УДК 343.9
СПЕКУЛЯЦИЯ ПАНДЕМИЕЙ: КАК ПРЕСТУПНИКИ ИСПОЛЬЗУЮТ КРИЗИС COVID-19 (ПО МАТЕРИАЛАМ ДОКЛАДА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ЕВРОПОЛ К. ДЕ БОЛЬ «PANDEMIC PROFITEERING: HOW CRIMINALS EXPLOIT
THE COVID-19 CRISIS»)
В.О. Давыдов
На основе авторского перевода доклада исполнительного директора Европол Катрин де Боль «Pandemic profiteering: how criminals exploit the ^vid-19 crisispandemic» (март, 2020г.) [1], анализируются тенденции развития криминогенной ситуации в странах Европейского Содружества, вызванные пандемией ^vid-19. Автор отмечает, что европейский криминалитет не только смог адаптировать «традиционные» способы совершения преступлений к вновь возникшим тенденциям в общественной жизни, но и достаточно успешно апробировать на практике новые виды преступной деятельности. Детерминированная пандемией COVID-19 эволюция криминала, безусловно, требует новых подходов к разработке методов раскрытия и расследования преступных деяний, особенно совершаемых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
Ключевые слова: кризис, пандемия COVID-19, криминогенная ситуация, преступные формирования, мошенничество, кибератака, лекарственные препараты средства защиты, методика расследования.
Кризис, связанный с пандемией COVID-19, является беспрецедентным в истории стран Европейского Союза (далее - ЕС). За несколько месяцев вирус изменил жизнь социума по всему миру. Людям приходится приспосабливаться к новым ограничениям, накладываемым на их трудовую жизнь и повседневные свободы.
Возникшие чрезвычайные обстоятельства вынудили институты ЕС, национальные правительства государств-членов выработать комплекс мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, поддержание на должном уровне систем общественного здравоохранения, защиту национальных экономик, обеспечение общественного порядка и безопасности граждан. Очевидно, что их реализация не могла не сказаться на криминогенной ситуации, в том числе сферах традиционного интереса европейского криминалитета. Преступность явилась серьезным фактором, оказывающим деструктивное влияние на эффективность национальных усилий в ЕС по обеспечению здоровья и безопасности граждан.
В числе тенденций, вызванных распространением вируса COVID-19 и значимых в аспекте детерминации криминальных проявлений, следует выделить:
- возникновение значительного спроса на определенные категории потребительских товаров и, в первую очередь, фармацевтическую продукцию, средства гигиены и индивидуальной защиты и т.п.;
- снижение мобильности населения в части передвижения по территориям государств-членов ЕС, а также между ними (в том числе транзитом);
- выбор частью граждан дистанционного режима профессиональной деятельности, основанного на решениях цифровой коммуникации;
- сокращение оборота некоторых видов незаконных «товаров» (наркотических и психотропных средств, оружия и боеприпасов, фальшивых денежных купюр и т.п.);
- уязвимость части граждан для криминальной агрессии в связи с нахождением в психологическом состоянии повышенной тревоги и страха из-за распространения инфекции;
- введенные ограничения в общественной жизни сделали отдельные виды преступных деяний менее «заметными» для широких слоев социума, перенеся их в сферу информационно-телекоммуникационного и «домашнего» пространства;
- отвлечение значительного числа сил и средств полиции на решение задач обеспечения карантинных мероприятий.
В сложившейся обстановке криминалитет не только смог адаптировать «традиционные» способы совершения преступлений к вновь возникшим тенденциям в общественной жизни, но и достаточно успешно апробировать на практике новые виды преступной деятельности.
Так, в условиях введенного режима самоизоляции преступные формирования достаточно быстро воспользовались резко возросшим спросом социума на информацию для проведения кибератак посредством технологий социальной инженерии. В числе наиболее распространенных способов их совершения - фишинг и BEC (Business Email Compromise) - мошенничество.
По оценкам экспертов при совершении фишинг-атак киберпреступники в целях получения криминальной прибыли, как правило, выдавали себя за вызывающие доверие источники информации (например, экспертов Всемирной организации здравоохранения) и распространяли вредоносное программное обеспечение (ссылки, вложения, программы-вымогатели и т.п.). Злоумышленники обманывали людей, вынуждая производить покупки несуществующих медицинских товаров, осуществлять перечисление денежных средств в целях оказания медицинской помощи на счета, контролируемые криминалом [2].
Заметим, что к BEC-мошенничествам Европол традиционно относит преступные деяния, в ходе которых злоумышленники обманом заставляют сотрудников совершать переводы на банковские счета преступников, «делиться» корпоративными данными, оплачивать фальшивые счета, а также «угоняют» легитимные email-адреса, позволяющие выдать мошеннические действия за реальные.
Преступники, стремясь получить значительные суммы денег за короткий временной период, ориентируются на персонал той или иной корпорации и его функциональные роли. Достаточно широкие возможности для мошеннических действий рассматриваемого вида предоставляет удаленный режим исполнения служебных обязанностей: например, при сокращении физического контакта между сотрудниками административный персонал, как правило, менее склонен к выяснению у руководства подлинности распорядительных документов о
20
перечислении финансовых средств поставщику или дочерней компании. Потенциал потерь здесь многообразен. ВЕС-мошенничество, прежде всего, направлено на менее ориентирующиеся в кибербезопасности предприятия из сферы малого и среднего бизнеса.
Мошенники, используя опасения населения стран Европейского Содружества, связанные с распространением вируса СОУГО-19, адаптировали и уже достаточно известные схемы преступных действий в отношении отдельных физических лиц, предприятий и общественных организаций. В их числе следует выделить инвестиционные мошенничества, связанные с пандемией; различные виды так называемого телефонного (дистанционного) мошенничества; мошенничества с дезактивацией объектов и поставками востребованных товаров - средств индивидуальной защиты и медицинских препаратов [3, 4].
В ситуации распространения новой коронавирусной инфекции определенную трансформацию претерпели способы совершения краж с использованием обмана, объектами посягательств которых является собственность физических лиц. Такие традиционные криминальные схемы обмана, как «племянник ^ объект преступления», «внук ^ объект преступления», «представитель социальных органов ^ объект преступления», в ситуации пандемии видоизменились в схемы «работник здравоохранения ^ объект преступления», «специалист службы дезинфекции ^ объект преступления», «сотрудник правоохранительных органов ^ объект преступления».
Представители стран-членов полицейской службы Европейского союза сообщают о многочисленных фактах совершения хищений имущества граждан подобными способами. Как правило, преступники получают доступ к жилищам (частным домовладениям) наиболее уязвимых членов общества (в большинстве случаев это пожилые люди в возрасте старше 65 лет), выдавая себя за медицинский персонал, распространяющий информационные материалы, предоставляющий средства личной гигиены либо проводящий тестирование на наличие коронавирусной инфекции.
Так, например, одно из государств-членов Европола сообщило о следующем случае. Преступники по телефону сообщили гражданке К. информацию о том, что её родственник инфицирован и находится в лечебном учреждении. При этом они утверждали, что к К. также прибудут врачи для того, чтобы немедленно взять «тест на СОУГО-19». Спустя некоторое время «врачи», одетые в защитную одежду, маски и очки, пришли к дому жертвы. Войдя в него, взяли образец мазка изо рта К. и вытерли её предплечья полосками бумаги, чтобы «проверить» мазок. При этом один из «врачей» во время проведения «теста» совершил хищение денежных средств и имущества, принадлежащего К. Затем преступники покинули домовладение, пояснив К., что оценка результатов тестирования займет около пяти часов.
Организованные преступные группы, интегрированные в сектора здравоохранения, связанные со снабжением фармацевтическими препаратами, выводя в криминальные схемы финансовые средства, предназначенные для
21
борьбы с коронавирусом, значительно ослабляют эффективность противовирусных мероприятий.
Экспертами Европола неоднократно фиксировались факты, когда предприятия, желающие приобрести расходные материалы для персонала (защитные маски, перчатки и т.п.), становились объектом мошеннических действий. Так, государство - член европейской полицейской службы сообщило о том, что одна из компаний перечислила 6,6 миллионов евро представителям фирмы-поставщика в Сингапуре для приобретения спиртосодержащих гелей и масок типов «FFP2» и «FFP3». Однако товар так и не был получен. В другом случае предприятие попыталось приобрести 3,85 миллиона защитных масок, и в результате мошеннических действий понесло убытки в размере 300 тысяч евро.
Анализ отчетных материалов европейских производителей медикаментов указал на наличие в феврале-марте текущего года дефицита поставок определенных прекурсоров и химических веществ, используемых в процессе изготовления лекарств. Как следствие, подобная ситуация негативным образом отразилась на объемах выпускаемой фармацевтической продукции и ценах на неё.
В область криминальных интересов, связанных с детерминированной пандемией СОУГО-19 проблемой дефицита, входит незаконный оборот контрафактных и (или) некачественных (нестандартных) товаров медицинского, санитарно-гигиенического и фармацевтического предназначения, средств индивидуальной защиты. Их реклама и продажа осуществляется преступниками как в режиме онлайн, так и автономно. При этом крайнюю обеспокоенность с точки зрения общественного здравоохранения вызывает торговля поддельными наборами для тестирования на предмет наличия новой коронавирусной инфекции [5, 6].
В целях пресечения развития данной тенденции Европол в период с 3 по 10 марта 2020 года принял активное участие в организации и проведении глобальной операции «Пангея» (90 стран-участниц), координируемой Международной организацией уголовной полиции «Интерполом» и направленной на борьбу с торговлей фальсифицированными лекарственными препаратами в сети «Интернет».
Результаты «Пангеи» достаточно впечатляющи: ликвидировано 37 организованных преступных групп; задержан 121 преступник; изъято 13 миллионов евро, предназначенных для осуществления закупок потенциально опасных лекарственных средств; проверено 326 тысяч упаковок лекарственных препаратов; из оборота изъято 48 тысяч упаковок, содержащих 4,4 миллиона единиц контрафактных (нестандартных) лекарственных средств; изъято 37 тысяч контрафактных медицинских изделий (в основном - хирургические маски, а также наборы для самоконтроля при мониторинге ВИЧ-инфекции и глюкозы); удалено 2,5 тысячи web-ресурсов в сети «Интернет» (в их числе, сайты, интернет-магазины, аккаунты социальных сетей и т.п.).
Значительную часть фармацевтического конфиската совокупно изъятого в странах европейского сообщества составили противовирусные препараты,
22
противомалярийное средство хлорохин, обезболивающие, антибиотики, а также витамин «С», известный своими иммуностимулирующими свойствами.
Реальную угрозу для жизни людей в период пандемии COVID-19 представляют масштабные кибератаки на критически важные инфраструктуры объектов общественного здравоохранения. Подобные преступные действия в марте текущего года были совершены в отношении Университетской клиники города Брно (Чешская Республика) и двух ее структурных подразделений -детской больницы и родильного дома. Произошедший инцидент вынудил медицинский персонал закрыть доступ к ведомственной IT-сети, отложить срочные и ранее запланированные операции, а вновь поступающих пациентов с острыми заболеваниями перенаправить в ближайшие альтернативные учреждения здравоохранения.
Заметим, что ранее (декабрь 2018 г.) в целях заблаговременной подготовки к кибератакам, носящим трансграничный характер, Советом ЕС был принят Протокол о чрезвычайных ситуациях правоохранительных органов Европейского союза (EU LE ERP). Протокол отводит центральную роль Европейскому центру по борьбе с киберпреступностью Европола (ECC) и служит инструментом поддержки правоохранительных органов Европейского Содружества в обеспечении немедленного реагирования на крупные трансграничные кибератаки посредством быстрой оценки, безопасного и своевременного обмена критически важной информацией, координации международных аспектов их расследования.
Информация, направленная в адрес Европола правоохранительными органами стран-партнеров по ЕС, свидетельствует и об увеличении активности пользователей сети «Интернет», связанной с поиском материалов о насилии над несовершеннолетними. Полученные данные согласуется с результатами целевого мониторинга публикаций, размещенных на специализированных web-сайтах, форумах и в социальных аккаунтах правонарушителей, выявленных полицией. Злоумышленники все чаще используют «предоставленную» пандемией COVID-19 возможность для осуществления психологических атак на детей, находящихся в более уязвимом психоэмоциональном состоянии, ввиду социальной изоляции, меньшей степени надзора со стороны взрослых и, как следствие, возросшей временной длительности пользования ресурсами сети «Интернет». Долгосрочный риск при этом заключается в том, что лица, проявлявшие во время самоизоляции однократный интерес к CSE-контенту, после её окончания потенциально могут оставаться в онлайн-контакте с подобными интернет-сообществами и, в конечном итоге, войти в число активных участников.
Пандемия оказывает существенное влияние на преступную деятельность, осуществляемую в зашифрованном сетевом пространстве «Darkweb» (группа web-сайтов, которые нельзя обнаружить традиционными поисковыми механизмами). По оценкам Европола в марте текущего года ряд товаров незаконного оборота (в их числе, запрещенные вещества, оружие, фальшивые деньги, клонированные дебетовые карты, поддельные паспорта и др.) на фоне распространения коронавирусной инфекции значительно вырос в цене, ввиду
23
образовавшегося дефицита, а в ряде случаев недоступности исходных материалов.
Длительная самоизоляция оказалась «благом» для онлайн-индустрии секса. На сайтах, предлагающих во время пандемии бесплатное членство премиум-класса, наблюдается значительный рост спроса нового контента. Возникшие обстоятельства побуждают криминальные группы принуждать секс-работников, потребителей наркотиков и других уязвимых лиц к реальной и записанной на видео сексуальной эксплуатации. Этому способствует и закрытие учреждений, предлагающих легальную секс-работу.
В числе ключевых проблем европейской безопасности, связанных с кризисом COVID-19, эксперты упоминают и нелегальную миграцию ввиду повышения спроса на «услуги» сетей незаконного ввоза мигрантов в ЕС, осуществление их вторичных перемещений в обход закрытых границ и карантинных ограничений.
Несколько слов в заключение. Мир пока движется в неопределенное будущее. Риски, которые обсуждены в данной статье, - вынужденные авторитарные меры государств; уязвимые сообщества, оставленные вне структур государственной поддержки; криминальный оппортунизм, проникающий в системы здравоохранения, - ни в коем случае не являются академическими и отдаленными, преступные формирования попытаются использовать возникшую ситуацию нестабильности в собственных интересах.
Вместе с тем, детерминированная пандемией COVID-19 эволюция криминала, безусловно, настоятельно требует новых подходов к разработке методов раскрытия и расследования преступных деяний, особенно совершаемых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Очевидно и то, что каждая из таких методик станет по настоящему рабочей только в том случае, если она будет разрабатываться коллективом ученых соответствующей научной направленности и профессиональных практиков расследования. Процесс указанной разработки должен происходить на такой административно-организационной базе, обладающей необходимым административно-финансовым ресурсом, которая может объединить ученых криминалистов из разных научных подразделений и практиков, обеспечив их необходимым массивом уголовных дел соответствующего вида, подлежащего изучению.
Список литературы
1. Pandemic profiteering: how criminals exploit the COVID-19 crisis [Электронный ресурс] URL: https://www.europoLeuropa.eu/pandemic-profiteering-how-criminals-exploit-covid-19-crisis (дата обращения: 04.04.2020).
2. Интерпол предупреждает о финансовом мошенничестве, связанном с COVID-19. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interpol.mt/en/News-and-Events/News/2020/warns-of-financial-fraud-linked-to-COVID-19 (дата обращения: 13.04.2020).
3. Гуираку А. Как киберпреступники используют COVID-19: Обман, мошенничество и дезинформация. [Электронный ресурс]. URL: https: //www. digitalshadows. com/taking-dvantage-of-covid-19 (дата обращения: 06.04.2020).
4. Город Цюрих. Профилактическое предупреждение о мошеннических вспомогательных службах. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stadt-zuerich.ch/content/pd/de/index/stadtpolizei=2020-03 (дата обращения: 04.04.2020).
5. Интерпол. Во всем мире наблюдается рост производства фальшивых медицинских изделий, связанных с COVID-19. [Электронный ресурс] URL: https://www.interpol.int/en/News-and-Events/News/2020/Global-operation-sees-and-rise-in-fake-medical-products-related-to-COVID-19 (дата обращения: 06.04.2020).
6. ОЭСР и ЕВИПО. Картирование реальных маршрутов торговли поддельными товарами [Электронный ресурс]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/governance/mapping#page5 (дата обращения: 03.04.2020).
Владимир Олегович Давыдов, д-р юрид. наук, доц., доц. кафедры, почетный сотрудник МВД России, лауреат премии МВД России в области науки, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PANDEMIC SPECULATION: HOW CRIMINALS EXPLOIT THE COVID-19 CRISIS (BASED ON A REPORT BY EXECUTIVE DIRECTOR EUROPOL C. DE. PAIN "PANDEMIC PROFITEERING a HOW CRIMINALS EXPLOIT THE COVID-19 CRISIS" [1])
V. О. Davydov
In article, on the basis of the author's translation of the report of the executive director Catherine de Bolle Europol «Pandemic profiteering: how criminals exploit the Covid-19 crisispandemic» (March, 2020), are analyzed the trends of development of a criminogenic situation in the countries of the European Commonwealth caused by Covid-19 pandemic. The author notes that European crime has not only been able to adapt "traditional" methods of committing crimes to newly emerging trends in public life, but has also successfully tested new criminal activities in practice. The COVID-19 evolution of crime, as determined by the pandemic, clearly requires new approaches to the development of methods for the detection and investigation of criminal acts, especially those committed in the field of information and telecommunications technologies.
Key words: crisis, COVID-19 pandemic, criminal situation, criminal formations, fraud, cyberattack, medicines protection means, investigation methodology.
Davydov Vladimir Olegovich, Doctor of Law Sciences, Assoc., Assoc. Departments, Honorary Officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Laureate of the Prize of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of science, VladDv [email protected], Russia, Tula, Tula State University