Научная статья на тему 'Субъекты обеспечения экономической безопасности'

Субъекты обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4096
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / КРИМИНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THREATS CRIMINOGENIC ECONOMIC SECURITY TO ECONOMIC SECURITY / ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE SUBJECT OF ECONOMIC SECURITY / СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сачек Александр Григорьевич

Рассматриваются методологические основы экономической безопасности, определяются объекты экономической безопасности и объекты системы обеспечения экономической безопасности. Приводится перечень субъектов обеспечения экономической безопасности, рассматриваются их полномочия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subjects of economic security

Considered the methodological foundations of economic security, defined economic security objects and objects of economic security. A list of subjects of economic security, their powers are considered.

Текст научной работы на тему «Субъекты обеспечения экономической безопасности»

субъекты обеспечения экономической безопасности

АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ САЧЕК,

кандидат юридических наук, доцент, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право E-mail: sachek_a@ tut.by

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются методологические основы экономической безопасности, определяются объекты экономической безопасности и объекты системы обеспечения экономической безопасности. Приводится перечень субъектов обеспечения экономической безопасности, рассматриваются их полномочия.

Ключевые слова: экономическая безопасность, криминогенные угрозы экономической безопасности, объект экономической безопасности, субъект экономической безопасность.

Annotation. Considered the methodological foundations of economic security, defined economic security objects and objects of economic security. A list of subjects of economic security, their powers are considered.

Keywords: economic security, threats criminogenic economic security to economic security, the subject of economic security.

В настоящее время экономические и правовые науки значительное внимание обращают на проблему обеспечения экономической безопасности. Сложность обеспечения экономической безопасности заключается в широте рассматриваемого понятия и многообразии угроз экономической сфере. Как правило, большинство ученых говорят об экономической безопасности с точки зрения экономики, либо управленческой функции государства.

Мы считаем, что понятие экономической безопасности должно включать всесторонний анализ угроз экономической безопасности не только в сфере экономики, но и социальной, политической, противодействия преступности и др. Особое внимание представляется необходимым уделить понятию системы обеспечения экономической безопасности, как совокупности мер по выявлению и противодействию угрозам, реализуемых субъектами безопасности в целях стабильного и эффективного функционирования экономических отношений на всех уровнях. Сложность данного подхода заключается в необходимости разработки и учета значительного количества индикаторов (например, криминогенное состояние), которые оказывают не только прямое, но и опосредованное влияние на экономическую безопасность.

В рамках нашего исследования мы предпримем попытку рассмотреть одну из групп угроз экономической безопасности — криминогенные угрозы.

Масштабность проблемы разработки эффективной системы противодействия криминогенным угрозам экономической безопасности, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни, нивелирование влияния на экономику, предопределяют необходимость определения единых концептуальных подходов к экономической безопасности межгосударственных образований, государства, субъекта хозяйствования и личности. Назрела необходимость создания единой криминологической модели обеспечения экономической безопасности на всех уровнях. Определение единых концептуальных подходов в криминологическом моделировании системы обеспечения экономической безопасности представляется невозможным, без четкого определения понятий объекта, и субъекта обеспечения экономической безопасности. По мнению Кардашовой И.Б. между объектами и субъектами существует принципиальная разница по: характеру и виду общественных отношений; характеру, видам и технологиям деятельности, так как для каждого вида деятельности необходимы определенные знания, про-

фессиональная подготовка; социальным ролям, которые представляют собой сочетание индивидуального и общественного. Также она обращает внимание на то, что с точки зрения государственного управления объекты пользуются приоритетом перед субъектами, так как воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий является первичным и главным для жизнедеятельности людей [1; С.49]. Применительно к нашему исследованию представляется необходимым разграничивать два связанных между собой понятия: объект экономической безопасности и объект обеспечения экономической безопасности. В качестве объекта экономической безопасности следует рассматривать общественные отношения, формирующиеся в процессе реализации интересов личности, общества и государства в рамках экономических отношений. Таким образом, обращает на себя внимание, что в качестве объекта экономической безопасности не рассматривается экономическая система государства. Это обусловлено тем, что не все отношения, по реализации интересов субъектов, регулируются и учитываются государством. Хотя не учтенные и неурегулированные отношения экономисты традиционно, наряду с противоправными проявлениями, относят к «теневой экономике», однако оказание взаимных услуг в бытовой сфере, ведение личного подсобного хозяйства и другие правомерные действия положительно сказываются на реализации жизненно важных интересов граждан. В то же время в качестве объекта обеспечения экономической безопасности будут выступать участники экономических отношений и непосредственно элементы экономической системы.

Субъекты и объекты взаимно определяют друг друга, а различия между ними возникают в процессе правоотношений, связанных с обеспечением экономической безопасности. Обращает на себя внимание, что ст. 45 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь утвержденной Указом Президента №575 от 9 ноября 2010 года (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30.12.2011 N 621) (далее Концепции) обеспечение национальной безопасности определяется, как деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности по защите личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, реализации национальных интересов, созданию необходимых условий для устойчивого развития Республики Беларусь [2]. Концепция также закрепляет перечень субъект обеспечения национальной (включая экономическую) безопасность. Субъектами обе-

спечения национальной безопасности являются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждане.

Обращает на себя внимание, что законодатель достаточно четко регламентирование участие всех субъектов в обеспечении экономической безопасности в зависимости от их правового статуса. Основным субъектом обеспечения экономической безопасности является государство. Высшие государственные органы определяют основные направления деятельности всех органов государственной власти и управления в рассматриваемой области, формируют или преобразуют органы обеспечения экономической безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью, выделяют соответствующие силы и средства. Так, общее руководство всей системой обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь осуществляет Президент путем реализации своих полномочий в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь. В свою очередь Совет Безопасности Республики Беларусь рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Республики Беларусь, затрагивающие интересы экономической безопасности, принимает по ним решения, в том числе определяет государственные органы, ответственные за обеспечение экономической безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, и пороговые значения индикаторов (показателей) состояния экономической безопасности, организует эффективное функционирование системы обеспечения экономической безопасности. Разработка конкретных мер по обеспечению экономической безопасности, организация и контроль за их реализацией возлагается, в пределах установленных законом полномочий, на Совет Министров Республики Беларусь. Реализация мер, направленных на решение задач обеспечения экономической безопасности, поддержание в состоянии готовности к применению имеющихся сил и средств возлагается на иные государственные органы, а также органы местного управления и самоуправления. Принятие законов в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, входит в компетенцию Национального собрания, а правом осуществления правосудия в сфере экономической безопасности наделены суды.

Особое место среди субъектов обеспечения экономической безопасности занимают граждане. Анализ

144

Вестник Московского университета МВД России

№ 11 / 2014

действующего в Республике Беларусь законодательства, позволяет говорить о различных формах участия граждан в обеспечении экономической безопасности. Первой формой, является реализация прав и обязанностей, проявляющаяся в исполнении долга по защите Республики Беларусь, путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные органы и органы местного самоуправления. Вторая форма — деятельное, непосредственное участие в обеспечении экономической безопасности осуществляется путем: информирования государственных органов о наличии (возникновении) источников и факторов, создающих угрозы экономической безопасности; непосредственной защиты законными способами и средствами прав и свобод граждан, интересов общества; разработки и внесения в государственные органы предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в различных сферах обеспечения экономической безопасности; участия в формировании общественного мнения по вопросам обеспечения экономической безопасности; повышения политической культуры и ответственности граждан, гражданского самосознания, воспитания патриотизма; содействия законными способами и средствами государственным органам в обеспечении национальной безопасности, достижении общественного согласия и стабильности.

На субъектов обеспечения экономической безопасности возлагаются задачи по реализации основных функций системы обеспечения экономической безопасности: разработка и своевременная корректировка индикаторов (показателей) состояния экономической безопасности, критериев эффективности деятельности субъектов ее обеспечения; организацию и проведение мониторинга, анализа и оценки состояния экономической безопасности; прогнозирование, своевременное выявление возрастания уровня опасности, оценка внутренних и внешних рисков, вызовов и угроз

экономической безопасности; разработка и практическая реализация комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации рисков, вызовов и угроз экономической безопасности, недопущению нанесения ущерба экономическим интересам и развитию Республики Беларусь; управление имеющимися силами и средствами, поддержание их в постоянной готовности на основе организационного, кадрового, финансового, материального, технического, информационного и иного ресурсного обеспечения и др. С учетом реализуемых функций, в основу организации работы субъектов системы обеспечения экономической безопасности государства, представляется необходимо положить метод моделирования.

Таким образом, следует подчеркнуть, что основную роль в системе обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь играют субъекты. Каждый на своем уровне, в рамках установленных законом полномочий, они реализуют государственную политику в сфере обеспечения экономической безопасности.

Литература

1. Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности МВД России: монография. — Москва: ВНИИ МВД России, 2007. — 258 с.

2. «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 г. № 575 (ред. от 30.12.2011 г.).

References

1. Kardashova I.B. National security of the MIA of Russia: monograph. — Moscow: All-Union Reserch Institute of the MIA of Russia, 2007. — 258 p.

2. «On approval of the National Security Concept of the Republic of Belarus" Decree of the President of the Republic of Belarus dated 09.11.2010 N 575 (as amended on 30.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.