Научная статья на тему 'Мусульмане Поволжья в рядах добровольцев на Донбассе: этнорелигиозная самоидентификация и мотивация участия в вооруженном конфликте'

Мусульмане Поволжья в рядах добровольцев на Донбассе: этнорелигиозная самоидентификация и мотивация участия в вооруженном конфликте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1627
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / МУСУЛЬМАНЕ / ТАТАРЫ / БАШКИРЫ / НОВОРОССИЯ / ИСЛАМ / ВОЙНА НА ДОНБАССЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманов Раис Равкатович

Политические события на Украине в 2014 году, получившие название «Евромайдан», привели к провозглашению независимости двух республик на юго-востоке страны: Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Со стороны правительства в Киеве была предпринята попытка военным путем подавить самоопределение молодых республик. В результате это привела к затяжному вооруженному конфликту. С территории России на помощь к ДНР и ЛНР отправились добровольцы. Среди этих российских добровольцев были мусульмане из Поволжья. В статье анализируется участие мусульман Поволжья в рядах добровольцев на Донбассе: их этнорелигиозная самоидентификация и мотивы участия в этом вооруженном конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сулейманов Раис Равкатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульмане Поволжья в рядах добровольцев на Донбассе: этнорелигиозная самоидентификация и мотивация участия в вооруженном конфликте»

УДК 297 ББК 86.38

Раис Сулейманов

МУСУЛЬМАНЕ ПОВОЛЖЬЯ В РЯДАХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ НА ДОНБАССЕ: ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ

Аннотация: Политические события на Украине в 2014 году, получившие название «Евро-майдан», привели к провозглашению независимости двух республик на юго-востоке страны: Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Со стороны правительства в Киеве была предпринята попытка военным путем подавить самоопределение молодых республик. В результате это привела к затяжному вооруженному конфликту. С территории России на помощь к ДНР и ЛНР отправились добровольцы. Среди этих российских добровольцев были мусульмане из Поволжья. В статье анализируется участие мусульман Поволжья в рядах добровольцев на Донбассе: их этнорелигиозная самоидентификация и мотивы участия в этом вооруженном конфликте.

Ключевые слова: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, мусульмане, татары, башкиры, Новороссия, ислам, война на Донбассе

политический кризис на Украине в конце 2013 - начале 2014 гг., закончившийся свержением правительства во главе с Виктором Януковичем, стал одной из причин, приведшей к присоединению Крыма к России и самопровозглашению независимости Донецкой и Луганской народных республик. В новейшей истории России этот процесс получил название «Русская весна». Начавшаяся после этого война Киева с этими республиками в 2014 году и перманентно продолжающаяся до сегодняшнего дня привела к всплеску добровольческого движения в России на начальном этапе вооруженного конфликта, когда на Донбасс отправилось в ряды ополченцев ДНР и ЛНР несколько тысяч добровольцев из России. Среди тех добровольцев из России, которые отправились в самопровозглашенные республики в Донецке и Луганске, далеко не все были русскими по национальности. Добровольческое движение в поддержку Новороссии (в политическом дискурсе современной Рос-

1 Настоящая статья была подготовлена автором в качестве доклада для XII конгресса антропологов и этнологов России, который пройдет 3-6 июля 2017 года в Ижевске.

сии именно так именуют юго-восток Украины) охватило и другие этносы России: в него влились осетины, чеченцы, буряты, которые выделялись на фоне остальных русских добровольцев. В их числе присутствовали мусульмане из Поволжья (татары и башкиры), которые приняли участие в боевых действиях на стороне самопровозглашенных республик.

В основе нашего исследования лежат методы глубинного интервьюирования участников боевых действий в рядах добровольцев ДНР и ЛНР из числа этнических мусульман и других этнорелигиозных групп Поволжья, контент-анализа СМИ и интернет-пространства, в которых освещалась данная проблематика. К сожалению, пока историография опубликованных научных работ, посвященных участию мусульман в военных действиях на Донбассе в 2014-2017 гг. фактически отсутствует, как и не так много научных исследований о характере, масштабах и развитии добровольческого движения среди россиян, отправившихся воевать на стороне ДНР и ЛНР (большинство публикаций, в том числе и книг, на эту тему, вышедших в последнее время, относятся к жанру публицистики и журналистики, что ни сколько

не преуменьшает их значимость и ценность, однако в силу их специфики имеет вполне естественный налет пристрастности). Настоящее исследование является одним из первых по проблеме участия мусульман Поволжья в войне на Донбассе, однако мы не претендуем на исчерпывающий характер, допуская, что кого-то в перспективе из исследователей эта тематика заинтересует в будущем.

Официальной статистики количества добровольцев из Татарстана (и шире из Поволжья), отправившихся воевать в Но-вороссию, нет, и никто из государственных структур никогда не озвучивал никаких цифр на эту тему. Ранее мы высказывали нашу приблизительную оценку численность ополченцев из Татарстана около 70 человек, 40% из которых являются татарами по национальности2. Популярный паблик «Сводки от казанских ополченцев в Новороссии» в социальной сети «В контакте», обращающий внимание на участие мусульман с территории Поволжья в боевых действиях на Донбассе, также не дает даже приблизительной оценки численности воюющих татар и башкир. По словам председателю регионального отделения Союза добровольцев Донбасса в Татарстане Михаила Шарова, число уехавших только с территории Татарстана составляет 500 человек . Однако, на наш взгляд, цифра выглядит несколько завышенной, что вполне объяснимо для любой организации, которая стремится показать массовость аудитории, которую представляет. В одной из публикаций, посвященных участию российских мусульман в качестве добровольцев в составе вооруженных сил ДНР и ЛНР, указывалось, что среди них татар на-

2 Сулейманов Р. За что воюют в Донбассе ополченцы из Татарстана // «Независимая газета», 25 марта 2015 года. URL: http://www.ng.ru/regions/2015-03-25/6_donbass.html (Режим доступа свободный)

3 «Каждому бойцу обещали по дому, по два раба из числа сепаратистов...». Интервью с руководителем регионального отделения Союза добровольцев Донбасса // "Казанский репортер", 30 сентября 2017 года. URL: http://kazanreporter.ru/post/2560_kazhdomu_boycu_ob eschali_po_domu-

_po_dva_raba_iz_chisla_separatistov (Режим доступа свободный)

считывалось около 100 человек, в то время как мусульман Северного Кавказа - 600 человек: «Всего прошло через войну на Донбассе по меньшей мере 3 тысячи мусульман - и это нижний предел, который следует из приблизительной численности мусульман в подразделениях ДНР и ЛНР»4. Такие цифры, конечно, носят оценочный и приблизительный характер: ни перепроверить, ни уточнить в каких-то иных источниках статистику участия мусульман в боевых действиях на Донбассе, в настоящий момент не получается. Однако сам факт участия мусульман из России в качестве добровольцев на стороне ДНР и ЛНР никем не отрицается.

По нашему мнению, не претендующему на однозначную точность, суммарная численность ухавших воевать на Донбасс этнических мусульман из регионов Приволжского федерального округа, может оцениваться в 150 человек.

По идеологической мотивации, которая побудила татар и башкир поехать воевать на стороне ДНР и ЛНР, их можно условно разделить на две группы. Обе группы разделяют концепцию «Русского мира», однако трактуют ее в разной форме.

Так, для первой группы мусульманских добровольцев из Поволжья, которые отправились на Донбасс, характерно понимание идеологии «Русского мира» как возврат к модели Советского Союза, правда, в обновленном формате (концепция «СССР 2.0»), а войну на Донбассе они видят как «борьбу с фашизмом», где противником воспринимается идеологическая доктрина украинского национализма с культом Степана Бандеры и героизацией Украинской Повстанческой армии (УПА), т.е. эти добровольцы-мусульмане разделяли советские идеологические убеждения.

Вторая группа мусульман-добровольцев из Поволжья воспринимает «Русский мир» как воссоединение с Россией территорий, населенных этнически русскими, идеалом для которых является Российская империя, а борьба на Донбассе ви-

4 Мусульмане-добровольцы на Донбассе // «Красная армия», 23 июня 2016 года. URL: http://topnewsrussia.ru/musulmane-dobrovolcy-na-donbasse.html (Режим доступа свободный)

дится как русская ирредента. Во многом перед нами идеология современного русского национализма, при этом мусульман совершенно не смущало, что они сами этнически нерусские по происхождению. «У многих добровольцев-мусульман из Поволжья была двойная идентичность: они считали себя и русскими, и татарами, при этом в их сознании это все прекрасно уживалось и не противоречило»5, - пишет об этом научный сотрудник Российского института стратегических исследований Василий Иванов, наблюдавший эту мировоззренческую особенность уехавших воевать на Донбасс. К этой же группе можно отнести тех мусульман-добровольцев, кого толкал именно религиозный аспект солидарности с православными. На это указал муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов на III Ставропольском форуме Всемирного русского народного собора: «Решение присоединиться к ополченцам Новороссии многие верующие мусульмане приняли, осознавая, что всем нам необходимо сильное православие. Почему? Я скажу как духовный лидер мусульман края. Когда будет сильное православие, то оно будет защищать и нас, то есть традиционный ислам» .

По мнению исследователей, многие добровольцы могли не иметь опыта службы в армии, однако их привлекала военная романтика, причем весомую роль в этом сыграло телевидение, которое в России однозначно симпатизировало ополченцам и их борьбе, а также показывала преступления, совершаемые сторонниками Евро-майдана на Украине. Так, из интервью с 40-летним работником речного порта Чистополя (Татарстан) Эдуардом Валиулли-ным тот поведал, что причиной, побудившей его поехать в Луганск, где он присоединился к ополченцам, стали впечатления,

5 Конференция «Современное отечественное мусульманское богословие и духовная безопасность России» // «Мусульманский мир». - 2017. - №1. -С.96

6 Муфтий: мусульмане Кавказа на Донбассе защи-

щают русских и православие // "РИА Новости", 28 ноября 2014 года. URL: https://ria.ru/religion/20141128/1035583647.html (Режим доступа свободный)

которую он испытал после того, как по телевизору увидел трагедию 2 мая 2014 года в Одессе (массовое сожжение противников Евромайдана в Доме профсоюзов): «Одесские события меня взбудоражили, я не выдержал, начал искать пути, чтобы туда [в Луганск] выбраться... »7.

Опрошенные нами татарские добровольцы в массе своей имеют двойную этническую идентичность: не отрицая свое татарское происхождение, они считают себя русскими. Так, доброволец-танкист, выпускник Казанского суворовского училища Джалиль Фагизов, находящийся в ополчении ЛНР, объясняет это тем, что «татары - это часть русского народа», а само понятие "русский" включает в себя и другие народы России.

В религиозном плане некоторые татарские ополченцы не всегда остаются мусульманами. У кого-то из них на волне формирования у себя русского самосознания считают необходимым принять либо православие, либо родноверие (русское неоязычество), как правило, в зависимости от того, с какими русскими однополчанами они воюют вместе в одном подразделении. На смену вероисповедания их толкает, как правило, слабая собственная мусульманская религиозность, влияние боевых товарищей и эмоциональный подъем от участия в «Русской весне», где религиозный аспект, преимущественно православный, присутствует, хотя и не доминирует. Такое встречается как в Луганской Народной Республике, которую, по отзывам самих ополченцев, «строят» как советскую «красную» республику, так и в ДНР, которая формируется как государство больше православное. Тем не менее, татарские ополченцы из Поволжья в своей основной массе остаться мусульманами. Некоторые из них на своем оружии пишут «Аллах с нами!», подчеркивая свою исламскую самоидентификацию. В их понимании мусульмане России, воюя за Новороссию, воюют за интересы России, где традиционный ислам восторжествует над антирос-сийски направленными формами ислама -ваххабизмом, «Хизб-ут-Тахрир аль-

7 Личный архив автора, интервью от 16.01.2016

Ислами» или «Нурджулар» (запрещенные в России организации). Поэтому прозвучавшее в марте 2015 года заявление заместителя председателя Духовного управления мусульман РФ Дамира Мухетдинова, в котором он усомнился в возможности российских мусульман вписаться в проект «Русский мир»8, опровергается практикой: мусульмане считают, что воюют за расширение территории и влияния России, и сейчас должен быть в стране такой ислам, который будет этому способствовать.

Следует сказать, что мусульмане-добровольцы на Донбассе имеются не только в составе вооруженных сил ДНР и ЛНР, но и тех, кто воюет на стороне Украины, у которых тоже имеется своя мотивация участия. Изучавший этот аспект казанский религиовед Денис Брилев выделил три группы таких мусульман: 1) крымские татары, которые переехали на Украину после присоединения Крыма к России, и участвовали в войне на Донбассе, видя в этом борьбу за «освобождение Крыма от России» («оборонительный джихад»); 2) чеченские участники Первой и Второй чеченский войн, эмигрировавших на Украину, и воспринимающих свое участие в войне на Донбассе как продолжение войны Ичкерии с Россией («наступательный джихад»); 3) те мусульмане, для которых война важна сама по себе. При этом исследователь отметил, что религиозная мотивация российских мусульман, которые приехали воевать за ДНР и ЛНР, была слабее выражена9.

По воспоминаниям бывшего замначальника штаба Вооружённых сил ДНР Игоря Иванова присутствие мусульман в рядах ополченцев пугало противника, поскольку срабатывал стереотип об агрессивности исповедующих ислам. Причем эти представления нередко использовались своеобразным способом: «Были отдельные

8 В Духовном управлении мусульман РФ раскритиковали идею Русского мира // "Национальный акцент", 13 марта 2015 года. URL: http://nazaccent.ru/content/15163-v-duhovnom-upravlenii-musulman-rf-raskritikovali.html (Режим доступа свободный)

9 См.: Конференция «Религия и насилие» // «Му-

сульманский мир». - 2017. - №1. - С.85-86

добровольцы из Чечни, что вызвало слухи о чеченских батальонах под командой самого Кадырова. Мы эти сказки поддерживали и для устрашения противника иногда кричали: «Аллах акбар!» Моторола [Арсен Павлов - известный командир противотанкового специального подразделения «Спарта» ВС ДНР, полковник. - прим.] особенно любил использовать такие методы: он даже включал записанные на магнитофон мусульманские молитвы. Это доводило противника до паники»10, - вспоминал Иванов.

Любопытно, что приезжавшие из России этнические мусульмане на Донбасс могли получить высокопоставленные должности в формируемой в ДНР и ЛНР государственных системах. Такие примеры имеются. Среди поволжских татар, приехавших в Новороссию и занявших высокопоставленные посты в госструктурах самопровозглашенных республик, можно назвать уроженца Ижевска Марата Баши-рова, являвшегося с 3 июля по 20 августа 2014 года председателем Совета министров ЛНР. Другой случай: занимавший пост генерального прокурора с 23 мая 2014 года, а затем с 23 сентября по 12 ноября 2014 года должность первого вице-премьера ДНР по вопросам государственной безопасности Равиль Халиков является уроженцем татарского села Белозерья Ромо-дановского района Мордовии.

В Донецкой и Луганской областях до событий 2014 года проживало около 30 тысяч татар, имеется несколько мечетей. Татарское население в этом угольном регионе формировалось со второй половины XIX века, а наиболее массовая миграция татар из Поволжья произошла в годы первых советских пятилеток и начала социалистической индустриализации 1920-1930-х годов, что нашло отражение даже в фольклоре: татарская народная песня «Шахта» посвящена отъезду на Донбасс, и

10 Чеботарев А. Экс-замглавы штаба армии ДНР: «Мы пугали „укропов" криком „Аллах акбар!"» // "Аргументы и Факты", 7 июля 2017 года. URL: http://www.aif.ru/politics/world/eks-zam-

glavy_shtaba_armii_dnr_my_pugali_ukropov_krikom_ allah_akbar (Режим доступа свободный)

тот факт, что она стала народной и популярной среди казанских татар, говорит об исторических связях Поволжья и Новорос-сии. Появились даже места компактного проживания татар на Донбассе: такая высокая концентрация татар в поселке Октябрьский («Нахаловка») и городе-спутнике Донецка Макеевке. Эту картину описывает донецкий журналист Рамиль Замдыханов: «Не так уж и давно, еще в 50-х годах прошлого века, в ряде донецких населенных пунктов сохранялась ситуация, когда на одной улице могли один около другого стоять несколько частных домов, населенных исключительно татарскими семьями. В центре таких образований и вовсе могло возникнуть ощущение, что вы находитесь где-то на исторической родине, в какой-нибудь поволжской деревушке. Преимущественно татарский говор вокруг и характерный этнический состав легко создавали подобную иллюзию»11. Из всех донецких татар наибольшую известность получил олигарх Ринат Ахметов, называвшейся в свое время самым богатым человеком Украины.

На территории Донецка и Луганска имеются мечети. Так, в поселке Октябрьский была в 1999 году построена мечеть «Ахать-Джами» (она, кстати, пострадала во время боевых действий 16 августа 2014 года, несколько мин попало в крышу купола мусульманского храма), в Торезе (2000), Шахтёрске (2001), Свердловске (2002), Алчевске (2003), Горловке, Стаханове, Мариуполе (2007), Антраците, Брянке, Луганске (2010). Реакция мусульман Донбасса на вооруженный конфликт была разной: мусульманская умма региона разделилась на тех, кто поддерживал Украину, и тех, кто поддержал самоопределение ДНР и ЛНР. Естественно, что те, кто занял про-украинскую позицию, уехали с территории Донбасса (наиболее известной фигурой, представлявших эту группу мусульман, стал муфтий Духовного управления му-

Замдыханов Р. Татары в Донбассе: поиски непьющих магометан, любовь к гетто и вечная привязанность к конской колбасе // "Реальное время", 27 декабря 2016 года. URL:

http://realnoevremya.ru/articles/51818(Режим доступа свободный)

сульман «Умма» Саид Исмагилов, получивший даже прозвище «Муфтий Майда-на»12). А вот остальные мусульмане остались и поддержали стремление Донбасса к территориальному самоопределению. По воспоминаниям казанского журналиста Алексея Топорова, поехавшего в ЛНР, в Луганске даже проживавшие там мусуль-мане-салафиты поддерживали ополчен-

13

цев .

Религиозные контакты с мусульманами России старается укреплять муфтий ДНР Ринат Айсин (родился 29 января 1957 года), который несколько раз в 2014-2016 гг. выезжал в Россию, налаживая связи с Духовными управлениями мусульман в регионах. До событий 2014 года Айсин был скромной фигурой в исламской умме Украины. В 2012 году он создал Всеукра-инское духовное управление мусульман «Единение», которое объединяло несколько общин в Донецкой области. Помимо этого, Айсин, выпускник Уфимского медресе им. Ризаэтдина Фахретдина (в настоящее время - Российский исламский университет ЦДУМ) в 1990-е годы, был с 2012 года официальным представителем ЦДУМ на Украине. Однако с провозглашением независимости ДНР Айсин, открыто поддержавший молодую республику, резко выдвинулся на первые роли в качестве главного мусульманского духовного лидера Донецка (Айсин является также советником председателя Народного Совета ДНР). По крайней мере, таковым его воспринимали и в России. На практике трудно понять, насколько он реально контролирует большинство общин региона. Тем не менее, Айсин сумел наладить связи с рядом муфтиятов в российских регионах и даже получить от них гуманитарную помощь.

С лета 2015 года в Донецке появилась новая религиозная структура - Центральное Духовное управление мусульман Донбасса («Донбасский муфтият»), информации о котором не столь много. Ско-

Рогатин В.Н. Саид Исмагилов - муфтий Майда-

на на Украине: религиозно-политические взгляды и его деятельность // «Мусульманский мир»». - 2016. -№4. - С. 114-119

13 Личный архив автора.

рее всего, данный муфтият представлен одной общиной Донецка.

4 апреля 2015 года прошло учредительное собрание Союза мусульманских общин Донбасса (председатель - имам г. Снежное Шамиль Богданов), в которое вошли приходы мечетей ЛНР и ДНР (гг. Донецк, Луганск, Снежное, Торез, Красный Луч, Антрацит, Алчевск, Свердловск, Стаханов, Кировск, Брянка, Ровеньки, Петровское). Судя по всему, он создан при поддержке активистов организации «Ар-раид», которая считается филиалом «Братьев-мусульман» (в России считается запрещенной организацией), которая старается функционировать как на территории Украины, так и на территории самопровозглашенных республик. Несмотря на этот факт, объективно видно, что Союз мусульманских общин Донбасса достаточно активно поддерживает приходскую жизнь во входящих в него общинах.

Впрочем, на вопрос о взаимоотношениях татарских добровольцев из Поволжья с местными татарами Донбасса пока немного информации в ответ. Опрашиваемые добровольцы рассказывают о своих контактах с татарами Донецка и Луганска, однако носили они спорадический характер.

Одной отличительной особенностью многих российских добровольцев было ощущение бренности собственной жизни в России, социальной неудовлетворенности, неурядиц в семейной и личной жизни. Зачастую те, кто уезжал воевать на Донбасс либо не были женаты, либо находились в разводе или семья находилась на грани развода, т.е. их особенно-то ничего не удерживало дома, а поездка на Донбасс на войну давало возможность круто изменить собственную жизнь, резко повышало собственную самооценку, рождало ощущение служения благородному делу и полезности. Вот как описывает свою жизнь и быт один из добровольцев из Башкортостана 34-летний Руслан до отъезда в ДНР и после того, как оказался там: «Отец [у меня] старый, сестра живет со своей семьей. На селе у нас, в Кармаскалинском районе [Башкортостана], тоже жизнь не фонтан. В ДНР у меня есть ощущения по-

лезности, то, что я занимаюсь правым делом, я военнослужащий. Пусть вам тут сказки не рассказывают про наши огромные заработки, и что мы поехали на войну ради денег. У военнослужащих по контракту в минобороны ДНР зарплата в эквиваленте от 300 до 400 долларов. Ее задерживают или вообще не платят. Наше подразделение занимается не только боевыми действиями с ВСУ, но и «своими» преступниками, борьбой с ДРГ (диверсионно-разведывательными группами. -прим.). Что бы ни говорили, но в ДНР строится своя республика <...> [Теперь у меня] девушка постоянная есть. Это вообще не проблема. Там так и говорят: «Спасибо вам россиянам, многие наши мужики «спетляли» от войны и семей в Россию или Крым, а вы приехали». Поэтому Захарченко (Александр Захарченко -глава Донецкой Народной Республики. -прим.) правильно сказал, когда пообещал, что все добровольцы из России автоматом получат гражданство ДНР, льготы и уважение, а на «возращенцов» еще посмотрят. Есть даже казус - я не мог позволить себе в России вылечить зубы, очень дорого, а здесь мне все сделали бес-

14

платно» .

Впрочем, все же нередко судьба добровольцев складывается далеко не так оптимистична. Особого почета повоевавших в Новороссии татарских добровольцев по приезду домой не видно. Так, например, 22-летний Наиль Резванов из Алькеевского района Татарстана, воспитанный в детдоме, после службы в российской армии демобилизовавшись, отправился из патриотических соображений в Донецк, воевал в рядах ополчения в 2014 году, однако по возвращению в Казань оказался совершенно никому не нужным, лишенный полагаемого ему жилья15.

14 Рахматов Р. От Донецка до Сирии. Зачем жители Башкирии едут на войну? Часть I // «ProUFU», 13 сентября 2016 года. URL:

http://proufu.ru/news/society/ot_donetska_do_sirii_zachem_zhiteli_b ashkirii_edut_na_voynu_chast_i/ (Режим доступа свободный)

15 Яковлева Ю. Казанский ополченец вернулся с

Донбасса и стал бомжом // "ProKazan.ru", 14 ноября 2014 года. URL:

Многие добровольцы из России, провоевав какое-то время в ДНР и ЛНР, по возвращению домой, сталкиваются с таким явлением как поствоенный синдром - неизбежный спутник многих, кто побывал в реальных боевых действиях. Им порой сложно вписаться в мирную гражданскую жизнь, где действуют совершенно иные ценности, правила, порядки и мировоззренческие установки. Там на войне они ощущают свою полезность, важность, там хоть труднее, но понятнее смысл жизни, чем дома. Отчего многие предпочитают снова вернуться обратно на Донбасс, видя в нахождении там свое призвание.

Стоит добавить, что далеко не все в Татарстане приветствовали или занимали нейтральную позицию по отношению к ДНР и ЛНР и уехавшим воевать на Донбасс добровольцам из России. Так, в июле 2016 года в Казани состоялся судебный процесс над 26-летним Владимиром Максимовым, работавший стропальщиком на одном из предприятий города. В свободное время Максимов в социальной сети «В контакте» занимался откровенным оскорблением и унижением мусульман, кавказцев, евреев, коммунистов и угрожал им. Максимов позиционировал себя приверженцем ультраправых взглядов и сторонником украинского батальона «Азов», который воевал с ополченцами ЛНР и ДНР. В итоге он был арестован (ранее уже имел судимость) и осужден на 2 года и 2 месяца лишения свободы в колонии строго режима по части 2 статьи 280 (публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности) и части 1 статьи 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) Уголовного кодекса РФ16.

Другой случай - солидарность национал-сепаратистов Татарстана по отношению к киевскому режиму и к тем, кто

http://prokazan.ru/news/view/97100 (Режим доступа свободный)

16 Хисамова Р. Судья: «Мир у нас и так нестабилен - все на нервах» // «Казанский репортер», 22 июля 2016 года. URL: http://www.kazanreporter.ru/post/1215_sud-ya-_-mir_u_nas_i_tak_nestabilen_-_vse_na_nervah-_ (Режим доступа свободный)

воюет против самоопределившихся республик Донбасса. Как известно, воюющее на Донбассе в составе Вооруженных сил Украины подразделение «Крым» комплектуется добровольцами из числа крымских татар и других мусульман. Находящийся сейчас в эмиграции на Украине один из активистов сепаратистского Татарского общественного центра из г. Набережные Челны Нафис Кашапов сообщал, что в рядах «Крым» воюют 3 добровольца из Татарстана. Другая сепаратистская организация «Татарский патриотический фронт «Алтын урда» («Золотая Орда») в декабре 2014 года размещал на своих информационных ресурсах призыв ко всем желающим вступить добровольцем в ряды под-17

разделения «Крым» . Так, в СМИ сообщалось, что в апреле 2016 года на Донбассе погиб татарский национал-сепаратист Руслан Закиров («Барс») из Набережных Челнов, состоявший в рядах «батальона имени Номана Челебиджихана», воевавшего на стороне Украины18.

Сами татарские сепаратисты особенно-то не скрывали своих симпатией по отношению к государственному перевороту на Украине и присоединению Крыма к России: они одни из первых устроили пикет в Казани, приветствуя Евромайдан в Киеве19, причем некоторые из них (сообщалось о нескольких десятках татар из Поволжья и Сибири20) даже отправились лично в столицу Украины, чтобы присут-

17 В Татарстане вербуют наемников для украинских карательных батальонов // "Русская народная линия", 29 декабря 2014 года. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/29/ocherednoe_proyavlenie_neon acizma_i_vahhabizma_v_tatarstane (Режим доступа свободный)

18 В составе «крымско -татарского батальона» на Донбассе воюют националисты из Татарстана // "Eurasia Daily", 13 апреля 2016 года. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/04/13/v-sostave-krymsko-tatarskogo-batalona-na-donbasse-voyuyut-nacionalisty-iz-tatarstana (Режим доступа свободный)

19 Вильданов Н. В Казани прошел митинг в поддержку киевского Евромайдана // "ProKazan.ru", 16 декабря 2013 года. URL: http://prokazan.ru/news/view/86214 (Режим доступа свободный)

20 Рогатин В.Н. Участие мусульман Украины на

Евромайдане // «Мусульманский мир», - 2015. - №5.

- С.128-129

ствовать и участвовать в захватах государственных учреждений в период Евромай-дана21. Ежегодный митинг в так называемый «День Памяти» (день взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году), организуемый татарскими национал-сепаратистами,

в 2014 году прошел под украинскими и

22

крымско-татарскими знаменами22. Впрочем, подобная позиция татарских национал-сепаратистов не осталась без реакции властей: за публикацию заявлений и записей в социальных сетях с протестов против воссоединения Крыма и обвинений в адрес России в развязывании войны на Украине в 2014 году на 1 год условно за разжигание ненависти по статье 282 Уголовного кодекса РФ была осуждена лидер Татарской партии национальной независимости «Ит-тифак» и Милли меджлиса татарского народа Фаузия Байрамова, в 2015 году лидер набережночелнинского отделения Татарского общественного центра Рафис Каша-пов по аналогичному обвинению был приговорен к 3 годам лишения свободы в колонии общего режима.

Впрочем, реакция в среде татарских сепаратистов на события на Украине вполне ожидаемы и даже предсказуемы, поскольку их позиция всегда держалась на желании навредить России, а потому в политике они придерживались принципа враг моего врага - мой друг». Однако в среде татаро-мусульманского населения Татарстана были и те общественные силы, кто признавал справедливой борьбу народа Донбасса за его самоопределение, а также всячески оказывал поддержку по мере сил, собирая гуманитарную помощь для беженцев из этого региона, приехавших в Татарстан. Наиболее ярко эту позицию занимал Центр исламской культуры «Иман» г. Казани - старейшая мусульманская об-

21 Татарские националисты принимают участие в силовых акциях "Евромайдана" // "REGNUM5 февраля 2014 года. URL: https://regnum.ru/news/1762952.html (Режим доступа свободный)

22 Удар в спину Путину: в Казани санкционировали митинг татарских националистов, на котором призывали к истреблению русских // "Русская народная линия", 13 октября 2014 года. URL: http ://ruskline. ru/news_rl/2014/10/13 /udar_v_spinu_pu tinu (Режим доступа свободный)

щественная организация Татарстана, который выступил с призывом собирать гуманитарную помощь пострадавшим23. Более того, общее настроение лета 2014 года в Татарстане было таким, что многие общественные организации и просто рядовые жители откликались на призыв о помощи к прибывавшим беженцам с Донбасса в регион, проявляли солидарность к ДНР и ЛНР. Это был искренний подъем и желание помочь своим соотечественникам.

Правда, гражданский подъем населения наталкивался на странное равнодушие со стороны республиканских властей. Если при присоединении Крыма к России фактор Казани как духовной столицы татар всего мира охотно был взят на вооружение, и Татарстан играл определенную роль в склонении крымских татар в сторону поддержки интеграции полуострова (попытка задобрить «Меджлис крымскотатарского народа» со стороны Казани ни к чему не привела: организация заняла однозначную антироссийскую позицию, в конце концов завершившуюся признанием ее экстремистской и запрещенной в России), то мы практически не увидели ни одной попытки использовать «татарский фактор» на Донбассе. Более того, имелись случаи, когда оказавшимся в трудной положении, бежавшим от военных действий вынужденным переселенцам местные чиновники весьма неделикатно советовали возвращаться к себе домой24.

Добавим, что участие мусульман Поволжья в боевых действиях на Донбассе постепенно находит отражение и в произведениях художественной литературы. Так, татарская писательница Мадина Ма-ликова сообщила в одном из своих интервью, что работает над романом, где глав-

23 Обращение Центра исламской культуры «Иман» о призыве к мусульманам начать сбор гуманитарной помощи для беженцев из Новороссии // " Мусульманский мир". - 2014. - №4. - С.83

24 Янькова Т. В Казани беженцев с Украины попросили с вещами на выход // "Вечерняя Казань", 23 мая 2015 года. URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-kazani-bezhencev-s-ukrainy-poprosili-s-veshchami-na-vyhod.html (Режим доступа свободный)

ным героем является парень, отправившийся воевать на Донбасс .

Таким образом, мусульмане Поволжья, отправившиеся воевать в качестве добровольцев на Донбасс, в своей основной массе руководствовались теми же самыми идейными установками, с которыми ехали остальные российские добровольцы. Привлекательность идеологии «Русского мира» в том виде, в каком она транслировалась в 2014-2015 гг. в информационном пространстве, подтолкнула часть российских мусульман к участию в боевых действиях на территории ДНР и ЛНР. Религиозная мотивация объективно была не столь ярко выражена в этом намерении, сколько татаро-башкирские добровольцы руководствовались патриотическим желанием помочь населению Донбасса, которое воспринимали однозначно как соотечественников.

25 Мухаметрахимов А. Мадина Маликова: «Татарский писатель прокормить семью не может, это исключено» // «БИЗНЕС Online», 16 апреля 2017 года. URL: https://www.business-

gazeta.ru/article/343108 (Режим доступа свободный)

Источники и литература:

1. Сулейманов Р. За что воюют в Донбассе ополченцы из Татарстана // «Независимая газета», 25 марта 2015 года. URL: http://www.ng.ru/regions/2015-03-25/6_donbass.html (Режим доступа свободный)

2. «Каждому бойцу обещали по дому, по два раба из числа сепаратистов...». Интервью с руководителем регионального отделения Союза добровольцев Донбасса // "Казанский репортер", 30 сентября 2017 года. URL: http://kazanreporter.ru/post/2560_kazhdomu_ boycu_obeschali_po_domu-_po_dva_raba_iz_chisla_separatistov (Режим доступа свободный)

3. Мусульмане-добровольцы на Донбассе // «Красная армия», 23 июня 2016 года. URL: http://topnewsrussia.ru/musulmane-dobrovolcy-na-donbasse.html (Режим доступа свободный)

4. Конференция «Современное отечественное мусульманское богословие и духовная безопасность России» // «Мусульманский мир». - 2017. - №1. - С.96

5. Муфтий: мусульмане Кавказа на Донбассе защищают русских и православие // "РИА Новости", 28 ноября 2014 года. URL:

https://ria.ru/religion/20141128/1035583647. html (Режим доступа свободный)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Личный архив автора, интервью от 16.01.2016

7. В Духовном управлении мусульман РФ раскритиковали идею Русского мира // "Национальный акцент", 13 марта 2015 года. URL: http://nazaccent.ru/content/15163 -v-duhovnom-upravlenii-musulman-rf-raskritikovali.html (Режим доступа свободный)

8. См.: Конференция «Религия и насилие» // «Мусульманский мир». - 2017. - №1. -С.85-86

9. Чеботарев А. Экс-замглавы штаба армии ДНР: «Мы пугали „укропов" криком „Аллах акбар!"» // "Аргументы и Факты", 7 июля 2017 года. URL: http://www.aif.ru/politics/world/eks-

zam-

glavy_shtaba_armii_dnr_my_pugali_ukropov _krikom_allah_akbar (Режим доступа свободный)

10. Замдыханов Р. Татары в Донбассе: поиски непьющих магометан, любовь к гетто и вечная привязанность к конской колбасе // "Реальное время", 27 декабря 2016 года. URL:

http://realnoevremya.ru/articles/51818(Режим доступа свободный)

11. Рогатин В.Н. Саид Исмагилов - муфтий Майдана на Украине: религиозно-политические взгляды и его деятельность // «Мусульманский мир». - 2016. - №4. -С.114-119

12. Личный архив автора.

13. Рахматов Р. От Донецка до Сирии. Зачем жители Башкирии едут на войну? Часть I // «ProUFU», 13 сентября 2016 года. URL: http://proufu.ru/news/society/ot_donetska_do _sirii_zachem_zhiteli_bashkirii_edut_na_voy nu_chast_i/ (Режим доступа свободный)

14. Яковлева Ю. Казанский ополченец вернулся с Донбасса и стал бомжом // "ProKa-zan.ru", 14 ноября 2014 года. URL: http://prokazan.ru/news/view/97100 (Режим доступа свободный)

15. Хисамова Р. Судья: «Мир у нас и так нестабилен - все на нервах» // «Казанский репортер»» 22 июля 2016 года. URL: http://www.kazanreporter. ru/post/1215_sud-

ya-_-mir_u_nas_i_tak_nestabilen_-_vse_na_nervah-__ (Режим доступа свободный)

16. В Татарстане вербуют наемников для украинских карательных батальонов // "Русская народная линия", 29 декабря 2014 года. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/29/ochered noe_proyavlenie_neonacizma_i_vahhabizma_ v_tatarstane (Режим доступа свободный)

17. В составе «крымско-татарского батальона» на Донбассе воюют националисты из Татарстана // "Eurasia Daily", 13 апреля 2016 года. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/04/13/v-sostave-krymsko-tatarskogo-batalona-na-donbasse-voyuyut-nacionalisty-iz-tatarstana (Режим доступа свободный)

18. Вильданов Н. В Казани прошел митинг в поддержку киевского Евромайдана // "ProKazan.ru", 16 декабря 2013 года. URL: http://prokazan.ru/news/vi ew/86214 (Режим доступа свободный)

19. Рогатин В.Н. Участие мусульман Украины на Евромайдане // «Мусульманский мир»», - 2015. - №5. - С.128-129

20. Татарские националисты принимают участие в силовых акциях "Евромайдана"

// "REGNUM', 5 февраля 2014 года. URL: https ://regnum .ru/news/1762952. html (Режим доступа свободный)

21. Удар в спину Путину: в Казани санкционировали митинг татарских националистов, на котором призывали к истреблению русских // "Русская народная линия", 13 октября 2014 года. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/13/udar_v_ spinu_putinu (Режим доступа свободный)

22. Обращение Центра исламской культуры «Иман» о призыве к мусульманам начать сбор гуманитарной помощи для беженцев из Новороссии // "Мусульманский мир". - 2014. - №4. - С.83

23. Янькова Т. В Казани беженцев с Украины попросили с вещами на выход // "Вечерняя Казань", 23 мая 2015 года. URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-kazani-bezhencev-s-ukrainy-poprosili-s-veshchami-na-vyhod.html (Режим доступа свободный)

24. Мухаметрахимов А. Мадина Маликова: «Татарский писатель прокормить семью не может, это исключено» // «БИЗНЕС Online», 16 апреля 2017 года. URL: https://www.business-

gazeta.ru/article/343108 (Режим доступа свободный)

Rais Suleymanov

MUSLIMS FROM THE VOLGA REGION IN THE RANKS OF VOLUNTEERS AT THE DONBASS: ETHNO-RELIGIOUS SELF-IDENTIFICATION AND MOTIVATION OF PARTICIPATION IN ARMED CONFLICT

Summary: The political events in Ukraine in 2014, called "Evro-Roman", led to the proclamation of independence of the two republics in the southeast of the country: the Donetsk People's Republic and the Lugansk People's Republic. On the part of the government in Kiev, an attempt was made to suppress the self-determination of the young republics by military means. As a result, this led to a protracted armed conflict. Volunteers went to the aid of the Donetsk People's Republic and the Lugansk People's Republic from the territory of Russia. Among these Russian volunteers were Muslims from the Volga region. The article analyzes the participation of Muslims of the Volga region in the ranks of volunteers in the Donbass: their ethno-religious self-identification and motives for participation in this armed conflict.

«Мусульманский мир», №2, 2017

Keywords: Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Muslims, Tatars, Bashkirs, Novorossiya, Islam, War in Donbass

Sources and Literature:

1. Suleymanov R. For what the militia from Tatarstan are fighting in Donbass // «Nezavisimaya gazeta», March 25, 2015. URL: http://www.ng.ru/regions/2015-03-25/6_donbass.html (Free Access) (in Russian)

2. "Each warrior was promised around the house, two slaves from among the separatists ...". Interview with the head of the regional branch of the Union of Volunteers Donbass // "Kazanskiy reporter", September 30, 2017. URL:

http://kazanreporter.ru/post/2560_kazhdomu_ boycu_obeschali_po_domu-_po_dva_raba_iz_chisla_separatistov (Free Access) (in Russian)

3. Muslim volunteers in the Donbass // "Krasnaya Armiya", June 23, 2016. URL: http://topnewsrussia.ru/musulmane-dobrovolcy-na-donbasse.html (Free Access) (in Russian)

4. Conference "Modern Russian Muslim Theology and the Spiritual Security of Russia" // "Musulmanskiy mir". - 2017. - №1. - P.96 (in Russian)

5. Mufti: Muslims of the Caucasus on the Don Basse defend Russians and Orthodoxy // "RIA Novosti", November 28, 2014. URL: https://ria.ru/religion/20141128/1035583647. html (Free Access) (in Russian)

6. Personal archive of the author, interview of 01.16.2016

7. The idea of the Russian world was criticized in the Spiritual Administration of Muslims of the Russian Federation // "Nacional'niy Accent", March 13, 2015. URL: http://nazaccent.ru/content/15163-v-duhovnom-upravlenii-musulman-rf-raskritikovali.html (Free Access) (in Russian)

8. See: Conference "Religion and Violence" /

/ "Musulmanskiy mir". - 2017. - №1. - P.85-86 (in Russian)

9. Chebotarev A. The ex-deputy head of the army headquarters of the People's Democratic Republic of Ukraine: "We frightened "ukrops" with the cry "Allah Akbar!" // «Argumenty i Fakty», July 7, 2017. URL: http://www.aif.ru/politics/world/eks-zamglavy_shtaba_armii_dnr_my_pugali_ukro pov_krikom_allah_akbar (Free Access) (in Russian)

10. Zamdykhanov R. Tatars in the Donbas: searches for non-drinking Mohammedans, love of the ghetto and eternal attachment to the horse sausage // "Real'noye vremya", December 27, 2016. URL: http://realnoevremya.ru/articles/51818 (Free Access) (in Russian)

11. Rogatin V.N. Said Ismagilov - Muftan of Maidan in Ukraine: religious and political views and his activities // "Musulmanskiy mir". - 2016. - №4. - P.114-119 (in Russian)

12. Personal archive of the author.

13. Rakhmatov R. From Donetsk to Syria. Why do Bashkir people go to war? Part I // "ProUFU", September 13, 2016. URL: http://proufu.ru/news/society/ot_donetska_do _sirii_zachem_zhiteli_bashkirii_edut_na_voy nu_chast_i/ (Free Access) (in Russian)

14. Yakovleva Yu. The Kazan militiaman returned from Donbass and became homeless // «ProKazan.ru», November 14, 2014. URL: http://prokazan.ru/news/view/97100 (Free Access) (in Russian)

15. Khisamova R. Judge: "The world is already so unstable - everything is on our nerves" / / "Kazanskiy Reporter", July 22, 2016. URL: http://www.kazanreporter.ru/post/1215_sud-

ya-_mir_u_nas_i_tak_nestabilen_-_vse_na_nervah-_ (Free Access) (in Russian)

16. In Tatarstan recruit mercenaries for Ukrainian punitive battalions // "Russkaya narodnaya liniya", December 29, 2014. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/29/ochered noe_proyavlenie_neonacizma_i_vahhabizma_ v_tatarstane (Free Access) (in Russian)

17. Nationalists from Tatarstan are fighting in the "Crimean-Tatar Battalion" in the Donbass // «Eurasia Daily»», April 13, 2016. URL: https://eadaily.com/en/news/2016/04/13/v-sostave-krymsko-tatarskogo-batalona-na-donbasse-voyuyut-nacionalisty-iz-tatarstana (Free Access) (in Russian)

18. Vildanov N. In Kazan, a meeting took place in support of the Kiev EuroMaidan // «ProKazan.ru», December 16, 2013. URL: http://prokazan.ru/news/vi ew/86214 (Free Access) (in Russian)

19. Rogatin V.N. Participation of Muslims of Ukraine in EuroMaidan // "Musulmanskiy mir". - 2015. - №5. - P.128-129 (in Russian)

20. Tatar nationalists take part in the force actions of "EuroMaidan" // "REGNUM', February 5, 2014. URL:

https://regnum.ru/news/1762952.html (Free Access) (in Russian)

21. A blow in the back of Putin: Kazan sanctioned a rally of Tatar nationalists, on which they called for the use of Russians. // «Russkaya narodnaya liniya», October 13, 2014. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/13/udar_v_ spinu_putinu (Free Access) (in Russian)

22. Message from the Center for Islamic Culture "Iman" on the appeal to Muslims to start collecting humanitarian aid for refugees from Novorossia // "Musulmanskiy mir". -2014. - №4. - P.83 (in Russian)

23. Yankova T. In Kazan, refugees from Ukraine were asked with things to get out, // «Vechernyaya Kazan», May 23, 2015. URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-kazani-bezhencev-s-ukrainy-poprosili-s-veshchami-na-vyhod.html (Free Access) (in Russian)

24. Mukhametrahimov A. Madina Malikova: "The Tatar writer can not feed the family with me, it's out of the question" // "BIZNES Online", April 16, 2017. URL: https://www.business-

gazeta.ru/article/343108 (Free Access) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.