Научная статья на тему 'Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование'

Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СУБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ НАЦИО-НАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаранина Инна Геннадьевна, Свистунов Дмитрий Евгеньевич

В статье исследуются теоретико-правовые основы национальной безопасности Российской Федерации. Авторы рассматривают понятие национальной безопасности, а также основные подходы к пониманию его сущности. Кроме того, анализируется структура национальной безопасности Российской Федерации. Авторы предлагают трактовку национальной безопасности в качестве комплексного государственно-правового института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование»

УДК 351

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Гаранина Инна Геннадьевна,

кандидат юридических наук, PhD, доцент кафедры конституционного и международного права УВО «Университет управления "ТИСБИ"», г. Казань. E-mail: ilneza@mail.ru

Свистунов Дмитрий Евгеньевич,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: dima_air@inbox.ru

В статье исследуются теоретико-правовые основы национальной безопасности Российской Федерации. Авторы рассматривают понятие национальной безопасности, а также основные подходы к пониманию его сущности. Кроме того, анализируется структура национальной безопасности Российской Федерации. Авторы предлагают трактовку национальной безопасности в качестве комплексного государственно-правового института.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, структура национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, объекты национальной безопасности, содержание национальной безопасности.

Масштабные трансформационные процессы, происходящие в настоящее время как в Российской Федерации, так и в рамках всего мирового сообщества, вызывают объективную необходимость теоретико-правового постижения сущности национальной безопасности, выявления ее фундаментальных параметров. Данное обстоятельство связано с потребностями социальной практики, поскольку успешность модернизации различных сторон общественной жизни сопряжена с построением стабильной социальной системы, элементы которой оказываются в состоянии надлежащей и всесторонней защищенности. Во многом это определяется новыми внешнеполитическими вызовами, с которыми сталкиваются российское государство и общество и которые актуализируют различные аспекты защищенности национальных интересов Российской Федерации.

Настоящее исследование национальной безопасности Российской Федерации направлено на выявление ее теоретико-правовых основ, включая анализ подходов к определению и пониманию сущности этого понятия, его структуры и составляющих ее элементов.

Необходимо отметить, что понятие национальной безопасности является достаточно многозначным и разноаспектным, поскольку включает себя различные области социального бытия. Можно сказать, что обеспечение национальной безопасности является одной из центральных функций государства. Поэтому его деятельность в разных сферах в той или иной степени связана с данным понятием.

Следует отметить, что существует нормативное определение национальной безопасности, закрепленное в законодательстве Российской Федерации.

В тексте Конституции Российской Федерации отсутствует упоминание о национальной безопасности.

Вместе с тем, Основной закон содержит упоминание смежных понятий, таких как «безопасность государства» (ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55), «безопасность и целостность государства» (ч. 1 ст. 82), «государственная безопасность» (п. «д» ч. 1 ст. 114) [1].

В связи с этим представляется важным, в первую очередь, определить понятие государственной безопасности. Как отмечают исследователи А. С. Рогов и Ю. Г. Федотова, его можно трактовать в двух основных значениях: широком и узком. При этом в широком значении под государственной безопасностью следует понимать состояние всесторонней защищенности самих основ существования страны. В узком значении под государственной безопасностью предлагается понимать состояние защищенности от внешних посягательств отдельных сфер государственного бытия, в частности, политической, экономической, оборонной, научно-технической и т. п. [6, с. 131].

Таким образом, в данном контексте необходимо провести дефинитивное разграничение государственной и национальной безопасности.

В научно-исследовательской литературе наличествует полифония подходов к данному вопросу. В частности, встречается мнение о тождестве данных понятий, выводимое из тезиса о синонимичности нации, страны и государства [5, с. 65]. Кроме того, необходимо отметить суждение о том, что термин «национальная безопасность» не совсем корректен, что позволяет заменить его на другой термин - «государственная безопасность»» [6, с. 131]. Наконец, некоторые исследователи высказывают мнение о более широком контексте понятия «национальная безопасность», объектом которого, помимо собственно государства, выступает общество в целом, равно как и отдельные личности, являющиеся составной частью социальной системы [4, с. 120-121]. По сути, такая

Гаранина И. Г., Свистунов Д. Е.

трактовка этих понятий сближает дефиницию национальной безопасности и государственной безопасности в широком значении. Можно согласиться с последним подходом, поскольку он позволяет примирить нормативные дефиниции указанных понятий с попытками их теоретического постижения.

Нормативное определение понятия «национальная безопасность» содержится в Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», согласно которому она раскрывается как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, ... достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации» [3]. Исходя из подобной трактовки, национальная безопасность включает в себя иные виды безопасности, закрепленные законодательно, в том числе государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Следует согласиться с И. В. Чикенёвой и Д. А. Гильмуллиной в том, что «национальная безопасность характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества» [7, с. 236]. Вместе с тем, при ближайшем рассмотрении данного вопроса можно выделить два основных концептуальных подхода к пониманию сущности национальной безопасности. Согласно первому подходу, сущность национальной безопасности связывается, в первую очередь, с обеспечением безопасности личности. По сути, он основывается на положении статьи 2 Конституции РФ, в которой провозглашается приоритет прав и свобод человека в качестве высшей ценности, на реализацию которой должны быть направлены усилия государства. В свою очередь, второй подход основывается на приоритете государственной и общественной безопасности. Как отмечают исследователи, соотношение представленных подходов определяется совокупностью объективных и субъективных факторов, к которым можно отнести особенности исторического развития данного социума, его экономические параметры, характер политического режима, место и роль в мировом сообществе и ряд иных [7, с. 237].

Следует отметить, что второй подход является более когерентным российской политической и правовой культуре, для которой традиционно характерны коллективистские ценности. Поэтому либеральные конституционные положения во многом идут вразрез с особенностями национального правопонимания.

Можно полагать, что проблема соотношения данных подходов должна быть решена диалектическим образом. Поскольку человеческая личность является

первоначальным элементом социума и государства, постольку ее безопасность является неразрывной составной частью государственной и общественной безопасности. Вместе с тем, личность заинтересована в обеспечении государственной безопасности в целом, поскольку только в данном случае будет гарантирована ее собственная безопасность. Такой подход позволяет снять противоречия и противопоставление данных компонентов национальной безопасности.

Для более глубокого постижения сущности национальной безопасности необходимо рассмотреть ее структуру, в которой представлены составляющие элементы. В структуре национальной безопасности можно выделить объект, субъект и содержание.

В качестве объекта национальной безопасности выступают существующие в реальности объекты, на защиту которых от различных внешних и внутренних угроз направлена деятельность государства. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - ФЗ «О безопасности»), в качестве основных объектов национальной безопасности выступают государство, общество и личность [2]. Можно полагать, что в каждом из представленных объектов наличествуют определенные компоненты, защищаемые законодательством от различных воздействий негативного характера. Так, применительно к личности в их качестве выступают неотчуждаемые конституционные права и свободы, составляющие основу ее правового статуса. В отношении общества в их числе можно назвать совокупность материальных и духовных ценностей, составляющих культурообра-зующую основу социума. Говоря о государстве как объекте национальной безопасности, необходимо назвать такие элементы, как основы конституционного строя, национальный суверенитет и государственно-территориальную целостность.

Субъекты национальной безопасности представляют собой социальные и политические институты, обеспечивающие реализацию ее содержательной стороны. В качестве субъектов национальной безопасности Российской Федерации выступают специальные государственные органы, на которые законодательно возложена данная функция. Согласно п. «д» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, в первую очередь, данная обязанность возложена на Правительство РФ [1]. Вместе с тем, в главе 2 ФЗ «О безопасности» наряду с Правительством РФ в качестве федеральных органов государственной власти, имеющих полномочия в сфере обеспечения безопасности, называются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, а также федеральные органы исполнительной власти. Помимо того, говорится и об органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органах местного самоуправления, также имеющих полномочия в данной области [2].

На основе анализа данных положений ФЗ «О безопасности» можно сделать вывод о том, что ключевым субъектом обеспечения национальной без-

опасности выступает Президент РФ, который осуществляет стратегическое руководство политикой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяя ее основные направления, утверждая базовые документы в данной сфере и формируя и возглавляя специальный орган - Совет Безопасности. В данном контексте компетенция Правительства РФ де-факто является комплементарной, дополняя соответствующие президентские полномочия.

Последним элементом структуры национальной безопасности выступает ее содержание. Оно представляет собой основные направления специальной деятельности органов государственной власти, являющихся субъектами национальной безопасности. Согласно ст. 3 ФЗ «О безопасности», к ним относится: прогнозирование, стратегическое планирование, правовое регулирование данной деятельности, применение специальных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, финансирование соответствующих расходов, а также международное сотрудничество в данной сфере [2].

Таким образом, национальную безопасность следует рассматривать в качестве комплексного государственно-правового института, который включает в себя совокупность правовых механизмов, направленных на обеспечение надлежащей защищенности личности, общества и государства в различных сферах. Актуальность проблематики, связанной с данным

государственно-правовым институтом, свидетельствует о необходимости дальнейших попыток теоретико-правового постижения его сущности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

2. Федеральный закон от 28 дек. 2010 г. № Э90-ФЗ (ред. от 5 окт. 2015 г.) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

3. Указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

4. Гончаров И. В. О соотношении понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «конституционная безопасность» // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 116-122.

5. Ирошников Д. В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. 2011. № 2. С. 65-70.

6. Рогов А. С., Федотова Ю. Г. Государственная безопасность: элемент или содержание национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2013. № 12. С. 128-132.

7. Чикенёва И. В., Гильмуллина Д. А. Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 236-239.

I. G. Garanina, D. E. Svistunov

NATIONAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORETICAL AND LEGAL RESEARCH

The article examines the theoretical and legal bases of national security of the Russian Federation. The author examines the concept of national security, as well as the main approaches to understanding its essence. In addition, analyze the structure of the national security of the Russian Federation. The author offers an interpretation of national security as a comprehensive state law Institute.

Key words: national security, public safety, the structure of the national security, subjects national security, objects of national security, the maintenance of national security.

GARANINA Inna Gennad'evna - PhD, Associate Professor of constitutional and international rights Management University «TISBI», Kazan. E-mail: ilneza@mail.ru

SVISTUNOV Dmitry Evgenievich - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: dima_air@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.