УДК 347.965 (470)
E.H. Соломатин, канд. истор. наук, доцент, зав. кафедрой, (Россия, Тула, ТулГУ)
АДВОКАТУРА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО В МЕХАНИЗМЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Анализируется место и роль института адвокатуры в государственном механизме по защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации на современном этапе. Рассматриваются квалификационные требования к кандидатам в адвокаты.
Ключевые слова: механизм организации и осуществления юридической защиты прав и свобод граждан; методы реализации правосудия; квалифицированная юридическая помощь; квалификационные экзамены.
Охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, усиление их социальной защищенности являются приоритетными направлениями деятельности государства и важнейшими задачами правовой реформы. Государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов власти увидели в человеке высшую ценность общества и предпринимают активные, хотя и не всегда эффективные попытки к решению проблем защиты интересов конкретного человека.
Обязанность обеспечения государственной защиты прав и свобод человека, закрепленная ст. 45 Конституции, осуществляется в виде такой гарантии, как получение квалифицированной правовой помощи (ст. 48). Конституционная норма по поводу защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, требует знаний не только этих запретов, но и механизмов защиты прав и свобод человека. Квалифицированная помощь юристов может выражаться: в определении органа, полномочного разрешить жалобу или заявление; в помощи гражданину в составлении документов; в участии в судах в качестве представителей (например, истцов, ответчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве и т. п.).
Для анализа обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан в процессе адвокатской деятельности необходимо раскрыть понятие, сущность и назначение механизма осуществления данной защиты. На сегодняшний день в законодательных актах, научных трудах такого определения нет.
Анализ Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [1] позволяет предложить
следующее определение механизма организации и осуществления такого вида юридической деятельности — это есть совокупность методов,
средств, форм и способов, закрепленных национальным и международным законодательством, используемых профессиональными субъектами правозащитной деятельности для обеспечения реализации полагающихся человеку и гражданину по закону прав и свобод либо их восстановления и защиты в случае нарушения.
В данном определении обозначены следующие элементы, составные части механизма организации и осуществления защиты, конституционных прав и свобод граждан, к которым относятся: совокупность методов, средств, форм и способов, предписанных, закрепленных либо не противоречащих национальному и международному законодательству; профессиональные субъекты правозащитной деятельности; охраняемые конституционные права, свободы и законные интересы граждан, подлежащие реализации либо восстановлению и защите в случае нарушения; правовые предписания обязывающего, дозволяющего, запрещающего и охраняющего характера в виде национального или международного законодательства.
Важнейшим звеном в механизме организации и осуществления прав и свобод граждан является адвокатура. Это подтверждается следующими аргументами: во-первых, в социально-правовом плане институт
адвокатуры представляет собой механизм регуляции человеческой деятельности. Социальная направленность адвокатуры проявляется в том, что она выступает посредником между государством и субъектами гражданского общества, представителями государственных органов и гражданами. Во-вторых, адвокатура выступает в качестве одного из регуляторов социальных отношений, который необходим для дальнейшего развития гражданского общества и правового государства. В-третьих, государство гарантирует доступность для населения юридической помощи и создает определенные условия для ее обеспечения. Прежде всего, это касается получения определенными категориями граждан бесплатной квалифицированной юридической помощи и установления одинаковой юридической защиты для всех нуждающихся независимо от их экономического положения, в связи с чем на адвокатов возлагается соответствующая обязанность по ее оказанию с последующей оплатой их труда из бюджетных средств (п. 3 ст. 3 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре).
В целом же адвокатура с необходимостью включается в организованную государством систему защиты прав и свобод человека и гражданина, что говорит о наличии в обществе совокупности определенных методов и процедур реализации правосудия, с помощью которых должны органично совмещаться интересы личности, общества и государства. Причем, несмотря на тенденцию уменьшения полномочий государства в области организации деятельности адвокатуры и отсутствие ныне права у органов юстиции непосредственно вмешиваться в дела
адвокатского сообщества, тем не менее Министерство юстиции РФ сохранило функцию контроля за соблюдением законности в деятельности адвокатуры [2, с. 15].
Несмотря на то что основным органом по оказанию квалифицированной юридической помощи является адвокатура, круг организаций и лиц, фактических оказывающих населению помощь, достаточно широк в России. Конституция РФ не содержит специальных положений об органах и организациях, оказывающих юридическую помощь. Анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что основными субъектами (институтами) оказания юридической помощи являются адвокатура и нотариат. Однако квалифицированная юридическая помощь, оказываемая нотариусами, имеет специфическое содержание.
Первая попытка осуществить классификацию различных субъектов по оказанию юридической помощи была предпринята профессором А.Г. Кучереной. Он разделил все субъекты на четыре группы: органы государственной власти (Министерство юстиции РФ, органы юстиции субъектов РФ, Прокуратура РФ); организации, осуществляющие оказание квалифицированной юридической помощи в качестве основной и исключительной своей деятельности (адвокатура, нотариат); лица, избравшие оказание юридической помощи населению в качестве своей профессиональной деятельности (юридические фирмы и
частнопрактикующие юристы; работники специализированных организаций, занимающихся оказанием юридической помощи; начальники и юрисконсульты юридических отделов министерств, ведомств, учреждений и организаций; общественные объединения, оказывающие юридическую помощь населению наряду с иной деятельностью (правозащитные организации) [3, С. 200].
Однако, несмотря на многообразие органов и лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, ни один из этих органов не может заменить адвокатуру. Адвокат — лицо, способное оказывать юридическую помощь по всем без исключения вопросам. Подавляющее же большинство перечисленных субъектов могут оказывать юридическую помощь только по определенным аспектам правовой системы. Исходя из квалификационных требований, предъявляемых к адвокатам, они могут оказывать квалифицированную юридическую помощь существенно более высокого уровня, нежели иные лица, хотя, конечно, и здесь могут быть исключения.
В Конституции Российской Федерации закреплены принципы гарантированности судебной защиты и оказания квалифицированной юридической помощи: «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ч. 1 ст. 46); «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). В случаях,
предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Эти положения Конституции РФ не только гарантируют права граждан, но и определяют существование самого института адвокатуры. Учитывая то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, главной задачей адвокатуры является их квалифицированная, юридическая защита.
Адвокат Е.П. Данилов в своей книге «Справочник адвоката» говорит, что умение дать грамотную юридическую консультацию или отстоять интересы подзащитного в суде — это целая наука, по настоящему доступная лишь специалисту. Поэтому ст. 48 ч. 1 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение именно квалифицированной юридической помощи и реальное исполнение этой статьи может дать профессиональное сообщество высококвалифицированных юристов — адвокатура, хотя она и не является исключением [4].
Однако на сегодняшний день нельзя сказать, что квалификационные экзамены у кандидатов в адвокаты проходят на высоком уровне. Как известно, для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов, создается квалификационная комиссия (ст. 33 Закона об адвокатуре). В период с 07 по 11 февраля 2005 г. в Москве в зале конференций Российской Академии адвокатуры Федеральная палата адвокатов, Российская Академия адвокатуры, Американская ассоциация адвокатов организовали и провели курсы повышения квалификации «Проблема доступа к адвокатской деятельности» для адвокатов-членов квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Отмечено, что единой формы квалификационного экзамена в квалификационных комиссиях региональных адвокатских палат нет.
Обращаясь к зарубежной практике, проф. Д.К. Нечевин отмечает, что прохождения адвокатом курсов повышения квалификации обычно составляет от трех до пяти лет. Курсы или семинары повышения квалификации организуются специальными учебными центрами, академиями, институтами и имеют продолжительность от нескольких недель до нескольких месяцев. Достаточно часто проводятся местные, национальные или международные семинары и конференции с целью обмена опытом или совместного решения острых проблем адвокатской деятельности, которые также имеют обучающий статус [2, с. 166].
Применительно к перспективам решения данной проблемы в России с учетом развития права и одновременно его стремительного устаревания, необходимости постоянного обновления знаний адвокатов также должна идти речь не просто о возможности адвокатов Российской Федерации пройти курсы повышения квалификации адвокатов, а о подходе к данной форме обучения как необходимому условию адвокатской деятельности.
Отсюда представляется целесообразным внести соответствующие изменения в функции совета адвокатской палаты субъекта РФ, закрепив за ним обязанность не простого содействия повышения профессионального уровня адвокатов, а организации переподготовки и повышения квалификации адвокатов.
Как указывает А.Г. Кучерена, «адвокаты должны обладать
исключительной монополией по оказанию квалифицированной юридической помощи в следующих случаях: при представлении интересов подозреваемого и обвиняемого на любых стадиях уголовного судопроизводства; при представлении интересов государства в гражданском и иных видах судопроизводства, а также в международных судебных органах; наряду с лицами, имеющими ученую степень в области права, — в конституционном судопроизводстве» [3, с. 131].
Таким образом, исследованный нами правовой механизм организации и осуществления защиты конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации показывает, что сообщество юристов, получивших статус адвоката, является важнейшим звеном по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в силу своей профессиональной деятельности, что подтверждается следующими характеристиками: во-первых, это квалифицированный
характер, оказываемой адвокатами юридической помощи. Подтверждение своей квалификации означает, что в отношении к данной категории лиц предъявляются особые образовательные и иные требования, периодически производится проверка специальных знаний и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности на требуемом уровне.
Во-вторых, наличие у адвокатов соответствующих организационно-правовых механизмов, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязанностей. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии при неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем. Такой подход призван придать адвокатам дополнительные мотивы для надлежащего осуществления своей деятельности.
В-третьих, в настоящее время адвокаты — единственная категория юристов, чья деятельность подпадает под характеристику квалифицированной в силу специального законодательного регулирования данного вопроса и отсутствия законодательно-предъявляемых квалифицированных требований к иным субъектам в сфере оказания
правовой помощи и законодательно-закрепленных гарантий качества их деятельности.
В-четвертых, немаловажно, что деятельность адвокатов носит некоммерческий характер в отличие от деятельности специализированных организаций и частнопрактикующих юристов, которые преследуют цель извлечения прибыли. Несомненно, труд адвоката тоже должен оплачиваться, но цель деятельности адвокатуры принципиально иная. Все эти факты делают адвокатов универсальными субъектами оказания квалифицированной юридической помощи.
Библиографический список
1. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 (с изм. от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г.) // Российская газета от 5 июня 2002 г., № 100(2968).
2. Нечевин Д.К. Институт адвокатуры как субъект правоохранительной деятельности. Тула, 2010.
3. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.
4. Данилов Е.П. Справочник адвоката: Защита в суде. Адвокатская и судебная практика. Комментарий законодательства. Образцы документов. Справочные материалы. М.: Право и Закон, 2000. С. 560.
E.N. Solomatin
The Bar institution as the key element in the mechanism for organization and execution of protection of constitutional rights of citizens
In this paper consideration is given to the place and the role of the Bar institution in the state mechanism for protection of the constitutional rights, freedoms and legitimate interests of Russian citizens at the present stage. Qualification requirements to be called to the Bar are also considered.
Key words: the mechanism for organization and execution of legal protection of rights and freedoms of citizens; methods of administering justice; qualified legal assistance; qualification examinations.