УДК 339.924
ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И БЕЛАРУСИ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
В.С. СЕРГЕЮК
Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Международная экономическая интеграция является одним из наиболее распространенных процессов нарастающей взаимосвязанности и взаимозависимости различных стран, обусловленных интересами развития экономики с формированием устойчивых внешнеторговых и внешнеэкономических связей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Для решения экономических проблем, возникших после распада СССР, и создания условий для стабильного экономического роста вновь образовавшихся государств стали появляться различные интеграционные союзы. Наиболее тесные отношения развиваются между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, где результатом такого двустороннего сотрудничества явилось Союзное государство, для которого приоритетным направлением являются экономические интересы.
Интеграция стран как процесс объединения, сближения их жизнедеятельности, развития охватывает различные области, в том числе и финансовую. Валютно-финансовое сотрудничество следует рассматривать в качестве основы для ускорения темпов роста как каждой страны, так и для экономической интеграции в целом.
При формировании интеграционных процессов в валютно-финансовой сфере центральная роль отводится банковским секторам интегрирующихся стран, так как они отвечают за результаты национальных и международных валютно-финансовых отношений и выступают не только в роли координатора и регулятора, но и объекта интеграции.
Вместе с тем, в последнее время все активней взаимодействие банковских систем исследуется зарубежными и отечественными учеными. Так, например, И.П. Новикова провела глубокий анализ нормативно-правовой базы валютно-финансовой интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь, сделав при этом акцент на интеграцию в банковской системе [4]. В.Г. Чаплыгин на основе поведенного исследования сделал вывод о том, что процесс объединения денежнокредитных структур является не спонтанным, а долговременным, поэтапным и последовательным [7]. Б.Б. Логинов широко осветил проблему развития зарубежной сети банковских филиалов и представительств [2]. А.В. Стахнюк исследовал проблемы влияния банковской экспансии на развитие экономики [6].
В работах отечественных авторов Л.П. Козика и П.А. Кохно, занимающихся исследованиями процессов валютно-финансовой интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь, освещены финансово-экономические проблемы Союзного государства [1].
Следует отметить, что именно институты денежно-кредитной системы берут на себя функции по оперативному обслуживанию потоков финансовых ресурсов между отраслями и отдельными субъектами международной экономики. Поэтому приоритетным направлением в настоящее время следует считать взаимодействие банковских систем России и Беларуси, так как в условиях валютно-финансовой интеграции именно банковская сфера играет первостепенную роль, являясь при этом неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки выступают связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Они обладают финансовой мощью и значительным денежным капиталом. Поэтому банковские структуры важны как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Сфера деятельности банков не имеет ни географических, ни национальных границ, так как они не функционируют только в рамках какого-то экономического региона либо одной страны.
Однако в проведенных научных исследованиях недостаточно проанализированы причины возникновения процесса интеграции, не полностью выявлены его сущностные характеристики и тенденции дальнейшего развития.
Банки как институты кредитной системы наиболее полно, точно и функционально реализуют цели и интересы практически всех лиц и организаций, прямо или косвенно включенных в кредитные отношения. Они в наибольшей степени соответствуют статусу универсального кредитного
57
посредника - профессиональной структуры кредитного предпринимательства, осуществляющей в ходе своих многочисленных коммерческих контактов с государственными, общественными, коммерческими организациями и населением балансировку кредитного спроса и кредитного предложения. Именно банки с практически неограниченным разнообразием параметров и качественных характеристик кредитных, депозитных и расчетных операций и услуг имеют возможность изменять ассортимент своих продуктов и в наибольшей степени могут решить задачу по созданию интеграционного банковского объединения.
Таким образом, на наш взгляд, банки являются основой валютно-финансовой интеграции стран Союзного государства, так как они играют ведущую роль в международных взаимоотношениях по формированию единого валютно-финансового пространства с созданием общей банковской системы. Чтобы понять, для чего необходимо объединяться банковским системам России и Беларуси, необходимо определить общие предпосылки интеграции двух государств. Одним из самых важных вопросов в отношении двух стран является вопрос о причинах стремления к интеграции.
Объяснением могут служить исторически сложившиеся экономические отношения. После распада СССР между Россией и Беларусью остались наиболее тесные экономические отношения. Республика Беларусь была своего рода сборочным цехом всего Советского Союза, так как там производилось очень много необходимой продукции для России. Поэтому в 1993 году данные государства решили объединиться в рамках экономической интеграции, что способствовало бы нормальному функционированию предприятий, бездефицитности продуктов и так далее.
Немаловажное значение имеет географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран подключались другие соседние государства. Географическая близость государств и имеющийся экономический потенциал являются основой для значительного увеличения взаимной торговли. Так, Россия и Беларусь имеют общую границу; по белорусской территории пролегают транзитные пути, которые связывают Россию с Европой.
Важным является также взаимодополняемость экономик соседних стран. Это проявляется в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.
Экономики России и Беларуси являются взаимодополняемыми. Взаимодействие стран в рамках их союза можно считать успешным, если обеспечивается его экономическая взаимовыгодность каждой из стран-союзниц. Российская Федерация относится к странам, которые оказывают существенное воздействие на мировую политику и экономику, а Республика Беларусь со своим значительно меньшим потенциалом такого воздействия оказывать не может. Как Беларусь, так и Россия на экономическом пространстве СНГ остаются странами, экономики которых важны друг другу. Беларусь - страна многоотраслевой индустрии, интенсивного сельского хозяйства, передовой науки и техники. Она была одной из наиболее развитых в экономическом отношении республик Советского Союза, имела высокую долю промышленности в структуре ВВП. Так, Республика Беларусь поставляет ряд необходимых для Российской Федерации товаров. За 9 месяцев 2011 года было поставлено белорусских товаров на сумму 11,3 млрд. долларов (31,9% общего экспорта товаров Республики Беларусь). Увеличение составило 8,5%. Рост экспорта товаров произошел на фоне роста на 12,7% физического объема при сокращении на 3,2% средних цен. Основными товарными разделами в экспорте выступили: сельскохозяйственная продукция и продукты питания -24,5 % объема экспорта товаров в Российскую Федерацию (по сравнению с январем - сентябрем 2011 г. произошло увеличение стоимостных объемов поставок на 14,8%), транспортные средства -21,8% (сокращение на 8,2%) и машины и оборудование - 15,2% (стоимость поставок увеличилась на 11,7%).
При этом Республика Беларусь испытывает высокую зависимость от поставок топливноэнергетических ресурсов из России, которая, в свою очередь, заинтересована в поставках белорусских нефтепродуктов. Так, поставки нефти из России в Беларусь в 2012 году составили 21 млн. 297 тыс. тонн, что на 17,4% больше по сравнению с 2011 годом.
В настоящее время наблюдается стремительный рост объемов двусторонней торговли. Так, за 9 месяцев 2012 года объем внешнеторгового оборота товарами Республики Беларусь с Российской Федерацией увеличился на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составил 32,4 млрд. долларов (46,6% товарооборота Республики Беларусь).
58
Импорт товаров из Российской Федерации составил 21 млрд. долларов (62,1% общего импорта товаров Республики Беларусь) и увеличился на 18,2%. При этом средние цены импорта сократились на 10,1%, физический объем увеличился на 31,5%. Основными товарными разделами в импорте явились: минеральные продукты, недрагоценные металлы и машины и оборудование. Импорт минеральных продуктов увеличился на 21,9 % и составил 66,3% объема импорта товаров из Российской Федерации. Импорт остальных товаров вырос на 11,7% и составил 33,7% [5].
Важное экономическое значение для России и Беларуси имеет взаимодействие предприятий военно-промышленного комплекса государств-союзниц, где около 180 российских оборонных предприятий поддерживают контакты со 120 белорусскими заводами. Доля поставок из Беларуси в оборонном заказе России составляет около 15%, причем это главным образом высокотехнологичная продукция, в том числе авианавигационные приборы, средства спутниковой и космической связи и другое.
Предприятия оборонных отраслей промышленности России заинтересованы в сохранении и развитии научно-технического и производственного сотрудничества с предприятиями Республики Беларусь в областях радиоэлектроники, ракетно-космической техники, авиа- и судостроения, промышленности вооружений и средств связи.
В настоящее время в развитии взаимного сотрудничества России и Беларуси большую роль играет инвестиционная привлекательность регионов. Так, прямые инвестиции белорусских резидентов в Российскую Федерацию за 9 месяцев 2011 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом на 39,7 млн. долларов. В том числе в форме акционерного капитала инвестировано 33,2 млн. долларов, реинвестирование доходов составило 7,4 млн. долларов. По операциям с долговыми инструментами сложилось отрицательное сальдо в размере 0,9 млн. долларов.
Приток прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь (с учетом изъятия) составил 400,2 млн. долларов, что на 45,8% больше, чем за аналогичный период 2011 года.
В общей структуре притока прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь инструменты участия в капитале составили 220,6 млн. долларов (за январь - сентябрь 2011 г. - 113,9 млн. долларов). Реинвестирование доходов (включая доходы нефинансовых организаций и депозитных организаций) осуществлено в объеме 169,4 млн. долларов, что на 23,2% больше, чем за январь -сентябрь 2011 г. Операции с долговыми инструментами (долговые обязательства перед зарубежными совладельцами без учета торговых кредитов) обеспечили приток капитала в размере 10,2 млн. долларов [5].
При наличии объективных предпосылок экономического сотрудничества страны Союзного государства могут рассчитывать на ускорение решения своих хозяйственных проблем. Вместе с тем, с расширением и углублением экономических связей государств увеличивается потребность в банковском обслуживании, так как в экономике любого государства банковская система занимает центральное место. В современных условиях большая роль банковского сектора прослеживается в стабилизации и гарантии денежно-кредитных отношений; обладании большими возможностями по оказанию содействия бизнесу различных компаний как внутри страны, так и за ее пределами; в экономическом и финансовом состоянии стран. Своей деятельностью банки создают возможности эффективной работы современной экономике, развитию международных отношений и, в частности, укреплению двусторонних экономических отношений, принимая на себя обязательства по исполнению платежных и иных обязательств клиентов по экспортно-импортным операциям, кредитованию внешнеэкономических контрактов, а также организации финансирования под отдельные проекты торгового и инвестиционного характера.
Можно утверждать, что рассмотренные предпосылки экономической интеграции весьма актуальны и приемлемы при развитии межбанковского сотрудничества как для России, так и для Беларуси в рамках Союзного государства, поскольку банки являются посредниками в формировании и развитии двусторонних отношений, которые концентрируют у себя финансовые (денежные) средства, опосредуют расчеты и платежи, обеспечивают сохранность денежных средств, способствуют стабилизации денежного обращения в стране.
Важную роль для взаимодействия банковских систем России и Беларуси в настоящее время играет консолидация белорусских и российских банковских активов. Так, в банковском капитале Беларуси российский капитал составляет уже 25%. Иностранный капитал присутствует в уставных фондах семи белорусских банках, где доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50%. Одним из недавних примеров служит Альфа-банк, который расширил свое присутствие в Беларуси, выкупив Белросбанк.
59
При этом, банки учреждают сеть отделений в странах-партнерах для обслуживания своих постоянных клиентов, экономические интересы которых выходят за рамки национального хозяйства. В настоящее время сотрудничество банков России и Беларуси осуществляется в форме экспансии банков. Открытие филиалов банков-нерезидентов запрещено как в России, так и в Беларуси. Пока российские банки имеют только свои представительства на территории Беларуси, среди которых ЗАО «ЮниКредит Банк», ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» и АКБ «Московский областной банк» ОАО. Белорусских банковских представительств в России пока нет.
Дальнейшему развитию межбанковского союза способствует также сотрудничество с иностранными инвесторами на кредитном рынке, так как банковский сектор является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Приход в банковский сектор иностранных стратегических инвесторов положительно сказался на росте капитала банков, расширении состава и повышении качества услуг, предоставляемых банками клиентам из нефинансового сектора экономики, а также населению. Так, активы резидентов Республики Беларусь, размещенные у резидентов Российской Федерации, увеличились на 789,2 млн. долларов, что на 22,6% больше, чем за январь-сентябрь 2011 г. Это обусловлено ростом депозитов в российских банках на 507,1 млн. долларов, а также увеличением дебиторской задолженности по торговым кредитам и авансам нефинансовых организаций Республики Беларусь на 392,5 млн. долларов. При этом, активы резидентов Республики Беларусь на счетах в российских банках и в виде наличной иностранной валюты увеличились на 431,5 млн. долларов, что на 0,8% превысило их рост за январь - сентябрь 2011 года.
Обязательства резидентов Республики Беларусь по счетам и депозитам резидентов Российской Федерации выросли на 64 млн. долларов, в том числе депозитных организаций - на 65,6 млн. долларов. Центральный банк сократил свои обязательства по данному разделу на 1,6 млн. долларов
[5].
В 2011 году наблюдался заметный рост иностранных обязательств Российской Федерации перед резидентами Республики Беларусь на 1,6 млрд. долларов США, составляющих на конец года 2269,9 млн. долларов США. При этом активы резидентов Республики Беларусь, размещенные на депозитных счетах в российских банках, увеличились на 1,1 млрд. долларов США и на конец года достигли 1029,2 млн. долларов США [3].
Положительную роль в развитии межбанковского сотрудничества играют трансграничные денежные переводы. Практически все экспортно-импортные операции в части перемещения товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь осуществлялись на условиях расчетов в денежной (безналичной) форме. В настоящее время прослеживается тенденция постоянного увеличения платежей между странами Союзного государства как по количеству, так и по суммам, причем наибольший удельный вес занимают платежи из Республики Беларусь.
При росте количества платежей соответственно растут и их сумма, общий объем направленных и полученных платежей которых на 01.01.2013 года составил 87344,1 млн дол. США.
В валютной структуре денежных переводов стран Союзного государства преимущественно используется российский рубль. Его доля в общем количестве и сумме направленных и полученных двусторонних платежей с Республикой Беларусь составила соответственно 90,8% и 55% от общего количества платежей по состоянию на 01.01.2012 г. Из Республики Беларусь в среднем 78,2% всех денежных переводов отправлялись в российских рублях, 8,6% - в долларах США, 4,9% - в евро.
Кроме того, между странами осуществлялись и денежные переводы физическими лицами, которые играют положительную роль в развитии межбанковского сотрудничества. В Российской Федерации трансграничные переводы денежных средств (иностранной валюты и валюты Российской Федерации) осуществляются в соответствии с Федеральным законом без ограничений. Исключение составляют только переводы денежных средств без открытия банковских счетов физическими лицами-резидентами в пользу физических лиц - резидентов и нерезидентов из Российской Федерации за рубеж, по которым установлен лимит в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 тысяч долларов США по курсу Банка России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление переводов в течение одного операционного дня. При этом, в соответствии с действующим валютным законодательством Республики Беларусь частные переводы физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не ограничиваются по сумме платежа и осуществляются без ограничений.
Одной из предпосылок межбанковской интеграции России и Беларуси является переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые в большей мере позволяют 60
учитывать банковские риски и увеличивают прозрачность банковской деятельности и ее информационную открытость. То есть, они необходимы, прежде всего, для предоставления единообразной, прозрачной и понятной информации о деятельности банков, что позволяет сформировать единый подход к оценке финансового положения банков двух стран. В Российской Федерации переход на МСФО осуществлен с 1 января 2004 года. При этом, в Республике Беларусь полный переход на международные стандарты финансовой отчетности до конца 2015 года.
Развитию и укрепление межбанковского сотрудничества России и Беларуси способствует также обеспечение стабильности их работы. Необходимо отметить важную роль мероприятий по совершенствованию надзорной деятельности в сфере международного сотрудничества. Следуя рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, страны Союзного государства увеличили размер минимального уставного капитала, что поспособствовало увеличению капитализации кредитных организаций. Так, Национальный банк Республики Беларусь установил минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 25 миллионам евро в соответствии с Банковским кодексом постановлением правления Национального банка №249 от 28 мая 2012 года «О минимальном размере уставного фонда банка». При этом, минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка в Российской Федерации на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций составляет в сумме 300 миллионов российских рублей.
Причем, для дальнейшего развития межбанковского сотрудничества необходим ряд условий, которые будут способствовать скорейшему сближению банковских систем стран Союзного государства. Так, созданию единого финансово-банковского рынка в странах Союзного государства будет способствовать такое условие, как допуск филиалов российских банков на белорусскую территорию и наоборот. Если будет разрешено открывать в Беларуси филиалы российских банков, начнет создаваться единый рынок банковских услуг, а, следовательно, и единая банковская система Союзного государства. С одной стороны в Республику Беларусь будет осуществляться приток капитала, а с другой - белорусские банки превратятся в филиалы более мощных российских банков.
Еще одним необходимым условием банковского союза является формирование Платежного союза, как базового этапа организации платежно-расчетных отношений России и Беларуси. Это требуется для развития сотрудничества государств и обеспечения бесперебойности расчетов между хозяйствующими субъектами, у которых возникает необходимость в трансграничных расчетах. Чем активнее банки будут развивать корреспондентские отношения в интересах клиентов, тем больше будет привлекаться межбанковских кредитов, что будет способствовать развитию взаимозависимости банков. При этом, платежный союз не возможен без использования единой валюты, как кредитного, платежного и расчетного средства, в том числе и в наличном обращении. Однако, введение единой валюты должно быть завершающим этапом интеграции.
Таким образом, проведенное исследование позволило определить, что банковские системы являются неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны и основной движущей силой сотрудничества между странами, которые активно вовлечены в процессы интеграции. При этом в развитии межбанковского сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь важную роль играют как общие предпосылки экономической интеграции, так и непосредственно банковские, среди которых:
- исторически сложившиеся экономические отношения между двумя странами;
- географическая близость интегрирующихся стран с общей границей;
- взаимодополняемость экономик соседних стран;
- развитие двусторонней торговли;
- инвестиционная привлекательность регионов;
- консолидация белорусских и российских банковских активов;
- сотрудничество с иностранными инвесторами на кредитном рынке;
- трансграничные денежные переводы;
- переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
- осуществление надзорной деятельности в сфере международного сотрудничества;
Исходя из анализа предпосылок интеграции банковских систем России и Беларуси в рамках Союзного государства, можно сказать, что Россия и Беларусь предпринимают целенаправленные действия по осуществлению интеграции, причем развитие взаимодействия в банковской сфере
61
должно проходить поэтапно, последовательное выполняя и реализуя межгосударственные обязательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козик, Л.П. Союз Беларуси и России: финансово-экономические проблемы (валюты, бюджета, собственности) [Текст]: [монография] / Л.П. Козик, П.А. Кохно.- Минск: Изд-во «Школа-Пресс», 1999.-120 с.
2. Логинов, Б.Б. Роль зарубежной сети российских банков в развитии внешнеэкономических связей России: дис. ... канд. экон.наук: 08.00.14/ Б.Б. Логинов. - М., 2000. - 156 с.
3. Методологический и аналитический комментарии к двустороннему платежному балансу Российской Федерации с Республикой Беларусь за 2011 год. [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа : http://www.cbr.ru/stаtistics/ crеdit_stаtistics/Bеlаrus_pb_mеth.pdf
4. Новикова, И.П. Валютная интеграция Российской Федерации и Республики Беларусь. Финансовоправовой аспект / И.П. Новикова // Вопросы экономики и права. - 2010. №5. - с. 26-30.
5. Платежный баланс России и Беларуси. [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: htto://www.nbrb.bv/stаtistics/BаlPаvBеlRus.
6. Сахнюк, А.В. Влияние банковской экспансии на экономику региона: автореф. дис.... канд. экон.наук: 08.00.10 / А.В. Сахнюк - СПб., 2011. 21 с.
7. Чаплыгин, В.Г. Теория и методология формирования валютных объединений / В.Г. Чаплыгин // СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.-193 с.
PREREQUISITES INTEGRATION OF BANKING SYSTEMS OF RUSSIA AND BELARUS IN THE FRAMEWORK OF THE UNION STATE
V.S. SERGEYUK Summary
The article highlighted and examined the interaction of the prerequisites of the banking systems of Russia and Belarus, namely the integration of economic conditions (historical economic relations between the two countries, the geographical proximity of the integrating countries that share a border, the complementarity of the economies of neighboring countries, the development of bilateral trade, investment attractiveness of regions) as well as monetary and financial (consolidation Notices Belarusian and Russian banking assets, cooperation with foreign investors in the credit market, cross-border wire transfers, and the transition to international financial reporting standards, the implementation of surveillance activities in the field of international cooperation, the creation of a monetary union with the single currency). As a result, defines the conditions that will facilitate rapid convergence of banking systems of the two countries.
© Сергеюк В.С.
Поступила в редакцию 1 октября 2013г.
62