Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности, как сложная система'

Обеспечение экономической безопасности, как сложная система Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
982
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕCONOMIC SECURITY / СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY / СУБЪЕКТ / СИЛЫ И СРЕДСТВА / THE SUBJECT OF FORCES AND MEANS / ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE OBJECT OF ECONOMIC SECURITY / ОБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сачек Александр Григорьевич

Современные вызовы требуют создания эффективной системы обеспечения и защиты национальных интересов. В Российской Федерации и Республике Беларусь создана и функционирует система национальной безопасности. Ключевым элементом национальной безопасности является экономика и экономическая безопасность. Именно анализ элементов системы экономической безопасности как подсистемы национальной безопасности позволит определить их место и роль в противодействии угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security as a complex system

Today’s challenges require the creation of an effective system of security and protection of national interests. In the Russian Federation and the Republic of Belarus has created and operates the national security system. A key element of national security is the economy and economic security. It is the analysis of the elements of the system of economic security, as a subsystem of national security, will determine their place and role in countering threats.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности, как сложная система»

УДК 343.9 ББК 67.308

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,

КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА

АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ СА ЧЕК,

докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.08 — уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право

E-mail: sachek_a@ tut.by

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Современные вызовы требуют создания эффективной системы обеспечения и защиты национальных интересов. В Российской Федерации и Республике Беларусь создана и функционирует система национальной безопасности. Ключевым элементом национальной безопасности является экономика и экономическая безопасность. Именно анализ элементов системы экономической безопасности как подсистемы национальной безопасности позволит определить их место и роль в противодействии угрозам.

Ключевые слова: экономическая безопасность, система экономической безопасности, субъект, силы и средства, объект экономической безопасности, объект обеспечения экономической безопасности.

Annotation. Today's challenges require the creation of an effective system of security and protection of national interests. In the Russian Federation and the Republic of Belarus has created and operates the national security system. A key element of national security is the economy and economic security. It is the analysis of the elements of the system of economic security, as a subsystem of national security, will determine their place and role in countering threats.

Keywords: еconomic security, the system of economic security, the subject of forces and means, the object of economic security.

Избранный Республикой Беларусь путь построения правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, открытой для иностранных инвесторов, а также вхождение в различные интеграционные образования неизбежно влечет за собой необходимость создания эффективной системы обеспечения и защиты национальных интересов. Защищенность национальных интересов, как правило, рассматривается в контексте понятия «национальная безопасность». При этом «национальную безопасность» можно рассматривать как некую сложную систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных подсистем.

Существует значительное число критериев, по которым выделяются те или иные виды подсистем безопасности. Исходя из воздействия природных, технических и социальных деструктивных сил, выделяют: геобифизическую безопасность,

которая призвана обеспечить защищенность как человеческого общества, так и производства, техники от вредного воздействия природных факторов; техническую или техногенную безопасность, призванную обеспечить защиту людей и природы от опасностей, исходящих от современных технических систем (атомных электростанций, вредных химичсеских производств и т.д.) общественную или социальную безопасность, обеспечивающую защиту от угроз и опасностей, возникающих в самом обществе и порожденных присущими ему социальными противоречиями [1, С. 5]. В современных условиях развития белорусского общества значительное внимание органов государственной власти и научных кругов уделяется вопросам экономической безопасности государства. Ведется активная работа по совершенствованию законодательства в сфере обеспе-

чения противодействия угрозам экономической безопасности.

Масштабность проблемы разработки эффективной системы противодействия угрозам экономической безопасности, многообразие процессов и явлений, влияющих на экономику, предопределяют необходимость определения единых концептуальных подходов к экономической безопасности межгосударственных образований, государства, субъекта хозяйствования и личности. Назрела необходимость создания системы обеспечения экономической безопасности на всех уровнях. Определение актуальных подходов к системе обеспечения экономической безопасности представляется невозможным, без четкого определения понятия «система обеспечения экономической безопасности» и ее структурных элементов.

Представляется, что всякая система представляет собой определенное количество элементов, объединенных взаимными связями в целях обеспечения определенной функции. Основные элементы системы обеспечения национальной (в том числе и экономической) безопасности закреплены в программных стратегических документах как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента № 537 от 12 мая 2009 г. (далее Стратегия), закреплено понятие системы обеспечения национальной безопасности, которую составляют силы и средства обеспечения национальной безопасности, определено содержание обеспечения национальной безопасности, которое состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. А также отмечена прямая зависимость национальной безопасности Российской Федерации от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности [2]. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента № 575 от 9 ноября 2010 г. (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 621) (далее Концепции), понятие «системы обеспечения безопасности» определяется как — совокупность

взаимодействующих субъектов обеспечения национальной безопасности и средств, используемых ими для осуществления деятельности по защите и реализации национальных интересов Республики Беларусь и обеспечению безопасности личности, общества и государства [3]. Обращает на себя внимание, что подходы к определению понятия системы обеспечения национальной (экономической) безопасности как в Российской Федерации, так и Республике Беларусь схожи, в то же время элементы системы рассматриваются в разном контексте. Концепция содержит достаточно четко выстроенную вертикальную систему субъектов обеспечения национальной (экономической безопасности), которая включает в себя государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждан. При этом правовой статус и полномочия субъектов системы обеспечения достаточно четко определены. Важное место отводится общественным организациям и гражданам.

Основным субъектом обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь, в соответствии с Концепцией, является государство. Высшие государственные органы определяют основные направления деятельности всех органов государственной власти и управления в рассматриваемой области, формируют или преобразуют органы обеспечения экономической безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью, выделяют соответствующие силы и средства. Так, общее руководство всей системой обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь осуществляет Президент путем реализации своих полномочий в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь. В свою очередь, Совет Безопасности Республики Беларусь рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Республики Беларусь, затрагивающие интересы экономической безопасности, принимает по ним решения, в том числе определяет государственные органы, ответственные за обеспечение экономической безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, и пороговые значения индикаторов (показателей) состояния экономической безопасности, организует эффективное

функционирование системы обеспечения экономической безопасности. Разработка конкретных мер по обеспечению экономической безопасности, организация и контроль за реализацией возлагается, в пределах установленных законом полномочий, на Совет Министров Республики Беларусь. Реализация мер, направленных на решение задач обеспечения экономической безопасности, поддержание в состоянии готовности к применению имеющихся сил и средств возлагается на иные государственные органы, а также органы местного управления и самоуправления. Принятие законов в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, входит в компетенцию Национального собрания, а правом осуществления правосудия в сфере экономической безопасности наделены суды.

Особое место среди субъектов обеспечения экономической безопасности занимают граждане. Анализ действующего в Республике Беларусь законодательства позволяет говорить о различных формах участия граждан в обеспечении экономической безопасности. Первой формой является реализация прав и обязанностей, проявляющаяся в исполнении долга по защите Республики Беларусь путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные органы и органы местного самоуправления. Вторая форма — деятельное, непосредственное участие в обеспечении экономической безопасности осуществляется путем: информирования государственных органов о наличии (возникновении) источников и факторов, создающих угрозы экономической безопасности; непосредственной защиты законными способами и средствами прав и свобод граждан, интересов общества; разработки и внесения в государственные органы предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в различных сферах обеспечения экономической безопасности; участия в формировании общественного мнения по вопросам обеспечения экономической безопасности; повышения политической культуры и ответственности граждан, гражданского самосознания, воспитания патриотизма; содействия законными способами и средствами государственным органам в обеспе-

чении национальной безопасности, в достижении общественного согласия и стабильности. Возможность активного участия значительного количества субъектов в обеспечении безопасности влечет за собой вопросы, связанные с внутренним взаимодействием субъектов. Так, деятельность субъектов хозяйствования, направлена на получение прибыли, и ограничения, вводимые государственными органами направленные на защиту национальных интересов, не всегда находят понимание и одобрение. Именно наличие эффективного механизма взаимодействия, обратной связи, между субъектами обеспечения экономической безопасности позволит достигнуть сформулированных в Концепции целей.

Обращает на себя внимание, что в Стратегии не определено понятие субъектов обеспечения национальной (экономической) безопасности, однако отмечается, что реализация обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Особое место в сфере обеспечения национальной безопасности отводится Президенту и Совету Безопасности. Тем самым в Российской Федерации органы государственной власти основные функции по обеспечению экономической безопасности возлагают на аппарат управления, однако мы считаем, что делегирование ряда полномочий непосредственным субъектам защиты позволит повысить эффективность деятельности всей системы.

Субъекты обеспечения безопасности в целях реализации возложенных на них функций должны располагать специально предусмотренными силами. И в Республике Беларусь и в Российской Федерации «силы» выступают в качестве самостоятельных элементов системы обеспечения национальной (экономической) безопасности. Говоря о Республике Беларусь, представляется необходимым отметить, что Концепция содержит расширенный состав сил обеспечения национальной (экономи-

ческой) безопасности: Вооруженные Силы, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь, органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований, таможенные органы, орган финансового мониторинга, подразделения (службы) иных государственных органов, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, безопасность связи и информации, а также охрану окружающей среды, и другие. Несмотря на то, что в Российской Федерации к силам обеспечения экономической безопасности относятся только организации, осуществляющей военную и правоохранительную деятельность, в компетенции Президента и федеральных органов государственной власти расширять указанный список.

Наряду с силами обеспечения национальной безопасности, Стратегия закрепляет понятие «средств» обеспечения национальной безопасности, к которым относит: технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. Думается, что отсутствие законодательного закрепления понятия «средства обеспечения национальной безопасности» в Республики Беларусь вызвано тем, что субъекты и силы обеспечения национальной безопасности имеют установленный законом перечень средств, которые могут использовать в целях обеспечения национальной безопасности.

Говоря о системе обеспечения экономической безопасности, представляется необходимым обратить внимание на объект этой деятельности. Объекты и субъекты взаимно определяют друг друга, а различия между ними возникают в процессе правоотношений, связанных с обеспечением экономической безопасности. По мнению И.Б. Кардашовой,

между объектами и субъектами существует принципиальная разница по: характеру и виду общественных отношений; характеру, видам и технологиям деятельности, так как для каждого вида деятельности необходимы определенные знания, профессиональная подготовка; социальным ролям, которые представляют собой сочетание индивидуального и общественного. Также она обращает внимание на то, что с точки зрения государственного управления объекты пользуются приоритетом перед субъектами, так как воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий является первичным и главным для жизнедеятельности людей [4; С. 49]. Концепция четко определяет объекты национальной безопасности: личность — ее конституционные права, свободы и законные интересы; общество — его материальные и духовные ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права; государство — его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй. Применительно к экономической безопасности представляется необходимым разграничивать два связанных между собой понятия: объект экономической безопасности и объект обеспечения экономической безопасности. В качестве объекта экономической безопасности следует рассматривать общественные отношения, формирующиеся в процессе реализации интересов личности, общества и государства в рамках экономических отношений. Таким образом, обращает на себя внимание, что в качестве объекта экономической безопасности не рассматривается экономическая система государства. Это обусловлено тем, что не все отношения по реализации интересов субъектов регулируются и учитываются государством. Хотя не учтенные и неурегулированные отношения экономисты традиционно, наряду с противоправными проявлениями, относят к «теневой экономике», однако оказание взаимных услуг в бытовой сфере, ведение личного подсобного хозяйства и другие правомерные действия положительно сказываются на реализации жизненно важных интересов граждан. В то же время, в качестве объекта обеспечения экономической безопасности будут выступать участники экономических отношений и непосредственно элементы экономической системы.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, можно констатировать, что в Российской Федерации и в Республике Беларусь сформировалась достаточно четкая система обеспечения экономической безопасности, основные элементы которой, цели и задачи деятельности закреплены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Эффективная деятельность элементов системы обеспечения национальной безопасности призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Союзного государства.

Литература

1. Грунин О.А. Основы теории и практики экономической безопасности: Учеб. пособие / О.А. Грунин, С.О. Грунин; М-во образования Рос. Федерации, СПб. гос. нженер.-экон. ун-т. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 90,[2] с. 20.

2. «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2019 г. № 537.

3. «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (ред. от 30.12.2011).

4. Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности МВД России: монография / И.Б. Кардашова. Москва: ВНИИ МВД России, 2007. 258 с.

References

1. Grunin O.A. Bases of the theory and practice of economic security: Studies. grant / O.A. Grunin, S.O. Grunin; M-in formations of Dews. Federations, SPb. the state. inzhener.-econ. un-t. SPb.: SPbGIEU, 2002. 90,[2] p. 20.

2. «About the adoption of Strategy of national security of the Russian Federation till 2020» the Decree of the President of the Russian Federation of May 12 2019. № 537.

3. «About the approval of the Concept of national security of Republic of Belarus» the Decree of the President of Republic of Belarus of 09.11.2010. № 575 (an edition of 30.12.2011).

4. Kardashova, I. B. Ensuring national security of the Ministry of Internal Affairs of Russia: monograph / I.B. Kardashova. Moscow: All-union scientific research institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. 258 p.

Конституционное право России. Учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА.

Новое, шестое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.