Научная статья на тему 'Трехлетие Евразийского экономического Союза и инициативы российского председательства в 2018 году'

Трехлетие Евразийского экономического Союза и инициативы российского председательства в 2018 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / СНГ / CIS / ЕАЭС / EEC / ГОСДУМА РФ / STATE DUMA OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / BRICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашников Л. И., Кротов Михаил Иосифович

В статье рассматриваются цель, задачи, основные направления и результаты парламентских слушаний, посвященных трехлетию создания Евразийского экономического союза. Показаны итоги деятельности ЕАЭС, проблемы евразийской интеграции, рекомендации по углублению евразийской интеграции с учетом российского председательства в 2018 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калашников Л. И., Кротов Михаил Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three years oF the Eurasian Economic Community and initiatives of the Russian representation in 2018 (Russia, Moscow)

The article discusses the aim, tasks and major directions of the parliamentary hearings dedicated to third anniversary of EEC creation. The authors described the results of the Community’s activity, focus on the problems of Eurasian integration, and give recommendations for its intensification in 2018 with regards to Russia’s role as a chairmanship in 2018

Текст научной работы на тему «Трехлетие Евразийского экономического Союза и инициативы российского председательства в 2018 году»

ТРЕХЛЕТИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ИНИЦИАТИВЫ РОССИЙСКОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В 2018 ГОДУ

Л.И. Калашников,

Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ,

евразийской интеграции и связям с соотечественниками

М.И. Кротов,

Сопредседатель редакционного совета журнала «Проблемы современной экономики»

http://mkrotov.ru

В статье рассматриваются цель, задачи, основные направления и результаты парламентских слушаний, посвященных трехлетию создания Евразийского экономического союза. Показаны итоги деятельности ЕАЭС, проблемы евразийской интеграции, рекомендации по углублению евразийской интеграции с учетом российского председательства в 2018 году.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, евразийская интеграция, СНГ, ЕАЭС, Госдума РФ, Евразийская экономическая комиссия.

ББК У9(2)0-98,0

21 декабря 2017 года в соответствии с решением Совета Государственной Думы РФ от 7 ноября сего года состоялись парламентские слушания «Трехлетие Евразийского экономического союза и инициативы российского председательства в 2018 году», приуроченные к трехлетию со дня образования Евразийского экономического союза (далее — Союз, ЕАЭС) и предстоящему в 2018 году председательству Российской Федерации в Союзе.

Руководствуясь положением Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 года о том, что «Приоритетом внешней политики России было и остается дальнейшее углубление сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза», целью слушаний стало обсуждение следующих вопросов:

- итогов деятельности ЕАЭС за три года;

- предложений по эффективной реализации инициатив российского председательства в ЕАЭС в 2018 году;

- направлений организации межпарламентского сотрудничества в рамках евразийской экономической интеграции.

В слушаниях приняли участие: депутаты Государственной Думы, представители министерств и ведомств Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, члены коллегии — министры Евразийской экономической комиссии, представители Исполнительного комитета СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Постоянного Комитета Союзного Государства, Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского банка развития, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, бизнес-структур, профильных научных организаций и учреждений, средств массовой информации (более 200 человек).

Итоги деятельности ЕАЭС

В ходе состоявшейся дискуссии участники парламентских слушаний констатировали, что за трехлетний период функционирования Евразийского экономического союза произошло углубление интеграции во всех направлениях:

- Союз расширился до пяти государств (в 2015 году присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика), которые вступили в новый этап экономической интеграции на евразийском пространстве, характеризующийся наличием нормативно-правовой базы Союза, полноценных институтов с широким объемом наднациональных компетенций, получением интеграционным объединением международной правосубъектности, созданием в рамках Союза условий для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведением скоординированной (согласованной) политики в ключевых секторах экономики и формированием соответствующих общих (единых) рынков;

- сформирована основная база стратегических документов для осуществления сотрудничества в сфере цифровой

трансформации экономики; так на основании Заявления о цифровой повестке ЕАЭС утверждены Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года и приоритеты проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, в том числе: цифровая просле-живаемость движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов в ЕАЭС, цифровая торговля ЕАЭС, цифровые транспортные коридоры ЕАЭС, цифровая промышленная кооперация ЕАЭС, соглашение об обороте данных в ЕАЭС (в том числе о защите персональных данных), система регулятивных «песочниц» ЕАЭС;

- сформирована нормативно-правовая база для проведения промышленной и агропромышленной политики, включающей, во-первых, промышленную кооперацию и промышленное сотрудничество; совместные технологические платформы и промышленные кластеры; совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; совместные программы и проекты развития приоритетных видов деятельности; консультации по вопросам субсидирования производства промышленных товаров (в том числе чувствительных для государств — членов, например, автомобилей, сельскохозяйственной техники и т.п.); во-вторых, государственную поддержку сельского хозяйства; регулирование общего аграрного рынка; развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия; научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса.

- происходит постепенное устранение барьеров, исключений и изъятий, что обеспечивает расширение рынка товаров и услуг: а) в 2017 году заработал общий рынок лекарств и медицинских изделий, обеспечивающий доступность безопасных, эффективных и качественных лекарственных средств и медицинских изделий для населения государств — членов Союза, повышение конкурентоспособности фармацевтической промышленности государств — членов Союза и ликвидацию излишних административных барьеров для бизнеса;

б) до 1 июля 2019 года предусмотрено формирование общего электроэнергетического рынка Союза; до 1 января 2025 года — поэтапное формирование общего рынка газа Союза и общих рынков нефти и нефтепродуктов, предполагающих свободное перемещение энергоресурсов на территории Союза, равный доступ к услугам субъектов естественных монополий в области транспортировки и транзита энергоносителей, совместное развитие инфраструктуры энергетического рынка и проведение согласованной тарифной политики, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018 — 2019 годы;

- осуществляется поэтапное формирование единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг на базе Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств — членов Союза, принятых в 2016 году;

© ПСЭ, 2017

- в целях формирования благоприятной среды для развития коопераций эффективного машиностроительного комплекса начата работа по созданию евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации;

- значительное продвижение отмечается в сфере технического регулирования. Сегодня около 85% товаров, производимых в ЕАЭС, подпадают под техническое регулирование Союза — принято 46 единых техрегламентов Союза. Таким образом, в ЕАЭС повышается предсказуемость регулирования и упрощается ведение бизнеса;

- создана современная нормативная правовая база ЕАЭС в области санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер для обеспечения безопасности продукции на рынке государств-членов ЕАЭС, повышению конкурентоспособности бизнеса, уровня жизни населения. Продолжается разработка нормативных правовых актов для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, карантинной фитосанитарной и ветеринарно-санитарной безопасности территории Союза, научного обоснования применения санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер на основе оценки соответствующих рисков, в целях устранения необоснованных административных барьеров в международной и взаимной торговле;

- на основе рекомендаций, принимаемых Комиссией, происходит постепенная гармонизация законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей. Государствами-членами Евразийского экономического союза вырабатываются единые подходы к осуществлению мероприятий, направленных на защиту прав и интересов потребителей;

- Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, подписанный в 2017 году, ратифицирован Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Россией. Кодекс призван обеспечить единое таможенное регулирование в Союзе, обеспечивать комплексную систематизацию, кодификацию таможенного законодательства, его соответствие Договору о Союзе, сокращение национального сегмента таможенного регулирования, учет положений международных договоров по таможенным вопросам, обязательств государств-членов Союза, взятых ими в рамках Всемирной торговой организации.

- в условиях существенных изменений в мировой экономике, связанных с цифровой трансформацией, проводится работа по созданию единого цифрового пространства Союза.

- на базе Основных направлений международной деятельности Союза на 2017 год развиваются связи с третьими странами:

а) реализуется подписанное в 2015 году Соглашение о свободной торговле с Социалистической Республикой Вьетнам;

б) продолжается работа по заключению непреференциального соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем, соглашений о свободной торговле между ЕАЭС и Египтом, Индией, Израилем, Ираном, Сингапуром, а также об унификации режима торговли государств-членов Союза с Сербией;

в) заключены меморандумы с Молдавией, Камбоджей, Сингапуром, Чили, Перу, Монголией, Грецией, Иорданией и Марокко;

В целом в рамках Союза создается мощный притягательный для бизнеса и инвесторов центр экономического развития, открываются новые перспективы, обусловленные стремлением к обеспечению функционирования внутренних рынков без барьеров, изъятий и ограничений, и формированием общих рынков в ведущих секторах экономики в рамках Союза. У предпринимателей появляются новые возможности за счет производства и сбыта конкурентоспособной продукции увеличить свою долю как на внутреннем рынке ЕАЭС, так и на рынках третьих стран, диверсифицировать производство, расширить номенклатуру торговли, увеличить экспорт продукции с высокой долей переработки, реализовать механизмы импортоза-мещения», а также предлагать инициативы и реализовывать проекты в рамках цифровой повестки ЕАЭС, формировать консорциумы и партнерства для выхода на глобальные рынки и участвовать в формировании правил взаимодействия на цифровых рынках. При этом для стран Союза членство в нем

(благодаря «союзным» интеграционным мерам) выступает фактором обеспечения дополнительной устойчивости и стабильности развития национальных экономик, что также повышает их инвестиционную привлекательность.

Проблемы евразийской интеграции

В наращивании объединительного потенциала ЕАЭС сохраняется ряд проблем:

- наличие существенного количества ограничений и изъятий на внутреннем рынке Союза, обусловленные институциональными различиями экономик государств — членов Союза

- вступление в силу 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС требует внесения соответствующих изменений в 97 законодательных актов Российской Федерации. Однако в Государственную Думу до сих пор не внесены новый закон «О таможенном регулировании» и закон (законы), предполагающие изменения в 48 федеральных законах;

- интеграцию сдерживают отличные от евразийских обязательства, навязанные странам ЕАЭС при вступлении в ВТО;

- нехватка полномочий у постоянно действующего наднационального органа сдерживает реализацию потенциала евразийской интеграции;

- имеет место незаконный реэкспорт товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию;

- унификацию и гармонизацию национального законодательства тормозит отсутствие парламентского измерения ЕАЭС в его институциональной структуре. Национальным парламентам приходится в одиночку решать и задачи по приведению национальных законов в соответствие с евразийской договорно-правовой базой;

- ограничением для реализации цифровой повестки ЕАЭС может служить недостаточная синхронизация действий, мероприятий, программ, проектов, затрагивающих сферы интеграции; расхождение регулирования и создание цифровых барьеров; реализация мероприятий на уровне государства без оценки влияния на интеграцию; недостаточная инициативность и активность участников по выдвижению инициатив и проектов (бизнес, госорганы);

- формирование единого цифрового пространства сдерживается широким использованием в странах ЕАЭС информационных баз, основанных на продуктах иностранных компаний, что не позволяет обеспечить информационную безопасность как национальных, так и совместных проектов развития цифровой экономики, в данном контексте необходимо продумать эффективный механизм взаимодействия ЕАЭС со структурами ОДКБ, региональной антитеррористической структурой ШОС, с компетентными органами всех стран — государств участников.

- евразийскую интеграцию тормозит исключение из ее процессов социально-гуманитарного направления, непосредственно связанного с экономическим развитием и экономической безопасностью государств-членов ЕАЭС.

Рекомендации по углублению евразийской интеграции с учетом российского председательства в 2018 году

Участники парламентских слушаний «Трехлетие Евразийского экономического союза и инициативы российского председательства в 2018 году» рекомендовали:

В связи с практическим выполнением Рабочего плана разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (решение Совета Евразийской экономической комиссии № 58 от 16 июля 2014 г.) провести работу по подготовке для рассмотрения Высшим Евразийским экономическим советом Стратегического документа («Новой Декларации») по дальнейшему развитию ЕАЭС с учетом необходимости проработки в рамках совершенствования положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года следующих вопросов:

- совершенствования институциональной основы ЕАЭС, в том числе расширение полномочий Евразийской экономической комиссии и создания парламентской структуры ЕАЭС; со-

кращения изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС; выявления и устранения барьеров и недопущения попыток их появления на внутреннем рынке ЕАЭС.

На основе Стратегического документа принять «новый рабочий план» разработки актов (в том числе и актов «третьего уровня»), что позволит создать четкие рамки для работы, как Комиссии, так и национальных органов, обеспечит планомерность и большую равномерность развития интеграции.

В целях своевременной реализации формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС обеспечить:

- реализацию норм Таможенного кодекса ЕАЭС, других правовых актов Союза и при необходимости внесение изменений в национальное законодательство;

- ускорение процедур, связанных с внесением в Государственную Думу новой редакции федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

- принятие необходимых мер по внесению законопроектов, изменяющих акты федерального законодательства (48 федеральных законов) в соответствии с нормами Таможенного кодекса ЕАЭС;

- внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления порядка перемещения культурных ценностей через государственные границы стран-участников ЕАЭС, а также разработать и подготовить к подписанию соглашение о сохранении культурного наследия государств-членов ЕАЭС и регулировании перемещения культурных ценностей на таможенной территории Евразийского экономического союза;

- в связи с действием в отношении России ограничительных экономических мер со стороны западных стран учет в новом законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» меры по своевременному реагированию на возможные злоупотребления со стороны стран-участниц ЕАЭС по реэкспорту запрещенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров из третьих стран;

- разработку и оперативное внедрение программы по подготовке и переподготовке кадров и должностных лиц Российской Федерации в области таможенного регулирования, внешнеэкономической деятельности и смежных отраслей с учетом вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, нового закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и соответствующих изменений в российском законодательстве;

- одобрение Высшим Евразийским экономическим советом создания Евразийского сетевого университета Ассоциации евразийских университетов и рассмотреть возможность организации в рамках этого университета сетевого таможенного университета для подготовки и переподготовки кадров и должностных лиц государств-членов ЕАЭС по специальностям в области таможенного регулирования, внешнеэкономической деятельности и смежных отраслей;

- завершение работы по урегулированию вопросов пенсионного обеспечения трудящихся государств — членов ЕАЭС, в том числе подписание Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС и осуществление мер по его реализации;

- своевременная реализация плана мероприятий («дорожной карты») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза на 2018 — 2019 годы;

- выполнение Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г., включая запуск механизма проработки цифровых инициатив и реализации цифровых проектов, а также механизмов согласованной политики в сфере реализации цифровой повестки, включая обеспечение гибкого регулирования для запуска цифровых проектов, участие в международной деятельности по стандартизации в новых сферах экономики и трансформируемых отраслях (цифровой экономике); согласование цифровых архитектур, в т.ч. информационной и функциональной, согласованное участие в международных технологических консорциумах.

- при импортозамещении в создании единых информационных систем в ЕАЭС, переходе на полностью евразийские

информационные продукты и технические системы. Оказать государственную поддержку внедрению на цифровом рынке ЕАЭС российских процессоров и информационной системы «Эльбрус» «Ростеха» и других российских компаний;

- функционирование национального сегмента общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий в рамках ЕАЭС, в том числе внедрения автоматизированных процессов, разработки актов третьего уровня в сфере обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий на рынке Союза;

- завершение формирования единого рынка ЕАЭС ветеринарных лекарственных средств, кормовых добавок, диагностических средств для нужд ветеринарии;

- принятие необходимых актов Союза и практическую реализацию на таможенной территории ЕАЭС системы идентификации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения «от фермы до прилавка» с использованием современных возможностей цифровых технологий;

- активизацию работы по формированию общего финансового рынка ЕАЭС;

- содействие в принятии мер, направленных на увеличение объемов производства агропромышленной продукции в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка ЕАЭС и наращивания экспорта сельскохозяйственных товаров;

- создание механизма межгосударственного взаимодействия при обороте семенного и посадочного материала;

- активизацию работы по созданию общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Завершить разработку и принятие Программ формирования общих рынков нефти и газа (должны были быть утверждены до 1 января 2018 года), «О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств», «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов»;

- в целях формирования общего рынка строительной продукции, ускорить завершение работ по подготовке к принятию технического регламента Союза в отношении зданий, сооружений и строительных материалов.

Проработать вопрос о реализации в рамках ЕАЭС совместных крупных реальных кооперационных проектов с участием всех государств-членов ЕАЭС, с участием национальных и отраслевых центров компетенций цифрового развития.

Способствовать межрегиональному и приграничному сотрудничеству между регионами, городами и муниципальными образованиями государств-участников ЕАЭС.

В целях придания дополнительных импульсов развитию промышленной кооперации и совместному предпринимательству на пространстве ЕАЭС перевести поддержку кооперации на системную правовую основу за счет определения в актах Союза особого статуса и критериев кооперационной продукции, а также обеспечения благоприятных условий ее доступа к рынкам госзакупок и программам государственной поддержки производства и экспорта в странах-участницах.

Обеспечить устранение изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза через реализацию соответствующих «Дорожных карт» и их регуляторную актуализацию. При этом выработать совместные меры по развитию экспорта, защите прав потребителей, условий создания и функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов, либерализации условий взаимной торговли услугами, учреждения хозяйствующих субъектов, их деятельности, осуществления инвестиций, административного сотрудничества компетентных органов, реализация совместных проектов в промышленности и сельском хозяйстве.

Разработка и принятие инициативных документов, не предусмотренных правом Союза (например, Соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства — члена Евразийского экономического союза на биржи (организаторов торговли) других государств-членов Союза, Соглашение об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза, Соглашение о взаимодействии государств — членов Евразийского экономического союза по обмену сведениями, входящими в состав кредитных историй, Соглашение между

государствами — членами Евразийского экономического союза о персональных данных).

Проработать с партнерами по Союзу вопрос о включении в орбиту интеграции отдельных социальных и гуманитарных направлений, вопросов экономической безопасности, вопросов науки (возможного создания Международных фондов научных исследований), инноваций, коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности, спорта, сфер здравоохранения, которые в конечном итоге связаны с экономикой и выполнением государствами-членами обязательств, предусмотренных правом Союза. В частности, это касается регулирования деятельности профессиональных спортсменов, являющихся гражданами государств-членов ЕАЭС, водителей транспортных средств (через гармонизацию требований к обучению и дальнейшему признанию водительских удостоверений), создания единого рынка услуг в сфере научных исследований (решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 22), урегулирования условий предоставления медицинской помощи членам семьи трудящегося-мигранта, противодействия «серым» и фиктивным сделкам, незаконному вывозу капитала.

Имплементировать в право Союза рекомендации и наилучшие практики Организации экономического сотрудничества и развития (в частности, при разработке новых международных договоров и наднациональных документов).

Продолжить развитие международных связей ЕАЭС в рамках реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза, в том числе посредством проведения торговых переговоров с внешними партнерами, реализации имеющихся меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве, а также укрепления взаимодействия с государствами, международными организациями, площадками и международными интеграционными объединениями, в том числе с АТЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР, БРИКС и т.д. с переходом к реализации совместных проектов, развитию различных форм кооперации и каналов обмена знаниями.

Проработать вопрос сопряжения ЕАЭС и СНГ, в том числе в части активизации направлений сотрудничества, которые в ЕАЭС отсутствуют.

Укрепить наднациональную компетенцию Евразийской экономической комиссии с тем, чтобы решения Комиссии воспринимались сторонами как максимально объективные и учитывающие интересы всех государств — членов Союза и как можно реже оспаривались, но при этом сократить процедуры подготовки к принятию актов Комиссии, в том числе технических регламентов Союза и изменений в них. Наделить Евразийскую экономическую комиссию полномочиями по принятию решений в сфере защиты прав потребителей, по консультированию в сферах исключительной (наднациональной) компетенции ЕАЭС (по вопросам таможенно-тарифного регулирования, применения мер торговой защиты, технических регламентов и др.), в том числе по обращениям уполномоченных деловых ассоциаций и объединений предпринимателей государств-членов ЕАЭС.

Усилить судебную ветвь в системе интеграционных институтов ЕАЭС. В связи с этим установить более строгую процедуру обеспечения исполнения решений Суда ЕАЭС органами Союза, поскольку в сегодняшней практике де-факто многие его решения не исполняются, что обусловлено действующими отлагательными нормами.

Рассмотреть вопрос о наделении правом государств-членов Союза, особенно в национальном законодательстве, выходить с преюдициальными запросами к Евразийскому экономическому суду, а экономический суд наделить правом рассмотрения таких преюдициальных запросов.

Рассмотреть вопрос о возможностях и перспективах юридического оформления парламентского измерения Евразийского экономического союза.

Способствовать расширению культурных контактов между государствами-членами ЕАЭС, в том числе предусмотреть возможность создания Евразийского культурного центра.

Оказывать содействие в популяризации евразийской интеграции и укреплении имиджа ЕАЭС как в государствах-членах, так и на международной арене (в том числе посредством бо-

лее широкого освещения процессов евразийской интеграции в СМИ с представлением информации об успехах совместных проектов, внедрения эффективных и передовых практик и подходов в области регулирования, о преимуществах интеграции, а также о проблемах и путях их решения).

В целях унификации и гармонизации национального законодательства государств-членов ЕАЭС осуществить:

- в области цифровой трансформации экономики: обеспечение согласованной политики с партнерами по ЕАЭС по внесению изменений в нормативно-правовые акты, регулированию возникающих новых отраслей экономики, регулированию оборота данных и созданию системы регуляторных цифровых «песочниц»;

- в области интеллектуальной собственности:

а) проведение работы с партнерами по ЕАЭС по введению в национальное законодательство единой категории «товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товара Евразийского экономического союза»;

б) согласование позиции по параллельному импорту.

- в области налогообложения:

а) согласование единой формулировки, определяющей статус резидента или нерезидента ЕАЭС;

б) выработку рекомендаций по унификации перечня и состава подакцизной продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) определение минимальных и максимальных ставок НДС в рамках ЕАЭС;

г) в целях обеспечения контроля и координации налогово-бюджетной и валютно-кредитной сферы необходимо принятие Соглашения государств-членов ЕАЭС о создании общего органа финансового регулирования — «Совета по финансовой стабильности и финансовой политике ЕАЭС»;

д) разработку Модельного налогового кодекса ЕАЭС, модельного закона о бюджетной политике и бюджетном процессе.

- в области валютного законодательства:

а) ускорение работы над унификацией административной и уголовной ответственности за валютные правонарушения;

б) разработку и принятие Соглашения об общих принципах валютной политики и валютного регулирования в ЕАЭС для введения в перспективе в ЕАЭС единой (условной или резервной) валюты;

в) внесение изменений в Договор о Евразийском фонде стабилизации и развития с введением условной резервной валюты по типу «специальных прав заимствования» МВФ.

- в области банковского законодательства:

а) имплементацию стандартов Базеля III в национальное законодательство государств-членов ЕАЭС;

б) унификацию норм об административной и уголовной ответственности за банковские правонарушения, в) разработку Модельного банковского кодекса ЕАЭС.

- в области страхового законодательства:

а) разработку общих правил лицензирования, единых требований к порядку формирования уставного капитала и страховых резервов страховщиков, обеспечение защиты прав страхователей;

б) создание единого перечня видов страховой деятельности;

в) разработку Модельного страхового кодекса ЕАЭС.

- в области законодательства о рынке ценных бумаг:

а) взаимное признание лицензий профессиональных участников рынков ценных бумаг,

б) разработку общих требований к биржам, брокерам и депозитариям как основным профессиональным участникам рынка ценных бумаг,

в) гармонизацию национального законодательства государств-членов ЕАЭС в части депозитарных расписок.

Парламентские слушания показали, что в ближайшие годы предстоит решение фундаментальных задач по развитию ЕАЭС, требующее мобилизации и концентрации усилий исполнительных и законодательных органов власти, бизнес-сообщества, научных академических центров и университетов по дальнейшей разработке теоретических и прикладных вопросов углубления и расширения евразийской экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.