Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА COVID-19'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) / Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) / Россия / развитие / экономический кризис / COVID-19 / Eurasian Economic Union (EAEU) / Eurasian Economic Commission (EEC) / Russia / development / economic crisis / COVID-19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА COVID-19»

Коровникова Н.А.

к.полит.н., с.н.с. ИНИОН РАН, доцент МИЭПП

natalia.kor@list.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА COVID-19

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), Россия, развитие, экономический кризис, COVID-191.

Keywords: Eurasian Economic Union (EAEU), Eurasian Economic Commission (EEC), Russia, development, economic crisis, COVID-19.

Новая опасная респираторная инфекция COVID-19 с конца 2019 - первой половины 2020 годов охватила существенную часть глобального пространства, затронув практически все сферы жизнедеятельности социума. Угроза ко-ронавируса представляется одним из наиболее деструктивных факторов, препятствующих экономическому, социальному и политическому развитию. На фоне сложных структурных трансформаций мирового экономического пространства кризис COVID-19 стал главным препятствием для инфраструктурных и технологических трансформаций, а также для процессов международной и региональной интеграции.

В данном контексте COVID-19 оказывает крайне негативное влияние и на реализацию проекта ЕАЭС, по словам главы Киргизии С.Ш. Жээнбекова, «нынешняя ситуация является испытанием для всего Союза»2. По некоторым данным пандемия спровоцировала существенное ухудшение платежного баланса, финансовых показателей и торговой конъюнктуры в зоне ЕАЭС вплоть до полуторакратного сокращения экспорта из стран Союза3 Очевидно, что последствия кризиса COVID-19 можно преодолеть только с помощью согласованных, скоординированных мер со стороны всех стран-участниц ЕАЭС.

Особенности кризиса COVID-19 и его непосредственного влияния на страны ЕАЭС существенным образом обусловлены рядом глобальных и региональных факторов, в их числе:

- рост международной экономической конфронтации (в первую очередь, торговая война между США и Китаем с января 2018 года; экономические и финансовые санкции в отношении России, обусловленные украинским конфликтом, со стороны США, Канады, стран Евросоюза);

- угроза экономической стагнации в мировом масштабе, которая объясняется макро- и микроэкономической нестабильностью и напряженностью, а также финансово-экономическим неравенством в связи с мерами по изоляции ряда регионов для борьбы с COVID 19;

- неопределенность скорости и масштабов дальнейшего распространения коронавирусной инфекции (фактор неопределенности);

- карантинные меры, существенно снизившие экономическую активность (падение спроса на туристические и транспортные услуги, остановка производства в реальном секторе, сжатие рынка труда4 и увеличение бюджетной нагрузки и т.п.)5.

Меры

Согласно апрельскому заявлению членов Высшего Евразийского экономического совета в связи с коронави-русной пандемией правительства, центральные (национальные) банки государств-членов ЕАЭС должны реализовы-вать скоординированные меры по профилактике и предотвращению распространения COVID-19, по укреплению эко-

1 COVID-19 (от англ. CoronaVirus Disease 2019) или коронавирусная инфекция 2019-nCoV - острая респираторная инфекция, вызываемая коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-nCoV), затронувшая значительную часть мирового пространства.

2 Лидеры ЕАЭС поручили правительствам и центробанкам скоординировать меры предотвращения распространения COVID-19. // ФИНМАРКЕТ. Новости. - 14.04.2020. - http://www.finmarket.ru/news/5215474

О прогнозах динамики мировой экономики в условиях пандемии COVID-19 и возможных стабилизационных мерах в рамках ЕАЭС // ЕЭК. Аналитические и прогнозные материалы. - 13.04.2020. - http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Docu ments/1111.pdf

4 Например, в США на 26 марта 2020 года был зафиксирован рекордно высокий уровень заявок по безработице за всю историю - 3 млн. 283 тыс. заявок.

5 «Мировой кризис 2020: вызовы для мира и ЕАЭС. Опыт выхода из кризиса 2014/15 годов» Аналитическая записка по состоянию на 31.03.20. - http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Documents/2222.pdf

номического сотрудничества, сохранению стабильности функционирования внутренних рынков, по преодолению негативных эффектов коронавирусного заболевания1.

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил масштабность и сложность задач, стоящих перед ЕАЭС для преодоления последствий пандемии коронавирусной инфекции, направленных на восстановление экономического роста и решение новых социальных проблем2. Призвал к усилению взаимодействия в сфере здравоохранения при разработке стратегий развития евразийской экономической интеграции с учетом опыта борьбы с коронавирусом3. А также подчеркнул необходимость наращивать производственные мощности с целью обеспечения производственной безопасности стран ЕАЭС в условиях пандемии4. Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин также призвал к принятию и реализации совместных мер по борьбе с заболеванием и его последствиями, в частности, в направлениях взаимного информирования, обеспечения необходимого медицинского обслуживания, поддержания макроэкономической стабильности и взаимной торговли между странами ЕАЭС5. Роспотребнадзор России, в свою очередь, отметил, что распространение заболевания СОУГО-19 на территории стран ЕАЭС остается под контролем при условии соблюдения принципов информационной прозрачности и доступности результатов научных исследований6 по данному инфекционному заболеванию7.

Эксперты со своей стороны рекомендуют проводить следующие превентивные меры, которые позволят, если не преодолеть, то смягчить негативное воздействие кризиса СОУГО-19 на развитие проекта ЕАЭС, их числе:

- стабилизация обменных валютных курсов стран-участниц ЕАЭС; нейтрализация деятельности валютных спекулянтов; ограничение вывоза капитала за пределы ЕАЭС (например, путем введения налога на неторговые валюто-обменные операции); заключение соглашения о скоординированной валютной политике в зоне ЕАЭС;

- дедолларизация и деофшоризацияи экономического пространства ЕАЭС;

- выработка специальных механизмов рефинансирования взаимной торговли и совместных инвестиций, в первую очередь, со стороны центральных банков государств ЕАЭС;

- активизация деятельности совместных институтов развития таких, как ЕАБР, ЕФСР, Межгосбанк, МИБ, АБИИ;

- реализация совместных программ по стимулированию производственной кооперации в рамках ЕАЭС8;

- взаимное сотрудничество официальных лиц, специалистов и экспертов в области здравоохранения, в том числе главных санитарных врачей стран-членов ЕАЭС9;

- совместные действия с целью обеспечения не только глобальной, но и «бытовой» микроличностной безопасности человека;

- координация усилий в правоохранительной области с целью предупреждения и предотвращения деструктивных (террористических и т.п.) действий в экстремальных условиях СОУГО-19;

- обеспечение устойчивого и безопасного функционирования экономики ЕАЭС и национальных экономик стран-участниц10.

В рамках проекта ЕАЭС был разработан и принят к исполнению целый ряд соответствующих документов по борьбе с пандемией СОУГО-19 и ее последствиями, в их числе:

- «санитарно-эпидемиологические рекомендации по организации работы объектов «зеленых коридоров (транспортных маршрутов)» на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции СОУГО-19» от 7 июля 2020 г. (Рекомендация коллегии ЕЭК № 11)11;

1 Главы правительств стран ЕАЭС приняли план по борьбе с СОУГО-19 // РИА НОВОСТИ. - 17.07.2020. - https://ria.ru/ 202007m574513513.html

2 Путин сообщил о задачах ЕАЭС для победы над пандемией коронавируса // РБК. - 19.05.2020. - https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5ec3acd79a794701 аеЬс7(!49

Лидеры ЕАЭС поручили правительствам и центробанкам скоординировать меры предотвращения распространения СОУТО-19 // ФИНМАРКЕТ. Новости. - 14.04.2020. - http://www.finmarket.ru/news/5215474

4 Касаткина А. Путин рассказал о влиянии СОУГО-19 на экономику и взаимодействие внутри ЕАЭС // Сетевое издание www.tvzvezda.ru - 19.05.2020. - https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/20205191220-ek74N.html

5 Кузьмин В. Мишустин призвал ЕАЭС к опережающим шагам в борьбе с коронавирусом // Российская газета. - 18.08.2020. -https://rg.ru/2020/04/10/mishustin-prizval-eaes-k-operezhaiushchim-shagam-v-borbe-s-koronavirusom.html

6 В частности, представители Роспотребнадзора заявили, что Россия намерена проводить онлайн-консультации по вопросам профилактики и борьбы с СОУ1Б-19 для стран-членов ЕАЭС с участием ведущих экспертов и ученых Роспотребнадзора. См.: Россия проведет онлайн-консультации по СОУ1Б-19 для стран ЕАЭС // Евразия Эксперт. - 26.05.2020. - https://eurasia.expert/rossiya-provedet-onlayn-konsultatsii-po-covid-19-dlya-stran-eaes/

7 Роспотребнадзор заявил о контроле заболеваемости СОУ1Б-19 странами ЕАЭС // Новости. Известия. - 30.06.2020. -https://iz.ru/1029707/2020-06-30/rospotrebnadzor-zaiavil-o-kontrole-zabolevaemosti-covid-19-stranami-eaes

8 О прогнозах динамики мировой экономики в условиях пандемии СОУ1Б-19 и возможных стабилизационных мерах в рамках ЕАЭС // ЕЭК. Аналитические и прогнозные материалы. - 13.04.2020. - http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Documents/1111.pdf

9 См.: Главные санитарные врачи стран ЕАЭС обсудили подготовку документов Союза в условиях пандемии СОУГО-19 и ослабление действующих ограничений // ЕЭК. - 21.07.2020. - http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/21.07.2020-5.aspx

10 Медведев Д.А. Сотрудничество в сфере безопасности в период пандемии нового коронавируса. // Россия в глобальной политике. - 17.06.2020. - https://globalaffairs.ru/authors/dmitrij-medvedev/

11 http://docs.cntd.ru/document/565283157

- распоряжение «О комплексном плане мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения по предотвращению распространения коронавирусной инфекции СОУГО-19 и иных инфекционных заболеваний на территориях государств-членов Евразийского экономического союза» от 17 июля 2020 г. (заседание Евразийского межправительственного совета в Минске)1;

- соглашения о картах дальнейшего развития агроиндустрии и индустриализации ЕАЭС2;

- с целью смягчения миграционных правил в зоне ЕАЭС (в РФ): Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)», Указ Президента России от 15 июня 2020 года № 392 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)»3 и т.п.

Эффективность, целесообразность и своевременность применения всего комплекса мер по борьбе с пандемией и ее кризисными последствиями в ЕАЭС в значительной степени зависит от дифференцированного подхода к их реализации на территории стран-участниц в соответствии с эпидемиологической ситуацией, результативностью проводимых мероприятий, социально-экономическим состоянием каждой отдельной страны в условиях кризиса СОУГО-19. Для этого ЕЭК проводит постоянный мониторинг принятых государствами-членами ЕАЭС мер, направленных на преодоление негативных эффектов распространения коронавирусной инфекции4. ЕЭК предпринимает попытки оперативного социально-экономического реагирования по профилактике и преодолению кризиса СОУГО-19. В числе последних решений Комиссии: «обнуление» или сокращение пошлин для товаров, импортируемых с целью предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции в зоне ЕАЭС, например, освобождение на период с 3 июля по 30 сентября 2020 г. включительно от ввозной таможенной пошлины на единой таможенной территории ЕАЭС средств индивидуальной защиты, лекарственных и дезинфицирующих средств, медицинских изделий, необходимых для борьбы с пандемией и т.п.5; формирование рабочей группы ЕЭК для принятия оперативных мер в целях обеспечения макроэкономической стабильности проекта ЕАЭС; недопущение дефицита социально значимых товаров в странах ЕАЭС; принятие пакета срочных мер по обеспечению жизненно важных потребностей граждан, поддержанию взаимной торговли, свободы передвижения товаров в условиях пандемии коронавируса СОУГО-196.

Перспективы

Учитывая непредсказуемость, гетерогенность и в некоторой мере неуправляемость распространения СОУГО-19, в частности, в рамках ЕАЭС экспертам довольно сложно выстраивать долгосрочные стратегии и прогнозы. Выделяют

7

как минимум три возможных сценария развития, а именно :

- «мягкий сценарий» или «Санация системы», который предполагает введение карантинных мер на 2-3-х месячный период (по аналогии с Уханем), после завершения которого ожидается У-образное восстановление экономической, социальной, рыночной активности несмотря на рецессии глобализированных секторов таких, как транспорт, туризм, развлечения и т.п.;

- «средний сценарий» при введении карантина до полугода наряду с поддержанием жизненно важных инфраструктур (в т.ч. информационной и финансовой) и с последующим Ь-образным восстановлением в течение 2-3-х лет; данный сценарий чреват коллапсом финансовой системы, систем здравоохранения, социального и коммунального обеспечения, а также национализацией наиболее политически чувствительных секторов;

- «жесткий сценарий» или «Катастрофа», которую специалисты приравнивают к кризисному состоянию России в 1990-е годы или даже к Великой депрессии в США в 1930-е годы, в рамках которого будет введен полный карантин («локдаун»8), чрезвычайное или военное положение на срок более 6-9 месяцев.

Таким образом, кризис СОУГО-19 и «Великий карантин»9 могут послужить исторической проверкой «на прочность» экономического пространства государств-членов ЕАЭС. Особенности и перспективы экономического развития

1 Главы правительств стран ЕАЭС приняли план по борьбе с СОУГО-19 // РИА НОВОСТИ. - 17.07.2020. - https://ria.ru/ 202007m574513513.html

2 Там же.

3 Временные меры в сфере миграции предоставляют возможность законного нахождения гражданам государств-членов на территориях государства пребывания в рамках ЕАЭС // Евразийская экономическая комиссия. - http://www.eurasiancommission. org/ru/act/finpol/migration/Pages/covid.aspx

4 См., например, http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Documents/МОНИТОРИНГ%20на%2025%2009.pdf

5 Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) / Обзор ключевых мер и решений ЕЭК. - http://www.eurasiancommission. org/ru/covid-19/Pages/measures.aspx

6 ЕАЭС в условиях пандемии коронавируса // II Сочинский форум евразийской интеграции. - 30.04.2020. - http://civilshos.ru/ publication/news_post/eaes-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa

7 «Мировой кризис 2020: вызовы для мира и ЕАЭС. Опыт выхода из кризиса 2014/15 годов»: Аналитическая записка по состоянию на 25.09.20. - http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Documents/2222.pdf

8 Локдаун (англ. lockdown) - обстановка, в которой запрещается свободное перемещение вне определенной зоны в связи с чрезвычайной ситуацией.

9 Пархомчик Л. Политика ЕАЭС в период коронавирусного кризиса // Forbes.Kazakhstan. - 09.05.2020. - https://forbes.kz// process/politika_eaes_v_period_koronavirusnogo_krizisa/?

проекта ЕАЭС в значительной степени попали под воздействие внешних факторов, в первую очередь, коронавирусной пандемии, при том, что каждая из стран ЕАЭС оказалась в «уникальной эпидемиологической ситуации»1, что существенно осложняет разработку прогнозов, долгосрочных сценариев и стратегий развития евразийского проекта. На сегодняшний день очевиден лишь тот факт, что государства ЕАЭС должны действовать в направлении углубления региональной интеграции, которая позволит эффективно и своевременно реагировать на эффекты и последствия кризиса СОУГО-19 в дальнейшем.

1 Пархомчик Л. Политика ЕАЭС в период коронавирусного кризиса // Forbes.Kazakhstan. - 09.05.2020. - https://forbes.kz// process/politika_eaes_v_period_koronavirusnogo_krizisa/?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.