15.09.2020
Совместное заявление Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций и Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности приветствуют устойчивый прогресс и позитивную динамику в укреплении отношений между секретариатами двух Организаций за 10 лет, прошедших со времени подписания Совместной декларации о сотрудничестве. Они особо отмечают важность сотрудничества в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций и международного права в целях продвижения дела глобального и регионального мира и безопасности.
Со времени подписания Совместной декларации в марте 2010 г. сотрудничество между двумя организациями еще более укрепили Меморандумы о взаимопонимании и Протоколы о сотрудничестве между Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности и такими структурами ООН, как Исполнительный директорат Контртеррористического комитета, Управление по наркотикам и преступности ООН, Контртеррористическое управление ООН, Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и Департамент операций по поддержанию мира. Принимаемые в двухгодичном цикле резолюции сессий Генеральной Ассамблеи ООН приветствуют и с удовлетворением отмечают эти отношения.
В дни, когда международное сообщество отмечает 75-ю годовщину создания Организации Объединенных Наций, генеральные секретари подтверждают твердую приверженность Совместной декларации и свое намерение и далее наращивать масштабы сотрудничества на всех уровнях, в том числе в таких ключевых областях, как раннее предупреждение, предотвращение и разрешение конфликтов, миротворчество, предотвращение и противодействие терроризму, борьба против международной преступности и незаконной торговли оружием, готовность к бедствиям и реагирование на них и обмен информацией.
Генеральный секретарь Генеральный секретарь
Организации Объединенных Наций Организации Договора о коллективной безопасности
Антониу Гутерриш Станислав Зась
Источник: https://odkb-csto.org/documents/statements/sovmestnoe-zayavlenie-generalnogo-sekretarya-organizatsii-obedinennykh-natsiy-i-
generalnogo-sekretar/
28.09.2020
Сергей Глазьев: «В рамках Большого Евразийского партнерства нужны содержательные долгосрочные инициативы»
Вопросы позиционирования Евразийского экономического союза как одного из центров Большого Евразийского партнерства, сопряжения с китайской инициативой «Один пояс — один путь», а также укрепления взаимодействия с объединениями и государствами Азии и Европы рассмотрели на совещании в штаб-квартире Евразийской экономической комиссии 25 сентября. Обсуждение прошло в рамках подготовки плана реализации проекта Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.
Ранее проект Стратегии-2025 в целом одобрили главы государств. В настоящее время ЕЭК разрабатывает план реализации согласованных положений документа.
Как подчеркнул министр по интеграции и макроэкономике Сергей Глазьев, ЕЭК уже на системной основе взаимодействует с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и обсуждает возможности заключения меморандума с Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), идет плодотворное сотрудничество с Содружеством Независимых Государств (СНГ).
«Сегодня в мире прогнозируют распад экономического пространства на отдельные регионы. Назрел вопрос перехода к новому мирохозяйственному укладу. В этих условиях при отработке концепции Большого Евразийского партнерства необходимо выступить с содержательными долгосрочными инициативами, — отметил Сергей Глазьев. — Концепция Большого Евразийского партнерства должна быть основана на уважении национальных суверенитетов, взаимовыгодном партнерстве, концентрации совместных усилий на расширении инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества с кумулятивным эффектом».
В контексте формирования гармоничного «пространства доверия» Сергей Глазьев предложил подумать над идеей создания евразийской системы арбитража.
Участники совещания — около ста представителей экспертного сообщества стран ЕАЭС — обменялись мнениями о подходах к архитектуре Большого Евразийского партнерства и месте ЕАЭС в этой системе. В частности, преобладали идеи о том, что Большое Евразийское партнерство не должно подразумевать создания организационной надстройки, а должно представлять собой сеть диалогов (диалоговых партнерств) между ключевыми игроками Евразии — крупнейшими национальными экономиками и экономиками региональных объединений, связанных между собой инфраструктурой и гибкой системой международных правовых норм.
Комфортная для государств Евразии организация Большого Евразийского партнерства на взаимовыгодной основе позволяет выстраивать долгосрочные планы по институционализации различных форматов сотрудничества. Как отметили на совещании некоторые эксперты, универсальные форматы многостороннего сотрудничества государств Большого Евразийского партнерства при необходимости и наличии запроса со стороны партнеров в Евразии могут быть формализованы в соответствующих рамочных документах, но пока об этом говорить преждевременно.
В числе прочего были рассмотрены перспективы сопряжения ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс — один путь». Ключевыми направлениями сотрудничества являются сферы торговли, транспорта и инфраструктуры, производственной кооперации, а также цифровая сфера.
Экспертные оценки могут быть учтены при организации работы ЕЭК при реализации отдельных положений Стратегии-2025 после ее окончательного утверждения.
Справка
Предложенная Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2015 г. идея формирования Большого Евразийского партнерства активно развивается экспертным сообществом. По мере ее развития складывается понимание, что Большое Евразийское партнерство — это сеть диалогов между ключевыми игроками в Евразии не только из числа крупнейших национальных экономик, но и региональных экономических объединений, связанных между собой гибкой системой международ-
ных правовых норм, транспортно-логистических, энергетических, телекоммуникационных и финансовых инфраструктур, совместных проектов и институтов. В данном контексте происходит сопряжение ЕАЭС и инициативы «Один пояс — один путь», также поддерживаемое Владимиром Путиным и Председателем КНР Си Цзиньпином. С таким подходом согласны и другие государства ЕАЭС, что нашло отражение в проекте Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.
Источник: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/28-09-2020-2.aspx28.09.2020
29.09.2020
Смотрят в оба: Гавана и Ташкент могут подключиться к ЕАЭС в 2020 г. Наталия Портякова
Наделение их статусом наблюдателей закрепит курс на расширение географии партнерств союза.
До конца года Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с большой долей вероятности обретет сразу двух новых наблюдателей. Речь идет об Узбекистане и Кубе, рассказали «Известиям» в Евразийской экономической комиссии. Подключение к интеграционному объединению первой страны повысит возможности регионального евразийского взаимодействия в регионе Центральной Азии. А получение статуса наблюдателя Кубой станет, по определению министра по интеграции ЕАЭС Сергея Глазьева, своеобразным окном в Новый Свет и закрепит курс на расширение географии партнерств союза. Уже сейчас на счету у объединения есть действующие или прорабатываемые соглашения о зонах свободной торговли с рядом стран, однако до сих пор статусом наблюдателя могла похвастаться лишь Молдавия.
Остров торговли
ЕАЭС и Куба наладили активное сотрудничество в 2018 г. на основе меморандума о взаимопонимании. В последние годы Гавана проявляла настойчивый интерес к углублению кооперации и даже дважды поднимала вопрос о получении статуса страны-наблюдателя при союзе. Но до последнего времени вовлечение Кубы в интеграционное объединение стопорилось Казахстаном. Как дал понять в мае президент республики Касым-Жомарт Токаев, у Гаваны могли возникнуть иллюзии, что с получением статуса наблюдателя страна начнет претендовать на все привилегии и льготы в ЕАЭС, а это не так, предложив более детально разработать критерии объединения к такому формату сотрудничества.
Россия, напротив, активно ратовала за скорейшее подключение Кубы к союзу. Возможно, по той причине, что среди пяти стран — членов объединения (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) Москва поддерживает с Гаваной самые плотные торгово-экономические отношения: на РФ приходится свыше 92,9% всей торговли ЕАЭС с Кубой. Так или иначе, к осени переговоры о статусе наблюдателя для Гаваны вышли на финишную прямую. На прошлой неделе в России побывал кубинский вице-премьер Рикардо Кабрисас.
«У нас еще не было наблюдателя из Нового Света. Куба, как вы знаете, является идейным лидером для многих государств Латинской Америки, и для нас это окно в Новый Свет. Несмотря на то что объемы сотрудничества пока не очень велики, предоставление Кубе статуса наблюдателя дает возможность существенно это сотрудничество интенсифицировать», — пояснил «Известиям» министр по интеграции ЕАЭС Сергей Глазьев.
На данный момент главная составляющая экспорта стран ЕАЭС на Кубу — машины и оборудование — преимущественно грузовые автомобили и железнодорожные локомотивы. Остров свободы, в свою очередь, поставляет в страны союза продовольственные товары, а также крепкие спиртные напитки, кофе и табачные изделия. Однако потенциал экономик обеих сторон отнюдь не исчерпан. Как отметил Михаил Мясникович, председатель коллегии ЕЭК (постоянно действующего наднационального регулирующего органа ЕАЭС),
из-за определенной нехватки сельхозтехники на Кубе ей наверняка будет интересна наша продукция машиностроения. В свою очередь, Гавана может похвастаться богатым опытом в сфере фармацевтической промышленности и биомедицины, что будет небезынтересно государствам ЕАЭС.
Узбекский компромисс
В отличие от Кубы, с большим энтузиазмом рвавшейся примкнуть к ЕАЭС, Узбекистан, которого страны союза были не прочь видеть даже в числе своих членов, а не просто наблюдателем, относился к альянсу соседей настороженно. С одной стороны, за счет членства Ташкент, 70% товарооборота которого приходится на Россию и страны ЕАЭС, смог бы решить проблемы своих экспортеров сельхозпродукции — они получили бы возможность поставлять товары на общий евразийский рынок без таможенного оформления. Присоединение к ЕАЭС упростило бы и жизнь примерно 2 млн узбекских трудовых мигрантов, находящихся в России.
Однако у членства страны в ЕАЭС нашлись и противники, опасавшиеся потери рабочих мест, повышения цен на продукцию узбекских производителей и снижения ее конкурентоспособности вдобавок к росту объема импортных товаров на внутреннем рынке. И хотя Узбекистан — первый торговый партнер стран ЕАЭС среди государств СНГ, не входящих в союз, и двусторонняя торговля неизменно росла все последние годы, в ней всегда наблюдался отрицательный баланс не в пользу Ташкента. Например, в 2019 г. товарооборот государств ЕАЭС с Узбекистаном вырос за год на 9,5%, до $6,2 млрд, однако это произошло за счет 18,9-процентного роста экспорта из стран ЕАЭС в республику, тогда как объем импорта из самого Узбекистана упал на 10,5%.
Поэтому, изучив возможное влияние экономической интеграции на 16 крупных отраслей узбекской экономики, весной этого года Ташкент принял своего рода соломоново решение: участвовать в ЕАЭС в качестве наблюдателя. Этот статус Узбекистан, как и Куба, может получить уже до конца текущего года на заседании Высшего евразийского экономического совета, пояснили «Известиям» в ЕЭК.
За пределы Евразии
Подключение Ташкента к деятельности ЕАЭС обещает заметно повысить возможности регионального евразийского взаимодействия в регионе Центральной Азии.
«Узбекистан — это достаточно емкий и потенциально динамичный рынок, который может дать дополнительные возможности ЕАЭС как с точки зрения расширения регионального товарооборота, так и с точки зрения продвижения дополнительной транспортной сопряженности в регионе», — сказал «Известиям» программный директор клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик. При этом эксперт напомнил, что ЕАЭС давно идет по пути заключения альянсов как с отдельными странами, так и с региональными интеграционными объединениями.
«Мы видим, что периметр такого рода альянсов уже начинает расширяться за пределы Евразии — подписаны меморандумы и с МЕРКОСУР, и с АСЕАН. И это свидетельствует о том, что на фоне расширения сети таких партнерств ЕАЭС и у других группировок и стран растет интерес к взаимодействию со всей экосистемой альянсов, который выстраивает ЕАЭС. Подключение Кубы, по сути, — закономерное отражение растущей географии партнерств ЕАЭС», — пояснил эксперт.
За почти шесть лет существования ЕАЭС успел заключить соглашения о зонах свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией и вплотную подойти к созданию ЗСТ с еще почти десятком стран. Однако официальный наблюдатель у ЕАЭС пока что всего один: в 2018 г. такой статус получила Молдавия. Это не противоречило обязательствам Кишинева в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, но позволило наладить импорт в Россию и другие страны ЕАЭС сельхоз- и винодельческой продукции. И как признался в одном из интервью «Известиям» президент Молдавии Игорь Додон, Евросоюз оказался не в состоянии покрыть потребности страны в сбыте продукции, в то время как ЕАЭС «решил бы большинство существующих проблем экономики».
Источник: https://iz.ru/1066316/nataliia-portiakova/smotriat-v-oba-gavana-i-tashkent-mogut-
podkliuchitsia-k-eaes-v-2020-m 29.09.2020
24.10.2020
ЕАЭС: сотрудничество в формате «Большой Евразии» Маргарита Вайда
Казахстан, являясь локомотивом интеграционных процессов на постсоветском пространстве, неоднократно озвучивал свою позицию относительно необходимости расширения существующих рамок региональных объединений с целью перевода их работы на новый, международный, уровень, без чего любая попытка совместного экономического строительства будет носить половинчатый характер.
«Интеграция интеграций»
Эта точка зрения системно и настойчиво продвигается на протяжении последних нескольких лет руководством страны и постепенно приобретает реальные очертания, находя все новых и новых сторонников. Наиболее очевидно преимущества такого подхода просматриваются на примере сотрудничества Евразийского экономического союза с другими интеграционными объединениями и третьими странами.
В прошлом году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в очередной раз высказал мнение о необходимости активизации работы ЕАЭС «в более широких форматах», включающих в себя «налаживание «интеграции интеграций» и «расширение сотрудничества в формате «Большой Евразии». И уточнил: «Для нас естественными направлениями являются расширение сотрудничества ЕАЭС с ЕС, новый уровень взаимодействия в рамках инициативы «Один пояс — один путь», углубление экономических отношений с государствами Центральной Азии и АСЕАН».
Тренд на подобного рода расширение не нов — начало ему положил еще первый президент страны Нурсултан Назарбаев. И здесь уместно вспомнить, что в прошлом году на втором форуме «Пояс и Путь» Елбасы еще раз подчеркнул важность этой идеи и необходимость системных подходов к ее воплощению в реальность. «Экономический диалог между Евразийским экономическим союзом, Европейским союзом, Шанхайской организацией сотрудничества и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, развитие экономической кооперации в таком формате способно, во-первых, дать мощнейший импульс для развития наших стран, роста экономик и повышения благополучия граждан. Во-вторых, создать новые источники диверсификации, укрепления конкурентоспособности, улучшения бизнес-климата и повышения инвестиционной привлекательности государств. В-третьих, трансформироваться в сигнал для повышения глобальной роли Большой Евразии».
Касым-Жомарт Токаев, как свидетельствуют его инициативы и на должности спикера сената, и сегодня, на посту президента, является активным сторонником этих начинаний. Еще в 2017 г. он на самом высоком уровне поднял вопрос о будущем Евразии, которое всецело связано с преломлением в регионе интересов ключевых игроков в лице Китая, России, США, ЕС, и отметил вызванную этим необходимость «полноценного вовлечения ЕАЭС в интеграционные процессы на континенте». «Конечно же, это сложная задача, — уточнял тогда Касым-Жомарт Кемелович. — Мы не будем ее упрощать. Потребуется много времени для достижения данной цели, но без решения этих проблем сложно говорить о свободной торговле, по крайней мере, в этой части мира».
То, что проговаривалось несколько лет назад нашей стороной и казалось многим, в том числе и некоторым партнерам Казахстана по ЕАЭС, всего лишь теорией, все же стало фактом, не требующим доказательств. А если еще точнее, фактом, требующим безотлагательных решений. И уже не только Казахстан, но и другие члены ЕАЭС, в частности Россия, берут на вооружение инициативу расширения международного сотрудничества Евразийского союза. В этом смысле очень показательны слова российского президента Владимира Путина о создании Большого Евразийского партнерства с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана, стран СНГ и ряда других заинтересованных государств и объединений. Отметив, что такой же позиции придерживаются все главы государств — членов ЕАЭС и что он озвучивает консолидированную точку зрения, российский лидер сделал предположение, что
«Евразийский экономический союз может стать одним из центров формирования более широкого интеграционного контура».
Ключевым в плане активного движения ЕАЭС в сторону более тесных партнерских отношений с внешними игроками — как отдельными государствами, так и блоками — стал 2018 г., когда была подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. По сути, этот документ легитимизировал и придал официальный статус не раз озвучиваемой, в первую очередь Казахстаном, идее интеграции в рамках «Большой Евразии». Как поясняли тогда официальные представители Евразийской экономической комиссии, «идея Большого Евразийского партнерства подразумевает установление тесных взаимовыгодных экономических связей со всеми странами континента, увеличение вклада ЕАЭС в укрепление сопряженности Европы и Азии, формирование "мегаблоков", то есть создание альянсов между крупными экономиками и межгосударственными объединениями».
Ключевые векторы сотрудничества
За последние несколько лет ЕАЭС удалось серьезно продвинуться в направлении развития внешней интеграции. И с этой точки зрения в первую очередь стоит отметить планомерные шаги по сопряжению ЕАЭС и проекта «Один пояс — один путь». Фундаментом практического взаимодействия в рамках этого процесса стало вступившее в силу осенью прошлого года Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем. Оно, считают в Евразийской экономической комиссии, будет способствовать упрощению торговли и ликвидации существующих нетарифных барьеров. Как говорится в распространенном заявлении, «стороны договариваются об ограничении мер таможенного контроля, количества требуемых документов, о возможности декларирования товаров в электронном виде. Также Соглашение закрепило возможность взаимодействия деловых сообществ ЕАЭС и Китая посредством специально создаваемых подкомитетов и ad hoc групп. К сферам отраслевого сотрудничества, закрепленным в Соглашении, относятся сельское хозяйство, энергетика, транспорт, промышленная кооперация, информационно-коммуникационная инфраструктура, технологии и инновации, финансы и окружающая среда». И, надо заметить, формат сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и КНР постоянно уточняется и совершенствуется. В частности, в ближайший понедельник в режиме онлайн пройдет очередной форум по сопряжению двух интеграционных проектов. От Казахстана участие в нем примет министр торговли и интеграции Бахыт Султанов. Стороны, помимо обсуждения глобальных экономических вызовов и путей восстановления экономик после пандемии, сконцентрируются на вопросах практического взаимодействия ЕАЭС и Китая в таких сферах, как экология и устойчивое развитие, внедрение цифровых решений в процессы логистики и транзита, развитие суверенных финансовых систем и расчетов в национальных валютах, взаимодополняемость в агропромышленном секторе.
В перспективе ЕАЭС и Китай, как отмечают члены ЕЭК, должны стать «двумя цилиндрами одного мотора, который будет продвигать идеи взаимовыгодного экономического партнерства не только на евразийском континенте, но и на длинном поясе от Латинской Америки до Тихого океана». Но для того, чтобы это стало реальностью, еще предстоит большая работа.
Несмотря на то, что действие санкций западных стран в отношении РФ серьезно осложнило сотрудничество ЕАЭС с ЕС, последний по-прежнему остается главным внешнеторговым партнером Евразийского экономического союза. И стороны, несмотря на существующие барьеры, декларируют желание и дальше наращивать сотрудничество. Правда, ЕС пока предпочитает работать преимущественно в двустороннем формате с отдельными странами — участницами ЕАЭС. В частности, что касается Казахстана, то он стал первым в регионе государством, подписавшим с ЕС расширенное соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Произошло это еще в 2015-м. В силу же данное соглашение вступило только в марте текущего года. Как считают в ЕЭК, этот факт «придаст дополнительный импульс развитию взаимодействия ЕС и Казахстана в 29 областях, включая торговлю, международную и региональную безопасность, инвестиции (ЕС является крупнейшим инвестором Казахстана), развитие инфраструктуры, инновации в культуре, спорте и туризме».
Не менее конструктивно развиваются взаимоотношения Евразийского экономического союза с АСЕАН. Два года назад стороны достигли соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере, торговой политике, предпринимательской деятельности, техническом и антимонопольном регулировании.
Расширяя горизонты
В плане развития торгово-экономического сотрудничества с конкретными странами можно отметить вьетнамский вектор. Соглашение о свободной торговле между Вьетнамом, ЕАЭС и его членами было подписано в 2016 г., и с тех пор наблюдается динамика роста объемов экспорта в эту страну товаров, произведенных в Евразийском союзе. Прежде всего, речь идет о зерне, масложировой продукции, продукции птицеводства и животноводства. Этому способствовало то, что Вьетнам отменил для поставщиков из стран ЕАЭС ввозные таможенные пошлины на 59% тарифных линий от общей товарной номенклатуры. Применительно к еще 30% ставки будут обнулены в течение ближайших нескольких лет.
Очень перспективным считается сотрудничество стран — участниц Евразийского экономического союза с Ираном. Временное соглашение о свободной торговле между ними было подписано в столице Казахстана весной 2018-го. Вступило оно в силу осенью прошлого года, в результате чего между ЕАЭС и Ираном создана зона свободной торговли. Но потенциал сотрудничества очень высок, и это направление предстоит еще системно осваивать, чем, собственно, стороны и заняты. В частности, летом нынешнего года в ходе видеоконференции «Иран-ЕАЭС» стороны достигли договоренностей о расширении норм соглашения и создании дополнительных диалоговых площадок по урегулированию вопросов банковского, транспортного, инвестиционного и торгового сотрудничества. Взаимодействие с Ираном тем более важно, что эта страна, как и ЕАЭС, занимается сопряжением своих интеграционных проектов с китайской инициативой «Один пояс — один путь». Ожидается, что ее частью в ближайшее время станут более ста иранских проектов. В этих условиях, как считают аналитики, «зона свободной торговли между Ираном и ЕАЭС обретает дополнительный смысл», поскольку появляется возможность формирования новой мощной экономической дуги Китай — ЕАЭС — Иран. Также стоит отметить, что зоны свободной торговли действуют между ЕАЭС и такими государствами, как Сингапур и Сербия. На стадии переговоров — создание аналогичных зон с Кубой, Египтом, Таиландом, рядом других стран. Кроме того, внешнеэкономическая стратегия ЕАЭС нацелена на развитие более плодотворного сотрудничества с третьим в мире по величине и влиянию интеграционным объединением — МЕРКОСУР. Несмотря на ряд заключенных меморандумов и соглашений, пока взаимодействие ограничивается диалогом и взаимным намерением определить дальнейшие точки соприкосновения. Но потенциал партнерства между ними очевиден. Предстоит ЕАЭС наращивать взаимодействие и с Африканским союзом, что тоже считается одним из перспективных направлений внешнеэкономической интеграции союза. За последние несколько лет стороны достигли ряда договоренностей, но о полноценном сотрудничестве говорить пока рано.
Источник: https://camonitor.kz/36222-eaes-sotrudnichestvo-v-formate-bolshoy-evrazii.html 24.10.2020
27.10.2020
ЕАЭС может стать экономическим мостом между ЕС и АТР
Евразийский союз, благодаря благоприятному географическому и общему регулированию, может стать экономическим мостом между Европейским союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Об этом сегодня в ходе видеофорума на тему «Сопряжение евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс — один путь» заявил Андрей Слепнев, член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ» в Москве.
Открывая форум, А. Слепнев отметил, что ЕАЭС демонстрирует свою единую позицию, принимая оперативные меры по противодействию кризисным явлениям. С его слов, быстро принимались решения по обеспечению продовольственной безопасности, средств индивидуальной защиты, импорта крити-
чески важных товаров. «Пандемия стала катализатором многих изменений. Это изменения логистики, переосмысления рисков, международных кооперационных цепочек, конечно же, цифровизации. В целом мы находимся в стадии перехода к новому технологическому и экономическому укладу», — отметил А. Слепнев. «Безусловно, здесь также есть возможности и риски. Основной риск — это обострение политических, торговых конфликтов, повышение раздробленности международной жизни. Это кризис нашего основного института международной торговли и Всемирной торговой организации, — отметил он. — Если решения не будут найдены и мы замкнемся в пределах наших рынков, безусловно, мы потеряем». «Что касается ЕАЭС и КНР, то мы, может быть, больше готовы к такому сценарию, вследствие высокой самодостаточности в области энергетики, продовольствия, промышленности, базовых технологий. Но протекционизм вряд ли является выходом из кризиса», — сказал министр. «Мы видим свои задачи в борьбе с пандемией — в укреплении связей с внешними партнерами посредством совершенствования сети своих торговых соглашений», — сказал министр ЕЭК, отметив, что развитие отношений с Китаем является важным направлением этой работы. «Полагаем, что Евразийский союз, благодаря благоприятному географическому и общему регулированию мог бы стать экономическим мостом между Европейским союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Сопряжение Евразийского союза с Китаем и другими странами Азии, с одной стороны, и с Европой, с другой стороны, является ключевой идей Большого Евразийского партнерства», — сказал А. Слепнев. Напомним, 26-27 октября в рамках форума представители государственных органов, бизнеса и научных кругов стран ЕАЭС и КНР проведут обмен мнениями по вопросам глобальных экономических вызовов и восстановления экономик после пандемии. Организаторами мероприятия выступают Евразийская экономическая комиссия при генеральной поддержке Делового совета ЕАЭС, РСПП и «Деловой России».
Источник: inform.kz https://www.inform.kz/ru/eaes-mozhet-stat-ekonomicheskim-mostom-mezhdu-es-
i-atr-delovoy-forum_a3711334
27.10.2020
Преимущества стран ЕАЭС поможет реализовать морской судоходный канал «Евразия»
Реализация проекта «Евразия» сделает страны Центральной Азии практически морскими державами. Такое мнение высказал председатель Координационного совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей, академик РАЕН Владимир Ремыга, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ» в Москве.
Выступая на видеофоруме на тему «Сопряжение Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс — один путь», В. Ремыга отметил, что страны ЕАЭС обладают огромным неисчерпанным потенциалом в вопросе обеспечения быстрых трансконтинентальных связей между Европой и Азией. Однако расширение торгового оборота требует создания соответствующей транспортно-логистической инфраструктуры. «Самым масштабным может стать проект создания Транс-Евразийского пояса "Развитие" (ТЕПР), который был выдвинут ведущими российскими учеными еще в конце прошлого века», — сказал В. Ремыга, добавив, что сегодня это может быть реализовано в форме мультимодальных транспортно-ло-гистических центров, которые могут быть интегрированы с соседними государствами. «Одним из наиболее ярких проектов, реализующих пространственные преимущества стран ЕАЭС, является проект строительства морского судоходного канала "Евразия" между Каспийским и Азовским морями. Длина канала 680 км, технических проблем здесь нет — больше проблем с договоренностями между странами, — заявил В. Ремыга. — Осуществление этого проекта сделает страны Центральной Азии практически морскими державами». Академик также отметил необходимость разработки комплексной транспортно-логисти-ческой стратегии развития ЕврАзЭС в тесной увязке с включением хозяйственных связей стран Большого Евразийского партнерства, в особенности с Китаем и его инициативой «Один пояс — один путь».
Источник: inform.kz https://www.inform.kz/ru/preimuschestva-stran-eaes-pomozhet-realizovat-morskoy-sudohodnyy-kanal-evraziya-akademik-vladimir-remyga_a3711400
17.11.2020
Заявление секретарей советов безопасности государств — членов ОДКБ об укреплении сотрудничества и координации усилий в целях борьбы с международным терроризмом, распространением террористической и связанной с ней экстремистской идеологии
Мы, секретари советов безопасности государств — членов ОДКБ, выражаем обеспокоенность обострением угроз международной безопасности и ростом вызовов защищенности государств — членов Организации, вызванных усилением активности международных террористических организаций.
Подтверждаем особое значение реализации Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 г., предусматривающей участие Организации в консолидации усилий в борьбе с международным терроризмом и связанным с ним экстремизмом.
Приоритетной задачей считаем дальнейшее поступательное наращивание совместных усилий в целях повышения эффективности борьбы с международным терроризмом и связанными с ним экстремизмом, трансграничной организованной преступностью, другими транснациональными угрозами, его финансированием, в том числе за счет доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, а также использованием информационно-телекоммуникационных технологий в террористических целях.
Основываясь на решительном осуждении государствами — членами ОДКБ международного терроризма во всех его формах и проявлениях, вновь обращаем внимание мирового сообщества на необходимость объединения усилий в противодействии терроризму в рамках широкой международной антитеррористической коалиции, опирающейся на фундаментальные нормы и принципы международного права, на основе строгого соблюдения Устава ООН и выполнения профильных резолюций Совета Безопасности ООН.
Обращаем внимание на усиливающуюся опасность от возвращения и прибытия из зон конфликтов на Ближнем Востоке, а также из Афганистана в страны гражданской принадлежности, в том числе государства — члены ОДКБ лиц, причастных к террористической деятельности, и использования приобретенного ими опыта террористической деятельности. Озабоченность вызывает тенденция, связанная с финансированием, подготовкой и оснащением таких лиц для использования в качестве наемников в вооруженных конфликтах.
Выступаем за расширение сотрудничества по предотвращению проникновения иностранных террористов-боевиков, в том числе посредством повышения эффективности взаимодействия компетентных органов, реализации практических мер по предупреждению их противоправной деятельности и совершенствования механизмов обмена соответствующей информацией, в соответствии с национальными законодательствами и положениями профильных резолюций СБ ООН 2178 и 2396. Отмечаем усилия Российской Федерации по уничтожению военного потенциала и экономической инфраструктуры международного терроризма в Сирийской Арабской Республике.
Выражаем поддержку международным усилиям, прежде всего, в рамках Астанинского формата Международных встреч по Сирии, направленным на обеспечение стабильности и безопасности в этой стране на основе уважения ее суверенитета и территориальной целостности.
Подчеркиваем важность гуманитарных акций Российской Федерации и Республики Беларусь, а также гуманитарной миссии Республики Армения в Сирии. Отмечаем усилия Казахстана, России и Таджикистана по возвращению из Сирии и Ирака в рамках гуманитарных операций своих граждан, большинство из которых женщины и дети, ставших жертвами террористической идеологии. Придаем особое значение вопросам их реабилитации, реинтеграции и ресоциализации.
Считаем, что продвижение террористических и связанных с терроризмом экстремистских идей, а также любая информационная поддержка и оправдание терроризма создают условия для радикализации уязвимых слоев населения, а также для вербовки новых адептов в ряды международных террористических организаций. В этой связи придаем особое значение усилиям международного сообщества по искоренению условий и предпосылок радикализации уязвимых слоев населения, а также продвижению идей мира и созидания.
Подчеркиваем, что результативная борьба с международным терроризмом и связанным с ним экстремизмом возможна только при надежном перекрытии источников и каналов их финансовой
и материально-технической подпитки. Убеждены в важности использования площадок международных форумов, в том числе проводимых в государствах — членах Организации, для повышения эффективности взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и его финансированием.
Считаем недопустимой практику использования государствами террористических и связанных с ними экстремистских организаций в качестве инструментов реализации собственных политических и геополитических целей, а также неприемлемым использование такими организациями международных площадок для пропаганды своей идеологии.
Отмечая актуальность Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма, подчеркиваем, что международные инициативы в сфере борьбы с международным терроризмом и связанным с ним экстремизмом должны соответствовать положениям Устава ООН, резолюциям Совета Безопасности ООН, Глобальной контртеррористической стратегии ООН.
Мы, секретари советов безопасности государств — членов ОДКБ заявляем о своей готовности к дальнейшему конструктивному взаимодействию со всеми профильными структурами государств и международных организаций в борьбе с терроризмом и другими сопряженными с ним вызовами и угрозами безопасности.
Секретарь Совета безопасности Секретарь Совета безопасности
Республики Армения Кыргызской Республики
Государственный секретарь Секретарь
Совета безопасности Совета безопасности
Республики Беларусь Российской Федерации
Помощник Президента — Секретарь Совета безопасности Республики Казахстан
Секретарь
Совета безопасности Республики Таджикистан
Источник: https://odkb-csto.org/documents/statements/zayavlenie-sekretarey-sovetov-bezopasnosti-gosudarstv-chlenov-odkb-ob-ukreplenii-
sotrudnichestva-i-k/
09.12.2020
Подведены итоги Первого Евразийского конгресса
4 декабря в Москве Евразийский банк развития (ЕАБР) провел Первый Евразийский конгресс, который объединил политиков, экономистов, руководителей бизнеса и других экспертов для поиска и обсуждения практических решений в области евразийской экономической интеграции. В конгрессе приняли участие более 650 чел., более 8 тыс. подключились к онлайн-трансляциям сессий дистанционно. Все необходимые требования по соблюдению антиковидных мер в ходе мероприятия были соблюдены.
Главными темами конгресса стали вопросы цифровизации, создания единой финансовой и транспортной инфраструктуры для стран — участниц ЕАЭС, формирования сквозных цепочек добавленной стоимости и «сквозных» интеграционных проектов. В течение одного дня было подписано семь соглашений и три меморандума о взаимопонимании.
Одна из ключевых дискуссий конгресса была посвящена обсуждению «сквозных» проектов, способных ускорить процесс интеграции между странами — участницами банка. Председатель правления ЕАБР Николай Подгузов считает, что «сквозными» интеграционными проектами следует считать такие, в результате реализации которых между странами возникают устойчивые экономические связи, в случае разрыва которых каждая из сторон несет чувствительные потери и убытки.
О цифровизации евразийского пространства шла речь на панели «Цифровая Евразия: новая стратегия роста», где руководители технологических компаний и экономисты обсудили перспективы цифровых проектов в Евразии и что стоит на пути их осуществления в текущих условиях. Пандемия ускорила процесс цифровой трансформации во всем мире, однако эффективный ответ на глобальные вызовы, которые стоят перед странами ЕАЭС, не может быть найден сугубо в рамках одной национальной границы.
По словам главы правительства России Михаила Мишустина, «к четырем свободам ЕАЭС — свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы — должна добавиться и пятая свобода — движения информации». Это поможет банку и странам-участницам выйти на новый уровень развития.
Особое внимание было уделено обсуждению эффектов экономической интеграции и необходимых действий для ее успешной реализации. Участниками были отмечены уже достигнутые экономические показатели: рынок труда ЕАЭС является вторым по глубине интеграции в мире, взаимная торговля за пять лет выросла на 5%, создана и успешно работает «финансовая экосистема ЕАЭС» — Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Расширение сотрудничества по конкретным экономическим направлениям: рост взаимной торговли и взаимных инвестиций, реализация совместных интеграционных проектов, развитие свободной торговли на территории ЕАЭС, использование транзитного потенциала и многое другое, позволит усилить интеграцию в следующие пять лет. В ходе сессии также обсуждалось расширение сферы влияния банка и развитие новых совместных проектов со странами Таджикистана, Узбекистана и Монголии.
Одним из наиболее важных инновационных проектов, представленных на сессии, стал Фонд цифровых инициатив ЕАБР и приложение «Путешествую без СОУЮ» — цифровой протокол, который позволит гражданам стран-участниц беспрепятственно путешествовать по территории ЕАЭС в период эпидемии коронавируса.
Группа ВТБ и ЕАБР подписали соглашение о сотрудничестве для реализации крупных инфраструктурных проектов в странах ЕАЭС. Стороны договорились о разработке дорожной карты, в которой будут детально описаны все формы сотрудничества в отношении совместных инвестиций в инфраструктурный сектор стран ЕАЭС при поддержке экспертов банка.
«Аналитические инструменты, которыми обладает Евразийский банк развития, и опыт работы в наших странах, объединенные с компетенциями и финансовыми возможностями ВТБ, позволяют говорить о создании нового механизма развития в ЕАЭС. Говоря о реализации проектов, мы имеем в виду совместную работу в реальных секторах экономики, создание инфраструктуры, которая будет способствовать уверенному развитию и интеграции стран ЕАБР: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана», — заявил председатель правления ЕАБР Николай Подгузов.
ЕАБР, ВЭБ.РФ и банки развития Казахстана и Белоруссии заключили меморандум о сотрудничестве с целью развития интеграции между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сегодня ЕАБР и ВЭБ.РФ уже реализуют многочисленные проекты развития, в том числе в области дорожных транспортных коридоров, такие как: реконструкция трасс М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь» стоимостью 5,7 и 3,4 млрд руб.; строительство ЦКАД-4 стоимостью 86,6 млрд руб. Также в странах — участницах ЕАЭС реализуются проекты с объемом поддержки почти 70 млрд руб. Среди них проекты по экспорту российской промышленной продукции: железнодорожных составов в Казахстан, вагонов метро, кранов, железнодорожного оборудования, металлопродукции, химической продукции в Республику Беларусь, а также финансирование строительства БелАЭС. Подписанный в Центре международной торговли меморандум продолжит уже успешные проекты и откроет новый этап взаимоотношений финансовых институтов стран ЕАЭС, направленный на развитие и интеграцию.
ЕАБР и почтовые операторы России, Армении и Киргизии заключили соглашение о сотрудничестве для совместного развития почтово-логистических сервисов и продуктов. Стороны договорились о координации усилий в области создания логистических сервисов по доставке международных почтовых отправлений между странами.
Компания «Россети» и ЕАБР подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое направлено на участие ЕАБР в возможном финансировании проектов компании «Россети», а также на оценку «Россетями» возможности реализации проектов, предлагаемых банком, в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России и Таджикистане.
АО «Банк развития Казахстана» (БРК) и ЕАБР подписали кредитный договор, предусматривающий открытие ЕАБР кредитной линии БРК на сумму 5,724 млрд руб. сроком на семь лет.
Источник: https://iz.ru/1097750/2020-12-09/podvedeny-itogi-pervogo-evraziiskogo-kongressa