субъекты обеспечения экономической безопасности
АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ САЧЕК,
кандидат юридических наук, доцент, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: sachek_a@ tut.by
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются методологические основы экономической безопасности, определяются объекты экономической безопасности и объекты системы обеспечения экономической безопасности. Приводится перечень субъектов обеспечения экономической безопасности, рассматриваются их полномочия.
Ключевые слова: экономическая безопасность, криминогенные угрозы экономической безопасности, объект экономической безопасности, субъект экономической безопасность.
Annotation. Considered the methodological foundations of economic security, defined economic security objects and objects of economic security. A list of subjects of economic security, their powers are considered.
Keywords: economic security, threats criminogenic economic security to economic security, the subject of economic security.
В настоящее время экономические и правовые науки значительное внимание обращают на проблему обеспечения экономической безопасности. Сложность обеспечения экономической безопасности заключается в широте рассматриваемого понятия и многообразии угроз экономической сфере. Как правило, большинство ученых говорят об экономической безопасности с точки зрения экономики, либо управленческой функции государства.
Мы считаем, что понятие экономической безопасности должно включать всесторонний анализ угроз экономической безопасности не только в сфере экономики, но и социальной, политической, противодействия преступности и др. Особое внимание представляется необходимым уделить понятию системы обеспечения экономической безопасности, как совокупности мер по выявлению и противодействию угрозам, реализуемых субъектами безопасности в целях стабильного и эффективного функционирования экономических отношений на всех уровнях. Сложность данного подхода заключается в необходимости разработки и учета значительного количества индикаторов (например, криминогенное состояние), которые оказывают не только прямое, но и опосредованное влияние на экономическую безопасность.
В рамках нашего исследования мы предпримем попытку рассмотреть одну из групп угроз экономической безопасности — криминогенные угрозы.
Масштабность проблемы разработки эффективной системы противодействия криминогенным угрозам экономической безопасности, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни, нивелирование влияния на экономику, предопределяют необходимость определения единых концептуальных подходов к экономической безопасности межгосударственных образований, государства, субъекта хозяйствования и личности. Назрела необходимость создания единой криминологической модели обеспечения экономической безопасности на всех уровнях. Определение единых концептуальных подходов в криминологическом моделировании системы обеспечения экономической безопасности представляется невозможным, без четкого определения понятий объекта, и субъекта обеспечения экономической безопасности. По мнению Кардашовой И.Б. между объектами и субъектами существует принципиальная разница по: характеру и виду общественных отношений; характеру, видам и технологиям деятельности, так как для каждого вида деятельности необходимы определенные знания, про-
фессиональная подготовка; социальным ролям, которые представляют собой сочетание индивидуального и общественного. Также она обращает внимание на то, что с точки зрения государственного управления объекты пользуются приоритетом перед субъектами, так как воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий является первичным и главным для жизнедеятельности людей [1; С.49]. Применительно к нашему исследованию представляется необходимым разграничивать два связанных между собой понятия: объект экономической безопасности и объект обеспечения экономической безопасности. В качестве объекта экономической безопасности следует рассматривать общественные отношения, формирующиеся в процессе реализации интересов личности, общества и государства в рамках экономических отношений. Таким образом, обращает на себя внимание, что в качестве объекта экономической безопасности не рассматривается экономическая система государства. Это обусловлено тем, что не все отношения, по реализации интересов субъектов, регулируются и учитываются государством. Хотя не учтенные и неурегулированные отношения экономисты традиционно, наряду с противоправными проявлениями, относят к «теневой экономике», однако оказание взаимных услуг в бытовой сфере, ведение личного подсобного хозяйства и другие правомерные действия положительно сказываются на реализации жизненно важных интересов граждан. В то же время в качестве объекта обеспечения экономической безопасности будут выступать участники экономических отношений и непосредственно элементы экономической системы.
Субъекты и объекты взаимно определяют друг друга, а различия между ними возникают в процессе правоотношений, связанных с обеспечением экономической безопасности. Обращает на себя внимание, что ст. 45 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь утвержденной Указом Президента №575 от 9 ноября 2010 года (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30.12.2011 N 621) (далее Концепции) обеспечение национальной безопасности определяется, как деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности по защите личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, реализации национальных интересов, созданию необходимых условий для устойчивого развития Республики Беларусь [2]. Концепция также закрепляет перечень субъект обеспечения национальной (включая экономическую) безопасность. Субъектами обе-
спечения национальной безопасности являются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждане.
Обращает на себя внимание, что законодатель достаточно четко регламентирование участие всех субъектов в обеспечении экономической безопасности в зависимости от их правового статуса. Основным субъектом обеспечения экономической безопасности является государство. Высшие государственные органы определяют основные направления деятельности всех органов государственной власти и управления в рассматриваемой области, формируют или преобразуют органы обеспечения экономической безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью, выделяют соответствующие силы и средства. Так, общее руководство всей системой обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь осуществляет Президент путем реализации своих полномочий в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь. В свою очередь Совет Безопасности Республики Беларусь рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Республики Беларусь, затрагивающие интересы экономической безопасности, принимает по ним решения, в том числе определяет государственные органы, ответственные за обеспечение экономической безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, и пороговые значения индикаторов (показателей) состояния экономической безопасности, организует эффективное функционирование системы обеспечения экономической безопасности. Разработка конкретных мер по обеспечению экономической безопасности, организация и контроль за их реализацией возлагается, в пределах установленных законом полномочий, на Совет Министров Республики Беларусь. Реализация мер, направленных на решение задач обеспечения экономической безопасности, поддержание в состоянии готовности к применению имеющихся сил и средств возлагается на иные государственные органы, а также органы местного управления и самоуправления. Принятие законов в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, входит в компетенцию Национального собрания, а правом осуществления правосудия в сфере экономической безопасности наделены суды.
Особое место среди субъектов обеспечения экономической безопасности занимают граждане. Анализ
144
Вестник Московского университета МВД России
№ 11 / 2014
действующего в Республике Беларусь законодательства, позволяет говорить о различных формах участия граждан в обеспечении экономической безопасности. Первой формой, является реализация прав и обязанностей, проявляющаяся в исполнении долга по защите Республики Беларусь, путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные органы и органы местного самоуправления. Вторая форма — деятельное, непосредственное участие в обеспечении экономической безопасности осуществляется путем: информирования государственных органов о наличии (возникновении) источников и факторов, создающих угрозы экономической безопасности; непосредственной защиты законными способами и средствами прав и свобод граждан, интересов общества; разработки и внесения в государственные органы предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в различных сферах обеспечения экономической безопасности; участия в формировании общественного мнения по вопросам обеспечения экономической безопасности; повышения политической культуры и ответственности граждан, гражданского самосознания, воспитания патриотизма; содействия законными способами и средствами государственным органам в обеспечении национальной безопасности, достижении общественного согласия и стабильности.
На субъектов обеспечения экономической безопасности возлагаются задачи по реализации основных функций системы обеспечения экономической безопасности: разработка и своевременная корректировка индикаторов (показателей) состояния экономической безопасности, критериев эффективности деятельности субъектов ее обеспечения; организацию и проведение мониторинга, анализа и оценки состояния экономической безопасности; прогнозирование, своевременное выявление возрастания уровня опасности, оценка внутренних и внешних рисков, вызовов и угроз
экономической безопасности; разработка и практическая реализация комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации рисков, вызовов и угроз экономической безопасности, недопущению нанесения ущерба экономическим интересам и развитию Республики Беларусь; управление имеющимися силами и средствами, поддержание их в постоянной готовности на основе организационного, кадрового, финансового, материального, технического, информационного и иного ресурсного обеспечения и др. С учетом реализуемых функций, в основу организации работы субъектов системы обеспечения экономической безопасности государства, представляется необходимо положить метод моделирования.
Таким образом, следует подчеркнуть, что основную роль в системе обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь играют субъекты. Каждый на своем уровне, в рамках установленных законом полномочий, они реализуют государственную политику в сфере обеспечения экономической безопасности.
Литература
1. Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности МВД России: монография. — Москва: ВНИИ МВД России, 2007. — 258 с.
2. «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 г. № 575 (ред. от 30.12.2011 г.).
References
1. Kardashova I.B. National security of the MIA of Russia: monograph. — Moscow: All-Union Reserch Institute of the MIA of Russia, 2007. — 258 p.
2. «On approval of the National Security Concept of the Republic of Belarus" Decree of the President of the Republic of Belarus dated 09.11.2010 N 575 (as amended on 30.12.2011).