Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДНР И ЛНР'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДНР И ЛНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ДОКТРИНА «РУССКИЙ ДОНБАСС»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голикова Ольга Александровна

В статье рассматривается вопрос создания и развития системы образования на территории Донбасса. Исследуются правые акты, лежащие в основе системы образования, выделяются наиболее сложные проблемы и этапы развития образования в регионе. Проведенный анализ показал, что право на образования является конституционным правом на территории самопровозглашенных республик, с целью его реализации были приняты в 2015 г. и 2016 г. законы об образовании, разработанные по аналогии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. Отмечается, что в развитии ДНР и ЛНР с момента их создания в 2014 г. и до нынешнего времени с каждым годом все отчетливее проявляется тенденция ориентирования на российское государство, что непосредственно отражено в Доктрине «Русский Донбасс». Эта идеологическая основа оказывает всестороннее влияние на проводимую политику республик, в том числе и в области образования. Идет стремление к созданию единого правового пространства в сфере образования с целью обеспечения его непрерывности и доступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голикова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR THE FORMATION OF THE EDUCATION SYSTEM ON THE TERRITORY OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC AND LUGANSK PEOPLE’S REPUBLIC

The article considers the issue of creating and developing an education system in the territory of Donbass. The main right-wing acts underlying the education system are investigated, the most complex problems of education development in the region and stages of education development are distinguished. The conducted legal analysis showed that the right to education is a constitutional right on the territory of the self-proclaimed republics; for the purpose of its implementation, laws on education were adopted in 2015 and 2016, developed by analogy with the law on education of the Russian Federation 2012. In the development of the DPR and LPR from the moment of their creation in 2014 to the present time, every year the tendency to focus on the Russian state is more clearly manifested, which is directly reflected in the Russian Donbass Doctrine. This ideological basis has a comprehensive impact on the policies of the republics, including in the field of education. There is a desire to create a single legal space in the field of education,

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДНР И ЛНР»

УДК 341.1/8

О. А. Голикова

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДНР И ЛНР

В статье рассматривается вопрос создания и развития системы образования на территории Донбасса. Исследуются правые акты, лежащие в основе системы образования, выделяются наиболее сложные проблемы и этапы развития образования в регионе.

Проведенный анализ показал, что право на образования является конституционным правом на территории самопровозглашенных республик, с целью его реализации были приняты в 2015 г. и 2016 г. законы об образовании, разработанные по аналогии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.

Отмечается, что в развитии ДНР и ЛНР с момента их создания в 2014 г. и до нынешнего времени с каждым годом все отчетливее проявляется тенденция ориентирования на российское государство, что непосредственно отражено в Доктрине «Русский Донбасс». Эта идеологическая основа оказывает всестороннее влияние на проводимую политику республик, в том числе и в области образования. Идет стремление к созданию единого правового пространства в сфере образования с целью обеспечения его непрерывности и доступности.

Ключевые слова: система образования; Донецкая Народная Республика; Луганская Народная Республика; доктрина «Русский Донбасс».

Для цитирования: Голикова О. А. Правовые основы формирования системы образования на территории ДНР и ЛНР // Теория и практика социогумани-тарных наук. 2022. № 2 (18). С. 88-95.

© Голикова О. А., 2022 © воНкоуа О. А., 2022

O. A. Golikova

LEGAL BASIS FOR THE FORMATION OF THE EDUCATION SYSTEM ON THE TERRITORY OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC AND LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article considers the issue of creating and developing an education system in the territory of Donbass. The main right-wing acts underlying the education system are investigated, the most complex problems of education development in the region and stages of education development are distinguished.

The conducted legal analysis showed that the right to education is a constitutional right on the territory of the self-proclaimed republics; for the purpose of its implementation, laws on education were adopted in 2015 and 2016, developed by analogy with the law on education of the Russian Federation 2012.

In the development of the DPR and LPR from the moment of their creation in 2014 to the present time, every year the tendency to focus on the Russian state is more clearly manifested, which is directly reflected in the Russian Donbass Doctrine. This ideological basis has a comprehensive impact on the policies of the republics, including in the field of education. There is a desire to create a single legal space in the field of education,

Keywords: education system, Donetsk People's Republic, Lugansk People's Republic, Russian Donbass doctrine.

For citation: Golikova O. A. Legal basis for the formation of the education system on the territory of the Donetsk People's Republic and Lugansk People's Repu b-lic. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 2 (18), p. 88-95.

Образование является одним из при- занности в отношении своих граждан.

оритетных направлений политики каждо- Проблемы, как правило, связаны с созда-

го государства, это фундамент, на кото- нием и реализацией четкой системы, по-

ром строится вся его система. Обязан- строенной на ряде принципов, среди ко-

ность государства в сфере образования торых можно назвать преемственность

заключается в том, чтобы создать макси- между звеньями, непрерывность, доступ-

мально доступные и комфортные условия ность. Одной из современных тенденций

для граждан в сфере предоставления об- развития образования стала его глобали-

разовательных услуг и обеспечить страну зация, международное сотрудничество,

необходимыми высококвалифицирован- которое выражается в возможности об-

ными кадрами. Как правило, государство мена опытом, сотрудниками, совместном

осознает важность данного вопроса и ведении научных проектов, принятии

старается максимально реализовать обя- участия в международных форумах, сим-

позиумах, конференциях и др., и реализация указанных направлений является неотъемлемым фактором прогрессивного развития системы в целом и не допускает ее стагнации.

Каждое государство самостоятельно выбирает маршрутную карту в сфере проведения собственной образовательной политики. Самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики с 2014 г. находятся в сложном положении, ее построения, так как им приходится создавать собственную систему образования, отличную от существовавшего украинского варианта, находясь в состоянии внешнеполитической изоляции.

Вопросами развития самопровозглашенных и не признанных большинством государств мира республик интересуются ряд экспертов, рассматривающих различные аспекты их деятельности, однако системе образования не уделено внимания. Целью данной работы является проведение правового анализа основных нормативных актов, обеспечивающих реализацию образования, определение основных проблем и факторов, влияющих на становление и развитие системы образования в ДНР и ЛНР. Также выделяются условные этапы развития образования: первый этап — с весны 2014 г. по январь 2021 г., второй этап — с января 2021 г. по настоящее время. В основе выделения этапов лежит поиск выбора концепции развития и определения направления движения.

Первый этап условно можно назвать этапом становления. В этот период шел процесс поиска ориентира, выбор модели и стратегии, создания долгосрочных планов. Сложность и трудность заключались

в том, что республики были вынуждены рассчитывать только на свои силы, непрерывно сталкиваясь с возможностью угрозы нападения. Главным фактором стал отказ от прежней модели, ориентированной на Украину и слом устоявшегося порядка. В это время были заложены правовые основы развития региона — приняты Конституции ДНР и ЛНР и законы об образовании, созданы необходимые механизмы по реализации государственной политики в сфере образования.

Обе республики провозгласили право на образование в качестве конституционного права граждан, что закреплено в ст. 36 Конституции ЛНР [7] и в ст. 26 Конституции ДНР [6]. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Определяются права каждого на конкурсной основе бесплатно получить первое высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование объявляется обязательным, а на родителей либо лиц, их заменяющих, возлагается обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования.

Правовой основой помимо Конституции ДНР является закон об образовании, принятый Народным советом республики 19 июня 2015 г. на основании постановления № 1-233П-НС [5]. 30 сентября 2016 г. Народный совет ЛНР на основании постановления № 584 принял Закон об образовании [4]. Оба закона в качестве модели развития ориентируются

на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Законы предусматривают государственные гарантии реализации права на образование, которые сформулированы в рамках концепции непрерывного образования, что означает возможность его получения на различных уровнях в течение всей жизни. Для реализации концепции предусматривается создание необходимых условий, таких как: организация инклюзивного образования, оказание содействия лицам, имеющим выдающиеся способности, осуществление полного или частичного финансирования лиц, нуждающихся в материальной поддержке, и др.

Устанавливаются уровни общего и профессионального образования. Общее образование включает в себя четыре уровня: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Профессиональное образование состоит из двух уровней: среднего и высшего профессионального. Высшее профессиональное образование реализуется в форме бакалавриата, специалитета, магистратуры. Дополнительное образование предусматривает дополнительное обучение детей и взрослых, а также подготовку кадров высшей научно-педагогической и научной квалификации (аспирантура, докторантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка).

Одним из направлений развития определяется создание благоприятных условий для интеграции системы образования с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Данное направление весьма важно для региона, но, находясь в

состоянии практически полной изоляции, крайне сложно реализуемо. На сегодняшний день только Южная Осетия, признавшая ДНР и ЛНР, заключила с ними меморандумы о сотрудничестве. В качестве самостоятельных государств республики признаны ей в июне 2014 г., а в ноябре 2016 г. министерства образования и науки ДНР и Южной Осетии подписали меморандум, целями которого является сотрудничество в развитии образования и науки, координация деятельности и повышение эффективности использования образовательного, научного и инновационного потенциала, подготовка кадров для высшей квалификации, работа над совместными научными и инновационными проектами. В качестве механизма контроля создан Координационный совет. В феврале 2019 г. были достигнуты соглашения о межпарламентском сотрудничестве между ЛНР и Южной Осетией [9].

Ведется активная работа по интеграции национального образования в мировое образовательное пространство посредством установления и развития связей с ведущими учебными заведениями Российской Федерации, участия в международных проектах и программах, развития академической мобильности. Однако, по мнению Е. В. Балко и Я. А. Поляковой, указанные меры носят несистемный характер, модернизация образования проводится без глубокого концептуально-философского, социально-экономического и психолого-педагогического анализа, что не позволяет сформировать научную основу процесса [1, с. 19]. Указанная позиция вполне правомерна, поскольку на этапе

своего становления ДНР была вынуждена заново выстраивать систему образования, что требовало времени и ресурсов.

Важной проблемой реформирования стало повышение качества образования, в первую очередь это касается высшего образования. Одним из ключевых аспектов для региона являлось и является реформирование высшей школы и обеспечение ее высококвалифицированными специалистами, в первую очередь речь идет о педагогическом и научном потенциале. После выбора курса на самоопределение и независимость республик многие представители высшей школы выразили несогласие и покинули регион, что естественным образом привело к «кадровому голоду». Изменившаяся социокультурная ситуация в обществе и появление новых целевых ориентиров сделали крайне важным создание четкой системы педагогического образования, обновление содержания подготовки педагогических кадров, усиление практико-ориентированной преемственности. Прежняя система, по мнению министра науки ЛНР А. Ю. Лустенко, показала свою неэффективность в силу того, что полностью была ориентирована на интересы Украины без учета собственных интересов. Вузы ЛНР рассматривались в качестве «сырьевого придатка центра» и полностью не соответствовали интересам региона. Это выражалось в существовании не востребованных рынком специалистов, функционированием дублирующих друг друга вузов, что привело к их обезличиванию и др. Все это стало основанием для проведения широкомасштабной реформы образования.

В качестве модели и ориентира была выбрана Российская Федерация, которая оказывала поддержку каждой из республик. Принятые законы об образовании имеют ряд схожих элементов и в целом созданы для формирования единого образовательного пространства между государствами. Как видится, итогом развития должна стать возможность обеспечения преемственности между звеньями образовательного процесса на всех его этапах между российской стороной и республиками региона. С этой целью уже с 2019 г. учебного года идет процесс проведения итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме ЕГЭ, о чем был подписан в ноябре 2018 г. совместный приказ между ДНР и Российской Федерацией (совместный приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования от 07.11.2018 №190/1512).

Усиление тенденции ориентирования на российский вариант нашло свое отражение в Концепции внешней политики ДНР, принятой 1 марта 2019 г., в которой закрепляется курс на гармонизацию республиканского и российского законодательства [8, с. 127]. В рамках реализации этой программы в качестве основного языка в республике установлен русский, аналогичные действия были проведены и в ЛНР, что непосредственным образом отразилось и на системе образования. Так, например, уже в прошлом 2020-2021 учебном году в ЛНР преподавание во всех образовательных учреждениях было переведено только на русский язык, остальные языки стали возможны в качестве факультативных.

Началом второго этапа развития региона можно считать принятие и реализацию Доктрины «Русский Донбасс». Она была утверждена 28 января 2021 г. и стала важным элементом развития республик. В Доктрине утверждается, что Донецкая и Луганская народные республики являются русскими национальными государствами. Подобная позиция означает формирование идеи единого культурного пространства и развития системы образования в регионе в рамках правового пространства Российско Федерации. 3 февраля 2022 г. прошел форум с участием представителей ЛНР, ДНР и Российской Федерации по вопросу перспектив внедрения идей Доктрины «Русский Донбасс» в образовательный процесс Донбасса. По итогам брифинга министр образования и науки ЛНР отметил, что это важный шаг, касающийся не только вопросов образования, но также и воспитания [2].

С 2021 г. интеграционные процессы между республиками и Российской Федерацией идут более быстрыми темпами. Создание единого правового пространства в сфере образования включает унификацию звеньев всей образовательной системы в целом. На уровне республик выстраивается единая с Россией вертикаль образования, позволяющая обеспечить преемственность между общеобразовательной школой и вузом, что выражается в проведение итоговых школьных экзаменов в форме ЕГЭ, введенной с 2018 г., и действительность сертификатов при поступлении в вузы Российской Федерации.

С весны 2022 г. взаимодействие развивается в режиме интенсивного сотруд-

ничества, вызванного осложнившейся внешнеполитической обстановкой. Российская сторона, осознавая важность образовательного процесса, а вместе с тем и сложность положения, в котором находятся республики, в марте 2022 г. приняла ряд правовых актов с целью оказания помощи ДНР и ЛНР в создании и реализации единого образовательного пространства, обеспечения непрерывности процесса обучения. На основании постановления Правительства от 31.03.2022 и от 21.03.2022, а также методических рекомендаций Министерства народного просвещения от 17.03.2022 устанавливается четкая линия сотрудничества, в рамках которой Российская Федерация обеспечивает преемственность на уровне основного общего, среднего общего и профессионального образования. Обучающиеся из ДНР, ЛНР и Украины могут пройти государственную итоговую аттестацию в образовательных учреждениях Российской Федерации, продолжить свое обучение, поступив в российские вузы по упрощенной системе, например, без сдачи экзаменов, только пройдя собеседование. О формате дальнейшего взаимодействия можно судить исходя из того направления развития, которое предельно четко сформулировано в Доктрине «Русский Донбасс», изложенной ДНР и ЛНР и одобренной российской стороной [3]. Ирредентистские цели, изложенные в документе, показывают, насколько Донбассу важно официально стать частью российского государства, частью его правового пространства.

Подводя итого, можно сказать, что основу правовой системы образования на территории ДНР и ЛНР составляют Кон-

ституция, законы об образовании, прика- с Российской Федерацией и заимствова-

зы министерства образования и науки. ния элементов образовательной модели

Созданные республики в силу своего не- развития. Подобный вариант вполне ло-

давнего провозглашения находятся на гичен, закономерен и является весьма вы-

стадии становления и поиска ориентиров годным для региона, поскольку позволит

дальнейшего развития, в качестве основ- использовать накопленный опыт России,

ного из них выбрана Российская Федера- предотвратит возможность допущения

ция. Ключевой проблемой является про- ошибок и просчетов, а российская сторо-

ведение комплексного реформирования с на вполне охотно оказывает помощь в

целью реализации государствами взятых создании доступной образовательной

на себя обязательств, указанных в Кон- среды, особенно в условиях обострив-

ституциях. Одним из основных способов шейся внешнеполитической напряженно-

ее решения выбран путь сотрудничества сти.

Литература

1. Балко, Е. В., Полякова, Я. В. К вопросу формирования концепции непрерывного педагогического образования в условиях модернизации системы образования в Донецкой народной республике // Вестник педагогического института. — 2017. — № 1.

2. Доктрина «Русский Донбасс» должна стать частью образовательного пространства. — URL: https://sovminlnr.ru/novosti/23545-doktrina-russkiy-donbass-dolzhna-stat-chastyu-obrazovatelnogo-prostranstva.html? (дата обращения: 22.04.2022).

3. Доктрина «Русский Донбасс». — URL: https://docs.yandex.ru/docs/view7url = ya-disk %3A %2F %2F %2Fdisk %2F %D0 %97 %D0 %B0 %D0 %B3 %D1 %80 %D1 %8 3 %D0 %B7 %D0 %BA %D0 %B8 %2FDoktrina_Russkii-

_Donbass.pdf&name = Doktrina_Russkii-_Donbass.pdf&uid = 48717487&nosw = 1 (дата обращения: 22.04.2022).

4. Закон об образовании ЛНР. — URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/3606/ (дата обращения: 22.04.2022).

5. Закон об образовании. — URL: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii (дата обращения: 22.04.2022).

6. Конституция Донецкой Народной Республики. — URL: http://mondnr.ru/dokumenty/konstitutsiya/send/35 -constitution/1866-konstitutsiya-donetskoj-narodnoj-respubliki (дата обращения: 22.04.2022).

7. Конституция ЛНР. — URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/konstitutsiya/ (дата обращения: 22.04.2022).

8. Руденко, М. В., Онопко, О. В. Доктрина «Русский Донбасс»: идейно-теоретические основы и политическое значение // Вопросы национализма. — 2021. — № 1 (33).

9. Соглашение между Народным Советом Луганской Народной Республики и парламентом республики Южная Осетия о сотрудничестве. — URL: https://nslnr.su/international/9565 (дата обращения: 22.04.2022).

Сведения об авторе

Ольга Александровна Голикова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнек, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук. E-mail: momsi@yandex.ru

Information about the author

Olga A. Golikova: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznek, Russia), senior lecturer of the Chair of State and Legal Disciplines, candidate of historical sciences. E-mail: momsi@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.