Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАВ СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАВ СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкасская Н. В., Кущ Л. И.

На основе анализа законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего отдельные положения в сфере экономической безопасности, обоснована целесообразность разработки и принятия специального законодательного акта, в котором должны быть четко и детально определены основополагающие положения экономической безопасности с учетом ее особенностей, как составляющей национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON THE ECONOMIC SECURITY OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Following the analysis of the legislation of the Donetsk People's Republic regulating certain provisions in the field of economic security, the article justifies the expediency of developing and adopting a special legislative act, which clearly and comprehensively defines the fundamental provisions of economic security, taking into account its features as a component of national security.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАВ СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Правовое обеспечение экономического суверенитета

государства

УДК 346.5: 346.57

Н.В. ЧЕРКАССКАЯ, канд. юрид. наук, доцент, ученый секретарь института, e-mail: [email protected], Л.И. КУЩ, канд. юрид. наук, доцент, заведующий отделом экономико-правовых исследований,

e-mail: [email protected]

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ*

На основе анализа законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего отдельные положения в сфере экономической безопасности, обоснована целесообразность разработки и принятия специального законодательного акта, в котором должны быть четко и детально определены основополагающие положения экономической безопасности с учетом ее особенностей, как составляющей национальной безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, правое обеспечение, развитие законодательства.

Cherkasskaya N.V., Kushch L.I. Formation and development of legislation on the economic security of the Donetsk People's Republic.

Following the analysis of the legislation of the Donetsk People's Republic regulating certain provisions in the field of economic security, the article justifies the expediency of developing and adopting a special

legislative act, which clearly and comprehensively defines the fundamental provisions of economic security, taking into account its features as a component of national security.

Keywords: economic security, legal support, legislation development.

Становление и развитие любого государства невозможно без устойчиво функционирующей экономики, способной обеспечивать удовлетворение интересов общества (национальных интересов). Однако в настоящее время наблюдается экономический кризис Донецкой Народной Республики (далее - ДНР), который связан с экономической блокадой со стороны Украины и непризнанием другими государствами. Все это повлекло негативные последствия, которые проявились в виде: критического падения производства; стагнационной недозагрузки производственных мощностей; неконтролируемого развития инфляционных процессов; сокращения территории (административно-

*Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Направления обеспечения экономической безопасности Донецкой Народной Республики» (гос. рег. № 012Ш000104).

© Н.В. Черкасская, Л.И. Кущ, 2022

территориальными единицами); разрыва хозяйственных, технологических и иных связей субъектов предпринимательства; отсутствия рынков сбыта товаров, работ и услуг; оттока населения; высокой зависимости от импорта продовольствия, сырья, технологий; иных внутренних и внешних экономических и политических факторов.

Такое состояние экономики Республики оказывает негативное влияние на уровень защищенности и обеспеченности экономических интересов граждан и государства, а поэтому вопросы экономической безопасности государства, как одного из стратегических направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности, является одним из первоочередных направлений нормотворческой дельности уполномоченных органов.

Проблемные вопросы правового урегулирования отношений в сфере экономической безопасности были предметом исследования многих авторов [1-4], что подтверждает актуальность этой темы. Вместе с тем, учитывая то, что процесс развития законодательства ДНР в сфере экономической безопасности совпал со сложной ситуацией в экономике государства, вопросы его системы требуют дополнительных исследований.

На первоочередную необходимость формирования законодательства в сфере экономической безопасности, также указывают правовые факторы, в частности основополагающие конституционные нормы, которые: во-первых, гарантируют права и свободы человека и гражданина в сфере безопасности (ст.ст. 3, 7, 12, 48, 77 Конституции ДНР [5]), в т.ч. экономической безопасности; во-вторых, устанавливают необходимость принятия законов, на основе которых Глава ДНР определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в т. ч. в сфере экономики (ч. 3 ст. 56 Конституции ДНР); в-третьих, обуславливают приня-

тие Главой ДНР мер по обеспечению безопасности Республики, в т. ч. экономической (п.4 ч. 1 ст. 59 Конституции ДНР); и в-четвертых, определяют обязательную форму нормативного правового акта, утверждающего программы социально-экономического развития ДНР, который допускается только в форме закона (п. 1 ч. 1 ст. 70 Конституции ДНР).

Указанное также свидетельствует о необходимости формирования, прежде всего, законодательной основы ДНР в области обеспечения экономической безопасности государства, определяющей ее правовой механизм.

Вместе с тем, до настоящего времени, законодательство в сфере экономической безопасности, не получило должного развития и лишь отдельные положения содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих различные отношения в сфере экономики, что указывает на ненадлежащее урегулирование отношений в сфере обеспечения экономической безопасности Республики.

Так, анализ законодательства в исследуемой сфере свидетельствует, что становление ее правовой основы заложено принятием Закона ДНР «О безопасности» (2014 г.) [6], который направлен на обеспечение национальной безопасности государства. Однако, несмотря, на более широкое регулирование отношений названным законом, его нормы имеют непосредственное отношение к вопросам обеспечения экономической безопасности как части национальной безопасности. К указанным нормам относятся: нормы, переделяющие компетенцию (задачи, функции) органов (государственных и муниципальных) власти в области обеспечения экономической безопасности Главы ДНР (ст. 4, 6, 8, 13), Совета безопасности (ст. 13), Правительства ДНР (ст. 6, 7, 9), органов исполнительной власти (ст. 10), органов местного самоуправ-

ления (ст. 11). Вместе с тем, названный закон содержит преимущественно декларативные нормы, касающиеся в целом национальной безопасности и не определяет правовой механизм реализации установленных задач, функций и компетенций. Законом ДНР «О Правительстве Донецкой Народной Республики» (2018 г.) [7] дополнительно определены полномочия, относящиеся к обеспечению экономической безопасности при реализации внутренней и внешней экономической политики (п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 13, ст.ст. 14, 15, 17, 21). В Законе ДНР «О государственной границе Донецкой Народной Республики» (2019 г.) [8] также же закреплены полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления), реализация которых направленна на обеспечение экономической безопасности и защиту национальных экономических интересов в пределах государственной границы (ст.ст. 4, 13, 19, 25).

К иным законодательным актам, определяющим полномочия органов государственной власти по обеспечению экономической безопасности в различных сферах экономики, относятся:

а) в чрезвычайных ситуациях и иных особых правовых режимах - законы ДНР «О гражданской обороне» (2015 г.) (п. «е» абз. 1 ст. 11) [9], «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (2015 г.) (ст.ст. 10, 13) [10], «Об особых правовых режимах» (2015 г.) (ст.ст. 13, 24, 25, 27, 29-31, 34-36) [11], «О пожарной безопасности» (2016 г.) (ст. 39) [12], в которых закреплены полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления) по осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания (защиты) населения в кризисных ситуациях (военной период, при природных и техногенных катастрофах, авариях, и

иных чрезвычайных ситуациях, в т. ч. в условиях чрезвычайных внутренних обстоятельств экономического характера (чрезвычайное экономическое положение) и иного характера);

б) при обеспечении экономической безопасности государства в агропромышленной сфере - законы ДНР «О безопасности и качестве пищевых продуктов» (2016 г.), (ст.ст. 7-9) [13]; «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (2017 г.) (ст. 41, п. 9 ч. 1 ст.ст. 9, 17, 30, 32-35, 41, 47-49) [14], «О племенном деле в животноводстве» (2017 г.) (ст. 14-18) [15]; «Об аквакультуре» (2020 г.) (ч. 1 ст. 3; ч. 2 ст. 4; ст. 7,8; ч.ч. 2, 3, 6, 7; ст. 12, ст. 13; гл. 3) [16], где в рамках обеспечения продовольственной безопасности закреплены положения, направленные на повышение экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли, включая обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов качества, их достаточности для удовлетворения интересов общества государства;

в) при обеспечении экономической безопасности государства в сфере транспорта и энергетики — законы ДНР «О транспорте» (2015 г.) (п. 5 ч. 1 ст. 1; ч. 2 ст. 3) [17], «Об электроэнергетике» (2015 г.) (ст. ст. 27, 32, 38) [18], нормы которых направлены на обеспечение транспортной и энергетической безопасности Республики;

г) при обеспечении экономической безопасности государства в бюджетной, финансовой, кредитной и денежной в сфере - Закон ДНР «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики» (2019 г.) (ст.ст. 4, 36, 46, 56, 58-60) [19], содержащий положения в рамках реализации экономической политики способствующей ее росту и благосостоянию населения в финансовой в сфере;

д) при обеспечении экономической безопасности государства во внешнеэко-

номической сфере - Закон ДНР «О трансграничных концернах» (2019 г.) (ст.ст. 3, 5-7, 10, 12, 14) [20], основная цель которого заключается в обеспечении экономических интересов на трансграничных территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики;

е) при обеспечении экономической безопасности государства в иных отраслях — Закон ДНР «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (2020 г.) (гл. 4) [21], направленный на решение социальных, научно-технических и иных задач, а также изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере экономических интересов ДНР).

Вышеприведенное указывает, что формирование исследуемого законодательства в ДНР осуществлялось с 2014 г. Содержание названных законодательных актов указывает на наличие в нем только отдельных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере обеспечения экономической безопасности и в большинстве случаев без определения способов их реализации, а также без учета общегосударственных приоритетных целей.

Отдельную группу составляют законы ДНР в сфере эколого-экономической безопасности, а именно: законы ДНР «Об охране окружающей среды» (2015 г.) (ст.ст. 14-69) [22], «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (2015 г.) (ст.ст. 11-20, 24-26, 32-33,45) [23], «Об особо охраняемых природных территориях» (2015 г.) (ст.ст. 8, 10, 48, 49, 51) [24], «О животном мире» (2017 г.) (ст.ст. 5,6, 8, 10-12, 14, 15, 17, 18, 20, 23, 24) [25], «О присоединении Донецкой Народной Республики к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДО-ПОГ) от 30 сентября 1957 г.» (2017 г.) [26], «Об охране атмосферного воздуха»

(2018 г.) (ст.ст. 6-9, 26) [27], Горный Закон ДНР (2015 г.) (ст. ст. 22, 26, 34, 36) [28], Водный кодекс ДНР (2020 г.) (ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10, ч. 3 ст. 16, ч. 3 ст. 20, ст. 21, ч. 6 ст. 23, ст. 26-35, ч. 3 ст. 39, ч. 3,4, 9 ст. 44, ч. 2 ст. 46, ч. 2 ст. 47, ч. 3 ст. 56, ч. 2 ч. 3 ст. 62, ч. 18 ст. 65, ч. 2 ст. 67, ч. 5 ст. 68, ч. 2 ст. 71) [29]. Эти законодательные акты определяют основу устойчивого развития экономики государства в сфере эколого-экономической безопасности, обеспечивающей охрану окружающей среды, способствующей снижению негативного воздействия на эту среду хозяйственной и иной деятельности, а также направленной на предупреждение, выявление, уменьшение или устранение вредного влияния опасных факторов на среду жизнедеятельности населения.

Также к законодательным актам, обеспечивающим экономическую безопасность в рамках противодействия коррупции, относится Закон ДНР «О запрете отдельным категориям лиц иметь недвижимость за пределами территории Донецкой Народной Республики, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Донецкой Народной Республики, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (2017 г.), (ст.ст. 1-4, 9) [30], который непосредственно направлен на обеспечение противодействия коррупции.

Исходя из вышепредставленного анализа законодательных актов ДНР, следует, что в ДНР отсутствует система такого законодательства, четко определяющая единую государственную политику в сфере экономической безопасности, направленную на ее обеспечение. Это обусловлено тем, что рассредоточение отдельных норм по различным нормативным правовым актам не позволяет органам государственной власти (органам местного самоуправления) в полном объеме

принимать меры, направленные на формирование и реализацию государственной экономической политики в рассматриваемой сфере.

А поэтому решение этой проблемы возможно только путем формирования системы соответствующего законодательства ДНР, отражающей специфические характеристики экономической безопасности и обеспечивающей удобство пользования этой системой. Основа этой системы должна быть представлена специальным законодательным актом об экономической безопасности, содержащим основополагающие нормы, обеспечивающие защиту национальной экономики, независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики и т.д.

Обоснованность и целесообразность разработки и принятия такого закона может быть представлена, исходя из следующих аргументов.

Во-первых, исходя из общей теории права, закон занимает ведущее и определяющее положение в системе нормативных актов, оказывает существенное правовое воздействие на общественные отношения и регулирует наиболее важные из них [31, с. 65]. К таким наиболее важным отношениям относятся отношения в сфере экономической безопасности, поскольку, как справедливо утверждают другие авторы, в условиях усиления конкурентного давления на экономику, увеличение информационного нагрузки на людей, повышения вероятности новых, не изученных наукой финансовых кризисов возникает острая потребность в обеспечении безопасной среды для жизни населения, в т.ч. экономической безопасности [32, с. 14]. При этом следует учесть также точку зрения профессора В.К. Сенчагова, что экономическая безопасность - это не абстрактная теоретическая конструкция, а один из важных гарантов существования

государства как единого целого пространства, где защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества [33, с. 72]. А поэтому для того чтобы создать условия для надлежащей степени формирования законодательства, регулирующего такие важные общественные отношения как обеспечение экономической безопасности, целесообразно его основу представить в форме закона.

Во-вторых, отсутствие такого закона в российском законодательстве, гармонизация с которым является одним из принципов формирования законодательства ДНР, не может быть препятствием для разработки и принятия этого специального закона. В этом случае следует взять за основу точку зрения академика В.К. Мамутова, что формируя новую правовую систему, следует определить возможности, критерии и пределы рецепции права других стран применительно к реалиям своей страны. А поэтому необходимо создавать правовую систему, адекватную своим условиям [34, с. 76]. Такой подход к формированию законодательства ДНР об экономической безопасности, является вполне уместным. Так как в настоящее время оценка текущего состояния социально-экономического развития Республики позволяет говорить о крайне умеренном восстановлении экономики, недостаточном для продуцирования устойчивого экономического роста, в связи с наблюдающейся динамикой в течение семи лет [35, с. 16], в условиях войны и экономической блокады. А поэтому в силу сложившихся обстоятельств в Республике, ее органы государственной власти обязаны сделать все возможное для создания условий, способст-

вующих развитию экономики страны. Поскольку, как справедливо утверждают другие авторы, экономика является базисом развития общества, именно возможность обеспечения собственных экономических интересов является основой национальной безопасности [36, с. 173174]. В связи с этим обеспечение экономической безопасности страны является первоочередной задачей государства и требует надлежащего правового регулирования, что возможно лишь на законодательном уровне.

В-третьих, наличие Закона «Об экономической безопасности», как системообразующего нормативного правового акта, позволит определить общие и основные положения, касающиеся такой безопасности, которые имеют существенное значения для единообразного урегулирования этих отношений во всех сферах экономики. К таким положениям целесообразно отнести: цели и принципы экономической безопасности; основы государственной политики в этой сфере и ее основные задачи; субъекты и объекты такой безопасности; ее формы, методы и основные направления; порядок организации и содержание экономической безопасности; положения о предупреждении и противодействии правонарушениям в сфере экономической безопасности и др. Такой подход к формированию системы рассматриваемого законодательства позволит: обеспечить взаимосвязь и взаимодействие всех нормативных правовых актов, регулирующих однородные по своей юридической природе отношения во всех сферах экономической безопасности; исключить имеющиеся в действующем законодательстве пробелы, а также несогласованности ряда норм в нормативных правовых актах; предопределить основное содержание положений об экономической безопасности, которые необходимо детализировать и конкретизировать в иных актах с

учетом ее особенностей в отдельных отраслях экономики.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, разработка и принятие Закона ДНР «Об экономической безопасности» обеспечит ее действенность и эффективность как составляющей национальной безопасности, а положения этого Закона впоследствии должны стать основой Стратегии экономической безопасности Республики, направленной на защиту национальной безопасности от внешних и внутренних угроз в сфере экономики.

Список использованной литературы

1. Бородушко, И.В. Нормативно-правовая база обеспечения экономической безопасности на национальном и наднациональном уровне / И.В. Бородушко, И.С. Кокорин // Ленинградский юридический журнал. - 2019. - № 3 (57). -С. 66-73.

2. Иванова, О.Б. Проблемы обеспечения экономической безопасности государств - членов Евразийского экономического союза / О.Б. Иванова, Е.А. Хапи-лин // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РАНХ). - 2017. - № 1 (57). - С. 106-112.

3. Безденежных, В.М. Обзор практики управления рисками государственными органами власти Великобритании, США, Канады: содержание нормативной базы [Электронный ресурс] // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 19 февр. 2020 г.); Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Электронные данные. -Пермь: Из-во ПГНИУ, 2020. - С. 61-73. -URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/ books/ sborniki/economi cheskaya-bezopasnost-2019.pdf

4. Правовая основа обеспечения национальной безопасности: монография /

Авдеев Ю.И. и др.; под ред. А.А. Опа-лева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 511 с.

5. Конституция Донецкой Народной Республики от 14 мая 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/.

6. О безопасности: Закон ДНР от 24.12.2014 г. № 04-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-bezopasnoste/

7. О Правительстве Донецкой Народной Республики: Закон ДНР от 30.11.2018 г. № 02-ПНС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета дНр. - URL: https:// dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narod noj-respubliki-o-pravitelstve-donetskoj-narodnoj-respubliki/

8. О государственной границе Донецкой Народной Республики: Закон ДНР от 29.11.2019 г. № 72-ПНС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrso vet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyaty e/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubli ki-o-gosudarstvennoj-granitse-donetskoj-na rodnoj-respubliki/

9. О гражданской обороне: Закон ДНР от 17.02.2015 г. № 07-IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatel nost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-naro dnoj-respubliki-o-grazhdanskoj-oborone/

10. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон ДНР от 26.02.2015 г. № 11-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https:// dnrsovet.su/zakon-dnr-o-zashhite-naseleni ya-i-territorij-ot-chs/

11. Об особых правовых режимах: Закон ДНР от 03.04.2015 г. № 23-1НС

[Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-osobyh-pravovyh-rezhimah/

12. О пожарной безопасности: Закон ДНР от 17.10.2016 г. № 151-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatel nost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-pozharnoj-bezopas nosti/

13. О безопасности и качестве пищевых продуктов: Закона ДНР от 25.04.2016 г. № 120-IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnr sovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/priny atye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-res publiki-o-bezopasnosti-i-kachestve-pishhe vyh-produktov/

14. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Закон ДНР от 13.07.2017 г. № 185-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnr sovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/priny atye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-res publiki-o-rybolovstve-i-sohranenii-vodnyh-biologicheskih-resursov/

15. О племенном деле в животноводстве: Закон ДНР от 03.11.2017 г. № 196-ИС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. -URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donet skoj-narodnoj-respubliki-o-plemennom-dele-v-zhivotnovodstve/

16. Об аквакультуре: Закон ДНР от 24.04.2020 г. № 127-ПНС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета дНр. - URL: https://dnrso vet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyat ye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respu bliki-ob-akvakulture/

17. О транспорте: Закон ДНР от 14.04.2015 г. № 27-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-o-transporte/

18. Об электроэнергетике: Закон ДНР от 18.05.2015 г. № 45-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https:// dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-elektroenergetike/

19. О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики: Закон ДНР от 02.05.2019 г. № 32-IIHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatel nost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-naro dnoj-respubliki-o-tsentralnom-respublikans kom-banke-donetskoj-narodnoj-respubliki/

20. О трансграничных концернах: Закон ДНР от 21.06.2019 г. № 42-ПНС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatel nost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-naro dnoj-respubliki-o-transgranichnyh-kontse rnah/

21. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Закон ДНР от 10.08.2020 г. № 174-IIHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatel nost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-naro dnoj-respubliki-o-gosudarstvennyh-i-munit sipalnyh-unitarnyh-predpriyatiyah/

22. Об охране окружающей среды: Закон ДНР от 18.05.2015 г. № 38-IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-ohrane-okr-sredy/

23. Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения: Закон ДНР от 18.05.2015 г. № 40-IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL:

https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obespeche nii-sanitarnogo-i-epidemicheskogo-blagopo luchiya-naseleniya/

24. Об особо охраняемых природных территориях: Закон ДНР от 18.05.2015 г. № 43-IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-terri toriyah/

25. О животном мире: Закон ДНР от 22.08.2017 г. № 186-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета дНр. - URL: https://dnrso vet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinya tye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respu bliki-o-zhivotnom-mire/

26. О присоединении Донецкой Народной Республики к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г.: Закон ДНР от 29.12.2017 г. № 211-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета дНр. - URL: https:// dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narod noj-respubliki-o-prisoedinenii-donetskoj-narodnoj-respubliki-k-evropejskomu-sog lasheniyu-o-mezhdunarodnoj-dorozhnoj-perevozke-opasnyh-gruzov-dopog-ot-30-sentyabrya-1957-goda/

27. Об охране атмосферного воздуха: Закон ДНР от 08.06.2018 г. № 226-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatel nost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-naro dnoj-respubliki-ob-ohrane-atmosfernogo-vozduha/

28. Горный Закон Донецкой Народной Республики: Закон ДНР от 09.06.2015 г. № 52-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/ gornyj-zakon-donetskoj-narodnoj-respubli ki/

29. Водный кодекс Донецкой Народной Республики: Закон ДНР от 11.02.2020 г. № 99-ПНС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета дНр. - URL: https://dnrso vet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/priny atye/zakony/vodnyj-kodeks-donetskoj-naro dnoj-respubliki/

30. О запрете отдельным категориям лиц иметь недвижимость за пределами территории Донецкой Народной Республики, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Донецкой Народной Республики, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Закон ДНР от 29.12.2017 г. № 208-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/ zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/ zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respub liki-o-zaprete-otdelnym-kategoriyam-lits-imet-nedvizhimost-za-predelami-territorii-donetskoj-narodnoj-respubliki-otkryvat-i-imet-scheta-vklady-hranit-nalichnye-dene zhnye/

31. Алексеев, С.С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2 т. / А.С. Алексеев. - Свердловск: Уральский рабочий, 1973. - Т. 2. - 400 с.

32. Стратегия экономической безопасности и социальной стабильности Казахстана: коллективная монография / под ред. академика НАН РК А.А. Сатыбал-дина. - Алматы. Институт экономики КН МОНРК. - 2019. - 740 с.

33. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. Сенчагова В.К. - 2-е изд. -М.: Дело, 2005. - 896 с.

34. Мамутов, В.К. Экономика и право: сб. науч. тр. / В.К. Мамутов. - К.: Юринком Интер, 2003. - 544 с.

35. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономический исследований»; под науч. ред. А.В. Поло-вяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономический исследований». - Донецк, 2021. - 360 с.

36. Снеговая, И.Л. Теоретические и правовые основы экономической безопасности РФ как составляющей национальной безопасности государства // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. - № 3. - С. 173-182.

N.V. CHERKASSKAYA, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Academic secretary of the Institute, e-mail: [email protected], L.I. KUSHCH, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic and Legal Research, e-mail: [email protected]

SFI «Economic Research Institute», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 11.03.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.