Научная статья на тему 'Правовые Основы национальной безопасности Российской Федерации'

Правовые Основы национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11923
5023
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ / NATIONAL SECURITY / CONCEPT / THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / RF SECURITY COUNCIL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чикенёва Ирина Валерьевна, Гильмуллина Динара Абдурауфовна

В статье рассмотрены правовые аспекты категории «национальная безопасность Российской Федерации». Проанализированы объекты национальной безопасности, в том числе права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность государства. Исследована конституционно-правовая база национальной безопасности РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The legal aspects of the notion «national security of the Russian Federation» are considered in the article. The objects of national security including the rights and freedoms of an individual, the material and spiritual values of society, the constitutional order, as well as sovereignty and territorial integrity of the state have been analyzed. The constitutional and legal framework of national security of the Russian Federation has been studied.

Текст научной работы на тему «Правовые Основы национальной безопасности Российской Федерации»

Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации

Д.А. Гильмуллина, аспирантка, Башкирский ГУ;

И.В. Чикенёва, к.б.н., Оренбургский ГПУ

В России, в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности, проблема обеспечения национальной безопасности приобретает значение одной из первостепенных. Суверенное существование «российской нации как нации наций» связано с решением внутриполитических, экономических, социальных, экологических, геополитических и военных мер, предполагает предупреждение актов внешнего военного давления, вооружённое противостояние потенциальному противнику, недопущение вмешательства во внутренние дела. Задача создания системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных учёных является особенно актуальной в современный период формирования новой концепции национальной безопасности. Однако до сих пор не выработано единого подхода к определению основного понятийного аппарата в области национальной безопасности. Безопасность как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» — это прежде всего статика, но в нашем меняющемся мире национальная безопасность должна быть динамичной, чтобы своевременно и адекватно отвечать на меняющиеся опасности и угрозы [1, 2].

Национальная безопасность характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 г. в послании президента Т. Рузвельта Конгрессу США, где он обосновывал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Источник понятия «национальная безопасность» американские авторы видят в теории национальных интересов. Этот подход был предложен социологом У. Липпманом. Большинство исследований определяют национальную безопасность через силу, т.е. преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, т.е. создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений. Наиболее известными авторами работ по проблеме национальной безопасности являются: Б. Броуди, М. Гальперин, Г. Кан, Г. Киссинджер, Г. Ласвелл, Г. Моргентау, Дж. Шлессинджер и др. В настоящее время проблема национальной

безопасности — центральная в исследовательской деятельности школы «стратегического анализа».

В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 г. предпринималось в рамках Комитета ВС СССР по обороне и госбезопасности; были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп.

Национальная безопасность представляет систему, состоящую из элементов — ценностей, интересов, угроз и других факторов воздействия на интересы, которые сами представляют развивающиеся системы. Национальная безопасность является общим понятием по отношению к видам национальной безопасности, поэтому их правильная дифференциация способствует выработке стратегии обеспечения национальной безопасности. Национальная безопасность — это многогранное явление, имеющее неоднозначное толкование в силу заимствования его наименования из западного лексикона. Оно должно рассматриваться, во-первых, как часть общего явления безопасности, являющегося неотъемлемым условием существования личности, общества и государства и позволяющего сохранять накопленные ценности; во-вторых, в рамках всей совокупности входящих в многонациональное государство — Российскую Федерацию — наций и национальных групп. Концепция национальной безопасности Российской Федерации — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации [2, 3].

Объектами национальной безопасности выступают права и свободы личности; материальные и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность государства. Субъекты обеспечения национальной безопасности — это государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти); граждане; общественные и иные организации и объединения граждан, обладающие правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Общей функцией системы национальной безопасности является выработка стратегии национальной безопасности,

предусматривающая подготовку и использование сил и средств, координацию информации об угрозах, контроль за реализацией стратегии национальной безопасности и т.д. Специфическими функциями субъектов обеспечения национальной безопасности являются создание и поддержание в состоянии готовности сил и средств, обеспечение их жизнедеятельности и управление ими в повседневных и чрезвычайных условиях и т.д.

Национальная безопасность имеет три взаимосвязанных уровня: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. Приоритетность указанных уровней определяется действием многих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного характера, в частности характером общественных отношений, политической системой, экономическим укладом, степенью развития институтов гражданского общества, состоянием внешних отношений с другими странами и другими факторами.

Национальная безопасность включает в себя:

• государственную безопасность, характеризующую уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз;

• общественную безопасность, выраженную в уровне защищённости личности и общества, преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера;

• техногенную безопасность — уровень защищённости от угроз техногенного характера;

• экологическую безопасность и защиту от угроз стихийных бедствий;

• экономическую безопасность;

• энергетическую безопасность;

• информационную безопасность;

• безопасность личности.

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации. Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

• своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

• реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

• обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности её пограничного пространства;

• подъём экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

• преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

• обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

• совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

• обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

• подъём и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

• укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

• принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

• коренное улучшение экологической ситуации в стране [4].

Правовая основа обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.

Конституционно-правовую базу национальной безопасности РФ составляют [5]:

Основополагающие документы:

> Конституция Российской Федерации (извлечение — статья 83) от 12 декабря 1993 г.

> Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г.).

> Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г. № 537.

Военная и оборонно-промышленная безопасность:

> Военная доктрина Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146.

> Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года от 27 июля 2001 г. Пр-1387.

> Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ.

> Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ.

> Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 4 декабря 2003 г. Пр-2194.

> Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 4 декабря 2003 г. Пр-2196.

Международная безопасность:

> Концепция внешней политики Российской Федерации от 28 июня 2000 г.

Экономическая безопасность:

> Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 30 марта 2002 г. Пр-576.

> Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения) от 29 апреля 1996 г. № 608.

> Экологическая доктрина РФ от 31 августа

2002 г. № 1225-р.

> Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу от 18 сентября 2008 г. Пр-1969.

> Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.

Государственная и общественная безопасность:

> Основные положения региональной политики в Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803.

> Концепция государственной национальной политики Российской Федерации от 15 июня 1996 г., № 909.

> Основы пограничной политики Российской Федерации, от 5 октября 1996 г.

> Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р.

> Проект стратегии государственной антинар-котической политики Российской Федерации (версия для обсуждения) от 13 ноября 2009 г.

Антитеррористическая деятельность:

> Официальный интернет-сайт Национального антитеррористического комитета,

> Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня

2003 г., 22 августа 2004 г.).

> Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.

> Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г.).

Информационная безопасность:

> Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.

> Стратегия развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

> Приоритетные проблемы научных исследований в области информационной безопасности РФ от 7 марта 2008 г.

> Основные направления научных исследований в области обеспечения информационной безопасности РФ от 7 марта 2008 г.

Таким образом, национальная безопасность РФ, связанная с созданием системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, имеет правовую основу как совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России.

Литература

1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

2. Чикенева И.В., Суздалева А.М., Абузярова Ю.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие / Оренбург: Изд-во оГпУ, 2012. 164 с.

3. Суздалева А.М., Чикенева И.В., Абузярова Ю.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. 200 с.

4. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

5. Совет Безопасности Российской Федерации: офиц. сайт URL://http://www.scrf.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.