Научная статья на тему 'Взгляды российских добровольцев-мусульман в рядах ополчения на Донбассе на исламскую умму России'

Взгляды российских добровольцев-мусульман в рядах ополчения на Донбассе на исламскую умму России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
236
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНЕ / ДОБРОВОЛЬЦЫ / ВОЙНА НА ДОНБАССЕ / ИСЛАМСКАЯ УММА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Василий Витальевич

Российские мусульмане приняли участие в движении добровольцев, которые ехали воевать на Донбасс. Эта группа россиян имела свои идеологические убеждения, в основе которых лежала доктрина «Русского мира». При этом эти мусульмане имели свои взгляды на исламскую умму Россию, частью которой они были.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иванов Василий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляды российских добровольцев-мусульман в рядах ополчения на Донбассе на исламскую умму России»

УДК 297 ББК 86.38

Василий Иванов

ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ-МУСУЛЬМАН В РЯДАХ ОПОЛЧЕНИЯ НА ДОНБАССЕ НА ИСЛАМСКУЮ УММУ РОССИИ

Аннотация: Российские мусульмане приняли участие в движении добровольцев, которые ехали воевать на Донбасс. Эта группа россиян имела свои идеологические убеждения, в основе которых лежала доктрина «Русского мира». При этом эти мусульмане имели свои взгляды на исламскую умму Россию, частью которой они были.

Ключевые слова: мусульмане, добровольцы, война на Донбассе, исламскаяумма

Начавшаяся «русская весна» в Крыму и на Донбассе в первой половине 2014 года, приведшая к воссоединению Крымского полуострова с Россией и самоопределения Донецкой и Луганской областей Украины и превращения их в народные республики, привела к появлению такого явления как добровольческое движения со стороны российских граждан, отправившихся воевать на стороне самопровозглашенных республик Донбасса.

Вооруженное противостояние Киева с Донецком и Луганском только усилило это явление, и в ряды добровольцев из России, пополнивших силы ополчения Донецкой и Луганской народных республик, стали вливаться заметные массы людей. Причем воевать «за Донбасс» отправлялись не только этнически русские добровольцы, но и представители разных этнорелигиозных групп, в том числе и мусульман. В настоящей статье мы остановимся на тех добровольцах-мусульманах, которые ухали с территории Поволжья. Речь преимущественно пойдет о татарах и башкирах. Автор сам лично был знаком со многими из добровольцев-мусульман, поэтому основной метод исследования, применяемый при написании настоящей работы, представляет собой глубинное интервьюирование и контент-анализ СМИ по данной тематике.

1 Тезисы доклада на научно-практической конференции «Развитие ислама во втором десятилетии XXI века: международный и региональный аспекты» (29 ноября 2017 года, Казань)

Точного числа количества добровольцев из Татарстана и Башкортостана нигде не приводится из открытых источников, поэтому все встречаемые цифры носят приблизительный характер. Так, религиовед Раис Сулейманов оценил численность ополченцев из Татарстана в около 70 человек, 40% из которых являются татарами по национальности2. По словам председателю регионального отделения Союза добровольцев Донбасса в Татарстане Михаила Шарова, число уехавших только с территории Татарстана составляет 500 человек . Однако такая цифра скорее всего завышена. По нашему мнению, число уехавших из Татарстана воевать на Донбасс составляет цифру в пределах 5070 человек.

Ранее на одной из научных конференций автор давал анализ идеологической мотивации, побудившей отправиться татар и башкир воевать на стороне ДНР и ЛНР. Условно их можно разделить на две группы, каждая из которых по-своему понима-

2 Сулейманов Р. За что воюют в Донбассе ополченцы из Татарстана // «Независимая газета», 25 марта 2015 года. URL: http://www.ng.ru/regions/2015-03-25/6_donbass.html (Режим доступа свободный)

3 «Каждому бойцу обещали по дому, по два раба из числа сепаратистов...». Интервью с руководителем регионального отделения Союза добровольцев Донбасса // "Казанский репортер", 30 сентября 2017 года. URL: http://kazanreporter.ru/post/2560_kazhdomu_boycu_ob eschali_po_domu-

_po_dva_raba_iz_chisla_separatistov (Режим доступа свободный)

ет концепцию «Русского мира», которая и служила для них основой их убеждений. Так, они мусульманские добровольцы из Поволжья едут на Донбасс, поскольку воспринимают идеологию «Русского мира» как своеобразный возврат к модели Советского Союза, правда, в современном формате, а войну на Донбассе воспринимают в качестве борьбы с фашизмом, где противником воспринимается украинский национализм с культом личности Степана Бан-деры и героизацией Украинской Повстанческой армии (УПА), т.е. эти добровольцы-мусульмане разделяли советские идеологические убеждения. Другая группа мусульман-добровольцев из Поволжья воспринимает «Русский мир» как воссоединение с Россией территорий, населенных этнически русскими, идеалом для которых является Российская империя, а борьба на Донбассе смотрится как русская ирреден-та. Во многом это идеология русского национализма, при этом их совершенно не смущало, что они сами этнически нерусские по происхождению4. «Для многих добровольцев-мусульман из Поволжья характерна двойная этническая идентичность: они считают себя одновременно и татарами/башкирами, и русскими; такое представление вполне нормально уживается в их этническом самосознании. Их исламская идентификация своеобразным образом приспосабливалась под реалии идейно-пропагандистского осмысления вооруженного конфликта»5, - отмечает религиовед Раис Сулейманов.

Проанализировав религиозные взгляды добровольцев-мусульман из Поволжья, можно выделить несколько деталей. Во-первых, некоторые из них мусульманами могут условно как этнические мусульмане: это люди светские, весьма далеки от исламской ритуальной практики, и

4 Конференция «Современное отечественное мусульманское богословие и духовная безопасность России» // «Мусульманский мир». - 2017. - №1. -С.96

5 Сулейманов Р.Р. Мусульмане Поволжья в рядах добровольцев на Донбассе: этнорелигиозная само-

идентификация и мотивация участия в вооруженном конфликте // «Мусульманский мир». - 2017. -№2. - С.55-66

их идентификация как мусульман вызвана лишь как часть этнической принадлежности, для которой ислам был религиозной традицией. Во-вторых, некоторые из этих добровольцев-татар принимают православие или даже русское неоязычество (род-новерия). Во многом это вызвано их окружением, сослуживцами, под влиянием которых они либо крестятся, либо выбирают родноверие. В-третьих, те же из них, кто все-таки считает себя не номинальным, а реальным мусульманином, иногда пытаются обозначить как-то публично свою религиозность. Например, это может быть путем нанесения надписи на своем оружии «Аллах с нами!», подчеркивая таким образом свою исламскую самоидентификацию.

Говоря об их отношении и взглядах на исламскую умму России, в их понимании мусульмане России, воюя за Новорос-сию, воюют за интересы своей страны, где традиционный ислам - одна из ее основ, который необходимо поддерживать. Соответственно, к нетрадиционным для российских мусульман формам ислама таким, как ваххабизм, «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» или «Нурджулар» (запрещенные в России террористическая и экстремистская организации), отношение как к антироссийским идеологическим доктринам, которые направлены на разрушение концепции «Русского мира».

Поэтому высказывания первого заместителя председателя Духовного управления мусульман РФ Дамира Мухетдинова в 2015 году, где он усомнился в возможности российских мусульман стать частью проекта «Русский мир»6, опровергаются практикой: мусульмане из Татарстана воюют за Донбасс, воспринимая это, как расширение влияния России, и потому убеждены, что сейчас должен быть в стране такой ислам, который будет лоялен идеям державности России.

Подводя итог, отметим, что взгляды российских добровольцев-мусульман, на-

6 В Духовном управлении мусульман РФ раскритиковали идею Русского мира // "Национальный акцент", 13 марта 2015 года. URL: http://nazaccent.ru/content/15163-v-duhovnom-upravlenii-musulman-rf-raskritikovali. html (Режим доступа свободный)

ходившихся в рядах ополчения на Донбассе, на исламскую умму России строятся на идее необходимости стране иметь ту форму ислама, которая будет служить интере-

сам страны и укреплять патриотические убеждения и законопослушность у мусульман страны.

Источники и литература:

1. В Духовном управлении мусульман РФ раскритиковали идею Русского мира // "Национальный акцент", 13 марта 2015 года. URL: http://nazaccent.ru/content/ 15163-v-duhovnom-upravlenii-musulman-rf-raskritikovali.html (Режим доступа свободный)

2. «Каждому бойцу обещали по дому, по два раба из числа сепаратистов...». Интервью с руководителем регионального отделения Союза добровольцев Донбасса // "Казанский репортер", 30 сентября 2017 года. URL: http://kazanreporter.ru/post/2560_kazhdomu_ boycu_obeschali_po_domu-_po_dva_raba_iz_chisla_separatistov (Режим доступа свободный)

3. Конференция «Современное отечественное мусульманское богословие и духовная безопасность России» // «Мусульманский мир». - 2017. - №1. - С.96

4. Сулейманов Р. За что воюют в Донбассе ополченцы из Татарстана // «Независимая газета», 25 марта 2015 года. URL: http://www.ng.ru/regions/2015-03-25/6_donbass.html (Режим доступа свободный)

5. Сулейманов Р.Р. Мусульмане Поволжья в рядах добровольцев на Донбассе: этнорелигиозная самоидентификация и мотивация участия в вооруженном конфликте // «Мусульманский мир». - 2017. - №2. -С.55-66

Vasyli Ivanov

THE VIEWS OF RUSSIAN MUSLIM VOLUNTEERS IN THE RANKS OF THE MILITIA ON THE DONBASS ON THE ISLAMIC UMMAH OF RUSSIA

Summary: Russian Muslims took part in the movement of volunteers who went to fight in the Donbass. This group of Russians had their own ideological convictions, based on the doctrine of the "Russian world". At the same time, these Muslims had their own views on the Islamic Ummah Russia, of which they were a part.

Keywords: Muslims, volunteers, war in the Donbass, Islamic Ummah

Sources and Literature:

1. In the Spiritual Directorate of Muslims of the Russian Federation, the idea of the Russian world was criticized // "National'niy accent", March 13, 2015. URL: http://nazaccent.ru/content/ 15163-v-duhovnom-upravlenii-musulman-rf-raskritikovali.html (Free access) (in Russian)

2. "Each warrior was promised around the house, two slaves from among the separatists ...". Interview with the head of the regional branch of the Union of Volunteers Donbass // "Kazanskiy reporter", September 30, 2017. URL:

http://kazanreporter.ru/post/2560_kazhdomu_ boycu_obeschali_po_domu-_po_dva_raba_iz_chisla_separatistov (Free access) (in Russian)

3. Conference "Modern domestic Muslim theology and spiritual security of Russia" // "Musulmanskiy mir". - 2017. - №1. - P.96 (in Russian)

4. Suleymanov R. For what the militiamen

from Tatarstan are fighting in Donbas // «Nezavisimaya gazeta», March 25, 2015. URL: http://www.ng.ru/regions/2015-03-25/6_donbass.html (Free access) (in Russian)

5. Suleymanov R.R. Muslims of the Volga region in the ranks of volunteers in the Donbas: ethno-religious self-identification and motivation for participation in an armed conflict // "Musulmanskiy mir". - 2017. - №2. - P.55-66 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.