УДК 94 (470.345)"1992/..."(045) DOI: 10.21685/2072-3024-2016-3-8
А. В. Мартыненко, Т. Д. Надькин
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)1
Аннотация.
Актуальность и цели. Современный период отечественной истории характеризуется ростом внешних вызовов Российскому государству, несущих прямую или косвенную угрозу ее национальной безопасности, социально-экономической и общественно-политической стабильности. В связи с этим целью статьи стал анализ влияния данных вызовов на стабильность региональных социумов на примере Республики Мордовия.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа материалов средств массовой информации (СМИ) Республики Мордовия и научных исследований. Основным методом исследования стал сравнительно-исторический, позволяющий обобщить сложные и зачастую внутренне противоречивые процессы, происходящие в субъектах Российской Федерации в первой половине 2010-х гг.
Результаты. На материалах Республики Мордовия проанализировано влияние геополитических вызовов современному Российскому государству на этнополитическую и конфессиональную ситуацию в его отдельных регионах. Прослеживается опасная тенденция к «повышению градуса напряженности» даже в стабильных и спокойных субъектах Российской Федерации под воздействием таких деструктивных факторов, как конфликт на Донбассе и распространение радикального салафийя.
Выводы. Сложившаяся за два с половиной десятилетия в Республике Мордовия модель бесконфликтного общественного развития, несмотря на рост внешних вызовов в последние годы, выдержала испытание и представляет собой ценный опыт и для других регионов нашей страны.
Ключевые слова: внешние вызовы, Республика Мордовия, этнополитиче-ская и конфессиональная ситуация, вооруженный конфликт на Юго-Востоке Украины, беженцы, религиозный радикализм, терроризм, салафийя.
A. V. Martynenko, T. D. Nadkin
MODERN CHALLENGES TO THE RUSSIAN STATE
AS A FACTOR OF DESTABILIZATION OF THE REGIONAL SOCIETY (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)
Abstract.
Background. The modern period of Russian history is characterized by the growth of external calls to the Russian state, bearing a direct or indirect threat to its national security, socio-economic and socio-political stability. In this regard, the aim of the work is to analyze their impact on the stability of regional societies by the example of the Republic of Mordovia.
1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-31-14003/15 «Региональные аспекты формирования российской нации».
Materials and methods. The research tasks were implemented through the analysis of the mass media of the Republic of Mordovia and research materials. The main method of the study was the comparative-historical, which allows to summarize complex and often internally contradictory processes taking place in the Russian Federation in the first half of the 2010s.
Results. On the basis of the materials of the Republic of Mordovia the author analyzed the influence of the geopolitical challenges of the modern Russian state in the ethno-political and confessional situation in some of its regions. One can witness a dangerous tendency to "increase the degree of tension", even in a stable and peaceful regions of Russia under the influence of destructive factors, such as the conflict in the Donbass and the spread of radical Salafiyya.
Conclusions. The current conflict-free model of social development, which has formed during the last two and a half decades in the Republic of Mordovia, despite the growth of external calls in recent years, has stood the test, and is a valuable experience for other regions of Russia.
Key words: external calls, the Republic of Mordovia, ethno-political and religious situation of armed conflict in the south-east of Ukraine, refugees, religious radicalism, terrorism, Salafiyya.
В начале 2010-х гг. Российская Федерация (РФ) столкнулась с целым рядом внешних вызовов, несущих прямую или косвенную угрозу ее национальной безопасности, социально-экономической и общественно-политической стабильности.
Резкому ухудшению российско-американских и, шире, российско-западных отношений за последние четверть века способствовали события на Украине 2014-2015 гг. «Евромайдан» и государственный переворот в Киеве были открыто поддержаны США и большинством европейских стран. Однако неожиданными для Запада последствиями этих событий стали возвращение полуострова Крым в состав России и вооруженный конфликт в юго-восточных областях Украины. Ответной реакцией наших «западных партнеров» стал введенный в отношении РФ режим международных санкций.
По масштабу и «накалу страстей» нынешний этап отношений России с Западом даже вынудил премьер-министра РФ Дмитрия Медведева заговорить о «скатывании во времена новой холодной войны» [1].
С 30 сентября 2014 г. центральное место в новостных программах заняла тема участия ВС РФ в военной операции в Сирийской Арабской Республике (САР). К данному шагу руководство нашей страны вынудила реальная угроза распада дружественного государства, игравшего немаловажную роль в поддержании хрупкого мира на Ближнем Востоке, возможность объединения террористов всех мастей вокруг ДАИШ, проникновение их на территорию России и ее союзников, а также нерешительные и вялые действия западной коалиции, чьи руководители главным образом были заняты организацией свержения законно избранного Президента САР Башара Асада. При этом неоднократные обращения России к США и их союзникам в Европе и на Ближнем Востоке с предложениями о совместных действиях против террористов долгое время просто игнорировались. Как известно, после достижения целей операции и решения о выводе с 15 марта 2016 г. основного контингента Воздушно-космических сил РФ из Сирии военное присутствие РФ в этой арабской стране сохраняется.
Все эти драматичные, зачастую трагические события и процессы оказывают огромное влияние фактически на все стороны жизни сегодняшнего российского социума. Это стало частью нашей повседневности. Все указанные выше вызовы, деструктивные процессы и явления, переживаемые всем российским обществом, как в зеркале, отразились в общественно-политической и конфессиональной жизни Республики Мордовия, входящей в состав Приволжского федерального округа.
В марте 2014 г. различные представители общественности Республики Мордовия выразили свою реакцию на разразившийся на Украине политический кризис, на действия российского руководства, в том числе на вхождение Республики Крым и Севастополя в состав России. Так, Глава Республики Мордовия (РМ) В. Д. Волков в интервью газете «Известия Мордовии» по данному поводу отметил: «Я уверен, что наш Президент совершил мужественный поступок. В последнее время Президент общался с представителями различных государств и испытал немалое давление со стороны противников усиления России, но он сохранил твердую позицию и уверенность в том, что Крым и Россия едины, Крым - это наша российская земля. И его поддержал российский народ, а народ Крыма доверяет Президенту России и свое будущее связывает только с Россией» [2].
Заместитель председателя Государственного собрания РМ и председатель Региональной национально-культурной автономии татар (РНКАТ) Мордовии «Якташлар» Рафаиль Аширов по поводу событий в Крыму отметил: «Я считаю, что решение о возможном вводе войск - это, скорее, больше предостережение тем националистическим силам, которые сейчас захватили власть на Украине. Но в случае беспорядков Россия, конечно же, не оставит в беде соотечественников и защитит своих людей, как это делает любое цивилизованное государство» [3]. Примечательно, что РНКАТ поддержала обращение Президента Татарстана Р. Н. Минниханова к крымским татарам с призывом не принимать участия в противостоянии с русским населением [4].
В Мордовию, как и в большинство других регионов страны, в рассматриваемое время стали прибывать беженцы с Украины. В сентябре 2014 г., по данным Председателя Госкомитета по труду и занятости РМ Дмитрия Борисова, на территории Мордовии находились 1872 беженца с Юго-Востока Украины, в том числе 1124 человека трудоспособного возраста; 25 студентов; 243 пенсионера, в том числе 28 инвалидов; 505 детей, в том числе 252 дошкольного возраста. Большинство из них (1433 чел., в том числе 244 ребенка) прибыло в республику летом, т.е. в период наиболее ожесточенных боев [5].
Как правило, в Мордовии прибывшие с Украины получали статус временного убежища, который давал право проживания и работы на территории России в течение одного года. Получив его, родители могли устроить детей в школу или детский сад, студенты - поступать в вузы (например, в МГУ им. Н. П. Огарева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева и др.) [6].
Социальная и психологическая адаптация беженцев неизбежно сопровождается разного рода конфликтными ситуациями. Осенью 2014 г. в центральных СМИ председатель партии «Яблоко» С. Митрохин заявил, что в селе Атьма Ромодановского района Республики Мордовия «обижают» беженцев с Украины. По его данным, беженцы получили деньги на обустройство от местного предпринимателя, который заставил их затем эту ссуду отрабаты-
вать, поставив в затруднительное материальное положение. Люди «... терпят постоянные оскорбления и запугивания со стороны руководства предприятия, лишены средств существования и доведены до отчаяния». По его утверждению «мордовский случай - далеко не единичный» [7]. Аналогичный по содержанию материал был также дан на «Радио Свобода» [8].
Ответом на рассмотренный выше телевизионный эпизод стал материал-опровержение в республиканских СМИ, в которых указывалось, что ситуация с тяжелым материальным положением беженцев в с. Атьма оказалась преувеличенной, где трактовка ситуации с беженцами названа утрированной, а недовольных необходимостью вычетов из зарплаты на погашение ссуды -абсолютным меньшинством [2]. Нежелание трех украинских семей выплачивать долги по ссуде, полученной от местного бизнесмена, ни в коей мере «долговым рабством» назвать нельзя, тем более что в итоге предприниматель уволил недовольных, фактически простив им крупную задолженность [9]. Очевидно, что в селе произошел производственный конфликт, в котором уязвимой стороной в силу ограниченности своих прав оказались беженцы с Украины.
Необходимо также упомянуть о том, что отдельные уроженцы Мордовии стали участниками событий на Юго-Востоке Украины. Например, в июле 2014 г. республику посетил по вопросам украинских беженцев генеральный прокурор Донецкой Народной Республики (ДНР) Равиль Халиков, уроженец Белозерья - крупнейшего татарского села Мордовии. Ветеран Афганской, Первой и Второй чеченских войн, Р. Халиков принял участие в крымских событиях, возглавив разведывательную роту местных ополченцев, а после начала боевых действий на Юго-Востоке Украины добровольцем вступил в ряды армии Донбасса, затем занял предложенный ему руководством ДНР пост генерального прокурора. В рабочей поездке его сопровождал заместитель, уроженец г. Саранска Василий Бородкин, который в интервью местным СМИ сообщил, что в армии ДНР воюют четыре жителя Мордовии [10]. В последствие Халиков был назначен вице-премьером Правительства самопровозглашенной республики [11].
В декабре того года уроженцы Мордовии, участвующие в военных действиях на стороне ополчения Новороссии в качестве добровольцев, понесли первую боевую потерю. 1 декабря 2014 г. под Мариуполем погиб, подорвавшись на мине-растяжке, 22-летний житель с. Дубровское Ичалковского района РМ Григорий Сурайкин, имевший позывной «Самурай» [12].
В конце августа - начале сентября 2014 г. в СМИ и Интернете появилась информация о гибели во время боя с ополченцами за курган Саур-Могила командира спецбатальона МВД Украины Темура Юлдашева (чемпион мира 2012 г. по пауэрлифтингу) [13]. По данным «Известий Мордовии», его малой родиной был г. Темников, куда он несколько раз раньше приезжал [14].
Так или иначе, участие уроженцев Мордовии в гражданской войне на Юго-Востоке является примером вовлеченности российских граждан (или бывших российских граждан, выходцев из России) в противостояние на Украине либо в качестве добровольцев - сторонников Новороссии, либо в составе сил АТО.
Экономические санкции, введенные странами Запада в отношении России в связи с событиями на Украине, были восприняты руководством Мордовии как уникальный шанс для мордовских аграриев ускоренно реализовать программу импортозамещения и расширить рынки сбыта. Об этом, в частности, официально заявил Глава РМ В. Д. Волков во время рабочей поездки по Рузаевскому и Инсарскому районам республики 14 августа 2014 г.: «А ситуация сегодня в мире и России такова, что средства можно получить достаточно быстро. Медлить нельзя. Потом нам скажут: хватит, страна накормлена! /.../ Да и санкции отменить могут. Поэтому сейчас нужно думать о завоевании продовольственных рынков, причем не только России, но и Европы. /.../ Санкции для нас - лишь толчок к развитию» [15]. По мнению авторов данной статьи, социально-экономическая ситуация в Республике Мордовия 2014-2016 гг. также является «зеркальной» по отношению к общероссийской ситуации. Секторальные санкции со стороны западных «партнеров» и ответные меры со стороны России не могли не отразиться на экономике республики, рост цен и сокращение реальной заработной платы сказались на благосостоянии части ее населения. Но руководство данного субъекта РФ продолжает курс на развитие инновационных производств в сочетании с максимальным использованием потенциала агропромышленного комплекса (АПК) Мордовии в области импортозамещения.
Не обошла стороной Мордовию 2010-х гг. и такая острая проблема, как борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом. Первые же попытки са-лафитских проповедников и боевиков развернуть деятельность на ее территории имели место еще в 1990-е гг. [16, с. 67].
Так получила продолжение тема причастности отдельных жителей Мордовии к международному «джихадистскому» движению. 4 марта 2015 г. Московский окружной военный суд на выездном заседании в Саранске приговорил 55-летнего жителя с. Белозерья Р. Абдуллова к пяти годам общего режима и штрафу в размере 200 тыс. руб. за содействие террористической деятельности путем финансирования (ст. 205.1 УК РФ). Как было установлено следствием, он отсылал деньги своему племяннику А. Янгличеву, который с марта 2014 г. воюет в Сирии на стороне салафитской вооруженной оппозиции и находится в международном розыске [17; 18, с. 90].
Несмотря на то что несколько уроженцев РМ в настоящее время находятся в Сирии и Пакистане в рядах различных салафитских вооруженных групп [18, с. 88-89], что является, безусловно, тревожным сигналом, необходимо признать, что абсолютное большинство мусульман республики оказались невосприимчивыми к проповеди религиозного радикализма, придерживаясь норм традиционного для Поволжья суннитского ислама ханифитского толка.
Таким образом, в Республике Мордовия первой половины 2010-х гг. в той или иной степени проявились те вызовы и деструктивные процессы, с которыми столкнулась Россия начала XXI столетия. В то же время этнопо-литическая и конфессиональная ситуация в РМ остается традиционно стабильной и спокойной [19, 20]. В республике большим влиянием и авторитетом пользуются Русская православная церковь и местная мусульманская умма [18, с. 15-23; 21; 22, с. 78; 23]. Развиваются православно-мусульманский диалог и социальное партнерство традиционных конфессий с республи-
канскими властями [18, с. 58-71; 24]. Комфортно себя чувствуют и представители других конфессий и этнокультурных движений [25-27].
Республика Мордовия сегодня являет нам пример долговременной бесконфликтности, хотя на протяжении двух с половиной постсоветских десятилетий данный субъект РФ испытал те же трудности, с которыми сталкивались другие российские регионы, в которых, несмотря на их более значительный экономический потенциал и зачастую более высокий уровень социального развития, проявилось общественное напряжение и даже противостояние. Поэтому модель бесконфликтного общественного развития современной Мордовии представляет собой весьма ценный опыт и для других регионов нашей страны.
Список литературы
1. Медведев объяснил свое высказывание о возобновлении холодной войны. - URL: http://rusplt.ru/news/medvedev-obyyasnil-svoe-vyiskazyivanie-o-vozobnovlenii-holod noy-voynyi-528652.html
2. Президент совершил мужественный поступок // Известия Мордовии. - 2014. -19 марта. - С. 3.
3. Рамаева, Р. Татары Мордовии поддерживают усилия Казани по сохранению мира в Крыму / Р. Рамаева // Юлдаш. Спутник. Общественно-политическая газета татар Республики Мордовия. - 2014. - 12 марта. - С. 1.
4. Клюева, О. Татары Мордовии поддерживают обращение Рустама Миннихано-ва / О. Клюева // Известия Мордовии. - 2014. - 5 марта. - С. 5.
5. 800 рублей в день беженцам? Это миф. - URL: http://izvmor.ru/news/view/22363
6. Злобина, И. Переселенцам с Украины помогает вся Мордовия / И. Злобина // Известия Мордовии. - 2014. - 27 августа. - С. 16.
7. Пиняев, В. Буря в стакане воды. Или как некоторые политики делают пиар на украинских беженцах / В. Пиняев // Известия Мордовии. - 2014. - 3 декабря. - С. 4.
8. Из Мордовии выселяют беженцев после передачи Соловьева // Радио Свобода. -URL: www .svoboda.org/archive/radio.../16564.html?id
9. Трифонова, К. Какая Атьма без «баяна»?! Украинские переселенцы «взбунтовались» против мордовского работодателя. Конфликт попыталась раздуть подзабытая партия «Яблоко» / К. Трифонова // Столица С. - 2014. - 9 декабря. - С. 42.
10. Ярцев, В. «Будет команда - и до Киева врага погоним!» Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики Равиль Халиков навестил в Мордовии украинских беженцев / В. Ярцев // Столица С. - 2014. - 29 июля. - С. 9.
11. Руслан Халиков назначен вице-премьером ДНР. - URL: http://saransk.bezformata. ru/listnews/ravil-halikov-naznachen-vitce/24744697/
12. Кузнецова, И. Путь Самурая. На Донбассе погиб ополченец из Мордовии -22-летний Григорий Сурайкин / И. Кузнецова // Столица С. - 2014. - 9 декабря. -С. 4-5.
13. Иванова, Ю. Житель Мордовии убит под Луганском? / Ю. Иванова // Столица С. - 2014. - 2 сентября. - С. 17.
14. Приехал чемпион на родину. - URL: http://www.gidrm.ru/news_mordovia/?id=18595
15. Володина, Н. Санкции для нас - лишь толчок к развитию! / Н. Володина // Столица С. - 2014. - 19 августа. - С. 19.
16. Мартыненко, А. В. Исламское возрождение в Поволжье в конце ХХ - начале ХХ1 в. (на материалах Татарстана, Мордовии, Чувашии, Марий Эл) / А. В. Мар-тыненко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 3 (35). - С. 62-70.
17. Житель Белозерья осужден за финансирование «аль-Каиды» // Известия Мордовии. - 2015. - 11 марта. - С. 22.
18. Мартыненко, А. В. Ислам в Республике Мордовия: потенциал, проблемы, перспективы / А. В. Мартыненко, Т. Д. Надькин, Д. В. Власенко. - Саранск, 2015. -115 с.
19. Богатова, О. А. Мониторинг межэтнических и межнациональных отношений в Республике Мордовия / О. А. Богатова, А. И. Карьгин // Финно-угорский мир. -2010. - № 1. - С. 78-88.
20. Тишков, В. А. Республика Мордовия. Религия и этничность в Мордовии / В. А. Тишков // Этноконфессиональная ситуация в Приволжском федеральном округе: бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 2003. - № 39. - С. 13-18.
21. Беляева, Н. Ф. Русская православная церковь в Мордовии в советский и постсоветский периоды: от гонений к возрождению / Н. Ф. Беляева, В. И. Лаптун, А. В. Мартыненко ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - 107 с.
22. Еремина, С. С. Православное возрождение в Мордовии постсоветского периода: от епархии к митрополии / С. С. Еремина, Т. Д. Надькин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 8 (58). - С. 77-80.
23. Салимов, М. Ш. Тенденция развития мусульманской общины Мордовии в 90-х гг. ХХ в. / М. Ш. Салимов // Историко-культурные аспекты полиэтничных регионов России : сб. ст. - Саранск, 2006. - С. 322-325.
24. Мартыненко, А. В. Православно-исламский диалог в Республике Мордовия: проблемы и перспективы / А. В. Мартыненко // Общественно-политическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX-XX вв.): проблемы изучения : сб. ст. - Казань, 2008. - С. 385-393.
25. Мартыненко, А. В. К вопросу о положении нехристианских конфессиональных меньшинств в Республике Мордовия / А. В. Мартыненко // Этничность и власть: региональные, национальные и глобальные проекты : сб. ст. - Севастополь, 2008. - С. 122-126.
26. Мартыненко, А. В. Республика Мордовия. Зарегистрирована еврейская религиозная община / А. В. Мартыненко, Н. В. Шилов // Этноконфессиональная ситуация в Приволжском Федеральном Округе: бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 2005. - № 104. - С. 11-12.
27. Мартыненко, А. В. Республика Мордовия. Неоиндуистская община в Саранске / А. В. Мартыненко, Н. В. Шилов // Этноконфессиональная ситуация в Приволжском Федеральном Округе: бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 2005. - № 103. - С. 7-8.
References
1. Medvedev ob"yasnil svoe vyskazyvanie o vozobnovlenii kholodnoy voyny [A. Medvedev explained his statement about the Cold War renewal]. Available at: http://rusplt.ru/ news/medvedev-obyyasnil-svoe-vyiskazyivanie-o-vozobnovlenii-holodnoy-voynyi-528 652.html
2. IzvestiyaMordovii [Mordovia news]. 2014, 19 March, p. 3.
3. Ramaeva R. Yuldash. Sputnik. Obshchestvenno-politicheskaya gazeta tatar Respubliki Mordoviya [Yuldash. The satellite. The sociopolitical newspaper of tatars in the Re-publc of Mordovia]. 2014, 12 March, p. 1.
4. Klyueva O. Izvestiya Mordovii [Mordovia news]. 2014, 5 March, p. 5.
5. 800 rubley v den' bezhentsam? Eto mif [800 rubles per day for refugees? It's a myth]. Available at: http://izvmor.ru/news/view/22363
6. Zlobina I. Izvestiya Mordovii [Mordovia news]. 2014, 27 August, p. 16.
7. Pinyaev V. Izvestiya Mordovii [Mordovia news]. 2014, 3 December, p. 4.
8. Radio Svoboda [Freedom radio]. Available at: www.svoboda.org/archive/radio.../16564. html?id
9. Trifonova K. Stolitsa S [S Capital]. 2014, 9 December, p. 42.
10. Yartsev V. Stolitsa S [S Capital]. 2014, 29 June, p. 9.
11. Ruslan Khalikov naznachen vitse-prem'erom DNR [Ruslan Khalikov appointed the vice-prime minister of the Donetsk Peoples Republic]. Available at: http://saransk. bezformata.ru/listnews/ravil-halikov-naznachen-vitce/24744697/
12. Kuznetsova I. Stolitsa S [S Capital]. 2014, 9 December, pp. 4-5.
13. Ivanova Yu. Stolitsa S [S Capital]. 2014, 2 September, p. 17.
14. Priekhal chempion na rodinu [The champion returned to the homeland]. Available at: http://www.gidrm.ru/news_mordovia/?id=18595
15. Volodina N. Stolitsa S [S CApital]. 2014, 19 August, p. 19.
16. Martynenko A. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Guma-nitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2015, no. 3 (35), pp. 62-70.
17. IzvestiyaMordovii [Mordovia news]. 2015, 11 March, p. 22.
18. Martynenko A. V., Nad'kin T. D., Vlasenko D. V. Islam v Respublike Mordoviya: po-tentsial, problemy, perspektivy [Islam in the Republic of Mordovia: potential, problems, prospects]. Saransk, 2015, 115 p.
19. Bogatova O. A., Kar'gin A. I. Finno-ugorskiy mir [The Finno-Ugric world]. 2010, no. 1, pp. 78-88.
20. Tishkov V. A. Etnokonfessional'naya situatsiya v Privolzhskom federal'nom okruge: byulleten' seti etnologicheskogo monitoringa i rannego preduprezhdeniya konfliktov [The ethnoconfessional situation in Volga Federal District: the bulletin of the ethnological monitoring and early conflict prevention network]. 2003, no. 39, pp. 13-18.
21. Belyaeva N. F., Laptun V. I., Martynenko A. V. Russkaya pravoslavnaya tserkov' v Mordovii v sovetskiy i postsovetskiy periody: ot goneniy k vozrozhdeniyu [The Russian Orthodox Church in Mordovia in the Societ and post-Societ periods: from persecution to revival]. Mordov. gos. ped. in-t. Saransk, 2013, 107 p.
22. Eremina S. S., Nad'kin T. D. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophic and juridical sciences, culturology and art studies. Theoretical and practical issues]. 2015, no. 8 (58), pp. 77-80.
23. Salimov M. Sh. Istoriko-kul'turnye aspekty polietnichnykh regionov Rossii: sb. st. [Historical and cultural aspects of polyethnic regions of Russia: collected papers]. Saransk, 2006, pp. 322-325.
24. Martynenko A. V. Obshchestvenno-politicheskaya mysl' i dukhovnaya kul'tura narodov Povolzh'ya i Priural'ya (XIX-XXvv.): problemy izucheniya: sb. st. [Sociopolitical ideas and spiritual culture of people of Volga and Ural regions (XIX-XX centuries): research problems: collected papers]. Kazan, 2008, pp. 385-393.
25. Martynenko A. V. Etnichnost' i vlast': regional'nye, natsional'nye i global'nye proekty: sb. st. [Ethnicity and authority: regional, national and global projects: collected papers]. Sevastopol, 2008, pp. 122-126.
26. Martynenko A. V., Shilov N. V. Etnokonfessional'naya situatsiya v Privolzhskom Federal'nom Okruge: byulleten' Seti etnologicheskogo monitoringa i rannego predu-prezhdeniya konfliktov [The ethnoconfessional situation in Volga Federal District: the bulletin of the ethnological monitoring and early conflict prevention network]. 2005, no. 104, pp. 11-12.
27. Martynenko A. V., Shilov N. V. Etnokonfessional'naya situatsiya v Privolzhskom Federal'nom Okruge: byulleten' Seti etnologicheskogo monitoringa i rannego predu-prezhdeniya konfliktov [The ethnoconfessional situation in Volga Federal District: the bulletin of the ethnological monitoring and early conflict prevention network]. 2005, no. 103, pp. 7-8.
Мартыненко Александр Валентинович
доктор исторических наук, профессор, кафедра всеобщей истории, Мордовский государственный педагогический институт
(Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11а) E-mail: [email protected]
Надькин Тимофей Дмитриевич доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной истории и этнологии, Мордовский государственный педагогический институт
(Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11а) E-mail: [email protected]
Martynenko Alexander Valentinovitch Doctor of historical sciences, professor, sub-department of general history, Mordovia State Pedagogical Institute (11a Studencheskaya street, Saransk, Russia)
Nadkin Timofey Dmitrievitch Doctor of historical sciences, professor, sub-department of native history and ethnology, Mordovia State Pedagogical Institute (11a Studencheskaya street, Saransk, Russia)
УДК 94 (470.345)"1992/.. ."(045) Мартыненко, А. В.
Современные вызовы Российскому государству как фактор дестабилизации регионального социума (на примере Республики Мордовия) /
А. В. Мартыненко, Т. Д. Надькин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (39). - С. 82-90. DOI: 10.21685/2072-3024-2016-3-8