Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ КОРРУПЦИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1060
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ФАКТОРЫ КОРРУПЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / CORRUPTION / CORRUPTION FACTORS / ECONOMIC POLICY / STATE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панько Н.А.

Статья посвящена исследованию коррупции как фактора, влияющего на все сферы общественной, политической и экономической жизни общества. В условиях становления и развития Донецкой Народной Республики, как социального государства, коррупция представляет собой серьезную угрозу национальной и экономической безопасности нашего государства. Исследование причин коррупции, позволит принять соответствующие нормативные правовые акты с целью локализации этого негативного феномена. Автором акцентировано на четкой последовательности действий законодателя при реализация таких актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTICS OF CORRUPTION FACTORS

The article is devoted to the study of corruption as a factor affecting all spheres of social, political and economic life of society. Under the conditions of the formation and development of the Donetsk People's Republic as a social state corruption is a serious threat to the national and economic security of our state. Investigating the corruption causes will enable adopting relevant regulatory legal acts in order to localize this negative phenomenon. The author has focused on a clear sequence of actions of the legislator in the implementation of such acts.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ КОРРУПЦИИ»

УДК 330.341

Н.А. ПАНЬКО, старший преподаватель кафедры криминалистки, e-mail: n.a.panko@mail.ru

ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», г. Донецк, ДНР

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ КОРРУПЦИИ

Статья посвящена исследованию коррупции как фактора, влияющего на все сферы общественной, политической и экономической жизни общества. В условиях становления и развития Донецкой Народной Республики, как социального государства, коррупция представляет собой серьезную угрозу национальной и экономической безопасности нашего государства. Исследование причин коррупции, позволит принять соответствующие нормативные правовые акты с целью локализации этого негативного феномена. Автором акцентировано на четкой последовательности действий законодателя при реализация таких актов.

Ключевые слова: коррупция, факторы коррупции, экономическая политика, государство, общество.

Panko N.A. The characteristics of corruption factors.

The article is devoted to the study of corruption as a factor affecting all spheres of social, political and economic life of society. Under the conditions of the formation and development of the Donetsk People's Republic as a social state corruption is a serious threat to the national and economic security of our state. Investigating the corruption causes will enable adopting relevant regulatory legal acts in order to localize this negative phenomenon. The author has focused on a clear sequence of actions of the legislator in the implementation of such acts.

Keywords: corruption, corruption factors, economic policy, state, society.

Коррупция представляет собой опасное социальное явление, поскольку затрагивает все сферы общественной, политической и экономической деятельности. Кроме того, этот феномен влияет не только на внутригосударственные сферы, а непосредственно касается и международных связей и отношений. Потому коррупцию рассматривают как одну из угроз национальной и экономической безопасности государства. Особую опасность данное явление представляет для становления и развития нового социального государства, каким является Донецкая Народная Республика. Поэтому борьба с коррупцией является одной из первоочередных задач государственной политики.

Исследованию феномена коррупции и ее причин посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Социологический аспект этого феномена рассмотрен в работах таких ученых, как: С.В. Алексеев [1], Е.А. Борисова [2], З.Б. Дзодзиева [3], М.В. Шедий [4] и др. В своих трудах ученые уделяют внимание социологическому анализу данного явления, его социальным связям и взаимодействию, зависимостям от других явлений и процессов, субъектам, моделям социального поведения, восприятию коррупции общественным, групповым и индивидуальным сознанием, путям совершенствования социального контроля. Исследованию коррупции с точки зрения юриспруденции посвящены работы

© Н.А. Панько, 2020

А.Б. Артемьева [5], И.А. Дамм [6], Д.В. Мирошниченко [7] и др. В этом аспекте учеными рассматриваются проблемы нормативно-правового регулирования юридической ответственности за коррупционное поведение и разрабатываются рекомендации по оптимизации законотворческой деятельности. Проблемы коррупции в политической системе исследовали Д.А. Зарандия [8], А.Е. Пет-раченко [9] и др. В указанных исследованиях внимание уделено специфичной форме коррупции - политической, особенностям ее функционирования и влиянию на развитие политической системы, а, следовательно, на общество и государство в целом. Экономический анализ феномена коррупции представлен в исследованиях В.В. Борцева [10], В.В. Макарова [11], А.А. Паксюткина [12], С.П. Юхачева [13] и др. С точки зрения экономики ученые рассматривают коррупцию как фактор, негативно влияющий на экономическую безопасность государства, исследуют уровень экономической коррупции в государстве, ее влияние на реализацию экономических интересов, разрабатывают экономические меры подавления коррупции.

Несмотря на то, что исследованию коррупции посвящен целый ряд научных трудов, отмечаем, что на сегодняшний день отсутствует единый подход к пониманию причин коррупции, а, значит, остаются неразработанными механизмы преодоления этого явления.

Цель статьи - исследовать научные позиции относительно определения причин коррупции, разработать рекомендации по их локализации.

В научной литературе выделяют следующие группы факторов коррупции: фундаментальные, правовые, организационно-экономические, информационные, социальные и культурно-исторические [14, с. 35]. В научной литературе эти факторы также рассматриваются в качестве причин коррупции [15, с. 140].

Для определения направлений противодействия коррупции важное значение имеет знание ее причин. Поэтому считаем целесообразным подробное исследование указанных групп факторов (причин)коррупции.

К фундаментальным причинам коррупции относят следующие: несовершенство экономической политики и существующих экономических институтов; вмешательство государства в экономику; осуществление контроля государством над ресурсами; монополизация отдельных экономических отраслей; неразвитость и слабость конкуренции; низкий уровень развития гражданского общества [16, с. 5].

Под институтом в экономической теории понимается система правил, которыми руководствуются действующие субъекты хозяйствования, вступая в экономические отношения. Экономическую систему, в свою очередь, образует совокупность формальных и неформальных институтов. Формальные институты составляют нормативно регламентированные правила экономической деятельности. К неформальным институтам относят традиции и те правила, которые практикуются субъектами хозяйствования, однако не регламентированные нормативными правовыми актами [17, с. 14]. Отмечаем, что особенностями развития постсоветских государств в период независимости стал переход к рыночным отношениям. Этот период характеризуется сменой административно-командных институтов новыми экономическими институтами. Условия формирования последних во многом характеризуются весьма неблагоприятными обстоятельствами, такими, как: жесткая конкуренция субъектов хозяйствования на внутригосударственном и международном рынках, внутригосударственные конфликты, а также наложение политических и экономических санкций западными государствами. Указанные обстоятельства, бе-

зусловно, допускают развитие коррупции.

В условиях построения нового самостоятельного государства, сопровождающегося военным конфликтом, разрушением инфраструктуры, торговой блокадой и пр. , экономическая политика Республики, безусловно, далека от совершенства. С целью достижения общественно значимых результатов, а именно обеспечение устойчивого экономического роста государства, Правительством Донецкой Народной Республики реализуются определенные меры государственного воздействия на экономику. Эти меры выражаются в стабилизации роста цен (в первую очередь на продукты питания), обеспечении внешнеторгового оборота, регулировании капиталовложений, сбыте товаров и услуг и др. Государственное регулирование экономики не исключает возникновение коррупционных отношений, однако ошибочно относить к фундаментальным причинам коррупции экономическую политику государства.

Безусловно, экономическая и политическая сферы должны развиваться самостоятельно. Однако сокращение либо абсолютное отсутствие государственного воздействия на экономику приведет к усилению политического влияния предприятий, а, следовательно, снижению роли государства как наиболее важного политического института. Вмешательство государственных органов в экономику не должно быть чрезмерным. Основная задача государственных органов состоит в наблюдении за законностью возникающих и развивающихся экономических отношений. Однако со стороны государства необходимы и определенные формы контроля, например, за ресурсной базой, потому как бесконтрольное расходование ресурсов, в том числе и природных, неизбежно приведет к иным серьезным проблемам.

Исследование иных названных причин коррупции, таких как монополи-

зация отдельных экономических отраслей, неразвитость и слабость конкуренции, низкий уровень развития гражданского общества, показало, что не все из них можно относить к причинам. Так, например, возникновение монополии (кроме государственной) может быть следствием, а не причиной коррупции. В основе высокого уровня конкуренции могут лежать коррупционные отношения, имеющие своей целью устранение конкурента. Нельзя относить к причинам коррупции низкий уровень развития гражданского общества, поскольку исторически данное явление характерно для всех времен и народов.

Проанализировав рассмотренные выше причины, отметим, что их нельзя относить к фундаментальным. Они относятся именно к экономическим причинам коррупции.

К фундаментальным причинам коррупции следует относить только те, которые лежат в основе любого коррупционного деяния. Так, коррупционные отношения являются одним из видов отношений общественных, формирование которых происходит в процессе взаимодействия субъектов, а, значит, фундаментальную причину коррупции следует искать в сущностном содержании межличностных отношений субъектов. Социальное взаимодействие - это процесс непосредственного либо опосредованного взаимодействия социальных субъектов, при котором действие одного субъекта одновременно является причиной и следствием ответных действий других субъектов [18, с. 125].

Основу социального взаимодействия составляют личные и социальные потребности, интересы и ценности индивидов. Соответственно необходимость исследования закономерностей, возникающих между субъектами отношений, обусловлена разнообразием таких потребностей, интересов и ценностей и постоянной необходимостью в их обмене и удовлетворении. Таким образом, на всем

протяжении существования человеческого общества межличностные общественные отношения формируются на взаимовыгодной основе. Такой принцип взаимного обмена представлен в научной литературе по психологии «мы обязаны постараться отплатить каким-то образом за то, что предоставил нам другой человек» [19, с. 48]. На этом принципе и строятся коррупционные отношения.

К правовым причинам коррупции относят нечеткость законодательства, наличие в нем пробелов, частое внесение изменений в нормы, регулирующие экономические отношения; возможность оказывать влияние на вынесение судебных решений; нарушение норм международного права; неадекватность мер воздействия за совершение коррупционных деяний; отсутствие официального толкования отдельных законодательных норм, что влечет субъективную их трактовку [16, с. 5].

Несовершенство законодательной базы государства является неотъемлемым спутником коррупционных деяний. Дефекты любой государственной нормативной базы обусловлены недостатками правотворческой деятельности его субъектов.

К основным таким недостаткам можно отнести: 1) неурегулированность многих хозяйственных правоотношений; 2) наличие нескольких нормативных правовых актов либо норм, регулирующих одни и те же правоотношения, что влечет наличие коллизий и нарушение принципа системности законодательства; 3) наличие большого количества отсылочных норм, обуславливающее принятие дополнительных подзаконных нормативных актов; 4) отсутствие в законодательстве единой терминологии, а также использование законодателем сложных правовых конструкций.

Указанные недостатки могут быть как результатом объективного отставания законодательства от современных реалий, так и следствием политического

лоббирования интересов «теневых» предпринимателей. Такое лоббирование имеет целью принятие нормативных правовых актов в интересах отдельных «теневых» субъектов хозяйствования, а также проволочки в разработке и принятии правовых норм, которые могут оказаться серьезной угрозой их незаконному обогащению [20, с. 226-227]. Таким образом, крайне важным условием противодействия коррупции является минимизация дефектов законодательной базы государства.

Последствиями коррупции может выступать разрушение экономики государства либо ее одностороннее развитие. В таких случаях государственный аппарат будет служить лишь удовлетворению частных экономических потребностей. В праве и экономике под коррупцией понимают незаконную деятельность с использованием служебного или должностного положения уполномоченных субъектов с целью получения выгоды [21, с. 59].

Отмечаем, что возможность оказывать влияние на вынесение судебных решений - это уже само по себе коррупционное проявление. Потому такую возможность нельзя считать причиной коррупции. В данном контексте причиной коррупции может выступать само несовершенство судебной системы, поскольку именно ее слабые стороны обуславливают появление и развитие коррупционных отношений.

По нашему мнению, нельзя рассматривать в качестве причины коррупции нарушение норм международного права. Так, международное законодательство также имеет недостатки. Например, термин «коррупция» в этих нормах раскрыт только в уголовно-правовом аспекте [22], хотя это категория многогранна и охватывается также гражданско-правовыми, дисциплинарными, административными деяниями. Кроме того, нормы международного права являются обязательными для имплемента-

ции в законодательство только тех государств, которые ратифицировали эти международные нормативные правовые акты. Отмечаем также, что организации, принимающие международные нормативные правовые акты, в определенной степени являются сторонниками интересов западных государств, многие из которых ведут информационную войну с Российской Федерацией и ее союзниками, к числу которых относится и Донецкая Народная Республика.

Неадекватность мер воздействия за совершение коррупционных деяний как причины коррупции можно рассмотреть на таком примере: должностное лицо, длительное время использующее свое служебное положение, совершало коррупционные деяния, получив при этом крупную неправомерную выгоду. Эти средства были переведены должностным лицом в оффшорную зону. Таким образом, при расследовании этого преступления арестованное имущество, обращенное в доход государства, в большинстве случаев не может компенсировать нанесенный ущерб. Следовательно, у такого субъекта остаются средства для обеспечения дальнейшей безбедной жизни за рубежом, которые он может легализовать по отбытию наказания. Указанная ситуация характерная для многих государств, законодательство которых не содержит ограничений для государственных служащих по владению недвижимостью и денежными средствами за рубежом. К таким государствам, в том числе, относятся и Украина, и Российская Федерация.

Отсутствие официального толкования отдельных законодательных норм влечет субъективную их трактовку, выступает не причиной, а скорее условием коррупционных рисков. Так избежать субъективной трактовки действующих правовых норм возможно путем принятия законодателем нормативных актов, трактующих спорные нормы, а на этапе разработки и обсуждения проекта норма-

тивного правового акта - путем проведения антикоррупционной экспертизы этого акта.

К организационно-экономическим причинам коррупции относят: недостаток либо полное отсутствие государственного контроля; неэффективный и перегруженный бюрократический аппарат; проблемы в управлении большими территориями; относительно низкий уровень оплаты труда государственных служащих; установление жесткого торгового протекционизма [16, с. 5].

Считаем, что недостаток либо полное отсутствие государственного контроля не может выступать причиной коррупции, указанное является существенным условием для появления и развития коррупционных отношений. Указанное условие может существовать в любом государстве независимо от его статуса на мировой арене и масштабов. При этом отмечаем, что крупные государства, имеющие большую территорию, например, США, Китай, Российская Федерации, гораздо чаще сталкиваются с проявлением недостатков такого контроля, нежели государства, имеющие сравнительно небольшую территорию. Указанное связано с прямой взаимозависимостью между охватываемой контролем территорией и системой государственного контроля, обеспеченной материально-техническими, трудовыми ресурсами, четким нормативным регулированием и т.д. Что касается Донецкой Народной Республики, то несмотря на сравнительно небольшую территорию, обеспечение государственного контроля на сегодняшний день недостаточно зарегламентировано, отсутствуют четкие нормы его регулирования, зачастую несколько органов выполняют одни и те же функции контроля.

Неэффективный и перегруженный бюрократический аппарат является причиной неэффективного управления, а, следовательно, и повышения числа коррупционных проявлений. Сокращение

государственного аппарата позволит снизить финансовую нагрузку на его содержание, а также будет способствовать повышению эффективности и мобильности системы государственного управления. Указанное, безусловно, не устранит коррупционные проявления, однако будет способствовать их сокращению.

Как отмечалось выше, проблемы в управлении большими территориями характерны лишь для отдельных государств. Считаем, что эти проблемы являются условием развития коррупции, но не ее причиной. Донецкая Народная Республика расположена на сравнительно небольшой территории и потому для нее не характерна такая проблема.

К причинам коррупции можно отнести относительно низкий уровень оплаты труда государственных служащих. Однако, по мнению отдельных ученых, борьба с коррупцией путем значительного повышения оплаты труда чиновников не является достаточно эффективной. Это обусловлено зависимостью жизни людей в капитализированном обществе от величины получаемых доходов. То есть в данном случае работает принцип любой экономической системы рыночного типа, а именно - деньги должны приносить новые деньги, то есть прибыль. В таком случае для чиновника не имеет значения уровень его официальной заработной платы, если взятки способны увеличить его благосостояние, то он будет их брать [23].

Под протекционизмом понимается защита внутреннего рынка государства от иностранной конкуренции путем установления тарифных и нетарифных барьеров. Такие ограничения могут повлечь возникновение коррупционных проявлений не только внутри государства, но и на международном уровне.

Исследуя информационные причины коррупции, ученые отмечают непрозрачность государственного механизма, информационную асимметрию, реальное

отсутствие свободы слова и печати, наличие оффшорных зон.

Под непрозрачностью государственного механизма понимают ограниченность доступа к информации о деятельности государственного аппарата, препятствия в формировании механизмов общественного воздействия на сферы частного и государственного администрирования посредством представительских институтов [24]. Исходя из изложенного, рассматриваем непрозрачность государственного механизма как условие формирования коррупционных проявления в этой сфере. Такая проблема характерна для многих государств, где большинство чиновников не поддерживают прозрачную модель государственной службы [25, с. 14]. Эта проблема актуальна и для Донецкой Народной Республики. Хотя законодательство Республики все еще находится на стадии формирования, тем не менее, отдельные действующие нормы позволяют сделать государственный механизм в определенной степени прозрачным. Так, например, государственные служащие не могут заниматься коммерческой деятельностью, имеют ограничения в возможностях предоставления услуг на платной основе при распределении финансовых кредитов и экономических льгот и пр.

Неполная и ассиметричная информация порождается рыночным механизмом. Так, например, трудности вызывает применение механизма регулирования цен на товары и услуги, иные блага и ресурсы. В таком случае коррупция замещает рыночный ценовой механизм регулирования такой системой, в основе которой лежит создание привилегий для отдельных субъектов экономики, предоставление им экономических льгот [26, с. 268].

Оказывая негативное влияние на рынок труда [27, с. 283], информационная асимметрия способствует развитию дисбаланса в экономическом развитии государства. Такой дисбаланс обуславли-

вает возникновение и развитие коррупционных проявлений.

Свободу слова понимают как право лица на свободное выражение своего мнения, распространение его любыми законными способами, а также и право на получение информации. Аналогично понимается и свобода печати. Свобода слова и печати является одним из принципов любого демократического государства. Стоит отметить, что указанный принцип имеет политический характер и является сложным для любого государства. Во многих демократических государствах принцип свободы слова и печати зачастую не соблюдается. В современном мировом сообществе развивается такая негативная тенденция, как информационные войны. Связано это с развитием глобализационных процессов. Информационную войну рассматривают как вмешательство одного государства в информационное пространство другого. Причем такое вмешательство является организованным на государственном уровне [28]. Учитывая изложенное, принцип свободного распространения информации может носить деструктивный характер, поэтому данный вопрос необходимо рассматривать с точки зрения безопасности государства и общества.

Наличие оффшорных зон является не причиной, а следствием коррупции, поскольку именно коррупционные проявления способствуют появлению и развитию таких зон. С одной стороны, для бизнеса оффшорные зоны привлекательны по ряду причин, таких, как упрощенный порядок регистрации субъектов, низкие налоговые ставки, конфиденциальность финансовых операций. С другой стороны, через оффшорные зоны возможна легализация незаконно полученных доходов, в том числе доходов от коррупционных сделок.

Исследуя социальные причины коррупции, ученые говорят о существовании клановых структур, сложившейся традиции непотизма и эксплуатации

«дружеских связей», сложившейся традиции «дарения» подарков-взяток.

Существование клановых структур весьма распространенное историческое явление, которое имеет глубокие корни и основано на противопоставлении «свой -чужой». Отмечаем, что хотя это явление и рассматривается как пережиток прошлого, однако его можно наблюдать и в сегодняшних реалиях в государственных аппаратах отдельных стран.

В широком смысле под этим явлением понимают протекционизм в управлении, когда лица, являющиеся для лидера «чужаками», вытесняются с ключевых постов, а на их место привлекаются родственники, друзья, земляки и преданные лидеру люди. Данная проблема, как правило, решается точечно в каждом государстве. Например, некоторые нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики предусматривают запрет, связанный с государственной службой в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью одного из них другому [29, 30]. Однако такая законодательная регламентация не решает проблему принятия на службу друзей и иных близких людей.

Нельзя рассматривать в качестве причины коррупции традиции непотизма и эксплуатации «дружеских связей». Они могут рассматриваться только как ее проявления. Основу непотизма составляет коррупционное поведение государственного служащего, который использует свое служебное положение и «дружеские связи» для обеспечения своих близких должностями в государственном аппарате либо крупных бизнес-структурах. Таким образом, появление непотизма является результатом коррупционной деятельности. В современном мире непотизм свойственен государствам, в кото-

рых чиновники высшего звена не могут передать напрямую свою власть родственникам.

Традицию «дарения» подарков рассматривают как норму деловых отношений и элемент культуры отдельных государств. Так, в отдельных культурах, называемых высококонтекстными, большая часть коммуникационного взаимодействия протекает на невербальном уровне. В таких культурах успех в переговорах зависит не столько от положений контракта, сколько от доверия сторон друг к другу и дружеских отношений. В данном контексте дарение подарков является существенным условием поддержания деловых отношений. К этим высококонтекстным культурам относятся культуры арабов, турков, испанцев и др. Говоря о низкоконтекстных культурах можно наблюдать отсутствие неформального подхода к деловым отношениям. К этим культурам относятся культуры Германии, Швейцарии, США и др. В деловых отношениях этих государств бизнес строго формализован, основывается и развивается он на законодательстве и четко определенных договорных условиях. Исходя из анализа законодательства Донецкой Народной Республики, можно заключить, что в нашем государстве также отсутствует элемент неформальности деловых отношений. Потому частые случаи «дарения» подарков свидетельствуют именно о коррупционных проявлениях в отношениях субъектов.

К культурно-историческим причинам коррупции относят сложившуюся систему норм бюрократического поведения; массовую культуру, формирующую лояльное отношение к коррупционным проявлениям; особенности исторического развития общества; нивелирование понятий чести и честности.

Можно утверждать, что система сложившихся в определенном обществе правил является важной причиной коррупции. Так, субъект, действуя в рамках существующих хорошо продуманных

жестких правил, менее склонен к коррупционной деятельности, в то время, как в обществе с плохо продуманными нормами, имеющими массу законодательных пробелов и лазеек, действуют свои негласные правила, что способствует развитию коррупционных отношений [31].

Формированию системы определенных правил способствуют различные социальные условия, такие, как сложившаяся в обществе система культурных норм, процесс воспитания субъекта и принадлежность его к определенной социальной группе и т.д. Отмечаем, что ключевую роль в данном контексте играет именно воспитание субъекта как внутри семьи, так и в рамках образовательного процесса. Именно она определяет направление формирования личности и те правила, которыми будет руководствоваться субъект в процессе своей практической деятельности.

Формирование массовой культуры в отношении коррупции связано с техническим прогрессом и развитием средств массовой коммуникации, к которым относятся средства массовой информации (телевидение, радиовещание, газеты и т.д.), средства массового воздействия (кинофильмы, рекламные компании, литература и т.д.) и технические средства коммуникации (телефон, интернет-сети, различные приложения). Все перечисленные средства, безусловно, оказывают влияние на общество. С развитием и расширением средств массовой коммуникации управлять процессом массовой культуры становится все сложнее, что и обуславливает проявление негативных последствий, в том числе формирование лояльного отношения к коррупции.

Выводы

Проведенный анализ причин коррупции позволил сделать вывод, что все они в той или иной степени зависят от нормативного регулирования конкретных общественных отношений. Таким образом, причины, имеющие объективный характер, возможно локализовать путем

принятия соответствующих нормативных правовых актов. При этом огромное значение имеет последовательная реализация таких актов.

Список использованной литературы

1. Алексеев, С.В. Коррупция в переходном обществе: социологический анализ: дис. ... д-ра социол. наук: спец. 22.00.04 / С.В. Алексеев. - Новочеркасск, 2008. - 411 с.

2. Борисова, Е.А. Коррупция в системе высшего образования: перспективы социального контроля (региональный аспект): дис. ... канд. социол. наук: спец. 22.00.08 / Е.А. Борисова. - Москва, 2013. - 222 с.

3. Дзодзиева, З.Б. Коррупция как социальное и экономическое явление: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук: спец. - 22.00.04 / З.Б. Дзодзиева. - Владикавказ, 2006. -192 с.

4. Шедий, М.В. Коррупция как социальное явление: социологический анализ: дис. ... д-ра социол. наук: спец. 22.00.04 / М.В. Шедий. - Москва, 2015. -393 с.

5. Артемьев, А.Б. Коррупция в механизме функционирования государства (теоретико-правовое исследование в рамках эволюционного подхода): дис ....

канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 / А.Б. Артемьев. - Москва, 2014. - 438 с.

6. Дамм, И. А. Коррупция в российском избирательном процессе (понятие и противодействие): дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.08 / И.А. Дамм. - Красноярск, 2006 - 249 с.

7. Мирошниченко, Д. В. Коррупция и уголовно-правовое воздействие на нее: дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.08 / Д.В. Мирошниченко. - Саратов, 2009. -251 с.

8. Зарандия, Д.А. Политическая коррупция как форма теневой власти: дис. ... канд. полит. наук: спец. 23.00.02 / Д.А. Зарандия. - Ростов-на-Дону, 2012. -158 с.

9. Петраченко, А.Е. Коррупционная составляющая политической системы современной России: дис. ... канд. полит. наук: спец. 23.00.02 / А.Е. Петраченко. -Санкт-Петербург, 2012. - 171 с.

10. Борцев, В.В. Коррупция: конта-гиозность, последствия и методы противодействия: дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.01 / В. В. Борцев. - Москва, 2014. -151 с.

11. Макаров, В.В. Коррупция как угроза экономической безопасности России: дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.05 / В В. Макаров. - Москва, 2009. - 167 с.

12. Паксюткин, А.А. Коррупция в структуре экономических отношений: автореф. дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.01 / А.А. Паксюткин. - Санкт-Петербург, 2006. - 18 с.

13. Юхачев, С.П. Коррупция как экономические отношения социума: дис. ... д-ра экон. наук: спец. 08.00.01 / С.П. Юхачев - Тамбов, 2010. - 291 с.

14. Полтерович, В.М. Факторы коррупции / В. М. Полтерович // Экономика и математические методы. 1998. -Т. 34. - № 3. - С. 30-39.

15. Рак, А.В. Коррупция и государство: причины, следствия, меры противодействия / А.В. Рак // Актуальные вопросы экономики строительства и городского хозяйства: материалы Международной научно-практической конференции (г. Минск, 23-24 апреля 2013 г.). - Мн.: БНТУ, 2014. - С. 136-145.

16. Косенко, О.И. Проблема коррупции в современном обществе: пути решения / О.И. Косенко // Труд и социальные отношения. - 2014. - № 8. -С. 3-16.

17. Безруков, Д.А. Рынок труда: институциональный аспект исследования / Д.А. Безруков // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2009. - № 3. -С. 13-15.

18. Козырев, Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль / Г.И. Козырев// Со-

циологические исследования. - 2005. -№ 8 (256). - С. 124-129.

19. Чалдини, Р.Б. Психология влияния: учеб. пособие / Р.Б. Чалдини. - 5-е изд. - СПб.: Питер. - 2001. - 343 с.

20. Нуштаев, И.В. Теневая экономика и коррупция как угрозы экономической безопасности национального хозяйства России / И.В. Нуштаев // Социально-экономические явления и процессы. -2011. - № 12. - С. 226-230.

21. Нестеров, А.В. Трансформация коррупции в условиях перехода к рынку / А.В. Нестеров, Е.Л. Суховарова // Коррупция в России: состояние и проблемы: материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 г.). - М.: НИиРИО Моск. ин-та МВД России, 1996. - Вып. 2. - С. 59-63.

22. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [Электронный ресурс] : принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventi ons/corrupti o n.shtml

23. Глодных, Н.М. Причины коррупции и реальные возможности их устранения [Электронный ресурс] / Н.М. Глодных // Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция» (библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ. - URL: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp7d ocID=1225896

24. Чуклинов, А.Е. Прозрачность как антикоррупционный механизм в системе государственного управления [Электронный ресурс] / А.Е. Чуклинов // Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция» (библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ. - URL: www.law.edu.ru/doc/ document.asp?docID=1114985

25. Комаровский, В.С. Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем? / В.С. Комаровский, Л.Н. Тимофеева // Государство и право. - 1997. -№ 10. - С. 5-15.

26. Рак, А.В. Несовершенство рынка и коррупция / А.В. Рак // Наука - образованию, производству, экономике: материалы 11 -й Международной научно-технической конференции. - Т. 2. - Мн.: БНТУ, 2013. - 268 с.

27. Рак, А.В. Влияние информационной асимметрии на рынок труда Беларуси / А.В. Рак // Наука - образованию, производству, экономике: материалы 12-й Международной научно-технической конференции. - Т. 2. - Мн.: БНТУ, 2014. - 283 с.

28. Почепцов, Г.Г. Информационные войны: базовые параметры [Электронный ресурс] / Г.Г. Почепцов // Электронное сетевое издание «Социальная инноватика». - URL: http://www.np-nic.ru/publikatsii/informatika/113

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. О службе в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики от 24 апреля 2015 г. № 34-IHC (в ред. Законов ДНР от 11.09.2015 г. № 91-IHC, от 13.10.2017 г. № 195-IHC, от 08.06.2018 г. № 233-IHC) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-o-sluzhbe-v-ovd/

30. О прокуратуре: Закон Донецкой Народной Республики от 31 августа 2018 г. № 243-IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodate lnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-do netskoj -narodnoj -respubliki-o-prokurature/

31. Мошкович, М. В поисках гена коррупции [Электронный ресурс] / М. Мошкович // ЭЖ-Юрист. - 2009. -№ 10 - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 902156697

Статья поступила в редакцию 08.04.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.