УДК 343.9
Сачек Александр Григорьевич Sachek Alexandr Grigor'evich
кандидат юридических наук, доцент, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров
Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1)
candidate of sciences (law), associate professor, doctoral department of scientific and pedagogical staff St. Petersburg university of the Ministry of internal affairs of Russia (1 Letchika Pilutova st., St. Petersburg, 198206)
E-mail: sachek_a@ tut.by
Теоретический анализ элементов системы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации
Theoretical analysis of elements of system of providing economic security of Republic of Belarus and the Russian Federation
Современные вызовы требуют создания эффективной системы обеспечения и защиты национальных интересов. Система представляет собой определенное количество элементов, объединенных взаимными связями в целях обеспечения определенной функции. В статье изучается структура системы обеспечения национальной и экономической безопасности. Проводится сравнительно-правовой анализ элементов системы обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь и Российской Федерации. Дифференцируются понятия «объект безопасности» и «объект обеспечения безопасности». Отмечается роль субъектов обеспечения экономической безопасности.
Modern calls demand creation of effective system of providing and protection of national interests. The system represents a certain quantity of the elements united by an interconnection for ensuring a certain function. In article the structure of system of providing national and economic security is studied. The comparative and legal analysis of elements of system of ensuring national security in Republic of Belarus and the Russian Federation is carried out. The role of subjects of providing economic security is noted.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, система обеспечения безопасности, субъект обеспечения безопасности, средства обеспечения безопасности, объект безопасности, объект обеспечения безопасности, угроза, криминальная угроза.
Keywords: national security, economic security, system of safety, subject of safety, instrument for ensuring of safety, object of safety, threat, criminal threat.
Масштабность проблемы разработки эффективной системы противодействия угрозам экономической безопасности, многообразие процессов и явлений, влияющих на экономику, предопределяют необходимость установления единых концептуальных подходов к экономической безопасности межгосударственных образований, государства, субъекта хозяйствования и личности. Назрела необходимость создания системы обеспечения экономической безопасности на всех уровнях. Определение актуальных подходов к системе обеспечения экономической безопасно-
сти представляется невозможным без четкого определения понятия «система обеспечения экономической безопасности» и ее структурных элементов.
Любая система — объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе [1, с. 5]. Всякая система представляет собой определенное количество элементов, объединенных взаимными связями в целях обеспечения определенной функции [2, с. 4]. Процессы моделирования и схематизации позволяют не только более глубоко рассмотреть
роль и значение отдельных элементов, но и определить степень влияния негативных факторов на различные ее элементы.
Учитывая геополитическое положение Республики Беларусь, тесные связи в экономической, политической, культурной и иных сферах, а также непрерывные интеграционные процессы, представляется необходимым рассматривать элементы системы обеспечения безопасности как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации.
Основные элементы системы обеспечения национальной (в том числе и экономической) безопасности нашли свое закрепление в программных стратегических документах. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента от 9 ноября 2010 года № 575 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30.12.2011 № 621) (далее — Концепция), понятие системы обеспечения безопасности определяется как совокупность взаимодействующих субъектов обеспечения национальной безопасности и средств, используемых ими для осуществления деятельности по защите и реализации национальных интересов Республики Беларусь и обеспечению безопасности личности, общества и государства [3].
Рассматривая Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента от 12 мая 2009 года № 537 (далее — Стратегия), следует отметить, что содержание понятия системы обеспечения национальной безопасности составляют силы и средства обеспечения национальной безопасности. В то же время определено значение обеспечения национальной безопасности, которое состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. А также отмечена прямая зависимость национальной безопасности Российской Федерации от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности [4].
Обращает на себя внимание, что подходы к определению понятия системы обеспечения национальной (экономической) безопасности как в Российской Федерации, так и Республике Беларусь схожи, в то же время элементы системы рассматриваются в разном контексте. Концепция содержит достаточно четко выстроенную вертикальную систему субъектов обеспечения
национальной (экономической) безопасности, которая включает в себя государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждан. При этом правовой статус и полномочия субъектов системы обеспечения достаточно четко определены. Важное место отводится общественным организациям и гражданам.
Основным субъектом обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь в соответствии с Концепцией является государство. Высшие государственные органы определяют основные направления деятельности всех органов государственной власти и управления в рассматриваемой области, формируют или преобразуют органы обеспечения экономической безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью, выделяют соответствующие силы и средства. Так, общее руководство всей системой обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь осуществляет Президент путем реализации своих полномочий в этой сфере через Совет безопасности Республики Беларусь. В свою очередь Совет безопасности Республики Беларусь рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Республики Беларусь, затрагивающие интересы экономической безопасности, принимает по ним решения, в том числе определяет государственные органы, ответственные за обеспечение экономической безопасности в основных сферахжизнедеятельности личности, общества и государства, и пороговые значения индикаторов (показателей) состояния экономической безопасности, организует эффективное функционирование системы обеспечения экономической безопасности. Разработка конкретных мер по обеспечению экономической безопасности, организация и контроль за реализацией возлагается в пределахустановленныхзаконом полномочий на Совет министров Республики Беларусь. Реализация мер, направленных на решение задач обеспечения экономической безопасности, поддержание в состоянии готовности к применению имеющихся сил и средств, возлагается на иные государственные органы, а также органы местного управления и самоуправления. Принятие законов в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь входит в компетенцию Национального собрания, а правом осуществления правосудия в сфере экономической безопасности наделены суды.
Особое место среди субъектов обеспечения экономической безопасности занимают граждане. Анализ действующего в Республике Беларусь законодательства позволяет говорить о различных формах участия граждан в обеспечении экономической безопасности. Первой формой является реализация прав и обязанностей, проявляющаяся в исполнении долга по защите Республики Беларусь путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные органы и органы местного самоуправления. Вторая форма — деятельное, непосредственное участие в обеспечении экономической безопасности осуществляется путем: информирования государственных органов о наличии (возникновении) источников и факторов, создающих угрозы экономической безопасности; непосредственной защиты законными способами и средствами прав и свобод граждан, интересов общества; разработки и внесения в государственные органы предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в различных сферах обеспечения экономической безопасности; участия в формировании общественного мнения по вопросам обеспечения экономической безопасности; повышения политической культуры и ответственности граждан, гражданского самосознания, воспитания патриотизма; содействия законными способами и средствами государственным органам в обеспечении национальной безопасности, достижении общественного согласия и стабильности. Возможность активного участия значительного количества субъектов в обеспечении безопасности влечет за собой вопросы, связанные с внутренним взаимодействием субъектов. Так, деятельность субъектов хозяйствования направлена на получение прибыли, и ограничения, вводимые государственными органами, направленные на защиту национальных интересов, не всегда находят понимание и одобрение. Именно наличие эффективного механизма взаимодействия, обратной связи между субъектами обеспечения экономической безопасности позволит достигнуть сформулированных в Концепции целей.
Обращает на себя внимание, что в Стратегии не определено понятие субъектов обеспечения национальной (экономической) безопасности, однако отмечается, что реализация обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на от-
стаивание национальных интересов Российской Федерации путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Особое место в сфере обеспечения национальной безопасности отводится Президенту и Совету безопасности. Тем самым в Российской Федерации органы государственной власти основные функции по обеспечению экономической безопасности возлагают на аппарат управления, однако мы считаем, что делегирование ряда полномочий непосредственным субъектам защиты позволит повысить эффективность деятельности всей системы.
Субъекты обеспечения безопасности в целях реализации возложенных на них функций должны располагать специально предусмотренными силами. И в Республике Беларусь и в Российской Федерации «силы» выступают в качестве самостоятельных элементов системы обеспечения национальной (экономической) безопасности. Говоря о Республике Беларусь, представляется необходимым отметить, что Концепция содержит расширенный состав сил обеспечения национальной (экономической) безопасности: Вооруженные силы, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь, органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований, таможенные органы, орган финансового мониторинга, подразделения (службы) иных государственных органов, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, безопасность связи и информации, а также охрану окружающей среды, и другие. Несмотря на то, что в Российской Федерации к силам обеспечения экономической безопасности относятся только организации, осуществляющие военную и правоохранительную деятельность, в компетенции Президента и федеральных органов государственной власти расширять указанный список.
Наряду с силами обеспечения национальной безопасности, Стратегия закрепляет понятие «средств обеспечения национальной безопасности», к которым относит: технологии, а также технические, программные, линг-
вистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. Думается, что отсутствие законодательного закрепления понятия «средства обеспечения национальной безопасности» в Республике Беларусь вызвано тем, что субъекты и силы обеспечения национальной безопасности имеют установленный законом перечень средств, которые могут использовать в целях обеспечения национальной безопасности.
Говоря о системе обеспечения экономической безопасности, представляется необходимым обратить внимание на объект этой деятельности. Объекты и субъекты взаимно определяют друг друга, а различия между ними возникают в процессе правоотношений, связанных с обеспечением экономической безопасности. По мнению И.Б. Кардашовой, между объектами и субъектами существует принципиальная разница: по характеру и виду общественных отношений; характеру, видам и технологиям деятельности, так как для каждого вида деятельности необходимы определенные знания, профессиональная подготовка; социальным ролям, которые представляют собой сочетание индивидуального и общественного. Также она обращает внимание на то, что с точки зрения государственного управления объекты пользуются приоритетом перед субъектами, так как воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий является первичным и главным для жизнедеятельности людей [5, с. 49]. Концепция четко определяет объекты национальной безопасности: личность — ее конституционные права, свободы и законные интересы; общество — его материальные и духовные ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права; государство — его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй. Применительно к экономической безопасности представляется необходимым разграничивать два связанных между собой понятия: объект экономической безопасности и объект обеспечения экономической безопасности. В качестве объекта экономической безопасности следует рассматривать общественные отношения, формирующиеся в процессе реализации интересов личности, общества и государства в рамках экономиче-
ских отношений. Таким образом, обращает на себя внимание, что в качестве объекта экономической безопасности не рассматривается экономическая система государства. Это обусловлено тем, что не все отношения по реализации интересов субъектов регулируются и учитываются государством. Хотя не учтенные и неурегулированные отношения экономисты традиционно, наряду с противоправными проявлениями, относят к «теневой экономике», однако оказание взаимных услуг в бытовой сфере, ведение личного подсобного хозяйства и другие правомерные действия положительно сказываются на реализации жизненно важных интересов граждан. В то же время в качестве объекта обеспечения экономической безопасности будут выступать участники экономических отношений и непосредственно элементы экономической системы.
Несмотря на законодательное закрепление элементов системы национальной и экономической безопасности, каждый из рассмотренных нами элементов системы сам имеет сложную структуру и внутренние взаимосвязи, то есть сам является сложной системой. Учитывая взаимосвязь элементов системы обеспечения экономической безопасности, следует подчеркнуть, что необходимость определения количественного и качественного состава сил и средств обеспечения экономической безопасности ставит перед субъектами обеспечения задачи по прогнозированию и планированию процессов, способных оказать как прямое, так и косвенное влияние на объекты обеспечения экономической безопасности. Преступность во всем многообразии ее форм является одним из негативных факторов, оказывающих существенное влияние на охраняемые законом интересы объектов обеспечения экономической безопасности.
Подводя итог, необходимо отметить, что создание эффективной системы экономической безопасности является базисом для функционирования всех элементов национальной безопасности. Любая осознанная деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, субъект в конце труда должен получить результат, который уже вначале имелся в представлении. Вопросы це-леполагания являются важным организующим элементом криминологического моделирования. Целью системы экономической безопасности является достижение такого состояния экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных ин-
тересов государства от внутренних и внешних угроз.
Примечания
1. Ибрагимов И.А., Нуриев М.Н., Эфендиев И.Р., Амиров К.Н. Моделирование систем: учебное пособие. Баку, 1988.
2. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. Киев, 1968.
3. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (ред. от 30.12.2011).
4. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2019 г № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20, ст 2444.
5. Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности МВД России: монография. М., 2007.
Notes
1. Ibragimov I.A, Nuriyev M.N., Efendiyev I.R., Amirov K.N. Simulation systems: a tutorial. Baku, 1988.
2. Amosov N.M. Modeling of complex systems. Kiev, 1968.
3. Approval of the Concept of national security of the Republic of Belarus: Presidential Decree of November 9, 2010 № 575 (ed. of 30.12.2011).
4. Approval of the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020: Presidential Decree of May 12, 2019 № 537 // Collection of legislative acts of the RF. 2009. № 20, art. 2444.
5. Kardashova I.B. National security Ministry of internal affairs of Russia: a monograph. Moscow, 2007.