Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЕДИНЫЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК / ЕДИНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кущ Л.И.

На основе анализа научной литературы, законодательства Евроазиатского экономического союза уточнены основные направления экономической интеграции Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, и обоснована целесообразность их закрепления в перспективном законодательстве, регулирующем интеграционные процессе между этими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF ECONOMIC INTEGRATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC: LEGAL ASPECT

Following the analysis of scientific literature, the legislation of the Eurasian Economic Union, the article clarifies main directions of economic integration of the Russian Federation and the Donetsk People's Republic, and substantiates the expediency of their consolidation in the promising legislation regulating the integration process between these states.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Проблемы развития внешнеэкономических связей региона УДК 339.924 (470+477.62)

Л.И. КУЩ, канд. юрид. наук, заведующий отделом экономико-правовых исследований, e-mail: lyubov-kushh@yandex.ru

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

На основе анализа научной литературы, законодательства Евроазиатского экономического союза уточнены основные направления экономической интеграции Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, и обоснована целесообразность их закрепления в перспективном законодательстве, регулирующем интеграционные процессе между этими государствами.

Ключевые слова: экономическая интеграция, интеграционные объединения, промышленная кооперация, единый товарный рынок, единый финансовый рынок.

Kushch L.I. Main directions of economic integration of the Russian Federation and the Donetsk People's Republic: legal aspect.

Following the analysis of scientific literature, the legislation of the Eurasian Economic Union, the article clarifies main directions of economic integration of the Russian Federation and the Donetsk People's Republic, and substantiates the expediency of their consolidation in the promising legislation regulating the integration process between these states.

Keywords: economic integration, integration associations, industrial cooperation, single commodity market, single financial market.

Развитие отношений в сфере экономической интеграции Российской Федерации (далее - РФ) и Донецкой Народной Республики (далее - ДНР) совпало с периодом мировой политической и экономической нестабильности, а также с геополитическими изменениями в отдельных государствах. Данные обстоятельства, безусловно, усложняют процесс рассматриваемой интеграции, основная цель которой заключается в укреплении национальных экономик и возможностей этих государств, касающихся свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Несмотря на это интеграционный процесс уже получил свое начало [1, с. 46-52], но его успешное развитие возможно лишь при условии четкого урегулирования этих отношений в соответствующем законодательстве. При этом одним из наиболее важных вопросов такого урегулирования является вопрос определения в законодательстве основных направлений экономической интеграции РФ и ДНР, по которым будет развиваться это интеграционное образование. Причем при рассмотрении этих направлений особое внимание следует уделить их общим положениям, поскольку только при условии их закрепления в законодательстве возможно четкое определение

© Л.И. Кущ, 2022

специальных положений, обеспечивающих надлежащее детальное урегулирование отношений в сфере экономической интеграции РФ и ДНР. А поэтому для раскрытия содержания общих положений основных направлений рассматриваемого интеграционного процесса следует более детально исследовать вопросы определения их понятий, целей, сфер, а также форм, если они имеют место в рамках конкретного направления.

Кроме того, необходимость таких исследований обусловлена тем, что в процессе формирования интеграционных объединений, в т.ч. с участием РФ, их члены столкнулись с определенными проблемами, которые были обоснованы рядом ученых [2, с. 53-59; 3, с. 217-225; 4, с. 71-79], что указывает на целесообразность проведения дополнительных исследований в рамках заявленной темы.

Цель статьи - обосновать предложения по определению общих положений основных направлений экономической интеграции РФ и ДНР в перспективном законодательстве, регулирующем отношения в этом интеграционном процессе.

К одному из основных направлений экономической интеграции РФ и ДНР следует отнести промышленную кооперацию, значимость которой для развития отдельных предприятий и экономических систем различной отраслевой принадлежности, по мнению других авторов, является бесспорной [5, с. 18].

Целесообразность законодательного определения этого направления заключается в том, что процесс интеграции путем производственной кооперации, по сути, уже получил свое развитие, поскольку по заявлению губернатора В. Голубева Ростовская обл. намерена вести совместную работу с ДНР и ЛНР в рамках содружества регионов. С его слов, сейчас анализируются возможные сферы взаимо-

действия регионов, а именно агропромышленный, энергетический, металлургический и транспортный комплексы. Кроме того, возможно проведение природоохранительных мероприятий в бассейне реки Северский Донец, которая протекает через все три региона [6].

Исходя из этих перспектив, следует более детально рассмотреть вопрос промышленной кооперации в рамках интеграционных процессов РФ и ДНР, которая позволяет субъектам хозяйствования повысить эффективность своей деятельности и конкурентоспособность на рынке соответствующей продукции (товаров) и услуг путем сокращения издержек в производственном процессе, его оптимизации, повышения качества результатов и стабильности спроса.

В этом случае заслуживает внимания точка зрения других авторов, которые утверждают, что промышленная кооперация является одной из наиболее эффективных форм объединения усилий независимых организаций, что позволяет не только получить прибыль, но и выдержать острую конкурентную борьбу. Такая кооперация является гибкой формой организации бизнеса, в принципе отрицающая бюрократические, неповоротливые

формы организации производства и сбыта, проведения научных исследований и внедрения технологических новшеств. К тому же эти авторы убеждены, что современный этап межфирменной промышленной кооперации соответствует общему направлению экономического развития. А сама промышленная кооперация в современных условиях по своей сути представляет достаточно эффективную и быстро развивающуюся форму взаимодействия различных хозяйствующих субъектов. Она является особым механизмом координации усилий ради достижения требуемого результата, который не может быть полностью отнесен

к рыночному, плановому или иерархическому типу организации. Данную ситуацию можно объяснить тем, что промышленная кооперация по своей сути - это сложная комплексная категория, которая выражает не только экономические, но и социальные процессы [7, с. 106].

На сегодняшний день, по мнению Д.А. Фокиной, промышленная кооперация является не просто одним из способов организации производства, это еще и важный социально-экономический институт. Институционализация промышленной кооперации возникает тогда, когда:

кооперационные отношения принимают распространенный, устойчивый характер;

на всех уровнях законодательной системы принимаются различные нормы, регулирующие отношения производственной кооперации и отдельных ее видов;

вступление в отношения производственной кооперации качественным образом видоизменяет и совершенствует само содержание экономической деятельности хозяйствующих субъектов [8, а 538].

Кроме того, актуальность развития этого направления экономической интеграции РФ и ДНР заключается еще и в том, что Республика обладает значительными производственными и природными и ресурсами, а РФ - передовыми технологиями и избыточным капиталом. А поэтому члены такого объединения путем привлечения этих ресурсов, использования соответствующих технологий, капитала и специализации производства, смогут снизить издержки производства и создать благоприятные условия для развития своей экономики в ближайшей перспективе. Также в результате участия в промышленной кооперации субъекты хозяйствования смогут обеспечить свою финансовую и экономическую устойчивость в кризисных ситуациях.

Однако развитие процесса производственной кооперации в рассматриваемом интеграционном процессе, как одной из форм кооперации, возможно при условии закрепления в законодательстве соответствующих положений, прежде всего, касающихся ее понятия, целей, сфер и форм.

В настоящее время понятие «промышленная кооперация» определяется в научной литературе как добровольное и долгосрочное сотрудничество на взаимовыгодной основе субъектов хозяйствования, позволяющее предприятиям развивать собственные конкурентные преимущества и получать дополнительные финансово-экономические эффекты, в т.ч. за счет наращивания потенциальных возможностей от участия в промышленной кооперации [8, а 536].

В принципе вышеприведенное определение не вызывает возражений. Однако оно требует некоторых уточнений, поскольку не раскрывает в полной мере содержание промышленной кооперации. Это обусловлено тем, что ее возможности целесообразно рассматривать шире, поскольку такая кооперация может быть направлена также на создание и налаживание производства инновационных продуктов, коммерциализацию научно-технических разработок, доступ к новым рынкам для сбыта продукции и получения новых источников производственных ресурсов.

Такое уточнение содержания промышленной кооперации позволяет обозначить ее основные цели, а именно:

получение дополнительных финансово-экономических эффектов за счет наращивания потенциальных возможностей, создания и налаживания производства инновационных продуктов, коммерциализации научно-технических разработок;

развитие конкурентных преимуществ в результате долгосрочного сотрудничества на взаимовыгодной основе и внедрения передовых производственных технологий;

обеспечение доступа к новым рынкам для сбыта продукции и получения новых источников производственных ресурсов.

Так, к вопросам, требующим законодательного закрепления относительно этого направления экономической интеграции РФ и ДНР, относится вопрос, касающийся определения сфер экономики, где в первоочередном порядке необходимо развивать промышленную кооперацию. В этом случае другие авторы, рассматривая направления развития промышленности ДНР, заявляют, что помимо угольной отрасли, в Донбассе приоритетными были и остаются энергетическая, металлургическая, машиностроительная и пищевая отрасли промышленности. На сегодняшний день структура промышленности ДНР по составу отраслей не претерпела значительных изменений по сравнению со структурой довоенного периода, и ее основу в Донецкой Народной Республике составляют металлургия, электроэнергетика, пищевая и угольная промышленности [9, с. 36-37].

Поскольку пищевая промышленность является одним из направлений деятельности агропромышленного комплекса, рассматриваемая кооперация является актуальной и в сфере сельского хозяйства. А поэтому, наверное, неслучайно в настоящее время возросла роль и значение агропромышленного комплекса, выполняющего важнейшую функцию -обеспечение потребностей в сельскохозяйственной продукции для внутреннего потребления и для зарубежных поставок. Однако сегодня этот сектор экономики Донецкого региона претерпевает значите-

льные трудности, связанные со снижением рентабельности сельскохозяйственных организаций, сокращением производства отдельных видов растениеводческой продукции и низко технологичным использованием земельных угодий. Имеющиеся проблемы могут быть в значительной степени решены путем совершенствования инструментов и методов регулирования на основе новых научных подходов в финансово-кредитном, информационно-консультационном и кадровом направлениях государственного регулирования агропромышленного комплекса, обеспечивающих преодоление негативных тенденций развития сельскохозяйственного производства и способствующих формированию кооперационных связей в аграрном секторе региона [10, с. 43].

Отсюда, в перспективном законодательстве, регулирующем отношения в сфере экономической интеграции РФ и ДНР, агропромышленный, энергетический и металлургический комплексы должны быть определены как приоритетные сферы промышленной кооперации.

Кроме того, для надлежащего урегулирования рассматриваемых отношений, следует уточнить возможные формы этой кооперации.

Основываясь на мнениях авторитетных ученых, занимающихся вопросами малого бизнеса, и специалистов - практиков (в частности специалистов Системы дистанционного консалтинга (СДК)), И.В. Петрищева выделяет в качестве основных следующие формы промышленной кооперации: аутсорсинг, субконтрактацию, франчайзинг, а в качестве других форм - бизнес-инкубаторы, толлинг, технопарки, стратегические альянсы малого и крупного бизнеса, кластеры, совместные предприятия [11, с. 168].

Все вышеуказанные формы используются многими субъектами хозяйствова-

ния в процессе промышленной кооперации. Вместе с тем в научной литературе обосновываются наиболее перспективные формы, среди которых такие как стратегический альянс, аутсорсинг, субконтрактация, краткую характеристику которых следует дать далее.

Исследуя вопросы промышленной кооперации как фактора экономического развития Н.П. Шамаева, указывает, что стратегические альянсы представляют собой сложную систему, которая включает в свой состав не только промышленные компании, но и научно-исследовательские организации, а зачастую и высшие учебные заведения. Подобное объединение усилий необходимо для эффективного использования не только производственных мощностей, но и технологических возможностей, а также научного потенциала с целью производства какой-либо продукции. В современных условиях стратегические альянсы являются одним из важнейших условий, которые могут обеспечить высокий уровень конкурентоспособности фирмы как на уровне данной отрасли, так и на международных рынках [7, с. 105].

К перспективным формам долгосрочного сотрудничества в рамках промышленной кооперации относят аутсорсинг [12, а 73]. В мировой практике он завоевывает все большую популярность и в последние годы начал широко использоваться также в России. По мнению других авторов, аутсорсинг следует рассматривать как процесс сотрудничества предприятий, основанный на таких формах общественной организации производства, как специализация и кооперирование, а также способствующий расширению производства продукции [13, а 309, 312].

Субконтрактацию также относят к перспективным формам производствен-

ной кооперации. При этом, как справедливо утверждает В.С. Кудряшов, зарубежный и имеющийся отечественный опыт показывает, что субконтрактация является эффективным механизмом взаимодействия крупных и средних (малых) предприятий в рамках действующих кластерных структур в целях повышения эффективности промышленного производства и образования кластеров. Механизм субконтрактации широко применяется в зарубежных странах, в частности, в кластерах Японии, Франции, Турции, Италии, способствуя их быстрому промышленному росту. В Российской Федерации механизм субконтрактации часто применяется малыми и средними предприятиями для организации собственного производства. В данном случае крупное предприятие становится субконтрактором, а контракторы - малые предприятия - осуществляют те виды работ, в которых реализуется накопленный ими интеллектуальный капитал [14, а 70].

Безусловно, к перспективным формам промышленной кооперации относят и другие. Однако при определении таких форм в перспективном законодательстве, регулирующем отношения в сфере экономической интеграции РФ и ДНР, следует детально изучить все проблемы, которые были выявлены в процессе использования таких форм другими интеграционными объединениями, а также реальные потребности в их использовании с учетом содержания таких форм.

Следовательно, в процессе формирования законодательства, регулирующего отношения в сфере экономической интеграции РФ и ДНР следует закрепить положения, определяющие понятие, цели, сферы и формы промышленной кооперации.

К основным направлениям экономической интеграции РФ и ДНР следует отнести также создание единого (общего)

товарного рынка, поскольку его отсутствие в этом интеграционном объединении не позволит обеспечить эффективное развитие отношений, связанных со оборотом результатов деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территории этого объединения.

В настоящее время наблюдается укоренное развитие товарных рынков в рамках отдельных интеграционных объединений. При этом такие рынки имеют свои особенности, что указывает на необходимость определения в законодательстве их основных положений (понятие, цели, сферы), которые имеют теоретическое и практическое значение, что актуально для создания и функционирования такого рынка в рамках экономической интеграции РФ и ДНР.

В научной литературе уделяется особое внимание понятию «товарный рынок», поскольку как справедливо утверждают другие авторы, это понятие является ключевым для многих последующих норм антимонопольного законодательства [15, с. 230]. А поэтому максимально четкая и однозначная дефиниция «товарный рынок» необходима для единообразия правоприменительной практики, в целях ясности прозрачности применения антимонопольного законодательства для всех рыночных отношений [16, с. 93].

При этом определение понятия «единый товарный рынок» имеет не меньшее значение, а поэтому следует более детально рассмотреть этот вопрос. Это понятие используется и определяется в Договоре о Евразийском экономическом союзе, в соответствии со ст. 2 которого под общим (единым) рынком понимается совокупность экономических отношений в рамках Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы [17, с. 93].

Вместе с тем Н.Б. Кондратьева в научной литературе предлагает более четкое

и вполне обоснованное определение понятия «единый рынок Европейского союза», под которым следует понимать межгосударственное пространство, в котором упразднена функция внутренних государственных границ, не существует национальных препятствий рыночным связям, запрещены дискриминационные ограничения на передвижения товаров, услуг, капиталов рабочей силы юридических и физических лиц, снижены пространственные различия в оснащенности факторами и результатами экономической деятельности. Под единством рынка в этом случае подразумевают систему, включающую территорию, где действует свобода передвижения, способы достижения этого единства, такие как общее законодательство и общая политика, а также проявление этого единства в сближении условий и результатов хозяйственной деятельности [18, с. 13].

Отсюда, рынок рассматривается не как совокупность отношений, а как территория интеграционного объединения (Европейского союза), на которой созданы благоприятные условия для перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Таким образом, предлагаемое Н.Б. Кондратьевой определение понятия единого рынка позволяет выделить его основные цели.

Основной целью единого товарного рынка следует считать обеспечение свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом достижения этой цели возможно путем:

ликвидации определенных барьеров (ликвидация тарифных барьеров, сдерживающих сотрудничество и товарообращение между странами-членами интеграционного объединения, решение вопросов количественных ограничений, введение единого внешнего тарифа в торговле с третьими странами и т.д.);

либерализации торговли услугами в рамках единого рынка посредством свободного перемещения услуг через границы и создания условий для предоставления услуг в других странах-членах [19];

либерализация движения капитала посредством снятия существующих ограничений для прямых инвестиций, банковского кредитования и финансовых операций, а также их отказ от введения новых ограничений в области валютных операций [20];

установление тесного сотрудничества между национальными трудовыми ведомствами, путем разработки механизмов, обеспечивающих занятость работников в различных регионах и отраслях промышленности стран-членов интеграционного объединения.

Также к основным целям единого товарного рынка следует отнести недопущение дискриминационных ограничений относительно передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Достижение этой цели возможно только при условии определения правил добросовестной конкуренции в рамках интеграционного объединения, гарантирующих свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, которые должны быть неотъемлемой составляющей законодательства, направленного на успешное функционирование единого рынка.

При этом следует дополнить, что общим условием достижения вышеуказанных целей единого товарного рынка является гармонизация действующего законодательства государств-членов интеграционного объединения, дополнительная разработка общих нормативных правовых актов, направленных на сближение их налоговых систем, укрепление денежно-кредитного сотрудничества и содействие совместной работе субъектов хозяйствования.

Для обеспечения правопорядка в отношениях, связанных с созданием и функционированием единого товарного рынка, как направления экономической интеграции РФ и ДНР, в перспективном законодательстве необходимо определить сферы этого рынка.

Если исходить из ранее указанных сфер промышленной кооперации, то безусловно, единый рынок будет создаваться в рамках ранее указанных сфер, а именно в агропромышленном, энергетическом и металлургическом комплексах. Однако такой подход к определению этих сфер вряд ли является достаточным, поскольку за основу приняты только товары и продукция, которые являются результатами деятельности агропромышленных, энергетических и металлургических предприятий, в то время как единый товарный рынок связан с передвижением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

А поэтому, исходя из основного предназначения единого товарного рынка его основной сферой является в целом сфера товарного обращения, где кроме товара, объектом такого обращения могут быть услуги, капиталы и рабочая сила.

Отсюда, в процессе формирования законодательства, регулирующего отношения, связанные с созданием и функционированием единого товарного рынка РФ и ДНР, как интеграционного объединения, следует четко определить положения, определяющие понятие, цели и сферы этого рынка. При этом целесообразно использовать положительный опыт урегулирования рассматриваемых отношений в других интеграционных объединениях, но с учетом тех проблем, которые были выявлены в процессе применения соответствующего законодательства и функционирования такого рынка [21, с. 112-123; 22; 23, с. 54-57].

К основным направлениям экономической интеграции РФ и ДНР следует

также отнести формирование единого (общего) финансового рынка, значение которого заключается в обеспечении мобилизации свободного капитала и поддержания экономического роста страны.

Именно этот рынок, по мнению других авторов, способствует выполнению первостепенной задачи экономики, а именно эффективному использованию ограниченных ресурсов. «На современном этапе развития экономики финансовый рынок способствует повышению ее эффективности и выступает в роли фактора экономического роста и инновационного развития. Но с другой стороны, он переходит на новое качество функционирования, отделяясь от реального сектора и выходя на ключевые роли внутри всей экономической системы, и при этом становится фактором повышенной волатиль-ности и риска всей экономической системы. Данные обстоятельства свидетельствуют о важности изучения механизма функционирования финансового рынка и прогнозирования его поведения в различных внешних условиях, а также возможностей по его регулированию» [24, с. 64].

В Протоколе по финансовым услугам (приложение № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе) закреплено определение понятия «общий финансовый рынок», в соответствии с которым это финансовый рынок государств-членов, который соответствует следующим критериям: гармонизированные требования к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов; взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена, на территориях других государств-членов; осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей террито-

рии Союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица; административное сотрудничество между уполномоченными органами государств-членов, в т.ч. путем обмена информацией.

Это же понятие уточняется в программных документах Банка России, которое следует рассматривать как дополнение к вышеприведенному определению. Так, в соответствии с этими документами, под финансовым рынком предлагается понимать систему экономических и правовых отношений, связанных с использованием денег в качестве средства накопления и платежа, обращением финансовых инструментов, а также как культурно-деловую среду, в которой действуют участники финансового рынка. Общественной функцией финансового рынка является эффективное распределение денежных ресурсов и рисков, установление справедливых цен на финансовые активы [25]. В настоящее время уже имеется опыт урегулирования отношений в процессе формирования единых финансовых рынков в интеграционных объединениях. При этом особое внимание следует уделить законодательству Евразийского экономического союза, поскольку:

во-первых, кроме Договора о Евразийском экономическом союзе, где закреплены общие положения относительно формирования такого рынка в октябре 2019 г., Высшим Евразийским экономическим советом была утверждена Концепция формирования общего финансового рынка этого Союза [26];

во-вторых, членом этого Союза является РФ, осуществляющая гармонизацию своего законодательства в сфере финансового рынка с целью создания такого единого рынка;

в-третьих, РФ является потенциальным партнером в рамках экономической интеграции с ДНР, а поэтому, положительный опыт России по урегулированию

рассматриваемых отношений, может быть использован в процессе формирования перспективного законодательства.

Общие положения касательно создания единого финансового рынка в Евразийском экономическом союзе закреплены в ст. 70 Договора о Евразийском экономическом союзе, в частности, в этой статье определены цели регулирования финансовых рынков, а именно: создание в рамках Союза общего финансового рынка; обеспечение недискриминационного доступа на финансовые рынки государств-членов; создание на финансовом рынке условий для обеспечения свободного движения капитала этими государствами.

Также необходимо обратить внимание, что в ст. 70 Договора о Евразийском экономическом союзе закреплены основные формы сотрудничества на общем финансовом рынке, в частности:

обмен информацией, в т.ч. конфиденциальной, между уполномоченными органами государств-членов по вопросам регулирования и развития банковской деятельности, страховой деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг, контроля и надзора в соответствии с международным договором в рамках Союза;

проведение согласованных мероприятий по обсуждению текущих и возможных проблем, возникающих на финансовых рынках, и по разработке предложений по их решению.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 70 этого Договора с целью достижения этих целей и с учетом Протокола по финансовым услугам государства-члены этого Союза обязаны осуществить гармонизацию своего законодательства в сфере финансового рынка.

Также в Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза определены: цели

и задачи общего финансового рынка; ключевые направления его формирования с указанием этапов и мероприятий по их реализации (защита прав участников и интересов инвесторов финансового Рынка общего и потребителей, развитие инфраструктуры общего финансового рынка, развитие его общего платежного и биржевого пространства, обеспечение взаимного допуска участников финансовых рынков государств-членов, гармонизация их законодательства в финансовой сфере).

К вопросам, требующим уточнения, относится вопрос определения сферы функционирования единого финансового рынка. В этом случае следует поддержать точку зрения А.Р. Татиева, которая заключается в том, что финансовый рынок является сферой, где обращаются финансовые продукты и услуги вне зависимости от статуса участника правоотношений [27, с. 15]. Такой подход является вполне обоснованным, поскольку на этом рынке кроме оказания финансовых услуг, также осуществляется деятельность, связанная с оборотом ценных бумаг, а именно выпуск, торговля, хранение, управление ценными бумагами. Этот вывод следует также из определения понятия «общий финансовый рынок», которое закреплено в Протоколе по финансовым услугам (приложение № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе) и приведено ранее. В соответствии с этим определением, финансовый рынок связан с регулированием и надзором в сфере финансовых рынков государств-членов, взаимным признанием лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена, на территориях других государств-членов, административным сотрудничеством между уполномоченными органами государств-членов и т.д.

Отсюда, сфера функционирования единого финансового рынка - это сфера организации осуществления на территории инвестиционного объединения банковской, страховой деятельности, а также деятельности, связанной с выпуском и обращением ценных бумаг.

Отсюда, в процессе формирования законодательства, регулирующего отношения связанные с формированием единого финансового рынка РФ и ДНР, следует использовать опыт Евразийского экономического союза, но с учетом тех проблем, которые были выявлены в процессе применения актов этого Союза [28, с. 79-83; 29, с. 129-152], а также неразвитости финансовой системы ДНР.

Выводы.

Таким образом, анализ законодательства, практики его применения и научной литературы подтверждает необходимость закрепления основных направлений экономической интеграции РФ и ДНР в перспективном законодательстве, регулирующем эти отношения, путем определения их понятий, целей, сфер и форм. А поэтому в процессе формирования этого законодательства представляется целесообразным закрепление положений, касающихся этих направлений, в Договоре об Экономическом союзе РФ и ДНР, что позволит обеспечить успешное создание и функционирование этого интеграционного объединения.

Список использованной литературы

1. Митрофанова, И.В. Экономическая интеграция России и Донбасса: реальность и перспективы / И.В. Митрофанова, Р.А. Ялмаев, М.К. Ялмаева // Общество: политика, экономика, право. -2018. - № 6 (59). - С. 46-52.

2. Кембаев, Ж.М. Евразийское экономическое сообщество: правовые ос-

новы деятельности, проблемы и перспективы развития / Ж.М. Кембаев // Государство и право. - 2008. - № 10. - С. 53-59.

3. Шакирова, Л.Р. Проблемы правового обеспечения постсоветской интеграции: от Таможенного союза до ЕврАзЭС/ Л.Р. Шакирова // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2009. - Т. 151. - С. 217-225.

4. Довгань, Е.Ф. Правовые проблемы функционирования Евразийского экономического союза / Е.Ф. Довгань, М.А. Мокосеева // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». - 2018. - Т 4. - № 4. - С. 71-79.

5. Марков, Л.С. Понятие и проблемы производственной кооперации / Л.С. Марков, В.С. Плотников // Развитие территорий. - 2020. - № 1 (19). - С. 16-18.

6. Голубев предложил сделать Ростовскую область частью «Донбасса» [Электронный ресурс]. - URL: https:// 161.ru/text/gorod/2022/06/03/71384654/

7. Шамаева, Н.П. Промышленная кооперация как фактор экономического развития / Н.П. Шамаева // Вестник Удмуртского университета. - 2014. -Вып. 1. - С. 98-108.

8. Фокина, Д.А. Теоретические основы промышленной кооперации / Д.А. Фокина // Решетневские чтения. - 2018. -Т. 2. - С. 536-538.

9. Голоднюк, Р.А. Промышленность Донецкой Народной Республики: состояние, тенденции, направления развития / Р.А. Голоднюк // Вестник Института экономических исследований. -2020. - № 3 (19). - С. 36-48.

10. Вишневская, Е.Н. Совершенствование государственного регулирования агропромышленного комплекса Донецкого региона / Е.Н. Вишневская, Э.В. Ершов // Вестник Института экономических исследований. - 2018. - № 4 (12). -С. 42-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Петрищева, И.В. Промышленная кооперация в контексте взаимодействия малых и крупных предприятий: сущность и формы / И.В. Петрищева // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 1 (44). - С. 168-170.

12. Ершова, И.В. Проект-аутсорсинг как форма научно-производственной кооперации промышленных предприятий / И.В. Ершова, А.В. Ершов, Я.Г. Бездеж-ская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Экономика и менеджмент. - 2020. - № 2. -Т. 14. - С. 73-80.

13. Крючков, А.Л. Обзор подходов к определению сущности аутсорсинга / А.Л. Крючков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 3 (53). - С. 309-312.

14. Кудряшов, В.С. Субконтрактация как форма взаимодействия и кооперации предприятий промышленного кластера / В.С. Кудряшов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2013. - № 2 (168). - С. 70-73.

15. Зевайкина, А.Н. Соотношение публично-правового и частноправового регулирования на энергетическом товарном рынке Самарской области // Вестник Самарского государственного университета. Сер.: Гуманитарная. - 2012. - № 8/1 (99). - С. 229-235.

16. Татаринова, С.С. Определение понятия «товарный рынок» для целей антимонопольного законодательства / С.С. Татаринова // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 6 (117). - С. 88-95.

17. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163855/

18. Кондратьева, Н.Б. Европейский союз: становление единого рынка -

The European Union: shaping the single market: монография. - Н.Б. Кондратьева. - М.: Ин-т Европы РАН, 2017. - 142 с.

19. Постникова, Е.В. Эволюция правового регулирования свободы предоставления услуг в Европейском союзе [Электронный ресурс] / Е.В. Постникова // Международное право и международные организации. - 2012. - № 4. - URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/56173-ehvo lyuciya-pravovogo-regulirovaniya-svobody-predostavleniya-uslug-evropejskom

20. Постникова, Н.Ю. Некоторые аспекты реализации принципа свободы движения капталов в странах ТС и ЕЭП [Электронный ресурс] / Н.Ю. Постникова. - URL: https://www.iep.ru/files/ text/other/postnikova- 10.02.14.pdf

21. Шкутько, О.Н. Единый рынок услуг ЕАЭС: необходимость и проблемы формирования / О.Н. Шкутько // Международная торговля и торговая политика. -

2018. - № 1 (13). - С. 112-123.

22. Еликбаев, К.Н. Единый рынок услуг государств-членов ЕАЭС: подходы к формированию, проблемы и перспективы (на примере рынка строительных услуг): дис. ... канд. эконом. наук: 08.0014/ Еликбаев Куаныш Нурланович. - М., 2020. - 264 с.

23. Ковалева, В.Д. Актуальные проблемы Евразийской интеграции / В.Д. Ковалева // Научное обозрение. Экономические науки. - 2017. - № 2. - С. 54-57.

24. Аристова, Е.В. Роль финансового рынка в современной экономике / Е.В. Аристова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 44 (86). - С. 61-64.

25. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов. [Электронный ресурс] - М.: Банк России,

2019. - URL :https://rulaws.ru/acts/Osnov-nye-napravleniya-razvitiya-finansovogo-

rynka-Rossiyskoy-Federatsii-na-period-2019—2021-godov

26. Концепция формирования общего финансового рынка этого Союза [Электронный ресурс]. - URL: https://cbr. ru/Content/Document/File/72918/q_1.pdf

27. Татиев, А.Р. Соотношение понятий «рынок финансовых услуг» и «финансовый рынок»: теория и практика вопроса / А.Р. Татиев // Российская юстиция. - 2019. - № 8. - С. 13-15.

28. Хабекиров, М.А. Проблемы и перспективы евразийской экономической интеграции в финансовой сфере / М.А. Хабекиров // Инновации и инвестиции. -2018. - № 1. - С. 79-83.

29. Изотов, В.С. Перспективы формирования единого финансового рынка ЕАЭС с точки зрения российских интересов: возможности и ограничения / В.С. Изотов, Т.А. Мешкова, А.С. Теплов // Вестник международных организаций. -2020. - № 3. - Т. 15. - С. 129-152.

L.I. KUSHCH, Candidate of Legal Sciences, head of the economic and legal research department, e-mail: lyubov-kushh@yandex.ru

SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 01.09.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.