ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА,
ОКАЗЫВАЮЩИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Ю. КИРСАНОВ,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. За последние пятнадцать лет политическая, экономическая и правовая системы России претерпели серьезные изменения, наиболее кардинальные из которых коснулись ряда правовых институтов, к числу которых относится конституционный институт прав и свобод человека и гражданина. Формирование демократического правового государства в России и создание гражданского общества предполагают, в первую очередь, совершенствование системы и механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. Многие нарушения этих прав происходят именно из-за недостатков в деятельности этих органов.
Ключевые слова: юридическое сообщество, адвокатура, юридическая помощь, государственные бюро, права и свободы человека, государственность, гражданское общество.
THE PROFESSIONAL LEGAL COMMUNITIES GIVING QUALIFIED LEGAL HELP IN THE RUSSIAN FEDERATION
A.YU. KIRSANOV,
candidate of jurisprudence, the senior research assistant of scientific research institute of science and education
Annotation. For the last fifteen years political, economic and legal systems of Russia underwent serious changes the most cardinal of which concerned a number of legal institutes which the constitutional institute of the rights and freedoms of the person and the citizen is among. Formation of the democratic constitutional state in Russia and creation of civil society is assumed first of all by improvement of system and mechanisms of protection of the rights and freedoms of the person and the citizen. Many violations of these rights happen because of shortcomings of activity of these bodies.
Keywords: legal community, legal profession, legal aid, state bureaus, rights and freedoms of the person, statehood, civil society.
Российская Федерация провозгласила в Конституции РФ 1993 г., что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В числе таких прав и свобод — гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право каждого на квалифицированную юридическую помощь. Данное право имеет особое значение, поскольку без его эффективной реализации в современных российских условиях формирования правовой государственности невозможна реализация остальных прав и свобод1.
Серьезные изменения произошли и в системе органов власти, обеспечивающих реализацию указанных прав и свобод. В частности, глубокой ревизии подверглась судебная система РФ. Однако, реальное форми-
рование правовой государственности, о чем провозгласила Россия, начинается не с констатации этих прав в Конституции страны, а с их соблюдения в отношении каждого конкретного гражданина. При этом государство, контролирующее соблюдение прав граждан всеми иными субъектами, по определению не способно осуществлять действенный контроль над самим собой. Это противоречит самой природе государственной бюрократии. Правовое государство по определению связано с правом. Однако, только его оборотная сторона —гражданское общество в лице ряда его субъектов, в том числе и адвокатуры, способно наиболее квалифицированно и эффективно контролировать соблюде-
1 Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. М., 2002. С. 7; Смоленский М.Б. Адвокатура в Российской Федерации. СПб., 2003.
ние государством прав каждого конкретного гражданина и общества в целом2.
Система защиты прав человека в России включает: судебную защиту, несудебную защиту и деятельность неправительственных правозащитных организаций. Каждая из этих форм защиты подразделяется на целый ряд подсистем. Специфика российской действительности обуславливает необходимость функционирования многоканальной системы обеспечения прав и свобод граждан, которые должны иметь выбор способов, механизмов и средств восстановления и защиты своих нарушенных прав3.
Факт закрепления права на юридическую помощь в Конституции РФ делает данное право основным, конституционным, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом материального гражданского, уголовного и процессуального. Попытаемся проанализировать содержание и нормативный характер права на получение квалифицированной юридической помощи в конституционном праве. При этом обратим особое внимание на следующие принципиально важные положения, которые относят данное право к предмету правового регулирования в конституционном праве.
Во-первых, конституционное право на квалифицированную юридическую помощь входит в правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина, который лежит в основе правового статуса личности. В научной литературе под ним понимается единство прав, свобод и обязанностей человека. Поэтому право на получение квалифицированной юридической помощи в числе других основных прав и свобод составляет основу правового статуса личности и как конституционное право обладает наивысшей юридической силой и подлежит повышенной защите4.
Во-вторых, норма Конституции РФ о праве на квалифицированную юридическую помощь носит учредительный характер. Это право вытекает из самого законодательного акта. Конституция Российской Федерации не признала это право как реально существующее, а учредила его и закрепила в позитивистской трактовке: «каждому гарантируется». В первом случае применяется другая формулировка: «каждый имеет право»5.
В-третьих, особенность закрепления права личности на квалифицированную юридическую помощь в том, что это закрепление проведено материальной
конституционной нормой. Эта особенность вытекает из общего характера конституционного регулирования основных прав и свобод человека и гражданина.
Норма о праве на юридическую помощь в Конституции РФ является правонаделительной, устанавливающей позитивное юридическое право6. Конституционная норма о праве на квалифицированную юридическую помощь носит не обязывающий характер, а только управомочивающий. Очевиден также ряд гарантирующих норм, касающихся всех прав и свобод. Это связано с тем, что государство, способствуя формированию гражданского общества, стремится предоставить человеку максимальную степень свободы и дает человеку право самому принимать решение об использовании или неиспользовании конституционного права. В последнем случае определяющее значение имеет общая правовая культура населения, повышению которой в РФ не уделяется должного внимания7.
В период развития в России рыночных отношений, включения в хозяйственный и предпринимательский оборот все большего числа граждан, а также необходимости решения ежедневно возникающих у простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц конкретных юридических вопросов, возникла острая необходимость в обеспечении всех этих категорий кв алифицир ов анной юридической по -мощью. Этим определяется все возрастающая значимость права на юридическую помощь в системе конституционных прав человека и гражданина, востребованность его в современных условиях. На современном этапе, когда в России проводятся рыночные преобразования, формируется гражданское общество, появилось множество юридических лиц различных организационно-правовых форм, значительно возросла востребованность квалифицированной юридической
2 Грудцына Л.Ю. Средний класс как основа формирования и развития гражданского общества // Образование и право. 2010. № 3(7).
3 Карташкин В.А. Указ. соч. С. 6, 7.
4 Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2009.
5 Грудцына Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Право и жизнь. 2012. № 169(7).
6 Правоохранительные нормы в Конституции РФ также имеются и служат целям гарантирования, охраны и защиты всех конституционных прав и свобод и направлены на регламентацию мер юридической ответственности.
7 Грудцына Л.Ю. Проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» трудночитаем и трудноисполним // Образование и право. 2011. № 2(18).
помощи. Поэтому действующая Конституция РФ не связывает оказание квалифицированной юридической помощи исключительно с институтом адвокатуры. В нее вовлекаются и другие государственные и общественные институты8.
Неудовлетворительность формулировки ст. 48 Конституции РФ обусловлена тем, что она не перечисляет организации и лиц, предоставляющих квалифицированную юридическую помощь. При этом особенно важно было бы возложить обязанность оказания бесплатной юридической помощи на конкретных профессиональных лиц, поскольку государство в рамках правил рыночной экономики не может обязывать какие-либо коммерческие структуры, работающие на рынке юридических услуг, к бесплатному оказанию юридической помощи. Поэтому ст. 48 Конституции нуждается в корректировке9.
На наш взгляд, ситуация, при которой четких требований к квалификации лиц, оказывающих юридическую помощь, не существует, способствует нарушению права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, так как, по сути, процесс оказания данной помощи выведен из-под контроля государства, которое гарантирует указанное конституционное право. Поэтому представляется весьма своевременным предложение О.В. Невской о восстановлении существовавшего ранее порядка лицензирования деятельности по оказанию платных юридических услуг10, в современной ситуации это необходимо11. При лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг предъявлялись четкие требования к лицам, желающим осуществлять такую деятельность (высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет), а также была предусмотрена ответственность за осуществление соответствующей деятельности без лицензии или с нарушением условий ее действия12.
Существует также мнение, что квалифицированная юридическая помощь может оказываться только адвокатами. Таким образом, понятия «адвокатская деятельность» и «квалифицированная юридическая помощь» признаются равнозначными. Надо сказать, что в настоящее время данная позиция в определенной степени получила закрепление в законодательстве РФ. Так, в сфере уголовного судопроизводства на деятельность по оказанию юридической помощи подозреваемым и обвиняемым практически была установлена адвокатская монополия13.
Однако, по нашему мнению, понятия «квалифицированная юридическая помощь» и «адвокатская деятельность» соотносятся как общее и частное. В данном случае надо иметь в виду, что квалифицированная юридическая помощь может оказываться в различных формах. Так, если эта помощь состоит лишь в даче консультации лицу, обратившемуся за ее получением, то субъектами квалифицированной юридической помощи могут быть не только адвокаты14.
Итак, для решения вопроса об отнесении юридической помощи к разряду квалифицированной необходимо выяснить два момента: кто и как оказывает эту помощь. Безусловно, квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист — лицо, обладающее специальными познаниями в области права, т.е. юрист. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить диплом о высшем юридическом образовании и иные документы о юридическом образовании, а также документы, подтверждающие наличие у данного лица опыта работы по юридической специальности либо прохождение им соответствующей стажировки.
Следует отметить, что каких-либо четких единых требований ко всем лицам, оказывающим квалифицированную юридическую помощь, закон не предъявляет. Лишь в некоторых нормативных правовых актах такие требования сформулированы в отношении отдельных категорий лиц, осуществляющих деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи. К этим лицам, в частности, относятся
8 Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М., 2005. С. 136.
9 Между тем, к государственным и общественным институтам, в той или ной мере оказывающим юридическую помощь, следует отнести государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (там, где они имеются), прокуратуру, общественные организации, нотариат и адвокатуру.
10 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1550; № 1. Ст. 69; № 20. Ст. 1804; № 24. Ст. 2280; № 33. Ст. 3394; № 43. Ст. 4062; 1997. № 17. Ст. 2011; № 49. Ст. 5601; 2000. № 6. Ст. 776; № 16. Ст. 1716.
11 Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Адвокат. 2004. № 11. С. 4.
12 Подобная практика существует и в ряде зарубежных стран. Например, в США для того, чтобы заниматься юридической практикой, необходимо получить патент адвоката.
13 Грудцына Л.Ю. Идея гражданского общества в творчестве М.М. Сперанского // Образование и право. 2011. № 3(19). С. 217—225.
14 Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Адвокат. 2004. № 11. С. 5.
адвокаты, нотариусы, правозащитные общественные организации и др.
Другие субъекты (например, работники органов прокуратуры и следствия, судьи, юристы государственных юридических бюро по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам15) в данном исследовании не рассматриваются ввиду невозможности их отнесения к институтам гражданского общества.
Охарактеризуем адвокатскую деятельность (включая деятельность общественных объединений адвокатов)16, нотариальную деятельность17 и деятельность правозащитных общественных организаций18.
Адвокатура и адвокатская деятельность. Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов. Адвокат вправе (ч. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре):
♦ собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций;
♦ опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
♦ собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном российским законодательством;
♦ привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
♦ беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих кон-
фиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
♦ фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну и т.д.
Адвокат не вправе (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»):
1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;
2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:
♦ имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;
♦ участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем;
♦ состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;
♦ оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;
15 Постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 (ред. от 13 ноября 2006 г.) «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (вместе с «Положением об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам») // СЗ РФ. 2005. № 35. Ст. 3615; Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. № 676 «О продлении на 2007 г. срока проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» // СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4906.
16 Более подробно об адвокатуре и адвокатской деятельности как институте оказания квалифицированной юридической помощи в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина см. § 2 и 3 настоящей главы.
17 Более подробно о месте и роди института нотариата и нотариальной деятельности в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина см. § 4 настоящей главы.
18 Деятельность правозащитных общественных организаций в настоящем параграфе будет раскрыта боле подробно по сравнению с адвокатской и нотариальной видами юридической деятельности, которым посвящены отдельные параграфы диссертации.
3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;
♦ делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;
♦ разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;
♦ отказаться от принятой на себя защиты.
Негласное сотрудничество адвоката с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.
Согласно ч. 1 ст. 26 Закона об адвокатуре юридическая помощь гражданам России, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:
♦ истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
♦ ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
♦ гражданам России — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
♦ гражданам России, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.
Кроме того, свои законы об оказании юридической помощи населению (в том числе, бесплатной) вправе принимать субъекты Российской Федерации19.
Особо следует отметить международные правовые акты, касающиеся права на получение квалифицированной юридической помощи. Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. По делу Potiimol v. France (A 277-A, 1993) Европейский суд по правам человека постановил, что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбира-
тельства». Указанная Конвенция не предусматривает подобных (прямых) гарантий в отношении гражданских дел, однако можно полагать, что они содержатся в п. 1 ст. 6 (право на доступ к правосудию): «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом»»0.
При рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека часто возникает необходимость решения вопроса о доступе к правосудию21 и о праве на справедливое судебное разбирательство22. По делу Goldeг V. иК (А 18, решение от 21 февраля 1975г.) Европейский Суд усмотрел нарушение права на доступ к правосудию в том, что заключенному не было позволено обратиться к адвокату для подачи гражданского иска в суд. Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов. С 1 июля 2002 г. их число, как и количество адвокатских бюро (кабинетов), неуклонно растет.
Нотариат и нотариальная деятельность. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-123, нотариат в России призван обеспечивать защиту прав и закон-
19 Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. № 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2006. № 59; Постановление Московской городской Думы от 4 октября 2006 г. № 273 «О законе города Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 2006. № 10. Ст. 265.
20 Бюллетень Европейского Суда по правам человека (Российское издание). 2003. № 2(8).
21 Пости и Рахко против Финляндии (Posti and Rahko — Finland) № 27824/95, постановление от 24 сентября 2002 г. (вынесено IV Секцией); Янакиев против Болгарии (Yanakiev — Bulgaria) № 40476/98, (вынесено I Секцией); Оштойич против Хорватии (Ostojic —Croatia) № 16837/02, решение от 26 сентября 2002 г. (вынесено I Секцией); Тимофеев против России (Timofeyev — Russia) № 58263/00, решение от 5 сентября 2002 г. (вынесено III Секцией); Карахалиос против Греции (Karahalios — Greece) № 62503/00, решение от 26 сентября 2002 г. (вынесено I Секцией).
22 Ивон против Франции (Yvon — Fiance) № 44962/98, решение от 19 августа 2002 г. (вынесено III Секцией); Аллен против Соединенного Королевства (Allen-United Kingdom) № 76574/01, решение от 10 сентября 2002 г. (вынесено IV Секцией); Перри против Соединенного Королевства (Perry-United Kingdom) № 63737/00, решение от 26 сентября 2002 г. (вынесено III Секцией).
23 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
ных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Более удачно понятие нотариата дано во вступившем 14 мая 2006 г. в законную силу законе г. Москвы от 19 апреля 2006 г. «Об организации и деятельности нотариата в г. Москве», согласно ст. 1 которого «нотариат в г. Москве как институт гражданского общества действует в целях защиты гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации».
О квалифицированности оказываемой нотариусами юридической помощи населению свидетельствует достаточно сложная процедура назначения на должность нотариуса. Согласно ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате на должность нотариуса в России назначается гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Задачами нотариата как института гражданского общества в отличие, например, от задач суда и органов следствия, является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, основанная на критерии бесспорности24. Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, тем самым профилактически снижая количество гражданско-правовых споров, облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров в суде, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, поскольку более достоверны и отражают действительную волю сторон.
Нотариат выполняет и еще одну важную задачу: он способствует осуществлению налогового законо-
дательства. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате, нотариус обязан при удостоверении договора дарения, выдаче свидетельства о праве на наследство в 5-дневный срок направить соответствующую информацию в налоговый орган о совершенном нотариальном действии для обеспечения взыскания налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.
Нотариус имеет право совершать предусмотренные российским законодательством нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему. Он имеет право составлять и изготовлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.
Согласно ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности. Признать незаконным и необоснованным нотариальное действие может только суд. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться по требованию суда, прокуратуры, органов следствия только в связи с находящимися в их производстве уголовными и гражданскими делами. Нотариус в полном объеме самостоятелен при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности.
Нотариус (применительно к частнопрактикующему) — это публичное лицо, получающий полномочия от государства, реализующий их от его имени и под его контролем. Нотариус — это лицо свободной юридической профессии в том смысле, что самостоятельно организует свою работу, за собственный счет приобретает необходимое имущество и нанимает помощников, несет полную имущественную ответственность за причиненные убытки. Основная функция нотариуса — придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы, защита публичного интереса.
К нотариусу как представителю юридической профессии, выполняющему публично — правовые
24 Поэтому нотариат еще называют институтом бесспорной юрисдикции. Например, на данном критерии основаны такие нотариальные действия, как удостоверение договоров и соглашений о разделе имущества между супругами, наследниками, брачных контрактов, завещаний и т.д.
функции, предъявляются очень высокие профессиональные и моральные требования. Этика — это основа практической деятельности нотариусов и доверия, которое оказывают им граждане. В ней заключены такие фундаментальные ценности как беспристрастность, честность, конфиденциальность и ответственность. Нотариус должен избегать ситуаций, связанных с конфликтом интересов, а также соблазном использовать каким-либо образом известную ему информацию о частной жизни граждан.
Соблюдение нотариусами определенного свода этических правил является условием жизненности и выживания профессии. Если, предположим, для некоторых профессий необходимы, прежде всего, технические знания, независимо от нравственных качеств работника, то для нотариуса, так же как и для судьи, адвоката, соблюдение этических правил и ограничений является обязательным в силу их статуса, объема и характера получаемой информации, значимости решаемых вопросов.
Деятельность нотариальных палат в Российской Федерации строится в соответствии с действующим законодательством и призвана, прежде всего, обеспечить публичную функцию от имени и по поручению государства нотариусами РФ, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В функции нотариальных палат в Российской Федерации входят: осуществление контроля за исполнением нотариусами своих профессиональных обязанностей, защита прав и законных интересов нотариусов, организация страхования риска профессиональной ответственности нотариусов, организация повышения квалификации нотариусов, оказание методической помощи в осуществлении нотариусами профессиональной деятельности, организация стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса и др.
Деятельность правозащитных общественных организаций. Общественная организация, согласно ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»25, является одной из организационно-правовых форм общественных объединений, под которыми понимаются объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер. Данное качество означает, что деятельность общественных объединений не противоречит действующему законодательству, но не более того. Общественные объединения вовсе не обязаны сверять свою деятельность и отстаиваемые ценности с официальной
политической линией государства и господствующими в обществе ценностными установками. Но общественно полезный характер деятельности общественных объединений отличает последние от объединений криминальных, мафиозных26.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В России поддержку государством деятельности общественных организаций можно проиллюстрировать на примере двух указов Президента РФ: от 25 сентября 2004 г. № 1237 «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федера-ции»27, от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации»28.
В настоящее время на территории России действуют более 200 общественных правозащитных организаций, среди которых особо следует отметить правозащитные организации «За права человека», Московская Хельсинкская группа (старейшая российская правозащитная организация), Международное исто-рико-просветительное, правозащитное и благотворительное Общество «Мемориал», Центр содействия реформе уголовного правосудия, Комитет «Гражданское содействие», Комитет «За гражданские права» и др.
Международное историко-просветительное, правозащитное и благотворительное Общество «Мемориал»— движение, основной задачей которого изначально было сохранение памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом нашей страны29. «Мемориалом» созданы общедоступные музейные коллекции, документальные собрания, специализированные библиотеки. По инициативе «Мемориала» установлен Соловецкий камень на Лубянской площади в Москве и множество памятников в самых разных уголках бывшего СССР. По инициативе и при участии «Мемориала» в 1991 г. был принят Закон о реа-
25 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
26 Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации. М, 1994. С. 142; Котов А.Н., Попов А.В. Право общественных объединений и политических партий / Проблемы науки конституционного права. Екатеринбург, 1998. С. 128—160.
27 СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3941.
28 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2998.
29 Сейчас это содружество десятков организаций в России, Казахстане, Латвии, Грузии и на Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную, просветительскую работу.
билитации жертв политических репрессий, вернувший гражданскую честь сотням тысяч наших сограждан и провозгласивший 30 октября днем памяти жертв политических репрессий. Кроме того, организация оказывает юридическую, а иногда и матер иаль-ную помощь нуждающимся старикам, прошедшим советские тюрьмы и политлагеря. «Мемориал» ведет исследования истории ГУЛага, ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, занимается статистикой политических репрессий в СССР и историей диссидентского Сопротивления хрущевско-брежневской эпохи.
«Мемориал» с помощью групп наблюдателей в «горячих точках» на территории СНГ собирает фактический материал, проверяет, анализирует и публикует собранные данные о нарушениях прав человека. На счету «Мемориала» десятки книг, газетных и журнальных статей, радиопередач, выставок, посвященных как трагедиям прошлых десятилетий, так и сегодняшним попыткам ущемления свободы и достоинства граждан России и СНГ. Сегодня в рамках Общества «Мемориал» работаю два центра — Исто-рико-просветительский центр и Правозащитный центр; оба они также носят название «Мемориал». Основными целями и задачами Правозащитного центра «Мемориал» являются:
♦ наблюдение за осуществлением прав человека и основных свобод;
♦ предание гласности и распространение достоверной информации о существенных нарушениях прав человека и основных свобод, привлечение внимания общественности, государственных и международных структур к такого рода нарушениям;
♦ проведение и поддержка исследовательской деятельности, направленной на изучение массовых нарушений прав человека;
♦ содействие, в условиях вооруженных конфликтов, усилиям по соблюдению норм гуманитарного права и мирному разрешению конфликтов;
♦ содействие принятию властными органами законов и нормативных актов, соответствующих международным нормам в области соблюдения прав человека;
♦ просвещение в сфере теории и практики прав человека и гуманитарного права.
В рамках Правозащитного центра «Мемориал» действуют следующие программы: Преследования по политическим мотивам в странах СНГ; Дискриминация по этническому признаку; Анализ положения беженцев и вынужденных переселенцев, правовая по-
мощь этой категории людей на территории России; Горячие точки; Информационно-просветительская программа; Мониторинг и экспертиза нормативных актов, касающихся вопросов соблюдения прав человека в России30. По результатам работы были написаны доклады, которые широко распространялись в России и за рубежом. Доклад Генерального секретаря ООН «Положение в области прав человека в Чеченской Республике РФ» (Е/СК4/1996/13 26 марта 1996 г.) содержит ряд ссылок на доклады и сообщения ПЦ «Мемориал».
Центр содействия реформе уголовного правосудия— старейшая правозащитная организация , которая занимается проблемами заключенных, уголовного правосудия и исполнения наказания. Центр был создан в 1988 г. бывшими политзаключенными31. К 1991 г. Центр разработал программу законодательных и других предложений, направленных на гуманизацию условий содержания заключенных, проведение тюремной и судебной реформ. В 1992 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон о внесении изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК РСФСР). В этом законе были учтены основные предложения Центра, направленные на значительное смягчение условий содержания заключенных.
В последующие годы сотрудники Центра участвовали в работе и над другими законами в сфере уголовного правосудия и исполнения наказания, в проведении судебной реформы. Центр немало способствовал первым успехам судебной реформы в нашей стране. К сожалению, в последние пять лет процесс судебной реформы замедлился.
Одним из главных направлений деятельности Центра стала организация широкой политической и общественной поддержки реформаторским силам в России. Задачами этого направления были: привлечь внимание СМИ, всего общества, органов власти к тре-
30 Так, после начала первой чеченской войны события в Чеченской республике и вокруг нее стали одним из центров внимания программы «Горячие точки». В зону конфликта многократно выезжали экспедиции этой программы. Члены «Мемориала» работали в Чечне в составе группы Уполномоченного по правам человека России. С марта 1995 г. под руководством С.А. Ковалева начала свою работу Наблюдательная миссия правозащитных организаций в зоне вооруженного конфликта в Чечне. Организатором этой миссии выступил ПЦ «Мемориал».
31 Как отмечается на страницах веб-сайта Центра, Основатели Центра знали о бесчеловечных условиях существующих в наших тюрьмах и лагерях не понаслышке и понимали, что переход от тоталитаризма к демократии в нашей стране невозможен без преодоления наследия ГУЛАГа.
вожному положению, сложившемуся в пенитенциарной системе, дать точное представление о тех глобальных катастрофических последствиях, которыми грозит промедление в проведении реформ. В рамках решения этих задач Центр выпустил сотни книг, брошюр, буклетов, листовок и плакатов, подготовил более тысячи публикаций, аудио и видео сюжетов для СМИ.
Комитет «Гражданское содействие» образовался в 1990 г., когда из зоны Карабахского конфликта докатилась до Москвы первая волна беженцев. Основные направления работы центра: прием социальными работниками, включая первичный прием, оказание гуманитарной помощи, организация доступа к культурным мероприятиям; медицинская помощь, юридическая помощь; обеспечение работы Центра адаптации и обучения детей мигрантов (ЦАО), а также оказание гуманитарной помощи в зонах компактного проживания вынужденных мигрантов32.
Члены комитета участвуют в качестве экспертов в разработке российского законодательства и норма-
тивной базы в области прав вынужденных мигрантов, а его председатель С. Ганнушкина является членом Правительственной комиссии по миграционной политике и Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Комитет имеет аккредитацию при Управлении Верховного Комиссара ООН по проблемам беженцев (УВКБ ООН), а также сотрудничает с Международной организацией по миграции (MOM), Советом Европы, ОБСЕ и другими международными организациями. Наряду с экспертной проработкой проектов правительственных документов важной формой влияния на принятие властных решений является квалифицированная подготовка судебных решений, направленных на отмену нормативных документов, нарушающих права мигрантов и беженцев.
32 Грудцына Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Право и жизнь. 2012. № 169(7).
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
А.А. НИКОНОРОВ,
адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 -конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правого регулирования защиты и охраны частной собственности в целях развития экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, частная собственность, права человека, неприкосновенность.
PRIVATE PROPERTY AS AN ECONOMIC BASIS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF RUSSIA
A.A. NIKONOROV,
the graduated in a military academy of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article considers the issues of legal regulation of protection of private property for development of the economic foundations of the constitutional system of the Russian Federation.
Keywords: the Constitution of the Russian Federation, private property, human rights, inviolability.