Правовое обеспечение экономического суверенитета
государства
УДК 351.862.6
A.О.ШКУРАТОВА, ведущий юрисконсульт отдела юридического и документационного обеспечения,
e-mail: [email protected],
B.Э. ГОЛЕНКО, младший научный сотрудник отдела финансово экономических исследований,
e-mail: [email protected]
ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ
Статья посвящена исследованию законодательного обеспечения экономической безопасности частично признанных государств. Проанализирована нормативно-правовая база Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также других частично признанных государств, регулирующая отношения в сфере обеспечения экономической безопасности. Выработаны предложения для усовершенствования действующего законодательства ДНР.
Ключевые слова: частично признанные государства, экономическая безопасность, нормативные правовые акты, конституция, усовершенствование законодательства.
Shkuratova A.O., Golenko V.E. Legislative provision of economic security of partially recognized states.
The article is devoted to studying the process of legislative provision of economic security of partially recognized states. The regulatory and legal framework of the Donetsk People's Republic, the Luhansk People's Republic, as well as other partially rec-
ognized states regulating relations in economic security is analyzed. The suggestions on improving the current legislation of the DPR have been developed.
Keywords: partially recognized states, economic security, regulatory legal acts, constitution, legislation improvement.
В условиях глобализации и многополярности мировой экономики вопросы обеспечения экономической безопасности на всех уровнях являются важнейшими вопросами функционирования любого государства.
Идея провозглашения территории государства независимой, вместе с их народами, во всемирной истории отличаются друг от друга, однако практические шаги по выделению одного государства из другого индивидуальны. В связи с этим главной и наиболее острой проблемой в изучении темы развития непризнанных государств, в современном мире, по-прежнему остается противоречие между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств [1, с. 355].
© А.О. Шкуратова, В.Э. Голенко, 2022
Например, самоопределение народов Донбасса (Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика) началось в апреле 2014 г. Объявление независимости было сопряжено с отказом подчиняться действующему националистическому режиму, а также принимать его идеологию. Борьба за независимости Республики Косово началась в 1991 г., а в 2008 г. органы власти Автономного края Косово и Метохия в одностороннем порядке объявили о независимости от Сербии и о формировании суверенного государства Республика Косово [2, с.178]. В 1976 г. в результате войны против марокканских войск при поддержке Алжира была провозглашена Сахарская Арабская Демократическая Республика [3, с. 183].
Как показывает практика, стремление тех или иных территорий к самоопределению приводит к проблеме так называемых частично признанных государств, которая существенно влияет на геополитику и является источником постоянного конфликта.
Для развития современного цивилизованного государства, сочетания интересов правового государства и гражданского общества, а также укрепления законности, необходимо иметь соответствующую нормативно-правовую базу, касающуюся экономической безопасности. Отсутствие выверенного законодательства в сфере обеспечения экономической безопасности, при ослаблении рычагов государственной поддержки экономики, может привести к рецессии.
Целью данной статьи является изучение и анализ законодательного обеспечения экономической безопасности частично признанных государств для возможного применения наработанного опыта в Донецкой Народной Республики.
Исследованием вопроса законодательного обеспечения экономической безопасности частично признанных госу-
дарств занимались исследователи в области экономики и права: А.С. Серегина, А.А. Герасименко, М.О. Гузикова,
Ш.Р. Кашаев, М.В. Проскура, И.Д. Фиал-ковская и ряд других [2; 4-7]. В то же время вопрос законодательного обеспечения экономической безопасности частично признанных государств остается актуальным, требующим детального исследования и применения в формировании и совершенствовании нормативной правовой базы Донецкой Народной Республики.
По мнению А.С. Серегиной, экономическая безопасность является основополагающим базисом, обеспечивающим стабильное функционирование в экономической, политической, социальной и производственной сферах жизни государства и людей, которые живут в этом государстве [4, с. 589].
Вопрос экономической безопасности государства в системе национальной безопасности был рассмотрен в работе Е.Г. Казанцевой. В данном исследовании описано, что в настоящее время в правовых документах определены параметры экономической безопасности, однако в условиях постоянных изменений возникают пробелы в законодательстве, чем данная тематика остается актуальной для исследования [8].
В данном исследовании, под понятием «экономическая безопасность» на уровне государства/регион мы будем понимать состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства [9, с 114].
Процесс становления нормативно-правовой базы в области экономической
безопасности частично признанных государств может быть растянутым во времени, в силу множества проблем, связанных со становлением молодых государств. В правовом поле частично признанных государств нормативные правовые акты в области экономической безопасности, как правило, отсутствуют, что делает затруднительным обеспечение стабильности функционирования субъектов хозяйственной деятельности и экономики государства.
Рассмотрим основные нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение экономической безопасности в некоторых частично признанных государствах.
Предварительно следует обратить внимание, что в Конституциях частично признанных государств декларируются права и свободы граждан, право занятия их предпринимательской (коммерческой) деятельностью, право их собственности. Соблюдение этих прав и свобод является неотъемлемой частью обеспечения экономической безопасности граждан, а соответственно и принадлежащих им субъектов хозяйствования и государства в целом.
1. Донецкая Народная Республика (далее - ДНР). Экономическая безопасность в ДНР в первую очередь декларируется конституционными нормами (ст.ст. 3, 7, 12, 48, 77 Конституции ДНР), которые гарантируют права и свободы человека и гражданина в сфере безопасности. Также Конституция ДНР обуславливает принятие Главой Республики мер по обеспечению безопасности, в т.ч. экономической (п. 4 ч. 1 ст. 59 Конституции ДНР) [3]. Раскрывая положения Конституции, действует Закон ДНР «О безопасности», который направлен на обеспечение национальной безопасности государства, и ее составляющей - экономической безопасности [10].
Более конкретно вопросы обеспечения экономической безопасности прописаны в законах Республики, регулирующих отдельные виды хозяйственных отношений:
виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию и порядок их лицензирования, осуществляется в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» [11];
защита субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Законом «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» [12];
с целью осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы в Донецкой Народной Республике Постановлением от 16 августа 2016 г. была создана Республиканская антимонопольная служба, деятельность которой регулируется специальным Положением о Республиканской антимонопольной службе Донецкой Народной Республики [13], однако основной Закон «О защите конкуренции», находится еще в разработке;
отношения, возникающие между потребителями и производителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров регулирует Закон «О защите прав потребителей» [14];
правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации производственных объектов, закреплены в Законе Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [15].
Сдерживающим фактором правонарушений в экономической сфере является применения норм Административного ко-
декса Украины*, устанавливающих ответственность за административные нарушения законодательства в сфере услуг, финансов и предпринимательской деятельности; Гражданский кодекс регулирует хозяйственную, антимонопольную деятельность, Уголовный кодекс определяет ответственность за преступления в сфере экономики Донецкой Народной Республики [16-18].
В контексте экономической безопасности немаловажным аспектом является коррупция. Организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления коррупционных факторов и их последующего устранения регулирует Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [19].
2. Луганская Народная Республика (далее - ЛНР). В Конституции ЛНР закреплены нормы гарантирующие безопасность прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 3, 7, 12, 48, 77 Конституции ЛНР), а также закреплены нормы, которые способствуют принятию мер по обеспечению безопасности государства и ее составляющей - экономической безопасностью (п. 4 ч. 1 ст. 59 Конституции ЛНР) [20]. Основная функция по обеспечению безопасности, в том числе экономической возложена на Министерство государственной безопасности, что расписано в Законе «О министерстве государственной безопасности Луганской Народной Республики» [21].
Государственный контроль в сфере лицензирования, ответственность юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и уполномоченных исполнительных органов государственной власти Лу-
ганской Народной Республики, регулируется Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» [22]. Вопросы, связанные с соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о защите экономической конкуренции, регулирует Положение о государственном антимонопольном комитете Луганской Народной Республике, что в свою очередь обеспечивает экономическую безопасность [23]. Отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и представителями услуг разных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей регулируются Законом Украины «О защите прав потребителей», что не противоречит Конституции Луганской Народной Республики [24]. Экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации производственных объектов регулирует Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [25]. Закон ЛНР «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является неотъемлемой частью правового обеспечения экономической безопасности, и регулирует правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов [26]. Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений регулирует Закон «О противодействии коррупции» [27].
В части не противоречащей законодательству Донецкой Народной Республики.
Сдерживающим фактором правонарушений в экономической сфере являются нормы Гражданского, Административного и Уголовного кодексов Луганской Народной Республики [28-30].
3. Республика Абхазия. Нормы, регулирующие безопасность прав и свобод человека и гражданина закреплены в главе 2 (ст.ст. 11-14, 16, 26 Конституции республики Абхазии) [31]. Закон республики Абхазия «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности, в том числе экономической [32]. Гражданский Кодекс Республики Абхазия признает равенство всех форм собственности и определяет в качестве субъектов права частной собственности физические лица и негосударственные юридические лица, а также регулирует предпринимательскую и акционерную деятельность [33, с. 212]. На наш взгляд закрепление, реализацию основных принципов существования и развития конкуренции в национальной экономике Республики Абхазия логичнее было бы определить в рамках самостоятельного Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках».
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулирует Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [34]. Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров регулирует Закон «О защите прав потребителей» [35]. Правовые отношения в области обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регулирует
Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [36]. Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» отсутствует. Антикоррупционную деятельность в контексте экономической безопасности регулирует Закон Абхазии «О противодействии коррупции» [37]. Существенное влияние на обеспечение экономической безопасности, предотвращение правонарушений в сфере экономики оказывают нормы, изложенные в кодифицированном законодательстве: административном, гражданском, уголовном [3840].
4. Республика Южная Осетия (далее - РЮО). В Конституции Южной Осетии гарантируются безопасность человека (ст.ст. 18-20, 22) [41]. Закон республики Южная Осетия «О безопасности» предусматривает обеспечение безопасности личности, общества и государства, определяет функции, полномочия, порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также систему контроля и надзора за их деятельностью [42]. Виды деятельности, которые подлежат лицензированию в Республике Южная Осетия, закреплены в Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» [43]. Правовые основы государственного регулирования торговой деятельности, в т.ч. антимонопольное регулирование, в Республике Южная Осетия определяет Закон РЮО «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» [44]. Отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров регулируются Законом «О защите прав потребителей» [45]. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, гарантии равной защиты прав интересов и имущества участников инвестиционной деятельности, независимо от форм собст-
венности, устанавливает Закон Республики Южная Осетия «Об инвестиционной деятельности» [46]. Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений устанавливаются Законом Республики Южная Осетия «О противодействии коррупции» [47].
5. Турецкая Республика Северного Кипра. Конституция республики Кипр в первую очередь обеспечивает нормы, которые регулируют основные права и свободы человека и гражданина (ст.ст. 811, 13) [48]. В Республике разработан и принят ряд законов, регулирующих экономические отношения и соответственно, нормы которых регулируют отдельные аспекты обеспечения экономической безопасности. Это, прежде всего, Закон «О компаниях», который регулирует деятельность корпораций, рынок ценных бумаг, аренду, налоговую отчетность и ответственность за ее нарушение. [49]. Деятельность в сфере налогообложения регулирует Закон «О подоходном налоге» [50]. Регулирование международных коммерческих споров через арбитраж на Северном Кипре базируется на таком документе, как Закон «О Международном коммерческом арбитраже» [51]. Финансовым регулятором является Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам. Уголовный кодекс Турецкой Республики Северного Кипра определяет уровень ответственности за коррупционные и уголовные правонарушения экономической направленности, и таким образом способствует обеспечению безопасности предпринимательства.
Иные документы, которые регулирует непосредственно экономическую сферу и безопасность, в правовом поле данного государства отсутствуют.
6. Республика Косово. Нормы, закрепленные в ст.ст. 23, 25-26, 29, 30-33 Конституции Республики Косово, регулируют права и свободы человека и гражданина. Ст. 10 Конституции Республики Косово закрепляет, что конкуренция является основой экономического регулирования Республики [52]. Для мониторинга и регулирования конкуренции функционирует Агентство по защите конкуренции, которое руководствуется в своей деятельности Законом Республики Косово «О защите конкуренции» [53]. Нормы, которые регулируют хозяйственной деятельность, защиту прав потребителей и противодействие коррупции закреплены в подзаконных нормативных правовых актах.
7. Китайская Республика (Тайвань). Конституция Тайваня закрепляет и регулирует права и свободы граждан ст.ст. 8, 10, 14 [54]. Отдельный закон, который регулирует безопасность, отсутствует. Гражданский кодекс является основным законом для большинства частных отношений между гражданами в сфере хозяйственной деятельности [55]. Антимонопольное законодательство в Тайване закреплено в подзаконных нормативно - правовых актах. Потребности, заключающиеся в приобретении и использовании товаров, различных видов услуг регулирует Закон «О защите прав потребителей» [56].
Экономическое законодательство Тайваня основывается на принципах поддержки частного предпринимательства, поощрении иностранных инвестиций и активной регулирующей роли государства. В уголовном законодательстве Тайваня установлена ответственность за взяточничество, коммерческий подкуп и некоторые другие преступления коррупционной направленности [57].
8. Сахарская Арабская Демократическая Республика (далее - Западная Сахара). Конституция Западной Сахары обеспечивает законность регулирования прав
и безопасность человека и гражданина (ст.ст. 26-30) [58]. Экономика данного государства в своей основе базируется на занятости населения в сельском хозяйстве, промышленность не развита. Ведется разработка фосфоритов, а также незначительное рыболовство, несмотря на богатые биоресурсы. Внешняя торговля так же контролируется марокканской администрацией, основную часть экспорта составляют фосфаты и продукция скотоводства. Импортируются топливо, машины, продукты питания и иные промышленные товары. В связи с неразвитостью нормативно-правовой базы республики, вопросы обеспечения экономической безопасности регулируются обычаями и традициями населения, а конкретные решения принимаются в ручном режиме руководством республики.
Выводы.
Проанализировав нормативно-правовую базу частично признанных государств, можно сделать следующие выводы:
1. Прежде всего, экономическая безопасность всех частично признанных государств, обеспечивается конституционными нормами, через безопасность гражданина и соблюдение его конституционных прав. Практически во всех частично признанных государствах принят Закон «О безопасности», который направлен на обеспечение национальной безопасности государства в целом, и ее составляющей - экономической безопасности, в частности. В контексте значимости антимонопольного законодательства, следует отметить, что правоотношения в данной сфере, практически во всех вышеназванных государствах, регулируются нормативно-правовым актом о защите конкуренции.
Во всех частично признанных государствах в нормативно-правовой базе отсутствует специальный законодательный
акт, который регулировал бы правоотношения в сфере экономической безопасности.
Список использованной литературы
1. Добронравин, Н.А. Западная Сахара, Сомалиленд, Азавад: проблемы суверенизации / Н.А. Добронравин // Ученые записки Казанского университета. -2013. - № 155. - С. 183-192.
2. Кашаев, Ш.Р. Роль экономики в развитии государства / Ш.Р. Кашаев,
B.Ю. Петров, Т.Р. Шарапов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. -№5. - С. 122-124.
3. Конституция Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 г. № 1-1 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/
4. Серегина, А.С. Экономическая безопасность государства / А.С. Серегина // Молодой ученый. —2019. - № 22. -
C. 589-591.
5. Герасименко, А.А. О понятии и принципах государственных закупок / А.А. Герасименко, А.М. Иванов // Теология. Философия. Право. - 2020. - № 8. -С. 95-105.
6. Гузикова, М.О. Косово на пути к суверенитету: к истории вопроса / М.О. Гузикова, А.Г. Нестеров // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 3-2. - С. 178-184.
7. Проскура, М.В. Содержание и формы недружественного поглощения / М.В. Проскура, А.В. Яковлева // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2015. - № 3. -С.235-238.
8. Казанцева, Е.Г Экономическая безопасность государства как стратегический приоритет в условиях глобальной трансформации // Экономическая безопасность. - 2022. - Т. 5. - № 3. - С. 739756.
9. Паньков, В. Экономическая безопасность // Интерлинк. - 1992. - № 3. -С. 112-117.
10. О безопасности: Закон ДНР от 24.12.2014 г. № 04-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/ zakondnr-o-bezopasnoste/
11. О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности: Закон ДНР от 27.02.2015 г. № 18-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https:// dnrsovet.su/zakon-dnr-o-litsenzirovanii/
12. О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности: Закон ДНР от 21.08.2015 г. № 76-IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https:// dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narod noj-respubliki-o-gosudarstvennom-nadzore-v-sfere-hozyajstvennoj -deyatelnosti/
13. О создании Республиканской антимонопольной службы: Постановление от 16.08.2016 г. № 10-34 [Электронный ресурс] - URL: https://gisnpa-dnr.ru/rev/11876/
14. О защите прав потребителей: Закон ДНР от 05.06.2015 г. № 53-IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-zashhite-prav-potrebitelej/
15. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Закон ДНР от 05.06.2015 г. №54-IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. -URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0002-54-ihc-20150605/
16. Об административных правонарушениях: Кодекс Украины от 07.12.1984 г. № 8073-Х [Электронный ресурс. - URL: https://urst.com.ua/ru/ act/kuoap
17. Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики: Закон ДНР от 13.12.2019 г. № 81-IIHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/ zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zako ny/grazhdanskij -kodeks-donetskoj -narodno j-respubliki/
18. Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики: Закон ДНР от 19.08.2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakono datelnaya-deyatelnost/dokumenty-verhovno go-soveta-dnr/ugolovnyj -kodeks-donetskoj -narodnoj -respubliki/
19. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Закон ДНР от 14.09.2018 г. № 244 -IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. -URL:https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/ob-antikorrup tsionnoj-ekspertize-normativnyh-pravovyh-aktov-i-proektov-normativnyh-pravovyh-aktov/
20. Конституция Луганской Народной Республики от 18 мая 2014 г. № 168-III [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. - URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/konstitut-siya/
21. О министерстве государственной безопасности Луганской Народной Республики: Закон ДНР от 8 октября 2018 г. № 267-II [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. - URL: https://nslnr.su/zakonodatel stvo/normativno-pravovaya-baza/6979/
22. О лицензировании отдельных видов деятельности: Закон ЛНР от 14.06.2018 г. № 232-II [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. - URL: https://nslnr.su/ zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-ba za/6444/
23. Об утверждении Положения о Государственном антимонопольном комитете Луганской Народной Республики: Постановление от 28.12.2018 г. № 914/18 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. - URL: https://sovminlnr.ru/docs/2021/04/12/doc_9 14_18.pdf
24. О защите прав потребителей: Закон Украины от 12.05.1991 г. № 1023-XII [Электронный ресурс]. - URL: https://urst.com.ua/ru/act/o_zaschite_prav_p otrebiteley
25. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Закон ЛНР от 15.01.2020 г. № 126-III [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. - URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/9469/
26. Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов: Закон ЛНР от 22.07.2016 г. № 110-II [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. - URL: https://nslnr.su/ zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/1110/
27. О противодействии коррупции: Закон ЛНР от 08.11.2018 г. № 278-II [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. - URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/1713/
28. Гражданский Кодекс Луганской Народной Республики от 08.10.2018 г. № 265-II [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. -URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/norm ativno-pravovaya-baza/6977/
29. Об административных правонарушениях: Кодекс Луганской Народной Республики от 15.07.2016 г. № 109-II [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. - URL: https://www.nslnr.su/zakonodatelstvo/norma
tivno-pravovaya-baza/3207/?sphrase_id= 337610
30. Уголовный кодекс Луганской Народной Республики от 14.08.2015 г. № 58-II [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. -URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/norm ativno-pravovaya-baza/1870/
31. Конституция республики Абхазия от 24 ноября 1994 г. № 187-с [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Собрания Парламента республики Абхазия. - URL: https:// parlamentra.org/upload/iblock/ОсО/Консти-туция_Републики_Абха-зия_2015_03_31_13_14_23_110^
32. О безопасности: Закон республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1426-с-XIV [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Собрания Парламента республики Абхазия. - URL: https://parlamentra.org/upload/zakon/%D0 %97%D0%A0%D0%90%20%D0%BE%20 %D0%B 1%D0%B5%D0%B7%D0%BF%D 0%B 0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1 % 81%D1%82%D0%B 8.doc
33. Гражданский кодекс Республики Абхазия от 02.04.2007 г. № 1677-с-XIV [Электронный ресурс]. - URL: http://mineconom-ra.org/upload/iblock/d6d/ d6dbcfd04a7d6d5c4f3a37f628e6cc87.pdf
34. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Закон республики Абхазия от 14 марта 2013 г. № 3284-^V [Электронный ресурс]. - URL: http://presidentofabkhazia.org/upload/iblock /dcd/Закон_о_государственной_регистра-ции_юридических_лиц_и_индивидуаль-ных_предпринимате-лей_2015_03_31_13_16_41_267^
35. О защите прав потребителей: Закон республики Абхазия от 30 января 2007 года № 1579-^XIV [Электронный ресурс]. - URL: http://mineconom-ra.org/upload/iblock/d30/d30f64971b7cf316 af79a76c8200167e.pdf
36. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Закон республики Абхазия от 21 июня 2013 г. № 3346-с-У [Электронный ресурс]. - URL: http://gost-ra.ru/upload/ iblock/db5/doc16.pdf
37. О противодействии коррупции: Закон республики Абхазия от 18 ноября 2015 г. № 3909-с-У [Электронный ресурс]. - URL: https://ks.apsny.land/ru/doku menty/item/download/6_66f097777cb0566c 1ef04da89e0d332f
38. Гражданский кодекс республики Абхазия от 14 мая 2014 г. № 3511-с-У [Электронный ресурс]. - URL: http://mineconom-ra.org/upload/iblock/d6d/ d6dbcfd04a7d6d5c4f3a37f628e6cc87.pdf
39. Об административных правонарушениях: Кодекс республики Абхазия от 15 декабря 1984 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://presidentofabkhazia. org/upload/iblock/963/%D0%9A%D0%9E %D0%94%D0%95%D0%9A%D0%A1%20 %D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%9F%D 0%A3%D0%91 %D0%9B%D0%98%D0%9 A%D0%98%20%D0%90%D0%91%D0%A 5%D0%90%D0%97%D0%98%D0%AF%2 0%D0%9E%D0%91%20%D0%90%D0%9 4%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%98% D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0 %A2%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%A B%D0%A5%20%D0%9F%D0%A0%D0% 90%D0%92%D0%9E%D0%9D%D0%90% D0%A0%D0%A3%D0%A8%D0%95%D0 %9D%D0%98%D0%AF%D0%A5.docx
40. Уголовный кодекс республики Абхазия от 29 ноября 2012 г. № 3227-с-У [Электронный ресурс]. - URL: http:// abkhazia-pmr.org/files/legislation/ug_kode ks.pdf
41. Конституция Республики Южная Осетия от 8 апреля 2008 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Республики Южная Осетия. -URL: https://rsogov.org/republic/ constitution
42. О безопасности: Закон Республики Южная Осетия от 6 июня 2007 г. № 77 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Парламента Республики Южная Осетия. - URL: https://parliamen trso.org/node/87
43. О лицензировании отдельных видов деятельности: Закон Республики Южная Осетия от 23 апреля 2003 г. [Электронный ресурс]. - URL: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=315472 87&pos=17;-37#pos=17;-37
44. Об основах государственного регулирования торговой деятельности: Закон Республики Южная Осетия от 1 января 2013 г. [Электронный ресурс]. -URL: https://cominf.org/node/1166494624
45. О защите прав потребителей: Закон Республики Южная Осетия от 25 декабря 2007 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://continent-online.com/ Document/?doc_id=31566878
46. Об инвестиционной деятельности в Республике Южная Осетия: Закон Республики Южная Осетия от 26 июля 2000 г. 8 [Электронный ресурс]. - URL: https://online.zakon.kz/Document/? doc_id=31536608
47. О противодействии коррупции: Закон Республики Южная Осетия от 10 июля 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Парламента Республики Южная Осетия - URL: https:// parliamentrso.org/node/58
48. Конституция республики Кипр от 16 августа 1960 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://legalns.com/down load/books/cons/cyprus.pdf
49. О компаниях: Закон Турецкой Республики Северного Кипра от 1951 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://gsl.org/ru/files/2011/10/cyprus_comp anies_law_amended_articles_r_240817.pdf
50. О подоходном налоге: Закон Турецкой Республики Северного Кипра от 15 июля 2002 г. № 118(I) [Электронный
ресурс]. - URL: http://cyprusincometax. narod.ru/
51. О международном коммерческом арбитраже: Закон Турецкой Республики Северного Кипра от 29 мая 1987 г. № 101 [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.hse.ru/data/2021/02/27/139587 8276/Кипр%20Закон%20о%20МКА^
52. Конституция Республики Косово от 15 июня 2008 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vfgh.gv.at/cms/ vfgh-kongress/download s/ru/The_Constitu tion_of_the_Republic_of_Kosovo_RUS.pdf
53. О защите конкуренции: Закон Республики Косово от 7 ноября 2007 г. № 0.3/L-229 [Электронный ресурс]. -URL: https://udmurtia.fas.gov.ru/sites/de fault/files/page/2012/12/19/kosovo_presenta tion_12.2012_rus.pdf
54. Конституция республики Тайвань от 25 декабря 1947 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://worldconstitutions. ru/?p=567
55. Гражданское право Тайваня [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.pravobooks.ru/prava/235039.html
56. О защите прав потребителей: Закон Китайской Республики (Тайвань) от 13 января 1993 г. [Электронный ресурс]. -URL: https://translated.turbopages. org/proxy_u/en-ru.ru.b5ac80e4-632dd7be-e415aaab-74722d776562/https/en.wikipe dia.org/wiki/Consumer_protection
57. Уголовное право Тайваня [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.criminal.peterlife.ru/criminal/53210.ht ml
58. Конституция западной Сахары от 1976 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://worldconstitutions.ru/?p=183
59. Фиалковская, И.Д. Коррупция: понятие, признаки, виды / И.Д. Фиалков-ская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2018. - № 1. - С. 137-142.
60. Мазур, А.В. Проблемы и перспективы развития непризнанных государств в современном мире /А.В. Мазур // Молодой ученый. - 2019. - № 49. -С. 355-356.
^O. SHKURATOVA, leading legal adviser, legal and documentary support department e-mail: [email protected], V.E. GOLENKO, junior research associate, financial and economic research department, e-mail: [email protected]
SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Donetsk People's Republic
Статья поступила в редакцию 01.11.22