ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 18
УДК 342.41
Бугаёва Полина Николаевна Южный федеральный университет Юридический факультет Россия, Ростов-на-Дону poli [email protected] Bugaeva Polina Southern Federal University Faculty of Law Russia, Rostov-on-Don
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ НА ТЕРРИТОРИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА Аннотация: В статье рассмотрена возможность предоставления конституционных гарантий защиты прав человека и гражданина лицам, которые проживают на территории непризнанных государств постсоветского пространства. В связи со сложной политической, экономической и военной обстановкой на данных территориях нередко происходит нарушение базовых прав человека. Вновь созданные органы на неподконтрольных материнскому государству территориях обязаны взять на себя ответственность за сохранность таких прав и их гарантированность.
Ключевые слова: непризнанное государство, защита прав и свобод человека, гарантии прав личности, конституционные гарантии, постсоветское пространство, вооруженный конфликт.
CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF HUMAN RIGHTS PROTECTION IN UNRECOGNIZED STATES ON THE TERRITORY OF THE POSTSOVIET SPACE
Annotation: The article considers the possibility of providing constitutional guarantees for the protection of human and civil rights to persons who live on the territory of unrecognized states of the post-Soviet space. Due to the difficult political, economic and military situation in these territories, violations of basic human rights often occur. Newly created bodies in territories beyond the control of the parent State are obliged to take responsibility for the preservation of such rights and their guarantee.
Key words: unrecognized state, protection of human rights and freedoms, guarantees of individual rights, constitutional guarantees, post-Soviet space, armed conflict.
Термины «нарушение прав человека и гражданина», а также «феномен непризнанных государств» уже достаточно продолжительное время упоминаются в одном контексте. Являясь нетипичными образованиями, имеющими признаки государственности, однако не добившимися международного признания, непризнанные государства (под данным термином мы также рассматриваем частично признанные государства) существуют на современной международной арене нестабильно, в силу отсутствия международного регулирования и противоречий интересам материнского государства. Данные территории носят названия квазигосударства, де-факто образования, неподконтрольные территории, самопровозглашенные государства и т.д. Авторы научных трудов используют разнообразную терминологию, подчеркивая тем самым свое отношение к созданию таких государств [1, с. 169]. Образование непризнанных государств чаще всего сопровождается наличием локального немеждународного конфликта, связано с
политической, экономической и социальной нестабильностью, имеет исторический подтекст.
Стремление к сецессии отдельных территорий не обходится без нарушений прав человека и гражданина. Именно население непризнанного государства сталкивается с тяготами, сопровождающими такое государство в силу отсутствия у него международного статуса. Такое положение влечет отсутствие стабильного будущего для граждан. В этой связи актуальным будет выявление конституционных гарантий защиты прав человека и гражданина на территориях непризнанных государств, как наиболее базовых и необходимых.
Гарантии защиты прав человека являются спорной категорией и рассматриваются учеными в нескольких аспектах. Отмечается, что гарантии составляют базис правового статуса личности и должны упоминаться в одном контексте с гражданством, правосубъектностью, правами и обязанностями, законными интересами [2, с. 395]. Г.Н. Комкова отмечает, что понятие «гарантии прав личности» в современной юридической науке необоснованно забыто, однако на практике оно приобретает все большую актуальность. Сама дефиниция рассматриваемого института может определяться как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле гарантии защиты прав человека представляют собой совокупность способов, средств и условий для надлежащей реализации тех прав, которые предоставлены человеку конституцией государства, а также профильным законодательством [3, с. 33]. Под гарантиями в широком смысле понимают «совокупность субъективных и объективных факторов, направленных на всеобщую охрану прав и свобод личности» [4, с. 26].
Существует несколько видов гарантий защиты прав личности:
конституционные, политические, экономические, социальные, юридические,
идеологические, организационные, специальные. В данной статье мы хотели бы
рассмотреть конституционные гарантии защиты прав и свобод личности, так
102
как именно конституция обладает в государстве высшей юридической силой, на ней основывается все профильное законодательство. Кроме того, в ходе становления и развития непризнанного государства часто нарушаются такие права человека, как право на жизнь, на здоровье, на образование, на неприкосновенность собственности, на свободу передвижения, на социальное обеспечение и т.д. Эти права требуют особой защиты.
Необходимо отметить, что на данный момент на рассматриваемой нами территории существует шесть де-факто государств: непризнанные Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Нагорно-Карабахская Республика (НКР), а также признанные частично Донецкая Народная Республика (ДНР), Луганская Народная Республика (ЛНР), Республика Абхазия и Республика Южная Осетия. Каждое из этих государств имеет свою конституцию.
Так, согласно части 1 статьи 12 Конституции ЛНР в республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с данной Конституцией [5]. Аналогичные положения содержатся в конституциях остальных непризнанных государств. Отсюда можно сделать вывод о том, что в данных образованиях признается и гарантируется защита прав человека, верховенство закона, принцип разделения властей и учитываются международные стандарты. При этом формулировки, которые гарантируют защиту в государстве прав человека, могут являться различными и содержать такие фразы, как «каждый имеет право», «защищаются законом», «защищаются государством», «каждому гарантируется». Например, согласно части 2 статьи 16 Конституции ПМР основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. [6]. Часть 1 статьи 25 Конституции НКР гласит, что каждый имеет право на физическую и психическую неприкосновенность [7]. Часть 1 статьи 35 Конституции
103
Республики Южная Осетия предусматривает, что честь и достоинство охраняются законом [8]. Таким образом, проведенный нами анализ статей конституций шести непризнанных государств на территории постсоветского пространства свидетельствует о соответствии данных нормативных правовых актов международным требованиям и стандартам в сфере защиты прав человека, а также соответствии большинства конституций Конституции Российской Федерации и конституциям субъектов Российской Федерации.
Государственные органы и должностные лица являются субъектами, выступающими гарантами защиты прав и свобод человека и гражданина в государстве. Именно от их деятельности зависит тот факт, будут ли на практике работать нормы конституции и других НПА. Глава государства (в случае с непризнанными республиками он называется президентом или же главой республики), по общему правилу не относится ни к одной из ветвей власти, он стоит над ними, что позволяет ему координировать взаимосвязь и взаимодействие указанных властей. Согласно части 2 статьи 56 Конституции ДНР глава республики является гарантом Конституции ДНР, прав человека и гражданина [9]. Однако, не во всех республиках глава государства обособлен от законодательной, исполнительной и судебной власти. Так, исходя из положений Конституции НКР (статья 87), Конституции Республики Абхазия (статья 48) и Конституции Республики Южная Осетия (статья 47) глава государства является и главой исполнительной власти. Немаловажную роль занимают также органы законодательной власти. Парламент, который в НКР носит название Национальное Собрание, в ДНР и ЛНР - Народный Совет, в Республике Абхазия - Народное Собрание, в ПМР - Верховный Совет, также наделен полномочиями по конкретизации гарантий защиты прав человека, разработке и принятии законодательных актов, контролю за правительством.
Исследование показало, что если основные органы и должностные лица,
предусмотренные конституциями непризнанных республик, функционируют
104
там на достаточно приемлемом уровне, их полномочия ясны и
конкретизированы, то проблему представляет собой работа других институтов:
адвокатуры, нотариата, уполномоченного по правам человека,
конституционного суда. В международном праве присутствует требование о
всеобщем доступе к правосудию, а также рекомендательный характер носит
организация оказания бесплатной юридической помощи лицам малоимущим,
находящимся в неблагоприятном положении и т.д. [10]. Законодательство таких
частично признанных республик, как, например, ДНР и ЛНР предусматривает
наличие института адвокатуры на своей территории, о чем свидетельствуют
принятые законы об адвокатской деятельности и адвокатуре. В них
упоминается о возможности предоставления адвокатами бесплатной
юридической помощи. Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона
ЛНР «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в ЛНР» от 28 августа 2018 г.
№ 256-П, адвокат обязан исполнять требования закона об обязательном участии
адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению
органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также
оказывать юридическую помощь гражданам ЛНР, бесплатно в случаях,
предусмотренных законом [11]. Аналогичное положение содержится и в пункте
2 части 1 статьи 8 Закона ДНР «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
ДНР» от 24 сентября 2020 г. № 199-ПНС. Однако, даже не смотря на то, что
данные республики были провозглашены в мае 2014 г. и до принятия данных
законов институт адвокатуры не функционировал, на сегодняшний день не
принят специальный закон об обеспечении оказания бесплатной юридической
помощи населению. Об этом свидетельствует также статья, опубликованная на
официальном сайте Народного Совета ДНР по итогам обсуждения
законопроекта о бесплатной юридической помощи, по состоянию на 17 января
2022 г. [12]. Что касается нотариата, то в республиках нет четкого
взаимодействия одних нотариусов с другими, посредством специальных
105
единых нотариальных систем. Кроме того, многие граждане тесно связаны с Российской Федерацией, однако говорить о союзной работе нотариальных систем различных государств и вовсе не приходится. Проблема ярко выражена на данный момент в связи с большим количеством беженцев из ДНР и ЛНР в Российскую Федерацию. Многим из них необходимо совершить такое нотариальное действие, как выдача доверенности, однако из-за опасности постоянных обстрелов они не могут вернуться домой и обратиться к нотариусу в ЛДНР. Скоординированная работа электронной системы нотариата России и ЛДНР позволила бы облегчить совершение нотариальных действий, не потребовала бы от переселенцев возвращаться на покинутые ими территории, а позволила бы совершить все необходимые действия на территории Российской Федерации с дальнейшей передачей документов в базу данных нотариата непризнанных республик.
Кроме того, такой важный субъект контроля, как конституционный суд,
вовсе отсутствует в указанных республиках. И.А. Иванова подробно
обосновывает в своей работе роль Конституционного суда РФ в защите прав и
свобод человека и гражданина, отмечая, что основная цель заключается в
проверке конституционности нормативных правовых актов, нормативных
договоров [13, с. 15]. Отсутствие конституционного суда свидетельствует о
том, что граждане лишены возможности защитить свои конституционные права
и свободы, добиться применения санкций в виде аннулирования
неконституционных НПА или их отдельных положений. Отсутствует также
право законодательной инициативы конституционного суда. По нашему
мнению, любое правовое государство должно предусматривать возможность
функционирования на своей территории конституционного суда, который бы
совершал деятельность по контролю за содержанием принятых актов. Это
важно на этапе становления непризнанного государства, так как его правовая
база только формируется. Из-за отсутствия надлежащего контроля практике
106
встречаются случаи, когда положения конституции противоречат содержащимся в УПК требованиям о сроке задержании лица до судебного решения.
Таким образом, на территории постсоветского пространства на данный момент насчитывается шесть провозгласивших свою независимость образований. Государственные органы их материнских государств фактически прекратили свою работу на неподконтрольной территории, в то время как населению все еще необходимо гарантировать все условия для полноценной защиты их прав и свобод. С этой целью нами были рассмотрены конституционные гарантии защиты прав человека, которые являются базовыми и позволяют сделать вывод о качестве заложенного фундамента для дальнейшей правовой защиты человека. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что конституции данных государств являются достаточно подробно проработанными и соответствующими нормам международного права. Они гарантируют защиту естественных прав человека, социальное обеспечение граждан, их политические права. Однако, дальнейшего развития требуют некоторые негосударственные институты (адвокатура, нотариат), обязательно создание на территории республик конституционных судов -гарантов защиты человека от юридической невнимательности и неграмотности законодательных субъектов.
Список литературы:
1. Сергеева Л.В. Проблема понятийно-категориального аппарата при классификации типов непризнанных (частично-признанных) государств постсоветского пространства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-2 (43). С. 169-172.
I
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»: в 2 т. / 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 864 с.
3. Комкова Г.Н. Конституционные гарантии прав человека в России: понятие и классификация // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. № 3 (39). С. 31-39.
4. Мирская Т.И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 2327.
5. Конституция Луганской Народной Республики от 18 мая 2014 г. № 1-I // URL: https://www.nslnr.su/zakonodatelstvo/konstitutsiya/.
6. Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 24 декабря 1995 г. // URL: https://president.gospmr.org/pravovye-akty/konstitutsiya-pmr/.
7. Конституция Нагорно-Карабахской Республики от 10 декабря 2006 г. // URL : http://www.nkr.am/ru/constitution-of-Artsakh.
8. Конституция Республики Южная Осетия от 8 апреля 2001 г. // URL: https://rso-government.org/konstituciya/.
9. Конституция Донецкой Народной Республики от 14 мая 2014 г. // URL: https://pravodnr.ru/lawdnr/kodeksi/konstitycia-dnr/.
10. Основные принципы, касающиеся роли юристов. Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г. [Электронный ресурс] // URL : https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/role_lawyers .shtml.
11. Закон ЛНР «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Луганской Народной Республике» от 28 августа 2018 г. № 256-II [Электронный ресурс] //
URL : https://www.nslnr. su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/6760/.
108
12. Состоялись общественные слушания законопроекта о бесплатной юридической помощи в ДНР [Электронный ресурс] // URL: https://dnrsovet.su/sostoyalis-obshhestvennye-slushaniya-zakonoproekta-o-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshhi-v-dnr/.
13. Иванова И.А. Роль Конституционного Суда РФ в защите прав человека // Государство и право в XXI веке. 2017. № 2. С. 14-18.