Научная статья на тему 'Перспективы развития народных республик Донбасса в качестве самостоятельных субъектов международной политики'

Перспективы развития народных республик Донбасса в качестве самостоятельных субъектов международной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3521
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / УКРАИНА / ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ / POLITICAL CRISIS / UKRAINE / DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC / LUGANSK PEOPLE’S REPUBLIC / SEPARATE SUBJECT OF INTERNATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Узнародов Игорь Миронович, Узнародов Дмитрий Игоревич

Рассматриваются возможные сценарии развития народных республик Донбасса в случае их превращения в самостоятельные субъекты международной политики. Выделяются три гипотетических сценария: «абхазский», «крымский» и «боснийский». «Абхазский» предполагает трансформацию ДНР и ЛНР в де-факто независимые, но частично признанные государства, а важнейшим условием его реализации является сохранение войсками народных республик контроля над своими территориями как минимум в течение ближайших пяти лет. «Крымский» сценарий в ДНР и ЛНР может быть воплощен при условии еще большей дестабилизации политической обстановки на Украине и возникновении новых очагов напряженности в различных частях страны, в результате чего власти Украины могут полностью потерять контроль над территорией Донбасса. Что касается «боснийского» сценария, то его реализация возможна в том случае, если произойдет повторная эскалация вооруженного конфликта на Донбассе и потребуется принятие нового соглашения по урегулированию конфликта. В этом случае урегулирование конфликта на юго-востоке Украины может пойти по тому пути, согласно которому в свое время происходило разрешение политического кризиса в Боснии и Герцеговине в первой половине 90-х гг. прошлого века. Наиболее вероятным сценарием развития ДНР и ЛНР как самостоятельных субъектов политики является «абхазский», а наименее реалистичным «крымский».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PEOPLE’S REPUBLICS OF DONBASS AS INDEPENDENT SUBJECTS OF INTERNATIONAL POLITICS

The purpose of this article is to consider possible scenarios of development of people’s republics of Donbass as independent subjects of international politics. The authors distinguish three hypothetical scenarios: “Abkhazian”, “Crimean” and “Bosnian”. “Abkhazian” scenario implies the transformation of DPR and LPR to de facto independent, but partially recognized states, and the most important condition of its implementation is the retention of control by armed forces of people’s republics over its territories at least over next five years. “Crimean” scenario in DPR and LPR can be implemented under the condition of more strong destabilization of the political situation in Ukraine and emergence of new hotbeds of tension in various parts of country, with the result that Ukrainian authorities can completely lose control over the territory of Donbass. As for “Bosnian” scenario, its realization is possible in case of re-escalation of military conflict in Donbass and the need of new agreement on the conflict regulation. In this case, the resolution of the conflict in the southeast of Ukraine can go on that way, according to which in its time occurred the resolution of the political crisis in Bosnia and Herzegovina in the first half of 1990s. Authors conclude that the most possible scenario for the development of DPR and LPR as separate political subjects is “Abkhazian” scenario, and the least realistic “Crimean” scenario.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития народных республик Донбасса в качестве самостоятельных субъектов международной политики»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ГЕОПОЛИТИКА РОССИИ HISTORY AND MODERN GEOPOLITICS OF RUSSIA

УДК 327 DOI 10.23683/0321-3056-2018-3-96-103

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ РЕСПУБЛИК ДОНБАССА В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ1

© 2018 г. И.М. Узнародов a, Д.И. Узнародов b

a Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

Ростов-на-Дону, Россия, bЮжный научный центр Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PEOPLE'S REPUBLICS OF DONBASS AS INDEPENDENT SUBJECTS OF INTERNATIONAL POLITICS

I.M. Uznarodov a, D.I. Uznarodov b

a Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia, b Southern Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia

Узнародов Игорь Миронович -доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики, политики и глобализации, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

ул. Большая Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону,

344002, Россия.

E-mail: iguz2010@yandex.ru

Узнародов Дмитрий Игоревич -

кандидат политических наук, научный сотрудник,

лаборатория казачества,

Южный научный центр Российской академии наук, пр. Чехова, 41, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. E-mail: uzn-dmitrij@yandex.ru

Igor M. Uznarodov -

Doctor of History, Professor,

Head of the Department of World Economics,

Politics and Globalization,

Rostov State University

of Economics,

Bolshaya Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don,

344002, Russia.

E-mail: iguz2010@yandex.ru

Dmitry I. Uznarodov -

Candidate of Political Sciences, Researcher,

Laboratory of Studying of Cossacks,

Southern Scientific Center, Russian Academy of Sciences,

Chekhova Ave, 41, Rostov-on-Don, 344006, Russia.

E-mail: uzn-dmitrij@yandex.ru

Рассматриваются возможные сценарии развития народных республик Донбасса в случае их превращения в самостоятельные субъекты международной политики. Выделяются три гипотетических сценария: «абхазский», «крымский» и «боснийский». «Абхазский» предполагает трансформацию ДНР и ЛНР в де-факто независимые, но частично признанные государства, а важнейшим условием его реализации является сохранение войсками народных республик контроля над своими территориями как минимум в течение ближайших пяти лет. «Крымский» сценарий в ДНР и ЛНР может быть воплощен при условии еще большей дестабилизации политической обстановки на Украине и возникновении новых очагов напряженности в различных частях страны, в результате чего власти Украины могут полностью потерять контроль над территорией Донбасса. Что касается «боснийского» сценария, то его реализация возможна в том случае, если произойдет повторная эскалация вооруженного конфликта на Донбассе и потребуется принятие нового соглашения по урегулированию конфликта. В этом случае урегулирование конфликта на юго-востоке Украины может пойти по тому пути, согласно которому в свое время происходило разрешение политического кризиса в Боснии и Герцеговине в первой половине 90-х гг. прошлого века. Наиболее

1 Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания ЮНЦ РАН на 2018 г., № государственной регистрации проекта 01201354248.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

вероятным сценарием развития ДНР и ЛНР как самостоятельных субъектов политики является «абхазский», а наименее реалистичным - «крымский».

Ключевые слова: политический кризис, Украина, Донецкая народная республика, Луганская народная республика, субъект международной политики.

The purpose of this article is to consider possible scenarios of development ofpeople's republics of Donbass as independent subjects of international politics. The authors distinguish three hypothetical scenarios: "Abkhazian", "Crimean " and "Bosnian ". "Abkhazian " scenario implies the transformation of DPR and LPR to de facto independent, but partially recognized states, and the most important condition of its implementation is the retention of control by armed forces ofpeople's republics over its territories at least over next five years. "Crimean " scenario in DPR and LPR can be implemented under the condition of more strong destabilization of the political situation in Ukraine and emergence of new hotbeds of tension in various parts of country, with the result that Ukrainian authorities can completely lose control over the territory of Donbass. As for "Bosnian " scenario, its realization is possible in case of re-escalation of military conflict in Donbass and the need of new agreement on the conflict regulation. In this case, the resolution of the conflict in the southeast of Ukraine can go on that way, according to which in its time occurred the resolution of the political crisis in Bosnia and Herzegovina in the first half of 1990s. Authors conclude that the most possible scenario for the development of DPR and LPR as separate political subjects is "Abkhazian" scenario, and the least realistic - "Crimean" scenario.

Keywords: political crisis, Ukraine, Donetsk people's republic, Lugansk people's republic, separate subject of international policy.

Современный конфликт на юго-востоке Украины начался как реакция на события конца 2013 - первой половины 2014 г. В результате массовой многомесячной акции протеста в центре Киева в ответ на приостановку правительством Украины подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с Европейским Союзом лишился своего поста законно избранный президент Виктор Янукович. Украинский социум в очередной раз фактически раскололся надвое.

В.И. Мироненко основными причинами украинского кризиса называет ранее нерешённые проблемы становления экономики, гражданского общества, политической нации и национального государства, отношений со странами-соседями и в первую очередь с Российской Федерацией [1].

Наиболее острая реакция населения на события «Евромайдана» наблюдалась в Автономной Республике Крым. Происходившие в Киеве события побудили власти полуострова провести референдум о присоединении к Российской Федерации, положительный результат которого был успешно воплощен в жизнь в марте 2014 г.

На территории Донецкой и Луганской областей также проходили многочисленные акции против нового украинского руководства - население отказывалось признавать его легитимность. В рамках выступления против замены действовавших губернаторов был запущен процесс по формированию параллельной системы органов власти, результатом которого стало создание Донецкой и Луганской народных республик [2, с. 76]. С тех пор обе народные рес-

публики, включившие часть земель Донецкой и Луганской областей, развиваются как самостоятельные политические субъекты, о чем свидетельствует создание собственных, неподконтрольных Киеву институтов государственной власти.

В апреле 2014 г. на юго-востоке Украины начались боевые действия, в которых участвовали с одной стороны вооружённые силы Украины вместе с добровольческими военизированными формированиями, а с другой - формирования ДНР и ЛНР. В целях прекращения кровопролития 5 сентября того же года в Минске был подписан так называемый «Минский протокол», направленный на мирное урегулирование конфликта. 12 февраля 2015 г. его дополнили новыми договорённостями, выработанными в ходе переговоров между Президентом России В. Путиным, Президентом Франции Ф. Олландом, главой правительства Германии А. Меркель и украинским президентом П. Порошенко.

В соответствии с Минскими соглашениями помимо прекращения огня и обмена пленными предполагалось проведение конституционной реформы на Украине с целью закрепления особого статуса за отдельными районами Донецкой и Луганской областей [3]. Таким образом, соглашения не предусматривали превращения ДНР и ЛНР в субъекты международных отношений, а рассматривали их в качестве субъектов внутриукраинского переговорного процесса. Данный документ получил поддержку Совета безопасности ООН и стал базовым для всех дальнейших мирных переговоров по Донбассу.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

Завершить урегулирование конфликта планировалось до конца 2015 г. Однако с момента подписания до сих пор ни один из 13 пунктов соглашений не был полностью реализован. Похоже, что отказ руководства Украины начать диалог с провозглашёнными республиками Донбасса, может привести к длительному замораживанию конфликта. В этих условиях всё более вероятным становится то, что ДНР и ЛНР попробуют действовать как самостоятельные субъекты международной политики.

Цель данной статьи - рассмотреть возможные сценарии развития событий в данном направлении.

Одним из возможных путей развития республик Донбасса в качестве субъектов международной политики является «абхазский» сценарий. Для ДНР и ЛНР он предполагает трансформацию в де-факто независимые, но частично признанные государства. Важнейшим условием его реализации является сохранение войсками народных республик контроля над своими тер-риториями1 как минимум в течение ближайших пяти лет. В этом случае появится шанс, что в ближайшие 10-15 лет независимость народных республик Донбасса будет признана какими-либо государствами-членами ООН, а также различными частично признанными государствами. На данный момент независимость ДНР и ЛНР признало только одно частично признанное государство - Южная Осетия.

В настоящее время укрепить международные позиции властей ДНР и ЛНР может дестабилизация политической ситуации на Украине, на что способны повлиять такие факторы, как дальнейшее развитие полномасштабного экономического кризиса, а также рост протестных настроений в других регионах, в частности, на западе страны, что в свою очередь может повторно погрузить Украину в пучину политического хаоса, результатом которого станет полная потеря Киевом контроля над территорией Донбасса.

Способствовать активизации протестных настроений в западных регионах страны может актуализация вопросов, связанных с территориальными претензиями к Украине соседних государств - Венгрии и Румынии, что в свою очередь может поставить под угрозу существование Украины в рамках нынешних границ. Одной из

1 Территории Донецкой и Луганской областей с особым порядком местного самоуправления, или Отдельные районы Донецкой и Луганской областей.

причин актуализации данных вопросов может стать националистическая и дискриминационная политика действующей украинской власти по отношению к представителям этнических меньшинств.

В настоящее время в Закарпатской области проживает более 150 тыс. венгров, что составляет примерно 12 % от общего числа населения региона. Данные цифры не являются достаточно точными, поскольку они основываются на результатах первой и пока единственной переписи населения Украины 2001 г. Но поскольку в последующие годы в стране не проводились масштабные исследования «этнического ландшафта», то перепись населения - единственный источник, на основании которого можно составить более или менее объективную картину об этническом составе населения Украины. В ряде районов Закарпатской области доля венгров является довольно значительной. В частности, в Вино-градовском районе они составляют 26,2 %, в Мукачевском - 12,7, в Ужгородском - 33,4, а в Береговском и вовсе являются большинством -76,1 % [4].

Немаловажным фактором является и то, что большинство украинских венгров имеют двойное гражданство, что обусловлено прежде всего активизацией ирредентистского курса во внешней политике Венгрии за последние пять лет. В течение этого периода был принят обновленный вариант конституции страны, а также ряд законов, направленных на создание упрощенного порядка предоставления гражданства для соотечественников, проживающих в других государствах [5; 6, с. 108]. В частности, в новом варианте венгерской конституции подчеркивается следующее: «Руководствуясь идеалом объединенной венгерской нации, Венгрия должна нести ответственность за судьбу венгров, проживающих вне ее границ, должна способствовать их выживанию и развитию...» [7]. Является любопытным также тот факт, что начиная с 2012 г. около 100 тысяч жителей Закарпатья уже получили венгерское гражданство по новым процедурам [8].

Обострению «венгерского вопроса» на Украине способствовало принятие в 2017 г. нового закона об образовании. В соответствии с седьмым пунктом закона школьники на Украине лишаются права обучаться на родном языке начиная с пятого класса. На всей территории страны все школьные предметы будут преподаваться исключительно на украинском языке без

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

учета какой-либо региональной специфики. До 2014 г. на Украине действовал иной закон, согласно которому жители регионов, где численность этнических меньшинств составляла не менее 10 % населения, имели возможность получать образование в школах на своем родном языке. По мнению венгерского политолога Г. Штира, в результате принятия нового закона об образовании уровень подготовки выпускников украинских школ может существенно снизиться, в особенности это касается районов с компактным проживанием этнических меньшинств. Как считает Штир, новый закон может привести к тому, что венгерские школьники Закарпатья, где уровень владения украинским языком далек от идеального, просто будут лишены возможности полноценно интегрироваться в учебный процесс.

Принятие нового закона об образовании способствовало в том числе и обострению дипломатических отношений между двумя государствами. Министр иностранных дел Венгрии П. Сийярто в Ужгороде на встрече с руководителями организаций закарпатских венгров и священнослужителями исторических церквей отметил, что Венгрия намерена инициировать пересмотр соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом [9] и призвал объединить усилия Будапешта и Бухареста для защиты интересов своих диаспор. Союз этих государств против Украины действительно может повлиять на решение обозначенной проблемы прежде всего потому, что совокупная численность венгерской и румынской диаспор на Украине составляет почти 300 тысяч человек (более 156 тыс. венгров и более 151 тыс. румын) [10]. Заместитель главы комитета по международным делам парламента Венгрии М. Генгеши также предложил выработать единую политическую линию всем государствам, многочисленные представители диаспор которых проживают на территории Украины. Он подчеркнул, что в настоящее время основная задача Венгрии -«уговаривать соседние страны, в том числе Россию, действовать совместно, выступить с общей декларацией, объединившись, давить на Украину».

Что касается территориальных претензий Румынии, то они преимущественно охватывают районы Одесской и Черновицкой областей Украины. Для Одесской области характерно наличие районов с компактным проживанием молдавского этноса, для Черновицкой - румын-

ского. К районам компактного проживания молдаван можно отнести Ренийский (49 %), Измаильский (27,6 %), Котовский (25,9 %), Сарат-ский (19 %), Ананьевский (18,1 %), Тарутинский (16,5 %) и Килийский (15,8 %) районы [11], а румын - Глыбокский (45,3 %) и Сторожинецкий (36,8 %) районы [12, с. 477]. В настоящее время на территории Украины проживает порядка 100 тысяч румын, имеющих двойное гражданство [5].

Реализация «крымского» сценария в ДНР и ЛНР может произойти в случае еще большей дестабилизации политической обстановки на Украине (этому могут способствовать нарастание политической напряженности в районах компактного проживания венгерского и румынского населения на западе страны; усиление экономического кризиса; потенциально возможный конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти; очередная волна народных протестов и повторное погружение страны в пучину политического хаоса).

В настоящее время вероятность воплощения «крымского» сценария в ДНР и ЛНР является крайне низкой. На это есть несколько причин. Прежде всего необходимо обозначить основные отличия двух политических ситуаций. Важнейший фактор - отсутствие на территории Донецкой и Луганской областей российских военных подразделений. В случае Крыма именно наличие на полуострове Черноморского флота Российской Федерации сыграло определяющую роль при успешном воплощении ирредентистского курса в 2014 г. При отсутствии Черноморского флота на территории Крыма процесс присоединения к России не мог пройти успешно, а политический конфликт мог бы и вовсе перейти в стадию военного противостояния по линии «центр - периферия», как это произошло в тот период на Донбассе [2, с. 78].

Еще одно отличие политических ситуаций состоит в том, что реализация благоприятного для населения Крыма сценария стала возможной вследствие влияния русского фактора, традиционно играющего важную роль в этнической структуре населения крымского полуострова. В соответствии с показателями переписи, проведенной в 2014 г., численность русского этноса на территории крымского полуострова составляет 67,9 % [13]. В Донецкой и Луганской областях, согласно последней Всеукраинской переписи населения, - 38,2 и 39 % соответственно [14]. Именно русское этническое большинство

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

стало опорой ирредентистски ориентированных сил, активная позиция которых позволила максимально оперативно принять решения, требуемые для выхода из состава Украины и присоединения к Российской Федерации. Подобные важнейшие политические решения также были приняты благодаря наличию в Крыму своих автономных органов управления - Верховного Совета и Совета министров, что и позволило в отличие от Донбасса легитимно провести референдум. В Донецкой и Луганской областях ситуация выглядела несколько иначе, поскольку подобные автономные органы управления там отсутствовали. Кроме того, несмотря на схожую с Крымом конфигурацию политических сил на уровне региональной законодательной власти (абсолютное большинство принадлежало Партии регионов), оперативно принять необходимые решения на Донбассе не получилось. Как было отмечено, основная причина состояла в том, что в отличие от Крыма Донецкая и Луганская области не были готовы на институциональном уровне к быстрому принятию необходимых для себя политических решений.

Также не проявила требуемой политической воли региональная власть данных областей, в результате чего потребовалось время на определенное «переформатирование» политической элиты (избрание «народных» губернаторов, формирование Народных советов как новых законодательных органов власти). Процессы «переформатирования» региональной политической элиты в Донецке и Луганске фактически завершились в апреле 2014 г. (7 апреля была провозглашена Донецкая народная республика, 27 апреля - Луганская народная республика). В Крыму максимально быстрое принятие судьбоносных для региона политических решений было обусловлено влиянием русского фактора: единственным регионом Украины, где русский этнос составлял более 50 % населения, являлся именно Крым. Любопытно и то, что, согласно результатам анкетного опроса, проведенного с 8 по 16 апреля 2014 г. Киевским международным институтом социологии, на начальном этапе в качестве оправданной акции Евромайдан оценивали 20 и 26,8 % жителей Донецкой и Луганской областей соответственно [15]. Конечно, уровень поддержки Евромай-дана в этих регионах был почти в два раза ниже, чем в других областях юга-востока страны, но в то же время был выше, чем на Крымском полуострове.

Следует отметить и то, что несмотря на высокую популярность среди населения ДНР и ЛНР идеи присоединения к России [16, 17], в последнее время наблюдается определенная тенденция снижения доверия населения народных республик к политике, проводимой Российской Федерацией в их отношении: в декабре 2016 г. уровень недоверия жителей ДНР к политике Российской Федерации составил 41,3 %, в то время как в декабре 2015 г. данный показатель был на уровне 14,3 % [16].

Основная суть «боснийского» сценария состоит в преодолении конфликта на юго-востоке Украины по тому пути, по которому произошло разрешение политического кризиса в Боснии и Герцеговине в первой половине 90-х гг. ХХ в. Это может быть реализовано в том случае, если произойдет повторная эскалация вооруженного конфликта на Донбассе и потребуется принятие нового соглашения по его урегулированию.

Автором идеи воплощения на Украине «боснийского» сценария является британский дипломат Ч. Кроуфорд. В своей статье «Украинцы -лузеры в игре труса» он обозначил идею сохранения формально единой Украины с созданием на ее территории фактически независимого государственного образования в границах ДНР и ЛНР [18]. Как считает Кроуфорд, смысл соглашения, которое может быть выгодно России, заключается в «босниизации» Украины. Его предложение сводится к формальному сохранению территориальной целостности Украины при предоставлении ДНР и ЛНР статуса широкой автономии, как это было в свое время сделано в отношении Республики Сербской в Боснии и Герцеговине [18].

Если говорить о механизмах воплощения «боснийского» сценария на практике, то на начальном этапе его реализации требуется принятие Общего рамочного соглашения о мире на Украине (своего рода аналог подписанных в 1995 г. Дейтонских соглашений). Государствами-гарантами в ходе переговорного процесса могли бы выступить Россия, Германия и Франция. Неотъемлемым условием его осуществления является проведение реформы по федерализации Украины. Для этого в Общем рамочном соглашении должна быть закреплена норма об изменении административно-территориального устройства страны (переходе от унитарной к федеративной системе) путем создания на ее территории трех автономных образований: Федеративной Республики Украина, Донецкой

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

народной республики и Луганской народной республики. В состав Федеративной Республики Украина следует включить все регионы, входящие в состав Украины в настоящее время, за исключением части территорий Донецкой и Луганской областей. Также в стране следует провести новую реформу, направленную на расширение автономии на региональном и муниципальном уровнях.

Следует отметить, что «боснийский» сценарий содержит в себе как положительные, так и отрицательные аспекты. К первым можно отнести определенное урегулирование конфликта, прекращение вооруженных действий на территории Донецкой и Луганской областей, а также проведение реформы по автономизации данных регионов, включающей, в частности, формирование на части их территорий де-факто независимой от Киева политической системы (по типу Республики Сербской в Боснии и Герцеговине). Ко вторым следует отнести большую вероятность отстранения от власти «народных» политических элит ДНР и ЛНР (как это было с лидерами боснийских сербов в середине 1990-х гг.) и риск установления в регионах новых властей, подконтрольных Европейскому Союзу и НАТО.

Подобные решения могут быть реализованы главным образом благодаря возможному введению на Украине такого института, как Аппарат Верховного представителя (Верховный представитель является одновременно и Специальным представителем Европейского Союза) [2, с. 78]. Например, в случае Республики Сербской в Боснии и Герцеговине Верховный представитель наделен такими полномочиями, как право отправлять в отставку любое должностное лицо, отменять решения ряда судебных инстанций, а также запрещать любому лицу участие в выборах и занятие любой «выборной или назначаемой общественной должности, равно как и должности в политических партиях» [19, с. 145-146].

Итак, отметим, что в случае невыполнения Минских соглашений и заморозки конфликта на юго-востоке Украины может появиться возможность для реализации нескольких сценариев развития Донецкой и Луганской народных республик в качестве самостоятельных субъектов международной политики: «абхазский», «крымский» и «боснийский» сценарии. Но в ближайшей перспективе вероятность практической реализации какого-либо из рассмотренных сценариев достаточно мала.

Если говорить о долгосрочном прогнозе (1015 лет), то наиболее вероятным является «абхазский» сценарий, поскольку «крымский» может быть реализован лишь в случае кардинального усугубления политического кризиса на Украине, а также при условии изменения позиции России относительно признания независимости Донецкой и Луганской народных республик, что в настоящее время неосуществимо. «Боснийский» сценарий является более вероятным, чем «крымский», но менее вероятным, нежели «абхазский», так как его реализация возможна лишь в случае возобновления полномасштабного вооруженного конфликта на юго-востоке Украины и появления необходимости подготовки нового соглашения по урегулированию конфликта.

Литература

1. Мироненко В.И. Украина: революция обманутых надежд // Современная Европа. 2015. № 2. С. 131-143.

2. Узнародов Д.И. Новороссия как субъект международной политики: проблемы и перспективы // Наука Юга России. 2016. Т. 12, № 1. С. 75-83.

3. Полный текст Минских соглашений // Информационное агентство «РИА Новости». 2015. 12 февр. URL: https://ria.ru/world/20150212/1047311428.html (дата обращения: 25.06.2018).

4. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Национальный состав населения. Закарпатская область // Государственный комитет статистики Украины. 2001. URL: http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/ general/nationality/zakarpatia/ (дата обращения: 27.06.2018).

5. Студнев Г. Украша це Свропа: претенденты на украинские земли сегодня // Агентство гражданской журналистики «Ридус». 2014. 15 марта. URL: http://www.ridus.ru/news/156518 (дата обращения: 28.06.2018).

6. Бирюков С.В., Коваленко А.А. Геополитика восточноевропейских «крайне правых» // Свободная мысль. 2013. № 1. С. 97-110.

7. Конституция Венгрии (вступила в силу с 01.01.2012 г.) // Интернет-библиотека конституций. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/298/1 (дата обращения: 19.06.2018).

8. Подгорный Н. С чем останется Украина после интеграции в нее Евросоюза // Lenta.ru. 2016. 24 июля. URL: https://lenta.ru/articles/2016/07/24/ tak_pobedim/ (дата обращения: 14.06.2018).

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

9. Венгрия потребует пересмотра ассоциации Украины и ЕС из-за закона об образовании // Ведомости. 2017. 10 окт. URL: https://www.vedomosti.ru/ politics/news/2017/10/10/737238-vengriya-ukraini-es (дата обращения: 15.06.2018).

10. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Национальный состав населения // Государственный комитет статистики Украины. 2001. URL: http://2001.ukrcensus.gov.ua/results/general/nationality/ (дата обращения: 27.06.2018).

11. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Национальный состав населения. Одесская область // Государственный комитет статистики Украины. 2001. URL: http://2001.ukrcensus.gov.ua/results/general/ nationality/odesa/ (дата обращения: 27.06.2018).

12. Дтстрянський М.С. Етнополггична географiя Украти: проблеми теорп, методологи, практики. Львов : Лггопис, 2006. 490 с.

13. Итоги переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года. Национальный состав населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. 2014. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/crimea/resources/1f72198049859f4b9 205f22d12c3261e/pub-04-01.pdf (дата обращения: 27.06.2018).

14. Тархов С.А. Итоги переписи населения Украины 2001 года // Четвертые сократические чтения по географии. Научные теории и географическая реальность : сб. / под ред. В.А. Шупера. М. : Эслан, 2004. С. 144-164.

15. Баранов А.В. Политическая идентичность Но-вороссии: состояние и ресурсы конструирования // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 2. С. 98-106.

16. 26 % населения поддерживают независимость ДНР, 50 % - хотят в Россию // Информационное агентство REGNUM. 2017. 14 апр. URL: https:// egnum.ru/news/polit/2263484.html (дата обращения: 28.06.2018).

17. ДНР: Малороссия не противоречит Минским соглашениям // Информационное агентство REGNUM. 2017. 18 июля. URL: https:// regnum.ru/ news/polit/2302366.html (дата обращения: 28.06.2018).

18. Корнилов В. Шесть сценариев для Новороссии // Информационный мультипортал «KM.RU». 2014. 5 сент. URL: http://www.km.ru/world/2014/09/05/ protivostoyanie-naukraine-2013-14/748122-shest-stsenariev-dlya-novorossii (дата обращения: 27.06.2018).

19. Энгельгардт Г.Н. Республика Сербская в Боснии и Герцеговине. Возникновение и эволюция (1990-2006 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. 2015. URL:

http://www.inslav.ru/sobytiya/zashhity-dissertaczij/2216-2015-engelgardt (дата обращения: 15.06.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Mironenko V.I. Ukraina: revolyutsiya obmanutykh nadezhd [Ukraine: Revolution of the Deceived Hopes]. SovremennayaEvropa. 2015, No. 2, pp. 131-143.

2. Uznarodov D.I. Novorossiya kak sub"ekt mezhdunarodnoi politiki: problemy i perspektivy [Novorossiya as a Subject of International Politics: Problems and Prospects]. Nauka Yuga Rossii. 2016, vol. 12, No. 1, pp. 75-83.

3. Polnyi tekst Minskikh soglashenii [Full Text of the Minsk Agreements]. RIA "Novosti". 2015, Febr. 12. Available at: https: //ria.ru/world/20150212/ 1047311428.html (accessed 25.06.2018).

4. Vseukrainskaya perepis' naseleniya 2001 goda. Natsional'nyi sostav naseleniya. Zakarpatskaya oblast' [All-Ukrainian Population Census of 2001. National Structure of Population. Zakarpatska Region]. Gosudar-stvennyi komitet statistiki Ukrainy. 2001. Available at: http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationali ty/zakarpatia/ (accessed 27.06.2018).

5. Studnev G. Ukraïna tse Gvropa: pretendenty na ukrainskie zemli segodnya [Ukraine is Europe: claimants to Ukrainian lands of today]. Ridus. 2014, March 15. Available at: http://www.ridus.ru/news/156518 (accessed 28.06.2018).

6. Biryukov S.V., Kovalenko A.A. Geopolitika vos-tochnoevropeiskikh «krayne pravykh» [Geopolitics of Eastern European "Far Right"]. Svobodnaya mysl'. 2013, No. 1, pp. 97-110.

7. Konstitutsiya Vengrii (vstupila v silu s 01.01.2012 g.) [Constitution of Hungary (in force from 01.01.2012)]. Internet-biblioteka konstitutsii. Available at: http://worldconstitutions.ru/archives/298/1 (accessed 19.06.2018).

8. Podgorny N. S chem ostanetsya Ukraina posle in-tegratsii v nee Evrosoyuza [With what will Remain Ukraine after the Integration to the European Union]. Lenta.ru. 2016, July 24. Available at: https:// len-ta.ru/articles/2016/07/24/tak_pobedim/ (accessed 14.06.2018).

9. Vengriya potrebuet peresmotra assotsiatsii Ukrainy i ES iz-za zakona ob obrazovanii [Hungary will Require a Review of the Association Between Ukraine and EU because of the Education Act]. Vedomosti. 2017, Oct. 10. Available at: https: //www.vedomosti.ru/ poli-tics/news/2017/10/10/737238-vengriya-ukraini-es (accessed 15.06.2018).

10. Vseukrainskaya perepis' naseleniya 2001 goda. Natsional'nyi sostav naseleniya [All-Ukrainian Popula-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

tion Census of 2001. National Structure of Population]. Gosudarstvennyi komitet statistiki Ukrainy. 2001. Available at: http:// 2001.ukrcensus.gov.ua/results/ general/nationality/ (accessed 27.06.2018).

11. Vseukrainskaya perepis' naseleniya 2001 goda. Natsional'nyi sostav naseleniya. Odesskaya oblast' [All-Ukrainian Population Census of 2001. National Structure of Population. Odessa Region]. Gosudarstvennyi komitet statistiki Ukrainy. 2001. Available at: http:// 2001 .ukrcensus.gov.ua/results/general/nationality/odesa/ (accessed 27.06.2018).

12. Dnestryanskii M.S. Etnopolitichna geografiya Ukra'ini: problemi teori'i, metodologi'i, praktiki [Eth-nopolitical Geography of Ukraine: Problems of Theory, Methodology, Practice]. Lviv: Letopis, 2006, 490 p.

13. Itogi perepisi naseleniya v Krymskom feder-al'nom okruge 2014 goda. Natsional'nyi sostav naseleni-ya [Results of the Population Census in Crimean Federal District in 2014. National Structure of Population]. Terri-torial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Respublike Krym. 2014. Available at: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/r esources/1f72198049859f4b9205f22d12c3261e/pub-04-01.pdf (accessed 27.06.2018).

14. Tarkhov S.A. [Results of Population Census of Ukraine of 2001]. Chetvertye sokraticheskie chteniya po geografii. Nauchnye teorii i geograficheskaya real'nost' [Fourth Socratic Reading on Geography. Scientific Theo-

ries and Geographic Reality]. Coll. ed. V.A. Shuper. Moscow: Eslan, 2004, pp. 144-164.

15. Baranov A.V. Politicheskaya identichnost' No-vorossii: sostoyanie i resursy konstruirovaniya [Political Identity of Novorossiya: the Status and Resources of Construction]. Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura. 2015, No. 2, pp. 98-106.

16. 26 % naseleniya podderzhivayut nezavisimost' DNR, 50% - khotyat v Rossiyu [26 % of the Population Support the Independence of DPR and 50 % Want to Russia]. Regnum. 2017, Apr. 14. Available at: http:// www.lenta.ru/news/2014/08/13/flag/ (accessed 28.06.2018).

17. DNR: Malorossiya ne protivorechit Minskim soglasheniyam [DPR: Malorossiya do not Contradict Minsk Agreements]. Regnum. 2017, July 18. Available at: https://regnum.ru/news/polit/2302366.html (accessed 28.06.2018).

18. Kornilov V. Shest' stsenariev dlya Novorossii [Six Scenarios for Novorossiya]. KM.RU. 2014, May 5. Available at: http:// www.km.ru/world/2014/09/ 05/protivostoyanie-naukraine-2013-14/748122-shest-stsenariev-dlya-novorossii (accessed 27.06.2018).

19. Engelhardt G.N. Respublika Serbskaya v Bosnii i Gertsegovine. Vozniknovenie i evolyutsiya (1990 - 2006 gg.): dis. ... kand. ist. nauk [Republika Srpska in Bosnia and Herzegovina. The Origin and Evolution (19902006)]. 2015. Available at: http:// www.inslav.ru/ sobyti-ya/zashhity-dissertaczij/2216-2015-engelgardt (accessed 15.06.2018).

Поступила в редакцию / Received 15 августа 2018 г. / August 15, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.