Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ИНТЕГРАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ИНТЕГРАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / Евразийский экономический союз / зона свободной торговли / торговоэкономическое сотрудничество / integration / Eurasian Economic Union / free trade zone / trade and economic cooperation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ИНТЕГРАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Чистякова Е.А.

к.э.н., доцент, Саратовский государственный технический университет

lena.tchistyakova@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ИНТЕГРАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический союз, зона свободной торговли, торгово-экономическое сотрудничество.

Keywords: integration, Eurasian Economic Union, free trade zone, trade and economic cooperation.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является наиболее интенсивно развивающимся интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Актуальность проблемы развития евразийской интеграции обусловлена необходимостью осмысления подходов при подготовке Стратегических направлений ее развития до 2025 года, которые нацелены на повышение самодостаточности Союза и экономический рост государств-членов. В документ заложены механизмы завершения формирования общих рынков без барьеров, изъятий и ограничений, сформулированы подходы по развитию новых направлений, совместной инновационной и инвестиционной деятельности, поставлены ориентиры для создания совместного производства высококонкурентной продукции, опережающего развития экономики Союза на основе нового технологического уклада. Эти меры также призваны увеличить долю ЕАЭС в мировой торговле. Документом предусмотрено использование потенциала Евразийского банка развития, Евразийского фонда стабилизации и развития и Международного финансового центра «Астана». Стратегические направления сфокусированы на формировании цифрового пространства и расширении цифровой инфраструктуры. Еще один вектор - дальнейшее расширение сети торговых отношений Союза с третьими странами, что особенно важно с учетом прогнозируемого роста протекционизма.

Результатами пяти прошедших лет интеграции (2015-2020 гг.) стало создание условий обеспечения свободы движения товаров, капитала и рабочей силы. Следует отметить успешное построение институциональной системы Союза. Развиваются масштабные инфраструктурные проекты. Обсуждается создание прозрачной системы контроля за перемещением товаров в ЕАЭС путем глубокой цифровизации процессов налогового администрирования и развития сотрудничества между налоговыми органами стран ЕАЭС на основе современных высокотехнологичных решений1.

Важно отметить также внешние аспекты развития ЕАЭС - заключение целого ряда соглашений с иностранными партнерами, прежде всего, создание зоны свободной торговли с рядом стран, например, с Вьетнамом. Помимо этого, заключен ряд непреференциальных соглашений, например, с Китаем, или соглашения промежуточного формата, такое как с Ираном. Кроме того, можно высоко оценить работу Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) по снятию барьерных ограничений. Несмотря на то, что количество барьеров продолжает расти, это связано, в первую очередь, с более тщательным подходом ЕЭК к определению барьеров, а также усилением работы по их выявлению.

В ЕАЭС существуют широкие возможности для роста. Пример европейской интеграции подтверждает наличие целого ряда сфер для гармонизации и унификации законодательства. В ЕАЭС многие сферы только начинают развиваться, например, право конкуренции2. ЕЭК осуществляет активную работу по выявлению картельных сговоров и злоупотребления доминирующим положением на трансграничных рынках Союза.

Основными направлениями работы должны стать продвижение свободного движения услуг и расширение возможностей и прав для различных категорий граждан. Например, в ЕС до введения гражданства Европейского союза наблюдалось, что очень многие категории граждан, а не только работники и члены их семей, получили право на постоянное проживание на территории других государств-членов. Такие шаги могли быть предприняты и в ЕАЭС, т.к. пока для большинства граждан евразийская интеграция не столь очевидна. Возможно также наращивание возможностей в сфере образования, например, путем создания специализированного учебного заведения, которое готовило бы кадры для евразийской интеграции (по примеру Колледжа Европы в Брюгге), и введения отдельных образовательных программ в вузах.

Страны Евразийского экономического союза работают над созданием единого рынка труда. Реализация проекта «Работа без границ», который одобрен Советом ЕЭК в 2019 г., позволит расширить возможности трудоустройства для граждан государств ЕАЭС, обеспечить работодателям поиск персонала на вакантные должности, ускорить процессы свободного передвижения граждан в рамках единого рынка трудовых ресурсов ЕАЭС. Соискателям вакансий и работодателям будет предоставлена возможность выбора одной или нескольких стран, сформировать универсальный поисковый запрос к национальным информационным системам, получить доступ к информации по вакансиям и резюме, а также возможность интерактивного взаимодействия.

1 Чистякова Е.А. Цифровизация в рамках ЕАЭС // Современные аспекты международного бизнеса. - Саратов, 2018. - С. 29.

2 Чистякова Е.А. Проблема антимонопольного регулирования в рамках Таможенного союза // Поволжский торгово-экономический журнал. 2014. - № 6 (40). - С. 46.

Однако развитие этих процессов осложнилось распространением коронавирусной инфекции. Меры, предпринятые государствами в борьбе с коронавирусом, ограничили возможности и свободы выхода за пределы национальных границ. Из четырех свобод (свободы движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы) пандемия в наибольшей степени повлияла на единый рынок услуг и общий рынок труда1. Возникли риски принятия странами решений о «самоизоляции», введении торговых ограничений и мер протекционизма национальных производителей. Однако в текущих условиях ЕАЭС показал себя как эффективное интеграционное объединение, способное оперативно реагировать на глобальные экономические угрозы. Страны Союза договорились о приоритете согласованных мер «на пятерку»2. Однако, не следует полагать, что евразийские страны борются с пандемией и ее последствиями сами по себе. Но исторические и культурные связи, созданная экосистема Евразийского экономического союза позволяет поддерживать внутренние связи. Страны оказывают друг другу поддержку и с помощью технологий, и с помощью соответствующих подходов в этой сфере.

Усиление конкуренции, перспектива роста безработицы и обнищания огромных масс людей диктуют необходимость поиска решений проблем. Необходимо предпринять усилия для привлечения общественного внимания к необходимости задействования неиспользованных до сих пор ресурсов для новой интеграционной волны. В рамках ЕАЭС должно строиться и развиваться общее цивилизационное пространство.

В течение ближайших трех-четырех лет будут прорабатываться дальнейшие направления интеграции, включая расширение, вступление в союз Узбекистана и Таджикистана, которым необходимы технологии, квалифицированные кадры, инвестиции, рабочие места и гарантированные рынки сбыта. Работа будет вестись на основе накопленного опыта и на основе решений всех вопросов, которые не удалось решить в рамках реализации договора о создании экономического союза.

Вступление каждой страны в ЕАЭС имеет свою специфику. Так, в связи с негативными процессами в экономике и нежелательностью вступления в Союз перед президентскими выборами в Узбекистане (они намечены на декабрь 2021 г.) решено отложить начало процесса присоединения. Очевидно, после вступления Узбекистану потребуется адаптационный период. Узбекская сторона рассчитывает на льготы в течение 5-10 лет. Но растягивать и содержать монополии за счет заградительных пошлин не имеет смысла, и у Союза нет столько времени. По всей видимости, адаптационный период продлится от двух до пяти лет. Экономика Узбекистана нуждается в реанимационных мерах и вложениях. В настоящее время наблюдается опережающий рост импорта по сравнению с экспортом. Быстрый рост импорта связан с ростом населения, монополиями и со строительным бумом в стране. Внешнеторговый дефицит страны за последние три года вырос более чем в 4,2 раза с 1,5 млрд. долл. в 2017 г. до 6,4 млрд. долл. в 2019 г. Быстрорастущий внешнеторговый дефицит, который оказывает давление на национальную валюту и увеличивает дефицит государственного бюджета, является серьезным вызовом для узбекской экономики, поэтому Узбекистан остро нуждается в валютных поступлениях. Россия предлагает Узбекистану в рамках ЕАЭС инвестиции, рабочие места и рынок сбыта. При этом любой союз или объединение нуждается в «стране-локомотиве», которому делегируются некоторые полномочия участников и наднациональных органов. Все важные дороги из Узбекистана пролегают через Казахстан и Россию, которые состоят в Союзе в рамках ЕАЭС и ОДКБ. Членство в ЕАЭС не дает автоматическую гарантию экономического роста, но обеспечивает возможность реализации имеющихся потенциалов у участников.

Вступление Узбекистана в ЕАЭС увеличит товарооборот со странами Союза на 2 млрд. долл. При этом импорт Узбекистана увеличится на 1,28 млрд. долл., а рост экспорта в страны ЕАЭС составит 775 млн. долл. Торговый дефицит в размере 506 млн. долл. покроется с выгодой за счет увеличения денежных переводов из стран ЕАЭС в Узбекистан на 1,2 млрд. долл. В результате отмены взаимных ограничительных мер со стороны ЕАЭС и патентных пошлин РФ Узбекистан может получить дополнительные доходы по разным оценкам, от 1 млрд. долл. до 2 млрд. долл. в год. В итоге, по расчетам специалистов, общий эффект от вступления Узбекистана в ЕАЭС может увеличить ВВП страны как минимум на 4%3.

В начале 2020 г. Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при администрации президента Республики Узбекистан провел анонимный опрос среди граждан. По результатам данного опроса 74% всех опрошенных поддерживают вступление Узбекистана в ЕАЭС. Показательно, что уровень поддержки ЕАЭС населением Узбекистана выше, чем среди участников Союза, за исключением Киргизии.

Узбекистан, как и другие страны, имеет свои собственные экономические интересы в ЕАЭС. Однако развитие интеграционных процессов принесет новые качественные связи внутри Союза. В первую очередь это коснется мероприятий и механизмов, нацеленных на развитие внутреннего рынка Союза без барьеров и ограничений, совершенствование нормативно-правовой базы интеграции. В рамках реализации стратегических направлений целесообразно обеспечить гармонизацию интеграционной повестки и национальных планов и программ развития.

Таким образом, полномасштабная реализация направлений стратегического развития ЕАЭС до 2025 г. предполагает выстраивание новых форм совместной работы органов Союза, в том числе ЕЭК, с национальными правительствами стран ЕАЭС. Развертывание системы стратегического планирования, развитие новых сфер интеграции, повышение эффективности технического и таможенного регулирования потребует более интенсивного взаимодействия ЕЭК и уполномоченных национальных ведомств и полномасштабного функционирования интегрированной информационной системы ЕАЭС.

1 ЕАЭС - что будет после пандемии? - https://inbusiness.kz/ru/news/eaes-chto-budet-posle-pandemii

2

Вопросы развития «постковидной» экономики стран ЕАЭС обсудили на международной конференции. - https://www.

economy.gov.ru/material/news/voprosy_razvitiya_postkovidnoy_ekonomiki_stran_eaes_obsudili_na_mezhdunarodnoy_konferencii.html tivy-net

3 Узбекистан вступит в ЕАЭС: альтернативы нет. - https://eadaily.com/ru/news/2020/09/03/uzbekistan-vstupit-v-eaes-alterna

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.