Научная статья на тему 'ЕДИНОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЕАЭС'

ЕДИНОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-образовательное пространство / высшее образование / евразийская интеграция / человеческий потенциал / scientific and educational space / higher education / Eurasian integration / human potential
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕДИНОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЕАЭС»

Калиева С.А.

д.э.н., ассоциированный профессор, гл.н.с., зав. отделом социальных проблем Института экономики КН МОН

РК

ЕДИНОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЕАЭС1

Ключевые слова: научно-образовательное пространство, высшее образование, евразийская интеграция, человеческий потенциал.

Keywords: scientific and educational space, higher education, Eurasian integration, human potential.

В стратегии ЕАЭС до 2025 г. впервые определены направления евразийской интеграции в сфере развития человеческого потенциала (п. 6.5.1), образования, науки, подготовки квалифицированных кадров (п. 8.2)2, предусматривается разработка программ совместных фундаментальных и прикладных научных исследований, повышения квалификации, проведения стажировок и механизмов поддержки совместных научно-технических разработок по формированию новой модели обеспечения качества жизни населения стран интеграционного сообщества.

Потенциал опережающего развития евразийской интеграции и формирования научно-технологического пространства стран ЕАЭС заключается в качестве человеческого капитала, способного создавать ценности и быть источником экономического роста, в том числе в результате переориентации системы образования на новые потребности рынка труда с учетом глобальных вызовов, разработки механизмов взращивания талантов, развития системы дополнительного образования, повышения квалификации и приобретения новых навыков с учетом потребностей единого рынка труда, развития системы здравоохранения, обеспечения социальных лифтов, налаживания системы адресной социальной помощи.

На сегодняшний день создание единого научно-образовательного пространства ЕАЭС является важным фактором повышения конкурентоспособности всех стран-участников интеграционного сообщества. Процессы гармонизации и унификации системы высшего образования членов Евразийского экономического союза основаны на более чем 550 договорах о взаимодействии. Вместе с тем, не все направления развития образования, отраженные в этих документах, приводят к получению необходимого эффекта (сказываются различия в подходах к оценке знаний, организации образовательного и учебного процесса, программам подготовки кадров, к системе академической мобильности и др.). В этой связи, актуальным представляется дальнейшая реализация проекта по совместной подготовке кадров в рамках евразийской интеграции и формирование единого образовательного пространства как основы развития человеческого капитала государств-членов ЕАЭС и повышения его конкурентоспособности.

Анализ современных тенденций научно-образовательной сферы в странах ЕАЭС за 2015/16-2019/20 гг. в условиях новых глобальных вызовов и социально-экономических проблем переходного периода показал, что в большинстве государств ЕАЭС произошел рост числа организаций высшего и среднего образования и численности учащихся (табл. 1, 2). Так, в 2019/20 учебном году численность студентов на 10 тыс. населения в Армении составила 364 человек, в Белоруссии - 406, в Казахстане - 609, в Киргизии - 430, в России - 455 человека.

Таблица 1

Количество организаций среднего и высшего профессионального образования*

(на начало учебного года, единиц)

2015/16 гг. 2016/17гг. 2017/18 гг. 2018/19 гг. 2019/20 гг.

1 2 3 4 5 6

Среднее профессиональное образование

Армения 97 93 93 93 96

Беларусь 231 230 226 226 224

Казахстан 780 779 779 769 740

Кыргызстан 130 139 145 148 144

Россия 2891 3552 3590 3311 3300

ЕАЭС 4129 4793 4833 4547 4504

1 Статья подготовлена в рамках ГФ АР09259768 «Научно-технологическое пространство стран ЕАЭС: структура, механизмы развития, обеспечение экономических интересов Казахстана». Источник финансирования - Комитет науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

2 О стратегических направлениях евразийской экономической интеграции до 2025 г. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. - № 12. - https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228321/err_12012021_12

Высшее профессиональное образование

1 2 3 4 5 6

Армения 63 67 65 60 60

Беларусь 52 51 51 51 51

Казахстан 127 125 122 124 125

Кыргызстан 52 50 51 51 55

Россия 896 818 766 741 724

ЕАЭС 1190 1111 1055 1027 1015

* Примечание: Число самостоятельных образовательных организаций профессионального образования (без учета филиалов) государственной и негосударственной форм собственности1.

Таблица 2

Численность обучающихся в образовательных организациях среднего и высшего профессионального

образования* (на начало учебного года; человек)2

2015/16 2016/17 2017/18 2018/19 2019/20

Среднее профессиональное образование

Армения 24 734 23 584 23 444 23 660 25 413

Беларусь 121 314 117 818 114 051 113 297 112 467

Казахстан 498 965 488 926 489 337 489 818 475 443

Кыргызстан 89 605 90 585 91 877 91 535 91 531

Россия 2 186 015 2 306 469 2 388 093 2 464 491 2 576 417

ЕАЭС 2 920 633 3 027 382 3 106 802 3 182 801 3 281 271

Высшее профессиональное образование**

Армения 100 614 96 634 94 709 85 080 80 117

Беларусь 346 600 325 022 299 295 282 807 272 817

Казахстан 491 576 513 041 534 645 585 429 645 157

Кыргызстан 199 505 175 430 161 406 164 585 183 778

Россия 4 798 823 4 431 963 4 277 034 4 191 957 4 099 245

ЕАЭС 5 937 118 5 542 090 5 367 089 5 309 858 5281 114

* Численность обучающихся в образовательных организациях профессионального образования государственной и негосударственной форм собственности, в том числе граждане государств-членов ЕАЭС и иностранных государств, а также лица без гражданства, поступившие как на условиях общего приема, так и в соответствии с международными договорами и установленными квотами.

Для сопоставимости на уровне ЕАЭС представлены данные в сумме по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. В Армении, Беларуси, Кыргызстане и России эти программы относятся к программам высшего профессионального образования. В Казахстане программы бакалавриата относятся к программам высшего профессионального образования, программы магистратуры - к программам послевузовского образования.

Доля населения ЕАЭС в возрасте 15 лет и старше, имеющего начальное, среднее и высшее профессиональное образование согласно данным Программы развития Организации Объединенных Наций о человеческом развитии за 2018 год, национальных переписей населения 2010 года, индекса человеческого развития (далее ИЧР) и места в рейтинге ИЧР среди 189 стран мира за 2019 год:

- 58% населения ЕАЭС имеют профессиональное образование, в том числе: в Армении - 43%, в Беларуси -59%, в Казахстане - 47%, в Кыргызстане - 25%, в России - 60%;

- 61% получил начальное и среднее профессиональное образование;

- 39% получили высшее профессиональное образование3.

Анализ позиций государств-членов ЕАЭС в рейтинге стран по индексу человеческого развития в 2020 г. позволил выделить наиболее существенные достижения по странам-участницам (табл. 3).

В настоящее время уровень государственных расходов на развитие человеческого капитала в государствах ЕАЭС остается ниже уровня развитых стран. Так, расходы на образование, здравоохранение и культуру в развитых странах составляют 15% ВВП, а в ЕАЭС только 8%4. Исследования показали, что рост расходов на образование на 1 п. п. ВВП ведет к увеличению среднегодового темпа роста подушевого ВВП на 1,4 п. п. в течение 15 лет, а на здраво -охранение - на 0,5 п.п.

По доле расходов на высшее образование в общей сумме образовательных расходов государства среди стран ЕАЭС первое место занимает Россия (табл. 4), являющаяся лидером и в сфере исследований и разработок (Беларусь и Казахстан на 2 и 3 месте соответственно).

1 Составлено по: Число образовательных организаций начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования за 2015/16-2019/20 гг. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econ stat/Pages/education.aspx

2 Тот же источник.

3 Образование в цифрах. Статистика Евразийского экономического союза. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_ i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Education%20Yearbook/EducationEAEU2020.pdf

4 ЕЭК предложила развивать человеческий капитал для обеспечения экономического роста в странах ЕАЭС. - http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/05-02-2021-04.aspx

Таблица 3

Рейтинг стран ЕАЭС по индексу человеческого развития в 2020 г.1

Рейтинг Страна ИЧР Достижения в 2020 г.

51 Казахстан 0.825 - в топ-20 стран мира по уровню инклюзивности экономики (Индекс инклюзивного развития -15 место), - в топ-30 стран мира по рейтингу «Ведение бизнеса 2020» (25 место). - в топ-10 стран мира по показателям «Обеспечение исполнения контрактов» и «Защита миноритарных акционеров» (4 и 7 места соответственно).

52 Россия 0.824 - в топ-30 стран мира по рейтингу «Ведение бизнеса 2020» (28 место), - в топ-10 стран мира по показателю «Присоединение к электрическим сетям» (7 место, - в топ-30 стран мира по показателю «Человеческий капитал и исследования» (30 место) Глобального индекса инноваций 2020 года; - в топ-50 стран мира по показателю «Высшее образование» (35 место)

53 Беларусь 0.823 - в топ-30 стран мира по Атласу сложности экономики (29 место из 133 стран мира), - по показателю «Международная торговля» рейтинга «Ведение бизнеса 2020» (24 место).

81 Армения 0.776 - в топ-20 стран мира по Индексу экономической свободы Института Фрейзера (18 место из 162 стран мира), - в топ-10 стран мира по показателю «Регистрация предприятий» рейтинга «Ведение бизнеса 2020» (10 место из 190 стран)

120 Кыргызстан 0.697 - в топ-10 стран мира по показателю «Регистрация собственности» (7 место), - в топ-20 стран мира по показателю «Получение кредитов» (15 место) согласно рейтингу «Ведение бизнеса 2020»

ЕАЭС

Сильные стороны - характеризуется благоприятными условиями для ведения бизнеса (Россия и Казахстан в топ-30 стран мира по рейтингу «Ведение бизнеса 2020»), хорошими показателями в сфере образования и развития ИКТ-технологий.

Слабые стороны - низкие позиции: развитость финансового рынка, качество и эффективность государственного управления, личные свободы и здоровье населения (Индекс Процветания).

Таблица 4

Расходы консолидированного бюджета на высшее образование в государствах - членах ЕАЭС

в 2017-2019*гг.2

2017 г. 2019 г.

Млн. долл. США В % к сумме расходов на образование В % к ВВП Млн. долл. США В % к сумме расходов на образование В % к ВВП

Армения 8,2 8,0 7,8 2 7** 2 7** 2,4

Беларусь 17,1 16,5 16,6 5,2** 5 4** 5 4**

Казахстан 10,3 14,2 10,3 3,3 3,3 3,4

Кыргызстан 12,8 12,8 13,6 7 0** 7 0** 6,6**

Россия 17,0 15,7 14,4 3,7 3,6 3,7

* По методологии Международного Валютного Фонда, кассовым методом ** 2018 г.

На уровень экономического роста на душу населения, глобальную конкурентоспособность, развитие финансовой системы, повышение качества жизни, развитие инфраструктуры, обеспечение занятости и открытость торговли оказывает влияние научно-технический прогресс (НТП) и развитие технологических инноваций.

Прорыв в инновационном секторе государств-членов ЕАЭС напрямую зависит от увеличения затрат на НИОКР (в большинстве развитых стран финансирование НИОКР значительно превышает показатели ЕАЭС). Отмечается низкий уровень расходов на НИОКР - менее 1,0%, что в 2 раза ниже среднемирового уровня и в 3-4 раза отстает от ведущих стран мира (Корея, США, Япония), в которых государство принимает ограниченное участие в финансировании инновационных технологий, тогда как в развивающихся странах доля государства составляет не менее 20%.

Эффективность государственного финансирования НИОКР зависит от развитости инфраструктуры, механизмов и институтов внедрения результатов разработок в производственную деятельность. По данным ЕЭК увеличение объема инвестиций в НИОКР в ВВП на 1 п.п. приводит к увеличению темпов роста ВВП на 1,9%3.

По итогам 2020 г. «Глобальный индекс инноваций», формируемый как средневзвешенная величина оценки показателей развитости институтов, уровня развитости человеческого капитала и научно-исследовательских разработок, результатов интеллектуальной деятельности в странах ЕАЭС представлен в табл. 5. Согласно данным табл. 5, Россия

1 Составлено по: Индекс человеческого развития. - https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index; Рейтинг национальных систем высшего образования. - https://gtmarket.ru/ratings/u21-ranking-of-national-higher-education-systems

2 Составлено по: Образование в цифрах. Статистика Евразийского экономического союза. - http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Education%20Yearbook/EducationEAEU2020.pdf

3 ЕАЭС: Цифры и факты. 2020. - С. 14. - http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/3264_ЕЭК_ЦИФ%20-%20%20 Интег.% 20и%20макроэк-ка.pdf

и Армения (несмотря на отставание по показателям финансирования НИР и численности исследователей и организаций) обеспечивают большую результативность в области результатов научно-исследовательской деятельности.

Таблица 5

Рейтинг стран по уровню инноваций в 2020 г.1

№ Страна Индекс

47 Россия 35.6

61 Армения 32.6

64 Беларусь 31.3

77 Казахстан 28.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

94 Киргизия 24.5

Главным драйвером развития человеческого капитала и показателем глобальной конкурентоспособности экономики является высокий удельный вес работников категории «Знание», занятых когнитивным нерутинным трудом. Формирование единого профессионально-образовательного пространства стран ЕАЭС, системы профессионального и высшего образования, а также работодателей становится необходимым для повышения качества человеческого капитала и конкурентоспособности национальных кадров.

В странах ЕАЭС отмечается высокий уровень общей грамотности, технического и математического образования. Однако сохраняется низкий уровень цифровых навыков населения и бизнеса, слабая взаимосвязь между университетами, научно-исследовательскими институтами, инновационными центрами, частным и государственным секторами, отсутствие базы научных разработок и инноваций, нехватка высококвалифицированных кадров с соответствующими цифровыми, профессиональными и предпринимательскими навыками, низкий уровень развития исследовательской инфраструктуры2.

В качестве основной цели государства-члены ЕАЭС для перехода к инновационной экономике, развития высокотехнологичных секторов экономики, ликвидации дефицита высококвалифицированных кадров рассматривается формирование согласованной политики стран-членов ЕАЭС в сфере развития человеческого капитала и единого рынка труда. В этой связи необходимой является многосторонняя координации рынков труда на пространстве ЕАЭС и обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих новым потребностям промышленной политики ЕАЭС, единого рынка услуг и т.д., разработка образовательных программ по подготовке компетентных специалистов, востребованных единым рынком труда, повышение квалификации трудовых мигрантов, совершенствование системы социальной защиты и социального обеспечения трудовых мигрантов на территории стран ЕАЭС.

К преимуществам формирования единого рынка труда стран ЕАЭС можно отнести:

- более рациональное распределения имеющихся совокупных трудовых ресурсов в зависимости от потребностей экономик государств-членов;

- большие возможности занятости и социальной мобильности для граждан стран-участниц ЕАЭС и, как следствие, повышение благосостояния семей мигрантов в стране исхода;

- разработка программы развития кадрового потенциала для повышения качества человеческого капитала, квалификации и компетенций;

- возможность доступа для трудовых мигрантов к системе социального обеспечения в стране пребывания;

- наличие предпосылок для сокращения незаконной миграции и нерегистрируемого трудоустройства трудовых мигрантов;

- возможность реализации профессионального потенциала мигрантов (взаимное признание документов об образовании);

- сокращение коррупционной составляющей в силу сокращения количества документов на право трудоустройства в странах-членах ЕАЭС;

- отмена дискриминации в трудоустройстве между гражданами и мигрантами на рынках труда принимающих

3

стран ;

- внедрение первого цифрового проекта, реализованного в рамках ЕАЭС - унифицированной системы поиска «Работа без границ» для предоставления доступа работодателей и соискателей к национальным базам вакансий всех государств-членов Союза;

- разработка и внедрение цифровой «Евразийской биржи труда», формирование системы цифровых сервисов в сфере трудоустройства и занятости граждан государств-членов Союза;

- разработка и внедрение сервисов по информационной поддержке соискателей и работодателей;

- внедрение электронного трудового договора;

- определение профориентационной диагностики;

- разработка и проведение маркетплейс обучающих курсов и других сопутствующих услуг;

1 Составлено по: Рейтинг стран по уровню инноваций в 2020 г. - https://nonews.co/directory/lists/countries/global-innovation-

index

2 Будущее ЕАЭС: цифровая трансформация и молодежь. 2019. - С. 125-126. - http://council.gov.ru/media/files/HdAihh6irv2 PotnxpkFojjDCTY19oXAT.pdf

3 Алексеенкова Е. ЕАЭС к 2025 г.: приоритеты и ожидания государств-членов. - https://mgimo.ru/upload/iblock/679/ alekseenkova.pdf

- внедрение мобильного приложения и другие сервисы».

В Стратегии развития ЕАЭС до 2025 года одним из перспективных направлений является создание единой информационной среды научного сообщества государств-членов, которое открывает новые возможности сотрудничества ученых, формирование научно-технического потенциала, создание единой научно-образовательной сетевой инфраструктуры, доступ к информационным системам и базам знаний университетов и научных институтов, цифровым сервисам науки и образования, к проектам по развитию технологий искусственного интеллекта1.

Пандемия COVID-19 оказала влияние на социальную сферу (рост неравенства и бедности, безработица, низкая производительность труда), выявила уязвимые места развития национальных экономик и интеграционных процессов, на долгосрочный экономический рост.

Таким образом, опережающий рост экономик стран ЕАЭС может быть обеспечен мерами, направленными на наращивание человеческого потенциала, повышение производительности труда, снижение уровня бедности, стимулирование вложений в НИОКР, развитие единого финансового рынка, адаптацию к новым бизнес-моделям, бизнес-процессам и изменениям в потребительском поведении (цифровизация экономики, модернизация системы образования и социальной инфраструктуры, переобучение населения, развитие сектора услуг в онлайн-/дистанционном формате).

В настоящее время наблюдается очевидный дефицит высококвалифицированных кадров востребованных цифровой экономикой, диспропорции между спросом и предложением на рынке труда персонала с необходимыми компетенциями и цифровыми навыками2.

Прогнозируется, что в условиях технологической трансформации на евразийском рынке труда будут востребованы такие новые профессии, как аналитики больших данных; инженеры-робототехники; организаторы онлайн-платформ в сфере ЖКХ, образования, социального обеспечения, строительства; профессиональные цифровые маркетологи; работники аварийно-спасательной службы, видеосъемки, охраны окружающей среды, экспресс-доставки; разработчики киберфизических систем и промышленных SD-принтеров, приложений и программного обеспечения; риск-менеджеры, имеющие опыт антикризисного управления; специалисты по информационной безопасности, автоматизированным системам, искусственному интеллекту, электронной торговле и др.

Ключевым приоритетом развития евразийского рынка труда является повышение конкурентоспособности и качества рабочей силы за счет подготовки специалистов по перспективным профессиям цифровой эпохи.

К направлениям улучшения профессиональных навыков и предпринимательского потенциала в ЕАЭС можно отнести:

- создание институтов финансирования и поддержки стартапов, строительство технопарков, появление инкубаторов и акселераторов, развитие венчурного финансирования и первоначальных инвестиций для поддержки цифрового предпринимательства;

- развитие новых цифровых возможностей и укрепление базовых навыков;

- создание сети обмена цифровыми знаниями и навыками, обеспечение доступа к современным программам MBA;

- создание институтов и процедур обеспечения цифровой безопасности, защита от кибератак, борьба с кибер-преступностью и повышение общего доверия населения к цифровым экосистемам;

- в сфере образования - разработка и внедрение программы по развитию цифровых навыков и повышению цифровой грамотности, принятие политики ЕАЭС в области цифровой грамотности и навыков;

- увеличение объемов финансирования вузов для организации курсов по ИКТ, а также программ прикладных исследований в области цифровых технологий и др.

К приоритетным направлениям научно-технологического развития отнесены современные информационные технологии, биотехнологии (молекулярная биология, генная инженерия, клеточные технологии), нанотехнологии, цифровые и лазерные технологии, ракетно-космическая промышленность, системы спутниковой и оптоволоконной связи, современные экологические технологии.

В ЕАЭС базовым элементом стратегии опережающего развития может стать ноономика. Это новый подход и видение перспектив экономического развития на основе знаний и активизации творческого потенциала личности.

Стратегическое видение ЕАЭС до 2025 г.

1. Формирование единого рынка труда и принятие единой системы признания образования (квалификации) и науки. На сегодняшний момент в рамках ЕАЭС удалось создать только общий рынок труда для работников с низкой квалификацией. Для среднего и высшего сегмента его нет.

2. Создание Евразийского фонда вакцинирования для совместной борьбы с вирусом COVID-19.

3. Создание институтов развития Евразийского союза для реализации совместных проектов и создания общих фондов (по примеру институтов ЕС) и решения кризисных вопросов, не только пандемии COVID-19, но и политических и экономических потрясений.

1 В ЕАЭС договорились о цифровизации сферы высшего образования и науки на базе российской Национальной исследовательской компьютерной сети. - https://www.economy.gov.ru/material/news/v_eaes_dogovorilis_o_cifrovizacii_sfery_vysshego_obrazova niya_i_nauki_na_baze_rossiyskoy_nacionalnoy_issledovatelskoy_kompyuternoy_seti.html

2 Годовой доклад ЕЭК. Об итогах социально-экономического развития государств-членов ЕАЭС и мерах, предпринятых государствами-членами в области макроэкономической политики. 2020. - https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/0ce/Annual-report-2020.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.