References
1. Golova S.I. Protsessualnaya deyateFnost sle-dovatelya po uvedomleniyu uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva ob okonchanii predvariteFnogo sledstviya s obvinitelnym zaklyucheniem [Procedural activities of the investigator to notify participants in criminal proceedings about the completion of the preliminary investigation with the indictment] // Obshchestvo i pravo. 2014. № 3 (49). S. 166-170.
2. Dubrivnyj V.A. Poterpevshij na predvaritelnom sledstvii [Victim at the preliminary investigation]. Saratov: Privolzh. kn. izd-vo, 1966. 100 s.
3. Zagvozdkin N.N. Ob oznakomlenii obvinyae-mogo s materialami ugolovnogo dela po okonchanii predvariteFnogo sledstviya [About familiarization
of the accused with the materials of the criminal case at the end of the preliminary investigation] // Vestnik Dalnevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossiyu. 2013. № 1 (24). S. 66-75.
4. Koldin S.V Zashchita prav i zakonnykh inte-resov poterpevshego po Ugolovno-processuaFnomu kodeksu Rossijskoj Federatsii [Protection of the rights and legitimate interests of the victim under the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation]: dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2004. 235 s.
5. Kommentarij k Ugolovno-protsessuaTnomu kodeksu Rossijskoj Federatsii [Commentary on the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation] / pod red. V.P. Verina. M.: YuRAJT, 2014. 1087 s.
АЛИЕВА Надежда Николаевна - аспирант. Волгоградский государственный университет. Россия. Волгоград. E-mail: [email protected].
ALIEVA, Nadezhda Nikolaevna - Postgraduate. Volgograd State University. Russia. Volgograd. E-mail: alieva2404@yandex. ru.
УДК 342.722
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Т.Н. Вязовская, Л.А. Евсеева, Д.В. Змиевский, Г.В. Галиева
Накануне 20-летия подписания между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора о создании Союзного государства проведено сравнительное конституционно-правовое исследование права на получение бесплатной юридической помощи в государствах, характеризующихся не только наличием исторической общности правовых традиций, но и движимых в настоящее время стремлением продолжить развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В результате проведенного сравнительно-правового исследования были выявлены особенности закрепления и реализации права на получение бесплатной юридической помощи в рассматриваемых республиках, что позволило авторам предложить некоторые направления дальнейшего совершенствования законодательства союзных государств. Научному осмыслению и критическому анализу были подвергнуты используемые в текстах конституций законодательные термины «юридическая помощь» и «квалифицированная юридическая помощь». Обоснован тезис о том, что эффективность реализации конституционного права на бесплатную юридическую помощь находится в прямой зависимости от наличия специального закона, определяющего субъектов и порядок ее оказания.
Ключевые слова: конституция; права человека; бесплатная юридическая помощь; постсоветское пространство; Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь.
T.N. Vyazovskayay, L.A. Evseyeva, D.V. Zmievsky, G.V. Galieva. CONSTITUTIONAL RIGHT TO GET FREE LEGAL AID IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS
On the eve of the 20th anniversary of the signing of the Treaty on the Establishment of the Union State between the Russian Federation and the Republic of Belarus, a comparative constitutional study of the right to receive free legal aid in states characterized not only by the historical community of legal traditions, but also driven by the desire to continue the development of integration processes in the postSoviet space was conducted. As a result of the comparative legal study, the specifics of securing and exercising the right to receive free legal aid in the republics under consideration were identified, which allowed the authors to suggest some directions for further improving the legislation of the Union states.
The legislative terms «legal aid» and «qualified legal aid» used in the texts of the constitutions were subjected to scientific reflection and critical analysis. The thesis that the effectiveness of the implementation of the constitutional right to free legal aid is directly dependent on the existence of a special law defining the subjects and the procedure for its provision is substantiated.
Keywords: constitution; human rights; free legal aid; post-Soviet space; Union State of the Russian Federation and the Republic of Belarus.
Первоочередной задачей принятия новейших конституций государствами постсоветского пространства выступала не только «необходимость правового оформления и закрепления новой государственности» [3, с. 165], а также суверенитета бывших союзных республик, но и потребность закрепления кардинально изменившихся основ конституционного строя. Наряду с провозглашением принципа демократизма все без исключения постсоветские конституции объявили наивысшей ценностью человека, а соблюдение его прав и свобод - первостепенной обязанностью государства.
Одной из важнейших гарантий реализации основных прав и свобод человека выступило закрепление в Основных законах большинства постсоветских республик не только права на получение квалифицированной юридической помощи, но и права на ее получение в установленных законом случаях на безвозмездной основе. При общей схожести, а зачастую и идентичности законодательных формулировок, очевидно, что само содержание и механизм реализации рассматриваемого конституционного права получили в государствах постсоветского пространства весьма различное наполнение. В этой связи определенный научный интерес представляет сравнительный анализ конституционного права на получение бесплатной юридической помощи в России и Беларуси. Накануне 20-летия подписания между странами Договора о создании Союзного государства подобные сравнительно-правовые исследования весьма актуальны и призваны способствовать развитию правовых основ дальнейших интеграционных процессов. Следует отметить, что в преамбуле названного Договора особо подчеркивается приверженность стран к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые немыслимы без провозглашения и гарантированности права на получение юридической помощи.
Право на получение юридической помощи закреплено в ст. 48 Конституции Российской Федерации и в ст. 62 Конституции Республики Беларусь соответственно. Уже при первом ознакомлении с текстами указанных статей обращает на себя внимание различие юридической техники изложения текста норматив-
но-правового акта. В отличие от Конституции Республики Беларусь Основной закон России основывается не на концепции принадлежности права на получение юридической помощи каждому человеку и гражданину, а на провозглашении гарантии каждого на получение такой помощи. Следует отметить, что Основные законы России и Беларуси, равно как и конституции подавляющего большинства государств постсоветского пространства, изначально исходят не только из признания, но и гаранти-рованности любых прав и свобод человека и гражданина (ст. 17 Конституции РФ), а также провозглашения обеспечения таких прав и свобод высшей целью государства (ст. 21 Конституции РБ).
Вместе с тем применительно к конкретным правам и свободам термин «гарантиро-ванность» встречается в тексте конституций рассматриваемых государств далеко не всегда. Учитывая то, что природе конституционных норм изначально свойственен декларативный характер, полагаем возможным предположить, что указание в тексте Основного закона не на принадлежность, а на гарантирован-ность конкретного права накладывает на государство повышенные обязанности - не только признавать это право, но и создавать конкретные механизмы для его реализации. Думается, что подобный подход в полной мере согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда РФ, который в своем Определении от 05.02.2004 № 25-О применительно к ст. 48 Конституции РФ разъяснил, что провозглашение такой гарантии в первую очередь означает то, что государство принимает на себя конституционную обязанность обеспечивать высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи каждому обратившемуся за ней. При этом условия реализации такой обязанности в силу самой конституционной нормы будут регламентироваться специальным законодательством.
Иной подход был избран авторами текста Основного закона Республики Беларусь. В ст. 62 Конституции РБ закрепляется, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, т.е. принадлежность права провозглашается, но специальный акцент на его гарантированности
не делается. На наш взгляд, подобный подход оправдан тем, что в отличие от Конституции РФ, где подчеркнутая гарантированность такого права связана с отсутствием детализации его содержания, в Основном законе РБ провозглашаемое право раскрыто достаточно подробно и включает в себя «в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами». В этом смысле мы солидарны с позицией, высказанной в современной правовой науке С.А. Казарян о том, что «составители Белорусской Конституции более полно обозначили предмет оказания юридической помощи с помощью уточнения конкретных субъектов ее оказания» [5, с. 7].
Следующей особенностью Конституции РФ выступает закрепление в ней гарантии получения не просто юридической (как в Конституции РБ), а именно квалифицированной юридической помощи. В своих научных изысканиях О.Г. Яткевич справедливо отмечает, что «поскольку «квалифицированная юридическая помощь» - категория законодательная, для ее адекватного использования необходимо определить сущностный и содержательный аспекты. Без этого законодатель может издавать законы, объективно не обеспечивающие реализацию права человека на квалифицированную юридическую помощь» [6, с. 6]. Систематизированный ответ на вопрос, какие виды юридической помощи в Российской Федерации отнесены к квалифицированной в законодательстве, к сожалению, отсутствует. Неоднократные предложения представителей профессионального юридического сообщества о необходимости принятия специального закона об оказании квалифицированной юридической помощи не нашли поддержки у федерального законодателя.
При этом традиционно как в правовой доктрине, так и в правоприменительной практике под квалифицированной юридической помощью понимается адвокатская деятельность и нотариальная. И если в Федеральном законе от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» прямо указано на это, то в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных еще до принятия Конституции РФ, такое указание объяснимо отсутствует. Вместе с тем нотариат является неотъемлемой и важной частью публично-
правовой системы оказания именно квалифицированной юридической помощи, представляемой на высокой профессиональной основе. Немаловажно, что в Определении Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 № 1714-О-О нотариат упоминается как «публично значимый институт, призванный оказывать гражданам квалифицированную юридическую помощь, защищать в рамках своей компетенции их права и свободы».
Но означает ли это, что иные виды юридической помощи не могут рассматриваться в качестве квалифицированных? Ответ на данный вопрос долгое время оставался за рамками законодательства России. Однако, после масштабных преобразований в 2019 г. российского процессуального законодательства, возможность провести грань между квалифицированной и иной юридической помощью становится более очевидной. Речь идет о требовании наличия высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности для представителей в гражданском (за исключением судов первой инстанции) и арбитражном процессах. Кроме того, в Федеральном законе от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» также установлено императивное требование о том, что бесплатную юридическую помощь в рамках этого закона могут оказывать только лица, имеющие высшее юридическое образование.
Приходится констатировать, что указание в тексте Конституции РФ на признак квалифицированности юридической помощи нельзя назвать примером удачной законодательной формулировки. Более предпочтительной в этом плане видится нам формулировка ст. 62 Конституции РБ, где признак квалифицированности не используется, однако закрепляется «право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей...». Закрепление на конституционном уровне деления субъектов правовой помощи на адвокатов и иных представителей по понятным причинам весьма оправданно и при этом не исключает возможности оказания юридической помощи и иными субъектами, например нотариусами или должностными лицами органов государственной власти, традиционно не относящимися к представителям. Так, анализируя понятие «квалифицированная юридическая помощь», профессор В.В. Андреев приходит к выводу о том, что «тождественными, как правило, считаются понятия «квалифицированная помощь» и «адвокатская помощь»., так как лицо, приобретающее статус адвоката, должно удовлет-
ворять целому ряду требований...Следовательно, прежде всего адвокат является лицом, обеспечивающим реализацию права на юридическую помощь» [1, с. 198].
Как уже было отмечено, возможность получения юридической помощи на безвозмездной основе закреплена в Основных законах обоих государств. Порядок и условия ее предоставления не раскрываются в конституциях и требуют правовой регламентации на уровне текущего законодательства. В рассматриваемом аспекте бесплатная юридическая помощь предоставляется в первую очередь по уголовным делам. Адресатом ее получения как в России, так и Беларуси является лицо, привлекаемое к уголовной ответственности. Примечательно, что по общему правилу законодательство рассматриваемых стран не предусматривает право на получение бесплатной юридической помощи лицом, в отношении которого было совершено преступление, хотя подобная практика широко распространена в других зарубежных правопорядках.
Вместе с тем критерий безвозмездности услуг «защитника по назначению» весьма условный: услуги такого адвоката действительно оплачиваются за счет государственных средств, вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство обоих государств предусматривает механизм взыскания таких процессуальных издержек с лица, признанного виновным в совершении преступления. Правовая позиция о том, что иное означало бы существенное умаление конституционных прав на защиту федеральной собственности, сформулирована Конституционным Судом РФ в Определении от 12.11.2008 № 1074-0-П. Не оспаривая справедливость такого утверждения, отметим лишь то, что при подобном подходе оказываемая квалифицированная помощь не может быть в полной мере отнесена к безвозмездной. И если в Конституции РБ указывается, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (т.е. в принципе нет какого-либо ярко выраженного запрета впоследствии компенсировать расходы государства, в том числе за счет осужденного), то в ст. 48 Конституции РФ содержится указание на то, что такая помощь оказывается бесплатно, т.е. изначально не предполагается возможность для лица понести расходы по ее оказанию как до момента ее оказания, так и после.
Анализ специального законодательства России и Беларуси, отсылка к которому имеет место в конституционных нормах о бесплатной юридической помощи, показывает, что в рес-
публиках сложились принципиально различные системы ее оказания. В первую очередь отметим отсутствие в Республике Беларусь специального закона о бесплатной юридической помощи. Так, например, С.Э. Бахорина указывает, что «вопрос об оказании бесплатной юридической помощи в Республике Беларусь вызывает массу дискуссий. Они связаны не только с категориями дел и процедурой оказания, но и с субъектами предоставления такой помощи» [2, с. 272]. Несмотря на то, что в Законе Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30.12.2011 достаточно четко определены как категории дел, так и круг субъектов, которые вправе обратиться за бесплатной юридической помощью, в большинстве случаев такая помощь оплачивается за счет средств коллегий адвокатов. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», напротив, возлагает финансирование такой помощи на бюджеты, что представляется более оправданным. В подобной ситуации мы разделяем точку зрения С.А. Казарян о том, что белорусский законодатель «действует в интересах лиц, нуждающихся в помощи, но не в угоду субъектам, оказывающим эту помощь, что может сказаться на их качестве работы».
Как безусловное достоинство российского закона о бесплатной юридической помощи следует отметить выделение государственной и негосударственной подсистем, объединяющих различных субъектов оказания такой помощи, а также то, что «федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно устанавливать дополнительные категории граждан, имеющих право на ее получение и случаи ее оказания» [4, с. 111].
Таким образом, несмотря на существенные различия в подходах к реализации права на получение бесплатной юридической помощи, Российская Федерация и Республика Беларусь признают и гарантируют первостепенную значимость такого права, без которого реализация других естественных прав человека не может быть признана эффективной.
Список литературы
1. Андреев В.В. Реализация конституционного права граждан на юридическую помощь (на примере Чувашской Республики) // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 1. С. 195-202.
2. Бахорина С.Э. Бесплатная юридическая помощь и юридические клиники Республики Бела-
русь // Юридическая наука и правоприменительная практика: материалы Междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов (Минск, 26-27 окт. 2012 г.). Минск, 2012. С. 272-273.
3. Змиевский Д.В. Конституционные принципы осуществления государственной власти в странах постсоветского пространства // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 3. С.165-174.
4. Змиевский Д.В., Павлов С.Ю. Особенности реализации конституционного права на получение бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С. 110-112.
5. Казарян С.А. Сравнительный анализ законодательства, регулирующего оказание бесплатной юридической помощи на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Новый юридический вестник. 2018. № 1. С. 6-10.
6. Яткевич О.Г. Уровень разработанности понятия «реализация права человека на квалифицированную юридическую помощь» // Юрист. 2014. № 4. С. 4-8.
References
1. Andreyev V.V. Realizatsiya konstitutsionno-go prava grazhdan na yuridicheskuyu pomoshch (na primere Chuvashskoj Respubliki) [Implementation of the constitutional right of citizens to legal aid (on the example of the Chuvash Republic)] // Fundamentalnye i prikladnye issledo-vaniya kooperativnogo sektora e'konomiki. 2012. № 1. S.195-202.
2. Bakhorina S.E. Besplatnaya yuridiches-
kaya pomoshch i yuridicheskie kliniki Respubliki Belarus' [Free legal aid and legal clinics of the Republic of Belarus] // Yuridicheskaya nauka i pravoprimenitel'naya praktika: materialy Mezhdu-nar. nauch. konf. studentov, magistrantov i aspiran-tov (Minsk, 26-27 okt. 2012 g.). Minsk, 2012. S.272-273.
3. Zmievskij D.V. Konstitutsionnye printsipy osushchestvleniya gosudarstvennoj vlasti v stranakh postsovetskogo prostranstva [Constitutional principles of the exercise of state power in the postSoviet countries] // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora e'konomiki. 2012. № 3. S. 165-174.
4. Zmievskij D.V., Pavlov S.Yu. Osobennosti realizatsii konstitutsionnogo prava na poluchenie besplatnoj yuridicheskoj pomoshchi v Chuvashskoj Respublike [Features of realization of the constitutional right to receive free legal aid in the Chuvash Republic] // Vestnik Rossijskogo universiteta ko-operatsii. 2016. № 1 (23). S. 110-112.
5. Kazaryan S.A. Sravnitel'nyj analiz zako-nodatel'stva, reguliruyushhego okazanie besplatnoj yuridicheskoj pomoshchi na territorii Respubliki Belarus, Respubliki Kazakhstan i Rossijskoj Federatsii [Comparative analysis of the legislation regulating the provision of free legal assistance in the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation] // Novyj yuridicheskij vestnik. 2018. № 1. S. 6-10.
6. Yatkevich O.G. Uroven' razrabotannosti po-nyatiya «realizatsiya prava cheloveka na kvalifit-sirovannuyu yuridicheskuyu pomoshch» [The level of development of the concept «realization of the human right to qualified legal assistance»] // Yurist. 2014. № 4. S. 4-8.
ВЯЗОВСКАЯ Татьяна Николаевна - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ЕВСЕЕВА Людмила Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ЗМИЕВСКИЙ Дмитрий Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ГАЛИЕВА Гельнар Вагизовна - старший преподаватель кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
VYAZOVSKAYA, Tatyana Nikolaevna - Doctor of Sciences (Historical), Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Professor of the Department of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
EVSEYEVA, Lyudmila Anatolyevna - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Head of the Department of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
ZMIEVSKIY, Dmitry Valeryevich - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the De-
partment of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
GALIEVA, Gelnar Vagizovna - Senior Lecturer of the Department of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 340
ПРАВОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК СООТНОСИМЫЕ И ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КАТЕГОРИИ
О.Н. Городнова
В статье соотносятся понятия «правовая действительность» и «правовая идеология», выявляется их взаимовлияние и взаимообусловленность, раскрывается приоритетная роль. Сравнивая с философией познания, автор подчеркивает важное значение идеологического познания права, его развития под влиянием четкой государственной идеологии и приходит к выводу, что идеологически нейтральное право и правопорядок обречены на бессилие, так как правовая идеология, сформированная волей народа, способна воздействовать на поведение граждан, на их правосознание и правовую культуру.
В статье акцентируется, что отсутствие официальной, государственной правовой идеологии не означает отсутствие потребности в таковой. Ценностные доминанты правосознания зависят от государственной политики. Исторически сложившуюся связь права и государства поддерживает правовая идеология. Опираясь на положения юридической доктрины, автор дефинирует правовую идеологию, характеризует ее объект воздействия, черты, структуру и признаки. В качестве примера формирования правовой идеологии как способа осознания правовой действительности автор приводит построение в России демократической государственности. В качестве вывода отмечается необходимость пересмотра значимости фактора идеологии для совершенствования государственной политики в разных сферах деятельности и формирования отечественной идеологии на основе социального равенства и справедливости.
Ключевые слова: правовая действительность; правовое регулирование; правовая идеология; идеологическое познание права; общественное правосознание; государственная политика; государственная идеология.
O.N. Gorodnova. LEGAL REALITY AND LEGAL IDEOLOGY AS RELATED AND INTERRELATED CATEGORIES
The article correlates the concepts of «legal reality» and «legal ideology», reveals their mutual influence, interdependence and the priority role. Comparing with the philosophy of knowledge, the author emphasizes the importance of ideological knowledge of law, its development under the influence of a clear state ideology and comes to the conclusion that ideologically neutral law and the rule of law are doomed to powerlessness, since legal ideology, formed by the will of the people, is able to influence the behavior of citizens, their legal consciousness and legal culture.
The article emphasizes that the absence of official, state legal ideology does not mean that there is no need for such ideology. The value dominants of legal consciousness depend on the state policy. The historical link between law and state is supported by legal ideology. Based on the provisions of the legal doctrine, the author defines the legal ideology, characterizes its object of influence, features, structure and features. As an example of the formation of legal ideology as a way of understanding the legal reality, the author cites the construction of a democratic state in Russia. As a conclusion, it is necessary to review the importance of the factor of ideology for the improvement of state policy in different spheres of activity and the formation of national ideology on the basis of social equality and justice.
Keywords: legal reality; legal regulation; legal ideology; ideological knowledge of law; public legal consciousness; state policy; state ideology.
Современная философия под действительностью понимает совокупность реально существующих процессов и явлений. Право-
вая действительность представляет собой материальное правовое бытие. Она включает различные правовые феномены и юридические