Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РИСК / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / INVESTMENT APPEAL / RISK / INVESTMENT RISK / INVESTMENT ENVIRONMENTS / LIFE-CYCLE OF INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афендикова Е.Ю., Якушкина В.А.

Статья посвящена истории развития инвестиционной деятельности Донецкой области в довоенный период. В изложенном материале выделены проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в условиях неопределенности юридического статуса Донецкой Народной Республики на протяжении длительного вооруженного конфликта и рассмотрены все возможные финансовые риски, которые могут быть понесены в процессе повышения инвестиционной привлекательности республики.The article is devoted to the history of the development of investment activity in Donetsk region during the pre-war period. The above-mentioned material highlights the problems and prospects for the development of investment activities in an uncertain of the legal status of the Donetsk People's Republic during a long armed conflict. All possible financial risks were also considered, they may be incurred in the process of increasing the investment appeal of the Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

DOI: 10.17747/2311-7184-2021-1-17-21

Том 9, № 1 (2021) Business Strategies

стр 17

Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике

Афендикова Е.Ю.

К. э. н., доцент, доцент кафедры финансов

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы» при главе Донецкой Народной Республики;

Якушкина В.А.

Магистр кафедры финансов

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы» при главе Донецкой Народной Республики

Аннотация. Статья посвящена истории развития инвестиционной деятельности Донецкой области в довоенный период. В изложенном материале выделены проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в условиях неопределенности юридического статуса Донецкой Народной Республики на протяжении длительного вооруженного конфликта и рассмотрены все возможные финансовые риски, которые могут быть понесены в процессе повышения инвестиционной привлекательности республики.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, риск, инвестиционный риск, инвестиционный климат, жизненный цикл инвестиционного проекта.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INVESTMENT ACTIVITY DEVELOPMENT IN THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Abstract. The article is devoted to the history of the development of investment activity in Donetsk region during the pre-war period. The above-mentioned material highlights the problems and prospects for the development of investment activities in an uncertain of the legal status of the Donetsk People's Republic during a long armed conflict. All possible financial risks were also considered, they may be incurred in the process of increasing the investment appeal of the Republic.

Keywords: investment appeal, risk, investment risk, investment environments, life-cycle of investment project.

Рассматривая тенденции развития Донецкой Народной Республики как самостоятельного государства, нельзя не отметить ужесточение условий экономического развития, а именно затяжной военный конфликт, социальная нестабильность, ведение режима повышенной готовности в связи с обостренной эпидемиологической ситуацией, а также ограничение внешнеэкономических связей субъектов хозяйствования. Одним из путей, направленных на социально-экономическое развитие республики, является повышение ее инвестиционной привлекательности.

Изучая проблему инвестиционной привлекательности Донецкого региона, в первую очередь следует изучить все возможные инвестиционные риски ведущих отраслей региона и методы их минимизации с целью привлечения потока инвестиционного капитала для выведения экономики республики на новый уровень.

Вопросы исследования финансовых рисков в разрезе инвестиционных рисков нашли отражение в трудах отечественных ученых-исследователей: Агарковой Л.В., Винниковой М.В, Криони О.В., Масловой Е.Ю., Мирош-никовой А.Ю., Никитиной Е.Н., а также Плотниковой М.В. и Е.В. Русиной. Данную проблему также исследовали зарубежные ученые, а именно: М. Фримен, Ф. Хайек, М. Портер. Особое внимание инвестиционному климату уделяли такие профессора, как: Я. Базилюк, М. Делягин, Я. Жалило, В. Иноземцев. Однако всемирная экономика не стоит на месте и идет в ногу со временем с развитием промышленности, инновационных технологий и расширения сферы услуг, тем самым побуждая исследовать важность финансовых рисков в разрезе инвестиционных рисков всех участников научного процесса, от студентов-бакалавров до заслуженных профессоров и антикризисных аналитиков.

Инвестиционная привлекательность является одним из главных аспектов стабильного развития территории, а субъекты бизнеса выступают одной из движущих сил роста экономики не только одного региона, но и целого государства.

Инвестиционная привлекательность напрямую зависит от инвестиционного климата государства. Инвестиционный климат является совокупностью социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска.

Риск представляет собой вероятность неблагоприятного исхода, т.е. это событие, которое может не произойти или произойти.

Инвестиционный риск подразумевает вероятность обесценения инвестиций и потери доходов инвесторов в результате неопределенности действий органов государственной власти, ошибок в корпоративном управлении и непредвиденных ситуаций, не зависящих от руководства корпораций и органов государственной власти.

электронный научно-экономический журнал стр 18

Инвестиционный риск в своей сущности подразделяется на риск реальных инвестиций (инвестиции в производство), риск финансовых (портфельных) инвестиций и риск упущенной выгоды.

Причинами возникновения непредвиденных потерь служат различные внутренне- и внешнеэкономические ситуации, некомпетентность самого инвестора или же политическая ситуация в мире. Так, эти причины делятся на две группы:

1-я группа: систематические или, иными словами, рыночные риски. Данная группа рисков влияет на всех участников финансовой системы или конкретного рынка. Самым ярким примером является финансовый кризис, который внес свои коррективы в процесс работы всех финансовых учреждений в мире. Рыночным риском для портфеля акций будет падение фондового индекса, что влияет на все компании вне зависимости от участия в индексе;

2-я группа: несистематические или же специфические риски. Каждый инвестиционный инструмент обладает своими уникальными качествами, и потенциальные источники потерь у них тоже уникальны. Именно со специфическими рисками обычно имеет дело рядовой веб-инвестор.

Инвестиционные риски определяются особенностями инвестиционной деятельности, а именно:

- инвестиции востребованы в самых различных инвестиционных мероприятиях, которые разнятся между собой по степени доходности и риска. Соответственно, требуется оптимизировать портфель инвестиций по этим критериям;

- на инвестиции могут повлиять различные факторы, которые также отличаются уровнем риска;

- жизненный цикл инвестиционного проекта: периоды проектов могут быть различными, они могут продвигаться в благоприятных и неблагоприятных условиях. Степень риска значительна, так как невозможно предугадать все возможные факторы, которые могут повлиять на убытки;

- если говорить о факторах, на которые необходимо обратить внимание при оценке рисков инвестиционного проекта, можно выделить следующие (наиболее общие). Рыночные факторы: цена товара и объем продажи. Цена на сырье и материалы.

До наступления вооруженного конфликта на Донбассе инвесторов привлекало выгодное географическое расположение региона, наличие в области собственных топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, имеющиеся производственные мощности, наличие наибольшей в Украине электроэнергетической системы, наличие немалых трудовых ресурсов. Донецкая область работала в 2013 г. в рамках соглашений о сотрудничестве с 15 регионами иностранных государств, а именно: Российская Федерация, Республика Беларусь, Польша, Чехия, Туркменистан, Европейская Бизнес-Ассоциация и Турецко-Украинский деловой совет. Не стоит забывать о том, что Донецкая область являлась участником Еврорегиона «Донбасс», крупнейшего трансграничного объединения на украинско-российской границе. Всего по состоянию на конец 2012 г. - начало 2013 г. прямые иностранные инвестиции поступили в Донецкую область из 58 стран мира. Больше всего средств внесли в годы независимости нерезиденты из Кипра - $792,6 млн., Нидерландов - $227 млн., Соединенного Королевства - $157,5 млн., Германии - $132, 3 млн. На них приходится почти 80% всех полученных инвестиций. Среди других стран, вложивших капитал в предприятия Донецкой области, выделяются Британские Виргинские острова - 5%, Соединенные Штаты Америки - 3, 7%, Российская Федерация и Франция - по 2,1%, Швейцария - 2%.

Стоит отметить, что особое значение в инвестиционном развитии Донецкого региона в довоенное время имела созданная международная инвестиционная площадка - DONBASS INTERNATIONAL INVESTMENT SUNNIT (традиционный Международный инвестиционный Саммит). Инвестиционный форум являлся площадкой по привлечению капитала в экономику Донбасса, улучшению инвестиционного климата и развитию внешних экономических и деловых связей. Данный саммит проходил в Донецке на протяжении 5 лет, и ежегодно в нем принимали участие более 1500 человек из разных стран мира.

Инвестиционный саммит дал предприятиям региона гарантированные внешнеторговые связи со 150 странами-партнерами. Рассматривая данные по потоку инвестиций, следует отметить, что на 2013-2014 г. прямые иностранные инвестиции в объеме около 3 млрд долл. США поступили из 58 стран мира, а более 50% общего объема инвестиций пришлось на промышленные предприятия Донецкой области. В результате проведения саммита был создан каталог инвестиционных предложений Донецкой области, где 109 инвестиционных проектов оценили в 3,5 млрд долл. США, база свободных земельных участков для реализации инвестиционных проектов и база объектов незавершенного строительства.

Но с 2014 года в связи с зарождением и развитием военного конфликта за 9 месяцев в экономику Донецкого края вложено всего 25,8 млн долл. США, что являлось лишь 0,1% ожидаемого объема инвестиций. Таким образом, на конец 2014 г. поток инвестиций в коксохимическую промышленность составил 10,7 млн долл., в угольную промышленность и металлургию 8,1 млн долл., в машиностроение поступило около 5 млн долл. и около двух миллионов долларов на пищевую промышленность.

В Донецкой областной государственной администрации отметили, что на замедление инвестиционного потока повлияла ложная бюрократическая разрешительная система, декларативные льготы для инвесторов и наличие негласной монополии, а на сегодняшний день инвестирование в промышленные предприятия Донецкой области для зарубежных инвесторов и вовсе не является возможным.

Но нельзя обойти стороной стремление республики привлечь инвестиционный капитал. Сегодня при поддержке Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики создана и функционирует он-лайн-площадка «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТАЛ». Данная площадка содержит в себе историю старта развития инвестиционной деятельности ДНР, актуальные данные по функционирующим предприятиям на территории ДНР, перечень инвестиционных проектов, которые уже были реализованы за последние 4 года, норматив-

электронный научно-экономический журнал стр 19

но-правовую базу, которая обновляется своевременно с законодательными кодексами, а также каталог инвестиционных проектов, которые ищут своего инвестора.

В качестве примеров для инвесторов портал содержит истории успеха субъектов хозяйствования, а именно: восстановление торговой площадки ЦОТ МОСТ, создание и открытие Государственной лизинговой компании, внедрение нового производства по наружному покрытию изоляции трубопроводов на базе «Донбассэнерго-спецремонт» и многое другое.

Инвестиционный портал республики открыт в онлайн-доступе для целеустремленных инвесторов, которые, реализовав их, смогут оставить свой след в истории Донецкой Народной Республики.

По состоянию на 2020 год в результате боевых действий в ДНР частично разрушены отдельные промышленные предприятия; в сельском хозяйстве от гибели посевов потери составили 44,8 млн руб. и от разрушенных объектов - 351,1 млн руб., а также повреждены и постоянно восстанавливаются 13 мостов и путепроводов, 473 км автомобильных дорог, разрушены 66 объектов промышленности.

В связи с затяжным характером военного конфликта на территории Донецкой области шансы проведения международных саммитов являются призрачными, так как все предприятия потеряли связи с иноземными инвесторами и несут убытки в результате разрушения железнодорожных путей, мостов и др. объектов инфраструктуры. Помимо этого, перестало функционировать Агентство инвестиционного развития, способствовавшее подготовке для инвестора сертифицированных проектов всех ведущих отраслей региона; отсутствует возможность правового сопровождения инвестиционных проектов в процессе их реализации и помощи инвесторам в решении всех необходимых административных и юридических вопросов. Вопрос юрисдикции в рамках инвестиционной деятельности на территории ДНР является острым и по сей день.

Ранее подписанные договора крупных проектов, которые начали свое функционирование до начала военного конфликта, стали недействительными в связи с непризнанием ДНР на международном уровне, а именно:

Меморандум о сотрудничестве по вопросам социально-экономического развития Донецкой области между Донецкой областной государственной администрацией, Донецким областным советом и ДТЭК;

Договор о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды между Министерством экологии и природных ресурсов Украины, Донецкой областной государственной администрацией, Донецким областным советом и частным Акционерным обществом «Донецксталь» металлургический завод»;

Договор о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды между Министерством экологии и природных ресурсов Украины, Донецкой областной государственной администрацией и Горловским городским советом;

Меморандум о сотрудничестве между КП «Агентство инвестиционного развития Донецкой области» и Донецким офисом Европейской Бизнес-Ассоциации.

Инвестиционная привлекательность территории состоит из ее потенциала, и ее развитие имеет особое значение для модернизации экономики Донецкой Народной Республики, так как благодаря инвестициям ускоряется процесс восстановления промышленного сектора, возможно улучшить инфраструктуру, повысить конкурентоспособность не только отдельных субъектов хозяйствования, но и республики в целом.

Основной целью каждого инвестора является получение максимального дохода от вложения материальных и финансовых ресурсов в проекты с минимальными финансовыми рисками, особенно инвестиционными. Следовательно, с целью повышения инвестиционной привлекательности управляющему аппарату Донецкой Народной Республики необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат, поддерживать разработку и реализацию проектов, привлекательных для иностранных инвесторов, всесторонне поощрять и способствовать развитию не только малого, но среднего и крупного бизнеса в республике.

По проявленной инициативе Министерства экономического развития ДНР с целью развития малого и среднего бизнеса в мае 2019 года в республике был создан Совет по развитию предпринимательства, в состав которого вошли органы государственной власти, научные сотрудники и предприниматели, которые не имеют просроченных налоговых обязательств.

Так как Совет по развитию предпринимательства создан в качестве совещательного органа, за ним закреплены следующие задачи:

- содействие реализации государственной политики в сфере предпринимательства;

- подготовка предложения по созданию благоприятного бизнес-климата, обеспечение взаимодействия общественных объединений предпринимателей и субъектов хозяйствования с органами государственной власти;

- поддержка инициатив, оказывающих особое влияние на экономику ДНР;

- рассмотрение обращений по вопросам устранения административных барьеров. Совет работает на регулярной основе, проводит плановые заседания.

На момент 2018 года Российская Федерация инвестировала в предприятие Донецкой Народной Республики «ДонФрост» 500 миллионов рублей. В 2018 году завод поставил цель изготовить 120 000 холодильников и морозильных камер.

Вернуться на довоенный уровень «ДонФросту» помогли российские вложения, которые в общем составили почти полмиллиарда рублей. Италия, Венгрия и Южная Корея поставляют предприятию 40% комплектующих изделий. Еще 40% деталей поставляется из России и Белоруссии. Остальные 20% - местное производство.

При этом завод работает преимущественно с предприятиями малого и среднего бизнеса. Большая часть произведенных холодильных установок, морозильных камер и торгового оборудования экспортируется на российский рынок, что обеспечивает рост уровня сбыта и поступление средств для роста производственных мощностей. Инвестиционные вложения в «ДонФрост» осуществляются и по сегодняшний день, но в меньшем объеме.

электронный научно-экономический журнал стр 20

Так или иначе, данная поддержка позволяет заводу сохранить довольно высокую планку и не терять темпы производства.

По данным Министерства финансов, согласно программе развития Донецкой Республики на 2020 год около шести миллиардов рублей было направлено на развитие инфраструктуры. В общем объеме из шести миллиардов по документам было переведено:

- на тепло-, газо- и водоснабжение около 370 миллионов;

- 322 миллиона - на капитальные ремонты в жилищном фонде и социальной сфере;

- 120 миллионов - на ремонт крыш и 90 миллионов - обновление лифтов.

Результаты проведенного анализа показывают, что промышленность ДНР находится в довольно сложном положении, отягощенном условиями неустановленного политического статуса территории, затяжных военных действий, экономической зависимости ДНР В связи с чем должны быть приняты решительные, эффективные, в том числе финансовые меры со стороны и собственников предприятий, и аппарата управления республики. По результатам PEST-анализа можно сделать следующие выводы относительно состояния и возможных действий в рамках промышленного комплекса ДНР

Действующие политические факторы свидетельствуют, что:

- бюджетные средства ограниченны;

- возможности законодательного, нормативного, таможенного и прочего регулирования ограничены рамками неопределенности;

- возможности госрегулирования лежат лишь в плоскости разработки и внедрения мероприятий поддержки или сдерживания.

Действующие экономические факторы отражают, что для развития внутреннего рынка и увеличения экспорта нужны энергичные действенные мероприятия по формированию платежеспособного рынка сбыта.

Социальные факторы свидетельствуют о необходимости поднятия статуса промышленности в обществе и формирования условий для обеспечения ведущих отраслей кадрами специалистов и рабочих, обеспечения достаточного количества рабочих мест и регулярной выплаты заработной платы.

Технологические факторы показывают необходимость в модернизации всей промышленности республики, которая значительно расширит внутренний рынок, оценки имеющегося научно-производственного потенциала в передовых направлениях науки и техники и определения инновационных путей развития машиностроения, коксохимии и угледобывающей отрасли, разработки мероприятий по повышению инновационной активности в отрасли и проведения масштабных НИР с целью обновления продукции, которая выпускается, для повышения ее конкурентоспособности.

Таким образом, следует отметить, что инвестиционный риск включает в себя 6 частных рисков в качестве составляющих, каждый из которых аналогично характеризуется целой группой показателей:

- экономический риск отражает основные тенденции развития малого, среднего и крупного бизнеса в регионе через призму промышленности, сельского хозяйства и торговли, а также износ основных фондов и долю убыточных предприятий;

- социальный риск показывает уровень напряженности в регионе, динамику показателей безработицы, доли прожиточного минимума населения, а также этнических особенностей региона;

- финансовый риск отражает общий уровень финансовой надежности потенциальных контрагентов в регионе. Финансовое состояние региональных органов власти оценивается через призму текущей долговой нагрузки, способности покрывать расходы за счет собственных доходов и рейтингов кредитоспособности. Риски в бизнес-среде оцениваются через уровень просроченной кредиторской задолженности;

- управленческий риск, который выступает в роли характеристики управленческой деятельности, которая осуществляется в ситуации значительной степени неопределенности по следующим причинам: недостаточность информации, выбор менеджером альтернативы решения, связанного с высокой вероятностью неблагоприятных условий реализации;

- экологический риск подразумевает вероятность возникновения отрицательных изменений в окружающей природной среде или отдаленных неблагоприятных последствий этих изменений, возникающих вследствие отрицательного воздействия на окружающую среду. Экологический риск может быть вызван как чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного, техногенного характера, так и повседневными экологическими аспектами деятельности организации;

- криминальный риск, который характеризует уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, количества преступлений экономической и другого рода направленности.

Основываясь на вышеперечисленных проблемах, которые возникли в связи с зарождением военного конфликта, для их решения в первую очередь необходимо добиться закрепления определенного политического статуса за Донецким регионом, провести законодательную и экономическую реформу с целью минимизации всех финансовых рисков на финансово-экономической арене и защиты прав инвесторов. Так, как ни один инвестор не сможет вложить свой капитал, не имея защиты и страховки от государства. А также приложить максимальные усилия для привлечение молодых высококвалифицированных специалистов к инвестиционной деятельности, позиционирование ДНР как самостоятельного государства на международной арене для сотрудничества с иностранными компаниями и инвесторами, предоставление всех необходимых условий жизни для получения качественного образования, достойной оплаты труда, безопасности жизни в условиях военного конфликта и скорейшего развития инвестиционного потока путем мирных переговоров. Интеллектуальные инвестиции также сыграют весомую роль в развитии промышленности ДНР.

Том 9, № 1 (2021) Business Strategies

Изучение опыта по развитию инвестиционной деятельности развитых стран Западной Европы, Японии, стран Дальнего Востока и использование современных методов внедрения и разработки инвестиционных проектов на практике, а также заключения с этими странами международных соглашений по совместному осуществлению инвестиционных программ должно способствовать интеграции республики в мировое хозяйство.

1. Агаркова Л.В. Управление финансовыми рисками корпорации: учебное пособие /Л.В. Агаркова // Аллея науки, 2018. С. 564.

2. Винникова М.В. Управление финансовыми рисками в условиях финансово-экономической нестабильности / М.В. Винников //Центральный научный вестник. 2017 С. 209.

3. Криони О.В. Теоретические аспекты управления финансовыми рисками / О.В. Криони, П.В., Артемьев // Наука среди нас. 2018 С. 314.

4. Маслова Е.Ю. Основные принципы и методы управления финансовыми рисками / Е.Ю. Маслова / Инновационное развитие. 2017. С. 129.

5. Мирошникова А.Ю. Методы управления финансово-экономическими рисками / А.Ю. Мирошникова // Аллея науки. 2017. С. 171.

6. Никитина Е.Н. Финансовые риски в производстве, способы защиты / Е.Н. Никитина / Инновационная наука в глобализующемся мире. 2018. С. 62.

7. Носова Ю.С. Финансовые риски предприятия в современных условиях / Ю.С. Носова // Научные труды:

1. Agarkova, L.V. Financial risk management of a corporation: a textbook /L. V. Agarkova // Alley of Science, 2018. P. 564.

2. Vinnikova, M.V. Financial risk management in the conditions of financial and economic instability / M. V. Vinnikov / / Central Scientific Bulletin. 2017. P. 209.

3. Krioni, O.V. Theoretical aspects of financial risk management / O. V. Krioni, P. V., Artemyev //Science among us. 2018. P. 314.

4. Maslova, E.Yu. Basic principles and methods of financial risk management / E. Y. Maslova / Innovative development. 2017. P. 129.

5. Miroshnikova, A.Yu. Methods of managing financial and economic risks / A. Yu. Miroshnikova / / Alley of Science. 2017. P. 171.

6. Nikitina, E.N. Financial risks in production, methods of protection / E. N. Nikitina / Innovative science in a globalizing world. 2018. P. 62.

7. Nosova, Yu.S. Financial risks of the enterprise in modern conditions / Yu. S.Nosova // Scientific works: 2015. P. 273.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

2015. С. 273.

REFERENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.