлена тем, что в Республике в результате многолетий экономической блокады процессы международного сотрудничества были практически прекращены и до настоящего времени находятся в стадии становления.

Новый импульс развития торгово-экономического сотрудничества ДНР был получен после заключения Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта

от 30.09. 2022 года1, а также вступления в силу Федерального конституционного Закона от 04.10.2022 года №5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики»2. Именно эти обстоятельства привели к изменению политического статуса Республики и положили начало для новых социально-экономических преобразований, в том числе в сфере развития международного торгово-экономического сотрудничества.

► Обзор литературы. Вопросы развития такого сотрудничества являются предметом исследования многих ученых и практиков, среди которых С.Н. Погодин, Т.С. Ягья [1], Т.В. Бордачев, А.Б. Лихачева, А.С. Королев, О.Ф. Малашенкова, И В. Сафранчук, Д.И. Малютина [2], В.А. Шамахов, Н.М. Межевич [4], К. А. Мазник [4], А.Д Цымбаленко [5], Н.А. Ефремова [6], В.П. Оболенский [7], А.М. Губин [8], В.В. Богатырев [9], Е.А. Анисимова [10] и др.

В научных публикациях указанных и других авторов исследованы разные аспекты международного торгово-экономического сотрудничества в рамках интеграционных процессов. При этом уделено особое внимание опыту, актуальности, целям и задачам развития такого сотрудничества, обоснована целесообразность участия России в этих процессах как важного фактора повышения экспортного по-

тенциала страны и обеспечения экономического роста. Анализируя положительный опыт развития торгово-экономического сотрудничества между странами БРИКС (Бразилией, Россией, Индией, Китайской Народной Республикой и Южной Африканской Республикой), Россией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), РФ и Китаем, авторы обосновывают эффективность развития такого сотрудничества [1, с. 45; 2], определяют необходимость создания в рамках Союзного государства единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств - участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики [3, с. 13], а также потенциал отдельных направлений торгово-экономических транзакций [4], круг развивающихся и перспективных направлений такого сотрудничества на основе международных соглашений [5].

При этом как отмечает Н. А. Ефремова, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. именно интеграционные процессы стали одной из примет времени [6, с. 47]. Вследствие количественного нарастания взаимозависимостей между странами, подчёркивает В. П. Оболенский, мировая экономика шаг за шагом переходит в новое качество, постепенно превращаясь в относительно целостную экономическую систему. Эта сис-

1 Договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта от 30 сентября 2022 года

[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 202210030001 (дата обращения 16.01.2023).

2 О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта -Донецкой Народной Республики : Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 202210050005 (дата обращения 16.01.2023).

тема, состоящая из взаимосвязанных национальных хозяйств, все больше определяет развитие каждого из них [7, с. 5].

С точки зрения А.М. Губина, историческая эволюция международной экономической интеграции, определяемая тенденциями и направлениями трансформации глобализации мировой экономики и трендов устойчивого развития в повестке ответственного инвестирования, ESG-фа-кторов управления и т.п., вышла на новую стадию своего «жизненного цикла» и сменила целевые ориентиры стран и регионов - участников интеграции на объединение с целью защиты от негативных последствий глобализации (в пользу отдельных стран, усиление различий в результатах глобализации для экономически развитых и экономически развивающихся стран и др.) для своей экономической безопасности [8, с. 2603].

В.В. Богатырев, определяя место и роль международной деятельности субъектов Российской Федерации (далее -субъекты Федерации), обосновывает, что в России создан механизм регулирования внешнеэкономических связей, состоящий из комплекса правовых средств: во-первых, конституционных норм как основы регулирования; во-вторых, федеральных законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ; в-третьих, конституций, уставов, а также законов и иных актов субъектов Федерации; в-четвертых системы международно-правовых актов, относящихся к этой сфере [9, с. 246].

Вместе с тем, по мнению Е.А. Ани-симовой, необходимо расширить юридические возможности регионов России в рамках международной деятельности [10, с. 38]. Эту точку зрения поддерживают и другие авторы, которые считают, что в настоящее время субъекты РФ не обладают полной международной правосубъектностью, но перспектива их развития в субъекты международного права существует, что обусловливает необходимость

продолжения проведения исследований в указанной сфере [11, с. 23-24].

А поэтому, вопросы торгово-экономического сотрудничества ДНР в рамках интеграционных процессов на основе международных соглашений являются достаточно актуальными, требуют соответствующих исследований, к тому же они проводятся впервые.

Цель статьи - обосновать наличие полномочий ДНР на осуществление торгово-экономического сотрудничества ДНР на основе международных соглашений в контексте интеграционных процессов, целесообразность предусмотрительного выбора партнеров в рамках такого сотрудничества, а также его возможные основные направления, сферы и формы.

► Данные и методы. Реализация поставленной цели исследования была достигнута на основе анализа официальных документов РФ, обобщения опыта правоприменения законодательства РФ в области торгово-экономического сотрудничества, систематизации и анализа более четырехсот международных соглашений, заключённых субъектами Федерации в 2001-2022 гг., с целью выявления основных направлений, приоритетных сфер и форм осуществления такого сотрудничества.

Методология выполненного исследования базируется на системном подходе, использования методов логического анализа, аналитического обобщения, обработки статистической информации, формально-юридический, сравнительно-правового метода научного познания и др.

► Результаты исследования. Анализ законодательства РФ позволил установить, что общие положения, определяющие объем полномочий субъектов Федерации в международных экономических отношениях и внешнеэкономических связях, закреплены в Конституции

Российской Федерации1, которая к ведению РФ относит внешнюю политику и международные отношения, международные договоры и внешнеэкономические отношения РФ (пункты «к», «л» ст. 71 Конституции РФ), а к совместному ведению РФ и субъектов Федерации - координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ (пункт «о» части 1 ст. 72 Конституции РФ).

Специальные положения относительно полномочий субъектов Федерации на заключение торгово-экономических соглашений закреплены в Федеральном законе от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»2. Так, согласно ч. 1 ст. 1 этого Закона субъекты Федерации обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Федерации с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

При этом под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Федерации законодатель предлагает

понимать осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами, указанными в п. 1 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона.

Именно положения данного Закона позволяют реализовать ДНР право:

на осуществление торгово-экономического сотрудничества с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств;

на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели;

осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств, при условии получения согласия Правительства РФ.

Отдельные полномочия субъектов Федерации во внешнеэкономической деятельности, которая включает и торгово-экономическое сотрудничество, закреплены в Федеральном законе от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой дея-тельности»3. Так, согласно ст. 8 этого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации в области внешнеторговой деятельности относится проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориаль-

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 01.07.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 202210060013 (дата обращения 27.03.2023)

2 О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный

интернет-портал правовой информации. URL:

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1 &lastDoc=1&nd= 102057472 (дата обращения 28.03.2023)

3 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru /proxy/ips/?docbody=&nd= 102084509 (дата обращения 31.03.2023)

ными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств и др.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации по предметам их совместного ведения с РФ, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов заключения соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, административно-территориальных образований иностранных государств (п. 66 ч. 1 ст. 44).

При этом в соответствии со ст. 25 этого Закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации. То есть Глава ДНР наделен исключительным полномочием на подписание договоров и соглашений от имени Республики, как субъекта Федерации.

Отсюда, анализ вышеуказанных законодательных актов РФ, определяющих полномочия субъектов Федерации в сфере торгово-экономического сотрудничества, позволяет утверждать, что:

а) ДНР наделена полномочиями по осуществлению торгово-экономического сотрудничества;

б) действующее законодательство закрепляет возможность установления и

развития Республикой этого сотрудничества с учетом ее экономических интересов;

в) реализуя указанные полномочия, ДНР обеспечит осуществление торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами и экономическими интеграционными объединениями, участником которых является РФ.

При этом необходимо обратить внимание на два принципиально важных условия, которым ДНР как субъект Федерации должна следовать в процессе развития и осуществления международного торгово-экономического сотрудничества.

Во-первых, развивать международные торгово-экономические связи ДНР необходимо с теми государствами и международными интеграционными экономическими объединениями, которые являются приоритетными для России. Так, согласно пп. 5-10 п. 101 Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»2 к приоритетным международным экономическим объединениям и государствам для установления и развития внешнеэкономических торговых связей относятся: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», Союзное государство, «Ассоциация государств Юго-Восточной Азии» (АСЕАН), Сирийская Арабская Республика, Исламская Республика Иран.

Во-вторых, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 04.01. 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», а также п. 1 Указа Президента РФ от 08.01.2011 г. №

1 Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации

: Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 202112210031 (дата обращения 31.03.2023)

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=602263723 (дата обращения 01.02.2023)

1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеэкономической линии Российской Федера-ции»1 Министерство иностранных дел РФ является основным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами и международными организациями, который координирует международные сферы субъектов Федерации. А поэтому применение международных соглашений возможно лишь при непосредственной координации Министерства иностранных дел РФ.

Вопросам международных соглашений субъектов Федерации в юридической науке уделяется особое внимание в науке. Так, по мнению других авторов, правовой режим международных договоров (соглашений) субъектов Федерации (т.е. правовые требования к таким договорам) определяется:

1) нормами международного права (только в части, касающейся договоров субъектов Федераций);

2) положениями международных договоров (соглашений) соответствующих субъектов Федерации;

3) федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 04 января 1999 г. № 4-ФЗ;

4) договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными между органами государственной власти РФ и субъектов Федерации;

5) нормативными правовыми актами соответствующих субъектов Федерации, которые применяются к международным договорам (соглашениям), поскольку

1 О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации : Указ Президента Российской

Федерации от 08 ноября 2011 г. № 1478 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/34205 (дата обращения 23.03.2023)

иное не предусмотрено нормами международного права, положениями международных договоров (соглашений) субъектов Федерации и федеральным законодательством.

При этом в рамках торгово-экономического сотрудничества выделяют: международные договоры (соглашения) субъекта Федерации, заключаемые от имени субъекта Федерации с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями, иными иностранными и международными субъектами (партнерами) по вопросам экономического, научно-технического, культурного, иного сотрудничества; межправительственные международные соглашения субъекта Федерации; межведомственные международные соглашения субъекта Федерации [12].

С целью надлежащего урегулирования отношений, связанных с заключением международных соглашений субъектами Федерации, в отдельных регионах были приняты специальные законы, например, Закон Иркутской области «О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области»2, в котором определены особенности международного договорного сотрудничества этого субъекта Федерации

В.В. Лисаускайте заявляет, что этот регион обладает достаточными возможностями для развития сотрудничества с субъектами и административно-территориальными образованиями других государств. При этом, уточняет этот автор, все действующие 22 соглашения носят общий

2 О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области : Закон Иркутской области от 09.12.2009 г. N 96/62-оз [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/469421468

характер, поскольку определяют основные направления сотрудничества и формы взаимодействия. В то же время из указанного количества документов реализуются только 15, что, по мнению В.В. Лисаускайте, регион недостаточно использует свои возможности и возможности частных структур относительно развития данного направления экономики, социальной сферы и культуры [13, с. 148].

Значит, правовой режим международных договоров (соглашений) о торгово-экономическом сотрудничестве, заключаемых ДНР в рамках интеграционных процессов, кроме федерального законодательства может определяться и законодательством ДНР, при разработке которого целесообразно учитывать положительный опыта других субъектов Федерации, которые имеют такие законы.

Как показал анализ, именно с государствами и интеграционными объединениями, которые являются приоритетными для России, реализуются более четырехсот международных соглашений, заключённых субъектами Федерации за период 2001 по 2022 годы, что составляет почти 50 процентов всех ныне действующих, поскольку по данным «Реестра международных соглашений субъектов Российской Федерации» в настоящее время заключено более 800 международных соглашений, направленных на развитие экономических связей сторон с различными государствами1 .

Важно подчеркнуть, что установление международных отношений ДНР с приоритетными для России государствами (Сирийская Арабская Республика, Исламская Республика Иран) и странами-членами названных выше интеграционных объединений позволит

учитывать экономический интерес Республики в международной экономической политике РФ.

При этом ДНР в процессе развития ТЭС следует уделить внимание развитию торгово-экономического сотрудничества с теми государствами, с которыми в настоящее время достаточно активно развивает сотрудничество Россия. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что в связи с обострением «крымского и восточно-украинского вопроса», в отношении РФ было введено ряд санкций, прежде всего, касающихся торгово-экономического сотрудничества. Одним из наиболее активных инициаторов этих санкций является Европейский союз, с которым у России были наиболее объемные и продолжительные торгово-экономические связи. А поэтому сложно согласиться с точкой зрения других авторов, что торгово-экономические отношения между РФ и странами ЕС продолжают развиваться, даже в условиях обострения политических разногласий и взаимного применения санкционных мер. При этом они видят особую значимость в налаживании диалога с целью урегулирования затянувшегося конфликта, сдерживающего расширение торгово-экономических связей и негативно отражающегося на состоянии экономик России и многих стран Западной Европы [14, с. 344].

Отсюда, выбор надежного партнера как стороны в международном соглашении в рамках торгово-экономического сотрудничества для ДНР является одним из наиболее важных вопросов, поскольку от этого в полной мере зависит результат реализации такого соглашения.

Одним из таких партнеров, безусловно, является Республика Беларусь, торгово-экономическое сотрудничество ко-

1 Реестр международных соглашений субъектов Российской Федерации [Электронный ре-

сурс] // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: https://pravo-search.minjust.ru (дата обращения 06.03.2023)

торой с РФ является в фазе активного развития, поскольку переориентация России и РБ на импортозамещение позволит объединить технический и производственный потенциалы двух стран и направить их в нужное русло - создание продукции в рамках совместного производства и продвижении ее на рынки третьих стран [15, с 191].

Также к таким государствам относится Китайская Народная Республика, с которой в последнее время существенно увеличен товарооборот. И это обусловлено тем, что, как справедливо утверждают другие авторы, Китай и Россия являются в высшей степени комплементарными экономиками, имеющими огромный потенциал для экономического сотрудничества [16, с 2327-2328].

Значительное внимание исследователи уделяют также перспективам торгово-экономического сотрудничества России и странам Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), поскольку страны «семьи ШОС» также играют важную роль во внешней торговле России [17, с. 2706].

Одним из наиболее надежных партеров в рамках торгово-экономического сотрудничества следует рассматривать и страны БРИКС. Как справедливо утверждает С. Е. Нарышкин движущей силой переформатирования межгосударственных связей, появления новых полюсов интеграционного развития становится поиск более надежных международных партнеров, не обремененных, грузом высокомерия современных мировых политических и экономических элит. Одним из таких новых центров развития становится БРИКС - межгосударственное объединение, относительно недавно начавшее путь к определению собственного политического, экономического и правового курса [18, с. 17].

Особые надежды на развитие торгово-экономического сотрудничества между странами БРИКС возлагают другие

авторы. Учитывая глобальную нестабильность, масштаб проблем, с которыми сталкивается БРИКС, они делают вывод о том, что направления дальнейшего развития могут пойти по новому пути, например, по пути присоединения новых членов в рамках «БРИКС+», по пути инновационного сотрудничества в рамках Индустрии 4.0, а также в разрезе инициативы «Один пояс, один путь», которая позволит активизировать рост сотрудничества и избежать глобального экономического застоя. Для достижения общего роста торговли между участницами объединения БРИКС необходимо не только сформировать модели торгового сотрудничества на основе взаимодополняемости между членами БРИКС, но и избегать конкурентных торговых отношений на внешних рынках стран - участниц БРИКС. По их мнению, выявленные направления углубления торгово-экономического сотрудничества предоставят возможность в определенной степени усовершенствовать действующий механизм сотрудничества и найти новые точки экономического роста среди участников [19, с. 339].

При этом на примере торгово-экономического сотрудничества Уральского федерального округа (УРФО) исследуются вопросы внешнеэкономических связей России со странами БРИКС. В качестве положительных факторов, способствующих укреплению торгово-экономических отношений УРФО со странами БРИКС, выделяют общие интересы в сфере торговли, экспортную активность и экспортную взаимодополняемость ряда отраслей экономики, отсутствие непосредственной конкуренции. При этом они делают выводы, что в условиях ослабления внешнеэкономических связей России с западными странами и нестабильности конъюнктуры отечественного рынка создан принципиально новый механизм защиты и продвижения взаимной торговли, определены стратегии развития и меры,

способствующие повышению и расширению возможностей торгово-экономического сотрудничества УРФО со странами БРИКС [20, с. 4031].

Кроме того, другие авторы обосновывают перспективы развития торгово-экономического сотрудничества России с Новой Зеландией, а также уточняют ключевые направления взаимовыгодного сотрудничества, которое может произойти в период с 2020 по 2040 гг. По их мнению, исторически российско-новозеландские отношения не прерывались, в связи с политической ситуацией в мире, но претерпели определенные изменения, которые должны вывести две страны на новые этапы равноправного диалога [21, с. 151, 154].

Следовательно, в процессе развития торгово-экономического сотрудничества ДНР целесообразно особое внимание уделить выбору потенциальных партнеров в рамках такого сотрудничества, с учетом опыта развития таких отношений России в рамках конкретных интеграционных объединений, что позволит обеспечить баланс интересов, как Республики -субъекта Федерации, так и самой РФ.

Анализ информации о количестве международных соглашений заключенных субъектами Федерации с иностранными государствами в рамках торгово-экономического сотрудничества, позволил установить, что из 416 соглашений наибольшее их количество было заключено с такими государствами, как Беларусь - 161, Китайской Народной Республикой - 99, Республикой Казахстан - 63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельные субъекты Федерации развивают международные торгово-экономические связи на основе 5-20 международных соглашений. Так, к примеру, Кировская область заключила 5 международных соглашений, Астраханская область - 10, Калужская область - 10, г. Москва -11, Оренбургская область - 16, Пензенская область - 14, Республика Башкортостан - 14, Республика Татарстан - 12,

Самарская область - 11, г. Санкт-Петербург - 15, Саратовская область - 10, Свердловская область - 13, Челябинская область - 20.

При этом субъектами Федерации установлены торгово-экономические связи либо непосредственно с государствами, либо в отношении их административных единиц (район, провинция, область, город и др.).

Орган, устанавливающий международные торгово-экономические отношения от имени субъекта Федерации, представлен Правительством субъекта Федерации (преимущественная часть соглашений), Администрацией области (края), Губернатором области, профильным министерством субъекта Федерации.

Обобщение информации, содержащейся в международных соглашениях, заключённых субъектами Федерации с 12-ю иностранными государствами, среди которых Социалистическая Республика Вьетнам, Исламская Республика Иран, Корейская Народно-демократическая Республика, Республика Армения, Южная Корея, Республика Беларусь, Киргизская Народная Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Китайская Народная Республика, Сирийская Арабская Республика, Республика Казахстан, позволило выявить основные направления, а также приоритетные сферы и формы развития интеграционного экономического сотрудничества.

Анализ показал, что выбор основных направлений установления торгово-экономического сотрудничества субъектов Федерации был предопределён, прежде всего, наличием у сторон тех или иных актуальных проблем технического, социально-экономического, экологического характера. И только решение этих проблем будет во многом способствовать развитию инвестиционных отношений, улучшению взаимной торговли, производственной кооперации, созданию благоприятных экономических, финансовых

и правовых условий для предпринимательской деятельности, обеспечению взаимовыгодных условий для продвижения на рынок товаров и услуг, производимых хозяйствующими субъектами сторон.

Отсюда, в рассмотренных международных соглашениях именно такие направления были определены в качестве основных. При этом следует отметить также, что на выбор направлений торгово-экономического сотрудничества, безусловно, повлияла и необходимость минимизации введённых в начале 2022 г. санкций в отношении РФ, а также важность преодоления их негативных последствий для обеспечения в этих условиях экономического роста, бесперебойного функционирования торговых рынков, формирования новых производственных и логистических цепочек.

Детальный анализ основных направлений, закреплённых в рассматриваемых

международных соглашениях, показал, что их количество существенно варьируется в зависимости от государств, с которыми они заключены. Так, если в международных соглашениях, заключенных с Республикой Узбекистан, закреплено 35 основных направлений сотрудничества, Республикой Казахстан - 32, Республикой Беларусь - 26, Китайской Народной Республикой - 24, Киргизской Республикой -23, Исламской Республикой Иран - 10, то в международных соглашениях, заключенных с Социалистической Республикой Вьетнам - 6, Корейской Народной Демократической Республикой - 7, Южной Кореей - 3.

Для примера в приведённых ниже таблицах 1, 2 представлены основные направления, приоритетные сферы и формы реализации международных соглашений, заключенных субъектами Федерации с Исламской Республикой Иран.

Таблица 1 - Информация об основных направлениях торгово-экономического сотрудничества субъектов Федерации с Исламской Республикой Иран

Исламская Республика Иран

1) внедрение современных технологий;

2) осуществление взаимных поставок товаров и предоставления услуг;

3) развитие взаимодействия в области охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

4) развитие и совершенствование торгового, экономического и научно-технического сотрудничества;

5) развитие предпринимательства, инвестиционной деятельности, прямых производственных связей;

6) содействие в установлении прямых связей между хозяйствующими субъектами;

7) содействие в финансировании совместных проектов и программ;

8) содействие развитию сотрудничества в сфере производственной кооперации;

9) содействие широкому информационному взаимодействию в области торгово-экономического сотрудничества;

10) сотрудничество в отдельных сферах экономики и улучшене средств коммуникации.

Таблица 2 - Информация о приоритетных сферах и формах торгово-экономического сотрудничества субъектов Федерации с Исламской Республикой Иран

Приоритетные сферы 1) градостроительная деятельность; 2)здравоохранение; 3) информационные технологии; 4) легкая промышленность; 5) машиностроение; 6) металлургия; 7) морское земледелие (марикультура); 8) научно-исследовательская деятельность и высокие технологии; 9) переработка древесины; 10) предпринимательская деятельность; 11) инвестиционная деятельность; 12) природопользование и охрана окружающей среды; 13) промышленность; 14) сельское и рыбное хозяйство; 15) строительство и эксплуатации глубоководных портов; 16) судостроение и судоремонт; 17)торговля; 18) транспорт и дорожное хозяйство; 19)туризм; 20) энергетика.

Формы реализации 1) заключение договоров между субъектами хозяйствования; 2) обмен делегациями и специалистами в различных областях торгово-экономического сотрудничества; 3) обмен информацией по различным направлениям торгово-экономического сотрудничества; 4) организация и проведение презентаций инвестиционного, экспортного потенциала и импортных потребностей; 5) организация и проведение совместных семинаров, бизнес-форумов, конференций, деловых встреч; 6) осуществление совместных научных исследований; 7) открытие и деятельность торгово-экономических представительств; 8) проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, презентаций технологий и оборудования; 9) разработка и принятие программ и (или) планов мероприятий; создание совместных комиссии и (или) рабочих групп; 10) создание совместных предприятий и производств; 11) создание торговых центров, производственных комплексов и др.

В соответствии с установленными направлениями международного сотрудничества между субъектами Федерации и Исламской Республикой Иран выявлены приоритетные сферы и формы реализации анализируемых международных соглашений.

Как следует из информации, приведенной в табл. 2, приоритетными сферами и формами сотрудничества с Исламской Республикой Иран является инвестицион-

ная деятельность, здравоохранения, легкая промышленность, машиностроение, металлургия, высокие технологии сельское и рыбное хозяйство и другие сферы, представляющие взаимный интерес. Достаточно широким представлен также перечень форм реализации торгово-экономического сотрудничества.

В процессе проведенного анализа были выявлены аналогичные примеры приоритетных сфер и форм торгово-экономического сотрудничества субъектов

РФ с другими государствами, в частности, Республикой Беларусь, Китайской Народной Республикой, Киргизской Республикой и т.д.

Отсюда, при формировании государственной экономической политики по осуществлению международных

внешнеэкономических связей органам государственной власти ДНР следует уделить особое внимание установленным в процессе исследования основным направлениям, сферам и формам реализации торгово-экономического сотрудничества субъектов РФ с приоритетными странами и экономическими интеграционными объединениями, что будет способствовать развитию этого сотрудничества в рамках интеграционных процессов Республики.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Резюмируя изложенное выше, можно заключить, что:

в настоящее время ДНР, как новый субъект РФ, наделена теми же полномочиями в сфере осуществления торгово-экономического сотрудничества, как и любой иной субъект Федерации, реализация которых позволяет обеспечить участие Республики в экономических интеграционных процессах в рамках международной экономической политики России;

правовой режим международных договоров (соглашений) о торгово-экономическом сотрудничестве, заключаемых

► Литература

1. Погодин С.Н., Ягья Т.С. Торгово-экономическое сотрудничество в рамках БРИКС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. Т. 15. № 3. С. 44-54.

2. Евразийская экономическая интеграция: между абсолютными и относительными выгодами / Т.В. Бордачев, А.Б. Лихачева, А.С. Королев, О.Ф. Малашенкова, И. В. Сафранчук, Д.И. Малютина [Электронный ресурс] // Доклад Международного дискуссионного клуба "Валдай". Валдай, 2019. URL: http://ru.val daiclub.com/files/26831

3. Шамахов В. А., Межевич Н. М. Внешнеполитическое сотрудничество в практиках

ДНР в рамках интеграционных процессов, кроме федерального законодательства может определяться и законодательством ДНР, при разработке которого целесообразно учитывать положительный опыта других субъектов Федерации, которые имеют такие специальные нормативные акты;

в процессе заключения международных соглашений направленных на развитие торгово-экономического сотрудничества ДНР необходимо особое внимание уделять выбору потенциальных партнеров в рамках этого сотрудничества, с учетом опыта развития таких отношений России в рамках конкретных интеграционных объединений, что позволит обеспечить баланс интересов, как Республики - субъекта Федерации, так и самой РФ;

3) определенные в международных соглашениях иных субъектов РФ основные направления, сферы и формы реализации торгово-экономического сотрудничества субъектов Федерации с приоритетными странами и экономическими интеграционными объединениями могут представлять собой интерес для ДНР при формировании государственной экономической политики по осуществлению торгово-экономического сотрудничества.

► References

1. Pogodin S.N., Yag'ya TS. (2021). Trade and economic cooperation within BRICS. Eurasian integration: economics, law, politics, 3, 44-54. [In Russian]

2. Bordachev T.V., Likhachev A.B., Korolev A.S., Malashenkova O.F., Safranchuk I.V., Malyutina D.I. (2019). Eurasian Economic Integration: Between Absolute and Relative Benefits. Report of the Valdai International Discussion Club. [In Russian] http://ru.val-daiclub.com/files/26831

3. Shamakhov V.A., Mezhevich N.M. (2018). Foreign Policy Cooperation in the

Союзного государства и вызовы международной политики // Управленческое консультирование 2018. № 10. С. 11-18.

4. Мазник К. А. Выгоды и противоречия торгово-экономического сотрудничества России и АСЕАН. Россия: общество, политика, история. 2022; №5(5). С.128-147. DOI: 10.56654/R0PI-2022-5(5)-128-147

5. Цымбаленко А. Д. Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2022. №49 (444). URL: https://moluch.ru/ archive/444/97241/ (дата обращения: 27.04.2023)

6. Ефремова Н. А. Принципы международной экономической интеграции // Вестники РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионове-дение. Востоковеденье. 2012. № 19(99). С. 4756.

7. Оболенский В. Глобализация регионализма: вызовы и риски для России // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 9. С. 5-13.

8. Губин А. М. Концептуальные основы экономической интеграции в условиях глобализации и устойчивого развития региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12. № 10. С. 2601-2622.

9. Богатырев В. В. Место и роль международной деятельности субъектов Федерации в современном мире // Актуальные проблемы экономики. 2014. №4(32). С. 242-248.

10. Анисимова Е. А. Международная деятельность субъектов Российской Федерации и участие в ней региональных парламентов // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 4А. С. 34-41.

11. Хышиктуев О. В., Мадаев Е.О. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации: на примере Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2019. № 2. С. 18-27.

12. Казанцев М. Ф. Международные договоры (соглашения) субъектов РФ: конституционно-правовая основа, понятие, виды // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 18. С. 29-32.

13. Лисаускайте В. В. Международные договоры субъектов Российской Федерации: правовые основания заключения (на примере Иркутской области) // Сибирский юридический вестник. 2016. № 3 (74). С. 147-151.

Practices of the Union State and the Challenges of International Policy. Administrative Consulting, 10, 11-18. [In Russian]

4. Maznik K.A. (2022). Benefits and contradictions of trade and economic cooperation between Russia and ASEAN. Russia: society, politics, history, 5(5), 128-147. [In Russian] http://doi.org/10.56654/ROPI-2022-5(5)-128-147

5. Tsymbalenko A.D. (2022). International treaties in the field of trade and economic cooperation between the Russian Federation and China. Young scientist, 49 (444). [In Russian] https://moluch.ru/archive/444/97241/

6. Efremova N.A. (2012). Principles of international economic integration. Vestniki

RGGU. Series: Political Science. Story. International relationships. Foreign Regional Studies. Oriental studies, 19(99), 47-56. [In Russian]

7. Obolensky V. (2015). Globalization of regionalism: challenges and risks for Russia. Mi-rovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 9, 5-13. [In Russian]

8. Gubin A.M. (2022). Conceptual foundations of economic integration in the context of globalization and sustainable development of the regional economy. Economics, Entrepreneurship and Law, 10, 2601-2622. [In Russian]

9. Bogatyrev V.V. (2014). Place and role of international activities of the subjects of the Federation in the modern world. Actual problems of the economy, 4 (32), 242-248. [In Russian]

10. Anisimova E.A. (2018). International activities of the constituent entities of the Russian Federation and the participation of regional parliaments in it. Issues of Russian and international law, 4A, 34-41. [In Russian]

11. Khyshiktuev O. V., Madaev E.O. (2019). International legal status of subjects of the Russian Federation: on the example of the Republic of Buryatia. Bulletin of the Buryat State University. Humanitarian Studies of Inner Asia, 2, 18-27. [In Russian]

12. Kazantsev M.F. (2007). International treaties (agreements) of subjects of the Russian Federation: constitutional and legal basis, concept, types. Constitutional and municipal law, 18, 29-32. [In Russian]

13. Lisauskaite V.V. (2016). International treaties of the constituent entities of the Russian Federation: legal grounds for concluding (on the example of the Irkutsk region). Siberian Legal Bulletin, 3 (74), 147-151. [In Russian]

14. Линкевич Е.Ф., Портоян П. П., Забо-рянская А. А. Перспективы торгового сотрудничества России и стран ЕС в условиях применения взаимных санкций // ЦИТИСЭ, 2020. №2 (24). С. 336-347.

15. Лазукова Н. С. Торгово-экономические отношения России и Белоруссии: перспективы развития// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №7-2 (20). С. 188-191.

16. Вартанова М. Л., Дробот Е. В. Перспективы расширения евразийского пространства в контексте укрепления торгово-экономического и финансового сотрудничества России и Китая // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 9. С. 2323-2344. Б01: 10.18334/гр.19.9.39331

17. Гурова И. П. Торгово-экономические отношения России со странами Шанхайской организации сотрудничества // Экономические отношения. 2019. Том 9. № 4. С. 2705-2716. Б01: 10.18334/ео.9.4.41397

18. БРИКС: контуры многополярного мира: монография / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева, А. Я. Капустин и др.; под ред. академика РАН Т. Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. 128 с.

19. Леонова К.С. Торгово-экономическое сотрудничество БРИКС в условиях мировой экономической рецессии // Экономические отношения. 2020. Том 10. № 2. С. 331-340. Б01: 10.18334/ео.10.2.110178

20. Дударева Э.А., Решетникова С.С. Торгово-экономическое сотрудничество Уральского федерального округа со странами БРИКС в системе трансрегиональных отношений // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 24. С. 4021-4034. Б01: 10.18334/гр.18.24.38633

21.Субботина Е.Н. Перспективы сотрудничества России и Новой Зеландии в 20202030-х гг. // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Том 9. № 3. С. 151-158. Б01: 10.18334/ерр.9.3.41211

14. Linkevich E.F., Portoyan P.P., Zaboryanskaya A.A. (2020) Prospects for trade cooperation between Russia and the EU countries in the context of the application of mutual sanctions. CITISE, 2 (24), 336-347. [In Russian]

15. Lazukova N.S. (2022). Trade and economic relations between Russia and Belarus: development prospects. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 7-2 (20), 188191. [In Russian]

16. Vartanova M.L., Drobot E.V. (2018). Prospects for the expansion of the Eurasian space in the context of strengthening trade, economic and financial cooperation between Russia and China. Russian Journal of Entrepreneurship, 9, 2323-2344. [In Russian] https://doi.org/10.183 34/rp.19.9.39331

17. Gurova I.P. (2019). Trade and economic relations of Russia with the countries of the Shanghai Cooperation Organization. Economic relations, 4, 2705-2716. [In Russian] https://doi.org/10.18334/eo.9A41397

18. Khabrieva T.Ya. (ed.). (2015). BRICS: contours of a multipolar world: monograph. Moscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. [In Russian]

19. Leonova K.S. (2020). Trade and economic cooperation of the BRICS in the conditions of the global economic recession. Economic relations, 2, 331-340. [In Russian] https://doi.org/10.18334/eo.10.2.110178

20. Dudareva E.A., Reshetnikova S.S. (2017). Trade and economic cooperation between the Ural Federal District and the BRICS countries in the system of transregional relations. Russian Journal of Entrepreneurship, 24, 40214034. [In Russian] https://doi.org/10.183 34/rp.18.24.38633

21. Subbotina E.N. (2019). Prospects for cooperation between Russia and New Zealand in 2020-2030s. Economics, entrepreneurship and law, 3, 151-158. [In Russian] https://doi.org/10.18334/epp.9.3.41211

Статья поступила в редакцию 17.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.