Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации
Д.А. Гильмуллина, аспирантка, Башкирский ГУ;
И.В. Чикенёва, к.б.н., Оренбургский ГПУ
В России, в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности, проблема обеспечения национальной безопасности приобретает значение одной из первостепенных. Суверенное существование «российской нации как нации наций» связано с решением внутриполитических, экономических, социальных, экологических, геополитических и военных мер, предполагает предупреждение актов внешнего военного давления, вооружённое противостояние потенциальному противнику, недопущение вмешательства во внутренние дела. Задача создания системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных учёных является особенно актуальной в современный период формирования новой концепции национальной безопасности. Однако до сих пор не выработано единого подхода к определению основного понятийного аппарата в области национальной безопасности. Безопасность как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» — это прежде всего статика, но в нашем меняющемся мире национальная безопасность должна быть динамичной, чтобы своевременно и адекватно отвечать на меняющиеся опасности и угрозы [1, 2].
Национальная безопасность характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 г. в послании президента Т. Рузвельта Конгрессу США, где он обосновывал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Источник понятия «национальная безопасность» американские авторы видят в теории национальных интересов. Этот подход был предложен социологом У. Липпманом. Большинство исследований определяют национальную безопасность через силу, т.е. преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, т.е. создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений. Наиболее известными авторами работ по проблеме национальной безопасности являются: Б. Броуди, М. Гальперин, Г. Кан, Г. Киссинджер, Г. Ласвелл, Г. Моргентау, Дж. Шлессинджер и др. В настоящее время проблема национальной
безопасности — центральная в исследовательской деятельности школы «стратегического анализа».
В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 г. предпринималось в рамках Комитета ВС СССР по обороне и госбезопасности; были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп.
Национальная безопасность представляет систему, состоящую из элементов — ценностей, интересов, угроз и других факторов воздействия на интересы, которые сами представляют развивающиеся системы. Национальная безопасность является общим понятием по отношению к видам национальной безопасности, поэтому их правильная дифференциация способствует выработке стратегии обеспечения национальной безопасности. Национальная безопасность — это многогранное явление, имеющее неоднозначное толкование в силу заимствования его наименования из западного лексикона. Оно должно рассматриваться, во-первых, как часть общего явления безопасности, являющегося неотъемлемым условием существования личности, общества и государства и позволяющего сохранять накопленные ценности; во-вторых, в рамках всей совокупности входящих в многонациональное государство — Российскую Федерацию — наций и национальных групп. Концепция национальной безопасности Российской Федерации — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации [2, 3].
Объектами национальной безопасности выступают права и свободы личности; материальные и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность государства. Субъекты обеспечения национальной безопасности — это государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти); граждане; общественные и иные организации и объединения граждан, обладающие правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Общей функцией системы национальной безопасности является выработка стратегии национальной безопасности,
предусматривающая подготовку и использование сил и средств, координацию информации об угрозах, контроль за реализацией стратегии национальной безопасности и т.д. Специфическими функциями субъектов обеспечения национальной безопасности являются создание и поддержание в состоянии готовности сил и средств, обеспечение их жизнедеятельности и управление ими в повседневных и чрезвычайных условиях и т.д.
Национальная безопасность имеет три взаимосвязанных уровня: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. Приоритетность указанных уровней определяется действием многих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного характера, в частности характером общественных отношений, политической системой, экономическим укладом, степенью развития институтов гражданского общества, состоянием внешних отношений с другими странами и другими факторами.
Национальная безопасность включает в себя:
• государственную безопасность, характеризующую уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз;
• общественную безопасность, выраженную в уровне защищённости личности и общества, преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера;
• техногенную безопасность — уровень защищённости от угроз техногенного характера;
• экологическую безопасность и защиту от угроз стихийных бедствий;
• экономическую безопасность;
• энергетическую безопасность;
• информационную безопасность;
• безопасность личности.
Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации. Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
• своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
• реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
• обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности её пограничного пространства;
• подъём экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
• преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
• обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
• совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
• обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
• подъём и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
• укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
• принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
• коренное улучшение экологической ситуации в стране [4].
Правовая основа обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.
Конституционно-правовую базу национальной безопасности РФ составляют [5]:
Основополагающие документы:
> Конституция Российской Федерации (извлечение — статья 83) от 12 декабря 1993 г.
> Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г.).
> Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г. № 537.
Военная и оборонно-промышленная безопасность:
> Военная доктрина Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146.
> Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года от 27 июля 2001 г. Пр-1387.
> Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ.
> Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ.
> Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 4 декабря 2003 г. Пр-2194.
> Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 4 декабря 2003 г. Пр-2196.
Международная безопасность:
> Концепция внешней политики Российской Федерации от 28 июня 2000 г.
Экономическая безопасность:
> Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 30 марта 2002 г. Пр-576.
> Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения) от 29 апреля 1996 г. № 608.
> Экологическая доктрина РФ от 31 августа
2002 г. № 1225-р.
> Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу от 18 сентября 2008 г. Пр-1969.
> Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
Государственная и общественная безопасность:
> Основные положения региональной политики в Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803.
> Концепция государственной национальной политики Российской Федерации от 15 июня 1996 г., № 909.
> Основы пограничной политики Российской Федерации, от 5 октября 1996 г.
> Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р.
> Проект стратегии государственной антинар-котической политики Российской Федерации (версия для обсуждения) от 13 ноября 2009 г.
Антитеррористическая деятельность:
> Официальный интернет-сайт Национального антитеррористического комитета,
> Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня
2003 г., 22 августа 2004 г.).
> Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.
> Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г.).
Информационная безопасность:
> Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.
> Стратегия развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
> Приоритетные проблемы научных исследований в области информационной безопасности РФ от 7 марта 2008 г.
> Основные направления научных исследований в области обеспечения информационной безопасности РФ от 7 марта 2008 г.
Таким образом, национальная безопасность РФ, связанная с созданием системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, имеет правовую основу как совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России.
Литература
1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
2. Чикенева И.В., Суздалева А.М., Абузярова Ю.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие / Оренбург: Изд-во оГпУ, 2012. 164 с.
3. Суздалева А.М., Чикенева И.В., Абузярова Ю.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. 200 с.
4. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
5. Совет Безопасности Российской Федерации: офиц. сайт URL://http://www.scrf.gov.ru