МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В
УСЛОВИЯХ ФАКТОРА СОУГО-19
Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор С.А. Полетаев, канд. экон. наук, доцент А.И. Терехова, канд. экон. наук, доцент
Российский государственный социальный университет, филиал в г. Минск Республики Беларусь (Беларусь, г. Минск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10735
Аннотация. Статья посвящена разработке основ научной методологии экономического развития Республики Беларусь в условиях коронавирусной пандемии. Изложены направления минимизации последствий COVID-19 в контексте приоритетов глобальной стратегии ООН. Раскрыты методы регулирования и управления по предотвращению разрушающего воздействия пандемии на все сферы жизнедеятельности человека и общества. Обоснована авторская трактовка методологии экономического развития с учетом фактора COVID-19. Определены приоритеты стратегии углубления интеграции государств-участниц ЕАЭС и СНГ. Раскрыты защитные механизмы национальной и региональной экономики в условиях COVID-19.
Ключевые слова: экономика, пандемия, COVID-19, устойчивое экономическое развитие, государственное регулирование и управление, общественное здоровье, социальный капитал, восстановление экономики, минимизация последствий, евразийская интеграция, социальная стабильность, качество жизни.
В условиях глубокого спада мировой экономики вследствие СОУШ-19, закрытия границ государств, продолжительных карантинов в странах-участниках интеграционных образований, закрытия производств - востребованы механизмы минимизации последствий пандемии и генеральной линии вывода национальной экономики Республики Беларусь на рельсы устойчивого экономического развития.
Разрушительное глобальное воздействие коронавирусной пандемии привело к необратимым последствиям: свыше 1,6 млрд населения мира остались без работы, без источников доходов и средств к существованию, остро стоят вопросы с продовольствием и жизнеобеспечением людей (ООН, 29.05.2020). Как отмечено в опубликованном докладе ООН, кризис COVID-19 погружает мировую экономику в рецессию с историческими уровнями безработицы и бедности [1]. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш подчеркивает, что перед государствами мира стоит задача отказа от прежней экономической модели «старой нормальности» и переход
к стратегии построения экономики «безграничной солидарности», в основе которой три приоритета:
Действие 1. Финансирование борьбы с коронавирусом и немедленное устранение угрозы здоровью людей.
Действие 2. Реализация Плана ООН по глобальному гуманитарному ответу на угрозы пандемии.
Действие 3. Социально-экономическое восстановление стран.
Отсюда исключительно актуальны и остро востребованы способность систем управления адаптироваться к новым условиям хозяйствования и политическая воля к восстановлению экономического роста и экономического развития страны в целях сохранения социальной стабильности, финансово-экономической устойчивости Республики Беларусь. Такая постановка проблемы требует применения новых методов управления с учетом специфики фактора СОУШ-19, реализации стратегии углубления интеграции государств-участниц ЕАЭС и СНГ путем отработки совместных защитных механизмов и без-
отлагательного восстановления опорных точек развития в собственных регионах.
В целях стратегической социально-экономической устойчивости высшим руководством страны приняты беспрецедентные действия по предотвращению и снижению локаций распространения коро-навируса, структурной перестройки эпидемиологической помощи населению, с учетом практических рекомендаций миссии ВОЗ в Республику Беларусь (2020), по оказанию социальной помощи инфицированным больным, находящимся на излечении в стационарах, а также медицинским работникам, одиноким пожилым гражданам, организации мониторинга эпидемиологической ситуации для разработки и принятия оперативных управленческих решений по устойчивому снижению показателей COVГО-19 [2]. При этом в Республике Беларусь последовательно обеспечивается государственное регулирование экономики, бесперебойная работа предприятий, сохранение рабочих мест, поддержка малого и среднего бизнеса. Предпринято оперативное регулирование цен товаров повседневного спроса на потребительском рынке для недопущения ажиотажа, сохранения социальной стабильности. Наряду с этим работникам бюджетной сферы и предприятий осуществляется материальная поддержка со стороны государства в пределах 80% заработной платы.
По внешнему контуру управленческих решений руководством страны безотлагательно проведены мероприятия евразийской интеграции, инициируемые со стороны Республики Беларусь, проведенные в онлайн-формате Высшего Евразийского Экономического Совета (14.04.2020), в режиме видео-конференций Саммита ЕА-ЭС (19.05.2020), Совета глав правительств СНГ (29.05.2020) по стратегическим направлениям макроэкономической политики и механизмам восстановления и повышения темпов роста национальных экономик. По итогам мероприятий евразийской интеграции приняты программные документы. В частности, одобрен проект «Стратегические направления экономического развития евразийской интеграции до 2025 года» (с последующими поправками).
Принята Стратегия экономического развития СНГ до 2030 года. Высокую оценку приоритетной роли Беларуси в координации общих усилий государств-участниц ЕАЭС в принятии ориентиров экономического развития евразийской интеграции -дал Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе видеоконференции Саммита ЕАЭС (29.05.2020).
Вместе с тем отправной посылкой научного обоснования ведущего понятия исследовательского ареала данной работы является трактовка сущности общей методологии экономического развития как совокупности методов расширенного воспроизводства, экономического роста, инноваций, развития человеческого капитала, государственного регулирования и управления в целях повышения качества жизни, посредством комплекса экономических, технологических, институциональных, социокультурных и экологических изменений [3]. Предпринятая здесь разработка методологии экономического развития с учетом фактора СОУШ-19 требует обоснование сущности последнего как главной доминанты экономики, процессов интеграции региональных экономических систем, обладающих традиционными связями экономической кооперации, ресурсом доверия и взаимовыгодой акторов, - посредством учета потенциального влияния данного фактора в следующих направлениях:
- стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной перспективы экономической деятельности на основе экспертных оценок эпидемиологической службы страны, ВОЗ, ООН;
- создание конверсионных производств отдельных отраслей, как для нужд региона, так и в сдерживании распространения вируса в фокусировках интеграции ЕАЭС, СНГ, с учетом норм эпидемиологической безопасности;
- формирование зоны санитарной охраны территорий конверсионных производств, как государств, так субъектов интеграционных образований от угроз проникновения опасных вирусных инфекций,
в том числе прогнозируемой второй волны коронавирусной инфекции;
- создание сетевых ресурсов онлайн-площадок с участием экспертов, научных кругов, управленцев-практиков для решения проблемных вопросов экономической интеграции для предупреждения заболеваемости сохранения здоровья работников, социальной поддержки и поддержания уровня жизни населения - в рамках собственного региона субъекта интеграции.
Как показывает анализ состояния региональных экономических систем в условиях глобального кризиса, наиболее проблемными являются вопросы, касающиеся перспектив развития традиционных секторов региональной и национальной экономики. Это обусловлено понижающейся динамикой спроса на низкоквалифицированные рабочие места, с одной стороны, которые не могут быть автоматизированы, с другой, возросшим спросом работодателей на новые уникальные компетенции и квалификации инновационной, цифровой экономики. Наряду с этим решение проблем сохранения рабочих мест в условиях пандемии СОУГО-19 связано, прежде всего, с повышением ответственности региональных систем управления по выполнению социальных обязательств государства. В Республике Беларусь реализация социальных обязательств осуществляется в русле методологии инклюзивной модели экономики как механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий, инвалидов, малоимущих, женщин и молодежи [4]. Традиционную методологию факторной экономической модели «Четырех «И» отличает взаимодействие 4 компонентов - инновационного, инвестиционного, инфраструктурного и институционального факторов. Однако современные реалии разрушающего воздействия фактора коронавирусной пандемии детерминируют трансформацию структуры модели «Четырех «И», суть которой в интегрально-ключевом компоненте фактора противодействия COVID-19 как отлаженной совместной системы защитных механизмов национальной и региональных экономик, кластерных, промышленных, сельскохозяйственных, технологических,
транспортно-логистических систем евразийской интеграции, а также социальной сферы для поддержания и сохранения общественного здоровья, недопущения снижения уровня жизни населения, остановки производств, нарушений обязательств, срывов кооперационных и научно-технологических связей.
Выстроенные таким образом стратегические ориентиры экономического развития Республики Беларусь и евразийской интеграции во многом определяются факторами общности позиций государств, концептуальных подходов к решению комплекса задач по повышению национальной конкурентоспособности, улучшению качества экономического роста в условиях интеграционного взаимодействия стран ЕАЭС и СНГ. Факторы межрегионального интеграционного сотрудничества со странами ЕАЭС заложены в организационную структуру экономического механизма формирования «точек» роста или «центров» роста регионов Республики Беларусь.
Таким образом, научная методология экономического развития в условиях ко-ронавирусной пандемии определяется, исходя из приоритетов государственной политики обязательного обеспечения защитных механизмов противодействия распространению вирусной инфекции, сохранения жизни и здоровья граждан, наращивания конкурентного, ресурсного и интеграционного потенциалов регионов страны как закономерное следствие эффектов от совершенствования механизмов местного управления и самоуправления [5].
Следовательно, стратегическая цель устойчивого экономического развития в условиях мультипликативности угроз возникновения пандемии уточняется и формулируется, исходя из положений Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, глобальной экономической ситуации, ресурсов, потенциалов евразийской и международной интеграции. Тогда как управленческие решения призваны обес-
печить сохранение уровня жизни людей, теграции, всеобъемлющего развития соци-социальную поддержку и защиту на диф- ального капитала как фактора цифровой ференцированной основе, посредством ре- экономики и приоритетов «зеленой эконо-сурсов, конкурентных преимуществ в ус- мики». ловиях евразийской и международной ин-
Библиографический список
1. A UN framework for the immediate socio-economic response to COVID-19. 2020 APRIL. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/un_framework_report_on_covid-19.pdf
2. Норберт Т. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. -1998. - №1.
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/stranam-sng-neobhodimo-dejstvovat-soobscha-dlj a-minimizatsii-vlijanija-pandemii-na-ekonomiku-rumas-392756-2020
4. Никитенко П.Г. Основы устойчивого развития регионов Беларуси и России / П.Г. Никитенко, В.Е. Левкевич, В.А. Светлосанов // Развитие экономики, политики, социума: состояние, проблемы, перспективы. - 2017. - № 6. - С. 4-9.
5. Храмцова Ф.И. Стратегии развития регионов в Республике Беларусь: институциональный аспект / Ф.И. Храмцова, А.Н. Сенько. - Минск: Бестпринт, 2019. - 208 с.
METHODOLOGY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BELARUS UNDER THE CONDITIONS OF FACTOR COVID-19
F.I. Khramtsova, Doctor of Political Sciences, Professor S.A. Poletaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.I. Terekhova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Russian State Social University, Branch in Minsk, Republic of Belarus (Belarus, Minsk)
Abstract. The article is devoted to the development of the foundations of a scientific methodology for the economic development of the Republic of Belarus in the context of a coronavirus pandemic. Directions for minimizing the consequences of COVID-19 in the context of the priorities of the UN global strategy are outlined. Methods of regulation and control are disclosed in the field of preventing the destructive impact of a pandemic on all spheres of human and social life. The author's interpretation of the methodology of economic development is justified taking into account the factor COVID-19. The priorities of the strategy for deepening the integration of the EAEU and CIS member states are identified. The protective mechanisms of the national and regional economies in the context of COVID-19 are disclosed.
Keywords: economy, pandemic, COVID-19, sustainable economic development, government regulation and management, public health, social capital, economic recovery, minimization of consequences, Eurasian integration, social stability, quality of life.