Научная статья на тему 'РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ КАК ГОСУДАРСТВО - ЧЛЕН ЕАЭС: ВЫЗОВЫ ВСЕМИРНОЙ ПАНДЕМИИ (COVID-19)'

РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ КАК ГОСУДАРСТВО - ЧЛЕН ЕАЭС: ВЫЗОВЫ ВСЕМИРНОЙ ПАНДЕМИИ (COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ПОТОКИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомцян А.Д.

Современные трансформационные преобразование, протекающие в мировой экономике, затрагивающие межгосударственные и в частности национальные интересы, являются объектом глубокого научного и экономико-политического анализа. Изменение конъюнктуры мирового хозяйства обусловлено рядом факторов и причин (экономические ограничение, санкции, военно-политические конфликты, эпидемия COVID-19, внутригосударственные гражданские конфликты). На совершенно новом этапе становления мирового хозяйства для любого государства актуальным становится переосмысление и разработка новой концепции с целью эффективной реализации внешнеэкономической деятельности и организации скоординированной торговой политики. В статье автором рассмотрены актуальные вопросы относительно реализации внешнеэкономической деятельности стран-участников, входящих в единую экономическую зону свободного товарообмена ЕАЭС. Представлены основные сдерживающие факторы на пути развития внешнеторговых процессов на межгосударственном и межрегиональном уровне в 2020-2021 гг. (период всемирного коронавируса - COVID-19). Проведен сравнительный и категориальный анализ показателей взаимной торговой политики между государствами ЕАЭС. В связи с активным расширением и вступлением новых участников в Евразийский экономический союз предложены новые стратегические направления для повышения эффективности внешнеторговых операций между государствами - членами союза. Управленческие действия направлены на разработку новых приоритетных целей и задач, усовершенствование раннее реализуемых подходов для решения актуальных вопросов, возникающих в международной торговле и разделения труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPUBLIC OF ARMENIA AS A MEMBER STATE OF THE EEC: CHALLENGES OF THE GLOBAL PANDEMIC (COVID-19)

Modern transformational transformations taking place in the world economy, affecting interstate and, in particular, national interests, are objects of deep scientific and economic and political analysis. The change in the conjuncture of the world economy is due to a number of factors and reasons (economic restrictions, sanctions, military-political conflicts, the Covid-19 epidemic, domestic civil conflicts). At a completely new stage of the formation of the world economy for any state, it becomes urgent to rethink and develop a new concept for the purpose of effective implementation of foreign economic activity and the organization of a coordinated trade policy. In the article, the author considers topical issues regarding the implementation of foreign economic activity of the participating countries that are members of the single economic zone of free trade of the EAEU. The main constraints on the development of foreign trade processes at the interstate and interregional level in 2020-2021 (the period of the world coronavirus - COVID - 19) are presented. A comparative and categorical analysis of the indicators of mutual trade policy between the EAEU states is carried out. In connection with the active expansion and entry of new participants into the Eurasian Economic Union, new strategic directions are proposed to increase the efficiency of foreign trade operations between the member states of the Union. Management actions are aimed at developing new priority goals and objectives, improving early implemented approaches to address topical issues arising in international trade and the division of labor.

Текст научной работы на тему «РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ КАК ГОСУДАРСТВО - ЧЛЕН ЕАЭС: ВЫЗОВЫ ВСЕМИРНОЙ ПАНДЕМИИ (COVID-19)»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Гомцян А.Д.,

д.э.н., профессор Армянского государственного экономического университета, главный научный сотрудник ЮНЦ РАН г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: gomcyn1948@gmail.com.

РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ КАК ГОСУДАРСТВО - ЧЛЕН ЕАЭС: ВЫЗОВЫ ВСЕМИРНОЙ ПАНДЕМИИ (COVID-19) 1

JEL classification: F02, F16

Аннотация

Современные трансформационные преобразование, протекающие в мировой экономике, затрагивающие межгосударственные и в частности национальные интересы, являются объектом глубокого научного и экономико-политического анализа. Изменение конъюнктуры мирового хозяйства обусловлено рядом факторов и причин (экономические ограничение, санкции, военно-политические конфликты, эпидемия COVID-19, внутригосударственные гражданские конфликты).

На совершенно новом этапе становления мирового хозяйства для любого государства актуальным становится переосмысление и разработка новой концепции с целью эффективной реализации внешнеэкономической деятельности и организации скоординированной торговой политики.

В статье автором рассмотрены актуальные вопросы относительно реализации внешнеэкономической деятельности стран-участников, входящих в единую экономическую зону свободного товарообмена ЕАЭС. Представлены основные сдерживающие факторы на пути развития внешнеторговых процессов на межгосударственном и межрегиональном уровне в 2020-2021 гг. (период всемирного корона-вируса - COVID-19). Проведен сравни-

1 Договор (ЕАЭС) на Евразийском экономическом союзе, Казахстан, май 2014 год.

тельный и категориальный анализ показателей взаимной торговой политики между государствами ЕАЭС.

В связи с активным расширением и вступлением новых участников в Евразийский экономический союз предложены новые стратегические направления для повышения эффективности внешнеторговых операций между государствами - членами союза. Управленческие действия направлены на разработку новых приоритетных целей и задач, усовершенствование раннее реализуемых подходов для решения актуальных вопросов, возникающих в международной торговле и разделения труда.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Республика Армения, Российская Федерация, внешнеторговые операции, экспортно-импортные потоки, внешнеэкономическая деятельность, COVID-19.

A.D. Gomtsyan

THE REPUBLIC OF ARMENIA AS A MEMBER STATE OF THE EEC: CHALLENGES OF THE GLOBAL PANDEMIC (COVID-19)

Abstract

Modern transformational transformations taking place in the world economy, affecting interstate and, in particular, national interests, are objects of deep scientific and economic and political analysis. The change in the conjuncture of the world economy is due to a number of factors and reasons (economic restrictions, sanctions, military-political conflicts, the Covid-19 epidemic, domestic civil conflicts).

At a completely new stage of the formation of the world economy for any state, it becomes urgent to rethink and develop a new concept for the purpose of effective implementation of foreign economic activity and the organization of a coordinated trade policy.

In the article, the author considers topical issues regarding the implementation of foreign economic activity of the participating countries that are members of the single economic zone of free trade of the EAEU. The

main constraints on the development of foreign trade processes at the interstate and interregional level in 2020-2021 (the period of the world coronavirus - COVID - 19) are presented. A comparative and categorical analysis of the indicators of mutual trade policy between the EAEU states is carried out.

In connection with the active expansion and entry of new participants into the Eurasian Economic Union, new strategic directions are proposed to increase the efficiency of foreign trade operations between the member states of the Union. Management actions are aimed at developing new priority goals and objectives, improving early implemented approaches to address topical issues arising in international trade and the division of labor.

Keywords: Eurasian Economic Union, Republic of Armenia, Russian Federation foreign trade operations, export-import flows, foreign economic activity, COVID-19.

Введение

В современных условиях эффективное развитие экономики государства тесно связано с его внешнеэкономическими связями и торговыми оборотами. Построение крепких и надежных межгосударственных и межрегиональных внешнеэкономических связей становится наиболее актуальным вопросом в новой модели хозяйствования.

На фоне масштабных трансформационных преобразований в мировой экономике усиливается роль интеграционных

объединений, в рамках которых активно осуществляется внешнеэкономическая деятельность государства.

Материалы и методы В мировом экономическом взаимоотношении Республика Армения имеет свое скромное, самостоятельное место. Развивается интеграция экономики Армении в мировом экономическом процессе, также характерно динамичное развитие внешней торговли. Рост внешнеэкономической деятельности Армении характеризуется в нижеприведенной таблице 1.

На сегодняшний день актуальной становится разработка новых стратегий управления, направленных на рационализацию внешнеторговых товароматериаль-ных потоков и оптимизацию совокупных издержек в процессе движения ресурсов в международном товарообмене.

В данном случае, на наш взгляд, активное развитие и усовершенствование ранее созданных интеграционных объединений способствует:

• поддержанию экономического потенциала членов объединения;

• развитию региональной экономики и увеличению ВРП;

• экономической поддержке отраслевых бизнес-структур;

• обеспечению конкурентных преимуществ стран - участниц ЕАЭС на мировой арене.

2015 2017 2019 Рост 2019/ 2015 2020 % 2020 к 2019 г.

Внутренний валовый продукт (млрд долл.) 10,25 11,53 13,67 33,4 13,18 -4,6

Всего 4,7 6,34 8,2 74,5 7,1 -13,5

Внешняя торговля (млрд, долл.)

В т.ч. экспорт (млрд, долл.) 1,45 2,24 2,65 82,7 2,50 -5,7

Всего 1,25 1,9 2,5 2 раза 2,4 -4,0

Внешняя торговля с ЕАЭС (млрд долл.)

В т.ч. экспорт (млн, долл.) 256,0 571,0 770,0 3 раза 710,0 -7,8

Удельный вес экспорта с ЕАЭС в общем объ- 17,7 25,5 29,1 2,6 раза 2,8

еме, в %

Таблица 1 - Основные экономические показатели республики Армения за 2015-2020 годы1

1 Здесь и далее данные сборника «Национальная статистическая служба Республики Армении» 2015-2021 годы.

В связи с этим актуальным становится объединение стран для создания единого рынка сбыта и с целью динамичного развития экономик. С данной позиции особого внимания заслуживает Евразийский экономический союз (ЕАЭС) [1].

Главная цель ЕАЭС - социально-экономическое развитие и повышение конкурентоспособности стран - участниц союза за счет кооперации и открытой внешнеэкономической деятельности [2].

За короткий период (2015-2021 гг.) в ЕАЭС создана база наднационального законодательства, а также за счет скоординированной экономической политики обеспечивается свободное движение товаров и услуг [3].

Рынок услуг. Положительный результат достигнут в части обеспечения свободы передвижения услуг как одного из самых быстрорастущих секторов экономики. На сегодняшний день более 50 секторов услуг функционируют в формате единого рынка.

Финансовый рынок. До 2025 года планируется создание безопасной среды по обеспечению свободы движения капитала. ЕАЭС активно реализует работу по гармонизации законодательства в финансовой сфере для создания единого биржевого пространства и интеграции национальных платежных систем.

Промышленность, технологии и АПК. В промышленной отрасли осуществляется эффективная деятельность разработки практических механизмов путем создания единых технологических платформ [4].

В сфере развития единого аграрного рынка совместно с государствами-членами формируются общесоюзные среднесрочные прогнозы развития АПК, спроса и предложения по основным видам сельскохозяйственной продукции.

Результаты

За счет положительной деятельности, повышения международного авторитета и параллельно роста экономической эффективности внешней торговли ЕАЭС многие развивающиеся государства проявляют высокую заинтересованность в активном

сотрудничестве. Подписаны торговые соглашения с Китаем, Сингапуром, Ираном, Узбекистаном, Сербией, Кубой и рядом других стран [5].

Внешняя торговля между странами -участницами союза с момента его создания увеличилась почти в 1,4 раза.

Внешнеторговые процессы (обороты взаимной торговли) между государствами

- членами союза в 2019 году по сравнению с 2015-2016 годами увеличились на 36,1%, а по сравнению с 2018 годом рост составил 2,4% и достиг отметки 61,6 млрд долл. Данный показатель в 2018 году по отношению к 2017 году составил 10,1% [6].

Отметим, что по итогам 2019 года валовый внутренний продукт (ВВП) по союзу в целом имел положительный рост, а в Республике Армения составил 7,5%; в Республике Казахстан - 4,6%; в Киргизской Республике - 4,5%; в Российской Федерации - 1,3%.

Следует также отметить, что на фоне усилившейся напряженности в торгово-экономических отношениях между крупнейшими экономиками мира в странах ЕАЭС результаты остаются положительными.

Примечательно, что в странах - членах союза создаются высокотехнологические инновационные производства, наращивается несырьевой экспорт. Доля высокотехнологических товаров в валовом объеме взаимной торговли ежегодно увеличивается. В 2019 году рост составил 25,8%.

Данный показатель по Республике Армении вырос с 15,1% до 18,4%; по России - с 22,1% до 24,7%; по Белоруссии - с 30,6% до 33,1%. Наблюдается рост и в остальных странах.1

Многолетнее социально-

экономическое, военно-политическое, культурное и стратегическое партнерство между Республикой Арменией и Российской Федерацией привело к тому, что взаимная торговля Армении с государствами

- членами ЕАЭС ежегодно растет, несмот-

1 Статистические данные «О состоянии взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза в 2019 году», Москва, 2020 год.

ря на многие трудности. В этом объеме удельный вес Российской Федерации самый значительный и составляет 96,6%.

Мировая жизнь (экономическая, социальная, военно-политическая) начиная с 2020 года основательно нарушилась, в основном из-за всемирного эпидемиологического кризиса СОУГО-19. Это явление содержит в себе серьезные предпосылки для формирования новой реальности в жизни общества и требует проявления политики глубокого реформирования экономики [7].

Опасность эпидемии и масштаб информационного события потребовали принятия исключительных мер со стороны мирового сообщества и отдельных государств, заключавшихся в препятствовании распространению заболевания и снижении смертности граждан. В число принимаемых мер (антиковидные) вошли: контроль за перемещением людей и личными контактами между ними, ограничение деятельности большинства предприятий и массовый переход в дистанционный режим работы и взаимодействия. Стало очевидным, что достигнутый уровень технологичности экономики и общества не стал надежной защитой человека от вируса СОУШ-19, нарушившего устойчивый рост сложившегося миропорядка [8].

По расчетам, представленным МВФ, ВВП разных стран, за исключением Китайской Народной Республики, за 2020 год сократился с 4,5% до 10% процентов.

Введение карантинного режима оказало серьезное влияние на структуру экономической деятельности по всему региону. Большинство предприятий столкнулись с тем, что не смогли далее осуществлять экономическую деятельность.

Руководители организации в сфере общепита вынуждены были переориентировать свою концепцию из мест культурного досуга, общения и совместного приема пищи в простую кулинарию навынос или с доставкой. Более адаптивные кардинально трансформируют стратегию компании - осуществляют перевод деятельности в онлайн-формат с целью снизить зависимость от посещения рабочего места

сотрудниками (как поступили научно-образовательные организации) [9].

В этих условиях каждая страна столкнулась с возможностью реальной проверки способности своей экономико-

политической, социально-культурной ориентации отвечать на возникшие вызовы [10].

Что касается нашего региона, на ситуацию существенно повлияла армяно-карабахская война с Азербайджаном, укра-ино-донецкая, таджико-киргизская и другие локальные военные конфликты, нарушение и разрушение экономических и транспортных связей (авиационных, железнодорожных, автотранспортных, морских).

Экономика Республики Армения, являющейся частью мирового сообщества, также потерпела сокращение - как в объемах ВВП, так и во внешней торговли, в том числе со странами - членами ЕАЭС.

По предварительным расчетам, ВВП Армении сократился на 4,6%, а внешняя торговля снизилась на 1,0 млрд долл. и в 2020 году составила 4,7 млрд. долл., когда в 2019 году она составляла 5,7 млрд долл.

Такое же положение, связанное с сокращением внешней торговли, характерно и для стран Евросоюза, и для стран ЕАЭС. Отметим, что в 2020 году торговля с Российской Федерацией составила 2,3 млрд долл. и в сравнении с 2019 годом сократилась на 9,6%.

Что касается Республики Армения, то в условиях всемирной пандемии, в сравнении со многими странами, ее особенность заключается в том, что она оказалась под несколькими дополнительными ударами.

Параллельно с коронавирусной пандемией, как мы уже отмечали, тяжелое влияние оказала армяно-карабахская война с Азербайджаном (сентябрь-ноябрь 2020 года). Здесь будет абсолютно объективным мнением, что в этой кровопролитной войне только военно-политическое вмешательство и авторитет России помогли восстановить мир. До сих пор продолжаются пограничные конфликты, очевидно влияющие на экономическую обстановку. Следующая особенность заключается в том, что по настоящее время уже более 30 лет

Армения находится в транспортной блокаде (железнодорожной, автомагистральной). Сохраняет свое негативное влияние и острота недоброжелательного поведения со стороны Турции.

Одновременно существуют и другие факторы, такие как внутриполитическая нестабильность, противостояние действующей власти и оппозиции (20 июня 2021 года состоятся внеочередные парламентские выборы), а также некоторые другие специфические проблемы, характерные Армении. Исходя из всего этого, Республике Армении потребуются не только стандартные антикризисные меры, но и их

Как видно из таблицы 2, если с начала создания ЕАЭС внешняя торговля между станами развивалась динамично, то в 2020 году у разных стран - членов союза она сократилась с 10 до 15%.

Обсуждение

Мировой экономический кризис, возникший из-за COVID-19, является одним из самых серьезных за первое двадцатилетие XXI века. Распространение эпидемии внесло свои негативные последствия во многие процессы мирового хозяйства - привело к закрытию государственных границ, стало причиной изменений конъюнктуры региональных и глобальных рынков и т.д. К другим негативным последствиям в период пика пандемии следует отнести падение спроса на сырьевые товары и, как следствие, снижение цен на нефть [11].

Следующей проблемой является миграционный вопрос - крайне серьезный

более широкий набор наряду с дополнительными усилиями.

Рекордное снижение мировых цен на нефтепродукты, нарушение логистики транспортных маршрутов определили динамику цен на товары, обращающиеся в ЕАЭС, и, соответственно, повлияли на сокращение валового объема взаимной торговли в 2020 году.

В таблице 2 представлены статистические данные показателей товарообмена между государствами - членами ЕАЭС под действием коронавирусной инфекции за январь-декабрь 2020 года по сравнению до ковидным периодом.

для стран ЕАЭС. Вместе с развитием ЕАЭС развивались и трудовые связи с государствами евразийского пространства. Так, в Российской Федерации до начала пандемии количество трудовых мигрантов составляло1:

- из Киргизстана - 265 тыс. граждан;

- из Республики Армения - 237 тыс. граждан;

- из Казахстана - 105 тыс. граждан.

Активно осуществляя трудовую деятельность, мигранты внесли значительный вклад в развитие экономики России. И уже начиная с февраля по март 2020 года после ограниченных мероприятий число мигрантов резко сократилось.

Существует несколько вариантов борьбы с коронавирусной инфекцией:

- точечная, карантинно-ограничительная;

1 Евразийский союз: испытание коронавирусом (Eurasian Union: Coronavirus), Москва, 2021 год.

Таблица 2 - Объем товарооборота между государствами ЕАЭС за 2018-2020 гг.

2018 год, млн долл. 2019 год, млн долл. 2020 год, млн долл. В % к 2018 году В % к 2019 году

ЕАЭС, всего 120,23 123,55 106,1 88,4 85,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в т.ч.

Армения 2,13 2,5 2,4 112,7 96,0

Белоруссия 37,0 36,8 30,5 82,4 82,9

Казахстан 20,15 21,7 19,7 97,7 90,8

Киргизстан 2,8 2,75 2,3 82,1 83,6

Россия 58,15 59,8 51,2 88,0 85,6

Статистика внешней и взаимной торговли товарами ЕАЭС. Сборник, Москва, 2019-2021 гг.

- лечебная (вакцинация).

Данные мероприятия (вакцинация, ограничительные меры) осуществляются с целью сохранение жизни и здоровье граждан страны.

Заключение

В этих условиях главная задача -объединение усилий всех государств и развитие сотрудничества в целом. В данном контексте реальный пример показывают государства - члены ЕАЭС, и закономерно, что в этом направлении законодателем и локомотивом является Российская Федерация. К примеру, современным и важным мероприятием стал состоявшийся в июне 2021 года Петербургский международный экономический форум - одно из ключевых событий, протекающих в глобальном экономическом пространстве со времен самоизоляции. Данная площадка позволила в очном формате объединить представителей государственных структур, бизнеса, научного сообщества и в живом диалоге обсудить важные направления развития экономики. Девиз форума -«Снова вместе» и «Экономика новой реальности» [12].

В форуме участвовали представители из 140 стран. Весьма интересный и положительный факт, отражающий эффективность деятельности и целостный интерес над решением современных задач: государства - члены ЕАЭС представляли многочисленные и многосторонние делегации (представители государственных структур, бизнеса, науки).

Выступая на форуме, Президент Российской Федерации В.В. Путин еще раз отметил важность сотрудничества со всеми странами в области эпидемиологической безопасности, и эффективная борьба с коронавирусной инфекцией возможна только за счет объединения усилий всех государств и правительств мирового со-общества1. Еще раз отметим, что этот принцип успешно реализуется в рамках ЕАЭС.

В рамках Петербургского международного экономического форума были за-

1 Российская газета. № 123. 07.06.2021 г.

ключены многомиллиардные контракты для осуществления инфраструктурных, торгово-промышленных и ряда других крупномасштабных проектов, реализация которых положительно скажется на социально-экономической, военной, энергетической сфере стран - участниц ЕАЭС.

Вирусологи Российской Федерации создали одну из самых эффективных вакцин против COVID-19 - «Спутник V». Начиная со второй половины 2020 года по настоящее время в основном Российская Федерация обслуживает и обеспечивает страны союза и многие другие. «Спутник V» зарегистрирован в 66 странах мира, его эффективность - 97,6% [13].

С помощью всеобщей вакцинации граждан союза можно поставить барьер пандемии. Как показывает мировой опыт, а также опыт государств - членов ЕАЭС, при объединении усилий всех государств и развитии сотрудничества можно гарантировать преодоление и окончательную победу над COVID-19. Итоги первой половины всеобщей вакцинации 2021 года показали, что совместные усилия дают обнадеживающие результаты.

Таким образом, кооперация стран в рамках единого политико-экономического пространства, тесное сотрудничество -главный ключ к преодолению последствий пандемии и снижению рисков ее воздействия на страны-партнеры. Необходимо продолжение сплоченной работы, сохранение достигнутого уровня интеграционного сотрудничества для дальнейшего устойчивого экономического развития. Именно такая политика принесет успех в укреплении системы здравоохранения, проведении совместных научных исследований в области разработки средств профилактики, диагностики и лечения инфекции и в конечном итоге сохранит здоровье, жизнь людей, сняв вынужденные ограничения, и восстановит глобальный экономический рост в рамках союза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Договор о Евразийском экономическом союзе//Евразийский Экономический Союз [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.eaeuni0n.0rg/#inf0 (дата обращения: 02.07.2021).

2. Васильева Н.А., Лагутина М.Л. Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция. -2012 - № 3 (16). - С 019-029.

3. Шумилов В.М, Боклан, Д.С., Лившиц, И.М. Правовые новеллы договора о Евразийском экономическом союзе // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015 - №4. - С.88-100.

4. ЕАЭС - 2020: Достижения, вызовы и перспективы - 2020. [Электронный ресурс].- URL: https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/eaes-2020-dostizheniya-vyzovy-i-perspektivy/ (дата обращения: 05.07.2021).

5. Мешкова Т.А., Изотов В.С., Деми-дкина О.В., Кофнер Ю.К. ЕАЭС в меняющемся геополитическом контексте: приоритеты международного сотрудничества // Вестник РУДН. Серия политология. - 2019. - Том 21. № 1. - С. 7-33.

6. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 07.07.2021)

7. Громыко А.А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2020. - № 2 (14). - С. 5-13.

8. Baldwin R., Weder di Mauro B. (eds.). 2020. Economics in the Time of COVID-19. London: A VoxEU.org Book, CEPR Press. 115 p.

9. Кулькова И.А. Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией коронавируса изменениям // Экономика, предпринимательство и право. -2020. - Том 10. - № 10. - С. 2529-2540.

10. Мусаева Х.М., Албастов А.Р Влияние коронавирусной инфекции на развитие мировой экономики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 12-4 (51). - С. 173-179.

11. Долгов С.А., Савинов Ю.А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю // Российский

внешнеэкономический вестник. - 2020 -№2. - С. 7-18.

12. Петербургский международный экономический форум 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://fommspb.com/?lang=m (дата обращения: 10.07.2021)

13. Мякинькова Л.Л., Букач О.В., Логунова А.В. Современные проблемы, вызовы и перспективные направления в области вакцинологии // Инноватика и экспертиза: научные труды. - 2015. - №1 (14). - С. 96-109.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. The Treaty on the Eurasian Economic Union//The Eurasian Economic Union [Electronic resource]. - URL: http://www.eaeunion.org/#info (accessed: 02.07.2021).

2. Vasilyeva N. A., Lagutina M. L. Formation of the Eurasian Union in the context of global regionalization / / Eurasian economic integration. - 2012 - № 3 (16). - From 019-029.

3. Shumilov V. M, Boklan, D. S., Livshits, I. M. Legal novelties of the Treaty on the Eurasian Economic Union //Russian Foreign Economic Bulletin. - 2015-No. 4. - p. 88-100.

4. The EAEU-2020: Achievements, challenges and prospects-2020. [Electronic resource]. - URL: https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/eaes-2020-dostizheniya-vyzovy-i-perspektivy/ (accessed: 05.07.2021).

5. Meshkova T. A., Izotov V. S., Demidkina O. V., Kofner Yu. K. The EAEU in a changing geopolitical context: priorities of international cooperation // Bulletin of the RUDN. Political Science series. - 2019. -Volume 21. No. 1. - pp. 7-33.

6. Federal Customs Service [Electronic resource]. - URL: https://customs.gov.ru (accessed: 07.07.2021)

7. Gromyko A. A. Coronavirus as a factor of world politics / / Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. - 2020. -№ 2 (14). - Pp. 5-13.

8. Baldwin R., Weder di Mauro B. (eds.). 2020. Economics in the Time of

COVID-19. London: A VoxEU.org Book, CEPR Press. 115 p.

9. Kulkova I. A. Adaptation of entrepreneurs ' behavior to the changes caused by the coronavirus pandemic // Economics, en-trepreneurship and Law. - 2020. - Volume 10. - No. 10. - pp. 2529-2540.

10. Musaeva H. M., Albastov A. R. The impact of coronavirus infection on the development of the world economy // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - № 12-4 (51). - Pp. 173-179.

11. Dolgov S. A., Savinov Yu. A. The impact of the outbreak of a new coronavirus

on international trade // Russian Foreign Economic Bulletin. - 2020-No. 2. - p. 7-18.

12. St. Petersburg International Economic Forum 2021 [Electronic resource]. -URL: https://forumspb.com/?lang=ru (accessed: 10.07.2021)

13. Myakinkova L. L., Bukach O. V., Logunova A.V. Modern problems, challenges and promising directions in the field of vacci-nology / / Innovatika i expertize: scientific works. - 2015. - №1 (14). - Pp. 96-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.