Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНЕЧЕСТВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С РЕГИОНАМИ РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНЕЧЕСТВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С РЕГИОНАМИ РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Н.А.

В статье рассмотрены вопросы развития интеграционных процессов в современных международных экономических отношениях. Исследованы направления взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь в экономической сфере, программные цели и задачи создания Союзного государства. Обоснованы актуальность и перспективы развития региональной экономической интеграции Донецкой Народной Республики как важнейшего фактора восстановления и обеспечения дальнейшего устойчивого поста экономики. Рассмотрены некоторые аспекты правового регулирования отношений, возникающих в процессе региональной экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTEGRATION COOPERATION OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC WITH RUSSIAN REGIONS: ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS

The article deals with the development of integration processes in modern international economic relations. The directions of interaction between the Russian Federation and the Republic of Belarus in the economic sphere, program goals and objectives of the creation of the Union State have been investigated. The relevance and prospects for the development of regional economic integration of the Donetsk People’s Republic as the most important factor in restoring and ensuring further sustainable development of the economy are substantiated. Some aspects of the legal regulation of relations arising in the process of regional economic integration are considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНЕЧЕСТВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С РЕГИОНАМИ РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ»

Экономико-правовые проблемы обеспечения хозяйственной

деятельности

УДК 339.922 : 332.135 (477.62 + 470)

Н.А. ОРЛОВА, канд. экон. наук, старший научный сотрудник отдела экономико-правовых исследований, e-mail: ona-iepi@rambler.ru

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНЕЧЕСТВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С РЕГИОНАМИ РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ

В статье рассмотрены вопросы развития интеграционных процессов в современных международных экономических отношениях. Исследованы направления взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь в экономической сфере, программные цели и задачи создания Союзного государства. Обоснованы актуальность и перспективы развития региональной экономической интеграции Донецкой Народной Республики как важнейшего фактора восстановления и обеспечения дальнейшего устойчивого поста экономики. Рассмотрены некоторые аспекты правового регулирования отношений, возникающих в процессе региональной экономической интеграции.

Ключевые слова: международные отношения, интеграционные процессы, Союзное государство, региональное экономическое сотрудничество, законодательство, нормативные правовые акты

Orlova N.A. Development of integration cooperation of the donetsk people's republic with russian regions: economic and legal aspects.

The article deals with the development of integration processes in modern international economic relations. The directions of interaction between the Russian Federation

and the Republic of Belarus in the economic sphere, program goals and objectives of the creation of the Union State have been investigated. The relevance and prospects for the development of regional economic integration of the Donetsk People's Republic as the most important factor in restoring and ensuring further sustainable development of the economy are substantiated. Some aspects of the legal regulation of relations arising in the process of regional economic integration are considered.

Keywords: international relations, integration processes, Union State, regional economic cooperation, legislation, normative legal acts

Современные международные экономические отношения характеризуются формированием многообразных интеграционных объединений, блоков, союзов государств, активизацией деятельности региональных и межрегиональных организаций.

Исследования разных аспектов сотрудничества государств в рамках интеграционных объединений широко представлены в научной литературе. Вопросы развития интеграционных процессов, це-

© Н.А. Орлова, 2022

ли и задачи образования многообразных интеграционных экономических союзов и сообществ, эффективность их деятельности, принципы экономического сотрудничества, проблемы соотношения международных правовых механизмов регулирования экономической интеграции и обеспечения суверенитета государств-участников интеграционных объединений исследуются в научных публикациях многих ученых и практиков: Н.А. Ефремовой [1; 2], И.А. Филькевича [3], Е. Луцкой [4], А. Александрова [5], В. Тарасевича [6], А. Лобача [6], Е.В. Потапцевой [7] и др. Эти вопросы являются предметом обсуждения на многих международных научно-практических конференциях, что свидетельствует о многогранности данной проблематики, ее особой значимости и актуальности в современных условиях нарастания интеграционных процессов.

Такой интерес со стороны ученых и практиков к вопросам сотрудничества государств в рамках интеграционных объединений указывает на их значимость в развитии экономики участников рассматриваемых отношений. А поэтому проведения исследований по вопросу развития интеграционного сотрудничества Донецкой Народной Республики (далее -ДНР) с регионами России являются необходимыми и своевременными с учетом обстоятельств, связанных с вхождением Республики в состав Российской Федерации (далее - РФ) как субъекта федерации.

Цель статьи: обосновать актуальность развития и углубления интеграционного сотрудничества Донецкой Народной Республики с другими регионами России как важнейшей предпосылки повышения научно-технического,

промышленного и экономического потенциала Республики, рассмотреть источники правового регулирования отношений в этой сфере деятельности.

Однако, прежде чем рассмотреть выше указанный вопрос, целесообразно

проследить историю развития экономической интеграции государств в области торгово-экономических отношений. Первым таким международным договором стало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое 30.10.1947 г. подписали 23 государства Европы. В последующие годы процесс межгосударственной экономической интеграции получил дальнейшее развитие. Так, 18.04.1951 г. в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), который предполагал создание общего рынка угля и стали. В ЕОУС вошли ФРГ, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды. Эти страны 25.03.1957 г. подписали в Риме Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В 1973 г. к ЕЭС присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. - Греция, в 1988 г. - Испания и Португалия. В соответствии с заключенным 07.02.1992 г. Маастрихским договором ЕЭС был преобразован в Европейский Союз (ЕС) [1, с. 106-107].

Аналогичные интеграционные процессы происходили на межгосударственном уровне и в других регионах - Южной и Юго-Восточной Азии, странах Латинской Америки, постсоветском пространстве и др.

К примеру, страны Южной Азии (Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивские острова, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, Афганистан) принимают участие в нескольких крупных международных объединениях: Южноазиатской Ассоциации регионального сотрудничества (СААРК), созданной в соответствии с подписанной странами 02.08.1983 г. Декларацией о кооперации стран Южной Азии; интеграционном объединении государств Бенгальского залива (БИМСТЕК), образованном в соответствии с Декларацией, подписанной 06.06.1997 г.; интеграционной программе Южноазиатского субрегионального сотрудничества, сформированной

в 2001 г.; интеграционном проекте Южной Азии в области образования, реализуемого в рамках СААРК с 04.04.2007 г.

Страны Юго-Восточной Азии 08.08.1967 г. образовали Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), куда первоначально вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. В 1984 г. членом АСЕАН стал Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, в 1997 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа. Страны Южной Америки - Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай в 1991 г. заключили между собой торговый пакт, которым было положено начало созданию Южноамериканского общего рынка (МЕРКО-СУР) [1, с. 108-109].

В рамках постсоветского пространства 08.12.1991 г. было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), а 24.09.1993 г. подписан Договор стран СНГ «О создании Экономического союза». Отдельные страны СНГ принимают также участие в межгосударственных экономических объединениях БРИКС, ЕврАзЭС, ШОС и ряде других.

Знаковым событием на постсоветском пространстве стало подписание 08.12.1999 г. Договора о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь, вступившего в силу 26.01.2000 г. [18]. Как отмечают специалисты объективными предпосылками к объединению России и Беларуси в Союзное государство послужили традиционная общность и сильная взаимозависимость научно-технического, культурного и военно-технического пространства, глубокая интегрированность белорусской экономики в экономическую систему бывшего СССР [6, с. 1, 3]. До образования Союзного государства интеграционное взаимодействие России и Беларуси на протяжении достаточно длительного времени происходило в разных формах: 12.04.1994 г. был подписан Договор об

объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой России; 06.01.1995 г. подписано Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан; 02.04.1996 г. подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а 02.04.1997 г. - Договор о Союзе Белоруссии и России.

Таким образом, как отмечает Н.А. Ефремова, на рубеже XX-XXI вв. именно интеграционные процессы стали одной из примет времени [2, с. 47].

В научной литературе подчеркнуто, что при исследовании проблем экономической интеграции необходимо предварительно определить, какие отличительные признаки, характеризующие государство, позволяют раскрыть его роль в качестве самостоятельного субъекта хозяйствования в системе международных экономических отношений. Исходя из этого, важно обосновать возможность и правомерность участия ДНР в международных интеграционных процессах как самостоятельного субъекта хозяйствования.

Наиболее обстоятельно, на наш взгляд, эта проблема исследована в монографии И.А. Филькевича, в которой автор обосновал пять отличительных признаков государства, определяющих его субъектом хозяйствования, функционирующим в системе международных экономических отношений [3, с. 11-13]:

первым отличительным признаком является факт формирования государства на определенной, обособленной от других, территории и создание специфической государственной власти, действия которой ограничиваются пределами данной территории и распространяются на всех субъектов, участвующих в экономической, политической и других сферах жизни страны;

вторым важным признаком, определяющим государство субъектом хозяйствования и участником международных

экономических отношений, является наличие совокупности социальных институтов управления, включающих в себя систему законодательных и исполнительных органов власти при четком разграничении их полномочий между собой. Органы, осуществляющие законодательную деятельность, формируют порядок отношений в обществе, в т.ч. в сфере экономических отношений. Органы исполнительной власти следят за соблюдением установленных норм и правил и обеспечивают от лица государства взаимодействие с другими субъектами хозяйствования, формируя экономическую политику государства;

третий характерный признак, позволяющий определить государство в качестве самостоятельного субъекта экономических отношений - это создание системы формирования собственного государственного бюджета, включающей совокупность фискальных мер изъятия части доходов субъектов хозяйствования, действующих в пределах данной территории, посредством налогов, пошлин, штрафов и др.;

к четвертому отличительному признаку относится возможность распределения и перераспределения находящихся в собственности государства бюджетных средств с целью решения конкретных политических, экономических и социальных задач, актуальных для общества данной территории, а также возможность государства приобретать в свою собственность различные объекты хозяйствования, которые в последующем, в производственных процессах субъектов хозяйствования, представляя собой часть государственной собственности, решают те задачи, которые им определяет государство;

пятым отличительным признаком, по мнению И.А. Филькевича, является то обстоятельство, что государство, вступая в экономические взаимодействия с представителями других государств или

иностранными субъектами хозяйствования, может выполнять координирующую роль выразителя и защитника интересов общества данной территории или отдельных субъектов, функционирующих на этой территории.

В целом поддерживая позицию автора по данному вопросу и соглашаясь с выводом относительно того, что пять названных выше отличительных признаков позволяют раскрыть роль государства как субъекта международных отношений, в то же время представляется важным дополнить предложенную совокупность отличительных признаков еще одним признаком, также характеризующим государство как самостоятельного субъекта международных экономических отношений, а именно: создание собственной законодательной базы, позволяющей не только осуществлять эффективное правовое регулирование в сфере экономических отношений в рамках данной территории, но и выполнять должным образом функции защиты интересов субъектов хозяйствования и жителей этой территории в процессе международного сотрудничества.

Если охарактеризовать ДНР с позиции изложенных выше отличительных признаков, то можно уверенно утверждать, что Республика в современном ее положении может правомерно участвовать в интеграционных процессах как самостоятельный субъект международных и региональных экономических отношений.

Этот вывод подтверждается тем, что ДНР как государство было создано 11 мая 2014 г. в рамках отдельной территории, 21.02.2022 г. подписан Указ Президента Российской Федерации «О признании Донецкой Народной Республики», принят Федеральный закон Российской Федерации «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой» от 22.02.2022 г.

№ 15-ФЗ, издан Закон ДНР «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой» от 22.02.2022 г. № 351-ПНС. С этого времени ДНР стала функционировать как независимое суверенное государство.

Логическим продолжением процесса интеграции Донецкой Народной Республики с Российской Федерацией явилось подписание в г. Москве 30.09.2022 г. Договоров о вступлении Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации на правах новых субъектов. Президент России В.В. Путин 05.10.2022 г. подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта-Донецкой Народной Республики» от 04.10.2022 г. № 5 - ФКЗ. Ранее, 03.10.2022 г. и 04.20.2022 г. этот Закон был одобрен Государственной Думой и Советом Федерации Российской Федерации. Народным Советом ДНР принят Закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию ДНР и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта» от 04.10.2022 г. № 423-ПЖ.

Федеральным конституционным законом РФ до 1 января 2026 года определен переходный период для полноценной интеграции ДНР в экономическую, финансовую, кредитную и налоговую системы РФ.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового

субъекта» государственная граница между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой с 05.10.2022 г. обрела статус административной границы между субъектами РФ: Республика входит в состав России в границах 2014 г. территории освобожденных регионов - в своих административных границах.

До 1 июля 2023 г. в ДНР должны быть созданы территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Для организации местного самоуправления будут образованы городские и муниципальные округа, установлена численность депутатов муниципальных образований, сроки полномочий органов местного самоуправления. С 1 января 2023 г. в ДНР будет применяться бюджетное законодательство Российской Федерации, а также российские налоговые требования. В течение переходного периода в Республике должны быть также созданы суды и органы прокуратуры Российской Федерации.

Таким образом, на территории ДНР четко установлены административные границы субъекта Российской Федерации, а за время переходного периода будут созданы все необходимые органы законодательной и исполнительной власти, будет разрабатываться региональный бюджет с четко обозначенными целями его использования. За этот период должна быть сформирована собственная, разработанная с учетом федерального законодательства России, законодательная база ДНР, ориентированная на защиту интересов региона, субъектов хозяйствования и граждан, проживающих на этой территории.

Следовательно, в контексте изложенных выше признаков, позволяющих характеризовать государство или регион в качестве самостоятельного субъекта интеграционных экономических отношений, можно утверждать, что Донецкая Народная Республика как субъект Российской Федерации в полной мере соответствует

этим признакам и, безусловно, может развивать региональное экономическое сотрудничество не только с другими регионами России, но и с дружественными странами, которые ранее признали независимость ДНР - Абхазией, Южной Осетией, Сирийской Арабской Республикой, КНДР, а в перспективе и с другими государствами, экономическими объединениями и союзами. Однако, учитывая, что только в последнее время начался процесс разрушения экономической блокады Республики, длившейся на протяжении более 8-ми лет, вхождение ДНР в международное интеграционное содружество государств - процесс не одномоментный, а предполагающий поэтапное развитие.

На данном этапе наиболее перспективным в этом плане является развитие регионального экономического сотрудничества ДНР с другими субъектами Российской Федерации. Источником правового обеспечения этого процесса могут быть Федеральное законодательство РФ, нормативные правовые акты ДНР, разработанные в соответствии с федеральным законодательство, а также двусторонние (многосторонние) Договоры и Соглашения, которые Республика может заключать на взаимовыгодных условиях с регионами РФ с целью повышения уровня товарооборота, оказания взаимопомощи в наращивании научно - технического, промышленного и экономического потенциала региона, создания собственного производства комплектующих для импор-тозамещения отдельных видов изделий, активизации развития экспорта, освоения новых рынков и сбытов выпускаемо продукции.

Региональная экономическая интеграция, заключение двусторонних (многосторонних) договоров и соглашений с субъектами РФ и другими странами представляет особую значимость для решения многих перспективных задач восстановления экономики Республики, в частности, восстановления железнодорожного

транспорта и соответствующих объектов его инфраструктуры, строительства в г. Донецке полностью разрушенного аэропорта. Как подчеркнул Премьер-министр ДНР В. Хоценко, - до конца 2023 г. будет реконструирован аэропорт г. Мариуполя, причем он будет как военный, так и гражданский, совмещенного двойного базирования. Мы создаем условия для привлечения инвесторов как на действующие активы, так и для создания новых активов. Для этого создаем индустриальный парк в г. Мариуполе, планируем создавать такие площадки в г. Донецке, - чтобы больше предприятий приходило на нашу территорию. Сейчас мы работаем над тем, чтобы у нас появилась свободная экономическая зона, чтобы были максимально благоприятными условия для бизнеса при входе в ДНР: это и обнуление многих налогов -налога на имущество, на землю, на прибыль, и введение других преференций. Для формирования в Республике благоприятного инвестиционного климата, активизации инвестиционных процессов создана Корпорация развития Донбасса [9, с. 3].

Безусловно, практическая реализация этих важнейших задач по восстановлению экономики ДНР потребует, помимо организационно-экономических мер, также разработки эффективного правового обеспечения, подготовки учетом опыта регионов Российской Федерации законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере деятельности.

При этом важно подчеркнуть, что для ДНР актуализация проблемы развития интеграционного экономического сотрудничества предопределяется еще и тем, что предстоит масштабная работа по восстановлению жизнедеятельности городов и поселков бывшей Донецкой области, перешедших под контроль ДНР в ходе совместной военной операции Российской Федерации, народной мили-

ции ДНР и ЛНР по защите жителей Донбасса. Большой объем работ связан с необходимостью модернизации производственных мощностей, отстройки жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, налаживания водоснабжения и подачи электроэнергии, обеспечения населения продуктами питания и товарами первой необходимости, восстановления разрушенных хозяйственных связей и транспортно - логистической системы.

Как свидетельствует практика, в настоящее время сотрудничество ДНР с регионами Российской Федерации получает активное развитие.

Так, в ходе рабочих встреч с 9 по 14 июня 2022 г. Главы Республики с губернаторами Челябинской, Ленинградской, Нижегородской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа были подписаны Соглашения о сотрудничестве с городами и районами Республики, администрациями городов Ясиноватая, Харцызск, администрацией Волновахского района. Кроме того, подписано Соглашение о сотрудничестве ДНР с одним из крупных федеральных госбанков России - «Промсвязьбанком», работа которого на территории Республики открывает новые возможности для бизнеса и инвестиций, что, в свою очередь, является хорошим импульсом для развития экономики ДНР [10, с. 7].

Делегация ДНР принимала участие в работе XXI Петербургского международного экономического форума, в ходе которого были подписаны девять Соглашений и два Меморандума о сотрудничестве, в том числе Меморандум о сотрудничестве между Министерством образования и науки ДНР и Министерством просвещения Российской Федерации; Соглашение между Торгово-промышленной палатой ДНР и Иранским торговым домом «Фарнуш трейдинг»; Соглашение о сотрудничестве между ООО «Торг-Инвест» (г. Кемерово) и ООО «Ясиноватский машиностроительный завод» и др. [11, с. 7].

Около 20 российских регионов активно участвуют в восстановлении Республики. Так, Московская область принимает участие в восстановлении Тельмановского и Новоазовского районов Республики; Ленинградская область - г. Енаки-ево; Сахалин - в восстановлении жилищно-коммунального хозяйства г. Шахтер-ска; Хабаровский край - г. Дебальцево; Владимировская обл. - г. Докучаевска; Челябинская обл. - г. Ясиноватой; Свердловская обл. - г. Макеевки; Курская обл. -Первомайского р-на; Нижегородская обл. - г. Харцызска; Приморье - г. Тореза. Москва за счет собственного бюджета будет восстанавливать города Донецк и Луганск, Санкт-Петербург - будет помогать восстанавливать г. Мариуполь [12, с. 6; 13, с. 7].

Вполне понятно, что Донецкая Народная Республика, как субъект Российской Федерации, должна также принимать участие в практической реализации целевых задач Союзного государства и, одновременно, тем самым совершенствовать и унифицировать свою нормативную правовую базу в сфере экономики.

В соответствии со ст. 2 Договора о создании Союзного государства основными целями Союзного государства определены:

обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

формирование единой правовой системы демократического государства;

проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

В соответствии со ст. 4 Договора для реализации целей Союзного государства было принято решение о создании Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Суда, Счетной палаты Союзного государства. Утверждена Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства [11].

И хотя, как отмечает Е.В. Потап-цева, практика показала, что первоначальные цели интеграции России и Беларуси до сих пор не достигнуты, а предприятия стран Союзного государства сталкиваются с большим количеством барьеров экономической интеграции [7, с. 376], многие специалисты подчеркивает, что экономические отношения России и Республики Беларусь являются наиболее развитыми на постсоветском пространстве [14, с. 185]. Союзное государство России, Беларуси, - пишет Е. Луцкая, представляет собой наиболее продвинутое по степени интеграции объединение среди всех стран Содружества. В данном региональном союзе предусматриваются единые наднациональные органы, единое гражданство, единая финансово-экономическая политика, единая торговля и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран и другие функции, присущие Союзному государству [4, с. 22].

В целях дальнейшего развития и углубления интеграционного взаимодействия России и Республики Беларусь

Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 от 04.11.2021 г. утверждены Основные направления реализации положений Договора о Союзном государстве на 2021-2023 гг. и 28 Союзных программ («дорожных карт»), ориентированных на решение масштабных задач по укреплению российско-белорусской интеграции [15].

Краткий обзор интеграционных программ, показал, что в числе первоочередных поставлены задачи по сближению макроэкономической политики, синхронизации стратегического управления, определению общих подходов к государственному планированию и расчетам прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, гармонизации систем статистической информации. Одной из «дорожных карт» предусмотрено, что до декабря 2022 г. Банк России и Нац-банк Беларуси должны заключить соглашение о гармонизации денежно-кредитной политики, валютном регулировании и контроле.

В программах предусмотрено, что к началу 2023 г. должны быть также осуществлены унификация регулирования транспортного рынка, формирование единой аграрной и промышленной политики Союзного государства, определены единые правила конкуренции и унифицированы требования к организации и осуществлению торговой деятельности. К числу важных задач, закрепленных в программах, относятся и вопросы формирования объединенного рынка нефти и нефтепродуктов, объединенного рынка электроэнергетики, введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам, защите прав потребителей, выработка общих подходов в сфере государственной поддержки бизнеса. Предусмотрена также гармонизация налогового и таможенного законодательства и др.

Как справедливо отмечает А. Александров, анализируя содержание 28 союз-

ных программ, стороны намерены подписать целый ряд двусторонних соглашений, однако по некоторым из них сроки подготовки не указаны, а когда речь идет о гармонизации по тому или иному направлению, как правило, это выражается только лишь в намерении внести изменения в законодательные акты обеих стран [5, с. 2]. Однако для ДНР эти «дорожные карты» представляют особую значимость как важнейший ориентир для развития интеграционного экономического сотрудничества с регионами Российской Федерации и Белоруссии.

Целевые задачи Союзного государства в области развития интеграционных процессов в полной мере соответствуют стратегическим целям развития ДНР как субъекта Российской Федерации. Для Республики также важны вопросы объединения энергетических и транспортных систем с Россией и Беларусью, развития общего рынка услуг связи, создания единого экономического и информационного пространства, проведения совместной политики в сфере повышения качества трудового потенциала, охраны труда, социальной защиты населения, обеспечения экономической безопасности, унификации законодательства.

Выступая на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства, Премьер-министр Российской Федерации М. Мишустин подчеркнул, что для реализации утвержденных программ, включающих комплекс совместных мероприятий по интеграции экономики России и Беларуси, необходимо будет принять более 400 законодательных актов и двусторонних соглашений [16]. Целесообразно было бы своевременно подключиться к этой работе с целью синхронизации процесса формирования и совершенствования собственной законодательной базы ДНР в сфере социально-экономического развития с интеграционными мерами, предпринимаемыми в этом плане в рамках Союзного государства.

Резюмируя изложенное выше следует сделать несколько важных выводов.

Учитывая, что Донбасс ждет долгий и объемный процесс восстановления, проблема развития регионального интеграционного экономического сотрудничества ДНР существенно актуализируется и требует особого внимания органов законодательной и исполнительной власти. Именно интеграционное взаимодействие Республики с другими регионами России, а также дружественными странами, и эффективное правовое регулирование отношений, возникающих в этой сфере деятельности, могут стать одним из ключевых факторов не только восстановления, но и дальнейшего устойчивого развития экономики ДНР и всего Донбасса, возрождения его имиджа как мощного научно-технического комплекса страны.

Следует особо подчеркнуть, что экономическая интеграция ДНР, с регионами России - процесс, развивающийся на взаимовыгодных условиях. Как совершенно справедливо отметил в своем интервью Генеральный директор Южного горнометаллургического комбината Е. Юрче-нко, - Донбасс исторически возник и формировался как неотъемлемая часть российской экономики и индустрии. Все крупные и крупнейшие промышленные активы Донбасса строились Россией либо СССР, правопреемницей которого Россия является. Это означает, что производители Донбасса изначально были звеньями технологических процессов, спроектированных и реализованных Россией и искусственное изъятие этих производств, произошедшее в 90-х годах прошлого столетия, привело к зримому их кризису. Очевидно, что возвращение производителей обратно в Россию знаменует собой диаметрально противоположный процесс, обоюдополезный и для Донбасса, и для России [17, с. 3]. Такая точка зрения заслуживает поддержки и в полной мере соответствует нашим взглядам на происходящие процессы. Несомненно, что

промышленный потенциал Донецкой Народной Республики будет востребован в России.

Важно подчеркнуть, что в настоящее время в Республике предпринимаются серьезные меры для создания благоприятных условий для развития бизнеса, выстраивания взаимовыгодного экономического сотрудничества с российскими и другими дружественными странами Такие меры, безусловно, окажут положительное влияние на развитие регионального интеграционного сотрудничества, активное вовлечение инвестиций в экономику Республики, будут способствовать усилению заинтересованности предпринимателей России, других стран развивать взаимовыгодное сотрудничество в сфере промышленности, торговли, АПК.

С освобождением и восстановлением торговых портов Мариуполя и Бердянска открываются большие возможности для развития и совершенствования транспортной логистики через Азовское море, что также будет обеспечивать экономическую выгоду от интеграции не только для ДНР, но и для других регионов России.

Чрезвычайно важно, что интеграционное сотрудничество ДНР с регионами России позволит скоординировать социально-экономическую, научно-техническую, культурную и экологическую политику, унифицировать и гармонизировать законодательство, создать в перспективе общее экономическое пространство и тем самым будет способствовать росту эффективности функционирования реального сектора экономики и на этой основе содействовать повышению уровня и качества жизни населения Донецкой Народной Республике.

Список использованной литературы

1. Ефремова, Н.А. Некоторые аспекты становления договорных основ экономической интеграции государств /

Н.А. Ефремова // Современное право. -2008. - № 5-1. - С. 106-110.

2. Ефремова, Н.А. Принципы международной экономической интеграции / Н.А. Ефремова // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. - 2012. - № 19 (99). -С. 47-56.

3. Филькевич, И.А. Формирование государственных приоритетов Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности / И.А. Филькевич. - Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999. -287 с.

4. Луцкая, Е. Проблемы экономической интеграции России и Беларуси / Е. Луцкая // Экономические и социальные проблемы России. - 2005. - № 2. - С. 2234.

5. Александров, А. Интеграция: больше содержания и больше вопросов [Электронный ресурс] / А. Александров // Экономическая газета. - 2022. - № 9. -URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/integrat siya-integracija-belarusi-i-rossii-bolshe-sode rzhaniya-i-bolshe-voprosov/

6. Тарасевич, В. Экономические эффекты интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации / В. Тарасевич, А. Лобач // Белорусская экономика от рынка к плану 1995 - 2000: Т. 1 / под ред. Р. Антчак, М. Гужинськи, П. Козаржевс-кого и др.: Центр соц. экон. исслед. Ин-т приватизации и менеджмента - Варшава, CASE, 2002. - Гл. X. - С. 1-30.

7. Потапцева, Е.В. Барьеры экономической интеграции России и Беларуси в восприятии российского бизнеса / Е.В. Потапцева // Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика. - 2021. - Сб. науч. Статей VII Всероссийской науч. конф. с межд. участием. (Смоленск, 15-17 окт. 2021 г.). Смоленск. - Смоленский гос. университет. -2021. - С. 375-386.

2. Договор о создании Союзного государства от 08.12.1999 г. [Электронный

ресурс] // Официальный сайт электронного фонда правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901756243?se ction=status

9. Хоценко, В. Есть все условия, чтобы быстрее стать сомообеспеченым регионом / В. Хоценко // Голос Республики. - № 74. - 11 октября 2022. - С. 3.

10. Говорова Н. Донбасс сотрудничает с Россией / Н. Говорова // Родина. -2022 г. - 16-11 июня № 22. - С. 7

11. Путулов, М. Итоги ПМЭФ: девять Соглашений и два Меморандума о сотрудничестве / М. Путулов // Родина. -2022. - 23-29 июня. - № 24. - С. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Хоценко, В. Интервью информационному агентству ТАСС: Со временем в ДНР будет особая экономическая зона // Панорама. - 2022 - 28 июля. -№ 30. - С. 6.

13. Яковлев, В. Возьмут на буксир /

B. Яковлев // Итоги и факты. - 2022. -№ 6. - С. 7.

14. Селиванова, И.Ф. Российско-белорусские отношения: Союзное государство или союз государств? / И.Ф. Селиванова // Мир перемен. - 2006. - № 2. -

C. 184-187.

15. Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании

Союзного государства на 2021-2023 гг.: Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России от 04.11.2021 г. № 6 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства. -URL: https://www.postkomsg.com/documen tation/

16. Развитие Союзного государства особенно важно в современных условиях - Михаил Мишустин [Электронный ресурс] // Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства. -URL: https://www.postkomsg.com/news/ politika_ekonomika /231553/

17. Актуальные вопросы развития. Интервью Гендиректора Южного горнометаллургического комбината Е. Юрче-нко // Голос Республик. - 2022. -19 июля. - № 50. - С. 3.

18. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал Союзного государства. - URL: https://soyuz.by/programma-deystviy-rossiy skoy-federacii-i-respubliki-belarus-po-reali zacii-polozheniy-dogovora-o-sozdanii-soyuz nogo-gosudarstva

N.A. ORLOVA, Candidate of Economic Sciences, enior research associate of the economic and legal research department, e-mail: ona-iepi@rambler.ru,

SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 28.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.