Научная статья на тему 'СИНХРОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЯДА ДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

СИНХРОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЯДА ДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИНХРОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ДНР / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашуба Юрий Анатольевич

В данной статье рассматриваются некоторые направления совершенствования законодательства Российской Федерации, Донецкой и Луганской Народных Республик. Автором проводится сравнительно-правовой анализ положений Уголовных кодексов указанных государств. Предлагаются возможные варианты действий местных военно-гражданских администраций указанных Республик, направленные на стабилизацию мирной жизни граждан. Рассматриваются и другие направления развития межгосударственных правовых систем. Указывается на необходимость сближения норм, регулирующих перспективные области сотрудничества. На основе личного опыта выносятся предложения по предупреждению и предотвращению совершения преступлений на освобождаемых территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNCHRONIZATION OF LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND A NUMBER OF FRIENDLY STATE ENTITIES

This article discusses some areas of improving laws of the Russian Federation, Donetsk and Lugansk People’s Republics. The author conducts a comparative legal analysis of the provisions of the Criminal Codes of these States. Possible options of actions of the local civil-military administrations of these Republics aimed at stabilizing the peaceful life of citizens are proposed. Other directions of development of interstate legal systems are also considered. The necessity of convergence of norms regulating promising areas of cooperation is pointed out. Based on personal experience, proposals are made to warn and prevent the commission of crimes in the liberated territories.

Текст научной работы на тему «СИНХРОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЯДА ДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 341.21 ББК 67.408

© 2022 г. Кашуба Юрий Анатольевич,

профессор кафедры уголовно-исполнительного права Академии права и управления

Федеральной службы исполнения наказаний, доктор юридических наук, профессор.

E-mail: koshianatol@yandex.ru

СИНХРОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЯДА ДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУД АРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В данной статье рассматриваются некоторые направления совершенствования законодательства Российской Федерации, Донецкой и Луганской Народных Республик. Автором проводится сравнительно-правовой анализ положений Уголовных кодексов указанных государств. Предлагаются возможные варианты действий местных военно-гражданских администраций указанных Республик, направленные на стабилизацию мирной жизни граждан. Рассматриваются и другие направления развития межгосударственных правовых систем. Указывается на необходимость сближения норм, регулирующих перспективные области сотрудничества. На основе личного опыта выносятся предложения по предупреждению и предотвращению совершения преступлений на освобождаемых территориях.

Ключевые слова: синхронизация законодательства, уголовный кодекс ДНР, предупреждение преступлений, специальная военная операция.

Kashuba Yuri Anatolievich - Professor, Department of Penal Enforcement Law, the Academy of Law

and Management of the Federal Penitentiary Service, Doctor of Law, Professor.

SYNCHRONIZATION OF LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND A NUMBER OF FRIENDLY

STATE ENTITIES

This article discusses some areas of improving laws of the Russian Federation, Donetsk and Lugansk People 's Republics. The author conducts a comparative legal analysis of the provisions of the Criminal Codes of these States. Possible options of actions of the local civil-military administrations of these Republics aimed at stabilizing the peaceful life of citizens are proposed. Other directions of development of interstate legal systems are also considered. The necessity of convergence of norms regulating promising areas of cooperation is pointed out. Based on personal experience, proposals are made to warn and prevent the commission of crimes in the liberated territories.

Keywords: synchronization of legislation, the Criminal Code of the DPR, crime prevention, special military operation.

Внешнеполитические процессы последних лет (и даже месяцев) обусловливают создание межгосударственных коалиций, стремящихся к установлению дружеских, партнерских отношений между странами и их населением. Россия уже состоит в таких межгосударственных объединениях, как: СНГ, ОДКБ, БРИКС, Союзное государство Россия-Беларусь, ЕАЭС, ШОС, и др. Нашей страной также подписаны договоры о сотрудничестве и взаимопомощи с ДНР, ЛНР, Абхазией, Южной Осетией, Приднестровской Молдавской Республикой. Сотрудничество, определяемое указанными договорами и участием в международных организациях, направлено на установление гармоничной системы политических, экономических, социальных, военных

взаимоотношений. Создание в рамках данных межгосударственных договоренностей общего правового пространства, единых законодательных принципов и коррелирующих юридических норм позволит установить неразрывную и непротиворечащую систему правоотношений. Важность и необходимость синхронизации законодательств государств и государственных образований, объединенных одной международной организацией, отмечались в доктрине неоднократно. Так, например, Н.К. Светлаковой предлагалось провести унификацию ответственности за нарушение таможенных правил в рамках реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС [1]. Автором указывались противоречия в установлении правил таможенного регулирования,

а также санкций за соответствующие правонарушения, что обусловливало злоупотребление таможенными льготами между странами-участниками единого таможенного пространства.

Ранее отмечалось отсутствие синхронности в проведении на национальном уровне процедур по ратификации общесоюзных международных договоров. В.Д. Ипатов утверждал, что указанный факт нарушает предусмотренный Венской конвенцией о праве международных договоров 1961 г. принцип взаимной выгодности сторон, т. к. ратифицировавшие договор стороны связаны дополнительными обязанностями, которые не корреспондируют с обязательствами стороны, затянувшей по срокам выполнения необходимых процедур [2].

Отмечая синхронизацию законодательства частично признанных государств с правовой системой более развитых государств, представляем верным характеризовать ее как помощь в организации единой правовой системы. При дальнейшем возможном вхождении в состав другой страны указанные действия будут способствовать «привыканию» населения и правительства к нормам заимствованного права. В случае дальнейшего самостоятельного развития синхронизация законодательства с «более развитым соседом» будет способствовать установлению единого правового поля. Данное обстоятельство благоприятно скажется на создании межгосударственных структур для упрощения функционирования государственных органов и жизнедеятельности населения (например, унифицированный порядок предупреждения и расследования преступлений, общие правила поведения на транспорте и в общественных местах, единые технические регламенты и стандарты и др.).

Современное правовое регулирование на территории Донецкой и Луганской Народных республик (далее - ДНР и ЛНР) не всегда отвечает развитию общественных отношений, запаздывая с опережающим воздействием на них. Поэтому является актуальным создание новых правовых норм, ликвидирующих пробелы в отдельных отраслях либо опережающих отражение действительности (в сложных внутренних и внешних политических условиях).

В 2016 г. началась синхронизация законодательства ЛНР и ДНР после подписания известного Соглашения о сотрудничестве в законотворческой деятельности. Повышение эффективности государственного управления осуществляется в соответствии с Программой

социально-экономического развития ДНР на 2022-2024 гг. В рамках Договора между республиками созданы и унифицируются законы «О налоговой системе», «О таможенном регулировании в ДНР», «Об инвестиционной деятельности», «Об особенностях предоставления субсидии кредитным организациям из Фонда субсидирования процентной ставки по кредитным договорам при кредитовании субъектов хозяйствования по льготной процентной ставке» и др. Снижаются административные барьеры, расширяется сфера применения патентной системы налогообложения по аналогии с Российской Федерацией, совершенствуется контрольно-надзорная деятельность, дек-риминализуются правонарушения в сфере экономики и уплаты налогов, субсидируются сельхозпроизводители, создаются фонды развития промышленности, лизинга, микрофинансирования. Следовательно, синхронизация законодательства ДНР и ЛНР становится ведущим направлением в развитии экономической интеграции, проведении единой налоговой, ва-лютно-финансовой, торговой политики.

Сложное социально-экономическое положение, блокада, постоянные обстрелы и военные провокации по отношению Республик со стороны Украины потребовали решительных и незамедлительных действий со стороны РФ. После обращения Республик Донбасса к России за помощью в соответствии с ч. 7 ст. 51 Устава ООН, санкцией Совета Федерации и во исполнение ратифицированных Федеральным собранием договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР 24 февраля 2022 г. Президентом РФ было принято решение о проведении специальной военной операции на территории Украины.

В связи с этим своевременно был принят Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ст. 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее - УК РФ и УПК РФ). В УК РФ внесены дополнения, устанавливающие серьезную ответственность за: публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 207.3УК РФ); публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280.3 УК РФ); призывы к введению

мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (ст. 284.2 УК РФ).

Практически одновременно с данным Федеральным законом 16 марта 2022 г. были внесены изменения в УК ДНР и ч. 2 ст. 124 УПК ДНР, устанавливающие аналогичную уголовную ответственность за: публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, ДНР, ЛНР (ст. 236.3 УК ДНР); публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ, ДНР, ЛНР в целях защиты интересов РФ, ДНР, ЛНР и их граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 326.1 УК ДНР). Очевидна корреляция и синхронизация уголовно-правовых и процессуальных норм РФ, Донецкой и Луганской Народных Республик в целях защиты интересов наших государств и граждан (пресечения геноцида), поддержания международного мира и безопасности.

Специальная военная операция на территории Украины продолжается, освобождаются новые районы и населенные пункты. Возникает (уже возникла) необходимость создания на местах временных военно-гражданских администраций. Представляется, что вопросы жизнедеятельности, управления, общественного порядка на особый период должны осуществляться на освобожденных территориях по российскому законодательству вплоть до начала действия обновленного украинского (либо иного нового) законодательства. Администрации смогут заверять своей печатью документы, удостоверения сотрудников администраций, дружинников, волонтеров, пропуска, выдаваемые правоохранителям, врачам и другим должностным лицам на случай остановки российскими военными для проверки личности. При участии комендатур можно избирать или назначать лиц взамен сбежавших или нелояльных граждан, временных руководителей местных органов власти, осуществлять восстановление разрушенной инфраструктуры и распределять гуманитарную помощь.

Для сравнения можно привести похожую ситуацию: тридцать три года назад личный состав сводного батальона Ростовской средней специальной школы подготовки начсостава МВД СССР (автор являлся в это время заместителем командира батальона) нес службу в зоне чрезвычайного положения в городе Кафане и Кафанском районе Армянской ССР.

Офицеры и курсанты более десяти национальностей прибыли из Ростова-на-Дону для выполнения интернационального долга, чтобы не допустить случаев нарушения правопорядка, а если точнее - предотвратить кровопролитие между местным армянским и азербайджанским населением (после известных событий в Сумгаите и Нагорном Карабахе). Одновременно там находился и сводный отряд тогда Рязанской высшей школы МВД СССР. Задачи батальона состояли в: осуществлении пропускного режима в дневное и ночное время; охране общественного порядка в городе и жилых поселках Кафанского района; охране государственной собственности на объектах и личной собственности в нежилых, покинутых населением поселках; выявлении и изъятии огнестрельного и холодного оружия среди населения; задержании экстремистки настроенных лиц из числа местного населения.

Думается, что подобный опыт может быть востребован и использован на освобождаемых украинских территориях, чтобы следить за правопорядком, поскольку в районах боевых действий, как правило, орудуют дезертиры, мародеры и грабители. После установления относительного порядка на улицах, начала работы коммунальных служб, больниц и прочих учреждений продолжится налаживание мирной жизни. И правовые нормы (пусть временные), вводимые синхронно с военной обстановкой, должны способствовать закреплению новой политической реальности.

Вопросы синхронизации законодательства также актуальны и для других межгосударственных объединений. Тесное сотрудничество между Россией и частично признанными республиками Закавказья (Южная Осетия, Абхазия) обусловило принятие многочисленных соглашений и договоров: «Программы формирования общего социального и экономического пространства между Российской Федерацией и Республикой Абхазия на основе гармонизации законодательства РА и РФ»; «Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Абхазия и Российской Федерацией», «Договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции» и многих других. После событий 2008 г. Южная Осетия проводит курс на синхронизацию своего законодательства с правовыми нормами РФ, на ее территории единственная валюта обращения -российский рубль, русский язык является одним из государственных. В начале 2022 г. глава

Южной Осетии предложил провести референдум о вхождении в состав России, однако на данный момент указанное решение было отложено, в том числе в связи с проведением специальной военной операции [3]. Вместе с тем унификация и синхронизация законодательства, а возможно, и полный переход на российские законы этих Закавказских республик, представляются необходимым шагом для возможного объединения с РФ.

Немаловажным фактором синхронизации законодательств республик, находящихся в фактической зависимости (военной, экономической, политической) от РФ, является наличие эффективного контроля на указанных территориях. По мнению Д.Н. Чернышева, такой контроль означает, что одно государство осуществляет или имеет полномочия осуществлять определенные права юрисдикции на занимаемой территории другого государства [4]. Думается, что данное положение справедливо по отношению к территориям Украины, освобожденным от националистической власти. По общим международным правилам, государство, осуществляющее эффективный контроль обязано поддерживать правопорядок и обеспечение соблюдения прав населения на этих территориях. Представляется, что, действуя на основании законов РФ, региональные полицейские и административные силы смогут наиболее точно и полно исполнять эти обязанности.

Литература

1. Светлакова Н.К. Проблемы унификации уголовного законодательства стран - участниц ЕАЭС на примере России, Беларуси и Казахстана в области внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. 2019. № 25(263).

2. Ипатов В.Д. Унификация законодательств в рамках интеграционных процессов: проблемы и решения // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2014. № 16.

3. Президент Южной Осетии заявил о намерении республики войти в состав РФ [Электронный вариант]. URL: https://www.interfax.ru/ world/832251 (дата обращения: 31.03.2022).

4. Чернышев Д.Н. Право, действующее на территории, арендуемой одним государством у другого // Военно-юридический журнал. 2010. № 10.

5. Котерев Р. Россия и Иран договорились о поставках авиаоборудования и техобслуживании [Электронный вариант]. URL: https://www. rbc.ru/politics/27/07/2022/62e0737a9a794705ae 7845c2 (дата обращения: 05.08.2022).

Цель синхронизации законодательства суверенных и непризнанных (малопризнанных) государств - упрощение создания единых проектов для социальной и экономической среды, уменьшение количества бюрократии и волокиты с подтверждением прав или патентов, или разрешений на деятельность (например, в сфере образования - засчитывать обучение в вузах без сдачи дополнительных экзаменов и квалификаций и др.). Сотрудничество с государствами в рамках других межгосударственных объединений (Индия, Бразилия, Китай, Иран, Сирия) предполагает создание: общих социально-экономических проектов, военных планов и стратегий, мероприятий по поддержке межконтинентального бизнеса и партнерства. Так, например, после введения санкций в отношении российских авиаперевозчиков Иран предложил оказывать ремонтно-технические услуги для отечественного авиапарка [5]. Указанный и многие другие факты взаимопомощи и сотрудничества между странами, входящими в межгосударственные организации, ускоряют необходимость создания унифицированной правовой системы. Синхронизация законодательства государств-партнеров будет благоприятствовать функционированию государ -ственно-политических институтов, ведению бизнеса, восстановлению и развитию социально-экономической сферы, а также стабилизации военно-политической обстановки.

Bibliography

1. Svetlakova N.K. Problems of unification of the criminal legislation of the EAEU member states on the example of Russia, Belarus and Kazakhstan in the field of foreign economic activity // Young Scientist. 2019. №> 25(263).

2. Ipatov V.D. Unification of legislation in the framework of integration processes: problems and solutions // Eurasian integration: economics, law, politics. 2014. №» 16.

3. The President of South Ossetia announced the intention of the republic to join the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://www.interfax.ru/ world/832251 (date of access: 31.03.2022).

4. Chernyshev D.N. The law operating in the territory leased by one state from another // Military Law Journal. 2010. №» 10.

5. Koterev R. Russia and Iran have agreed on the supply of aircraft equipment and maintenance [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/pol-itics/27/07/2022/62e0737a9a794705ae7845c2 (date of access: 05.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.