110
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 1(23)
EGOROV, Vladislav Viktorovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines. Volgograd Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Volgograd. E-mail: [email protected]
YOVANOVICH, Tamara Georgiyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines. Volgograd Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Volgograd. E-mail: [email protected]
УДК 342
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Д.В. Змиевский, С.Ю. Павлов
Статья посвящена изучению особенностей механизма и форм реализации конституционного права на получение бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике. Сформулированы некоторые предложения по совершенствованию системы бесплатной юридической помощи в стране.
Ключевые слова: конституция; юридическая помощь; Чувашская Республика; конституционные гарантии; права человека и гражданина.
D.V. Zmiyevsky, S.Yu. Pavlov. FEATURES OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT ON RECEIVING THE FREE LEGAL AID IN THE CHUVASH REPUBLIC
The article studies the features of the mechanism and realization forms of the constitutional right for qualified legal assistance in the Chuvash Republic. The author formulates some suggestions for improving of the system of legal aid in the country.
Keywords: constitution; legal aid; the Chuvash Republic; the constitutional guarantees; human and civil rights.
Провозглашенное и гарантированное ст. 48 Конституции Российской Федерации право на получение квалифицированной юридической помощи является неотъемлемым атрибутом современного правового государства. Как справедливо указывает руководитель научного коллектива, подготовившего один из авторитетнейших комментариев к Основному Закону нашей страны, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин: «Право каждого на получение квалифицированной юридической помощи служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции прав и свобод, в частности, на защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), на судебную защиту (ст. 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123), находится во взаимосвязи с ними и не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах» [5].
Следует отметить, что Конституция Российской Федерации, наряду с провозглашением права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, гарантирует ее
оказание бесплатно в случаях, предусмотренных законом. Достаточно долгое время право на получение бесплатной юридической помощи в нашей стране ассоциировалось в основном с деятельностью адвоката в уголовном процессе, чья профессиональная юридическая помощь обвиняемому в совершении преступления оплачивается за счет государства [6]. В связи с этим в публицистике, а также на уровне обыденного общения граждан достаточно прочно успел закрепиться термин «государственный адвокат», который, разумеется, недопустим с позиций юридической терминологии, так как адвокатура исторически является независимым от государства институтом.
Принципиально иное практическое значение своего содержания норма ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации приобрела с принятием Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», где впервые было закреплено, что «граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены как самим законом, так и другими федераль-
ными законами и законами субъектов Российской Федерации». Следует подчеркнуть особую важность указания в ст. 2 названного акта на законодательство субъектов Российской Федерации, поскольку это дает возможность, избегая федеральных штампов, адаптировать процесс оказания-получения бесплатной юридической помощи к населению практически каждого региона России, учитывать те или иные экономические, социальные, культурные и иные условия на местах.
Согласно ст. 45 действующей Конституции Чувашской Республики 2000 г., «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». С 14 апреля 2012 г вступил в силу Закон Чувашской Республики от 30.03.2012 г № 20 «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике» (далее - Закон Чувашской Республики), для эффективной реализации которого в достаточно короткие сроки было разработано и принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.05.2012 г № 203 «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Чувашской Республике». На местном уровне постановлениями администраций муниципальных образований также утверждены соответствующие положения об оказании бесплатной юридической помощи жителям.
Закон Чувашской Республики предусматривает перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также основания, по которым граждане могут получить данную помощь. Поскольку федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно устанавливать дополнительные категории граждан, имеющих право на ее получение и случаи ее оказания, в Закон Чувашской Республики были включены дополнительные категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
Так, правом на оказание бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике дополнительно по сравнению с Федеральным законом наделены: вдовы погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; граждане, имеющие трех или более совместно с ними проживающих несовершеннолетних детей; реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; лица, освободившиеся из мест лишения свободы, в течение трех месяцев со дня освобождения; члены семей погибших (умерших) участников боевых
действий. Таким образом, в настоящее время право на получение бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике имеют 33 категории граждан.
Чувашская Республика была одним из первых субъектов Российской Федерации, где законодательство о бесплатной юридической помощи было реализовано на практике. На сегодняшний день здесь фактически завершено построение как государственной, так и негосударственной подсистем оказания бесплатной юридической помощи. Так, государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Чувашской Республики образуют: территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Чувашской Республике, органы исполнительной власти Чувашской Республики, подведомственные им учреждения. В литературе уже также неоднократно отмечалось важное значение деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов в сфере оказания бесплатной юридической помощи по вопросам социального обеспечения [3].
Одними из активных участников государственной системы бесплатной юридической помощи являются органы исполнительной власти республики и подведомственные им учреждения, оказывающие гражданам бесплатную юридическую помощь. Так, согласно данным Министерства юстиции Чувашской Республики, в 2014 г. бесплатная юридическая помощь была оказана порядка 16 тыс. (16167) граждан, а за три года эта цифра составляет более 50 тыс. (51783). В основном это правовые консультации в устной (2014 г. - 14667 раз) и письменной (2014 г. - 1239 раз) формах.
Другими участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются адвокаты, которые задействованы в системе бесплатной юридической помощи за счет бюджетных средств. Ими юридическая помощь бесплатно была оказана около 4000 раз (в 2012 г. -149 раз; в 2013 г. - 1355 раз; в 2014 г. - 2408 раз).
Наиболее востребована бесплатная юридическая помощь среди инвалидов I и II группы, это почти 44% (43,9% общего числа обратившихся граждан), малоимущих граждан (15,9%), представителей детей-инвалидов, детей-сирот (11,9%), ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий (7,2%), многодетных семей (5,7%), вдов участников Великой Отечественной войны (2,3%).
В качестве гарантии для оказания гражданам квалифицированной бесплатной юридической помощи в республике выделяются средства для оплаты труда адвокатов и компенсации
112
вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1(23)
их расходов по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам. Так, в прошлом году на оплату труда адвокатов и компенсации их расходов из средств бюджета республики было выделено 2 млн 278 тыс. 700 руб. А за три года эта сумма составила более 3,5 млн руб. В 2015 г. на реализацию законодательства в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью предусмотрено уже порядка 3,5 млн руб.
Одним из полномочий органов власти субъектов РФ является оказание содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки. Кроме традиционно присутствующих во многих регионах России негосударственных центров бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике широкое распространение получили юридические клиники. Как участники системы оказания бесплатной юридической помощи они действуют на базе четырех образовательных организаций высшего образования Чувашской Республики и осуществляют правовое консультирование в устной и письменной формах, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Следует отметить, что первая студенческая юридическая клиника в республике была создана на базе Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации в 2001 г. и по сегодняшний день является одной из старейших в Приволжском федеральном округе. Накопленный за 15 лет работы клиники опыт подтверждает значимость подобной деятельности в решении социальных проблем как г. Чебоксары, так и республики в целом. Кроме того, она выступает эффективной базой практики для студентов юридического факультета, в связи с чем целью деятельности юридической клиники является не только оказание юридической помощи населению, но и повышение качества обучения студентов через практико-ориенти-рованные образовательные программы [1].
Законодательство допускает возможность оказания бесплатной юридической помощи во всех формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Весьма интересным и значимым в этом плане представляется опыт Чувашского регионального отделения «Ассоциации юристов России» по проведению «правовых часов» с населением, в ходе которых разъясняется законодательство по различным вопросам (жилищное, трудовое, законодательство о противодействии коррупции, о социальном обеспечении и др.) [2]. В целях оказания содействия развитию социально-ориентированным некоммерческим организациям,
реализующим мероприятия по приоритетному направлению «Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и социально-ориентированным некоммерческим организациям, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина», в 2014 г. была организована работа по оказанию методической помощи ЧРО ООО «Ассоциация юристов России» в разработке информационного материала, направленного на правовое просвещение и правовое информирование населения по социально значимым вопросам.
Таким образом, сложившаяся в Чувашской Республике система оказания бесплатной юридической помощи по праву может быть охарактеризована как весьма эффективная. Вместе с тем отдельные элементы механизма ее оказания нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В республике накоплен достаточно большой опыт обеспечения обратной связи между органами власти и населением [4]. Однако, несмотря на широкую пропаганду, проводимую Министерством юстиции Чувашской Республики и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, достаточно большим остаётся количество граждан, неосведомленных о существовании возможности получения бесплатной юридической помощи. Определенное недоверие граждан в безвозмездности оказываемых услуг также не способствует эффективности их предоставления. В связи с этим представляется возможным высказать следующие предложения по вопросам совершенствования системы бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике.
Полагаем, что следует внести изменения в Закон о бесплатной юридической помощи путем включения в перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, таких категорий, как «многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей», «инвалиды 3 группы», «иностранные граждане и лица без гражданства, средний душевный доход которых ниже прожиточного минимума».
Целесообразно также утвердить Методические рекомендации по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, а также Кодекс профессиональной этики участников государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи в целях повышения качества юридической помощи.
Во избежание злоупотребления со стороны лиц, оказывающих юридическую помощь, сле-
дует закрепить перечень оснований для отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи путем раскрытия таких категорий, как «вопрос, не имеющий правового характера», «отсутствие правовых оснований для предъявления требований».
В качестве определенной гарантии качества оказываемых услуг необходимо, с одной стороны, законодательно установить меры ответственности за некачественное оказание бесплатной юридической помощи. С другой стороны, в целях обеспечения единства правоприменительной практики следует установить нижний предел оплаты труда адвоката за идентичные виды юридической помощи на территории Чувашской Республики и других субъектов Российской Федерации, как это было сделано в Ульяновской области, где оплата труда адвокатов, компенсация их расходов на оказание бесплатной юридической помощи осуществляются в размерах, установленных правительством Ульяновской области.
Полагаем, что только гармоничное сочетание указанных условий в совокупности будет способствовать дальнейшей эффективной реализации механизма бесплатной юридической помощи как в Чувашской Республике, так и Российской Федерации в целом.
Список литературы
1. Андреев В.В., Борисова Е.Р., Леванов Ю.П. Совершенствование системы качества вуза через самооценку: монография / отв. ред. Н.И. Петренко. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010. 99 с.
2. Андреев В.В. Реализация конституционного права граждан на юридическую помощь (на примере Чувашской Республики) // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 1. С. 195-202.
3. Вязовская Т.Н. Исторический опыт разработки и реализации государственной пенсионной политики Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Моск. пед. гос. ун-т. М., 2010. 33 с.
4. Змиевский Д.В. Конституционно-правовое обеспечение административной реформы в Чувашской Республике // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 266-270.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко [и др.]; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 1008 с.
6. Лебедева А.А. Перестройка и формирование предпосылок для возрождения предпринимательства в России // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 62-65.
ЗМИЕВСКИЙ Дмитрий Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ПАВЛОВ Станислав Юрьевич - старший преподаватель кафедры финансового и экологического права. Институт права Башкирского государственного университета. Россия. Уфа. E-mail: [email protected]
ZMIYEVSKY, Dmitry Valeryevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
PAVLOV, Stanislav Yuryevich - Senior Teacher of the Department of the Financial and Ecological Right. Institute of the Right of the Bashkir State University. Russia. Ufa. E-mail: [email protected]
УДК 323-053.81
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (2000-2015 гг.)
Т.Г. Йованович, В.В. Егоров
Статья посвящена исследованию развития государственной молодежной политики России в начале XXI в. Рассмотрена политико-правовая деятельность органов власти на основе анализа опубликованных документов.
Ключевые слова: государственная молодежная политика; молодое поколение; актуальные проблемы молодежи; молодежные программы; система молодежной политики; нормативно-правовые акты; молодежь.