Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ В ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ В ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕПРИЗНАННЫЕ РЕСПУБЛИКИ / ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИ СТАБИЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА / СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелухин Н.Л., Шелухина О.Н.

Статья посвящена особенностям правового обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования частично признанных государств. Проведен контент-анализ особенностей форматов правового обеспечения экономической безопасности стабильных и частично признанных государств. Сделан вывод о необходимости создания в Донецкой Народной Республике полноценной системы правового обеспечения экономической безопасности, которая включала бы в себя«Концепцию национальной безопасности», «Стратегию обеспечения экономической безопасности» и «Программу обеспечения экономической безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF BUSINESS ENTITIES’ ECONOMIC SECURITY: ITS PECULIARITIES IN PARTIALLY RECOGNIZED STATES

The article is devoted to the peculiarities of the legal support of economic security of business entities in partially recognized states. A content analysis of the features of the formats of legal support for the economic security of stable and partially recognized states has been carried out. It is concluded that it is necessary to create a full-fledged system of legal support for economic security, which would include the «Concept of National Security», «Strategy for Ensuring Economic Security» and «Program for Ensuring Economic Security» in the Donetsk People's Republic.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ В ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ»

Экономико-правовые проблемы обеспечения хозяйственной

деятельности

УДК 346.2

Н.Л. ШЕЛУХИН, докт. юрид. наук, профессор,главный научный сотрудник, e-mail: shelukhin2004@inbox.ru

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР,

О.Н.ШЕЛУХИНА, кандидат

юридических наук, доцент,

e-mail: hromova.o.n.2016@gmail.com

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

ПРАВОВОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ В ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ

ГОСУДАРСТВАХ

Статья посвящена особенностям правового обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования частично признанных государств. Проведен контент-анализ особенностей форматов правового обеспечения экономической безопасности стабильных и частично признанных государств. Сделан вывод о необходимости создания в Донецкой Народной Республике полноценной системы правового обеспечения экономической безопасности, которая включала бы в себя «Концепцию национальной безопасности», «Стратегию обеспечения экономической безопасности» и «Программу обеспечения экономической безопасности».

Ключевые слова: правовое обеспечение, экономическая безопасность, непризнанные республики, военное противостояние, экономически стабильные государства, субъект хозяйствования

Shelukhin N.L., Shelukhina O.N. Legal support of business entities' economic security: its peculiarities in partially recognized states.

The article is devoted to the peculiarities of the legal support of economic security of business entities in partially recognized states. A content analysis of the features of the formats of legal support for the economic security of stable and partially recognized states has been carried out. It is concluded that it is necessary to create a full-fledged system of legal support for economic security, which would include the «Concept of National Security», «Strategy for Ensuring Economic Security» and «Program for Ensuring Economic Security» in the Donetsk People's Republic.

Keywords: legal support, economic security, unrecognized republics, military confrontation, economically stable states, economic entity.

© Н.Л. Шелухин, О.Н. Шелухина, 2022

Актуализация внешних вызовов безопасности Донецкой Народной Республики, вызванных военной агрессией Украины, восстановления функционирования промышленно-сельскохозяйственного комплекса на деоккупированных территориях и восстановления социального потенциала этих территорий обуславливает необходимость формирования новой системы экономической безопасности государства и его субъектов хозяйствования.

При этих условиях одной из ключевых задач, наряду с восстановлением территориальной целостности и созданием эффективного сектора обороны, является укрепление экономической безопасности Республики. Экономическая безопасность субъектов хозяйствования, по своей функциональной основе, формирует ресурсные предпосылки для всех других составляющих национальной безопасности ДНР: оборонной, технической, продовольственной, экологической и т.д.

Экономическая безопасность - понятие экономико-политико-правовое в том смысле, что данное экономическое явление существует постольку, поскольку оно закреплено нормами права, соответствующими политическому курсу государства. И поэтому экономическая безопасность является предметом междисциплинарных исследований: экономических, политических, социологических, правовых.

Система действующих в обществе экономических отношений деформируется за счет развития и распространения криминализации. Под угрозу подпадают наиболее значимые и охраняемые законом интересы личности и государства. В связи с этим эффективность юридических механизмов и средств защиты по обеспечению экономической безопасности субъектов хозяйствования напрямую зависит от качества и направленности нормативно-правовых актов деятельности [1].

В теории и практике права вопросам правового обеспечения экономической

безопасности субъектов хозяйствования уделяется все больше внимания. Отдельными вопросами обеспечения экономической безопасности на различных уровнях (государство, регион, предприятие) занимаются специалисты в области гражданского, административного, уголовного и других отраслей права. К наиболее интересным основательным работам можно отнести исследования ученых стран СНГ: А.В. Денисевич, Т.В. Колесниковой, М.Ю. Лев, В Н. Лукина, Е.Н. Майоровой, А.В. Михайлова, В.Л. Ортынского, И.В. Погодиной, Е.Р. Полетавкиной, Н.Ш. Ту-ланбаева [2-11]; и ученых дальнего зарубежья: В.Хагер, ^ Приморак, Т. Козина, И. Турчич, L.Яновска [12-14]. Привлекают внимание диссертационные исследования в области экономической безопасности, выполненные правоведами России: А.П. Герасимовым, В.В. Злоби-ным, Ю.В. Игнатовым, В.А. Мацаковым, Е.Н. Майоровой, А.В. Сюсюкиным,

С.А. Тропиным [15-21].

Однако на сегодня вопросы развития правового обеспечения и усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере экономической безопасности на уровне субъектов хозяйствования частично признанных государств недостаточно изучены, этим и определяется актуальность данного исследования.

Целью данной статьи является попытка определения новых взглядов на правовое обеспечение экономической безопасности субъектов хозяйствования частично признанных государств.

Изначально необходимо отметить, что самоопределение частично признанных государств происходило в кризисных условиях, связанных с:

гражданской войной (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Республика Южная Осетия);

межнациональными конфликтами (Республика Абхазия, Турецкая Республика Северного Кипра);

поражением в политической борьбе и самоизоляцией (Китайская Республика (Тайвань);

распадом государства и межрелигиозным конфликтом (Республика Косово);

игнорированием решений ООН и межнациональным конфликтом (Государство Палестина);

деколонизацией и претензиями на спорные территории (Сахарская Арабская Демократическая Республика).

Таким образом, начало функционирования частично признанных государств сопровождало распад экономики, уничтожение материальных ценностей, массовая безработица и эмиграция, резкое обнищание населения, отсутствие законодательной базы.

Практически все частично признанные государства начинали свою законотворческую деятельность с провозглашения независимости и принятии Конституции*. Например:

Название частично признанного государства Дата провозглашения независимости Дата принятия Конституции

Донецкая Народная Республика 07 апреля 2014 года 14 мая 2014 года

Луганская Народная Республика 27 апреля 2014 года 18 мая 2014 года

Республика Южная Осетия 20 сентября 1990 года 02 ноября 1993 года

Республика Абхазия 12 декабря 1999 года 26 ноября 1994 года

Китайская Республика (Тайвань) фактически 1949 год 25 декабря 1946 года

Республика Косово 17 февраля 2008 года 07 апреля 2008 года

Сахарская Арабская Демократическая Республика 27 февраля 1976 года 1976 года

Исламская Республика Азад Джамму и Кашмир 24 октября 1947 года 31 августа 1974 года

Турецкая Республика Северного Кипра 15 ноября 1983 года 05 мая 1985 года

Государство Палестина 15 ноября 1988 года 29 мая 2002 года

Правовое обеспечение экономической безопасности основной массы частично признанных государств зависит от законодательства в этой сфере государств, которые обеспечивают им политическую, экономическую и военную помощь: России (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия); Пакистана (Исламская Республика Азад Джамму и Кашмир); Алжира и Марокко (Сахарская Арабская Демократическая Республика); Турции (Турецкая Республика Северного Кипра); Германии,

Швейцарии, Албании (Республика Косово); Иордании (Государство Палестина).

Необходимо отметить, что в конституциях частично признанных государств, прежде всего, декларировались положения об их независимости (самостоятельности), правах и свободах граждан, системе власти и управления государством. Вопросы правового регулирования обеспечения экономической безопасности на уровне субъекта хозяйствования не считались первоочередными, принятие нормативных правовых актов в этой сфере происходило по мере развития экономических отношений и кланового влияния.

* За исключением исламских государств, в которых построение и функционирование государства основано на нормах религии

Вместе с тем, присутствие в конституциях этих стран норм прямого действия относительно прав на предпринимательскую деятельность, на охрану частной собственности, на равенства перед законом и судом является основой обеспечения экономической безопасности личности и предпринимательства в различных формах хозяйствования и на различных уровнях. Например, ст. 27 Конституции Донецкой Народной Республики гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В Донецкой Народной Республике не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Экономическая безопасность находится на стыке экономики и безопасности и, как всякое междисциплинарное понятие, зависит от степени разработанности их научного аппарата. Поэтому исследование смысла и содержания данного понятия может лишь следовать за уяснением категорий двух базовых дисциплин [22]. Учитывая, что в понятие «безопасность» включено соблюдение определенных норм и правил, предписываемых организационно-правовыми документами, наполнение этого понятия носит правовой характер, а само понятие относится к категории правовых.

В данном контексте интересен, и наш взгляд является верным, подход представителя научной школы Академии экономической безопасности МВД России А. Михайлова, который рассматривает экономическую безопасность через обеспечение правопорядка в сфере экономической деятельности, судебной защиты и развития свободных экономических отношений в рамках правового поля [23].

Экономическая безопасность - это не только процесс по защите национальных интересов, но и готовность, способность институтов власти создавать правовые и экономические механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики для поддержания социально-политической стабильности в обществе [24] .

В целом, соглашаясь с устоявшимися определениями экономической безопасности субъекта хозяйствования как комплексного понятия, которое включает в себя совокупность факторов, связанных не столько с внутренним состоянием самого предприятия, сколько с воздействием внешней среды, с ее субъектами, с которыми предприятие вступает во взаимосвязь [25], и состояния защищенности жизненно важных интересов предприятия от реальных и потенциальных источников опасности или экономических угроз [26], отметим, что чем государство стабильнее в экономическом отношении, тем качественнее и эффективнее нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности его субъекта хозяйствования.

При этом стабильность государства определяется различными специализированными индексами: Института Всемирного Банка, журнала «The Economist», исследовательского проекта «POLITY IV», исследовательского центра политической нестабильности, индекс риска компании Maplecroft, индекс фонда «The Fund for Peace». На наш взгляд, наиболее достоверным является индекс стабильного государства, который рассчитывается независимым исследовательским центром The Fund for Peace методом контент-анализа с использованием специального, закрытого программного обеспечения [27]. К основным индикаторам определения стабильности государства относятся:

уровень делегитимизации и криминализации государственных структур;

уровень экономической нестабильности;

уровень неравномерности экономического развития;

уровень влияния групповых и/или клановых элит;

стабильность демографической ситуации;

уровень социальной защиты населения;

эффективность государства в борьбе с преступностью;

степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов [28].

Сформулируем особенности хозяйственной (экономической) деятельности в форматах функционирования стабильных государств и частично признанных государств.

Так, формату правового обеспечения экономической безопасности стабильных государств (на примере России) присущи следующие особенности:

наличие комплекса нормативных правовых актов в области обеспечения экономической безопасности на уровне государство-регион-субъект хозяйствования. Присутствие выверенного законодательства в сфере антимонопольной и корпоративной деятельности; разработка и принятие долгосрочной, стратегической концепции политической безопасности государства, во исполнение и в отражении которой принимаются нормативно-правовые акты в сфере экономики и осуществляются практические финансово-хозяйственные операции;

наличие специализированных научных подразделений, занимающихся проблемами экономической безопасности и обеспеченность их высококвалифицированными кадрами. Например, в РФ - отраслевые институты РАН и научно-исследо-

вательские институты федерального подчинения, Институт экономической безопасности ЛГУ имени А.С. Пушкина; Институт финансовых технологий и экономической безопасности «МИФИ», Социально-правовой институт экономической безопасности, Оренбургский институт экономической безопасности, Академия экономической безопасности МВД России;

адекватного временного промежутка реагирования на изменения экономической ситуации и принятие соответствующего, корректирующего нормативного акта;

проведение специализированной экспертизы на последствие применения нормативно-правового акта при конкретных вопросах хозяйственной деятельности;

осуществление хозяйственной деятельности в условиях стабильной криминологической обстановки.

Формату правового обеспечения экономической безопасности частично признанных государств присущи следующие особенности:

приоритетность построения государственных структур и формирования новых элит перед определением и проведением взвешенного экономического курса; отсутствие долгосрочной, стратегической концепции политической безопасности государства, исходя из которой должны приниматься нормативно-правовые акты, регулирующие хозяйственную (экономическую) деятельность;

отсутствие достаточной нормативно-правовой базы в экономической сфере; ситуативное принятие нормативно-правовых актов; в т.ч. отсутствие выверенного законодательства в сфере антимонопольной и корпоративной деятельности;

отсутствие квалифицированных кадров, способных к разработке нормати-

вно-правовых актов; отток научных кадров и неопределенность государственной политики по их привлечению; деление научных кадров не по профессиональному признаку, а по принципу свой-чужой;

лоббирование вновь образованными отдельными группами принятия нормативно-правовых актов в их интересах, прежде всего с целью передела рынка торговли и услуг;

желание принять «оригинальные» нормативно-правовые акты на волне «романтики свободы и самостоятельности», не всегда учитывая законодательство стран, оказывающих превалирующее влияние на политику и экономику частично признанных государств;

осуществление хозяйственной деятельности в условиях нестабильной криминологической обстановки, ослабления противодействия преступности, неэффективность механизмов контроля хозяйственной деятельности.

Конечно, эти особенности носят временный характер и с развитием вновь образованного государства нивелируются.

Из контент-анализа особенностей форматов правового обеспечения экономической безопасности стабильных и частично признанных государств вытекает вывод, что правовое обеспечение экономической безопасности субъектов хозяйствования зависит от стабильности государства. Чем стабильнее государство, тем выше качество правового обеспечения экономической безопасности и наоборот - чем выше качество правового обеспечения экономической безопасности, тем выше стабильность государства.

Еще раз хочется отметить, что неоднозначные особенности правового регулирования экономической безопасности при становлении и развитии частично признанных государств постепенно уходят, и их место занимают особенности присущие стабильным государствам.

Выводы.

1. Правовое обеспечение экономической безопасности частично признанных государств в основном находится на стадии формирования. В целом нормот-ворческое реагирование на изменения экономико-политической ситуации носит запоздалый и хаотический характер, а нормы практически всех действующих нормативно-правовых актов являются размытыми и не имеют четкого алгоритма правоприменения.

2. Процесс формирования массива правового обеспечения экономической безопасности частично признанных государств и стабильных государств имеет свои особенности, которые в процессе развития и формирования частично признанных государств имеют тенденцию к тождеству.

3. С целью повышения качества нормативно-правового обеспечения экономической безопасности необходимо повысить активизацию нормотворческой деятельности, с одновременным проведением специальной экспертизы, по минимизации экономических рисков при применении этих нормативных правовых актов.

Список использованной литературы

1. Орлова, А.В. Эволюция понятия «экономическая безопасность» // Научные ведомости Белгородского государственного национального исследовательского университета. Серия: история, политэкономия, экономика, информатика. -2012. - №19(138). - Выпуск 24/1. - С.93-97.

2. Лукин, В.Н. Современные парадигмы безопасности: тенденции научного анализа // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. -2009. - № 1(33). - С.197-209.

3. Полетавкина, Е.Р. Современное нормативно-правовое регулирование в

сфере обеспечения экономической безопасности / Е.Р. Полетавкина, В.И. Королёв [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 433-435. -URL: https://moluch.ru/archive/313/71193/

4. Колесникова, Т.В. Правовое обеспечение экономической безопасности. Учебное пособие.- Изд-во: «Издательские решения». - 2018. - 102 с.

5. Лев, М.Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты // Экономические отношения. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 447-466.

6. Ортинський, В.Л. Анашз норма-тивно-правово'1 основи забезпечення еко-номiчноï безпеки [Електронний ресурс] // Вюник Нащонального ушверситету «Львiвська пол^ехшка». Юридичш науки. - 2016. № 855. - URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/vnulpurn

7. Погодина, И.В. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации : учеб. пособие / И.В. Погодина ; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. - 96 с.

8. Денисевич, А.В. Теоретико-прикладные основы правового регулирования обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь: монография. Минск: Ин-т нац. безопасности Респ. Беларусь, 2014. - 216 с.

9. Туланбаев, Н.Ш. Экономическая безопасность как правовая категория // Журнал правовых исследований. -№ SPECIAL 4. - 2020. - С.52-58.

10.Михайлов, А.В. Экономическая безопасность как правовая категория: возможные решения // Вестник экономической безопасности. - 2010. - № 11. - С. 108-110.

11.Майорова, Е.Н. Понятие «экономическая безопасность» как правовая категория // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2018. -№3. - С.17-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Hager, W. Perceptions of Economic Security // Gesau F.A.M. Op. cit., 2001. -218 p.

13.Primorac, T. Economic Security Of Enterprises / T. Primorac, T. Kozina, I. Turcic // Business Excellence, Faculty of Economics and Business, University of Zagreb, 2018. - Vol. 12(2). - P. 167-175.

14.Jankovska, L. National economic security: an economic and legal framework for ensuring in the conditions of the European integration / L.Jankovska, V.Tylchyk, I.Khomyshyn // Baltic Journal of Economic Studies. - 2018. - Vol.4. - № 1. - P.352.

15.Сюсюкин, А.В. Административно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности : дис. ... канд. юрид.наук : 12.00.14 / А.В.Сюсюкин - Ростов-н/Д., 2004. - 191 с.

16.Тропин, С.А. Государственное управление в правоохранительной сфере в механизме обеспечения экономической безопасности России: дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.11 / С.А. Тропин. - Рязань, 2004. - 391 с.

17.Игнатов, Ю.В. Экономическая безопасность государства и проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.10 / Ю.В. Игнатов. - М., 2005. - 24 с.

18.Злобин, В.В. Субъективное гражданское право и экономическая безопасность частных предпринимателей: дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / В.В. Злобин. -М., 2003. - 171 с.

19.Герасимов, А.П. Теоретико-правовые проблемы становления и развития экономической безопасности Российской Федерации: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2001. - 43 с.

20.Майорова, Е.Н. Конституционные основы экономической безопасности в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. : 12.00.02. Челябинск, 2004. -226 с.

21.Мацаков, В.А. Конституционно-правовое регулирование деятельности таможенных органов в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / В.А. Мацаков. - М., 2006. - 30 с.

22.Михайленко, А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - №7. - С. 119127.

23.Михайлов, А.В. Экономическая безопасность как правовая категория: возможные решения // Вестник экономической безопасности. - 2010. - № 11. -С.108-110.

24.Герасимов, А.П. Теоретико-правовые проблемы становления и развития экономической безопасности Российской

Федерации: автореферат дисс. ... д.ю.н. (12.00.01). СПб., 2001. - С. 19.

25.Козивкин, В.В. Экономическая безопасность промышленного предприятия [Электронный ресурс] // Бизнес, менеджмент и право. - 2016. - URL: http://www.bmpravo.ru/show_stat.php? stat= 297

26.Иванов, А.В. Экономическая безопасность предприятий / А.В. Иванов, В.В. Шлыков. - М.: Вираж-центр, 1995. -265 с.

27.Ярославцева, А.О. Сравнительные рейтинги и индексы как инструменты измерения политической стабильности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. -2012. - №2. - С.103-114.

28.The Fund for Peace [Electronic source]. - URL: http://www.fund-forpeace.org

N.L. SHELUKHIN, Doctorl of Legal Sciences, Professor, chief research associate, e-mail: shelukhin2004@inbox.ru

SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Donetsk People's Republic,

O.N. SHELUKHINA, Candidate of Legal

Sciences, associate professor,

e-mail: hromova.o.n.2016@gmail.com

SO HVE "Donetsk National University

of Economics and Trade named after Michael

Tugan-Baranovsky",

Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 16.09.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.