Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕАЭС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

МЕЖДУНАРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕАЭС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / Евразийская интеграция / международное сотрудничество / мировая экономика / Eurasian Economic Union / Eurasian integration / international cooperation / global economy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕАЭС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Мишальченко Ю.В.

д.ю.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, генеральный советник

Экономического суда СНГ, Санкт-Петербург

Довбуш Т.Н.

к.ю.н., доцент, Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ - РПА Минюста России

МЕЖДУНАРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕАЭС

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; Евразийская интеграция, международное сотрудничество, мировая экономика.

Keywords: Eurasian Economic Union; Eurasian integration, international cooperation, global economy.

В настоящее время различные международные организации являются важным элементом системы международных отношений. Появление большого количества международных организаций указывает на возросшую роль межгосударственных отношений, связанных с усложнением мирохозяйственных связей, глобализацией различных социально-экономических процессов.

Особую актуальность представляют международные экономические организации, поскольку они позволяют государствам, вступающим в данные организации, приобрести определенные экономические преференции, которые позволяют упрочить положение государства.

На современном этапе развития международных отношений большое внимание уделяется региональному экономическому сотрудничеству. Международное региональное сотрудничество способствует глобальной безопасности и стабильности в современном мире.

В рамках экономических интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве, в мае 2014 года был создан Евразийский экономический союз. В настоящее время членами данной организации являются Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика.

Государства-участники в рамках данной региональной экономической интеграционной организации стремились создать условия для устойчивого экономического роста, обеспечить создание общего рынка услуг, капитала и труда, а также обеспечить конкурентоспособность национальных экономик.

В рамках ЕАЭС должны быть созданы единые таможенные правила и процедуры, обеспечено свободное движение капиталов и трудовых ресурсов, созданы равные условия для производственной деятельности, обеспечено создание единого энергетического рынка и транспортной системы, функционирование единого образовательного пространства и обеспечение гармонизации национального законодательства стран-участниц.

В настоящее время наиболее быстрыми темпами идет создание единого энергетического рынка в том числе создание общего конкурентоспособного рынка нефтепродуктов и электроэнергии в рамках ЕАЭС.

В мае 2019 года подписан договор об общем электроэнергетическом рынке стран ЕАЭС. На Форуме «Евразийская неделя» в сентябре 2019 года в Бишкеке принято решение о разработке и последующем утверждении правил функционирования общего энергетического рынка, что позволит с 2025 года обеспечить функционирование данного энергетического рынка в полном объеме1. В июне 2020 года Евразийской экономической комиссией утверждена дорожная карта по формированию единого энергетического рынка стран ЕАЭС2.

Высший евразийский экономический совет решением от 6 декабря 2018 года № 18 утвердил программу по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза3.

Следует отметить, что сейчас на территории бывшего СССР нет других региональных экономических союзов, по эффективности сопоставимых с ЕАЭС.

Евразийский экономический союз, обладая международной правосубъектностью, весьма интересен для ряда государств, которые не имеют общих границ с государствами-членами ЕАЭС, но заинтересованы в расширении экономического сотрудничества, а в перспективе и в создании зоны свободной торговли (Тунис, Пакистан, Израиль).

ЕАЭС не является заключительным аккордом в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, возможен переход от данного объединения к более масштабному проекту - Евразийскому союзу, мощному наднациональному объединению4.

1 Общие рынки энергоресурсов ЕАЭС заработают с 1 января 2025 года. - https://www.alta.ru/ts_news/70111/

2 В ЕЭК утверждена дорожная карта электроэнергетического рынка ЕАЭС. - https://rg.ru/2020/06/22/v-eek-utverzhdena-dorozhnaia-karta-elektroenergeticheskogo-rynka-eaes.html

3 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 06.12.18 №18 «О формировании общего рынка газа Евразийского экономического союза». - https://docs.cntd.ru/document/551866201

4 Крылова Д.О. Пути развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) // Вестник современных исследований. 2017. -№ 6-1 (9). - С. 209-212.

Сейчас ЕАЭС представляет собой привлекательный рынок с населением, превышающим 170 миллионов человек, развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой, что делает данное объединение выгодным экономическим партнером. По сути данный Союз является мостом между Европой и Азиатским регионом и увеличивающийся оборот товаров и услуг между Востоком и Западом повышает значимость ЕАЭС в современном мире.

В декабре 2020 года в рамках ЕАЭС приняты Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года1. В рамках реализации этих стратегических направлений планируется повышение роли ЕАЭС в мировых экономических процессах и обеспечение экономического роста. Указанными направлениями развития предусмотрено более 300 мер по развитию экономических интеграционных процессов, что потребует разработки и принятия более 250 нормативных актов в рамках ЕАЭС2.

Реализация стратегии позволит обеспечить условия для внедрения единых цифровых технологий, единое администрирование таможенных процедур, расширит компетенцию ЕЭК и предоставит дополнительные полномочия Суду ЕАЭС.

Несмотря на распространение COVID-19 в рамках Союза создан механизм оперативного принятия решений в том числе по упрощению ввоза социально значимых товаров и товаров медицинского назначения. В апреле 2020 года на заседании Евразийского межправительственного совета утвержден комплекс стабилизационных мер в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-193.

Также в 2020 году началась реализация нескольких важнейших проектов в рамках ЕАЭС, прежде всего цифро-визация информации обо всех транспортных грузах и средствах их перевозки, экипажах и сопроводительных документов на всей территории ЕАЭС, что приведет к росту налоговых отчислений и сделает практически нереальной перевозку контрафактной продукции.

Реализация проекта «Работа без границ» позволит государствам членам ЕАЭС создать наднациональную цифровую систему, позволяющую соискателям осуществлять поиск работы на всем пространстве ЕАЭС и содействующую борьбе с нелегальной миграцией4.

«Надеюсь, что «Работа без границ» станет одним из инструментов восстановления нашего общего рынка труда от последствий пандемии коронавируса. По сути это первый шаг к созданию полноценной цифровой экосистемы в сфере занятости граждан ЕАЭС», - заявил министр экономического развития России Максим Решетников5.

Проект евразийской промышленной кооперации позволит вовлечь малые и средние предприятия в производственные процессы крупных компаний и будет способствовать продвижению их продукции в третьи страны.

За годы, прошедшие с момента создания ЕАЭС, в рамках данной организации создан большой блок норм регионального права, регулирующего различные аспекты от движения товаров и услуг до таможенных формальностей в рамках данного объединения.

Согласно статистическим данным, в последние три года происходит ежегодное увеличение торговли товарами между государствами членами ЕАЭС6.

Помимо успешного взаимодействия между государствами членами ЕАЭС данное объединение активно сотрудничает с иными государствами, которые пока не являются членами указанной организации. Так, между ЕАЭС и Сингапуром подписано соглашение о создании зоны свободной торговли7. Также вступило в силу соглашение о зоне свободной торговле с Исламской республикой Иран8.

Сегодня очевидно, что евразийская интеграция на территории бывшего СССР была предопределена стремлением данных государств развивать сложившиеся экономические связи. В перспективе в рамках ЕАЭС произойдет объединение крупных отраслевых предприятий во всех странах участницах, поскольку именно такие транснациональные корпорации могут более успешно противостоять деструктивным экономическим процессам, вести конкурентную борьбу на мировых рынках и участвовать в крупных инфраструктурных проектах.

Уже сейчас доля расчетов в национальных валютах в рамках ЕАЭС превышает 70%, что неизбежно поставит вопрос о создании собственной платежной системы в рамках ЕАЭС9.

О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. -https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228321/err_12012021_12

2 Евразийская интеграция в цифрах. - https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/raz vitie_evraziyskoy_integracii/

3

Страны ЕАЭС утвердили комплекс мер по стабилизации экономики в условиях распространения СОУГО-19. -https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/strany_eaes_utverdili_kompleks_mer_po_stabilizacii_ekonomiki_v_uslo viyah_rasprostraneniya_covid_19.html

4 Выступление Михаила Мишустина на заседании Евразийского межправительственного совета. - http://government.ru/ news/40033/

5 В ЕАЭС запущен первый цифровой проект «Работа без границ». - https://www.economy.gov.ru/material/news/v_eaes_ zapushchen_pervyy_cifrovoy_proekt_rabota_bez_granic.html

6 Статистика внешней и взаимной торговли товарами. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ tradestat/Pages/default.aspx

7 Соглашения о свободной торговле. - https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_tor govle/singapur/

8 https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_torgovle/iran/

9 Расчеты в нацвалютах в ЕАЭС постоянно растут, рубль доминирует. - https://www.alta.ru/ts_news/78205/

Президент Российской Федерации В.В. Путин не раз подчеркивал, что евразийский интеграционный процесс в рамках ЕАЭС приведет к созданию объединения более высокого порядка - к Евразийскому союзу1. Наглядным примером возможной более углубленной экономической интеграции может стать Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь.

Посол Республики Беларусь Владимир Семашко заявил, что интеграционные процессы в Союзном государстве в сфере экономики, в рамках которых планируется создать единый рынок нефтепродуктов, электроэнергии, а также унифицировать таможенное и налоговое законодательство должны быть завершены до 1 января 2022 года2. В рамках углубленной экономической интеграции должны быть разработаны единые принципы банковского и финансового надзора, унификация валютного контроля и создание единого режима защиты инвестиций. В рамках Союзного государства прорабатывается вопрос о разработке Основ гражданского законодательства Союзного государства и создание единой системы учета собственности3.

Такой пример успешной экономической интеграции может ускорить интеграционные процессы как в рамках ЕАЭС, так и на уровне иных региональных интеграционных объединений.

ЕАЭС успешно взаимодействует с множеством международных организаций по глобальным проблемам миропорядка, в том числе по проблемам экологии, поддержания мира и устойчивого развития.

В рамках достижения Целей в области устойчивого развития ООН до 2030 года странами ЕАЭС предпринимаются эффективные меры по достижению качественного и устойчивого экономического роста в том числе посредством цифровизации национальных экономик и полноценной координации промышленной политики стран ЕАЭС4.

В марте 2021 года достигнута договоренность с Европейской экономической комиссией ООН о совместной работе по цифровизации транспортных коридоров и вопросам развития электронной торговли. С Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) продолжена совместная работа, связанная с предложениями по защите прав потребителей и устранению нетарифных барьеров5.

ЕАЭС стало первым региональным объединением, представившим на Политическом форуме высокого уровня Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) доклад по достижению Целей устойчивого развития в рамках региона ЕАЭС6.

В настоящее время ЕАЭС стремится к укреплению экономических отношений с Европейским Союзом, который остается главным внешнеторговым партнером ЕАЭС7. Вместе с тем санкционное давление со стороны ряда западных государств осложнило интеграционное взаимодействие с ЕС.

Конструктивные дискуссии по вопросам взаимодействия между ЕАЭС и ЕС прошли в 2019 году в Брюсселе в рамках форума «Первый диалог: соединяя Евразию - от Атлантики до Тихого океана»8. В ходе данного Форума была подчеркнута необходимость поиска совместного решения актуальных проблем и необходимость ориентироваться на взаимовыгодное сотрудничество. Также была подчеркнута эффективность взаимодействия стран ЕАЭС на международной арене9. В рамках Форума заявлялось о необходимости расширения экономического сотрудничества между ЕС и ЕАЭС, поскольку это способствует развитию многих отраслей экономики и обеспечивает доверие на межгосударственном уровне.

В перспективе ЕАЭС необходимо отрегулировать взаимодействие государств в условиях чрезвычайных ситуаций. Пандемия СОУГО-19 оказала крайне негативное влияние на мировую экономику и на экономические процессы в странах ЕАЭС. Карантинные мероприятия привели к сокращению товарооборота и снизили взаимную инвестиционную активность. Данное обстоятельство привело к тому, что доля взаимных инвестиций стран ЕАЭС составила

2,37%10.

С начала пандемии Евразийская экономическая комиссия принимала все меры по борьбе с эпидемией и снижению негативных факторов, связанных с карантинными мероприятиями по всему миру. Так, в марте 2020 года был введен запрет на вывоз из всех стран ЕАЭС средств индивидуальной защиты, продукции медицинского назначения, и

1 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2011. - № 10. - С. 10-14.

2 Интеграция с Россией за год. - https://jpgazeta.ru/integracziya-s-rossiej-za-god-pochemu-belorussiya-reshila-zadat-sprinterskij-

temp/

3 Россия и Белоруссия намерены в 2021 году перейти на единый Налоговый кодекс и не только. -https://www.kommersant.ru/doc/4094365

4 ЕЭК продолжит работу по содействию реализации ЦУР ООН в странах ЕАЭС. - http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/25-11-2019-3.aspx

5 Андрей Слепнев обсудил с главами организаций системы ООН в Женеве совместную работу над экономическими вызовами современного мира. - http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/29_03_2021-3.aspx

6 Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза 2018 год. - http:// http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/Доклад о реализации основных направлений интеграции - 2018.pdf

' Евразийская экономическая интеграция-2020. - М.: ПУБЛИКАЦИИ ЕАБР, 2020. - 80 с.

8 О первом диалоге «Соединяя Евразию - от Атлантики до Тихого океана». - https://belgium.mid.ru/novosti-nauki-i-obrazova nia/-/asset_publisher/P4m2lBXALffn/content/o-pervom-dialoge-soedinaa-evraziu-ot-atlantiki-do-tihogo-okeana-?inheritRedirect=false

9 В Брюсселе обсудили перспективные направления сотрудничества стран Евразийского сообщества. - https://roscongress. org/news/promising-areas-of-cooperation-between-eurasian-community-countries-discussed-in-brussels/

10 ЕАЭС во время пандемии. - https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/eaes-vo-vremya-pandemii/

установлен запрет на вывоз за пределы ЕАЭС ряда товаров первой необходимости в том числе риса, готовой продукции из гречки, семян подсолнечника и ряда иных товаров1.

В условиях борьбы с пандемией страны ЕАЭС взяли курс на дальнейшее углубление экономической интеграции и создание условий для импортозамещения продукции агропромышленного комплекса и товаров первой необходимости. Таким образом ЕАЭС продемонстрировал способность данной организации системно справляться с кризисными явлениями.

Вместе с тем представляется целесообразным создание в рамках ЕАЭС единого фонда, средства которого могли бы оперативно выделяться по заявке страны-члена ЕАЭС на борьбу со стихийными бедствиями или техногенными катастрофами.

В рамках Европейского союза Фонд солидарности ЕС (Би8Б) создан в 2002 году для оказания финансовой помощи государствам членам ЕС при масштабных чрезвычайных ситуациях. Так из средств Фонда содействия ЕС в 2009 году Италии было выделено более 500 миллионов евро на ликвидацию последствий землетрясения в регионе Абруццо. В 2020 году 17 государствам членам ЕС было выделено из средств данного фонда более 300 миллионов евро на борьбу с «СОУГО-19»2.

Соответственно наличие аналогичного фонда в странах ЕАЭС позволит государствам-членам более успешно ликвидировать любые чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера на территории этих стран.

В заключение стоит отметить, что за годы своего существования ЕАЭС показал себя как успешное региональное объединение, обеспечивающее экономическую безопасность Большой Евразии и развитие собственных экономик, и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне.

1 Взаимопомощь и системный подход стран ЕАЭС в борьбе с коронавирусом. - https://news-front.info/2020/04/21/vzaimopo moshh-i-sistemnyj-podhod-stran-eaes-v-borbe-s-koronavirusom/

2 Латвия получит 1,18 млн. евро для борьбы с Covid-19. - https://bb.lv/statja/covid-19/2021/05/19/latviya-poluchit-118-mln-evro-dlya-borby-s-covid-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.