УДК 338(1-773) ББК 65.6
DOI 10.22394/1682-2358-2017-4-36-43
K.A. Cherevyk, Candidate of Sciences (History), Docent of the International Relations and Integration Processes Department, Lomono-sov Moscow State University
FIRST RESULTS OF KYRGYZSTAN'S MEMBERSHIP IN EAEU:
ECONOMIC DIMENSION
The author summarizes the first results of Kyrgyzstan's membership in the Eurasian Economic Union (EAEU) from the economic point of view. Various economic indicators of the development of the Kyrgyz economy before and after the accession to the EAEU are analyzed, and positive and negative trends of the national economy are evaluated.
Key words and word-combinations: Kyrgyzstan, Eurasian Economic Union (EAEU), economy.
К.А. Черевык, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и интеграционных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (email: splisO@rambler.ru)
ПЕРВЫЕ ИТОГИ ЧЛЕНСТВА КЫРГЫЗСТАНА В ЕАЭС: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. Подводятся первые итоги членства Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) с экономической точки зрения. Анализируются различные экономические показатели развития кыргызской экономики до и после вступления в ЕАЭС, дается оценка положительных и отрицательных тенденций развития последней.
Ключевые слова и словосочетания: Кыргызстан, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), экономика.
К II
36
ыргызстан стал пятой страной — членом Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) 12 августа 2015 г. [1, с. 209]. Хотя Кыргызская Республика (далее — КР) является членом ЕАЭС менее двух лет, уже опубликован ряд исследований с оценками плюсов и минусов участия этого государства в современных процессах евразийской интеграции. Изучение данной темы, прежде всего с экономической точки зрения, позволяет не только оценить влияние этих процессов на одно из государств — членов ЕАЭС, но и способствует исследованию сущности этого интеграционного объединения в целом, тенденций его развития, давая воз-
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 4
можность выявить общие проблемы в его функционировании и найти пути их решения.
Цель данной статьи — анализ экономических показателей развития Кыргызстана накануне и после вступления в ЕАЭС, их сравнение позволит оценить влияние первых лет членства страны в этом Союзе на развитие национальной экономики.
Прежде всего отметим, что кыргызская экономика изначально серьезно отставала и сегодня отстает по уровню развития от экономик других стран — участниц евразийской интеграции. Так, объем ВВП в Беларуси выше почти в 10 раз по сравнению с Кыргызстаном, в Казахстане — более чем в 30 раз, а в России — в 311 раз [2]. В 2014 г. ВВП страны, по данным Всемирного банка, составлял 6,6 млрд долл. В 2015 г. этот показатель упал к 6,2 млрд долл. [3]. Рост кыргызской экономики тогда составил 3,5%, что меньше показателя 2014 г. на 0,5% [4], а по итогам 2016 г. — 3,8%. В нынешнем 2017 г. прогнозируется, что он уменьшится до 3,4% [5]. По оценкам специалистов Национального института стратегических исследований Кыргызстана, в среднесрочной перспективе членство в ЕАЭС может привести к замедлению экономического роста Республики в среднем на 0,6% в период 2016—2019 гг. [2]. Однако, несмотря на прогнозы, за первый квартал 2017 г. ВВП страны вырос на 7,8% — это самый высокий показатель среди стран ЕАЭС [6].
Производство ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в Кыргызстане на момент вступления в ЕАЭС также находилось на довольно низком уровне. Согласно данным МВФ, в КР данный показатель в 2014 г. составил 3361 долл., что меньше аналогичных показателей Беларуси в 5,4 раза, Казахстана — в семь раз, Российской Федерации — в 7,4 раза [2]. За первые два года членства в ЕАЭС существенных изменений данного показателя не наблюдалось. Так, в 2015 г. он составил 3395 долл. [7], в 2016 г. — 3467 долл. (148-е место в мире из 189)[8].
Следующий показатель — уровень инфляции. В 2014 г., накануне вступления Кыргызстана в ЕАЭС, он составлял 10,5%, увеличившись на 6,5% по сравнению с 2013 г. [2]. Что касается первых двух лет членства страны в союзе, то тут наблюдается положительная тенденция. Так, инфляция в 2015 г. составила уже 3,4%. В 2016 г. наблюдалось снижение цен на продукты питания (зерно, мука, картофель, мучные изделия) на 30% в сравнении с предыдущими годами, что связано с отсутствием возможностей сбыта этих товаров внутри ЕАЭС в связи с наличием нетарифных барьеров и беспрепятственным ввозом более дешевых их аналогов из ЕАЭС в КР [3]. Годовая инфляция (уровень цен января — декабря 2016 г. к январю — декабрю 2015 г.) составила 0,4%. Кыргызстан закончил 2016 г. с дефляцией в 0,5% [9]. В нынешнем 2017 г. ожидается, что инфляция будет сохраняться на уровне 5—7% [10]. В целом, вопреки скептическим высказываниям критиков вступления Кыргызстана в ЕАЭС, цены на товары и продукты не выросли [11].
Государственный долг КР на 31 декабря 2014 г. составлял значительную сумму — 3,6 млрд долл., что равнялось 54,1% к ВВП [2]. После вступления в ЕАЭС госдолг продолжал расти. По состоянию на 31 декабря 2015 г. его
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 4 3 7
размер составил 3,8 млрд долл. (54,8% к ВВП) [3], а к 31 декабря 2016 г. вырос на 300 млн долл. по сравнению с 2015 г., и по итогам 2016 г. составил 4,1 млрд долл. [12]. Напомним, что согласно правилам ЕАЭС долг сектора госуправления страны-члена не должен превышать 50% ВВП [13, с. 14].
Показатель дефицита госбюджета к объему ВВП Кыргызстана продолжает сохранять негативную тенденцию своего развития, а именно роста, что наметилась после 2013 г. Если в 2013 г. он составлял 0,7% ВВП [14, с. 170], то в 2014 г. — уже 4,2% от ВВП [2]. В 2015 г. дефицит бюджета сократился до 3% ВВП [15]. В текущем 2017 г. этот показатель, по прогнозам, продолжит расти и составит 4,7% ВВП [16]. Отметим, что согласно правилам ЕАЭС годовой дефицит консолидированного бюджета сектора госуправления страны — участницы блока не должен превышать 3% ВВП [13, с. 14].
Анализируя ситуацию с теневым сектором экономики Кыргызстана до и после вступления в ЕАЭС, отметим, что тут наблюдается положительная тенденция. До членства страны в союзе уровень теневой экономики, согласно данным Всемирного банка, достигал 53% от ВВП (по мнению ряда экспертов — 60%); после вступления в ЕАЭС он снизился до 39% от общего объема ВВП [17].
Теперь рассмотрим внешнеторговый аспект. В рамках членства в ЕАЭС официальный Бишкек рассчитывал получить свободный доступ к общему рынку с населением в 180 млн человек [18, с. 20]. По расчетам Министерства экономики Кыргызстана, в результате вступления в ЕАЭС экспортные возможности Республики должны были вырасти на 20—22%. В увеличении экспортных поставок делалась ставка на текстильный и сельскохозяйственный секторы как отрасли, имеющие наибольший экспортный потенциал [2]. Однако в год вступления страны в ЕАЭС (2015 г.) объем внешней торговли снизился на 23,7% в сравнении с 2014 г. Экспорт сократился на 10,7%, импорт — на 27,4%. При этом объем экспорта без учета золота сократился на 21% за счет уменьшения поставок товаров в страны СНГ [3]. Внешнеторговый оборот в январе — ноябре 2016 г. сократился на 0,5% по сравнению с аналогичными показателями 2015 г. При этом экспорт снизился на 1,5%, а импорт упал на 0,1% [4]. В целом товарооборот Кыргызстана со странами — участницами ЕАЭС за 2016 г. снизился на 16,7% и составил 1,743 млрд долл. Экспортные показатели снизились на 8,1%, импорт сократился на 18,5%. По объяснению правительства страны это сокращение торговли связано с региональным экономическим кризисом, который, в свою очередь, вызван падением мировых цен на энергоносители и введением рядом государств санкций в отношении России [19].
Кроме того, можно выделить и другие факторы, негативно влияющие на торговлю страны после ее вступления в ЕАЭС. Во-первых, во многом торговля «хромает» из-за имеющихся барьеров, прежде всего на кыргызско-казахской границе. Так, Кыргызстан снял фитосанитарные посты со своей стороны в ноябре 2015 г., а Казахстан убрал их лишь в октябре 2016 г. До сих пор Казахстаном не сняты ветеринарные посты, позволяющие Кыргызстану без проблем экспортировать мясную, молочную и рыбную продукцию [20], хотя соглашение об этом вступило в силу 1 августа 2016 г. [11]. Отметим, что при
38 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 4
этом все другие страны союза отменили ветеринарный контроль с КР, а специалисты ЕЭК дали положительное заключение по этому вопросу [21].
Во-вторых, сегодня у КР отсутствуют механизмы защиты от контрабанды товаров из Казахстана, России и Беларуси. Это приводит к сокращению официального импорта. В результате государственный бюджет недополучает значительные налоговые суммы. Такая картина присутствует в сфере импорта нефтепродуктов, гигиенической, мыло-моющей продукции, муки, сахара, мучных изделий, кондитерских изделий и круп. По подсчетам экспертов, только около 30% потребляемых Кыргызстаном ГСМ завозится в страну нелегально [3].
В-третьих, членство Кыргызстана в ЕАЭС привело к резкому сокращению реэкспортной деятельности страны. До вступления в Союз Кыргызстан благодаря низким таможенным ставкам на продукцию из Китая, Турции и других стран был страной реэкспорта товаров в Казахстан, Россию, Узбекистан и Таджикистан. После вступления в ЕАЭС таможенные пошлины на китайские товары повысились в 3—4 раза, что привело к резкому сокращению объемов товарооборота с Китаем. Одновременно на 22,1% уменьшился товарооборот с Турцией [22]. В результате ухудшилось положение крупных оптовых рынков Республики, особенно «Дордоя», «Кара-Суу» и «Мадины», которые потеряли клиентов [23]. Начался процесс снижения деловой активности на этих крупнейших вещевых рынках страны [24].
В-четвертых, большие надежды возлагались на сельское хозяйство КР (особенно на фоне санкций против России), но его мелкотоварность, отсутствие сертификатов качества, неумение и нежелание госаппарата создавать инфраструктуру, проводить информационные компании среди бизнесменов и фермеров привели к тому, что страна пока не может экспортировать в достаточных количествах ни молочную продукцию, ни мясную, ни овощи с фруктами [25].
В-пятых, повышение импортных пошлин для ввозимых в Кыргызстан (несоюзных) товаров в среднем на 5—10% привело к подорожанию некоторых товаров, ввозимых не из стран ЕАЭС.
Кроме того, в условиях большей открытости экономики кыргызские предприниматели столкнулись с внешней конкуренцией, прежде всего со стороны России и Казахстана, что уже начало приводить к закрытию отечественных предприятий [24].
Что касается колебаний валютного курса, то всего за четыре месяца после подписания документов о членстве КР в ЕАЭС (август 2015 г.) национальная валюта страны сом упала на 18,4% (с отметки в 62 сома до уровня в 76 сомов за 1 долл.). Однако уже с декабря 2015 г. обесценивание сома не только остановилось, но ему удалось несколько наверстать упущенные позиции (69 сомов за 1 долл. на август 2016 г.). Отметим, что кыргызские власти девальвировали свою валюту меньше, чем Россия и Казахстан. В итоге соотношение валют стало одной из основных причин падения экспорта кыргызских товаров [25].
Другим важным показателем является сумма денежных переводов трудовых мигрантов из Кыргызстана, работающих в странах ЕАЭС, прежде всего в России, на родину, от которой традиционно сильно зависит экономика страны. Именно эти средства поддерживают покупательную способность значи-
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 4 ^Ч
тельной части населения. В течение последних десяти лет денежные переводы мигрантов покрывали от 50 до 75% торгового дефицита Республики [2]. Пик денежных переводов мигрантов из России в Кыргызстан пришелся на 2013—2014 гг., когда их объемы достигали 2 млрд долл. [26]. Это равнялось примерно 30% объема ВВП страны [2]. В 2015 г. денежные переводы сократились в два раза вследствие кризиса в России и девальвации рубля. За год мигранты отправили домой всего 1,1 млрд долл. Однако по итогам только десяти месяцев 2016 г. из-за рубежа они перевели на родину 1,94 млрд долл. [26]. Несмотря на экономические трудности в России, КР оказалась в числе тех стран, граждане которых перевели на родину больше всего денег [11]. В целом вступление страны в ЕАЭС дало социально-экономический базис для сохранения политической стабильности в Республике, так как переводы мигрантов по объему соизмеримы с бюджетом страны. Значительным является и количество граждан КР, работающих за рубежом. Сегодня только в России трудятся около 600 тыс. кыргызстанцев из шестимиллионного населения страны, то есть каждый десятый [25].
Следует отметить, что основная и мало кем оспариваемая выгода от вступления Кыргызстана в ЕАЭС — это именно свобода перемещения трудовых мигрантов. После того как страна вступила в Союз, положение работающих на союзной территории улучшилось. Благодаря новым правилам они получили ровно такие же права, как и остальные граждане стран — членов ЕАЭС. Граждане Кыргызстана могут работать в России без патентов, квот, сдачи экзамена на знание русского языка и других разрешительных документов [25]. Произошло также взаимное признание дипломов (за исключением фармацевтов, учителей и медиков); трудовой стаж в России стал засчитываться в общий стаж; осуществляется социальное обеспечение и социальное страхование и т.д. [11]. Все это позволило переломить тенденцию роста возврата трудовых мигрантов домой [25]. В то время, как поток трудящихся из других стран в Россию уменьшается, их количество из числа кыргызских граждан увеличилось почти на 10% [11]. Таким образом, для властей Республики решение проблемы занятости населения в Кыргызстане и обеспечение его необходимым жизненным уровнем за счет российского рынка труда явилось решением многих важных задач.
Среди других положительных моментов, связанных с членством КР в ЕАЭС, отметим значительный приток инвестиций, финансовой помощи от других стран ЕАЭС. По официальным данным, в 2015 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну в сравнении с 2014 г. увеличился на 12,6%, составив 818,8 млн долл. В свою очередь, в два раза выросли российские вливания в кыргызскую экономику. Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, в 2015 г. наблюдался рост притока ПИИ, что, с одной стороны, свидетельствует о правильной инвестиционной политике, проводимой властями Республики, а с другой — о положительном эффекте от вступления в ЕАЭС. К тому же, как ранее заявлял президент КР А. Атамбаев, в соответствии с имеющимися договоренностями Россия в ближайшие 4—5 лет инвестирует в экономику Кыргызстана 7—8 млрд долл. [11].
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 4
Заслуживает положительной оценки и деятельность Российско-Кыргызского фонда развития, созданного для адаптации экономики КР в первое время ее членства в ЕАЭС. Официальное открытие состоялось 5 ноября 2015 г. [27]. Основная задача — поддержка предпринимательства, создание дополнительных рабочих мест для жителей страны, увеличение денежных поступлений в бюджет за счет налогов. Эксперты констатируют, что выдаваемые в национальной валюте и под низкие проценты кредиты создают предпосылки для развития предпринимательства в Республике [11]. В целом на сегодня одобрено 357 проектов на сумму 160,8 млн долл. [27]. По итогам 2016 г. льготные кредиты выданы уже около 340 различным компаниям [25].
Положительным моментом членства КР в ЕАЭС является и то, что происходит финансовая «подпитка» Кыргызстана Россией и Казахстаном в виде грантов и льготных кредитов на оборудование границ и смягчение «первого шока» от вступления в ЕАЭС на сумму более 1 млрд долл. [24]. Так, Россия выделила свыше 6,5 млн долл на оснащение ветлабораторий в Кыргызстане, предоставила 200 млн долл. на мероприятия по модернизации пограничных пунктов [28]. Казахстан окажет Кыргызстану целевую помощь в размере 100 млн долл. Средства пойдут на реализацию мероприятий по адаптации таможенной службы, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных структур КР к требованиям ЕАЭС [29]. В результате модернизируется и создается необходимая инфраструктура (ветеринарные и фитосанитарные лаборатории), обустраиваются пограничные пункты КР [24]. В рамках вступления страны в ЕАЭС уже переоборудованы два КПП на границе с Китаем, три — с Таджикистаном и Узбекистаном.
Вследствие вступления Кыргызстана в ЕАЭС осуществляется постепенный отказ от ущербной для страны политики реэкспорта китайских товаров, что дает возможность переориентировать кыргызскую экономику: возродить собственную промышленность и сельское хозяйство, в том числе заняться им-портозамещением некоторых видов товаров [11].
В целом, подводя первые итоги влияния членства Кыргызстана в ЕАЭС на национальную экономику, отметим, что они пока довольно противоречивы. Имеются как положительные, так и отрицательные моменты. Положительные моменты:
— рост ВВП страны замедлился, но за первый квартал 2017 г. показал самый большой рост среди всех стран ЕАЭС;
— инфляция снизилась, имелась дефляция в 2016 г., ожидаемого роста цен на внутреннем рынке не произошло;
— уменьшился уровень теневого сектора экономики с 53 до 39%
— наблюдается значительный приток инвестиций, большие объемы финансовой помощи со стороны партнеров по интеграции, прежде всего России и Казахстана;
— произошло значительное улучшение положения трудовых мигрантов КР в союзных странах;
— ВВП страны на душу населения по (ППС) практически не уменьшился, хотя и не вырос.
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 4
Отрицательные моменты:
— экономика Кыргызстана продолжает быть в целом наиболее слабой среди всех стран ЕАЭС.
— национальные госдолг, дефицит госбюджета к объему ВВП выросли;
— Внешнеторговый оборот в целом и взаимная торговля с другими странами ЕАЭС сократились по следующим причинам: мировой и региональный экономический кризис; сокращение реэкспортной деятельности в КР; сохранение некоторых барьеров в торговле с партнерами по интеграции, особенно с Казахстаном; отсутствие у КР механизмов защиты от контрабанды товаров из союзных стран; произошедшая девальвация национальных валют стран ЕАЭС и их новое соотношение; экономические санкции Запада против России;
— сокращение денежных переводов от трудовых мигрантов из Кыргызстана, работающих в странах ЕАЭС.
В целом КР в результате вступления в ЕАЭС получила шанс переориентировать свою экономику, возродить собственную промышленность и сельское хозяйство. Можно согласиться с большинством экспертов в том, что стране нужно больше времени для адаптации к новым условиям развития в рамках процессов евразийской интеграции, чтобы национальная экономика продемонстрировала лучшие результаты.
Библиографический список
1. Пазилов Б.К. Киргизия в Евразийском экономическом союзе: предпосылки, первые результаты и перспективы // Власть. 2016. № 4. С. 209-213.
2. Сарабеков Ж. Евразийский выбор Кыргызстана: вызов для Казахстана и России? / Институт мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан. Астана; Алматы, 2015.
3. ШаршеевИ. Анализ основных результатов членства Кыргызстана в ЕАЭС. URL: http:// cabar.asia/ru/iskender-sharsheev-analiz-osnovnyh-rezultatov-chlenstva-kyrgyzstana-v-eaes/
4. В 2016 году экономика Киргизии выросла на 3,8%, инфляция снизилась на 0,5%. URL: https://regnum.ru/news/economy/2227787.html
5. В этом году в ЕАЭС самая быстрорастущая экономика у Кыргызстана - ВБ. URL: https:// ru.sputnik.kg/economy/20170512/1033327193/prognoz-vsemirnogo-banka.html
6. Совпадающие и опережающие индикаторы для государств - членов Евразийского экономического союза (по данным за март 2017 года) / Евразийская экономическая комиссия. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/economyPrognoz/Documents/ D0%A1%D0%9E%D0%98%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D 1 %83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D 1 %81 %D1%82%D0%B2%20-%20%D 1 %87%D0%BB%D0% B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%95%D0%90%D0%AD%D0%A1_mar.pdf
7. Киргизия - Gross domestic product per capita based on purchasing-power-parity in current prices. URL: http://knoema.ru/atlas/Kyrgyzstan/GDP-per-capita-based-on-PPP
8. The Richest Countries in the World 13.02.2017. URL: https://www.gfmag.com/global-data/ economic-data/richest-countries-in-the-world?page=12
9. Кыргызстан закончил 2016 год с дефляцией в 0,5%. URL: https://www.akchabar.kg/news/ kyrgyzstan-zakonchil-2016-god-s-deflyaciej-v-05/
10. Индина М. В 2016 году инфляция в экономике Кыргызстана замедлилась. URL: http:// knews.kg/2017/02/v-2016-godu-inflyatsiya-v-ekonomike-kyrgyzstana-zamedlilas/
11. Хадимуллин Р. Кыргызстан в ЕАЭС: некоторые итоги и перспективы развития. URL: http://www.ca-portal.ru/article:27495
4-2 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 4
12. Госдолг Кыргызстана в 2016 году перевалил за $4,1 млрд. URL: https://www.akchabar. kg/news/gosdolg-kyrgyzstana-v-2016-godu-perevalü-za-41-mlrd/
13. ВинокуровЕ.Ю., Цукарев Т.В. Экономика ЕАЭС: повестка дня // Евразийская экономическая интеграция. 2015. № 4 (29). С. 7-21.
14. УметоваА.Д. Показатели экономической безопасности Кыргызской Республики // Вестник КРСУ 2015. Т. 15, № 8. С. 169-173.
15. Партнерство Всемирного Банка с Кыргызской Республикой. Краткий обзор программы. 2016 г. / Всемирный банк. URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/788511468410892828/Kyr-gyzrepublic-Snapshot-s2016-ru.pdf
16. Дефицит бюджета Кыргызстана в 2017 году увеличится. URL: https://ru.sputnik.kg/ economy/20160822/1028693521.html
17. Теневая экономика Киргизии снизилась до 39% от ВВП. URL: https://regnum.ru/news/ economy/2223295.html
18. Бровко Н.А. Выгоды и риски присоединения Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу // Вестник КРСУ 2015. Т. 15, № 8. С. 19-22.
19. В 2016 году товарооборот Киргизии со странами ЕАЭС снизился на 16,7%. URL: http:// mirperemen.net/2017/02/v-2016-godu-tovarooborot-kirgizii-so-stranami-eaes-snizilsya-na-167/
20. Кудрявцева Т. Цифры и факты: итоги вступления Кыргызстана в ЕАЭС. URL: http://24. kg/eaes/40775_tsifryi_i_faktyi_itogi_vstupleniya_kyirgyizstana_v_eaes/
21. Соков К. Казахстан - Киргизия: ветеринарный контроль и свободная торговля. URL: http://www.ritmeurasia.org/news--2017-03-13--2252777-28913
22. Латыпжан Ч. кызы. Подорожали таможенные пошлины, сокращается реэкспорт. URL: http://www.gezitter.org/economics/43885_podorojali_tamojennyie_poshlinyi_sokraschaet-sya_reeksport/
23. Джумакадыров C. Кыргызстан в ЕАЭС. Первая жертва - торговля. URL: http://rus.azat-tyk.org/a/27473262.html
24. Тусупбеков Т. Кыргызстан в ЕАЭС. Первые итоги евразийской интеграции. URL: http:// gorchakovfund.ru/news/18097/
25. Бердаков Д. Кыргызстан в ЕАЭС: что изменилось в стране за год? URL: http://eurasia. expert/kyrgyzstan-v-eaes-chto-izmenilos-v-strane-za-god/
26. Объем денежных переводов мигрантов увеличивается. URL: https://kloop.kg/ blog/2016/12/27/obem-denezhnyh-perevodov-migrantov-iz-rossii-uvelichivaetsya/
27. Официальный сайт Российско-Кыргызского фонда развития. URL: http://www.rkdf.org/ o_nas
28. Мордвинова А.Э. Киргизия в ЕАЭС: кто окажется в выигрыше? URL: https://riss.ru/ analitycs/23140/
29. Парламент Казахстана выделил $100 млн на интеграцию Киргизии в ЕАЭС. URL: http://www.ritmeurasia.org/news--2017-05-17--parlament-kazahstana-vydelil-100-mln-na-integrac-iju-kirgizii-v-eaes-30185
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 4