Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2367
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ / ОБЪЕКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ДР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Н.А.

В статье рассмотрены различные подходы к трактовке понятий субъекты и объекты экономической безопасности, проанализированы нормативные правовые акты Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, регулирующие отношения в сфере обеспечения экономической безопасности, обоснованы предложения по совершенствованию соответствующего законодательства Донецкой Народной Республики путем закрепления понятия и состава субъектов, а также понятия и перечня объектов экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SUBJECTS AND OBJECTS OF ECONOMIC SECURITY: LEGAL ASPECT

The article considers various approaches to the interpretation of the concepts of subjects and objects of economic security, analyzes the normative legal acts of the Russian Federation and the Donetsk People's Republic regulating the relations in economic security, substantiates suggestions on improving the relevant legislation of the Donetsk People's Republic by consolidating the concept and composition of subjects, as well as the concept and list of objects of economic security.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Экономико-правовые проблемы обеспечения хозяйственной

деятельности

УДК 351.862.6

Н.А. ОРЛОВА, канд. экон. наук, старший научный сотрудник отдела экономико-правовых исследований, e-mail: ona-iepi@rambler.ru

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье рассмотрены различные подходы к трактовке понятий субъекты и объекты экономической безопасности, проанализированы нормативные правовые акты Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, регулирующие отношения в сфере обеспечения экономической безопасности, обоснованы предложения по совершенствованию соответствующего законодательства Донецкой Народной Республики путем закрепления понятия и состава субъектов, а также понятия и перечня объектов экономической безопасности.

Ключевые слова: субъекты, объекты, экономическая безопасность, национальная безопасность, государство, общество, экономические интересы и др.

Orlova N.A. On the issue of subjects and objects of economic security: legal aspect.

The article considers various approaches to the interpretation of the concepts of subjects and objects of economic security, analyzes the normative legal acts of the Russian Federation and the Donetsk People's Republic regulating the relations in economic security, substantiates suggestions on improving the relevant legislation of the Donetsk People's Republic by consolidating the

concept and composition of subjects, as well as the concept and list of objects of economic security.

Keywords: subjects, objects, economic security, national security, state, society, economic interests.

Экономическая безопасность -сложная, многогранная и многоаспектная система, состав структурных элементов которой формируют: совокупность субъектов обеспечения экономической безопасности; объекты безопасности; основополагающие принципы деятельности субъектов экономической безопасности; законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие отношения по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства; меры экономического, политического, организационного характера по предупреждению и устранению негативного влияния рисков и угроз в области экономики; механизм и инструменты мониторинга и оценки текущего состояния системы экономической безопасности; информационные ресурсы и информационно-аналитическая поддержка государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, и др.

© Н.А. Орлова, 2022

Из всего множества структурных элементов системы экономической безопасности ключевыми являются ее субъекты и объекты.

Цель статьи - обобщить различные подходы к толкованию понятий и определению состава субъектов и объектов экономической безопасности, обосновать предложения по совершенствованию законодательства ДНР, регулирующего отношения в сфере обеспечения экономической безопасности, относительно определения понятия и состава субъектов, а также понятия и перечня объектов экономической безопасности.

Трактовке категорий субъекты и объекты экономической безопасности уделяется достаточно большое внимание в научных публикациях многих ученых, исследующих проблемы национальной безопасности: Л.И. Абалкина, В.К. Сен-чагова, С.В. Казанцева, Л.К. Самойловой, Д.А. Игнатова, ДА. Гильмуллиной и И.В. Чикеневой, Э.М. Короткова и А.А. Беляева, А.В. Константинова, И.Х. Еркеева, А.А. Вишневского, А.В. Денисе-вича, В.И. Мунтияна, М.В. Мясниковича и др.

Анализ научных публикаций названных выше и других авторов свидетельствует, что практически все исследователи едины во мнении, что основной задачей обеспечения экономической безопасности является деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития индивидов, обеспечение стабильности государства, противостояние воздействию разного рода угроз [1, с. 50], а состав субъектов экономической безопасности включает как государственные органы, участвующие в выработке и реализации решений в области экономической безопасности, так и субъекты общественной сферы деятельности, ориентированные на обеспечение интересов гражданского общества.

Так, Л.К. Самойлова к субъектам экономической безопасности относит государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также граждан, общественные и иные организации и объединения, обладающие в соответствии с законодательством правом и обязательствами по участию в обеспечении экономической безопасности [2, с. 249].

Д.А. Игнатов считает, что в структуру органов государственной власти, участвующих в формировании и развитии политики обеспечения экономической безопасности, входят органы законодательной, исполнительной и судебной власти, Правительство РФ, министерства, службы, агентства, руководство которыми осуществляет Президент РФ и Председатель Правительства РФ, а также органы с особым статусом (Центральный Банк РФ, органы прокуратуры). К другой категории субъектов реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности автор относит институты гражданского общества -муниципальные образования в лице уполномоченных органов местного самоуправления, общественные объединения, саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, имеющие особый статус в силу законодательства (общественные палаты, торгово-промышленные палаты, нотариальные объединения) [3, с.142-143].

По мнению Д.А. Гильмуллиной и И.В. Чикеневой, субъекты обеспечения национальной, в т.ч. экономической безопасности - это государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти); граждане, общественные и иные организации и объединения граждан, обладающие правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности в соответствии с

Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ [4, с. 236].

Э.М. Коротков и А.А. Беляев в своих публикациях аргументируют выводы о том, что в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущую роль играет государство и его институты экономического управления, особенно такой его конституционный орган, как Совет Безопасности РФ. В качестве субъектов безопасности в обществе эти авторы также определяют отдельных граждан (индивидов), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению [5, с. 18, 21].

А.В. Константинов подразделяет субъекты экономической безопасности на внешние и внутренние. К внешним субъектам, по его мнению, следует относить органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников отношений в сфере экономической безопасности. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты хозяйственной деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение. К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности конкретного объекта [6, с. 32].

И.Х. Еркеев, придерживаясь точки зрения, что субъектами экономической безопасности являются государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также граждане, общественные и иные организации, всю совокупность государственных органов, вырабатывающих и реализующих решения в области обеспечения экономической безопасности, подразделяет на три

группы. Первая группа - это органы, основные функции которых связаны с организацией деятельности и управлением в области обеспечения экономической безопасности (Президент Российской Федерации, Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, Центральный Банк РФ). Вторая группа - это органы, специально созданные для обеспечения национальной безопасности, в т.ч. экономической (Совет Безопасности РФ, Счетная палата РФ, ФСБ РФ, Служба внешней разведки РФ). Третья группа - это органы, участвующие в пределах своей компетенции, в решении задач обеспечения экономической безопасности государства (органы законодательной, исполнительной, судебной власти, органы прокуратуры). Деятельность же субъектов общественной подсистемы направлена на обеспечение прав и свобод граждан, интересов гражданского общества, осуществление общественного контроля за деятельностью органов власти и управления [7, с. 137-138].

Судя по научным публикациям, аналогичного мнения относительно определения состава субъектов экономической безопасности, исходя из сфер деятельности человека, общества и государства, придерживаются также многие ученые Республики Беларусь.

Так, А.А. Вишневский, считая, что основным субъектом экономической безопасности является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, подчеркивает, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства [8, с. 172].

А.В. Денисевич в монографическом исследовании «Теоретико-прикладные основы правового регулирования обеспе-

чения экономической безопасности Республики Беларусь», утверждает, что субъектами - носителями отношений, возникающих в процессе обеспечения экономической безопасности, являются: личность (граждане), общество (организации), государство [9, с. 179]. Разделяя эту точку зрения, М.В. Мясникович, С.С. Полоник, В.В. Пузиков, конкретизируют, что в Республике Беларусь все органы и институты в той или иной степени участвуют в обеспечении экономической безопасности и в совокупности с соответствующими взаимосвязями образуют систему субъектов обеспечения экономической безопасности [10, с. 83-97].

Не останавливаясь на некоторых расхождениях во взглядах отдельных исследователей по вопросу определения понятия «субъекты экономической безопасности», можно констатировать, что в современной научной литературе доминирует точка зрения ученых, которые определяют субъекты экономической безопасности в качестве одного из базовых элементов системы безопасности и трактуют это понятие в контексте взаимосвязи и взаимодействия государства, общества и личности, считая при этом основным субъектом обеспечения экономической безопасности государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Такой подход вполне соответствует представлению о понятии и составе «субъектов экономической безопасности» и заслуживает поддержки.

Учитывая, что формирование законодательной базы ДНР ориентировано на законодательство РФ, важно проанализировать, каким образом термин «субъекты экономичной безопасности» трактуется в российских нормативных правовых актах.

На государственном уровне РФ проблематика безопасности впервые была обозначена в Федеральном законе от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» [11], который определил понятие

безопасности, объекта и субъекта безопасности, угрозы безопасности меры ее обеспечения. Не менее значимыми нормативными правовыми актами были Указы Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной Стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» [12], от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» [13].

В настоящее время к основным источникам, регулирующим отношения в сфере обеспечения национальной и экономической безопасности, относятся Федеральный закон от 28.10.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [14] и Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [15].

В Законе РФ «О безопасности» термин «субъекты обеспечения безопасности» не используется, однако их перечень зафиксирован. Так, в ст. 4 закреплено положение о том, что государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности. Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент РФ и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на периоды до 2030 г., определившей приоритетные направления обеспечения экономической безопасности, термин «субъекты экономической безопасности» так же, как и в Федеральном законе «О безопасности», не упоминается. Вместе с тем в п.6 Стратегии закреплено положение о необходимости консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального Банка РФ и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п. 34 в состав названных органов включены также государственные корпорации и компании с преобладающим участием РФ и иные организации.

Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности», принятый Постановлением Народного Совета ДНР от 12.12.2014 г. [16], по содержательному наполнению является сокращенной копией Федерального закона «О безопасности». В силу этого, понятие «субъекты экономической безопасности» в тексте Закона ДНР не определяется и не используется. Однако в п. 3 ст. 4 настоящего Закона зафиксировано, что государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется органами государственной власти, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности ДНР, иных нормативных правовых актов, утверждаемых Главой ДНР. В п. 4 ст. 4 этого Закона указано, что граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

В соответствии со ст. 6 Закона ДНР «О безопасности» координацию деятель-

ности по обеспечению безопасности осуществляют Глава ДНР и формируемый и возлагаемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство ДНР, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Законодательное закрепление по аналогии с РФ указанного выше состава рассматриваемых субъектов как органов государственной власти и общественных объединений, призванных реализовать политику ДНР в сфере экономической безопасности, представляется правильным, поскольку именно такой их состав согласуется с трактовкой понятия «субъекты экономической безопасности», которой придерживается большинство исследователей данной тематики.

Вместе с тем, вряд ли можно признать соответствующим понятию «ориентация на законодательства РФ» подход законодателя, в соответствии с которым закрепленные в Законе ДНР «О безопасности» полномочия Главы ДНР (ст. 8) дословно, без каких-либо изъятий, дублируют полномочия Президента РФ в области обеспечения безопасности, которые установлены в Законе РФ «О безопасности» (ст. 8). Понятно, что в основе своей в вопросах обеспечения безопасности полномочия Президента РФ и Главы ДНР могут совпадать, но, безусловно, имеют свою специфику, тем более, если учесть нынешнее положение Республики, состояние ее социально-экономического развития, усиленное влияния внешних угроз.

Аналогичным образом, т.е., текстуально совпадая с Законом РФ «О безопасности», прописаны в Законе ДНР «О безопасности» полномочия Правительства ДНР, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также основные задачи и функции Совета Безопасности ДНР, без учета специфики их деятельности в современных условиях развития экономики Республики (ст.ст. 9, 10, 11, 12). Дословно продублирована ст. 3 Закона РФ «О безопасности» и в За-

коне ДНР (ст. 3) - «Содержание деятельности по обеспечению безопасности». Такой подход к разработке законодательных актов ДНР, безусловно, требует соответствующей корректировки.

Анализ нормативных правовых актов РФ показал, что в Федеральном законе «О безопасности», Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» понятие «объекты экономической безопасности» не используется в отличие от ранее действовавших нормативно-правовых актов, в которых этот термин был зафиксирован.

Так, в тексте Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях), утвержденной Указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 был закреплен ряд защищаемых объектов: личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683, к защищаемым объектам экономической безопасности были отнесены: население; территории; инфраструктура (транспортная, жилищно-коммунальная, информационная, внутреннего рынка и др.); продовольственная, финансовая и экономическая независимость страны; субъекты РФ; отрасли хозяйства и сферы экономической деятельности (АПК, ОПК, машиностроение, авиа- станко- и приборостроение, новые высокотехнологичные отрасли; финансовая сфера и др.) (п.п. 42, 53, 54, 59, 62, 64, 66).

И хотя в действующих нормативных правовых актах РФ понятие объектов экономической безопасности не закреплено, однако в соответствии с основными положениями Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г. уста-

новить их возможно, ориентируясь на защищаемые в этом нормативном правовом акте экономические интересы государства, общества и личности, цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. К ним отнесены: обеспечение значимых экономических потребностей страны, удовлетворение которых способствует реализации стратегических национальных приоритетов РФ; обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития; устойчивое развитие национальной финансовой системы; развитие человеческого потенциала; создание и устойчивое развитие перспективных, высокотехнологических секторов экономики; поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса; комплексное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры; и др.

По аналогии с Федеральным законом РФ «О безопасности» в Законе ДНР «О безопасности» понятие и состав объектов экономической безопасности не прописаны.

Анализ научных публикаций дает основание для вывода о том, что и в научном сообществе до сих пор не выработано единое мнение относительно трактовки понятия и определения состава объектов экономической безопасности.

Одни ученые ограничиваются утверждением, что объектом экономической безопасности является вся экономическая система соответствующего уровня [17, с. 13], другие полагают, что объектами экономической безопасности выступают экономические интересы, как воплощение экономических отношений [10, с. 21].

Некоторые авторы трактуют данную дефиницию весьма лаконично, как например, В.М. Володин, Л.В. Рожкова, В.А. Скворцова, утверждающие, что все

многообразие объектов национальной, в т.ч. экономической безопасности содержится по сути в триаде личности, общества и государства [18, с. 213]. В других научных работах обоснованы выводы, что объектами экономической безопасности выступают: права и свободы личности; материальные и духовные ценности общества; конституционный строй; суверенитет и территориальная целостность государства [2, с. 249; 4, с. 236; 19, с. 400].

Ряд ученых подходит к толкованию данного термина весьма расширительно, как например, авторы учебника «Экономическая безопасность» под редакцией И.В. Манаховой, которые определяют в качестве экономической безопасности как экономическую систему в целом, так и ее составные элементы: природные богатства; человеческие ресурсы; особенно функционирующее трудоспособное население; производственные фонды; непроизводственные фонды; финансовые ресурсы; хозяйственные структуры; регионы; предприятия; семья; человек [20, с. 16-27]. Аналогичным образом трактуют категорию «объекты экономической безопасности» А.В. Константинов [6, с. 32], Е С. Матвеева [21, с. 367], Е.И. Кузнецова [22, с. 27]. Согласно позиции В.И. Мунтияна и авторов монографии «Система экономiчноi безпеки держави», к объектам экономической безопасности относятся не только государство, его экономическая система и все его природные богатства, но и общество с его институтами, учреждениями, фирмами, а также каждая отдельная личность [23, с. 19; 24, с. 50-51]. А по мнению С.В. Казанцева, защищаемыми объектами безопасности необходимо считать не просто личность и общество, а экономическое положение, экономические права и собственность домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов, а также включить в их состав национальное хозяйство, финансовую и банковскую систему страны, системы управления всех уровней, хозяйство субъектов РФ и муниципалитетов, находящуюся в

других странах собственность государства, отечественных предприятий и граждан РФ [25, с. 8-9].

В научной литературе получила также распространение точка зрения, что объектами экономической безопасности следует считать личность, общество и государство. Как утверждает В.А Лукьянов, экономическая безопасность - это субъ-ектно-объектное понятие, особенность которого состоит в том, что объекты экономической безопасности одновременно являются и ее субъектами, в качестве которых выступают государство, регионы, фирмы, домохозяйства [26, с. 11].

Л.И. Абалкин, при исследовании структуры экономической безопасности как правовой категории, предлагает рассматривать в качестве ее основных объектов: личность, общество, государство (одновременно являющихся объектами национальной безопасности), а также различные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений государственного регулирования экономической деятельности [27, с. 15].

Обобщая различные подходы к трактовке понятия «объекты экономической безопасности», трудно согласиться с выводами некоторых ученых, считающих, что субъекты экономической безопасности одновременно являются и ее объектами. Безусловно, эти категории тесно взаимосвязаны и взаимодополняющие друг друга, однако все же требуют самостоятельного толкования, как базовые, стержневые элементы системы экономической безопасности, позволяющие определить, что (или кого) необходимо защищать от внешних и внутренних угроз (объекты) и те органы, которые призваны обеспечивать такую защиту (субъекты).

В этом плане следует поддержать позицию Д.А. Игнатова, который отмечает, что отнесение государства, общества и личности к объектам экономической безопасности не совсем корректно,

т.к. объектами являются их права и законные интересы, элементы конституционных отношений государственного регулирования экономической деятельности, как например, конкуренция, собственность, рынок, свободное экономическое пространство [28, с. 116].

Исходя из вышеуказанных определений, с одной стороны, вызывает сомнение достаточность лаконичной, «узкой» формулировки определения понятия «объекты экономической безопасности», что не позволяет в полной мере раскрыть содержание этой важной научной дефиниции и определить конкретный состав объектов, требующих защиты. Но, с другой стороны, при чрезмерно расширенном толковании этого термина прослеживается стремление некоторых специалистов ввести в состав объектов экономической безопасности как можно большее их количество, что затрудняет четкое восприятие содержания этой категории.

К тому же следует заметить, что перечень многообразных объектов экономической безопасности вряд ли когда-либо станет исчерпывающим, поскольку с появлением новых вызовов и угроз будут появляться все новые объекты жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые также потребуют защиты. Опосредованно об этом можно судить по постоянно возрастающему количеству показателей (индикаторов), предлагаемых в научной литературе и официальных документах для мониторинга и оценки текущего состояния экономической безопасности в реальном, финансовом секторах экономики и в социальной сфере. Так, если в 2001 г. предлагалось использовать 14 таких показателей [5, с. 1213], в 2007 г. - 19 [29, с. 11], в 2008 г. - 36 [30, с. 39], то в тексте Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года зафиксировано уже 40 оценочных показателей. А известный российский ученый С. Глазьев

для оценки уровня экономической безопасности разработал систему, включающую 150 социально-экономических показателей [1, с. 49].

Результаты выполненного исследования позволяют утверждать, что к толкованию категории «объекты экономической безопасности» необходимо подходить двояко: а) в сущностном смысле этой дефиниции, б) как к выбору из всей совокупности многообразных форм жизнедеятельности человека и общества защищаемых элементов системы экономической безопасности, т.е. объектов защиты, воздействием на которые внешних и внутренних угроз возможно нанесение ущерба экономическим интересам [10, с. 21].

Сущностное содержание категории «объекты экономической безопасности», следует рассматривать через призму причинно-следственной взаимосвязи таких дефиниций, как экономические отноше-ния^экономические интересы^-

угрозы^- защищенность. В этой цепочке базовыми компонентами являются экономические интересы государства, общества, личности, выражающие определенные экономические отношения, в общей системе безопасности, и защищенность любого объекта - от личности до государства.

При подходе к определению состава объектов экономической безопасности необходимо учитывать тот факт, что сложная, четырехуровневая иерархическая структура экономической системы страны [31, с. 224] предопределяет и мно-гоуровневость объектов экономической безопасности. Аналогично объектам национальной безопасности, количество уровней объектов экономической безопасности определяется следующим образом:

1) мегауровень - экономика страны в целом;

2) макроуровень - экономика регионов и отраслей;

3) микроуровень - хозяйствующие субъекты (домохозяйства, предприятия, объединения хозяйствующих субъектов, группы);

4) уровень человека, граждан.

В зависимости от рассматриваемого уровня экономической безопасности из всей совокупности экономических интересов можно выделить ключевые интересы, отражающие наиболее существенные стороны жизнедеятельности общества, требующие защиты от разного рода внешних и внутренних угроз.

На государственном уровне из всей совокупности интересов к числу ключевых относятся: общественно значимые экономические потребности страны; обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики как материальной основы социально-экономического развития; создание условий для развития стратегически важных высокотехнологичных производств, способствующих повышению уровня технологической независимости экономики; обеспечение стабильного развития денежно-финансовой системы; эффективное использование природных ресурсов; развитие человеческого потенциала; повышение качества жизни и благосостояния населения.

Применительно к условиям ДНР к защищаемым на государственном уровне объектам экономической безопасности следует относить:

экономический комплекс государства, включающий хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики; полезные ископаемые; природные ресурсы (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, море, шельфы, воздух);

людские ресурсы, включающие трудоспособное население, права и свобода граждан;

недвижимость;

финансовые ресурсы и денежно-финансовую систему в целом.

Данный состав объектов экономической безопасности может быть определенным образом скорректирован с учетом оценки текущего состояния экономики, появления новых внешних и внутренних угроз.

Резюмируя изложенное выше, можно сделать выводы, что нормативные правовые акты ДНР, регулирующие отношения в сфере обеспечения экономической безопасности, нуждаются в совершенствовании путем:

1) определения понятий «субъекты экономической безопасности», «объекты экономической безопасности», а также состава субъектов и перечня объектов экономической безопасности, что позволит уточнить понятийный аппарат, применяемый в процессе правового регулирования отношений в сфере обеспечения экономической безопасности, а также зафиксировать состав субъектов и объектов экономической безопасности, что станет основой единообразного толкования защищаемых объектов экономической безопасности, олицетворяющих жизненно важные интересы государства, общества и личности, конкретизировать субъекты, призванные обеспечить такую защиту;

2) закрепления понятий «субъекты экономической безопасности», «объекты экономической безопасности», а также состава субъектов и перечня объектов экономической безопасности в специальном законодательном акте, учитывая особенности и значимость обеспечения этой безопасности как составляющей национальной безопасности;

3) внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон ДНР «О безопасности» относительно рассматриваемых субъектов и объектов, убрав из текста дословные повторы положений Федерального закона «О безопасности» и скорректировав Закон ДНР в соответствии с условиями, целями и задачами обеспечения защиты собственных интересов Республики, ее граждан и общественных объединений.

Список использованной литературы

1. Володин, В.М. Механизм обеспечения экономической безопасности /

B.М Володин, Л.В. Рожкова // Модели, системы, технике, природе, и обществе. -№ 1(17). - С. 48-52.

2. Самойлова, Л.К. Правовые аспекты обеспечения национальной и экономической безопасности государства / Л.К. Самойлова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 1 (39). - С. 248-251.

3. Игнатов, Д.А. Теоретические аспекты реализации правовой политики по обеспечению экономической безопасности на современном этапе / Д.А. Игнатов // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т. 11. - № 11. -

C. 141-145.

4. Гильмуллина, Д.А. Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации / Д.А. Гильмуллина, И.В. Чикенева // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 6 (44). - С. 236-238.

5. Коротков, Э.М. Управление экономической безопасностью общества / Э.М. Коротков, А.А. Беляев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. -№ 6. - С. 9-25.

6. Константинов, А.В. Субъективно-объективная структура экономической безопасности лесного сектора экономики / А.В. Константинов // Социально-экономические явления и процессы. -2015. - Т. 10. - № 5. - С. 30-35.

7. Еркеев, И.Х. Организационно-институциональная подсистема механизма обеспечения экономической безопасности России / И.Х. Еркеев // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. -№ 6. - С. 137-141.

8. Вишневский, А.А. Обеспечение экономической безопасности - важнейший приоритет политики государства / А.А. Вишневский // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. -№ 5. - С. 169-174.

9. Денисевич, А.В. Теоретико-правовые основы правового регулирования обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь: монография / А.В. Денисевич. - Минск: Ин-т нац. безопасности Республики Беларусь, 2014. -216 с.

10. Мясникович, М.В. Управление системой обеспечения экономической безопасности / М.В. Мясникович, С.С. Полоник, ВВ. Пузиков. - ИООО «Право и экономика», 2005. - 264 с.

11. О безопасности: федеральный закон от 05.03.1992 г. № 2446-1 (утратил силу Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Гарант. - URL: https://base.garant.ru/10136200/

12. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 (утратил силу - Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&fi rstDoc= 1 &lastDoc= 1&nd=102041032

13. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: указ Президента РФ от 12.05.2010 г. № 537 (утратил силу - Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbo dy=&link_id=0&nd= 102129631&intelsearc h=&firstDoc=1

14. О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&li nk_id=0&nd= 102144301 &intelsearch=+%C E+%E1%E5%E7%EE%EF%E0%F1%ED% EE%F 1%F2%E8&firstDoc= 1

15. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.05.2017 г. № 208 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&li nk_id=0&nd=102432051 &intelsearch=+%C E+%E1%E5%E7%EE%EF%E0%F1%ED% EE%F 1%F2%E8&firstDoc= 1

16. О безопасности: Закон ДНР от 24.12.2014 г. № 04-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-bezopasnoste/

17. Валько, Д.В. Экономическая безопасность: учеб. пособие для вузов / Д.В. Валько. - М.: Юрайт. - 150 с.

18. Володин, В.М. национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России / В.М. Володин, Л.В. Рожкова, В.А. Сквор-цова // Общественные науки. Экономика. - 2015. - № 4 (36). - С. 210-218.

19. Лекарь, С.1. Поняття та змют економiчноi безпеки / С.1. Лекарь // Форум права. - 2012. - № 2. - С. 399-402.

20. Манахова, И.В. Экономическая безопасность: учебник / И.В. Манахова. -Саратов, Саратовский социально-экономический ин-т РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. - 304 с.

21. Матвеева, Е.С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности / Е.С. Матвеева // Молодой ученый. -

2017. - № 3 (137). - С. 367-369.

22. Кузнецова, Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е.И. Кузнецова. - М.: Юрайт,

2018. - 294 с.

23. Мушиян, В.1. Економiчна без-пека Украши. - К.: КВ1Ц, 1999. - 462 с.

24. Система економiчноi безпеки держави / тд заг. ред. д.е.н., проф. А.Г. Сухорукова / Нац. ш.-т проблем мiжнародноi безпеки при РНБО Украши. - К.: ВД «Стилос», 2009. - 685 с.

25. Казанцев, С.В. О стратегии экономической безопасности / С.В. Казанцев // Мир новой экономики. - 2016. -№ 3. - С. 6-13.

26. Лукьянов, В.А. Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / Лукьянов Алексей Владимирович. - Саратов, 2000. - 17 с.

27. Абалкин, Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. - 1994. - № 3. - С. 14-18.

28. Игнатов, Д.А «Стратегия экономической безопасности до 2030 года»: теоретика правовой анализ / Д.А Игнатов // Актуальные проблемы гос-ва. -2017. - Т.1. - № 2. - С. 115-124.

29. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России / В.К. Сенчагов // Всероссийский экономический журнал ЭКО. - 2007. - № 5 (395). - С. 3-22.

30. Сенчагов, В.К. Экономическое обеспечение национальной безопасности / В.К. Сенчагов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. -2010. № 8. - С. 31-41.

31. Скворцова, В.А. Микроэкономика: учеб. пособие / В.А. Скворцова, И.В. Медушевская, А.О. Скворцов; под ред. В.А. Скворцовой. - 2-е изд., испр. и доп. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 310 с.

N.A. ORLOVA, Candidate of Economic Sciences, senior research associate of the Department of Economic and Legal Research, e-mail: ona-iepi@rambler.ru

SFI «Economic Research Institute», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 04.04.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.