Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА ТОВАРОВ, УСЛУГ, КАПИТАЛА И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА ТОВАРОВ, УСЛУГ, КАПИТАЛА И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1169
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единый рынок / рынок товаров / работ / услуг / свобода перемещения / интеграционное взаимодействие / конкурентная политика / Евразийский экономический союз / страны-члены ЕАЭС / Договор о Евразийском экономическом союзе / the common market / the market of goods / works / services / freedom of movement / integration interaction / competition policy / the Eurasian Economic Union / the EAEU member states / the Treaty on the Eurasian Economic Union
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА ТОВАРОВ, УСЛУГ, КАПИТАЛА И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Москалевич Г.Н.

к.ю.н., доцент, Минский инновационный университет

moskalevich74@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА ТОВАРОВ, УСЛУГ, КАПИТАЛА И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ1

Ключевые слова: единый рынок, рынок товаров, работ, услуг; свобода перемещения, интеграционное взаимодействие, конкурентная политика, Евразийский экономический союз, страны-члены ЕАЭС, Договор о Евразийском экономическом союзе.

Keywords: the common market, the market of goods, works, services; freedom of movement, integration interaction, competition policy, the Eurasian Economic Union, the EAEU member states, the Treaty on the Eurasian Economic Union.

Образование единого рынка товаров, работ, услуг; повышение прозрачности и предсказуемости внутренних рынков каждого государства-члена ЕАЭС являются одной из целей создания этого международного объединения. Несмотря на то, что государства, входящие в состав ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и РФ), различаются структурами экономик, своими масштабами, экономическим и ресурсным потенциалом, специфическими для каждого члена ЕАЭС особенностями рынка труда, они объединились в единый экономический союз с целью повышения эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности, качества жизни и благосостояния населения своих стран, противостояния совместными усилиями глобальной конкуренции в сфере функционирования товарных рынков в различных частях мира.

Уровень сформированности единого рынка товаров, работ, услуг представляет собой своего рода показатель интеграции, ее измерение в формате ЕАЭС. Прогнозировалось также увеличение совокупного ВВП всех стран-членов ЕАЭС на четверть к 2022 г. благодаря созданию общего рынка товаров, инвестиций и услуг в ЕАЭС2. В Договоре о ЕАЭС предусматривается завершение формирования системы основных рынков ЕАЭС к 2025 г.3, что существенным образом позитивно повлияет на развитие всех отраслей экономики стран-участниц ЕАЭС.

Исходя из этого, использование возможностей общего рынка для повышения эффективности экономик стран-членов ЕАЭС отнесено к приоритетному направлению в развитии ЕАЭС до 2025 г.4.

Создание общего рынка товаров, работ, услуг, которое началось после введения в действие Договора о ЕАЭС с 1 января 2015 г., а также процесс обеспечения данного рынка, представляют собой новую модель хозяйственного развития. Цель создания такого рынка согласуется с классической моделью развития международных интеграционных объединений, например, с моделью Европейского союза (ЕС), опыт которого в реализации данной цели намного превышает сравнительно небольшой опыт ЕАЭС.

Исходя из многолетнего опыта ЕС, можно сделать вывод, что достижение указанной цели предполагает предотвращение и устранение множества барьеров, возникающих на пути к реализации поставленной цели, таких как: торговые и административные барьеры; ограничения, сдерживающие взаимный доступ товаров, работ, услуг, возникновение которых напрямую связано с ненадлежащим правовым регулированием соответствующих правовых отношений, предусмотренных правом ЕАЭС; а также изъятия; барьеры, создаваемые субъектами хозяйствования (заключение ими антиконкурентных соглашений либо акты недобросовестной конкуренции, картельные сговоры и т.д.).

Одной из целей договора о ЕАЭС является функционирование общего рынка товаров, работ, услуг. Создание общего рынка стран-членов ЕАЭС сегодня является наиболее актуальной задачей, от решения которой в значительной степени зависит реализация интеграционного процесса.

Предполагается осуществление координации экономической политики стран-членов ЕАЭС в рамках ключевых отраслей - финансового сектора, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса, торговли. Планируется завершение создания общего рынка товаров, работ, услуг к 2025 году. Предусматривается значительное расширение договорно-правовой базы ЕАЭС. Развитию Договора о ЕАЭС способствует подписание ряда договоров по различным направлениям экономической деятельности. Разработка и реализация программ формирования

1 Тема настоящего исследования непосредственно связана с научным направлением и темой НИР кафедры права и экономики Минского инновационного университета: «Антимонопольное регулирование на товарных рынках ЕАЭС: правовые аспекты».

2 Файзуллаев Д. Перспективы развития экономической интеграции в рамках ЕАЭС // Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2021. - Vol. 1, N 7, August. - С. 33.

Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021). - https://etalonline.by/document/?regnum=fD1400176&q_id=3921804

4 Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза: утв. распоряжением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 9. - https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420213/ms_10122018

общих рынков в различных секторах экономики и других сферах жизнедеятельности общества (образования, науки, на цифровых рынках и т.д.) превратит ЕАЭС в классическую модель развития международных интеграционных объединений.

Многое в решении указанных задач уже сделано за шесть лет, прошедших после подписания Договора о ЕАЭС. По данным ЕЭК, 43 сектора экономики работают в формате единого рынка. 1 января 2018 г. введен в действие новый Таможенный кодекс, сделавший более благоприятными условия для формирования единого рынка товаров, работ, услуг на территории ЕАЭС. В ЕАЭС проводится работа по ликвидации барьеров, изъятий и ограничений в функционировании общих/единых рынков ЕАЭС.

В этом направлении странами-членами ЕАЭС многое делается, однако, на наш взгляд, все еще недостаточно эффективно - из-за объективных и субъективных причин и, как следствие, возникновения ряда проблем.

К объективным причинам, снижающим эффективность процесса формирования общего рынка товаров, работ, услуг, специалисты относят:

- неравновесность интеграционных процессов в ЕАЭС и наличие явного лидера, которым является РФ в силу объективных экономических преимуществ1 (на РФ приходится почти 85% ВВП ЕАЭС2);

- высокая зависимость экономик Казахстана, Беларуси, Армении и Кыргызстана от экономики РФ по причине тесных хозяйственных связей с Российской Федерацией, которые влияют не только положительно на экономическое состояние остальных членов ЕАЭС, но и оказывают негативное влияние в связи с быстрым распространением кризисных явлений в РФ на сопредельные государства, но не наоборот. Такая ситуация вызывает объективные трудности при выработке общей экономической политики ЕАЭС, однако, как подчеркивает О.В. Буторина, «не отменяет ее существования в гибких формах»3;

- преобладание внешних экономических связей над внутренними - на данном этапе развития ЕАЭС4;

- слабое развитие промышленной специализации и кооперации между предприятиями государств-членов ЕАЭС;

- минимальная секторальная составляющая евразийской интеграции;

- отсутствие стабильных и крепких связей между хозяйствующими субъектами стран-членов ЕАЭС5;

- санкции и ограничения в связи с мерами, принимаемыми в борьбе с пандемией СОУГО-19, препятствующие взаимодействию хозяйствующих субъектов стран-членов ЕАЭС.

Формирование единого рынка товаров, работ, услуг сопряжено с множественными преградами, которые приходится преодолевать и которые препятствуют развитию свободы движения товаров. В ЕАЭС все еще сохраняются барьеры, изъятия и ограничения, негативно влияющие на развитие единого рынка товаров, работ, услуг. В качестве барьеров выступают препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, не соответствующие праву Союза (например, ряд сохраняющихся нетарифных мер: санитарные барьеры, существующие квоты, запреты на экспорт/импорт, методики количественного контроля, контроль цен и меры, оказывающие влияние на конкуренцию). Под изъятиями ЕАЭС понимаются отступления, предусмотренные правом ЕАЭС о неприменении государством-членом общих правил относительно функционирования внутреннего рынка ЕАЭС. Ограничениями являются препятствия, которые вызваны «отсутствием правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом ЕАЭС»6.

Исходя из сказанного, возникает необходимость рассмотреть, в каком состоянии находятся секторальные общие рынки в ЕАЭС, каких успехов достигли в этой области экономического сотрудничества государства-члены (несмотря на указанные препятствия), определить перспективы дальнейшего развития единого рынка товаров, работ, услуг. Приведем некоторые факты, свидетельствующие о стремлении стран-участниц ЕАЭС добиться поставленной в Договоре о ЕАЭС цели - создать единый товарный и трудовой рынок.

Создание общего рынка услуг и капитала. Данный вид рынка относится к наиболее быстрорастущему сектору экономики, особенно в сфере обеспечения свободы передвижения услуг, которая прогрессивно развивается. Специалисты называют 53 сектора услуг, функционирующие в формате единого рынка. ЕАЭС планирует также до 2025 года обеспечить свободу движения капитала7.

Создание единого рынка строительных услуг. На Евразийском межправительственном совете премьер-министром РФ М. Мишустиным было сообщено о составленном плане мероприятий по выработке общих подходов к

1 Буторина О.В. Особенности евразийской модели экономической интеграции // Современная Европа. - М., 2016. - № 2. -С. 30-32.

2 Изотов В. С. Перспектива формирования единого финансового рынка ЕАЭС с точки зрения российских интересов: возможности и ограничения / В.С. Изотов, Т.А. Мешкова, А.С. Теплов // Вестник международных организаций. - М., 2020. - Т. 15, № 3. - С. 131.

3 Винокуров Е.Ю. Две евразийские интеграции / Е.Ю. Винокуров, А.М. Либман // Вопросы экономики. - М., 2013. - № 2. -

С. 47.

4 Трещенков Е. Европейская и евразийская модель интеграции: пределы соизмеримости // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2014. - № 5. - С. 31.

5 ЕАЭС-2020: достижения, вызовы и перспективы. - https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/eaes-2020-dostizheniya-vyzovy-i-per spektivy/

6 Морозов В. Свобода перемещения товаров в ЕАЭС к 2025 году. - https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/svoboda-peremeshcheniya-tovarov-v-eaes-k-2025-godu

7 ЕАЭС-2020: достижения, вызовы и перспективы. - https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/eaes-2020-dostizheniya-vyzovy-i-perspektivy/

определению профессиональной квалификации поставщиков услуг в сфере строительства в странах-членах ЕАЭС. Закрепление общих подходов планируется осуществить в международном документе - международном договоре о взаимном признании такой квалификации. Решение данного вопроса будет иметь немаловажное значение для трудовой миграции в пределах ЕАЭС, соответственно, для единого рынка труда, перемещения рабочей силы. В связи с этим вице-премьер РФ М. Хуснуллин акцентировал внимание на проблеме трудовых ресурсов, вызванной пандемией СОУГО-19, из-за которой в Россию не могут попасть около 1,5 млн. трудовых мигрантов, без которых, в частности, рынок строительных услуг обойтись не может1.

Формирование общего фармацевтического рынка ЕАЭС. Общий рынок фармацевтики в ЕАЭС начал функционировать в 2017 г. Его сущность состоит в признании единых требований к лекарственным препаратам, правилам их регистрации и экспертизы. В случае регистрации лекарств по правилам ЕАЭС они получают право на свободное обращение в пределах всего ЕАЭС. Сегодня уже заметны ощутимые успехи функционирования этого рынка. На территории ЕАЭС проживает более 180 миллионов человек, являющихся потребителями лекарственных средств, поэтому можно утверждать, что рынок фармацевтики имеет существенные размеры. Что касается объема взаимной торговли лекарственными средствами на территории ЕАЭС, то он эквивалентен половине миллиарда долларов2.

Несмотря на различие фармацевтических рынков в странах-членах, проблемы, связанные с СОУГО-19, в большинстве своем являются сходными. Свои достижения в развитии фармацевтического рынка имеет каждая из стран-членов ЕАЭС. Так, в Республике Казахстан государством предоставлена возможность для импортирования лекарств, которые не зарегистрированы в стране (в Казахстане на регистрацию лекарственного препарата уходит от 2,5 до 3 лет). Республика Беларусь может гордиться развитием рынка препаратов для лечения редких заболеваний3.

ЕЭК прилагает большие усилия, чтобы, несмотря на негативное влияние пандемии, обеспечить равные условия конкуренции на фармацевтических рынках и восстановить конкурентные условия на данных рынках.

Создание единого рынка ветеринарных препаратов в ЕАЭС. В настоящее время в течение уже десяти лет в странах-участницах ЕАЭС действуют правила регистрации ветеринарных лекарственных препаратов, разработанные национальными законодательствами данных государств. Сегодня проект Правил регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств в ЕАЭС (проект единых наднациональных правил) находится в стадии обсуждения и рассмотрения специальными органами. По утверждению министра по техническому регулированию ЕЭК В. Назарен-ко, окончательное решение должен принять Совет ЕЭК. Внедрение в практику новых правил позволит решить некоторые проблемы, оказывающие негативное влияние на фармацевтический рынок ЕАЭС4.

Создание общего рынка ювелирных изделий. О формировании рынка ювелирных изделий в ЕАЭС, о том, какие новые возможности открываются для потребителей, каковы перспективы развития данного рынка проинформировал зрителей телеканала «МИР 24» министр ЕЭК Г. Варданян. Прежде всего, следует подчеркнуть, что все страны-члены ЕАЭС ратифицировали соглашение об особенностях осуществления операций с ювелирными изделиями на территории ЕАЭС. Следовательно, данное соглашение уже вступило в силу и позволяет странам признавать пробирные клейма друг друга, что, в свою очередь, свидетельствует, по мнению министра, о появлении большой кооперации внутри евразийского рынка и об укреплении сотрудничества между странами ЕАЭС5. Формирование общего рынка ювелирных изделий будет способствовать расширению ассортимента изделий и развитию конкуренции на рынке ЕАЭС среди добросовестных хозяйствующих субъектов, что приведет к снижению цен на ювелирные изделия.

Формирование общего финансового рынка. Процесс формирования общего евразийского рынка финансовых услуг является запланированным мероприятием, предусмотренным в Договоре о создании ЕАЭС: предполагается, что в 2025 г. будет сформирован наднациональный орган с местом нахождения в г. Алматы, регулирующий финансовый рынок (п. 2 ст. 103); в договоре имеется специальный раздел, посвященный регулированию финансовых рынков6.

Страны-члены ЕАЭС с помощью ЕЭК активно работают над гармонизацией законодательства в финансовой сфере, над формированием общего биржевого пространства, определением направления интеграции национальных платежных систем. Так, в сентябре 2018 г. было подписано Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка7. Целью разработки данного документа было обеспечить взаимное признание лицензий на деятельность на всех финансовых рынках ЕАЭС и недискриминационный взаимный доступ на данные рынки8.

1 В рамках ЕАЭС сформируют единый рынок строительных услуг. - https://www.stroygaz.ru/news/item/v-ramkakh-eaes-sformiruyut-edinyy-rynok-uslug/

2 ЕАЭС-2020: достижения, вызовы и перспективы. - https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/eaes-2020-dostizheniya-vyzovy-i-perspektivy/

3 ЕАЭС в 2020 году: вызовы и тенденции на фоне пандемии. - https://mosapteki.ru/material/eaes-v-2020-godu-vyzovy-i-tendencii-na-fone-pandemii-14123

4 В ЕАЭС создается единый рынок ветеринарных препаратов. - https://www.tks.ru/news/nearby/2021/07/16/0008

5 Драгоценности без издержек: ЕАЭС создает общий рынок ювелирных изделий. - https://mir24.tv/news/16458011/dragocen nosti-bez-izderzhek-eaes-sozdaet-obshchii-rynok-yuvelirnyh-izdelii

6 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021). - https://etalonline.by/document/?regnum=f01400176&q_id=3921804

7 Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 06 ноября 2018 г. - https://docs.cntd.ru/document/564332914

8 Главы национальных банков государств ЕАЭС подписали Соглашение о гармонизации законодательства в сфере финансов. - http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/19-09-2018-2.aspx

В декабре 2018 г. состоялось принятие Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, в которой общий финансовый рынок рассматривается как инструмент максимального повышения эффективности рынка1.

В 2019 г. утверждена принятая участниками ереванского саммита Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС (частью которого является единое биржевое пространство), подписанная в начале октября 2019 г. главами государств-участников ЕАЭС, что свидетельствует о намерении стран-членов создать такой рынок, а также межгосударственный финансовый орган к 2025 г. По утверждению В. Додонова, в функции будущего межгосударственного финансового органа не планируется включение непосредственного надзора за участниками национальных финансовых рынков. В его функции на первом этапе существования будет входить анализ финансовых законодательств и выдвижение предложений по улучшению национального законодательства, сотрудничество с международными организациями и регуляторами, представление интересов ЕАЭС на международных площадках. Впоследствии может возникнуть необходимость в расширении полномочий межгосударственного финансового органа2.

Концепция построена на принципах, реализация которых будет содействовать обеспечению свободного движения капитала и финансовых услуг, активизации инвестиционного сотрудничества3. Как подчеркивает Е.А. Звонова, при разработке данной концепции не только были взяты за основу базовые нормативные правовые документы, принимаемые на наднациональном уровне, но и учитывались национальные особенности в сфере экономики стран-членов ЕАЭС4.

Вместе с тем, полагаем, что работа над формированием общего биржевого пространства могла бы вестись более активно. Еще в 2019 г. СМИ сообщали о рассмотрении ЕЭК Проекта соглашения о взаимном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на биржах в государствах-членах ЕАЭС. Через год, в сентябре 2020 г., вновь сообщается о рассмотрении этим же комитетом ЕЭК того же проекта5. Причем сообщается не о завершении работы над проектом, а о продолжении работы над ним. Хотя и ранее, и в 2020 г. все разработчики подчеркивали его ценность для создания общего финансового рынка в ЕАЭС. Эмитенты стран-членов смогут выходить на любую фондовую биржу ЕАЭС, что позволит им получить широкий доступ к инвестиционным ресурсам и в итоге приведет к снижению стоимости фондирования для эмитентов. При этом брокер не покидает свою биржу, не несет дополнительные расходы и, несмотря на это, как справедливо подчеркнул Т. Жаксылыков, брокер предоставляет возможность тем клиентам, которые в этом заинтересованы, быть допущенными к новым инвестиционным ресурсам и ценным бумагам эмитентов из стран-членов ЕАЭС6.

Сообщалось и о подготовленном и ожидающем подписания Соглашении о взаимном допуске брокеров и дилеров на биржи стран-членов ЕАЭС - на территории любой страны, входящей в ЕАЭС, без дискриминационных условий и ограничений. Банком РФ было предложено внести в Договор о ЕАЭС признание лизинга как финансовую услугу.

Значительную трудность в процессе создания общего финансового рынка представляет наличие различий в развитии финансовых систем стран-членов ЕАЭС - по уровню активов, обязательств и капитала банковских систем, по уровню и масштабу развития страховых рынков.

Таким образом, в результате функционирования общего финансового рынка граждане государств-членов ЕАЭС смогут получить упрощенный доступ к финансовым услугам на территории ЕАЭС, которые, к тому же, станут более качественными - благодаря повышению конкуренции на евразийских финансовых рынках.

Создание общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС играет важнейшую роль в развитии интеграционных процессов в данном международном объединении и в повышении конкурентоспособности национальных экономик стран-членов, соответственно - уровня жизни населения. Основной задачей общего рынка нефти и нефтепродуктов является укрепление энергетической безопасности и повышение конкурентоспособности товаров, произведенных в государствах-членах ЕАЭС, на мировом пространстве.

В принятых Программах формирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов выделены три этапа:

На первом этапе предполагается осуществить гармонизацию законодательств стран-членов ЕАЭС в сферах газа и нефти, унифицировать нормы и стандарты на газ, создать организационную и методическую основы функционирования общих рынков и т.п.

На втором этапе предусматривается запустить в действие биржевые торги газом, участие в которых доступно представителям всех стран-членов ЕАЭС; подготовить и согласовать проект международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

1 Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза: утв. распоряжением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 9. - https://docs.eaeunion.org/docs/ru-

ги/01420213^_10122018

2

Эксперты о ЕАЭС: Усиление конкуренции на рынке ЕАЭС — главное достижение евразийской интеграции. -https://primeminister.kz/ru/news/reviews/eksperty-o-eaes-usilenie-konkurencii-na-rynke-eaes-glavnoe-dostijenie-evraziiskoi-integracii

3 ЕАЭС-2020: достижения, вызовы и перспективы. - https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/eaes-2020-dostizheniya-vyzovy-i-perspektivy/

4 Звонова Е.А. О концептуальных подходах к созданию общего финансового рынка государств - членов ЕАЭС / Е.А. Звонова, В.Я. Пищик // Финансы и кредит. - М., 2018. - Т. 24, № 1. - С. 6.

5 Общее биржевое пространство в рамках ЕАЭС. - https://neg.by/novosti/otkrytj/obschee-birzhevoe-prostranstvo-v-ramkah-eaes

6 Взаимный допуск к размещению и обращению ценных бумаг активизирует биржевую торговлю в странах Союза. -http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/2020-09-03-3.aspx

На третьем этапе должны вступить в силу международный договор о свободных поставках газа между участниками общего рынка газа ЕАЭС по рыночным ценам и международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС1.

Создание на территории ЕАЭС единого образовательного пространства. Следует подчеркнуть, прежде всего, отсутствие правового обеспечения для функционирования такого общего пространства в ЕАЭС. Тем не менее, в сфере образования в рамках ЕАЭС осуществляется интеграционное взаимодействие, и для регулирования данных процессов нужно создавать и развивать необходимую нормативную правовую базу - тем более, что, как справедливо утверждают С.В. Манахов и В.М. Зуев, практически нормативная правовая основа для этого уже имеется - благодаря нормативной правовой базе СНГ2.

В рамках СНГ решены правовые проблемы, возникавшие относительно возможности взаимного признания документов об образовании, ученых степенях и званиях. Кроме того, созданию единого образовательного пространства на территории ЕАЭС способствуют процессы, направленные на сближение вузовских образовательных программ, разработанных и разрабатываемых в странах-участницах. В связи с этим Б.Ж. Абдраимов подчеркивает востребованность идеи выработки единых подходов к формированию и реализации в ЕАЭС образовательных программ и стандартов, опираясь на общие характеристики образования, доставшегося странам ЕАЭС в наследство от советской системы, одновременно учитывая национальные особенности и стратегии развития стран-участниц3.

Позитивным фактором для формирования единого образовательного пространства является развитие межвузовского сотрудничества, обмен опытом и передовыми технологиями, взаимный обмен студентами между странами-членами ЕАЭС, успешная деятельность Евразийской ассоциации университетов4.

С.В. Манахов и В.М. Зуев придают особую значимость информационному сотрудничеству в сфере образования, в том числе созданию единой базы результатов интеллектуальной деятельности, совместных электронных библиотек и т.п.5.

Помимо прочих неприятностей, вызванных пандемией, возникают значительные сложности при построении общих рынков, поскольку из-за пандемии граница может быть закрыта, и процесс передвижения товаров, услуг, капитала и особенно трудовых ресурсов временно прекращается - нередко на длительный срок. В связи с этим, премьер-министр РФ М. Мишустин подчеркнул негативное влияние на рынок труда пандемии коронавируса и предложил выдвигать новые инициативы, позволяющие способствовать безопасному перемещению рабочей силы на территории ЕАЭС, несмотря на карантинные ограничения. На это рассчитан, например, проект «Работа без границ», дающий возможность гражданам и работодателям найти желаемые вакансии или соискателям представить свое резюме для ознакомления с ним потенциальными работодателями в каждой из стран-членов ЕАЭС. Помимо этого, разрабатывается мобильное приложение «Работа в ЕАЭС», которое окажет помощь иностранным гражданам в поиске работы и трудоустройстве в РФ (куда, в основном, выезжают в качестве трудовых мигрантов граждане из стран-членов ЕАЭС)6. Полагаем, что указанные факты способствуют созданию безбарьерного, свободного рынка труда в ЕАЭС.

Таким образом, анализ уровня развития и состояния общих рынков в ЕАЭС позволил выявить ряд проблем и определенных различий в их решении, зависящих от особенностей секторальных рынков, а также сделать некоторые выводы.

Функционирование общих рынков создает условия для свободного движения товаров, работ, услуг, капитала по всей территории ЕАЭС, несмотря на существенные различия в макроэкономическом развитии стран-участниц ЕАЭС. Этот факт представляет собой базовый фактор, способствующий выравниванию экономических условий в странах-членах ЕАЭС. На данном этапе функционирования евразийского интеграционного объединения несопоставимые уровни экономического развития (согласно ключевым показателям государств-членов ЕАЭС) можно минимизировать с помощью вовлечения хозяйствующих субъектов в деятельность единых/общих секторальных рынков. Необходимо активизировать работу в этом направлении, завершив начатые мероприятия по созданию условий для формирования общих рынков в ЕАЭС, что потребует гармонизации, унификации действующих нормативных правовых актов и разработки новых, совершенствующих данный процесс.

Функционирование в ЕАЭС общих рынков товаров, работ, услуг будет способствовать:

- свободному движению товаров, капитала, услуг и рабочей силы; взаимовыгодному использованию общих рынков сбыта товаров;

- устойчивому экономическому росту и развитию стран-членов; достижению более эффективных результатов их хозяйственной деятельности;

1 Итоги ВЕЭС: одобрены программы формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. - http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/07_12_2018_1.aspx

2 Манахов С.В. Основные направления формирования единого образовательного пространства в рамках Евразийского экономического союза / С.В. Манахов, В.М. Зуев // Вестник НГУЭУ. 2016. - № 2. - С. 40.

3 Абдраимов Б.Ж. Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор развития общего образовательного пространства: евразийское измерение / Информационно-аналитический центр: Лаборатория общественно-политического развития стран ближнего зарубежья. - http://www.ia-centr. ru/expert/4223/

4 Устав Евразийской ассоциации университетов. - http://www.eau-msu.ru/about

5 Манахов С.В. Основные направления формирования единого образовательного пространства в рамках Евразийского экономического союза / С.В. Манахов, В.М. Зуев // Вестник НГУЭУ. 2016. - № 2. - С. 47.

6 В рамках ЕАЭС сформируют единый рынок строительных услуг. - https://www.stroygaz.ru/news/item/v-ramkakh-eaes-sformiruyut-edinyy-rynok-uslug/

- росту инвестиционных вложений в экономику стран-участниц ЕАЭС, активизации инвестиционного сотрудничества;

- повышению эффективности кредитной деятельности банков и взаимному признанию гарантий банков ЕАЭС;

- укреплению энергетической безопасности стран-членов ЕАЭС;

- росту конкурентоспособности стран-членов на мировом рынке;

- использованию экономически выгодных для стран-членов преимуществ интеграции;

- повышению эффективности модернизации национальных экономик стран-членов ЕАЭС посредством их участия в формировании и развитии общих рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.