Научная статья на тему 'Этнокультурное движение мордовского народа в контексте социального партнерства с властью (начало 1990-х - 2010-е гг. )'

Этнокультурное движение мордовского народа в контексте социального партнерства с властью (начало 1990-х - 2010-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ВЛАСТЬ / МОРДОВСКИЙ НАРОД / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / REPUBLIC OF MORDOVIA / POST-SOVIET PERIOD / GOVERNMENT / PEOPLE OF MORDOVIA / ETHNICAL AND CULTURAL MOVEMENT / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Надькин Тимофей Дмитриевич, Фомин Андрей Викторович

Актуальность и цели. Постсоветский период характеризуется ростом национального самосознания народов, возникновением этнокультурных движений и их влиянием на общественно-политические и социально-экономические процессы в субъектах Российской Федерации. В связи с этим актуальным является изучение различных форм и методов взаимодействия в российских регионах между этнокультурными движениями и властными структурами, способствующих в конечном итоге формированию российской идентичности. Цель работы проанализировать особенности процесса формирования партнерских отношений между этнокультурным движением (мокшанского и эрзянского) мордовского народа и властями Мордовии в начале 1990-х 2010-е гг. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе документов этнокультурного движения мордовского народа, материалов периодической печати и научных исследований. Основным методом исследования, которое легло в основу данной статьи, стал сравнительно-исторический, позволяющий обобщить сложные и зачастую внутренне противоречивые процессы, происходящие в этнокультурном движении мордовского народа, его взаимодействие с властями в начале 1990-х 2010-е гг. Результаты. Рассмотрены основные этапы эволюции этнокультурного мордовского (мокшанского и эрзянского) движения, его пути от противостояния к поиску различных форм взаимодействия и налаживания социального партнерства с региональными властями, к осознанию роли в формирующейся российской идентичности. Это способствовало сохранению этнополитической стабильности Мордовии, ее достаточно эффективному социально-экономическому и политическому развитию, укреплению культурных связей с мордовской диаспорой, росту авторитета среди других субъектов Российской Федерации. Выводы. В Республике Мордовия накоплен опыт формирования успешного взаимодействия и социального партнерства между этнокультурным движением мордовского (мокшанского и эрзянского) народа и структурами государственной власти. Это способствовало сохранению этнополитической стабильности Мордовии, ее эффективному социально-экономическому и политическому развитию, укреплению культурных связей с мордовской диаспорой, росту авторитета среди других регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNICAL AND CULTURAL MOVEMENT OF MORDVINIAN NATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL PARTNERSHIP WITH AUTHORITIES (EARLY 1990s-2010s)

Background. The Post-Soviet period is characterized by the growth of national consciousness, emergence of ethnical and cultural movements and their impact on social, political and economic processes in the Russian Federation. In this regard, it is relevant to study various forms and methods of cooperation between Russian ethnical and cultural movements and the authorities in regions that contribute to ultimate formation of the Russian identity. The purpose of this paper is to analyze characteristics of formation of partnerships between the Mordvinian ethnical and cultural movement (Moksha and Erzya) and the authorities of Mordovia in the early 1990s-2010s. Materials and methods. The research tasks were implemented on the basis of the analysis of documents of the ethnical and cultural movement of the Mordvinian nation, materials, periodicals and researches. The basic method of investigation, which formed the basis of this article, was the comparative historical method. It allowed to summarize a complex of often internally contradictory processes taking place in the ethnical and cultural movement of the Mordvinian nation, its interaction with the authorities at the beginning of the 1990s-2010s. Results. The authors considered the main stages of evolution of the ethnical and cultural Mordvinian (Moksha and Erzya) movement, the way of this movement from confrontation to various forms of interaction and establishment of a social partnership with regional authorities, to recognition of the role of Russia in the emerging identity. This has contributed to preservation of the ethno-political stability of Mordovia, its quite effective social, economic and political development, strengthening of cultural ties with the Mordvinian diaspora, increased credibility among the other subjects of the Russian Federation. Conclusions. The Republic of Mordovia has accumulated the experience of successful cooperation and formation of social partnerships between the ethnical and cultural movement of the Mordvinian (Moksha and Erzya) nation and the state power structures. This has contributed to preservation of the ethno-political stability of Mordovia, its effective social, economic and political development, strengthening of cultural ties with the Mordvinian diaspora, increase credibility among the other regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное движение мордовского народа в контексте социального партнерства с властью (начало 1990-х - 2010-е гг. )»

УДК 94(470.345)"19/20"(045)

Т. Д. Надькин, А. В. Фомин

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОРДОВСКОГО НАРОДА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С ВЛАСТЬЮ (НАЧАЛО 1990-х - 2010-е гг.)1

Аннотация.

Актуальность и цели. Постсоветский период характеризуется ростом национального самосознания народов, возникновением этнокультурных движений и их влиянием на общественно-политические и социально-экономические процессы в субъектах Российской Федерации. В связи с этим актуальным является изучение различных форм и методов взаимодействия в российских регионах между этнокультурными движениями и властными структурами, способствующих в конечном итоге формированию российской идентичности. Цель работы - проанализировать особенности процесса формирования партнерских отношений между этнокультурным движением (мокшанского и эрзянского) мордовского народа и властями Мордовии в начале 1990-х - 2010-е гг.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе документов этнокультурного движения мордовского народа, материалов периодической печати и научных исследований. Основным методом исследования, которое легло в основу данной статьи, стал сравнительно-исторический, позволяющий обобщить сложные и зачастую внутренне противоречивые процессы, происходящие в этнокультурном движении мордовского народа, его взаимодействие с властями в начале 1990-х - 2010-е гг.

Результаты. Рассмотрены основные этапы эволюции этнокультурного мордовского (мокшанского и эрзянского) движения, его пути от противостояния к поиску различных форм взаимодействия и налаживания социального партнерства с региональными властями, к осознанию роли в формирующейся российской идентичности. Это способствовало сохранению этнополитической стабильности Мордовии, ее достаточно эффективному социально-экономическому и политическому развитию, укреплению культурных связей с мордовской диаспорой, росту авторитета среди других субъектов Российской Федерации.

Выводы. В Республике Мордовия накоплен опыт формирования успешного взаимодействия и социального партнерства между этнокультурным движением мордовского (мокшанского и эрзянского) народа и структурами государственной власти. Это способствовало сохранению этнополитической стабильности Мордовии, ее эффективному социально-экономическому и политическому развитию, укреплению культурных связей с мордовской диаспорой, росту авторитета среди других регионов России.

Ключевые слова: Республика Мордовия, постсоветский период, власть, мордовский народ, этнокультурное движение, социальное партнерство.

T. D. Nadkin, A. V. Fomin

ETHNICAL AND CULTURAL MOVEMENT OF MORDVINIAN NATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL PARTNERSHIP WITH AUTHORITIES (EARLY 1990s-2010s)

Abstract.

Background. The Post-Soviet period is characterized by the growth of national consciousness, emergence of ethnical and cultural movements and their impact on

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-3114003/15 «Региональные аспекты формирования российской нации».

social, political and economic processes in the Russian Federation. In this regard, it is relevant to study various forms and methods of cooperation between Russian ethnical and cultural movements and the authorities in regions that contribute to ultimate formation of the Russian identity. The purpose of this paper is to analyze characteristics of formation of partnerships between the Mordvinian ethnical and cultural movement (Moksha and Erzya) and the authorities of Mordovia in the early 1990s-2010s.

Materials and methods. The research tasks were implemented on the basis of the analysis of documents of the ethnical and cultural movement of the Mordvinian nation, materials, periodicals and researches. The basic method of investigation, which formed the basis of this article, was the comparative historical method. It allowed to summarize a complex of often internally contradictory processes taking place in the ethnical and cultural movement of the Mordvinian nation, its interaction with the authorities at the beginning of the 1990s-2010s.

Results. The authors considered the main stages of evolution of the ethnical and cultural Mordvinian (Moksha and Erzya) movement, the way of this movement from confrontation to various forms of interaction and establishment of a social partnership with regional authorities, to recognition of the role of Russia in the emerging identity. This has contributed to preservation of the ethno-political stability of Mordovia, its quite effective social, economic and political development, strengthening of cultural ties with the Mordvinian diaspora, increased credibility among the other subjects of the Russian Federation.

Conclusions. The Republic of Mordovia has accumulated the experience of successful cooperation and formation of social partnerships between the ethnical and cultural movement of the Mordvinian (Moksha and Erzya) nation and the state power structures. This has contributed to preservation of the ethno-political stability of Mordovia, its effective social, economic and political development, strengthening of cultural ties with the Mordvinian diaspora, increase credibility among the other regions of Russia.

Key words: Republic of Mordovia, Post-Soviet period, government, people of Mordovia, ethnical and cultural movement, social partnership.

Конец 80-х - начало 90-х гг. ХХ в. характеризуется небывалым всплеском национального самосознания народов, населяющих Россию, усилением центробежных сил в стране на фоне крушения скрепляющих долгое время многонациональное государство идеологем, размыванием основ советской идентичности, резким ухудшением социально-экономической ситуации в Советском Союзе. В полной мере это относится к Мордовии (1934-1990 гг. -Мордовская АССР; 1990-1994 гг. - Мордовская ССР; с 1994 г. - Республика Мордовия), состав населения которой во многом отражает полиэтничный характер российского социума. Так, согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., этнический состав населения республики следующий: русские - 53,16 %; мордва (эрзя и мокша) - 39,91 %; татары - 5,20 %; украинцы, армяне, чуваши, белорусы, азербайджанцы, узбеки, цыгане, таджики и представители других национальностей - около 2 % [1].

При этом именно мордовский народ в силу объективных причин является титульной нацией, давшей имя этому субъекту Российской Федерации со столицей в г. Саранске. Однако более 55 % мордвы проживает в других регионах России (Пензенская, Ульяновская, Самарская, Нижегородская и Оренбургская области, Татарстан и Башкортостан, Москва и Московская область и др.).

Мордовская интеллигенция (преподаватели Мордовского госуниверситета им. Н. П. Огарева и Мордовского госпединститута им. М. Е. Евсевьева) стала в конце 1980-х гг. инициатором пробуждения национального самосознания народа, тем самым продолжив традиции созданного в 1917 г. под председательством М. Е. Евсевьева «Мордовского культурно-просветительского общества».

История мордовского этнокультурного движения в постсоветский период стала предметом изучения целого ряда научных трудов ведущих ученых Республики Мордовия, среди них В. К. Абрамов [2], О. В. Абрамова [3], Д. В. Доленко и В. А. Юрченков [4], А. В. Мартыненко [5], Т. И. Щербакова [6] и др. В них нашли отражение отдельные аспекты его становления, некоторые вопросы взаимодействия с властными структурами и с общественно-политическими движениями, вклад в его развитие представителей национальной интеллигенции республики и т. д.

В данной статье на основе анализа документов съездов мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, материалов периодической печати и научных исследований акцентировано внимание на проблеме эволюции мордовского этнокультурного движения, его пути от противостояния к поиску различных форм взаимодействия и налаживания социального партнерства с региональными властями, к осознанию роли в формирующейся российской идентичности. В этом неоднозначном и длительном процессе условно можно выделить следующие периоды: с конца 1980-х до начала 2000-х гг. (от «Вай-гель» и «Масторавы» [7] к I Всероссийскому съезду мордвы; II и III съезды мордовского народа); с начала 2000-х до 2014 г. (IV-VI съезды мордовского народа, празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства).

В период «перестройки» и первых постсоветских лет реакция лидеров (Д. Т. Надькин и др.) этнокультурного движения на обострившиеся проблемы мордовского этноса (ассимиляция и русификация, распространение «этнического нигилизма», миграция и пр.) была довольно жесткой. Съезд «Масторавы» (август 1990 г.), а затем I Всероссийский съезд мордвы (май 1992 г.) продемонстрировали всю решимость бороться с «нарастанием процессов ассимиляции эрзян и мокшан, языковой и культурной деградацией, историческим беспамятством и нигилизмом, отмеченных большей интенсивностью, чем аналогичные процессы у других крупных этносов России. Звучали требования переименования республики в Эрзянскую и Мокшанскую АССР; образования в местах компактного проживания эрзян и мокшан в других субъектах РСФСР автономных административно-территориальных единиц; установления прямых экономических и культурных связей республики с Финляндией и Венгрией; введения обучения на родных языках в дошкольных учреждениях и в начальной школе; открытия в Саранске Национального культурного центра и т.д. [2, с. 45-47].

В то же время обозначенные выше проблемы интересовали тогдашнее руководство Мордовии лишь с точки зрения упрочения своей политической власти в ходе борьбе с соперниками.

Так, в начале 1990-х гг. национальная интеллигенция фактически поддержала демократическое движение в республике, наивно полагая, что, отрешив от власти обком КПСС во главе с А. И. Березиным, сможет добиться

большей реализации прав мордовского народа на этнокультурное развитие. Однако избранный в декабре 1991 г. Президентом В. Д. Гуслянников и его команда, очевидно исходя из исторически сложившейся ситуации, когда мордовский народ в рамках созданной еще в 1930 г. своей государственности оказался в меньшинстве, не считал нужным оказывать какие-то преференции титульной нации. Более того, «демократическая пресса» развернула кампанию по дискредитации достижений национальной мордовской культуры (музыкального и изобразительного искусства, драматургии и литературы и т.д.). В этих условиях сторонники этнокультурного возрождения перешли в оппозицию к «демократическому правительству», став на сторону его противников в Верховном Совете МССР [8, с. 427].

Ликвидация поста Президента МССР и отрешение от власти В. Д. Гус-лянникова в апреле 1993 г., которого поддерживало руководство России, привело только к новому витку политического противостояния в Мордовии на фоне все ухудшающегося социально-экономического положения.

Таким образом, важнейшим итогом начала конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ столетия стало возрождение этнокультурного движения мордовского народа, практически сразу принявшего всероссийский характер, заявившего о себе как об одном из влиятельных общественно-политических организаций тогдашней Мордовии. Проведенные форумы продемонстрировали «единство народа, его стремление к консолидации, к сохранению своей самобытности» [2, с. 12].

В период с середины и до конца 1990-х гг. происходило дальнейшее укрепление основ национальной идентичности мордовского народа на фоне поиска в президентство Б. Н. Ельцина новых подходов к внутренней и внешней политике России, формирования эффективной вертикали власти в самой Мордовии, объединения в республике вокруг идеи «Согласие. Порядок. Созидание» всех общественно-политических сил.

Проведение Второго (март 1995 г.) и особенно Третьего (октябрь 1999 г.) съездов показало, что руководство Движения за возрождение мордовского народа и руководство республики во главе с Н. И. Меркушкиным сделали важные шаги навстречу по пути решению накопившихся проблем, в том числе опираясь теперь и на поддержку Правительства России. В выступлениях на съездах, очевидно учитывая печальный опыт Чеченской Республики, особо подчеркивалось, что в деятельности движения, его выборных органах, содержании программных документов не было и нет «даже тени сепаратизма, национализма и местничества», мордовский народ никогда не проявлял «конфронтации ни с русскими, ни с татарами, ни с другими национальностями, проживающими как на территории Республики Мордовия, так и в других регионах России» [2, с. 103].

Начиная с 111-го съезда в повестку дня традиционно стали включаться помимо отчета председателя исполкома Совета возрождения мордовского народа профессора М. В. Мосина выступления Главы Республики Мордовия (РМ) (1995-2012 гг. - Н. И. Меркушкин; с 2012 г. - В. Д. Волков) и обязательно министров образования, культуры, печати и информации РМ.

Первые результаты более тесного взаимодействия этнокультурного движения и региональной власти были очевидны: в принятой в 1995 г. Конституции Республики Мордовия [9] съезд мордовского народа получил право

законодательной инициативы в Государственном Собрании; в 1998 г. был создан Государственный комитет Республики Мордовия по национальной политике, принят Закон «О государственных языках Республики Мордовия», в соответствии с которым стали предприниматься конкретные меры по расширению использования мордовских языков в сфере образования (изучение мордовских языков на старшей ступени обучения, расширение сети школ с изучением мордовских языков) и т.д. [3, с. 6].

В начале XXI столетия заметно выросла интенсивность развития сотрудничества и социального партнерства этнокультурного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа с государственными структурами РМ. Этот региональный процесс во многом был обусловлен новыми общероссийскими реалиями, о которых, например, историк Т. И. Щербакова так писала: «Политика усиления государства, проводимая Президентом РФ В. В. Путиным, изменила отношения между центром и республиками, проявлением чего стало, в частности, изменение политического курса федерального государства в отношении структур и деятельности финно-угорского сообщества» [6, с. 253]. Именно в этот период руководство РМ стало еще более внимательно относиться к нуждам национальной культуры и образования и, несмотря на трудности с финансированием, оказывать помощь и поддержку в деле выпуска газет, журналов, книг, радио- и телепередач на мокшанском и эрзянском языках, а также работе национального театра, филармонии, музея и т.д.

Положительные сдвиги в общественном сознании населения Мордовии в начале ХХ1 столетия показало проведенное в Мордовии в рамках Российско-Финляндского проекта 2005-2008 гг. анкетирование в 2007 г., одной из целей которого было выявление отношения к политике государства в области национальных отношений. При этом больше половины респондентов (мордва и русские) ответили в целом положительно на вопрос «Довольны ли Вы национальной политикой в Вашей республике?» [3, с. 6-7].

В то же время (и это особенно подчеркивалось в выступлениях на IV и V съездах) так и не была решена проблема снижения общей численности мордовского народа в Российской Федерации (1989 г. - 1073 тыс. чел., в 2002 г. - 843 тыс. чел.) [10].

Именно в связи с этим программным лозунгом V съезда, определившим основные задачи и вызовы, стоящие перед этнокультурным движением мордвы в начале XXI столетия, стала «Консолидация мордовского народа в условиях глобализации (Навеки в единстве!)». Прежде всего речь шла об эффективной организации этнокультурного воспитания населения в условиях урбанизации, когда все больше представителей сельской мордвы, исконно бывших хранителями национальной культуры, переезжают в города. Основной акцент при этом делался на преподавание мордовских языков и мордовской культуры в городских школах РМ. Об этом, в частности, говорил в своем докладе на пленарном заседании съезда М. В. Мосин: «Из года в год молодые люди, да и не только молодые, покидают свои села и уезжают в города. Как известно, хранителем культуры и языков финно-угров в основном являются сельские поселения, поэтому при их исчезновении может быть утрачена и самобытная культура этноса. Чтобы не допустить этого, необходимо создать условия для развития национальных языков, культуры в новых условиях - городской среде» [11, с. 24].

В январе 2009 г. Президент РФ Д. А. Медведев подписал Указ «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» [12]. Этому предшествовала проведенная учеными РМ огромная кропотливая научная работа по обоснованию роли мордвы (а шире всех финно-угров Поволжья) в строительстве российской государственности. Так, например, В. А. Юрченков, один из ведущих историков Мордовии, в своем докладе на V съезде мордовского (мокшанского и эрзянского) народа (октябрь 2009 г.) сделал следующий вывод: «Мордовский этнос - одна из неразрывно существующих частей российского социума, о чем свидетельствует и ее история, и ее современность. Мордовский народ - один из государство-образующих народов России» [13, с. 82].

Последовавшая за этим подготовка к празднованию включала реализацию большого числа мероприятий, направленных на сохранение и развитие языка и культуры мордовского народа, на укрепление связей с мордовской диаспорой от Калининграда до Владивостока, на динамичное социально-экономическое развитие многонациональной РМ. Кульминацией стали масштабные торжества, проведенные 24-25 августа 2012 г., центром которых стала столица РМ - г. Саранск, в которых приняло участие высшее руководство страны во главе с Президентом РФ В. В. Путиным и многочисленные гости из российских регионов и из-за рубежа.

24 августа в Саранске под председательством Президента РФ В. В. Путина состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям, на котором он подчеркнул символичное значение начала работы указанного Совета именно в Саранске во время торжеств: «Считаю, что это важное общероссийское событие, имея в виду, что страна наша изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство». В ходе работы Совета было сказано о необходимости укрепления России как уникальной цивилизации, со своей региональной спецификой, этнокультурным и религиозным многообразием, которое В. В. Путин оценил как «наше великое конкурентное преимущество» [14, с. 6].

В результате в общественном сознании народов России был значительно укреплен образ мордвы как одного из государствообразующих народов, усилилась консолидация финно-угорского сообщества, дан новый импульс развитию культуры финно-угорских народов, обогащению международных культурных связей. Произошло некоторое увеличение численности мордвы по Всероссийской переписи населения в самой РМ: с 283 861 до 333 112 чел. (т.е. почти на 50 тыс.) [1].

23-25 октября 2014 г. в Саранске, а также в п. Атяшево одноименного района и с. Старая Теризморга Старошайговского района РМ прошли мероприятия, связанные с проведением VI съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа под девизом «Мордовский народ - в формировании общероссийской гражданской идентичности». В работе съезда приняли участие 344 делегата более чем из 30 регионов России, 73 наблюдателя и около 80 гостей, в том числе зарубежных [15].

В торжественном открытии VI съезда, проходившем в Государственном музыкальном театре им. И. М. Яушева, принял участие Глава РМ В. Д. Волков. В своем выступлении он отметил, что съезд собрал в республике представителей мордовской диаспоры со всех концов нашей страны - от Калининградской области до Приморского края, от Сыктывкара до Крыма:

«Ваш энтузиазм, самоотверженное служение делу национального возрождения, ваш интерес к тому, чем живет наша республика, вызывает огромное уважение. Мы благодарны вам за вашу верность историческим истокам, нашим национальным традициям. В настоящее время тема Съезда актуальна и значима на фоне тех сложных процессов, которые происходят в стране и в мире. Органы власти и общественные институты страны уделяют пристальное внимание вопросам национального строительства, укрепления единства народов, достижения духовно-нравственной и социально-политической гармонии. Согласие - это залог экономических и социальных преобразований» [16].

На съезде были подведены итоги развития этнокультурного движения мордовского народа за последнюю четверть века, определены пути, с одной стороны, дальнейшей работы по повышению самосознания мордовского народа, сохранению и популяризации языков и культуры, а с другой - роли мордовского народа и этнокультурного движения в формировании общероссийской гражданской идентичности.

В ходе работы съезда произошли организационные изменения, в результате которых Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа (МОДМН) было преобразовано в Межрегиональную общественную организацию мордовского (мокшанского и эрзянского) народа под председательством декана филологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева, исполнительного директора Поволжского центра финно-угорских народов Ю. А. Мишанина (до этого данную должность занимал профессор филологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева М. В. Мосин).

Участники съезда выработали ряд рекомендаций и предложений по повышению статуса национальных СМИ до социально значимой литературы, активизации работы министерств РМ и этнокультурных общественных организаций в Интернете, созданию при Министерстве образования РМ структурного подразделения по вопросам этнокультурного образования, увеличению затрат на гастроли ансамблей из республики в регионы с компактным проживанием мордвы. Особое внимание было обращено на проблему обеспечения регионов России учителями мокшанских и эрзянских языков, организации на базе вузов Мордовии курсов по этнополитике для госслужащих и т.п. [17].

Таким образом, опыт РМ за почти четверть века постсоветского развития представляет собой пример (при всех его издержках) формирования успешного взаимодействия и социального партнерства между, с одной стороны, этнокультурным движением мордовского (мокшанского и эрзянского) народа и, с другой стороны, структурами государственной власти. Данное сотрудничество во многом способствовало сохранению этнополитической стабильности Мордовии, ее достаточно эффективному социально-экономическому и политическому развитию, укреплению культурных связей с мордовской диаспорой, росту авторитета среди других субъектов Российской Федерации.

Список литературы

1. Население Мордовии. - URL: ru.wikipedia.org/wiki/Мордовия

2. Абрамов, В. К. Мордовский народ от съезда к съезду / В. К. Абрамов. -Саранск, 2004. - 160 с.

3. Абрамова, О. В. Мордовские национальные общественные организации в современном этнополитическом и этнокультурном пространстве Республики Мордовия / О. В. Абрамова // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 2. - С. 3-7.

4. Доленко, Д. В. Правящий класс и властные структуры Мордовии: вехи истории и современное состояние / Д. В. Доленко, В. А. Юрченков // Мордовия в период реформ. - Саранск, 2013. - С. 58-83.

5. Мартыненко, А. В. Этнокультурные движения в Мордовии 1990-х - начала 2000-х гг.: потенциал, проблемы, перспективы развития / А. В. Мартыненко // Мордовский народ в составе Российской государственности: история и современность : сб. ст. - Саранск, 2011. - С. 174-178.

6. Щербакова, Т. И. Этнический фактор в финно-угорских республиках России в конце ХХ - начале XXI в.: проблемы и подходы / Т. И. Щербакова // Социально-демографические проблемы Поволжья в этническом измерении : материалы Все-рос. науч. конф. (г. Саранск, 22-23 мая 2007 г.). - Саранск, 2007. - С. 249-253.

7. Резолюция Всесоюзного общества национального возрождения «Масторава» // Мордовский народ от съезда к съезду. - Саранск, 2004. - С. 45-47.

8. История Мордовии : в 3 т. Т. 3. От Гражданской войны к гражданскому обществу / под ред. Н. М. Арсентьева. - Саранск, 2010. - 512 с.

9. Конституция Республики Мордовия (принята 21 сентября 1995 г.) (с изменениями и дополнениями). - URL: http://constitution.garant.rU/region/cons_mordov/chapter/5/

10. Мордва. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

11. Мосин, М. В. Консолидация мордвы в условиях глобализации / М. В. Мосин // Консолидация мордвы в условиях глобализации : материалы V съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. - Саранск, 2010. - С. 24.

12. О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства : указ. - URL: http://www.mordva1000.ru/

13. Юрченков, В. А. Мордва в российском социуме: история и современность / В. А. Юрченков // Консолидация мордвы России в условиях глобализации : материалы V съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. - Саранск,

2010. - С. 82.

14. Терешина, Т. Россия - уникальная цивилизация! Президент России провел в Саранске первое заседание Совета по межнациональным отношениям / Т. Тере-шина // Известия Мордовии. - 2012. - 29 августа. - С. 6.

15. Мордовия собрала своих «сынов» и «дочерей» на съезд // Республика молодая. -2014. - 29 октября. - С. 4.

16. В Саранске открылся VI съезд мордовского народа // Regnum. Информационное агентство. - URL: www.regnum.ru/news/polit/1859719.html

17. VI съезд мордовского народа // Известия Мордовии. - 2014. - 29 октября. - С. 7.

References

1. Naselenie Mordovii [Population of Mordovia]. Available at: ru.wikipedia.org/wiki/ Mordoviya

2. Abramov V. K. Mordovskiy narod ot s"ezda k s"ezdu [Mordvinian nation from congress to congress]. Saransk, 2004, 160 p.

3. Abramova O. V. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Bulletin of Chuvashia University].

2011, no. 2, pp. 3-7.

4. Dolenko D. V., Yurchenkov V. A. Mordoviya v period reform [Mordovia in the period of reforms]. Saransk, 2013, pp. 58-83.

5. Martynenko A. V. Mordovskiy narod v sostave Rossiyskoy gosudarstvennosti: istoriya i sovremennost': sb. st. [Mordvinian nation within the Russian statehood: history and modern times: collected papers]. Saransk, 2011, pp. 174-178.

6. Shcherbakova T. I. Sotsial'no-demograficheskie problemy Povolzh'ya v etnicheskom izmerenii: materialy Vseros. nauch. konf. (g. Saransk, 22-23 maya 2007 g.) [Sociode-mographic problems of Volga region in ethnic terms: proceedings of the All-Russian scientific conference (Saransk, 22-23 May 2007)]. Saransk, 2007, pp. 249-253.

7. Mordovskiy narod ot s"ezda k s"ezdu [Mordvinian nation from congress to congress]. Saransk, 2004, pp. 45-47.

8. Istoriya Mordovii: v 3 t. T. 3. Ot Grazhdanskoy voyny k grazhdanskomu obshchestvu [History of Mordovia: in 3 volumes. Vol 3. From civil war to civil society]. Ed. by N. M. Arsent'eva. Saransk, 2010, 512 p.

9. Konstitutsiya Respubliki Mordoviya (prinyata 21 sentyabrya 1995 g.) (s izmeneniyami i dopolneniyami) [The constitution of the Republic of Mordovia (adopted on 21st September 1995) (supplemented and revised)]. Available at: http://constitution.garant.ru/ region/cons_mordov/chapter/5/

10. Mordva [Mordvinians]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

11. Mosin M. V. Konsolidatsiya mordvy v usloviyakh globalizatsii: materialy V s"ezda mordovskogo (mokshanskogo i erzyanskogo) naroda [Consolidation of mordvinians in globalization: proceedings of V congress of mordvinian (Moksha and Erzya) nation]. Saransk, 2010, p. 24.

12. O prazdnovanii 1000-letiya edineniya mordovskogo naroda s narodami Rossiyskogo gosudarstva: ukaz [On celebration of 1000th anniversary of unity between mordvinian people and the Russian state: decree]. Available at: http://www.mordva1000.ru/

13. Yurchenkov V. A. Konsolidatsiya mordvy Rossii v usloviyakh globalizatsii: materialy V s"ezda mordovskogo (mokshanskogo i erzyanskogo) naroda [Consolidation of mord-vinians in globalization: proceedings of V congress of mordvinian (Moksha and Erzya) nation]. Saransk, 2010, p. 82.

14. Tereshina T. IzvestiyaMordovii [Mordovia proceedings]. 2012, 29 August, p. 6.

15. Respublika molodaya [The young republic]. 2014, 29 October, p. 4.

16. Regnum. Informatsionnoe agentstvo [Information agency]. Available at: www.regnum. ru/news/polit/1859719.html

17. Izvestiya Mordovii [Mordovia proceedings]. 2014, 29 October, p. 7.

Надькин Тимофей Дмитриевич

доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной истории и этнологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11а)

Nadkin Timofey Dmitrievich Doctor of historical sciences, professor, sub-department of Russian history and ethnology, Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev (11a Studencheskaya street, Saransk, Russia)

E-mail: rus_history@mordgpi.ru, general_history@mordgpi.ru

Фомин Андрей Викторович

соискатель, кафедра отечественной истории и этнологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11а)

Fomin Andrey Victorovich Applicant, sub-department of Russian history and ethnology, Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev

(11a Studencheskaya street, Saransk, Russia)

E-mail: rus_history@mordgpi.ru, general_history@mordgpi.ru

УДК 94(470.345)"19/20"(045) Надькин, Т. Д.

Этнокультурное движение мордовского народа в контексте социального партнерства с властью (начало 1990-х - 2010-е гг.) / Т. Д. Надькин, А. В. Фомин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (36). - С. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.