ТРЕХЛЕТИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ИНИЦИАТИВЫ РОССИЙСКОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В 2018 ГОДУ
Л.И. Калашников,
Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ,
евразийской интеграции и связям с соотечественниками
М.И. Кротов,
Сопредседатель редакционного совета журнала «Проблемы современной экономики»
http://mkrotov.ru
В статье рассматриваются цель, задачи, основные направления и результаты парламентских слушаний, посвященных трехлетию создания Евразийского экономического союза. Показаны итоги деятельности ЕАЭС, проблемы евразийской интеграции, рекомендации по углублению евразийской интеграции с учетом российского председательства в 2018 году.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, евразийская интеграция, СНГ, ЕАЭС, Госдума РФ, Евразийская экономическая комиссия.
ББК У9(2)0-98,0
21 декабря 2017 года в соответствии с решением Совета Государственной Думы РФ от 7 ноября сего года состоялись парламентские слушания «Трехлетие Евразийского экономического союза и инициативы российского председательства в 2018 году», приуроченные к трехлетию со дня образования Евразийского экономического союза (далее — Союз, ЕАЭС) и предстоящему в 2018 году председательству Российской Федерации в Союзе.
Руководствуясь положением Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 года о том, что «Приоритетом внешней политики России было и остается дальнейшее углубление сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза», целью слушаний стало обсуждение следующих вопросов:
- итогов деятельности ЕАЭС за три года;
- предложений по эффективной реализации инициатив российского председательства в ЕАЭС в 2018 году;
- направлений организации межпарламентского сотрудничества в рамках евразийской экономической интеграции.
В слушаниях приняли участие: депутаты Государственной Думы, представители министерств и ведомств Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, члены коллегии — министры Евразийской экономической комиссии, представители Исполнительного комитета СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Постоянного Комитета Союзного Государства, Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского банка развития, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, бизнес-структур, профильных научных организаций и учреждений, средств массовой информации (более 200 человек).
Итоги деятельности ЕАЭС
В ходе состоявшейся дискуссии участники парламентских слушаний констатировали, что за трехлетний период функционирования Евразийского экономического союза произошло углубление интеграции во всех направлениях:
- Союз расширился до пяти государств (в 2015 году присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика), которые вступили в новый этап экономической интеграции на евразийском пространстве, характеризующийся наличием нормативно-правовой базы Союза, полноценных институтов с широким объемом наднациональных компетенций, получением интеграционным объединением международной правосубъектности, созданием в рамках Союза условий для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведением скоординированной (согласованной) политики в ключевых секторах экономики и формированием соответствующих общих (единых) рынков;
- сформирована основная база стратегических документов для осуществления сотрудничества в сфере цифровой
трансформации экономики; так на основании Заявления о цифровой повестке ЕАЭС утверждены Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года и приоритеты проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, в том числе: цифровая просле-живаемость движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов в ЕАЭС, цифровая торговля ЕАЭС, цифровые транспортные коридоры ЕАЭС, цифровая промышленная кооперация ЕАЭС, соглашение об обороте данных в ЕАЭС (в том числе о защите персональных данных), система регулятивных «песочниц» ЕАЭС;
- сформирована нормативно-правовая база для проведения промышленной и агропромышленной политики, включающей, во-первых, промышленную кооперацию и промышленное сотрудничество; совместные технологические платформы и промышленные кластеры; совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; совместные программы и проекты развития приоритетных видов деятельности; консультации по вопросам субсидирования производства промышленных товаров (в том числе чувствительных для государств — членов, например, автомобилей, сельскохозяйственной техники и т.п.); во-вторых, государственную поддержку сельского хозяйства; регулирование общего аграрного рынка; развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия; научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса.
- происходит постепенное устранение барьеров, исключений и изъятий, что обеспечивает расширение рынка товаров и услуг: а) в 2017 году заработал общий рынок лекарств и медицинских изделий, обеспечивающий доступность безопасных, эффективных и качественных лекарственных средств и медицинских изделий для населения государств — членов Союза, повышение конкурентоспособности фармацевтической промышленности государств — членов Союза и ликвидацию излишних административных барьеров для бизнеса;
б) до 1 июля 2019 года предусмотрено формирование общего электроэнергетического рынка Союза; до 1 января 2025 года — поэтапное формирование общего рынка газа Союза и общих рынков нефти и нефтепродуктов, предполагающих свободное перемещение энергоресурсов на территории Союза, равный доступ к услугам субъектов естественных монополий в области транспортировки и транзита энергоносителей, совместное развитие инфраструктуры энергетического рынка и проведение согласованной тарифной политики, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018 — 2019 годы;
- осуществляется поэтапное формирование единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг на базе Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств — членов Союза, принятых в 2016 году;
© ПСЭ, 2017
- в целях формирования благоприятной среды для развития коопераций эффективного машиностроительного комплекса начата работа по созданию евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации;
- значительное продвижение отмечается в сфере технического регулирования. Сегодня около 85% товаров, производимых в ЕАЭС, подпадают под техническое регулирование Союза — принято 46 единых техрегламентов Союза. Таким образом, в ЕАЭС повышается предсказуемость регулирования и упрощается ведение бизнеса;
- создана современная нормативная правовая база ЕАЭС в области санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер для обеспечения безопасности продукции на рынке государств-членов ЕАЭС, повышению конкурентоспособности бизнеса, уровня жизни населения. Продолжается разработка нормативных правовых актов для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, карантинной фитосанитарной и ветеринарно-санитарной безопасности территории Союза, научного обоснования применения санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер на основе оценки соответствующих рисков, в целях устранения необоснованных административных барьеров в международной и взаимной торговле;
- на основе рекомендаций, принимаемых Комиссией, происходит постепенная гармонизация законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей. Государствами-членами Евразийского экономического союза вырабатываются единые подходы к осуществлению мероприятий, направленных на защиту прав и интересов потребителей;
- Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, подписанный в 2017 году, ратифицирован Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Россией. Кодекс призван обеспечить единое таможенное регулирование в Союзе, обеспечивать комплексную систематизацию, кодификацию таможенного законодательства, его соответствие Договору о Союзе, сокращение национального сегмента таможенного регулирования, учет положений международных договоров по таможенным вопросам, обязательств государств-членов Союза, взятых ими в рамках Всемирной торговой организации.
- в условиях существенных изменений в мировой экономике, связанных с цифровой трансформацией, проводится работа по созданию единого цифрового пространства Союза.
- на базе Основных направлений международной деятельности Союза на 2017 год развиваются связи с третьими странами:
а) реализуется подписанное в 2015 году Соглашение о свободной торговле с Социалистической Республикой Вьетнам;
б) продолжается работа по заключению непреференциального соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем, соглашений о свободной торговле между ЕАЭС и Египтом, Индией, Израилем, Ираном, Сингапуром, а также об унификации режима торговли государств-членов Союза с Сербией;
в) заключены меморандумы с Молдавией, Камбоджей, Сингапуром, Чили, Перу, Монголией, Грецией, Иорданией и Марокко;
В целом в рамках Союза создается мощный притягательный для бизнеса и инвесторов центр экономического развития, открываются новые перспективы, обусловленные стремлением к обеспечению функционирования внутренних рынков без барьеров, изъятий и ограничений, и формированием общих рынков в ведущих секторах экономики в рамках Союза. У предпринимателей появляются новые возможности за счет производства и сбыта конкурентоспособной продукции увеличить свою долю как на внутреннем рынке ЕАЭС, так и на рынках третьих стран, диверсифицировать производство, расширить номенклатуру торговли, увеличить экспорт продукции с высокой долей переработки, реализовать механизмы импортоза-мещения», а также предлагать инициативы и реализовывать проекты в рамках цифровой повестки ЕАЭС, формировать консорциумы и партнерства для выхода на глобальные рынки и участвовать в формировании правил взаимодействия на цифровых рынках. При этом для стран Союза членство в нем
(благодаря «союзным» интеграционным мерам) выступает фактором обеспечения дополнительной устойчивости и стабильности развития национальных экономик, что также повышает их инвестиционную привлекательность.
Проблемы евразийской интеграции
В наращивании объединительного потенциала ЕАЭС сохраняется ряд проблем:
- наличие существенного количества ограничений и изъятий на внутреннем рынке Союза, обусловленные институциональными различиями экономик государств — членов Союза
- вступление в силу 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС требует внесения соответствующих изменений в 97 законодательных актов Российской Федерации. Однако в Государственную Думу до сих пор не внесены новый закон «О таможенном регулировании» и закон (законы), предполагающие изменения в 48 федеральных законах;
- интеграцию сдерживают отличные от евразийских обязательства, навязанные странам ЕАЭС при вступлении в ВТО;
- нехватка полномочий у постоянно действующего наднационального органа сдерживает реализацию потенциала евразийской интеграции;
- имеет место незаконный реэкспорт товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию;
- унификацию и гармонизацию национального законодательства тормозит отсутствие парламентского измерения ЕАЭС в его институциональной структуре. Национальным парламентам приходится в одиночку решать и задачи по приведению национальных законов в соответствие с евразийской договорно-правовой базой;
- ограничением для реализации цифровой повестки ЕАЭС может служить недостаточная синхронизация действий, мероприятий, программ, проектов, затрагивающих сферы интеграции; расхождение регулирования и создание цифровых барьеров; реализация мероприятий на уровне государства без оценки влияния на интеграцию; недостаточная инициативность и активность участников по выдвижению инициатив и проектов (бизнес, госорганы);
- формирование единого цифрового пространства сдерживается широким использованием в странах ЕАЭС информационных баз, основанных на продуктах иностранных компаний, что не позволяет обеспечить информационную безопасность как национальных, так и совместных проектов развития цифровой экономики, в данном контексте необходимо продумать эффективный механизм взаимодействия ЕАЭС со структурами ОДКБ, региональной антитеррористической структурой ШОС, с компетентными органами всех стран — государств участников.
- евразийскую интеграцию тормозит исключение из ее процессов социально-гуманитарного направления, непосредственно связанного с экономическим развитием и экономической безопасностью государств-членов ЕАЭС.
Рекомендации по углублению евразийской интеграции с учетом российского председательства в 2018 году
Участники парламентских слушаний «Трехлетие Евразийского экономического союза и инициативы российского председательства в 2018 году» рекомендовали:
В связи с практическим выполнением Рабочего плана разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (решение Совета Евразийской экономической комиссии № 58 от 16 июля 2014 г.) провести работу по подготовке для рассмотрения Высшим Евразийским экономическим советом Стратегического документа («Новой Декларации») по дальнейшему развитию ЕАЭС с учетом необходимости проработки в рамках совершенствования положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года следующих вопросов:
- совершенствования институциональной основы ЕАЭС, в том числе расширение полномочий Евразийской экономической комиссии и создания парламентской структуры ЕАЭС; со-
кращения изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС; выявления и устранения барьеров и недопущения попыток их появления на внутреннем рынке ЕАЭС.
На основе Стратегического документа принять «новый рабочий план» разработки актов (в том числе и актов «третьего уровня»), что позволит создать четкие рамки для работы, как Комиссии, так и национальных органов, обеспечит планомерность и большую равномерность развития интеграции.
В целях своевременной реализации формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС обеспечить:
- реализацию норм Таможенного кодекса ЕАЭС, других правовых актов Союза и при необходимости внесение изменений в национальное законодательство;
- ускорение процедур, связанных с внесением в Государственную Думу новой редакции федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
- принятие необходимых мер по внесению законопроектов, изменяющих акты федерального законодательства (48 федеральных законов) в соответствии с нормами Таможенного кодекса ЕАЭС;
- внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления порядка перемещения культурных ценностей через государственные границы стран-участников ЕАЭС, а также разработать и подготовить к подписанию соглашение о сохранении культурного наследия государств-членов ЕАЭС и регулировании перемещения культурных ценностей на таможенной территории Евразийского экономического союза;
- в связи с действием в отношении России ограничительных экономических мер со стороны западных стран учет в новом законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» меры по своевременному реагированию на возможные злоупотребления со стороны стран-участниц ЕАЭС по реэкспорту запрещенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров из третьих стран;
- разработку и оперативное внедрение программы по подготовке и переподготовке кадров и должностных лиц Российской Федерации в области таможенного регулирования, внешнеэкономической деятельности и смежных отраслей с учетом вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, нового закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и соответствующих изменений в российском законодательстве;
- одобрение Высшим Евразийским экономическим советом создания Евразийского сетевого университета Ассоциации евразийских университетов и рассмотреть возможность организации в рамках этого университета сетевого таможенного университета для подготовки и переподготовки кадров и должностных лиц государств-членов ЕАЭС по специальностям в области таможенного регулирования, внешнеэкономической деятельности и смежных отраслей;
- завершение работы по урегулированию вопросов пенсионного обеспечения трудящихся государств — членов ЕАЭС, в том числе подписание Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС и осуществление мер по его реализации;
- своевременная реализация плана мероприятий («дорожной карты») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза на 2018 — 2019 годы;
- выполнение Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г., включая запуск механизма проработки цифровых инициатив и реализации цифровых проектов, а также механизмов согласованной политики в сфере реализации цифровой повестки, включая обеспечение гибкого регулирования для запуска цифровых проектов, участие в международной деятельности по стандартизации в новых сферах экономики и трансформируемых отраслях (цифровой экономике); согласование цифровых архитектур, в т.ч. информационной и функциональной, согласованное участие в международных технологических консорциумах.
- при импортозамещении в создании единых информационных систем в ЕАЭС, переходе на полностью евразийские
информационные продукты и технические системы. Оказать государственную поддержку внедрению на цифровом рынке ЕАЭС российских процессоров и информационной системы «Эльбрус» «Ростеха» и других российских компаний;
- функционирование национального сегмента общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий в рамках ЕАЭС, в том числе внедрения автоматизированных процессов, разработки актов третьего уровня в сфере обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий на рынке Союза;
- завершение формирования единого рынка ЕАЭС ветеринарных лекарственных средств, кормовых добавок, диагностических средств для нужд ветеринарии;
- принятие необходимых актов Союза и практическую реализацию на таможенной территории ЕАЭС системы идентификации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения «от фермы до прилавка» с использованием современных возможностей цифровых технологий;
- активизацию работы по формированию общего финансового рынка ЕАЭС;
- содействие в принятии мер, направленных на увеличение объемов производства агропромышленной продукции в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка ЕАЭС и наращивания экспорта сельскохозяйственных товаров;
- создание механизма межгосударственного взаимодействия при обороте семенного и посадочного материала;
- активизацию работы по созданию общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Завершить разработку и принятие Программ формирования общих рынков нефти и газа (должны были быть утверждены до 1 января 2018 года), «О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств», «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов»;
- в целях формирования общего рынка строительной продукции, ускорить завершение работ по подготовке к принятию технического регламента Союза в отношении зданий, сооружений и строительных материалов.
Проработать вопрос о реализации в рамках ЕАЭС совместных крупных реальных кооперационных проектов с участием всех государств-членов ЕАЭС, с участием национальных и отраслевых центров компетенций цифрового развития.
Способствовать межрегиональному и приграничному сотрудничеству между регионами, городами и муниципальными образованиями государств-участников ЕАЭС.
В целях придания дополнительных импульсов развитию промышленной кооперации и совместному предпринимательству на пространстве ЕАЭС перевести поддержку кооперации на системную правовую основу за счет определения в актах Союза особого статуса и критериев кооперационной продукции, а также обеспечения благоприятных условий ее доступа к рынкам госзакупок и программам государственной поддержки производства и экспорта в странах-участницах.
Обеспечить устранение изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза через реализацию соответствующих «Дорожных карт» и их регуляторную актуализацию. При этом выработать совместные меры по развитию экспорта, защите прав потребителей, условий создания и функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов, либерализации условий взаимной торговли услугами, учреждения хозяйствующих субъектов, их деятельности, осуществления инвестиций, административного сотрудничества компетентных органов, реализация совместных проектов в промышленности и сельском хозяйстве.
Разработка и принятие инициативных документов, не предусмотренных правом Союза (например, Соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства — члена Евразийского экономического союза на биржи (организаторов торговли) других государств-членов Союза, Соглашение об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза, Соглашение о взаимодействии государств — членов Евразийского экономического союза по обмену сведениями, входящими в состав кредитных историй, Соглашение между
государствами — членами Евразийского экономического союза о персональных данных).
Проработать с партнерами по Союзу вопрос о включении в орбиту интеграции отдельных социальных и гуманитарных направлений, вопросов экономической безопасности, вопросов науки (возможного создания Международных фондов научных исследований), инноваций, коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности, спорта, сфер здравоохранения, которые в конечном итоге связаны с экономикой и выполнением государствами-членами обязательств, предусмотренных правом Союза. В частности, это касается регулирования деятельности профессиональных спортсменов, являющихся гражданами государств-членов ЕАЭС, водителей транспортных средств (через гармонизацию требований к обучению и дальнейшему признанию водительских удостоверений), создания единого рынка услуг в сфере научных исследований (решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 22), урегулирования условий предоставления медицинской помощи членам семьи трудящегося-мигранта, противодействия «серым» и фиктивным сделкам, незаконному вывозу капитала.
Имплементировать в право Союза рекомендации и наилучшие практики Организации экономического сотрудничества и развития (в частности, при разработке новых международных договоров и наднациональных документов).
Продолжить развитие международных связей ЕАЭС в рамках реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза, в том числе посредством проведения торговых переговоров с внешними партнерами, реализации имеющихся меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве, а также укрепления взаимодействия с государствами, международными организациями, площадками и международными интеграционными объединениями, в том числе с АТЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР, БРИКС и т.д. с переходом к реализации совместных проектов, развитию различных форм кооперации и каналов обмена знаниями.
Проработать вопрос сопряжения ЕАЭС и СНГ, в том числе в части активизации направлений сотрудничества, которые в ЕАЭС отсутствуют.
Укрепить наднациональную компетенцию Евразийской экономической комиссии с тем, чтобы решения Комиссии воспринимались сторонами как максимально объективные и учитывающие интересы всех государств — членов Союза и как можно реже оспаривались, но при этом сократить процедуры подготовки к принятию актов Комиссии, в том числе технических регламентов Союза и изменений в них. Наделить Евразийскую экономическую комиссию полномочиями по принятию решений в сфере защиты прав потребителей, по консультированию в сферах исключительной (наднациональной) компетенции ЕАЭС (по вопросам таможенно-тарифного регулирования, применения мер торговой защиты, технических регламентов и др.), в том числе по обращениям уполномоченных деловых ассоциаций и объединений предпринимателей государств-членов ЕАЭС.
Усилить судебную ветвь в системе интеграционных институтов ЕАЭС. В связи с этим установить более строгую процедуру обеспечения исполнения решений Суда ЕАЭС органами Союза, поскольку в сегодняшней практике де-факто многие его решения не исполняются, что обусловлено действующими отлагательными нормами.
Рассмотреть вопрос о наделении правом государств-членов Союза, особенно в национальном законодательстве, выходить с преюдициальными запросами к Евразийскому экономическому суду, а экономический суд наделить правом рассмотрения таких преюдициальных запросов.
Рассмотреть вопрос о возможностях и перспективах юридического оформления парламентского измерения Евразийского экономического союза.
Способствовать расширению культурных контактов между государствами-членами ЕАЭС, в том числе предусмотреть возможность создания Евразийского культурного центра.
Оказывать содействие в популяризации евразийской интеграции и укреплении имиджа ЕАЭС как в государствах-членах, так и на международной арене (в том числе посредством бо-
лее широкого освещения процессов евразийской интеграции в СМИ с представлением информации об успехах совместных проектов, внедрения эффективных и передовых практик и подходов в области регулирования, о преимуществах интеграции, а также о проблемах и путях их решения).
В целях унификации и гармонизации национального законодательства государств-членов ЕАЭС осуществить:
- в области цифровой трансформации экономики: обеспечение согласованной политики с партнерами по ЕАЭС по внесению изменений в нормативно-правовые акты, регулированию возникающих новых отраслей экономики, регулированию оборота данных и созданию системы регуляторных цифровых «песочниц»;
- в области интеллектуальной собственности:
а) проведение работы с партнерами по ЕАЭС по введению в национальное законодательство единой категории «товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товара Евразийского экономического союза»;
б) согласование позиции по параллельному импорту.
- в области налогообложения:
а) согласование единой формулировки, определяющей статус резидента или нерезидента ЕАЭС;
б) выработку рекомендаций по унификации перечня и состава подакцизной продукции;
в) определение минимальных и максимальных ставок НДС в рамках ЕАЭС;
г) в целях обеспечения контроля и координации налогово-бюджетной и валютно-кредитной сферы необходимо принятие Соглашения государств-членов ЕАЭС о создании общего органа финансового регулирования — «Совета по финансовой стабильности и финансовой политике ЕАЭС»;
д) разработку Модельного налогового кодекса ЕАЭС, модельного закона о бюджетной политике и бюджетном процессе.
- в области валютного законодательства:
а) ускорение работы над унификацией административной и уголовной ответственности за валютные правонарушения;
б) разработку и принятие Соглашения об общих принципах валютной политики и валютного регулирования в ЕАЭС для введения в перспективе в ЕАЭС единой (условной или резервной) валюты;
в) внесение изменений в Договор о Евразийском фонде стабилизации и развития с введением условной резервной валюты по типу «специальных прав заимствования» МВФ.
- в области банковского законодательства:
а) имплементацию стандартов Базеля III в национальное законодательство государств-членов ЕАЭС;
б) унификацию норм об административной и уголовной ответственности за банковские правонарушения, в) разработку Модельного банковского кодекса ЕАЭС.
- в области страхового законодательства:
а) разработку общих правил лицензирования, единых требований к порядку формирования уставного капитала и страховых резервов страховщиков, обеспечение защиты прав страхователей;
б) создание единого перечня видов страховой деятельности;
в) разработку Модельного страхового кодекса ЕАЭС.
- в области законодательства о рынке ценных бумаг:
а) взаимное признание лицензий профессиональных участников рынков ценных бумаг,
б) разработку общих требований к биржам, брокерам и депозитариям как основным профессиональным участникам рынка ценных бумаг,
в) гармонизацию национального законодательства государств-членов ЕАЭС в части депозитарных расписок.
Парламентские слушания показали, что в ближайшие годы предстоит решение фундаментальных задач по развитию ЕАЭС, требующее мобилизации и концентрации усилий исполнительных и законодательных органов власти, бизнес-сообщества, научных академических центров и университетов по дальнейшей разработке теоретических и прикладных вопросов углубления и расширения евразийской экономической интеграции.