Научная статья на тему 'Реалии и перспективы российско-белорусской интеграции'

Реалии и перспективы российско-белорусской интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1047
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ОБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КООПЕРАЦИЯ / МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Е.А.

В статье выявлены и подвергнуты анализу главные объективные факторы интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства образования, имеющего наибольший уровень интеграции на постсоветском пространстве. Показано, что интеграция обусловлена в первую очередь взаимодополняемостью структур национальных экономик, устойчивостью и взаимозависимостью исторически сложившихся экономических и других видов межгосударственных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реалии и перспективы российско-белорусской интеграции»

УДК 330

РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Е. А. ДМИТРИЕВА, консультант департамента макроэкономического прогнозирования E-mail: echudo@mail. ru Министерство экономического развития РФ

В статье выявлены и подвергнуты анализу главные объективные факторы интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства — образования, имеющего наибольший уровень интеграции на постсоветском пространстве. Показано, что интеграция обусловлена в первую очередь взаимодополняемостью структур национальных экономик, устойчивостью и взаимозависимостью исторически сложившихся экономических и других видов межгосударственных отношений.

Ключевые слова: интеграционный процесс, Союзное государство, объективный фактор, экспорт, импорт, инвестиционная деятельность, кооперация, миграция.

Интеграционные процессы и взаимодействия на межгосударственном уровне всегда были связаны с достаточно сложными, многоэтапными и длительными эволюционными преобразованиями — сказываются различия в государственных и экономических системах, в управлении, в политических традициях их участников. Как показывает собственный и мировой опыт, более динамичной, прочной и успешной является региональная интеграция стран-соседей, когда их общие интересы влекут за собой постепенную трансформацию разных экономик на пути их сближения. При этом движущими силами этого союза, наряду с общими интересами социально-экономического развития, становятся политическая воля и схожесть политических культур.

Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня интегра-

ции странами используются такие ее формы, как «содружество», «сообщество» и «союз». Причем союз создается при заинтересованности в наиболее глубокой международной экономической интеграции, когда в качестве основной цели стран-участниц выступает образование нового межгосударственного объединения в виде единого конфедеративного или федеративного государства с соответствующим общим экономическим, информационным, правовым пространством, общим рынком, органами управления, осуществляющими надгосударственные функции союза.

Создание союза России и Беларуси и проблема дальнейшего углубления интеграционных процессов в его рамках имеют свою собственную историю и логику развития. После распада СССР у России сложилось разноуровневое сотрудничество с другими его республиками. В декабре 1991 г. возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), в марте—апреле 1996 г. появились два новых межгосударственных объединения: «союз четырех» в составе России, Беларуси, Казахстана и Киргизии и «сообщества двух», участниками которого стали Россия и Беларусь.

Логика создания Союзного государства объясняется тем, что не оправдались надежды на СНГ в деле регулирования и развития взаимоотношений бывших республик СССР. Государства, входящие в Содружество, последние годы вели самостоятельную политику. Углублялся процесс дезинтеграции. Грузия заявляет о своем намерении войти в НАТО, Украина балансирует между Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом и Россией.

Парадокс ситуации, предшествовавшей образованию союза, состоял в том, что именно президенты России и Беларуси оказались в своем стремлении к интеграции единомышленниками, хотя первоначально были на противоположных позициях. Для Ельцина союз России и Беларуси являлся попыткой восстановить хоть что-то из утраченного и хоть как-то оправдаться перед историей за распад СССР, для Лукашенко — это был шанс решить многие проблемы страны, экономика которой практически полностью зависит от импорта российского сырья.

Таким образом, в основе создания союза изначально лежал субъективный фактор: разные мотивы двух совершенно разных людей с разной историей и судьбой пересеклись в одной точке, побуждая каждого из них стремиться к подписанию договора о создании союза. Возможно, именно этим объясняется неустойчивость объединения.

Однако достоинства или недостатки любого объединения нельзя выявить вне реальных условий идеи его возникновения, т. е. без учета важнейших факторов, предопределивших создание и перспективы дальнейшего развития этого объединения. В этой связи представляет несомненный интерес анализ конкретной общественно-исторической среды, в которой возник союз России и Беларуси, а также важнейших факторов, дающих представление о том, как он отвечает их жизненным интересам.

Начало широкомасштабной интеграции России и Беларуси было положено 02.04.1996 в Москве, когда президенты Б. Н. Ельцин и А. Г. Лукашенко подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Стороны решили образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество в целях объединения экономического, политического, интеллектуального ресурсов своих государств. А уже 02.04.1997 в Москве президенты России и Беларуси подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Началась новая фаза строительства отношений, которая характеризовалась развитием их институциональной основы, структуризацией функций, определением перспективных задач.

Процесс создания Союзного государства России и Беларуси вышел на качественно новый уровень в конце 1999 г. в результате системных усилий российского и белорусского руководства. Подписанный 08.12.1999 Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Договор о Союзном государстве создал принципиально новые условия

для взаимоотношений между двумя странами. В этом документе определена конечная цель интеграции Беларуси и России — создание Союзного государства. Для достижения поставленной цели осуществляется процесс формирования нормативно-правовой базы Союзного государства. Создана система управления, в которой высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. Исполнительным органом Союзного государства является Совет Министров, который разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства, проект бюджета, обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики.

Бюджет Союзного государства формируется и исполняется в соответствии с Порядком формирования и исполнения бюджета Союзного государства. С 2000 г. союзный бюджет увеличился в 2,9 раза и в 2010 г. составил почти 4,9 млрд российских руб. 1.

Образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства. В целях создания единого экономического пространства обеспечивается поэтапное сближение основных показателей экономического развития и уровня жизни населения, ежегодно разрабатываются и одобряются Советом Министров Союзного государства годовые и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития Союзного государства, прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, а также балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства.

Однако правовых основ явно недостаточно, чтобы интеграция реализовалась в полной мере. Необходимо учитывать и использовать экономические, политические и социальные факторы, для того чтобы союз стал полноценным и жизнеспособным.

Анализ международных интеграционных процессов позволяет выделить следующие причины, которые чаще всего лежат в основе интеграции:

• общие экономические интересы;

• родственная или общая идеология, религия,

культура;

1 Бюджет Союзного государства на 2010 г. Официальный портал «Парламентское Собрание Союза Беларуси и России». URL: http://www. belrus. ru/law/byudzhet_na_2010.html.

• близкая или общая национальная принадлежность;

• наличие общих угроз;

• наличие общих границ, географическая близость.

• понуждение к интеграции, искусственное подталкивание объединительных процессов;

В большинстве случаев имеет место сочетание нескольких факторов. К примеру, на процесс формирования Союзного государства в той или иной степени оказывали влияние все упомянутые факторы.

При прогнозировании перспектив развития экономических отношений между странами должен учитываться, по меньшей мере, анализ макроэкономического состояния и тенденций развития стран—участниц интеграционного объединения, который более полно и объективно отражает причины и дальнейшие перспективы такой интеграции. Таким образом, анализ таких факторов, как структура экономики, торговые отношения, инвестиции, кооперация производств и миграция, позволят объективно оценить настоящее и дать оценку будущему Союзного государства России и Беларуси.

Важнейшим фактором интеграционных процессов России и Беларуси является взаимодополняемость их экономик. В отраслевой структуре и России, и Беларуси промышленность занимает основное место — 23,1 и 26,8 % соответственно. При этом особо значимо соотношение добывающей и обрабатывающей отраслей в промышленности России и Беларуси (табл. 1). Отсутствие сколько-нибудь масштабных запасов полезных ископаемых в Беларуси (за исключением сырья для калийных удобрений) и близость к Европе предопределили ей роль «сборочного цеха» в СССР, в республике была создана мощная обрабатывающая база. Необходимо отметить, что ресурс этой базы уже почти исчерпал себя, обрабатывающая промышленность требует серьезной модернизации основных фондов, однако квалифицированный персонал и научная база еще достаточно крепки. Россия же по-прежнему является источником ресурсов, причем не только в виде полезных ископаемых, но и научных.

Кроме этого, белорусская экономическая модель переживает в последнее время не самые лучшие времена, страна находится в глубоком экономическом и валютном кризисе, уровень жизни населения значительно упал, стране необходимы инвестиции. В связи с этим Россия имеет возможность не только выгодно использовать обрабатывающие возможности республики, но и получить контроль за белорусскими предприятиями, приняв участие в их приватизации. Таким образом, объединение возможностей двух стран может принести значительную выгоду обеим сторонам.

Другим важнейшим фактором интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь являются торговые отношения, формирующиеся на начальных ступенях интеграции. Россия — главный торговый партнер Беларуси (на ее долю в 2010 г. приходилось 46,6 % внешнеторгового оборота республики). Многие виды продукции, производимые в Беларуси, предназначены почти исключительно для российского рынка. Рассматривая структуру торговли, можно сделать вывод, что в Россию из Беларуси экспортируются в основном машины, оборудование, транспортные средства и продовольствие. Крупнейшие белорусские предприятия — МАЗ, БелАЗ, МТЗ и др. — большую часть своей продукции поставляют в Россию.

В 2010 г. (по данным Белстата) доля Российской Федерации в экспорте Республики Беларусь превысила показатели пяти предыдущих лет и достигла 39,4 %, в то время как доля импорта из России является самой низкой за последнее десятилетие — 51,8 %. Рост экспорта происходил за счет увеличения поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности и увеличения цен на продовольственные товары. Снижение доли импорта из России объясняется уменьшением поставок топливно-энергетических товаров, сокращение которых составило в 2010 г. более 1/3 физического объема предыдущего года.

Доля Беларуси в общем объеме внешней торговли Российской Федерации в 2010 г. (по данным Росстата) составила 4,5 %, в том числе в общем объеме российского экспорта — 4,6 %, в общем объеме импорта — 4,3 %. Доля Беларуси в общем объеме внешней торговли Российской Федерации со странами СНГ в 2010 г. составила 30,5 %, в том числе в общем объеме российского экспорта — 30,3 %, в общем объеме импорта — 31,1 %.

Среди всех стран, с которыми торгует Российская Федерация, Беларусь заняла 6-е место (после Китая — 59,3 млрд долл., Нидерландов — 58,4 млрд долл., Германии — 51,8 млрд долл., Италии — 37,3 млрд долл.,

Таблица 1

Структура промышленности, % к итогу

Промышленность Россия Беларусь

Добывающая 38,7 1,1

Обрабатывающая 61,2 98,9

Украины — 37,2 млрд долл.), а в торговле России со странами СНГ — 2-е место после Украины.

Товарооборот Республики Беларусь с Российской Федерацией за 2010 г. составил 27,9 млрд долл., в том числе экспорт — 9,8 млрд долл., импорт — 18,1 млрд долл. Значительное сокращение импорта привело к снижению отрицательного сальдо Республики Беларусь в торговле с Россией по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,8 млрд долл.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 36 ед. увеличено количество видов товаров (по четырехзначному коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), вывозимых из Беларуси в Россию, и на 10 ед. — количество товаров, ввозимых из России. В 2010 г. в Россию экспортировалось 912 видов белорусских товаров против 876 видов в 2009 г. В свою очередь из России в Беларусь в 2010 г. импортировалось 1 063 вида товаров против 1 053 видов в 2009 г.

В структуре экспорта Беларуси в Россию по укрупненным видам товаров наибольшую часть занимали прочие промежуточные товары (35,9 %) и продовольствие — 27,3 % (табл. 2).

С 2010 г. существенно возросли поставки таких продовольственных товаров, как молоко, сыры и творог, масло сливочное, говядина, свинина. Среди инвестиционных товаров наибольший рост произошел по таким товарам, как грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи, дорожная и строительная техника, механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур. Возросли также и поставки непродовольственных потребительских товаров, таких как мебель, одежда мужская текстильная, чулочно-носочные изделия, лекарственные средства, бытовая аппаратура неэлектрическая для приготовления пищи.

Таблица 2

Структура экспорта Беларуси в Россию по укрупненным видам товаров

Укрупненная группа товаров 2010 г., млн долл. 2010 г., % к 2009 г. Доля в экспорте, %

Инвестиционные 1 859,8 162,1 19,0

товары

Энергетические 43,4 293,3 0,4

товары

Продовольствие 2 675,9 153,3 27,3

Непродовольственные потребительские товары 1 603,4 123,9 16,3

Прочие 3 519,3 143,7 35,9

промежуточные товары

Таблица 3

Структура импорта Республики Беларусь из Российской Федерации по укрупненным группам товаров

Укрупненная группа товаров 2010 г., млн долл. 2010 г., в % к 2009 г. Доля в импорте, %

Инвестиционные 577,0 139,6 3,2

товары

Энергетические 10 327,7 92,7 57,2

товары

Продовольствие 580,4 99,0 3,2

Непродовольственные потребительские товары 725,9 115,9 4,0

Прочие 5 664,7 147,5 31,4

промежуточные товары

В структуре импорта Республики Беларусь из Российской Федерации по укрупненным группам товаров в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась доля энергетических товаров, составив 57,2 %. В стоимостном выражении наибольший рост импорта пришелся на прочие промежуточные товары (147,5 %). При этом снизились поставки энергетических товаров (92,7 %) и продовольствия — 99 % (табл. 3).

В 2010 г. 31,1 % от общего объема импорта Беларуси из России составили поставки нефти. Импорт нефти из России в натуральном выражении был снижен на 40 % при росте цены на 31,3 % (с 328,6 до 431,4 долл. /т). Таким образом, стоимостные поставки нефти были снижены на 20,6 %, или на 1 456,9 млн долл. Подобным образом складывалась ситуация и с импортом нефтепродуктов: при снижении их поставок в натуральном выражении в 4,2 раза и росте средних цен в 1,8 раза (с 337,5 до 594,3 долл. /т) стоимостный объем поставок нефтепродуктов сократился более чем в 2 раза, или на 740,4 млн долл.

Следует отметить, что Протоколом от 27.01.2010 6,3 млн т российской нефти поставлялось в Республику Беларусь в 2010 г. беспошлинно, остальной объем (около 7,8 млн. т) облагался 100 %-ной вывозной таможенной пошлиной2. Данная ситуация привела к необходимости завоза данных товаров из стран, где ранее их не закупали, в том числе нефти — из Венесуэлы, нефтепродуктов — из Казахстана и ряда других.

2 Протокол от 27.01.2010 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007.

Таблица 4

Удельный вес федеральных округов во внешней торговле России и Беларуси

Федеральный округ России Товарооборот Экспорт в Россию Импорт из России

2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.

Центральный 32,1 34,1 60,5 58,1 20,7 20,9

Уральский 38,1 34,5 3,8 3,6 51,9 51,6

Приволжский 12,1 11,6 11,1 10,8 12,5 12,1

Северо-Западный 10,2 10,2 12,8 13 9,1 8,7

Южный 2,6 2,4 4,6 3,8 1,8 1,8

Сибирский 2,5 3 4,9 6,1 1,6 1,3

Дальневосточный 0,1 0,3 0,4 1,0 0,0 0,0

Иная ситуация сложилась с поставками газа. Так, поставки природного газа из России возросли в стоимостном выражении на 1,4 млрд долл. в связи с ростом цены на 26,7 % (с 147,8 до 187,3 долл. /тыс. м3) и ростом его поставок в натуральном выражении на 22,7 %, или на 4 млрд м3. Кроме того, на 66,1 млн долл. увеличены поставки в Беларусь сжиженного газа, что обусловлено как ростом его поставок в натуральном выражении (на 15,3 %), так и ростом цены (в 1,6 раза).

Развитию взаимной торговли способствует также динамичное решение пограничных, таможенных, налоговых проблем. В белорусско-российских отношениях возрастает роль быстро развивающегося межрегионального сотрудничества. На расширение сотрудничества в этой сфере была направлена деятельность Межведомственного координационного совета по вопросам приграничного сотрудничества с сопредельными странами Республики Беларусь, Координационного совета по международным внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при администрации Брянской области. Так, в рамках приграничной торговли осуществлялось кооперационное сотрудничество Брянского и Гомельского заводов сельскохозяйственного машиностроения, наладивших производство современных сельхозмашин.

Межрегиональное сотрудничество развивалось также в рамках одного из направлений приграничного сотрудничества — трансграничных образований «еврорегион «Неман» (в состав еврорегиона «Неман» входит Калининградская область) и «ев-рорегион «Днепр» (в его состав входит Брянская область).

Объемы взаимного товарооборота Беларуси с отдельными регионами России в 2010 г. складывались в первую очередь в зависимости от географического расположения регионов, их ресурсного и промышленного потенциалов, потребности в

кооперационных связях, а также от уровня развития наукоемких отраслей производства.

Традиционно наибольшие объемы внешнеторгового оборота Беларуси с регионами России пришлись на Центральный, Уральский, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. Доля указанных федеральных округов в общем объеме товарооборота с Беларусью составила 90,5 % (табл. 4).

Основными регионами России, имеющими наибольшие объемы внешней торговли с Беларусью в 2010 г., продолжали оставаться Тюменская область, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республики Татарстан и Башкортостан, а также приграничная Смоленская область (табл. 5).

Естественно, что более полная реализация взаимных экспортных возможностей России и Беларуси напрямую связана с перспективой модернизации белорусской промышленности и активного участия российского капитала в приватизации белорусских предприятий. Существующий в Беларуси инвестиционный климат (административные барьеры, высокая стоимость регистрации предприятий и сложность с их открытием, большие налоги), как правило, не привлекает потенциальных российских и иностранных инвесторов. Негативное отношение инвесторы также проявляют к практике неофициальных платежей и другим формам внебюджетного финансирования объектов социальной сферы.

При этом индекс business doing, который отражает возможности развития частного бизнеса в странах мира на основе их экономических и социальных индикаторов, которые затем сводятся в общую шкалу, в Республике Беларусь выше, чем в Российской Федерации (см. рисунок).

В Беларуси существенно легче, чем в России, открыть бизнес, за последнее время значительно сократились издержки, количество и длительность процедур. Так, по индексу Ease of Doing Business,

-21

Таблица 5

Удельный вес регионов Российской Федерации во внешней торговле Беларуси и Российской Федерации

Регион России Товарооборот Экспорт в Россию Импорт из России

2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.

Тюменская область 36,0 31,8 0,8 0,6 50,2 49

Москва 12,8 11,6 24,8 22,4 7,9 5,6

Московская область 8,0 9,6 16,6 16,8 4,4 5,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкт-Петербург 4,2 4,5 8,6 8,3 2,4 2,4

Смоленская область 2,6 3,4 6,1 6,7 1,2 1,6

Республика Татарстан 3,6 3,2 2,4 2,7 4,1 3,5

Республика Башкортостан 1,8 2,3 1,3 1,3 2,0 2,9

Итого по 7 регионам... 69,0 66,4 60,6 58,8 72,2 70,4

оценивающему легкость ведения бизнеса в заданном количестве стран, место Беларуси, повышалось 4 года подряд. Однако в 2011 г. она заняла 69-е место (58-е место — в 2010 г.), что явилось следствием ухудшения индикатора «международная торговля» в связи с валютным кризисом в стране.

Таким образом, необходимо отметить развитость торговых отношений двух стран. Для Беларуси Россия остается основным торговым партнером, при этом, несмотря на огромную разницу в масштабах экономик, Беларусь занимает далеко не последнее место во внешней торговле Российской Федерации.

Следующим фактором, способствующим интеграции, является инвестиционная деятельность, которая актуальна и интересна как Беларуси, так и России. Однако необходимо отметить, что большей эффективностью и отдачей обладают прямые

иностранные инвестиции (когда одна иностранная компания создает дочернее предприятие в другой стране), так как они позволяют получать доходы не только в настоящем, но и в обозримом будущем с намного большей отдачей. При этом основной отличительной чертой таких инвестиций является то, что они охватывают не только движение ресурсов, но и передачу контроля за собственностью. Это является основным камнем преткновения в Беларуси, где с огромным нежеланием расстаются даже с той государственной собственностью, которая является убыточной или невостребованной.

По данным Национального статистического комитета, в 2010 г. поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 9 085,5 млн долл. (по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. объем инвестиций снизился на 2,3 %).

I Беларусь

I Казахстан

■ Украина

Место страны по индексу Ease of Doing Business в 2007—2011 гг. 22-

4

2011

Таблица 6

Доля инвестиций из стран СНГ составила 72,3 % от общего объема инвестиций. При этом доля России в общем объеме привлеченных инвестиций составляет 72,1 %. Таким образом, российские инвестиции в экономику Беларуси в 2010 г. составили 6,5 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом в 1,1 раза. При этом прямые инвестиции из Российской Федерации в 2010 г. составили 5 млрд долл.

В I полугодии 2011 г. в реальный сектор экономики Беларуси (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 8 млрд долл. США инвестиций, что в 1,8 раза больше, чем за I полугодие 2010 г. Основными инвесторами были субъекты хозяйствования России (51,1 % от всех поступивших инвестиций, или 4 084,4 млн долл. США), Соединенного Королевства (19,5 %), Кипра (9,2 %), Австрии (5,8 %). По сравнению с I полугодием 2010 г. валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,1 раза (табл. 6).

Однако следует отметить, что за этими количественными показателями стоят реальные проекты, которые представляют интерес как для белорусской стороны, так и для стороны, вкладывающей средства. В настоящее время наиболее значимыми для Беларуси являются проекты в области энергетики, по развитию энергосберегающих технологий, модернизации промышленных производств и созданию новых мощностей. Российский капитал активно вкладывается в строительную индустрию Беларуси. В настоящее время реализуются инвестиционные проекты правительства Москвы, включая застройку в Минске микрорайона Московский и микрорайона в жилом квартале Лебяжий. Крупнейшие банки России — Сбербанк России, Газпромбанк, Внешэкономбанк — изучают вопрос возможного участия в финансировании инвестиционных проектов концерна «Белнефтехим».

В целях активизации участия российских организаций в модернизации энергетической системы

Беларуси 30.05.2007 в Минске было подписано трехстороннее рамочное соглашение между российскими Росэксимбанком, ОАО «Силовые машины» и Министерством энергетики Республики Беларусь. Это соглашение предусматривает предоставление Росэксимбанком кредитов под поставки ОАО «Силовые машины» оборудования для реконструируемых ТЭЦ Беларуси. Общий объем кредитования определен в размере до 2 млрд долл. США в течение 5—7 лет. Предполагается, что в рамках соглашения могут быть профинансированы проекты реконструкции таких объектов, как Минская ТЭЦ-5, Брестская ТЭЦ-2, Бобруйская ТЭЦ-2, Витебская ТЭЦ, реализация которых предусмотрена Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006—2010 гг.

Российско-белорусское совместное общество с ограниченной ответственностью «Мобильные ТелеСистемы» (СООО «МТС») с начала своей работы в Беларуси (2002 г.) также инвестировало в создание и развитие инфраструктуры сети значительные средства и по состоянию на сегодняшний день увеличило белорусскую абонентскую базу до 4,75 млн активных пользователей.

Российско-белорусское СП ОАО «Брестга-зоаппарат» (51 % принадлежит ОАО «Газпром») (г. Брест, торговая марка GEFEST) является крупнейшим на территории СНГ производителем бытовых газовых и электрических плит. Суммарные годовые мощности предприятия составляют более 700 тыс. кухонных плит, а численность работающих — более 3 тыс. чел. В 2006—2010 гг. ОАО «Брестгазоаппа-рат» инвестировало в развитие производства около 35 млн долл. США.

Российская компания «СПиКо», специализирующаяся на производстве оборудования для гранулирования отходов деревопереработки, поставила белорусским лесхозам в Столбцах и Житковичах оборудование для первых двух заводов по производству древесного гранулированного топлива. Суммарный объем инвестиций в организацию производств древесного топлива в Житковичском и Столбцовском лесхозах в 2007 г. составил около 1 млн евро. Средства направлены на изготовление оборудования, его установку и обучение персонала заводов.

Иностранные инвестиции

в Республику Беларусь, млн долл.

Инвестиции 2009 г. 2010 г. I полугодие 2011 г.

Прямые 4 821,1 5 569,4 5 651,9

Портфельные 1,9 1,8 1,3

Прочие 4 480,8 3 514,2 2 339,7

Всего. 9 303,7 9 085,5 7 992,9

Что касается привлечения белорусских инвестиций в российскую экономику, то объем инвестиций из Беларуси в Россию в 2010 г. увеличился в 2,2 раза по сравнению с 2009 г. и составил 1 615,5 млн долл. Объем прямых инвестиций составил 1 246,7 млн долл. (рост в 3,2 раза) и прочих — 368,9 млн долл. (рост на 6,3 %).

Большая часть поступающих из Беларуси средств относилась к прямым инвестициям, в структуре которых основной объем составила задолженность за товары, работы, услуги между прямым инвестором и организацией прямого инвестирования — 1 199,8 млн долл. В прочих инвестициях основную часть составили счета и депозиты — 368,8 млн долл.

Наибольшие суммы инвестиций, поступивших из Беларуси в 2010 г., были направлены в следующие отрасли экономики России: в транспорт — 480,4 млн долл. (в том числе в трубопроводный — 467,7 млн долл.), в промышленность — 1 109,5 млн долл. (в том числе в автомобильную отрасль — 441,1 млн долл.). В 2010 г. белорусские предприятия продолжили работу по организации в различных регионах России сборочных производств сельхозтехники и транспортных средств, а также по развитию товаропроводящей сети белорусской продукции.

В то же время, по оценкам Всемирного банка, Беларусь не привлекательна для иностранных инвесторов по ряду причин. В первую очередь это касается налогообложения (Беларусь занимает в рейтинге 183-е место), а также международной торговли, кредитования, защиты инвесторов. Рейтинг остался самым низким, несмотря на большой объем проделанной работы, в результате которой было реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы, а налоговая нагрузка была снижена более чем на 4,7 п. п3.

По рейтингу «защита инвестора» Беларусь занимает 109-е место, а по условиям налогообложения — по-прежнему остается в последних рядах в мире4. Приходя в Беларусь, иностранный инвестор зачастую не может понять, как то или иное предприятие выглядит с финансовой точки зрения в привычных ему терминах и показателях. Стандарты учета и отчетности отличаются от международных, и до приемлемого уровня унификации все еще далеко. Учет и отчетность в Беларуси остаются чрезмерно

3 Всемирный банк. ЦЯЬ: М1р://%'%глг. doingbusiness. о^Ма1а/

exploreeconomies/belarus.

зарегулированными, а система налогов по-прежнему неоправданно сложной.

Кроме этого, в Беларуси уже просматривается тенденция недостатка высококвалифицированной рабочей силы, а ее стоимость постоянно растет. Если 10 лет назад проблема не была такой острой, то в настоящее время уровень подготовки белорусских специалистов, особенно управленцев среднего звена, уже не соответствует ожиданиям и требованиям иностранных инвесторов. Молодые специалисты, как правило, не говорят свободно на востребованных в бизнесе иностранных языках.

Негативно отражается на инвестиционном климате и нестабильность белорусского законодательства, особенно на уровне ведомственного нормотворчества. В Беларуси разными ведомствами в год принимаются тысячи новых нормативных актов разного уровня, зачастую без анализа их средне- и долгосрочных последствий, связи с правовыми актами других отраслей права, а также общепринятой и понятной для иностранного инвестора мировой правовой практики.

Беларусь, несмотря на все усилия, по-прежнему проигрывает в конкурентной борьбе за инвестиции соседям по региону, прежде всего России и Украине. Зарубежные инвесторы сравнивают условия в регионах и в определенных сегментах экономики, и по многим параметрам белорусская экономика остается не привлекательной для них. Изменение положения дел требует всесторонних и более активных мер по повышению конкурентоспособности белорусской экономики.

Поэтому следует отметить, что в целях ускорения интеграции экономик обоих государств большое значение приобретает обеспечение синхронизации и единой направленности проводимых в России и Беларуси реформ, особенно касающихся вопроса о форме собственности предприятий.

По оценкам международных экспертов, государственный сектор в Беларуси продолжает составлять основу экономики страны, в 2009 г. он достигал 60 % ВВП. Следует также отметить, что в республике остается достаточно высокой доля государства и в акционерных капиталах белорусских предприятий.

По состоянию на 01.07.2010 в распоряжении Госкомимущества Беларуси находилось 32,6 млрд акций предприятий. При этом только в I полугодии 2011 г. в соответствии с решениями Госкомимущества переданы в управление предприятиям 2 295,1 млн

' Там же.

акций 171 акционерного общества, принадлежащих Республике Беларусь5.

Особенно важным моментом является вопрос владения контрольным пакетом акций. Так, доля государства в ряде крупных предприятий Беларуси характеризуется следующими цифрами: ОАО «Бел-трансгаз» — 50 %, ОАО «МАЗ» — 100 %, ОАО «БелАЗ» — 100 %, ОАО «Беларуськалий» — 100 %, ОАО «Нафтан» — 99,8 %, ОАО «Полимир» — 99,9 %, ОАО «Мозырский НПЗ» — 55 %, Светлогорский целлюлоз-но-картонный комбинат — 76 %, ОАО «МАПИД» — 92,4 %, ОАО «Гомельский химический завод» — 99,4 %, ОАО «Белшина» — 99,95 %, ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» — 80 %, ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» — 99,2 %, ОАО «ВолМет»—48,9 %, ОАО «Лидский литейно-ме-ханический завод» — 99,5 %, ОАО «Бархим» — 99,4 %, ОАО «Речицкий текстиль» — 97,7 %, ОАО «Жлобинс-кий карьер формовочных материалов» — 97,3 %, ОАО «Белинвестбанк» — 92,3 %.

Кроме того, в собственности государства остается значительное количество крупных организаций, таких как Беларусбанк, РУП «Белтелеком», гособъединение «Белорусская железная дорога», ПО «Минский тракторный завод», РУП «Белорусский металлургический завод», ПО «Гомсельмаш», республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» и республиканское дочернее унитарное страховое предприятие «Стравита» и др.

Таким образом, крупные предприятия Беларуси остаются под контролем государства. Естественно, что между предприятиями разных форм собственности возможны хозяйственные отношения и сотрудничество, но проблема состоит в том, что субъекты имеют разные полномочия, а соответственно и возможности принятия решений. Несмотря на наличие объективных предпосылок экономической интеграции России и Беларуси, достижение высокой ступени интеграции будет затруднено при сохранении принципиальных различий в экономических механизмах регулирования.

Однако в связи с валютным кризисом в Беларуси, «накрывшим» страну в марте 2011 г., руководство страны пересмотрело свою политику приватизации. Правда, необходимо отметить, что процесс приватизации остается вялотекущим, так как либо выставленные на продажу госактивы не интересны инвесторам, либо цены на них неоправ-

5 Сайт Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. URL: http://www. gki. gov. by.

данно завышены, либо и то, и другое вместе. А за так называемое «фамильное серебро» (ОАО Бела-руськалий) ведется жесткий торг, т. е. руководство Беларуси хочет получить огромные суммы и при этом иметь возможность и дальше осуществлять контроль за этим предприятием и оставить за собой право вето. Кроме этого, вялость процесса можно объяснить нежеланием руководства страны расстаться со своим тотальным контролем за всем и явно не дальновидной политикой и надеждой на очередные кредитные ресурсы.

В связи с изложенным можно отметить, что эффективность строительства Союзного государства зависит от обеспечения равных условий хозяйствования белорусских и российских предприятий. Особенно важным направлением видится создание благоприятной инвестиционной среды как в России, так и в Беларуси.

Фактор кооперации производств. Для того чтобы проанализировать кооперационные связи двух стран, необходимо отметить, что немаловажную роль в эффективной кооперации играет взаимодополняемость производств, которая основывается прежде всего на экономически выгодном производственно-технологическом кооперировании, существенно дополняемом товарообменом конкурентоспособных товаров и изделий производственного значения. Экономически это во многом более значимо, чем простой товарообмен между странами, поскольку производственные связи здесь формируются в едином цикле воспроизводства. Обычно их искусственный разрыв ведет к углублению кризисных явлений в экономике в целом. Российско-белорусское взаимное дополнение хозяйственных комплексов характеризуется наличием тесных производственно-технологических связей, прежде всего в высоконаукоемких технологически передовых производствах, хотя наиболее актуальными (в силу сложившейся непростой экономической ситуации) являются поставки топливно-энергетических ресурсов из России в Беларусь, а обратно — продуктов питания, товаров народного потребления и машиностроения.

Примером взаимодополняемости производств является сотрудничество ярославских двигате-лестроителей и белорусских производителей автомобилей, которое развивается в соответствии с подписанным межправительственным соглашением и подготовленной совместной программой по пути создания межгосударственной финансово-промыш-

ленной группы. Завершение ее формирования позволит сэкономить на замещении импорта значительные средства. Таким образом, уже можно говорить о формировании одной из первых производственных отраслей Союза — дизельном автомобилестроении, в рамках которого соединение производственной базы «БелАвтоМАЗ», «Белаз», Могилевского автозавода с наработками ярославских заводов дизельной аппаратуры, «Автодизеля» и Тутаевского моторного завода поднимет конкурентоспособность автотехники Союза на качественно новый уровень. Однако есть и другая точка зрения относительно этого соглашения. Белорусская сторона считает, что техническая отсталость ярославского завода может негативно повлиять на процесс продвижения продукции на рынке.

Большие перспективы имеет объединение обрабатывающих предприятий Беларуси с добывающими отраслями России. Можно выделить как минимум несколько направлений, по которым страны могут осуществлять сотрудничество в сфере добычи, продажи и переработки сырьевых ресурсов:

• повышение добавленной стоимости сырьевых продуктов (прежде всего нефти) за счет перерабатывающих производственных мощностей Беларуси. Что касается нефтяной отрасли, то в Беларуси находятся два крупных нефтеперерабатывающих завода (в городах Новополоцк и Мозырь), что увеличивает возможности Союзного государства по самостоятельной переработке сырой нефти в более дорогие нефтепродукты;

• более тесная кооперация государств в отношении ценовой политики в целях повышения конкурентоспособности определенных классов товаров (например соли и калийных удобрений). Беларусь и Россия являются монополистами на рынке производства калийных солей на европейском рынке: два месторождения в России (в Пермской области) и одно в Беларуси. Координация ценовой политики может значительно увеличить доходы стран;

• увеличение загрузки производственных мощностей, которыми располагает Беларусь. Интеграция с Беларусью поможет улучшить промышленную структуру России, сохранить традиционные экономические связи, особенно в сфере машиностроения. Расширению экономического сотрудничества способствует обра-

зование межгосударственных финансово-промышленных групп. Среди них: «БелРусАвто» (дизельное автомобилестроение), «Формаш» (производство оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти), «Межгосметиз» (производство металлокорда), «Электронные технологии» (производство телевизоров и средств связи), «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».

Естественно, что, используя взаимовыгодное экономико-географическое положение, высокотехнологичный производственный и квалифицированный трудовой потенциал, Беларусь и Россия при рациональной специализации хозяйств обеих стран в состоянии эффективно развивать отрасли и производства, выпускающие конкурентоспособные товары не только в пределах своего рынка потребления, но и для поставки в другие страны, избегая при этом дублирования производства. Однако неустойчивость политических отношений требует страховочного механизма при ликвидации дублирующих производств, которыми могут быть или «законсервированные» и быстро восстанавливаемые мощности, или двухсторонние соглашения, в которых будут отражены спорные моменты.

Фактор миграции рабочей силы. Миграция рабочей силы представляет собой сложный процесс, выполняющий экономические и социальные функции в жизни общества и отдельного человека. Согласно данным статистических служб России и Беларуси, население обеих стран с 1995 г. неумолимо сокращается. Так, если в 1995 г. в России насчитывалось 148, 4 млн чел., то в 2010 г. — 141, 8 млн. В Беларуси аналогичные показатели составили 10,2 и 9,7 млн чел. соответственно. Конечно, такое сокращение численности населения — это не влияние миграционных процессов. Однако необходимо отметить, что официальная статистика по миграции рабочей силы не отражает достоверно и в полной мере этого процесса, что искажает реальность.

Основной причиной миграции является неудовлетворенность уровнем жизни в своей стране и поиск «лучшей доли» в другой. Основным показателем, характеризующим движение рабочей силы, является миграционное сальдо, отражающее разницу между выехавшими (эмигранты) из страны и въехавшими (иммигранты) в страну. Миграционное сальдо России и Беларуси представлено в табл. 7.

Таблица 7

Миграционное сальдо России и Беларуси в 1990—2010 гг., тыс. чел.

Страна 1990 1995 2000 2005 2010

Россия 906 615 2 219 718 2 208219 964 424 250 000

Беларусь —32 547 0 0 20 000 0

Источник: Всемирный банк. Статистика. URL: http://data. worldbank. org/indicator/SM. POP. NETM.

Однако необходимо отметить, что хотя сокращение населения происходит и в России, и в Беларуси, в России эта убыль более или менее компенсируется притоком иммигрантов, а в Беларуси такой тенденции не наблюдается. Также подчеркнем тот факт, что данные департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь о значительном увеличении притока иностранной рабочей силы в страну (благодаря реализации многочисленных инвестиционных проектов) и о нулевом миграционном сальдо не отражают реального положения дел. Необходимо отметить, что в связи с тяжелой экономической ситуацией в Беларуси отток трудоспособного населения из нее резко увеличился.

В целом миграция рабочей силы дает возможность трудоустройства граждан России и Беларуси, не занятых в своей стране, а также привлечения иностранных кадров по специальностям и направлениям, в которых в государстве ощущается дефицит. При этом для государства важно обеспечивать легальные механизмы трудовой миграции, что позволяет регулировать процессы, происходящие в этой сфере, и принимать соответствующие необходимые меры.

Однако необходимо помнить, что решение экономических проблем зачастую зависит от политической воли руководства страны. Поэтому немаловажную роль играет и совместная деятельность на международной арене.

В рамках Союзного государства активно осуществляется проведение внешней политики Беларуси и России. Совместная деятельность в этой сфере проводится на основе очередной программы согласованных действий в области внешней политики государств—участников договора о создании Союзного государства на 2010—2011 гг.

В современных условиях жесткой конкуренции и фактического противостояния Запад не заинтересован в существовании российско-белорусского союза. Исходя из этого, к политическим факторам, определяющим более быстрое сближение России и Беларуси, следует отнести:

— недопущение увеличения разрыва в уровнях социально-экономического развития, приобретающего необратимый характер;

— усиление позиций стран во внешней политике;

— увеличение оборонительных возможностей Союза и понимание того, что политические расчеты развитых стран строятся, прежде всего, на поощрении разобщенности стран и постепенном втягивании их в сферы своего влияния на ролях младших партнеров и сырьевых придатков.

В политической сфере подходы России и Беларуси к интеграции, обусловленные, прежде всего, интересами политических элит обеих стран, существенно расходятся. Беларусь выступает за интеграцию «на равных», не желая поступаться своим суверенитетом. Россия, чей экономический потенциал многократно превышает белорусский (ВВП России в 2010 г. достиг 1 479 819 млн долл., а Беларуси составил 54 713 млн долл. 6, т. е. в 27 раз меньше российского), претендует на ведущую роль в формируемом Союзном государстве. Рассогласование интересов двух стран в этом фундаментальном вопросе осложняет и решение ряда проблем экономической интеграции (так, введение единой валюты тормозится, прежде всего, различием представлений о едином эмиссионном центре: Россия, исходя из своего экономического «веса», видит в роли такого центра свой Банк России, а Беларусь — систему центробанков двух стран во главе с формируемым на паритетной основе Межбанковским валютным советом). Следует в этой связи отметить, что белорусский подход к проблеме суверенитета не вполне логичен. Межгосударственная интеграция на ее продвинутых стадиях, начиная с таможенного союза, предполагает ограничение суверенитета интегрирующихся государств. Полноценное интеграционное объединение, ставящее своей целью формирование единого экономического пространства (а тем более, единого государства), в принципе не может быть создано при полном сохранении суверенитета стран-участниц. Без признания этого невозможно

6 Всемирный банк. Статистика. URL: http://data. worldbank. org/indicator.

-27

добиться «прорыва» в строительстве реального, а не декларативного Союзного государства. Вместе с тем очень важно, что Россия и Беларусь имеют во многом идентичные внешнеполитические и стратегические интересы. Обе страны неизменно рассматривают друг друга как стратегических союзников, они выступают за равноправное международное сотрудничество в Европе и мире в целом, за развитие взаимодействия в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и за укрепление этих организаций, членами которых они являются, они против попыток установления «однополярного мира» под эгидой США.

В результате образования Союзного государства Россия получает большие преимущества в геополитическом плане — появляется широкий выход на границы Центрально-Европейского региона, усиливается стратегическое положение России на западном направлении, во многом устраняется потенциальная угроза создания так называемого Балтийско-Черноморского пояса изоляции. И Россия, и Союзное государство в целом получают дополнительные возможности воздействия на региональное развитие отношений с Украиной, Польшей и государствами Балтии. Усиливается военный и оборонно-промышленный потенциал России за счет партнерства с боеспособной белорусской армией и развитой промышленностью Беларуси. В свою очередь Республика Беларусь получает гарантированный доступ к сырьевым ресурсам России и военную защиту.

Интеграционную политику России невозможно объяснить чисто экономическими причинами. Геополитическое и военно-стратегическое значение Беларуси как партнера для России обусловлено ее удобным географическим положением между Россией и Западной Европой. Союз с Беларусью позволяет России экономить значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку белорусские объекты ПВО обеспечивают безопасность всего воздушного пространства Беларуси и европейской части России — особенно в ситуации, когда аналогичные объекты в Латвии и в Украине были либо уничтожены, либо закрыты для российских военных. Выгодное положение Беларуси также позволяет России «разорвать» Балто-Черноморский коридор, который в противном случае может отгородить Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через Украину — в Черное.

Таким образом, существует обоюдный интерес в политической сфере двух стран к созданию сильного интеграционного союза. Осталось сделать самые сложные шаги по направлению друг к другу и найти компромиссные решения существующих проблем, которые удовлетворят пусть не всех, но большинство заинтересованных сторон.

При существовании в России и Беларуси серьезных различий в социально-политических и хозяйственных системах, а также в избранных двумя странами экономических моделях национального развития вряд ли в настоящий момент можно достичь баланса интересов россиян и белорусов в случае их ускоренного объединения. Только в процессе длительной интеграции двух экономик на основе рыночных принципов эти различия могут быть снивелированы и унифицированы.

Итак, необходимо отметить, что возможность объединения России и Беларуси заложена исторически. Объективными факторами интеграции двух стран можно определить экономические, политические и социальные факторы. Главенство одного фактора над другим определить непросто, в связи с этим можно говорить только о том, что составляющие каждого из факторов могут как положительно, так и отрицательно влиять на создание Союзного государства.

Проанализировав макроэкономические факторы, можно заключить, что, с одной стороны, образование Союзного государства — это средство реализации преимуществ объединения экономических потенциалов двух стран, вытекающих из межгосударственного и территориального разделения труда, специализации, кооперирования производства, объединения и концентрации усилий на приоритетных направлениях хозяйственной деятельности, устранения дублирующих производств и распыления ограниченных финансовых и инвестиционных ресурсов. С другой стороны, возникают проблемы с тем, как защитить свою производственную сферу и не остаться без рабочих площадок, которые были ликвидированы ради целей Союзного государства, в случае каких-либо непредвиденных осложнений.

Анализ торговых отношений показывает, что обе страны тесно сотрудничают друг с другом. Торговые отношения двух стран в настоящее время можно охарактеризовать следующим образом: Беларусь хоть и старается снизить свою энергетическую зависимость от России и найти альтернативные

источники поставок сырья, но эти попытки пока кардинально не изменили ситуации, и данные по товарообороту Беларуси это подтверждают. Для России торговые отношения с Беларусью хоть и являются значимыми, однако заинтересованность белорусской стороны в такой торговле значительно выше, нежели российской.

Инвестиционная деятельность каждой из стран преследует свои цели. Если Россия стремится закрепить и упрочить свои позиции на белорусском рынке, создавая дочерние компании, покупая доли в крупных компаниях, то Беларусь находится в самом начале пути по освоению российского рынка, создавая свои представительства в различных регионах Российской Федерации.

Что касается кооперации производства, необходимо отметить, что Россия и Беларусь имеют хорошую, доставшуюся по наследству от СССР, базу для того, чтобы продуктивно и взаимовыгодно сотрудничать и развивать кооперационные связи.

Также необходимо отметить, что согласованная политика в миграционной сфере позволит обеспечить квалифицированными кадрами производство и другие отрасли экономики.

Безусловность выгодности согласованной внешней политики двух государств неоспорима. Однако сложно что-либо согласовать, если договаривающиеся стороны не идут на компромиссы.

Исходя из накопленного опыта белорусско-российской интеграции при определении дальнейших перспектив союзного строительства целесообразно руководствоваться некоторыми основными положениями и концептуальными подходами, к которым можно отнести:

— четкое осознание целей интеграционного развития и определение общих долгосрочных приоритетов;

— поэтапность развития, восхождения от низших ступеней интеграции к высшим: от таможенного союза к единому внутреннему рынку, далее к экономическому, валютному и политическому союзам;

— усиление роли межгосударственных институтов при постепенной передаче им наднациональных полномочий в различных сферах деятельности (все более частое применение принципов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

субсидиарности, когда решения принимаются на том уровне, где это возможно сделать с наибольшей эффективностью);

— постепенное введение единой денежной единицы;

— формирование единого образовательного пространства;

— преемственность интеграционной политики;

— поиск взаимоприемлемого баланса интересов и нахождения согласия. В союзной политике исключительно важна роль компромиссов. Выработка коллективных решений осуществляется на основе взаимных уступок, согласования интересов различных сторон;

— тесное взаимодействие союзного права и национального права;

— подготовка необходимой нормативно-правовой базы интеграции, тщательность и детальность разработки союзных документов и механизмов их реализации;

— опора на общественную поддержку, внимательное отношение к общественному мнению, разъяснение целей и предполагаемых результатов тех или иных интеграционных решений для рядовых граждан.

Поскольку в основу создания Союзного государства закладывается экономическое взаимодействие в едином пространстве, то в его исключительную компетенцию переходят выработка и проведение единой экономической политики, установление правовых основ общего рынка, принципов регулирования хозяйственной деятельности субъектов, единой денежно-валютной, налоговой, ценовой, инвестиционной и таможенной политики, функционирование объединенных транспортно-энергетических систем.

Список литературы

1. Годин Ю. Ф. Белоруссия — это «Брестская крепость» современной России. М.: ИТРК. 2008.

2. Кругман Пол Р., ОбсфельдМорис. Международная экономика: теория и практика. 5-е изд. СПб: Питер, 2004.

3. Пивовар Е. И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб: Алетейя, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.