Научная статья на тему 'ЕАЭС: УРОКИ ПАНДЕМИИ'

ЕАЭС: УРОКИ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1259
714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
интеграционные процессы / ЕАЭС / глобальный кризис / национальное государство / эффективное управление / миграционная проблема / карантинно-ограничительная модель / перспективы развития / степень интеграции / полицентризм / технологическое лидерство / integration processes / EAEU / global crisis / nation state / effective management / migration problem / restrictive quarantine model / development prospects / development prospects / integration level / polycentrism / technological leadership

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонид Эдуардович Слуцкий, Елена Александровна Худоренко

В статье проводится анализ влияния пандемии вируса COVID-19 на формирование и осуществление интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе, чья деятельность является стратегически значимой для внешней политики России. Для создания более точных прогностических оценок качества и эффективности интеграции в евразийском регионе, авторы проводят исследование интеграционных процессов исходя из трех временных периодов: 1. Развитие интеграции в ЕАЭС до пандемии; 2. Осуществление и ее результативность во время пандемии; 3. Возможные сценарии развития после пандемии. Авторы также рассматривают состояние современных международных отношений, вызовы и проблемы, стоящие перед ЕАЭС, перспективы развития и дают рекомендации по совершенствованию деятельности Союза в качестве одного из ведущих интеграционных объединений мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонид Эдуардович Слуцкий, Елена Александровна Худоренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAEU: PANDEMIC TAKEAWAYS

The article analyzes the effect of COVID-19 pandemic on development and implementation of integration processes in the Eurasian Economic Union, which performs activities of strategic importance for the foreign policy of Russia. In order to fi gure out more precise predictive appraisals of quality and effectiveness of integration in the Eurasian region, the authors perform a research of integration processes based on 3 periods of time: 1. Development of integration processes in the EAEU before the pandemic, 2. Performance and resulting quality thereof during the pandemic, 3. Possible course of events scenario after the pandemic. The authors review current state of international relations, challenges and issues that EAEU is facing, prospects for further development and suggest recommendations on enhancing the organization’s activities.

Текст научной работы на тему «ЕАЭС: УРОКИ ПАНДЕМИИ»

001: 10.24411/2221-3279-2020-10053

ЕАЭС: УРОКИ ПАНДЕМИИ

Леонид Эдуардович Слуцкий

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Москва, Россия

Елена Александровна Худоренко

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Москва, Россия

Информация о статье:

Поступила в редакцию:

13 июня 2020

Принята к печати:

3 сентября 2020

Об авторах:

Слуцкий Л.Э.., д.э.н.,

МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: [email protected]

Худоренко Е.А., к.п.н.,

доцент, МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: [email protected]

Ключевые слова:

интеграционные процессы; ЕАЭС; глобальный кризис; национальное государство; эффективное управление; миграционная проблема; карантинно-ограничительная модель; перспективы развития; степень интеграции; полицентризм; технологическое лидерство

Представляя собой мощнейший кризис, пандемия несет в себе риски дезинтеграции для мировых и региональных экономик. Вот почему многих исследователей интересует вопрос, что будет с интеграционными объединения после завершения эпидемии. Однако одного определенного ответа на этот вопрос не существует. Анализ высказываний на данную тематику указывает на то, что мнения экспертов сильно разняться. Одни полагают, что пандемия ведет к ослаблению интеграционных объединений (Д. Иста-

Аннотация: В статье проводится анализ влияния пандемии вируса ООУШ-19 на формирование и осуществление интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе, чья деятельность является стратегически значимой для внешней политики России. Для создания более точных прогностических оценок качества и эффективности интеграции в евразийском регионе, авторы проводят исследование интеграционных процессов исходя из трех временных периодов: 1. Развитие интеграции в ЕАЭС до пандемии; 2. Осуществление и ее результативность во время пандемии; 3. Возможные сценарии развития после пандемии.

Авторы также рассматривают состояние современных международных отношений, вызовы и проблемы, стоящие перед ЕАЭС, перспективы развития и дают рекомендации по совершенствованию деятельности Союза в качестве одного из ведущих интеграционных объединений мира.

фьев), или даже - к «развалу» некоторых из них (И. Пшеничников, Д. Сорос, Марин Ле Пен). Другие уверены, что после эпидемии все связи будут восстановлены (С. Прит-чин). Третьи полагают, что интеграция сохранится, но ее ждут испытания на прочность (С. Рекеда).

Попробуем и мы разобраться в данном вопросе, стратегически важном для любого интеграционного объединения, и сделать свой собственный прогноз для Евразийского экономического союза, чья деятельность яв-

ляется приоритетном для внешней политики России. Для того чтобы сделать прогноз максимально точным, разобьём исследование интеграционных процессов в регионе на три временных периода: 1. До пандемии; 2. Во время пандемии; 3. После пандемии.

До пандемии

С момента начала процесса интеграции на постсоветском пространстве прошло двадцать шесть лет и - пять после создания Евразийского экономического союза. Подводя итоги развития интеграции, на заседании Высшего евразийского экономического совета в мае 2019 г. в Нур-Султане президенты стран-членов ЕАЭС отметили, что объединенными усилиями удалось продвинуться в реализации всех приоритетов ЕАЭС и добиться серьезных успехов.

"Сегодня Евразэс - это эффективное интеграционное объединение, деятельность которого строится на принципах равноправия, взаимной выгоды и уважения интересов друг друга", - заявил в своем выступлении Президент России В. Путин1. Подтверждением чему стали постоянно возрастающие процессы сотрудничества стран-участниц Союза. Так, за шесть лет функционирования Союза интеграция углубилась во всех направлениях, улучшились многие ключевые для экономик государств-членов показатели.

Произошел рост взаимной и увеличение объема внешней торговли, возросли темпы прироста объемов производства и продукции сельского хозяйства. Наблюдалось увеличение объема ВВП по ЕАЭС в целом и по каждому из государств-членов в отдельности. Общий рынок, сформированный в рамках ЕАЭС, охватил более 180 миллионов потребителей. Повсеместно обеспечивалась свобода движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала2.

1 Заседание Высшего Евразийского экономического совета (The Meeting of the Supreme Eurasian Economic Council). Mode of access: http://special.kremlin.ru/events/president/ news/60597

2 Заседание Высшего Евразийского экономического совета (The Meeting of the Supreme

На высоком уровне держался интерес к деятельности ЕАЭС в международном пространстве. Приоритетными партнерами для ЕАЭС в 2019 г. были страны СНГ, ЕС, Китай, а также государства, с которыми были заключены или проходили переговоры по заключению меморандумов о сотрудничестве, такие как - Сингапур, Камбоджа, Таиланд, Куба, Чили, Перу, Иордания, Марокко, Фарерские острова, Республика Молдова. При этом упор во взаимодействии с иностранными государствами делался на использование инструментов «мягкой силы». Предполагалось, что взаимодействие будет осуществляться путем целенаправленной работы по популяризации идеи евразийской экономической интеграции, проведения ряда мероприятий, раскрывающих значимость интеграционных процессов и тех возможностей, которые открывает единый рынок Союза3.

Большое внимание со стороны евразийского экономического союза было привлечено к странам, участвующим в переговорам по зонам свободной торговли. В частности -к Вьетнаму, Сингапуру Израилю, Египту, Индии, Сербии. В список приоритетов ЕАЭС также входили международные организации, и региональные экономические объединения такие как: ООН и ее региональные экономические комиссии, ОБСЕ, ШОС, АТЭС, а АСЕАН, МЕРКОСУР и т.п.4

Eurasian Economic Council). Mode of access:

http://special.kremlin.ru/events/president/ news/60597

3 Мешкова T.A.,Изотов B.C., ДемидкинаО.В., Коф-нер Ю.К. ЕАЭС в меняющемся reononHTmecKOM контексте: приоритеты международного сотрудничества. // Вестник РУДН. Серия политология. 2019. Том 21. № 1. С. 7-33. [Meshkova, T.A.; Izotov, V.S.; Demidkina, O.V.; Kofner, Yu.K. EAES v menyayushchemsya geopoliticheckom kontekste: prioritety mezhdunarodnogo sotrudnichestva (EAEU in a Changing Geopolitical Context: International Cooperation Priorities). // Bulletin of the RUDN University. Journal of Political Science, 2019, Vol. 21 No. 1, pp. 7-33.]

4 Итоги ВЕЭС: одобрены программы формирования общих рынков газа, нефти и нефтепро-

дуктов, подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС (VEES Results: Approved the Formation of Common Markets for Gas, Oil and Oil Products, Signed a Declaration on the further Development

Однако было бы неправильно заявить, что интеграционные процессы в евразийском регионе до пандемии развивались без каких-либо проблем. Все это время существование Союза проходило в период достаточно сложной международной обстановки, сильнейших геополитических потрясений, санкций, кризисных явлений и снижения темпов роста мировой экономики. Имело место и одновременное существование разно-векторных процессов: интеграции и сил ей противодействующих, осложняющих деятельность ЕАЭС, способствующих формированию внешних и внутренних проблем и противоречий. Более того, некоторые внутренние противоречия, имеющиеся в ЕАЭС, зачастую определялись сиюминутными экономическими императивами, которые ставились выше общесоюзных интересов. Существовали и вполне объективные барьеры экономического плана, периодически возникающие в работе интеграционного объединения. Так, к примеру, по данным евразийской экономической комиссии на ко -нец марта 2019 г. насчитывалось 71 препятствие, так или иначе затрудняющее работу общего рынка ЕАЭС5.

Между тем все это не оказывало существенного влияния на качество интеграционных процессов в регионе. Проблемы, собственно, как вызовы и сопутствующие им дезинтеграционные процессы, есть и будут существовать в любом развивающемся интеграционном образовании, представляя собой сопровождающий развитие фактор роста. В целом же до начала пандемии вектор развития ЕАЭС был направлен в сторону укрепления и расширения интеграционного потенциала объединения.

of Integration Processes within the EAEU). Mode of access: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/07_12_2018_1.aspx 5 Евразийский союз описал мечту об интеграции. ЕЭК разработала план снятия барьеров на пути к общему рынку // Коммерсантъ. 2019. № 114 (6594). С. 2. [Evraziiskii soyuz opisal mechtu ob integratsii. EEK razrabotala plan snyatiya bar'erov na puti k obshchemu rynku (The Eurasian Union Described the Dream of Integration. EEK Has Developed a Plan to Remove Barriers to a Common Market) // Kommersant, 2019, No. 114 (6594), p. 2.]

Во время пандемии

Являясь, по сути, обстоятельством непреодолимой силы, пандемия, формирует глобальный кризис, имеющий ряд ключевых особенностей, так или иначе воздействующих на каждое государство мира. М. Ореш-кин выделил следующие черты пандемии6:

1. Синхронность воздействия. Вирус оказывает влияние синхронно на все государства мира.

2. Скорость воздействия. Скорость распространения вируса СОУШ-19 чрезвычайно высока. За несколько месяцев он практически покорил весь мир.

3. Падение мирового ВВП. В результате применения жестких мер социального дистанцирования происходит снижение экономик большинства стран мира в среднем на 2% ВВП ежемесячно, сокращение международной торговли на 15%-35%7.

Полагаем, что к вышеприведенным показателям необходимо также добавить:

4. Системность влияния. Вирус оказывает системное воздействие на все стороны человеческой жизни.

5. Укрепление роли национального государства. Многие российские и зарубежные исследователи уверены, что под воздействием пандемии происходит крах глобализации при росте влияния национального государства

6 Орешкин назвал три ключевые особенности кризиса из-за коронавируса (Oreshkin Named Three Key Features of the Crisis due to Coronavirus). Mode of access: https://www.rbc.ru/economics/25/ 04/2020/5ea402079a79471cceb381f3

7 ЕЭК рассматривает меры макроэкономической и денежно-кредитной политики для обеспечения экономической стабильности (ECE Considers Macroeconomic and Monetary Policy Measures to Ensure Economic Stability of Countries). Mode of access: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/14-04-2020-3.aspx

(А. Громыко8, А. Пушков9, В. May10, С. Уолт11, Б. Миланович12, В. Ильин, М. Морев13 и др.) И, действительно, если с первым еще можно поспорить, то второе - неоспоримо. Только реализация совместных усилий, координация деятельности и принятие целого пакета мер на государственном уровне могут способствовать победе над COVID-19.

6. Эффективность управления стала основополагающим фактором глобальной

8 Громыко А.А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2 (14). С. 5-13. [Gromyko, A.A. Koronavirus kak faktor mirovoi politiki (Coronavirus as a Factor in World Politics) // Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe RAS, 2020, No. 2(140), pp. 5-13.]

9 Пушков рассказал, как изменится мир после пандемии коронавируса (Pushkov Told How the World Will Change after a Pandemic). Mode of access: https://ria.ru/20200513/1571354799. html

10 На государство возлагаются главные надежды: Владимир May о возможных и невозможных последствиях пандемии для экономики // Коммерсантъ. 2020. № 61/П. С. 2. [Na gosudarstvo vozlagayutsya glavnye nadezhdy: Vladimir Mau o vozmozhnykh i nevozmozhnykh posledstviyakh pandemii dlya ekonomiki (The State Has the Highest Hopes. Vladimir Mau on the Possible and Impossible Consequences of a Pandemic for the Economy) // Kommersant, 2020, No. 61/P, p. 2.]

11 Каким будет мир после коронавирусной пандемии (What Will the World Be Like after a Coronavirus Pandemic). Mode of access: https://eadaily.com/ru/news/2020/03/23/foreign-policy-kakim-budet-mir-posle-koronavirusnoy-pandemii

12 Milanovic, Branko. The Real Pandemic Danger Is Social Collapse. As the Global Economy Comes Apart, Societies May, Too // Foreign Affairs, 2020, Vol. 99, No. 2. Mode of access: https:// www.foreignaffairs.com/articles/2020-03-19/ real-pandemic-danger-social-collapse

13 Ильин B.A., Морев M.B. Эффективность «руч-

ного» управления государством. Проверка на

прочность // Экономические и социальные

перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020.

Т. 13. № 2. С. 9-24 [Il'in, V.A.; Morev, M.V.

Effektivnost' «ruchnogo» upravleniya

gosudarstvom. Proverka na prochnost' (The

Effectiveness of "Manual" Government. Test of Strength) // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2020, Vol. 13, No. 2, pp. 9-24.]

конкуренции. Следует признать, что в условиях пандемии от качества управления и его результативности зависит целостность как национальных, так региональных и глобальных систем.

7. Усиление роли и значимости науки. В первую очередь в сферах медицины, биологии, социальных отношений.

8. «Взрывная» цифровизация коммуникаций с уходом в виртуальность как на бытовом, так и на государственном уровнях.

9. Превращением интернета в одну из базовых потребностей человеческого индивидуума, ведущую к трансформации окружающей нас реальности, имеющей далеко идущие последствия. Уже сейчас мы видим изменение понятий работы и образования.

Безусловно, все вышеперечисленные факторы действуют и на ЕАЭС, но для исследования влияния пандемии исключительно на евразийский экономический союз, необходимо рассмотреть внешние и внутренние риски, которые она несет для данного кон -кретного интеграционного объединения. К внешним рискам можно отнести14:

1. Падение экономической активности Евросоюза, сопровождающееся все усиливающейся с момента Вгехй угрозой дезинтеграции. Следует учитывать, что с одной стороны, ЕС это - своеобразная модель, на примере и ошибках которой учится евразийское сообщество15, с другой - крупнейший экономический партнер ЕАЭС, проблемы с которым влияют и на развитие последнего.

2. Замедление роста экономики Китая в апреле на 6,8% в годовом выражении16.

14 ЕЭК рассматривает меры макроэкономической иденежно-кредитнойполитики для обеспечения экономической стабильности (ECE Considers Macroeconomic and Monetary Policy Measures to Ensure Economic Stability of Countries). Mode of access: http://www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/Pages/14-04-2020-3.aspx

15 Лавров заявил, что ЕАЭС будет учитывать уроки ЕС в интеграционных вопросах (Lavrov Said That the EAEU Will Take into Account the Lessons of the EU in Integration Issues). Mode of access: https://tass.ru/politika/8293557

16 ВВП Китая в 1-м квартале снизился впервые с 1992 года [China's GDP in the 1st Quarter Declined for the First Time Since 1992]. Mode of access: http://www.finmarket.ru/news/5218125

Такого депрессивного состояния 2-ая экономика мира «не знала» с периода «культурной революции» конца 1970-ых. Между тем, именно на КНР приходится основная часть внешней торговли стран Союза.

3. Падение спроса на сырьевые товары и, как следствие, снижение цен на нефть. Данная проблема является весьма чувствительной для России и Казахстана, двух главных нефтяных держав ЕАЭС, чье развитие напрямую связано с эффективностью функционирования рынка углеводородов -одного из главных источников инвестиций и рентного капитала.

К рискам, воздействующим на Союз изнутри можно отнести следующие:

1. Углубление экономического кризиса государств-участниц ЕАЭС. Все проблемы с коронавирусом в первую очередь отражаются на экономике России, - убежден В. Путин17. Между тем, Россия, это страна, чья экономика является гарантом и основой экономического благополучия всего евразийского экономического образования. По данным национального рейтингового агентства возможный ущерб экономики России от пандемии может составить 17,9 триллионов рублей18. Минэкономразвития прогнозирует падение ВВП страны на 5%19, что близко к прогнозам МВФ - 4,5-5%20 и ЦБ РФ -

17 Путин: Все проблемы в связи с коронавирусом и энергоносителями отражаются на экономике РФ (Putin: All Problems Associated with Coronavirus and Energy Are Reflected in the Rus sian Economy). Mode ofacces s: http s ://1 prime. ru/state_regulation/20200317/831093960.html

18 Обзор HPA (Review of the National Rating Agency). Mode of access: http://www.ra-national. ru/ru/taxonomy/term/134

19 Минэкономразвития назвало сроки возврата экономики на докризисный уровень (The Ministry of Economic Development Has Announced the Timing of the Return of the Economy to a Pre-crisis Level). Mode of access: https://www.rbc.ru/economics/21/05/2020/5ec68 0839a7947c0c460eda1?from=from_main

20 МВФ предсказал наихудший спад мирового ВВП после Великой депрессии (IMF Predicts Worst Global GDP Decline after Great Depression). Mode of access: https:// https:// www.rbc.ru/economics/14/04/2020/5e95b6fa9a7 94742620aeabc

4-6%21. Но есть и более пессимистические сценарии. Так И. Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК Грант Торнтон, полагает, что в результате влияния пандемии ВВП России может упасть на целых 10-20%22.

В первую очередь это связано (и здесь мы обращаемся к предыдущей проблематике) с падением спроса на сырье и снижением цен на нефть. В бюджете России на 2020 г. была заложена цена нефти в 42,45$ за баррель. Тогда как 01.04.20 цена российской нефти упала до 10,54$ - минимального значения с марта 1999 г.23 По мнению Д. Марин-ченко, старшего директора группы по природным ресурсам агентства Fitch, цены на российскую нефть на рынке физических поставок во время пандемии могут уйти на отметку ниже 10 долларов за баррель24.

2. Следующей проблемой является миграционный вопрос - крайне серьезный для стран ЕАЭС. Вместе с развитием ЕАЭС развивались и трудовые связи с государствами евразийского пространства. Так, к примеру, в России до начала пандемии количество трудовых мигрантов составляло25:

- 2,1 млн граждан Узбекистана;

- 1,3 млн граждан Таджикистана;

- 700 тыс. граждан Кыргызстана;

- 105,3 тыс. граждан Казахстана;

21 ЦБ спрогнозировал падение ВВП России в 2020 году на 4-6% (The Central Bank Predicted a Fall in Russia's GDP in 2020 by 4-6%). Mode of access: https:// https://www.interfax.ru/ business/705889

22 Экономика может не пережить самоизоляцию [The Economy May not Survive Self-isolation]. Mode of access: https:// https://fingazeta.ru/ ekonomika/mirovaya_ekonomika/461117/

23 Urals подорожала в Северо-Западной Европе до $17,5 за баррель (Urals Rose in Northwest Europe to $17.5 Per Barrel). Mode of access: https:// https://www.interfax.ru/business/705265

24 В Fitch оценили влияние обвала WTI на стоимость российской нефти (Fitch Assessed the Impact of the WTI Collapse on the Price of Russian Oil). Mode of access: https://ria. ru/20200420/1570323286.html

25 Евразийский союз: испытание коронавирусом (Eurasian Union: Coronavirus Test). Mode of access: https:// https://www.ritmeurasia.org/ news--2020-03-24--evrazijskij-sojuz-ispytanie-koronavirusom-48100

Успешно осуществляя трудовую деятельность, мигранты укрепляли экономику стран доноров, высылая на родину26:

- Граждане Узбекистана около $4 млрд;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Таджикистана - $2,5 млрд;

- Киргизии - $2,4 млрд;

Закрытие границ и иные карантинные ограничения, введенные в результате пандемии, привели к тому, что многие из трудовых мигрантов оказались в достаточно тяжелой ситуации натерритории государств-участниц Союза. Сколько сейчас в России мигрантов, выяснить сложно. По данным МВД и Федерация мигрантов: от девяти до 11 миллионов человек27. Сложившаяся в этих условиях ситуация может способствовать появлению целого ряда негативных последствий:

- росту дополнительной нагрузки на ресурсы принимающих стран;

- росту безработицы среди мигрантов и населения принимающих стран;

- возможности социальных взрывов и радикализации настроений.

3. В условиях пандемии проявила себя еще одна проблема, связанная со столкновением применяемых контрольно-ограничительных мер и правовой базы Союза. Возникшее противоречие спровоцировало недовольство лидеров стран-партнерови стало причиной ряда высказываний о недостаточной помощи и ее ненадлежащем качестве (к примеру, в случае с тест-системами), а также о сокращении экономических возможностей России28. Одновременно с этим выявилось недоработанность законодательства в области экономического и промыш-

26 Ibid.

27 Куца денутся трудовые мигранты в период массовой самоизоляции (Where Will Migrant Workers Go during the Period of Mass Isolation). Mode of access: https:// https://ria. ru/20200403/1569510481.html

28 Лукашенко обругал партнеров по ЕАЭС за рассогласованность действий в борьбе с COVID-19 (Lukashenko Scolded Partners in the EAEU for

the Inconsistency of Actions in the Fight Against COVID-19). Mode of access: https://www. znak.com/2020-04-14/lukashenko_obrugal_ partnerov_po_eaes_za_rassoglasovannost_ deystviy_v_borbe_s_covid_19

ленного сотрудничества стран, слабость логистических цепочек и механизмов финансовых взаиморасчетов.

Как видим, проблемы в ЕАЭС во время пандемии есть. Собственно, как уже было отмечено, они были и до нее. Между тем, все перечисленные внутренние проблемы ЕАЭС не только решаемы, но и решаются уже сейчас. Само же наличие таковых проблем указывает на «живую» природу объединения, его рост и совершенствование. Беспроблемного развития не бывает, в то время как именно проблемы и вызовы способствуют формированию действенных инструментов и механизмов реализации эффективного развития.

Анализируя различные высказывания, надо понимать, что недовольство недовольству рознь. «Нет предела совершенству, -указывает министр иностранных дел России С.Лавров, - Но если в Киргизии распространяются мнения о том, что надо что-то менять (в ЕАЭС), я не исключаю, что это... отражения конкуренции за Центральную Азию, в которую активно вступили наши западные коллеги»29.

Наличие же различных высказываний, не идущих в разрез с основополагающими принципами ЕАЭС, не противоречит логике единения. В столкновении мнений рождается истина, укрепляющая позиции Союза. По сути это - не что иное, как - еще одно условие нормального роста.

Решается и проблема трудовых мигрантов. Так, если говорить о России, то в апреле президент подписал указ, регулирующий правовое положение иностранцев в России. Изменены сроки временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства в стране, а также сроки, на которые они должны быть поставлены на учет или зарегистрированы по месту жительства. Они продлены с 15 марта по 15 июня. Появилась возможность найма иностранных граждан без наличия у них патента или разрешения на ра-

29 Лавров: Москва не намерена вводить пограничный режим с Беларусью (Lavrov: Moscow Does not Intend to Introduce a Border Regime with Belarus). Mode of access: https:// rg.ru/2020/04/21/lavrov-moskva-ne-namerena-vvodit-pogranichnyj-rezhim-s-belarusiu.html

боту, а также - увеличения срока действия патента после его завершения еще на 93 дня. От агентства стратегических инициатив правительству России поступило предложение уравнять мигрантов и россиян в социальных правах с тем, чтобы они могли получать пособия по безработице, а также ряд других льгот и выплат в рамках поддержки работников организаций на фоне борьбы с коронавирусом. С 5 мая в России стартовала открытая благотворительная инициатива «#ПомощьЕСТЬ!». Организаторами акции выступили управляющий партнер компании First Nation Societe Bancaire, сооснователь благотворительного фонда «Друзья» Ян Яновский и член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Давид Якобашвили.

Реализуется и работа по восстановлению экономик стран-членов евразийской интеграции. Со стороны государства осуществляются все возможные меры вплоть до беспрецедентных по поддержанию национальных хозяйств и развитию экономического благополучия: от выделения адресной помощи наиболее уязвимым гражданам, до льгот и предоставления средств бизнесу и системообразующим предприятиям.

Однако, несмотря на все принимаемые меры, наличие внутренних и внешних рисков, а также вызывающих их проблем оказывает значительное давление на интеграционные процессы, протекающие в евразийском пространстве. Для борьбы с ними необходима объединенная работа всех стран Союза.

Между тем, следует помнить, что в настоящее время основной проблемой для ЕАЭС является сама эпидемия COVID-19. Существует две базовые модели борьбы с коронавирусом в странах ЕАЭС. Одна из них - точечная, осуществляемая в Баларуси, другая - карантинно-ограничительная, применяемая остальными странами ЕАЭС. Выбор модели определяется приоритетами стран. Модель Беларуси направлена в первую очередь на сохранение и поддержание экономики страны в период кризисных явлений. Она вызвана опасениями, что после пандемии мир может стать другим. «Боюсь, чтобы нас не переделили без войны, - заявил президент страны А.Г. Лукашенко во

время интервью представительству межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Белоруссии30.

Карантинно-ограничительная модель является более затратной, но в тоже время - максимально гуманистической. В первую очередь она направлена на сохранение населения национальных государств. Последствия применения модели мы видим в России на примере одной из самых низких смертностей от коронавируса в мире. Более того, по мнению премьер-министра России М. Мишустина, принятые меры помогли стране избежать крайне негативных сценариев развития31.

Однако следует понимать, что закрытием границ, блокпостами и запретом транспортных сообщений можно бороться лишь с последствиями уже повсеместно распространившейся эпидемии. Вирусы не знают границ. В этих условиях само собой напрашивается объединение усилий всех государств и развитие сотрудничества в целом. Вот почему политическая стратегия ЕАЭС во время пандемии очень проста, она направлена от разрушения, причиняемого вирусом государствам - членам Союза, к созиданию, которое может дать только совместная борьба с общим врагом.

19 марта приказом Председателя Коллегии ЕЭК М. Мясниковича был создан координационный совет по мониторингу ситуации, связанной с предотвращением распространения коронавирусной инфекции, и выработке мер оперативного реагирования. Совет осуществляет взаимный обмен информацией, содействует активизации работы и реализации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения стран Союза.

14 апреля по инициативе А. Лукашенко был проведен высший евразийский эконо-

30 Лукашенко заподозрил страны в желании «переделить мир» из-за COVID-19 (Lukashenko Suspected Countries of "Redistributing the World" because of COVID-19). Mode of access: https://ria.ru/20200402/1569499395.html

31 Мишустин заявил, что стране удалось избежать самых негативных сценариев пандемии (Mishustin Said that the Country Managed to Avoid the most Negative Pandemic Scenarios). Mode of access: https://life.ru/p/1324767

мический совет (ВЕЭС). Выступая на совете, Президент России В. Путин заявил, что считает крайне востребованным тесное сотрудничество между государствами ЕАЭС, особо подчеркнув, что методы борьбы с пандемией должны быть разумными и пропорциональными и не приводить к разрыву наработанных десятилетиями кооперационных связей32.

Главным лейтмотивом встречи стало отчетливое понимание того, что в условиях кризиса именно интеграция является основным достижением ЕАЭС, способом преодолеть последствия пандемии и снизить риски ее воздействия на страны-партнеры «Мы твердо уверены в том, что преимущества интеграции помогут нашим странам и народам достойно справиться с этим испытанием», - сказано в совместном заявлении по итогам рабочей встречи ВЕЭС33.

Лидеры стран подтвердили свою готовность к продолжению сплоченной работы для устранения негативных последствий пандемии СОУГО-19, сохранению достигнутого уровня интеграционного сотрудничества и дальнейшего экономического развития государств-членов Евразийского экономического союза.

По итогам работы ВЕЭС были приняты основополагающие решения, охватывающие все стороны жизнедеятельности государств-партнеров. Рассмотрим их:

- Укрепление систем здравоохранения, проведение совместных научных исследований в области разработки средств профилактики, диагностики и лечения инфекций, совершенствование алгоритмов взаимодействия при реагировании на эпидемии.

- Профилактика и предотвращение распространения СОУШ-19 при сохранении принципа свободы передвижения товаров, включая социально значимые товары, продукты питания, медицинское оборудование, средства индивидуальной защиты.

32 Вирус продолжает вносить коррективы (The Virus Continues to Make Adjustments). Mode of access: https://politanalitika.ru/posts/2020/04/15/ virus-prodolzhaet-vnosit-korrektivy.html

33 Вирус продолжает вносить коррективы (The Virus Continues to Make Adjustments). Mode

of access: https://politanalitika.ru/posts/2020/04/15/

virus-prodolzhaet-vnosit-korrektivy.html

- Укрепление экономического сотрудничества стран, в т.ч. снижение влияния негативных факторов, умение действовать в условиях неопределённости на мировых рынках.

- Сохранение стабильности функционирования внутренних рынков, в т.ч. освобождение от уплаты пошлин и запрета на вывоз из ЕАЭС некоторых товаров.

- Поддержка граждан, бизнеса и системообразующих предприятий для преодоления негативных последствий, включающая в себя налоговые отсрочки, кредитные и арендные каникулы, перенос выплат страховых взносов, мораторий на штрафы и банкротство и пр.

Воспринимая пандемию как испытание для ЕАЭС, премьер-министр Республики Армения Н. Пашинян подчеркнул, что готовность стран к сотрудничеству и взаимной поддержке в эти дни свидетельствует о том, что интеграция в евразийском регионе состоялась и имеет большой потенциал развития34. И, действительно, несмотря на сложную обстановку все органы ЕАЭС в этот период не только работали на преодоление кризиса, вызванного вирусом COVID-19, но и продолжали свою рутинную, ежедневную деятельность по продвижению интеграционной повестки объединения. К примеру, уже 19 мая на саммите ЕАЭС был в целом одобрен проект стратегических направлений экономического развития евразийской интеграции до 2025 года. Планируемая стратегия развития должна заложить основу для активизации процессов импортозамещения в странах ЕАЭС, развития промышленной локализации и продвижения совместных инициатив с высокой интеграционной составляющей.

Таким образом, интеграция в период пандемии не замедлилась ни на миг. Наоборот, весь Союз и каждое государство в от-

34 Главы государств ЕАЭС поручили Правительствам и Центробанкам координировать меры по борьбе с COVID-19 (The EAEU Heads of State Instructed Governments and Central Banks to Coordinate Measures to Combat COVID-19). Mode of access: https://www.economy.gov.ru/ material/news/ekonomika_bez_virusa/glavy_ gosudarstv_eaes_poruchili_pravitelstvam_i_ centrobankam_koordinirovat_mery_po_ borbe s covid 19.html

дельности оказались мобилизованы и сориентированы на эффективную совместную работу. Тем более значимую, что надеяться на помощь можно только от самих себя. Так, предложение России о снятии санкционных ограничений вызвало бурную реакцию со стороны США, ЕС, Великобритании, Украины и Грузии, заблокировавших в начале апреля на Генеральной ассамблее ООН проект российской резолюции об отмене санкций, мешающим странам противостоять пандемии коронавируса. Через несколько дней Евросоюз еще и показательно одобрил абсолютно неприемлемую, антигуманистическую в период эпидемии, антироссийскую политику. "Санкции Запада против России не препятствуют борьбе российской стороны с коронавирусом COVID-19, поэтому вопрос об их отмене стоять не должен, независимо от течения пандемии", - заявил Питер Стано, официальный представитель Еврокомиссии35.

На данную противоестественную позицию не способны повлиять ни огромное число заболевших, ни высокая смертность от вируса, даже в тех же самых странах, что выступают против смягчения внешнеполитической обстановки в мире, ни поддержка со стороны Генерального секретаря ООН А. Гуттереша обращения о необходимости отмены односторонних санкций на фоне пандемии коронавируса, направленного парламентским организациям, политикам США и Евросоюза от лица председателя Комитета по международным делам ГД РФ.

В период пандемии ярко высветились, приобретя поистине грандиозный размах, вялотекущие до сих пор проблемы современных международных отношений, определяемые политикой национализма и протекционизма, сопровождающейся достаточно агрессивными попытками снижения влияния международных правительственных организаций. Так, к примеру, в середине апреля США объявили о прекращении финансирование ВОЗ. Это было сделано

35 COVID-19 как предлог: в Евросоюзе одобрили санкции против России (COVID-19 as an Excuse: EU Approves Sanctions against Russia). Mode of access: https://www.gazeta.ru/ business/2020/04/06/13038445.shtmlhtml

тогда, когда весь мир больше всего нуждался в активизации деятельности всемирной организации, а сама ВОЗ заявляла о нехватки $900 млн для эффективной борьбы с COVID-1936. Достаточно вспомнить, что подобные действия со стороны национальных государств по отношению к Лиге наций (еще к одной МПО) происходили и в первой половине XIX века. Общеизвестно, к чему это привело. В этих условиях совершенно ясно, что никакие предложения со стороны ООН, связанные с поддержкой чрезвычайно востребованных начинаний России, ее помощь другим страна, или же позитивные примеры со стороны ЕАЭС (кроме контрпродуктивной критики деятельности Союза) пока не смогут быть ни услышаны, ни поддержаны, а уж тем более, реализованы.

Будет ли на практике реализован сценарий американского политолога Я. Брем-мера, директора крупнейшего международного консалтингового агентства по исследованию политических рисков Eurasia Group, о формировании многополярного мира G-Zero37, способного взорваться новыми геополитическим конфликтами на фоне крайней неопределенности, нестабильности и замыкания в себе традиционных игроков современной системы международных отношений, мы не знаем. Но черты этого мира «большого нуля» уже сейчас превалируют над самыми насущными потребностями сегодняшнего мирового сообщества.

После пандемии

Исследование интеграционных процессов после пандемии, по сути, является задачей прогностического плана. И как любой прогноз оно несет в себе элемент вероятности, способный внести неточность в предполагаемый сценарий будущего развития. «Традиционные усилия по предсказанию

36 В ВОЗ заявили о нехватке $900 млн для борьбы с COVID-19 (The WHO Announced a Shortage of $900 million to Combat COVID-19). Mode of access: https://iz.ru/1014416/2020-05-22/v-voz-zaiavili-o-nekhvatke-900-mln-dlia-borby-s-covid-19

37 Bremmer Ian. Every Nation for Itself: Winners

and Losers in a G-Zero World. New York: Portfolio Penguin, 2012. 228 p.

или прогнозированию, цель которых заключается в том, чтобы сейчас сделать точный прогноз, который сбудется в будущем, могут вводиться в заблуждение в условиях чрезвычайной неопределенности», - считают ученые из Сингапурского университета технологий и дизайна38. Тем не менее, несмотря на то, что не все считают прогнозы обоснованными, попробуем дать оценку будущих событий, касающихся развития интеграционных процессов в ЕАЭС.

Итак, если до пандемии интеграционные процессы активно и целенаправленно развивались, то во время пандемии, от их развития стали зависеть не только качество интеграционных процессов, но и безопасность стран и Союза в целом. Для выхода из все углубляющегося кризиса, вызванного СОУШ-19, требуются серьезные усилия, преодоление внешних и внутренних вызовов и противоречий, что в одиночку сделать чрезвычайно трудно, если не невозможно. Тяжесть общей проблематики подталкивает государства к максимально более тесному сближению. Как показывают события, угроза пандемия ведет не к разъединению стран-участниц ЕАЭС, а к росту их взаимосвязи и взаимозависимости и, следовательно, сотрудничеству в гораздо больших объемах и областях при постоянно изменяющихся внешних и внутренних вызовах и угрозах. Следуя логике проведенного исследования, можно с абсолютной уверенностью заявить, что Союз не только сохранится после пандемии, но и, укрепится гораздо сильнее. Степень его интеграции возрастет.

Существует еще один весьма интересный прогноз развития системы международных отношений после завершения пандемии. Институт международных исследований МГИМО построил сценарий, согласно которому пандемия, не меняя существующую картину мира, значительно усилит существующие тренды, в результате

38 Сингапурские ученые аннулировали прогнозы об окончании пандемии COVID-19 (Singapore Scientists Canceled Forecasts about the End of the Pandemic COVID-19). Mode of access: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5eb8ebd09a794 74739c5ad61

чего прежние конфликты сохранятся, международная конкуренция возрастет, хотя в военном плане так и не дойдет до принятия самых рискованных решений. Итогом развития станет создание техноэкономических блоков - крупных сообществ государств, ориентированных на технологического лидера, обладающих эмиссионным центром, критической массой населения и высокотехнологичными компаниями и достаточно емким рынком39.

Развитие технологий, роботизация и опережающая цифровизация, переходящие в начало формирования нового технологического прорыва, вот, что в первую очередь необходимо для максимально успешного функционирования ЕАЭС. В этом направлении пока не все так, как бы хотелось. Руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян уверена, что выявляя проблемы, пандемия продемонстрировала необходимость внедрения цифровых технологий в разных отраслях40.

В этих условиях и при возможных реализациях в той или иной степени вышеуказанных прогнозов в системе международных отношений, можно предположить, что новым вектором мирового развития станет рост полицентризма при усилении влияния интеграционных образований, объединенных вокруг общего лидера, обладающего доступом к высокотехнологическим ресурсам. Данная задача не сразу, а в расчете на перспективу вполне возможна для России, великой технологической державы XX века. Хочется предположить, что именно в таком направлении и будет осуществляться развитие Евразийского экономического союза по-

39 Байков A.A. Международные угрозы 2020: Каждый - за себя: доклад под ред. A.A. Сушенцова. Лаборатория анализа международных процессов МГИМО МИД России. Москва, 2019. 24 с. [Baikov, A.A. Mezhdunarodnye ugrozy 2020: Kazhdyi -za sebya: doklad pod red. A.A. Sushentsova (International threats 2020: Everyone is for Himself: Report). Moscow, 2019. 24 p.]

40 Какой будет жизнь после пандемии? Поясняют эксперты (What Will Life Be Like After a Pandemic? Experts Explain). Mode of access: https://sptnkne.ws/C3u

еле завершения пандемии и решения веем проблем, связанных с ней.

Понятно, что это - задача, рассчитанная на длительную перспективу. Тем не менее, о ее реализации необходимо задумываться уже сейчас. Кто не успел, тот опоздал, это высказывание вполне применимо и к будущим мирополитическим процессам, сценарии развития которых, несмотря на всю тяжесть кризиса, вызванного пандемией коронавируса COVID-19, надо готовить, начиная с сегодняшнего дня.

Литература:

Байков A.A. Международные угрозы 2020: Каждый - за себя: доклад под ред. A.A. Сушенцова. Лаборатория анализа международных процессов МГИМО МИД России. Москва, 2019. 24 с.

Громыко A.A. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2 (14). С. 5-13.

Ильин В.А., Морев М.В. Эффективность «ручного» управления государством. Проверка на прочность // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 2. С. 9-24.

Мешкова Т.А., Изотов B.C., Демидкина О.В., Коф-нер Ю.К. ЕАЭС в меняющемся reononrnmecKOM контексте: приоритеты международного сотрудничества // Вестник РУДН. Серия политология. 2019. Том 21. № 1. С. 7-33.

Bremmer Ian. Every Nation for Itself: Winners and Losers in a G-Zero World. New York: Portfolio Penguin, 2012. 228 p.

Milanovic, Branko. The Real Pandemic Danger Is Social Collapse. As the Global Economy Comes Apart, Societies May, Too // Foreign Affairs, 2020, Vol. 99, No. 2. Mode of access: https://www.foreignaifairs.com/ articles/2020-03-19/real-pandemic-danger-social-collapse

References:

Baikov, A.A. Mezhdunarodnye ugrozy 2020: Kazhdyi -za sebya: doklad pod red. A.A. Sushentsova (International threats 2020: Everyone is for Himself: Report). Moscow,

2019. 24 p.

Bremmer Ian. Every Nation for Itself: Winners and Losers in a G-Zero World. New York: Portfolio Penguin, 2012. 228 p.

Gromyko, A.A. Koronavirus kak faktor mirovoi politiki (Coronavirus as a Factor in World Politics) // Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe RAS, 2020, No. 2(140), Pp. 5-13.

Il'in, V.A.; Morev, M.V. Effektivnost' «ruchnogo» upravleniya gosudarstvom. Proverka na prochnost' (The Effectiveness of "Manual" Government. Test of Strength) // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast,

2020, Vol. 13, No. 2, pp. 9-24.

Meshkova, T.A.; Izotov, V.S.; Demidkina, O.V.; Kofner, Yu.K. EAES vmenyayushchemsya geopoliticheckom kontekste: prioritety mezhdunarodnogo sotrudnichestva (EAEU in a Changing Geopolitical Context: International Cooperation Priorities) // Bulletin of the RUDN University. Journal of Political Science, 2019, Vol. 21 No. 1, pp.7-33.

Milanovic, Branko. The Real Pandemic Danger Is Social Collapse. As the Global Economy Comes Apart, Societies May, Too // Foreign Affairs, 2020, Vol. 99, No. 2. Mode of access: https://www.foreignaffairs.com/ articles/2020-03-19/real-pandemic-danger-social-collapse

DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10053

EAEU: PANDEMIC TAKEAWAYS

Leonid E. Slutsky

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Elena A. Khudorenko

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Article history:

Received:

Accepted:

13.06.2020

03.09.2020

About the authors:

Leonid E. Slutsky, Doctor of Economics, President of the Faculty (School) of World Politics, Head of Department of International Relations and Integration Processes, Lomonosov Moscow State University; Chairman of the Russian State Duma Committee on International Affairs

e-mail: [email protected]

Abstract:The article analyzes the effect of COVID-19 pandemic on development and implementation of integration processes in the Eurasian Economic Union, which performs activities of strategic importance for the foreign policy of Russia. In order to figure out more precise predictive appraisals of quality and effectiveness of integration in the Eurasian region, the authors perform a research of integration processes based on 3 periods of time: 1. Development of integration processes in the EAEU before the pandemic, 2. Performance and resulting quality thereof during the pandemic, 3. Possible course of events scenario after the pandemic.

The authors review current state of international relations, challenges and issues that EAEU is facing, prospects for further development and suggest recommendations on enhancing the organization's activities.

Elena A. Khudorenko, Candidate of Political Sciences,

Associate Professor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Department of International Relations

and Integration Processes,

Lomonosov Moscow State University

e-mail: [email protected] Key words:

integration processes; EAEU; global crisis; nation state; effective management; migration problem; restrictive quarantine model; development prospects; development prospects; integration level; polycentrism; technological leadership

Для цитирования: Слуцкий Л.Э., Худоренко Е.А. ЕАЭС: уроки пандемии // Сравнительная политика. -2020. - № 4. - С. 123-134. БОТ: 10.24411/2221-3279-2020-10053

For citation: Slutsky, Leonid E.; Khudorenko, Elena A. EAES: uroki pandemii (EAEU: Pandemic Takeaways) // Comparative Politics Russia, 2020, No. 4, pp. 123-134. DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10053

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.