Вестник Института экономики Российской академии наук
3/2016
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
А.Н. СПАРТАК
член-корреспондент РАН, профессор, директор АО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт», заведующий кафедрой ВАВТ Минэкономразвития России
НАПРАВЛЕНИЯ И СЦЕНАРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И БЕЛАРУСИ В ФОРМАТЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
В статье рассматриваются современные тенденции и проблемы торгово-экономического сотрудничества России и Беларуси, масштабы и структура взаимной торговли и инвестиций, степень экономической взаимозависимости сторон. Определены перспективные направления взаимодействия партнеров в рамках Союзного государства, важная роль согласованной промышленной политики и разработки системы поддержки производственной кооперации. Предложены меры и механизмы содействия формированию кооперационной модели двустороннего сотрудничества. Сформулированы три возможных сценария дальнейшего развития проекта Союзного государства: постепенное сужение компетенции Союзного государства в пользу Евразийского экономического союза; заморозка данного проекта; развитие проекта в логике опытной лаборатории для евразийской интеграции и активного продвижения взаимной кооперации.
Ключевые слова: взаимная торговля, экспорт, импорт, инвестиции, проекты, Союзное государство, кооперация, Бенилюкс, сценарий.
1БЬ: Б15, Б20, Б42.
Тенденции и проблемы двустороннего торгово-
экономического сотрудничества
Торгово-экономическое сотрудничество России и Беларуси переживает достаточно непростой период своего развития. Взаимный оборот товаров в 2015 г. упал на 26 % по сравнению с 2014 г., услуг - на 20 %. В прошедшем году стоимость двусторонней торговли товарами составила 23,8 млрд долл., что примерно соответствует уровню кризисного 2009 г. (23,4 млрд долл.).
Причинами сжатия российско-белорусской торговли явились снижение мировых, а за ними и контрактных цен практически по всему кругу взаимопоставляемых товаров; сокращение инвестиционного и потребительского спроса на товары и услуги в условиях падения экономик двух стран (ВВП Беларуси в 2015 г. снизился на 3,9%, России - на 3,7%); резкие скачки курсов национальных валют при сильном понижательном тренде; отсутствие серьезных качественных сдвигов в структуре народно-хозяйственных комплексов и торговли в направлении увеличения доли конкурентоспособных товаров. Сохранение большого количества ограничений и барьеров для свободного обмена товарами и услугами также не способствовало росту российско-белорусского товарооборота.
Сокращение экспортных и импортных поставок произошло по всем укрупненным товарным группам. По нашей оценке, снижение экспорта России в Беларусь на 23,8% в 2015 г. (по сравнению с 2014 г.) вызвано падением контрактных цен на 20,1% и физического объема на 4,6%, а сокращение импорта на 29,7% - уменьшением контрактных цен на 26,9% и физического объема на 3,9%.
В прошедшем году импорт из Беларуси (8,7 млрд долл.) сжался почти на 30% по сравнению с показателем 2014 г. (12,3 млрд долл.). Сокращение российского ВВП и серьезное обесценение рубля в конце 2014 г. (более чем в два раза) снизили спрос на белорусские товары и их конкурентоспособность на рынке России. Объем российского экспорта в Беларусь тоже уменьшился (почти на 24%), хотя и в меньшей степени, чем импорт. В том числе вследствие доминирования в экспорте энергетических товаров, согласованные объемы которых Россия продает Беларуси по внутренним (нефть) и преференциальным ценам (природный газ)1.
Особенностью является высокая доля взаимных расчетов в российских рублях, что позволило несколько уменьшить негативный эффект от резких колебаний валютных курсов. По данным ЦБ РФ, поступления в рублях за товары и услуги, поставленные Россией в 2014 г. в Беларусь, составили 77% общей суммы, в 2015 г. - 75% (за три квартала), платежи в рублях белорусской стороне - 86,6% и 84% соответственно [2]. Но цены на взаимопоставляемые товары, как правило, фиксируются в долларах США (на определенную дату) и пересчитываются в рубли по текущему валютному курсу ЦБ РБ, что определяет зависимость внешнеторгового оборота РФ и Беларуси от изменений курсов национальных валют.
1 Согласно подписанным на заседании Совета министров СГ 21 октября 2014 г. документам, Беларусь должна была получить в 2015 г. 23 млн т российской нефти, в 2016-2024 гг. по 24 млн т ежегодно. С 2025 г. предполагается отменить ограничения объемов поставок [1].
Характерной чертой взаимной торговли товарами является ее несбалансированность. Стоимость экспортных потоков из России устойчиво превышает объем импортных операций (в 1,4-2,2 раза) за счет положительного баланса торговли топливно-энергетическими товарами. В 2015 г. положительное сальдо составило 6,5 млрд долл. и было самым низким в последние годы, за исключением 2013 г. (6,1 млрд долл.).
Несмотря на существенное сжатие экспортных и импортных потоков, доля Беларуси в российском внешнеторговом обороте увеличилась до 4,54% в 2015 г. по сравнению с 4,11 % в 2013-2014 гг., что обусловлено менее выраженной отрицательной динамикой взаимной торговли, по сравнению с итогом по всем странам (см. табл. 1).
Таблица 1
Торговля товарами России и Беларуси в 2008-2015 гг.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
млн долл.
Товарооборот 34 059,3 23 444,8 28 034,3 39 438,8 38 759,1 34 597,1 32 267,1 23 867,7
Экспорт 23 507,4 16 726,3 18 080,6 24 930,2 25 067,8 20 332,9 19 950,9 15 205,7
Импорт 10 551,9 6 718,5 9 953,6 14 508,6 13 691,3 14 264,2 12 316,2 8 662,0
Сальдо 12 955,5 10 007,8 8 127,0 10 421,6 11 376,5 6 068,7 7 634,7 6 543,7
Предыдущий год = 100
Товарооборот 130,6 68,8 119,6 140,7 98,3 89,3 93,3 74,0
Экспорт 136,8 71,2 108,1 137,9 100,6 81,1 98,1 76,2
Импорт 118,7 63,7 148,2 145,8 94,4 104,2 86,3 70,3
Источник: Данные Федеральной таможенной службы. customs.ru. Расчеты автора
Качественные характеристики российско-белорусской торговли мало изменились в последние годы - доля высокотехнологичных изделий во взаимном товарообороте увеличилась за период 2008-2015 гг. в пределах на 1 п.п. Несмотря на определенные достижения, объемы взаимных кооперационных поставок остаются низкими, особенно по сравнению с импортом комплектующих из третьих стран. За период 2008-2015 гг. закупки Россией белорусских комплектующих продукции машиностроения уменьшились на 22,5%, а их составляющая в общем объеме российского импорта частей и комплектующих упала до 2,10% (2,75% в 2008 г.). В свою очередь Беларусь осуществляет большую часть закупок частей и комплектующих в третьих странах (68,3% в 2008 г. и 69,2% в 2015 г.).
Причинами недостаточно активного развития внутриотраслевых связей между родственными предприятиями обрабатывающей про-
мышленности являются ослабление перерабатывающих производств в годы трансформации, утрата некоторых наукоемких отраслей, а также переориентирование импортных потоков на страны дальнего зарубежья.
Следует выделить значимый структурный сдвиг в импорте России из Беларуси: с 2014 г. группа «продовольствие и сельскохозяйственное сырье» стала ведущей в российском импорте (36,3% в 2015 г. против 21,2% в 2013 г.) в результате замещения белорусскими товарами части позиций санкционного списка, в том числе за счет переработки/расфасовки/переупаковки ввозимой из третьих стран продукции, а также реэкспорта из стран, подпавших под действие российского продовольственного эмбарго (особенно овощи, фрукты)2.
Статья «машины, оборудование и транспортные средства», при существенном уменьшении удельного веса (за счет падения физических объемов и контрактных цен), остается второй по величине группой в российском импорте из Беларуси - 24,8% в 2015 г. Обращает внимание высокая доля транспортных средств в составе данной группы, что связано с традиционной специализацией страны на производстве и поставках на внешний рынок грузовых автомобилей, тракторов, сохранением кооперационных связей с родственными российскими предприятиями. Белорусская комплектация идет на «КамАЗ», «ВАЗ», «ГАЗ», «ПАЗ», «ЛиАЗ», российские оборонные предприятия и т.д. Отметим также организацию на территории Беларуси зарубежными производителями предприятий по сборке легковых автомобилей, продажи которых ориентированы на российский рынок3.
Новым моментом (возможно, временным) в развитии внешнеторговых связей двух стран стал быстрый рост белорусских поставок нефтепродуктов (бензин, дизтопливо и др.) в РФ, связанный с реализацией договоренностей о торговле нефтью и нефтепродуктами в рамках ТС. Доля минеральных продуктов в российском импорте увеличилась в 2015 г. до 7% (1,2% в 2008 г.).
2 Проведенный нами анализ белорусской и российской статистики, а также статистики Евросоюза позволил выявить существенные нарушения Беларусью российского режима контрсанкций в 2014—2015 гг. по ряду позиций: «0401 - Молоко и сливки свежие», «0702 - Помидоры», «0703 - Лук и чеснок», «0704 - Капуста», «0705 - Салат-латук и цикорий», «0709 - Прочие свежие овощи» «0710 - Замороженные овощи», «0805 - Цитрусовые», «0808 - Яблоки и груши», «0809 - Косточковые плоды», «0810 -Прочие свежие фрукты» «0811 - Фрукты и орехи замороженные», «190190 - Прочие продукты из муки или молока, в другом месте не указанные».
3 Компании Opel, Chevrolet и Cadillac, входящие в состав General Motors, наладили крупноузловую «отверточную» сборку ряда моделей (Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade, кроссовер Mokka) на белорусском предприятии компании «Юнисон». Предназначенная для России модель Emgrand X7 китайской компании Geel собирается на другом белорусском предприятии - СЗАО «Белджи».
По ряду товаров, прежде всего аграрных, роль импорта из Беларуси для снабжения российского рынка является традиционно значимой. В связи с контрсанкциями позиции Беларуси на продовольственном рынке России упрочились. В 2015 г. республика обеспечивала 11,9% импортных потребностей России в продовольствии и сельскохозяйственном сырье (по стоимости), в том числе 74,5% в молочной продукции, 54,4% в готовых продуктах из мяса, рыбы, 30,1% в мясе и пищевых мясных субпродуктах, 23,2% в продуктах мукомольно-кру-пяной промышленности. Заметна также роль Беларуси в удовлетворении импортных потребностей России по многим другим пози-циям4. Однако в развитии и модернизации российской промышленности роль Беларуси относительно невелика: в 2015 г. за счет Беларуси Россия покрывала 2,6% потребностей в изделиях машиностроения, в том числе 2,1% по оборудованию механическому, 1,8% - по оборудованию электрическому, 3,6% - по железнодорожному подвижному составу, 5,8% - по автотракторной технике, 2,9% - по инструментам и аппаратам.
Сотрудничество с Россией критически важно для экономического развития Беларуси. Существование большого числа отраслей и подотраслей промышленности, а также АПК Беларуси в сильной степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке, получения топлива, сырья и материалов из нашей страны. На Россию ориентировано (по данным за 2015 г.) 85,7% экспорта продукции белорусского АПК, 79,0% экспорта неэнергетических минеральных продуктов, 67,8% экспорта текстиля, текстильных изделий и обуви, 69,2% экспорта изделий машиностроения.
За счет торговли с Россией республика удовлетворяет свои импортные потребности в топливно-энергетических ресурсах на 99,4%, в недрагоценных металлах и изделиях из них - на 62,3%, в продуктах химической промышленности - на 39,7%, в изделиях машиностроения - на 36,1%, в кожевенном сырье, пушнине и изделиях из них - на
Нефть и природный газ Беларусь получает по преференциальным ценам, что особенно важно в силу высокой энергоемкости экономики,
4 В их числе: древесина и изделия из нее (18,9 %), прочие растительные волокна. [лен и изделия из него (18,8%), химические нити (17,3%), химические волокна (14,2%), ковры и ковровые изделия (15,8%).
5 'Особенно высока доля России (свыше 70%) в белорусском импорте таких товарных групп, как: продукция мукомольно-крупяной промышленности (68,0%), готовые изделия из мяса (79,1%), продукты неорганической химии (70,6%), удобрения (85,4%), мех и изделия из него (85,4%), масса из древесины (71,5%), шерсть (изделия из шерсти) (80,7%), черные металлы (79,5%), медь и изделия из нее (72,8%), свинец и изделия из него (74,9%), цинк и изделия из него (83,0%).
61,7%5.
и особенно промышленности, а также экспортного сектора6. В экспортных поставках в страны дальнего зарубежья нефтепродукты (вместе со сжиженными нефтяными газами), произведенные из российской нефти, являются основной доходной статьей (37,6% в 2015 г., еще 4,6% приходится на стоимость экспортированной нефти белорусской добычи).
Очень высокая доля России во внешнеторговом обороте Беларуси (почти 39% в экспорте и 56% в импорте), свидетельствующая о сложившейся сильной зависимости народно-хозяйственного комплекса от торговли с РФ, имеет и обратную сторону. Переход показателей развития торговли с нашей страной в зону отрицательных значений негативно повлиял на деловую активность в Беларуси, особенно в 2015 г., дал дополнительный импульс ускорению инфляции, привел к сокращению вклада экспорта товаров в экономический рост. Опасность потери белорусской продукцией доли рынка России в связи со сжатием внутреннего спроса и реализацией программ импортозаме-щения заставляет руководство Беларуси активизировать усилия как по развитию сотрудничества с нашей страной, так и по переориентированию экспортных потоков на другие направления.
В течение 2014-2015 гг. экономические отношения России и Беларуси были осложнены серьезными торговыми конфликтами. Сразу после объявления российским руководством о введении ответных санкций в отношении западных стран (август 2014 г.) возник «белорусский продовольственный офшор» - санкционные продукты под видом белорусских стали поступать на российскую территорию7.
По данным Россельхознадзора, с августа 2014 г. по декабрь 2015 г. было выявлено 1085 попыток незаконного ввоза овощей и фруктов, в 499 случаях груз сопровождался поддельными сертификатами. В связи
6 Средняя цена нефти для Беларуси в 2014 г. составила 338,9 долл. за одну тонну против 695,1 долл. в белорусском экспорте в дальнее зарубежье и 730,5 долла. в российском экспорте в дальнее зарубежье; в 2015 г. - 247,3 долл.,. 358,6 долл. и 378,9 долл. соответственно.
7 7 августа 2014 г. правительство России в ответ на введенные Западом санкции ввело эмбарго на ввоз ряда продуктов из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады. Наряду с молочной продукцией, овощами, фруктами и морепродуктами в черный список попало и мясо — свежие, охлажденные и мороженые говядина, свинина, птицы, а также соленое, сушеное или копченое мясо. Позднее список запрещенных продуктов изменялся: в частности, сыры сначала были освобождены из-под эмбарго, но потом вновь подпали под запрет наряду с сырными продуктами. В июне 2015 г. запрет был продлен еще на год, а в августе в список подпавших под эмбарго государств были добавлены Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн и — на особых условиях — Украина. Эмбарго на украинскую сельхозпродукцию действует с 1 января 2016 г., на ряд видов сельскохозяйственной продукции из Турции - также с 1 января 2016 г.
с этим было возбуждено 256 дел об административных правонарушениях, тысячи тонн товаров возвращены на территорию Беларуси. В 2015 г. задержано 400 автомобилей, которые пытались ввезти продукцию в Россию логистически необоснованными путями, например, из Китая в Литву, далее через Беларусь - в РФ. Активно применялась схема, когда импортируемое из Европы белорусскими компаниями продовольствие оформлялось как следующее через территорию России транзитом, например, в Казахстан, но реально выгружалось в России.
Значительное увеличение объемов поставляемого в Россию продовольствия, произведенного в Беларуси, привело к ухудшению его качества. Россельхознадзор неоднократно выявлял в 2014-2015 гг. случаи нарушения технических регламентов ТС на рыбных, мясоперерабатывающих и молочных заводах Беларуси, предъявлял и другие претензии к белорусской стороне (подделка ветеринарно-санитарных документов). Неоднократно запрещался ввоз на российскую территорию партий сыра, мяса птицы, молока, фруктов и овощей в связи с различными нарушениями (недействительные удостоверения качества, отсутствие фитосанитарных сертификатов, наличие небезопасных микроорганизмов и антибиотиков, др.)8.
Переговоры контролирующих органов двух стран не привели к радикальному изменению положения, и 7 декабря 2015 г. Россель-хознадзор ввел ряд ограничений на поставки продуктов питания из Беларуси. В число запретов попала молочная продукция пяти белорусских предприятий. Для овощей и фруктов, которые идут через республику транзитом, введен специальный фитосанитарный режим. Его целью является недопущение ввоза в РФ через Беларусь продукции неизвестного происхождения, в том числе продукции, на которую распространяется действие продовольственного эмбарго в отношении стран Европы, Украины и Турции. Временные запреты ввоза на российскую территорию продовольствия вызвали резкую критику руководства Беларуси, а также ответные меры. В декабре 2014 г. таможенные службы Беларуси возобновили прекращенный с апреля 2011 г. досмотр грузового автотранспорта на границе с Россией. 11 июня 2015 г. Минсельхозпрод Беларуси приостановил импорт с 12 российских предприятий, поставлявших мясную и молочную продукцию, по причине ее несоответствия нормативам безопасности в Беларуси.
Значимой составляющей внешнеторгового обмена России с Беларусью является торговля услугами: по итогам 2015 г. отношение
8 Например, в октябре-декабре 2014 г. ограничения действовали в отношении 26 белорусских предприятий - основных поставщиков мясо-молочной продукции на российский рынок.
оборота услуг к обороту товаров составило 12,8% и значительно увеличилось против 2008 г. (на 7,1 п.п.). Тенденции развития торговли услугами государств-партнеров имеют особенности, по сравнению с торговлей товарами. После падения внешнеторгового оборота услугами в 2009 г. в период до 2014 г. отмечалось динамичное его расширение. Темпы роста торговли услугами в 2009-2014 гг. (21,5% в среднем за год) значительно опережали динамику торговли товарами (6,6%). В 2014 г., в отличие от падения российско-белорусской торговли товарами (на 6,7%), торговля услугами продемонстрировала рост (на 5,0 %), несмотря на негативный общеэкономический фон (см. табл. 2).
Таблица 2
Торговля услугами России и Беларуси в 2008-2015 гг.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015*
млн долл.
Оборот 1 852 1 422 1 808 2 040 2 542 3 533 3 714 2 975
Экспорт 705 554 659 717 849 1 473 1 490 1190
Импорт 1 146 868 1 149 1 323 1 693 2 059 2 224 1785
Сальдо -441 -314 -489 -606 -844 -586 -735 -595
П редыдущий год = 100
Оборот 136,7 76,8 127,1 112,9 124,6 138,9 105,1 80,1
Экспорт 134,5 78,5 119,0 108,8 118,4 173,4 101,1 79,9
Импорт 138,0 75,7 132,3 115,2 127,9 121,6 108,0 80,2
* Оценка по 9 месяцам.
Источник: Центральный Банк Российской Федерации. cbr.ru; расчеты автора.
Значительный рост взаимной торговли услугами (в 2,6 раза в 20092014 гг.) был обеспечен увеличением экспорта и импорта всех крупных категорий услуг, особенно строительных и транспортных. Повышательный тренд прервался в 2015 г. в связи с экономическим кризисом в России и Беларуси, что привело к резкому падению спроса на коммерческие услуги. В 2015 г. торговля услугами (равномерно экспорт и импорт) сократилась, по оценке, на 20%, по сравнению с падением торговли товарами на 26%.
В отличие от торговли товарами Россия имеет устойчиво отрицательное сальдо торговли услугами с Беларусью (в 2015 г. около 0,6 млрд долл.). Расходы, связанные с транспортными перевозками и личными поездками, а также со строительными работами на российской территории и платежами за компьютерные и телекоммуникационные услуги, определяют превышение стоимостных объемов закупок по сравнению с продажами. В последние годы укрепились
позиции Беларуси в общем объеме российской торговли услугами -до 2,2% в 2015 г., что во многом связано с увеличением роли страны как транзитера внешнеторговых грузопотоков, а также как поставщика и получателя строительных услуг. Однако среди торговых партнеров России в сфере услуг Беларусь занимает более скромное место (14-е), по сравнению с товарной торговлей (5-е). В рамках ЕАЭС республика лидирует как поставщик в Россию транспортных, строительных, компьютерных и информационных услуг, являясь в то же время основным импортером строительных и финансовых услуг.
Значение торговли услугами с Россией для Беларуси, по сравнению с торговлей товарами, не столь велико, хотя наша страна с долей 23-28% (в 2008-2015 гг.) занимает лидирующие позиции.
Важным направлением развития взаимных экономических связей выступает инвестиционное сотрудничество, которое играет растущую роль в укреплении системы межрегиональных связей, стимулирует обмен товарами, услугами и технологиями.
Россия является крупнейшим инвестором Беларуси: по данным белорусской статистики, из общего объема ПИИ, накопленных на 1 января 2015 г. в белорусской экономике, 57,2% капиталовложений приходилось на нашу страну [3]. Факторами, стимулирующими приток российского капитала в экономику Беларуси, являются относительно недорогая, но квалифицированная рабочая сила, общение и ведение делопроизводства на русском языке, низкая конкуренция во многих секторах, достаточно высокий уровень гармонизации национальных законодательств двух стран.
Сумма российских прямых капиталовложений в Беларуси, по данным ЦБ РФ, относительно невелика - 5117 млн долл. (на середину 2015 г.), или 1,33% всего объема накопленных инвестиций за рубежом (см. табл. 3).
Таблица 3
Прямые инвестиции России в Беларуси в 2010-2015 гг. (всего, накопленные на дату, млн долл.)
2010/1 2011/1 2012/1 2013/1 2014/1 2015/1 2015/7
Доля в %
Все страны 302 188 365 961 361 750 409 567 479 500 388 400 384 577 100,0
СНГ-11 14 952 15 761 15 323 15 256 16 023 12 807 13 052 3,39
ЕАЭС-5 8 996 9 597 8 740 8 143 8 529 9 286 9 887 2,57
БЕЛАРУСЬ 5 688 5 702 4 666 3 868 4 114 4 884 5 117 1,33
Примечание: включая банковский сектор; по принципу активов/пассивов. Источник: данные Центрального Банка Российской Федерации. cbr.ru, расчеты автора.
В соответствии с данными «Мониторинга взаимных инвестиций в странах СНГ и Грузии» (МВИ СНГ)9 цифра накопленных российских ПИИ в Беларуси намного больше - 8279,3 млн долл. (на начало 2015 г.) [4].
Россия, существенно превосходящая по своему экономическому потенциалу Беларусь, имеет устойчивые позиции нетто-инвестора. Капитал Беларуси присутствует в российской экономике в скромных масштабах - на середину 2015 г. сумма накопленных прямых инвестиций составляла, по данным ЦБ РФ, 337 млн долл., или 0,09% общего объема вложений в экономику России. Оценка МВИ СНГ является несколько более высокой - 379 млн долл. на начало 2015 г. Малые объемы инвестиций связаны с недостатком финансовых средств у белорусских бизнес-структур и отсутствием значительных конкурентных преимуществ по сравнению с российскими и зарубежными компаниями.
Традиционно в Беларуси выделяются несколько основных направлений деятельности российского капитала. Это, в первую очередь, топливно-энергетический комплекс. Самым крупным инвестором является ПАО «Газпром», который приобрел за 5 млрд долл. (в несколько этапов в 2007-2011 гг.) газораспределительное предприятие «Белтрансгаз». Сфера деятельности газового монополиста в Беларуси довольно обширна. Наряду с «Белтрансгазом» и его дочерними структурами (Столбцовский кирпичный завод, торговая компания «Спецкомплектимпекс» и пр.), АО «Газпром» контролирует «Бел-стройтрансгаз», «Сибур-Белсервис», «Белтехногаз», «Белруснефтегаз», открыл сеть собственных автозаправок в республике, создал «Белгаз-промбанк», участвует в производстве газовых и электрических плит, выкупив контрольный пакет в «Брестгазоаппарате». ОАО «Лукойл» владеет и постоянно расширяет сеть АЗС на территории республики. Продолжают свою деятельность в Беларуси «Роснефть», представленная своей 100%-ной дочерней компанией ИООО «РН-Запад», и «Татнефть», которая зарегистрировала в Беларуси структуру ИООО «Тат-белнефтепродукт» и последовательно наращивает сеть собственных АЗС [5]. Российским компаниям частично принадлежат такие крупные предприятия, как Мозырский НПЗ (более 42% акций), СООО «Мобильные телесистемы» (49% акций).
Российский капитал активно участвует в финансовой сфере Беларуси. На территории страны работают уже упомянутый ОАО «Бел-газпромбанк», ОАО «БПС-Сбербанк» (принадлежит ОАО «Сбербанку
9 Мониторинг основан на анализе более тысячи проектов с ПИИ объемом свыше 3 млн долл.; сведения по проектам получены из сообщений и публикаций, в том числе содержащихся на интернет-сайтах. Учет фактической локализации активов (прежде всего России) существенно увеличивает объемы взаимных капиталовложений стран-партнеров. Недостатком используемой методологии является неполный учет многих мелких инвестиционных проектов с участием малых и средних компаний.
России»), «Банк БелВЭБ», принадлежащий российскому «Внешэкономбанку», ЗАО «Альфа-Банк» и др. Попытки российской стороны приобрести белорусские предприятия ОПК (Минский завод колесных тягачей, авиаремонтный завод в Барановичах, др.) пока не увенчались успехом из-за позиции официального Минска.
Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру 2013-2015 гг. и продолжающийся экономический кризис, отечественный капитал продолжает приходить в Беларусь. Крупнейшим инвестиционным проектом России в Беларуси является строительство первой белорусской АЭС в Островце мощностью 2,4 Гвт с финансовой и технологической поддержкой нашей страны. Согласно подписанному в марте 2011 г. соглашению о сотрудничестве в строительстве АЭС, РФ предоставила кредит в сумме 10 млрд долл. Фактически строительство было начато в 2012 г., ввод строящегося первого блока электростанции запланирован на 2018 г., второго - на 2020 г.
До 2020 г. «Газпром» планирует, кроме тех вложений, которые уже сделаны, инвестировать около 2,5 млрд долл. в модернизацию белорусского участка газопровода Ямал-Европа и в расширение газораспределительной сети и свыше 1 млрд долл. в увеличение объема подземных хранилищ [6].
С участием капитала отечественных фирм, в том числе малых и средних, особенно на приграничных территориях, работают более 2,5 тыс. компаний. Большое число проектов с российским капиталом (5-20 млн долл.) осуществляется в СЭЗ Беларуси.
Инвестиционные проекты Беларуси, реализуемые на территории России, прямо или косвенно направлены на продвижение товаров белорусской промышленности. Исключением является покупка в 2013 г. нефтяной компании «Янгпур» в Ямало-Ненецком АО.
За последние годы на российской территории создано большое количество дистрибьюторских компаний, сервисных и технических центров, фирменных магазинов и торговых домов, складских помещений. Функционирующие структуры принадлежат в основном государственным концернам, в числе которых «Белгоспищепром», «Беллег-пром», Минский тракторный завод (МТЗ), Белорусский автомобильный завод (БЕЛАЗ). Развитие товаропроводящих сетей в РФ активно поддерживается белорусскими властями. В последние годы, помимо создания собственных дистрибьютерских сетей, белорусские машиностроительные компании (БЕЛАЗ, МТЗ) наладили сборочные производства, как правило, на базе существующих производственных мощностей. В российских регионах, например, организована сборка белорусской сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей, троллейбусов и других видов машиностроительной продукции (свыше 30 сборочных производств).
Всего в России работают более тысячи предприятий с белорусским капиталом (в основном в приграничных регионах РФ).
Особенно тесное научно-технологическое и производственное сотрудничество двух стран сложилось в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Оно направлено на проведение НИОКР по созданию новых образцов военной техники и вооружений, их развитие устойчивой специализации и кооперации в этой сфере. Сотни предприятий и конструкторских бюро в России и Беларуси вовлечены в разработку и производство продукции военно-технического назначения. В целях модернизации и выпуска средств ПВО в 2000 г. создана Межгосударственная финансово-промышленная группа «Оборонительные системы», объединяющая более 15 российских и белорусских предприятий ОПК10. В связи с нарастанием внешних угроз взаимодействие по обеспечению безопасности Союзного государства активизировалось. Например, «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана» (входит в госкорпорацию «Ростех») примет участие в разработке совместно с Беларусью нового зенитного ракетного комплекса ближнего радиуса действия [7].
Белорусские предприятия специализируются на поставках в РФ такой высокотехнологичной продукции, как навигационные приборы, пилотажные системы, средства спутниковой и космической связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы и пр. В свою очередь российские поставки охватывают средства ПВО, связи и радиоэлектронной борьбы, ракеты, стрелковое оружие и боеприпасы.
Развитию научно-производственного сотрудничества двух стран в сфере ОПК способствует финансовая поддержка Союзного государства, часть бюджета которого идет на реализацию проектов, связанных с созданием продукции специального и двойного назначения (потенциально может быть использована в военно-промышленном комплексе). В 2016 г. из бюджета объемом 6,6 млрд руб.11 примерно 0,5 млрд (7%) планируется потратить на военно-техническое сотрудничество, оборону и безопасность [8]. Акцент в последние годы сделан на научно-технические программы, призванные обеспечить импорто-замещение в стратегических отраслях, повысить степень технологической независимости от западных стран. В рамках сотрудничества в научно-технической сфере сегодня реализуются программы, востребованные в оборонных и гражданских областях - создание перспек-
10 Самым значимыми совместными проектами этой группы являются модернизированный ЗРК «Печора-2М», оптико-электронная станция «Феникс», передвижная ремонтная база для экспортных модификаций ЗРС С-300, РЛС П-18 и «Кама-Н».
11 3,17 млрд руб. - отчисления России, 1,7 млрд - Беларуси.
тивной электронной компонентной базы, тепловизионной техники, композиционных материалов.
Развивается кооперационное взаимодействие российских и белорусских предприятий родственного профиля.
В 2014-2015 гг. участие белорусских машиностроительных предприятий в поставках компонентов для оборонной промышленности России возросло (например, Минский завод колесных тягачей обеспечен российскими заказами до 2018 г.). Это связано с введенными западными странами в отношении отечественных компаний оборонной промышленности санкциями, присоединением к ним Украины и разрывом кооперационных связей с украинскими производителями. Кроме того, в марте 2015 г. был отменен запрет на участие белорусских предприятий в госзакупках России для нужд обороны по согласованному перечню. Комплектующие предприятий концерна «Госвоенпром» Республики Беларусь поставляются на десятки крупных российских заводов.
Что касается гражданского машиностроения, то между сотнями хозяйствующих субъектов двух стран налажены взаимные поставки комплектующих - для производства грузовых автомобилей, автобусов, станков, тракторов и сельхозтехники. Например, в автомобилестроении сотрудничают «БелАЗ» и «МАЗ» со стороны Беларуси12, «КамАЗ», «ГАЗ» и «Силовые машины» - со стороны РФ. В производстве дизельных двигателей кооперируются Минский и Тутаевский моторные заводы, в тракторостроении - белорусские МТЗ, «Гомсель-маш» и российские «Ростсельмаш», «ЧТЗ-Уралтрак».
В последнее время получило значительное развитие российско-белорусское сотрудничество в промышленности на региональном уровне, прежде всего между соседними областями двух стран. На российской территории, в первую очередь в приграничных районах, создано около тридцати совместных производств, занимающихся сборкой белорусской машиностроительной продукции - тракторов, комбайнов, дорожной техники, троллейбусов. В качестве примера приведем создание в Брянской области двух крупных российско-белорусских СП «Брянсксельмаш» и «Амкодор-Брянск». Они производят строительно-дорожную и сельхозтехнику, поставляемую почти в 50 регионов России, а также в Казахстан и другие страны ближнего зарубежья. Узловая сборка тракторов «Беларус» и на их основе - строительной и коммунальной техники осуществляется СП ОАО «Смолспецех» в Смоленской области. В Курской области действует российско-белорусское сборочное производство троллейбусов из машинокомплектов ОАО «Белкоммунмаш» на базе МУП «Курскэлектротранс».
12 Грузовики «МАЗ» примерно на 70% состоят из российских комплектующих и мате-
риалов.
Ряд станкостроительных предприятий Российской Федерации наладили взаимовыгодные кооперационные поставки комплектующих с белорусскими предприятиями. Например, ООО «Станкозавод ТБС» (г. Санкт-Петербург) и ОАО «МЗОР» (г. Минск); «НПО «Станкостроение» (г. Стерлитамак) и «Барановичский завод станкопринад-лежностей», ООО «Рухсервомотор» (г. Минск). В декабре 2015 г. создана совместная компания «Станкоинжиниринг» с целью развития сотрудничества в области станкостроения. «Газпром» начал закупать продукцию белорусских предприятий для замены комплектующих, приобретаемых до последнего времени за рубежом.
Среди серьезных проблем, осложняющих двустороннее сотрудничество, необходимо отметить противодействие инвестиционной активности российских компаний в Беларуси в силу сохраняющего свое значение национального протекционизма. Его проявлением является, например, намеренное завышение стоимости продаваемого актива, отпугивающее потенциальных инвесторов13, или отказ в продаже интересующих российскую сторону активов.
В Беларуси и России есть проблемы с получением лицензий и разрешений на осуществление хозяйственной деятельности, сохраняется большое число видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, ощущается избыточное давление различных бюрократических процедур и проверяющих органов.
По ряду актуальных политических (прежде всего в отношении украинского кризиса) и экономических вопросов позиции сторон заметно расходятся. Пока не удается достичь договоренностей в отношении реализации нескольких крупных совместных проектов, переговоры по которым идут в последние годы (в их числе создание «Росбелавто» с участием МАЗа и КамАЗа, объединение усилий Минского завода колесных тягачей и корпорации «Ростехнологии», минского ОАО «Интеграл» и ОАО «Российская электроника», минского ОАО «Пеленг» и структур агентства «Роскосмос», ОАО «Гродноазот» и ОАО «Еврохим»).
В целом, Беларусь является сложным партнером и широко использует в отношениях с Россией недобросовестные деловые практики. Среди многочисленных нарушений белорусской стороны -манипуляции с экспортом нефтепродуктов, зафиксированных по неверным товарным кодам, реэкспорт легковых автомобилей в Россию, массовые поставки в обход российских контрсанкций продовольствия из стран ЕС, несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза на рыбо- и мясоперерабатывающих
13 Например, белорусская сторона запрашивает за продажу Минского завода колесных тягачей, производящего шасси для спецтехники, 3 млрд долл.
и молочных заводях Беларуси, подделка ветеринарно-санитарных документов, поставки из специальных экономических зон без достаточной переработки фактически иностранной продукции под видом белорусской и др.
Составленный ЕЭК и правительствами стран ЕАЭС Список барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, препятствующих функционированию внутреннего рынка Евразийского экономического союза (октябрь 2015 г.), содержит 423 позиции, из которых 375 имеют отношение к России и Беларуси [9]. По оценке Главы Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаила Мяснико-вича, в белорусско-российской торговле действует более 400 изъятий и ограничений [10].
Тем не менее, при всех сложностях и проблемах в российско-белорусских отношениях, резких высказываниях А.Г. Лукашенко в адрес России и российского руководства, по нашему мнению, практически исключен вариант развития экономических отношений с Беларусью по украинскому сценарию. Беларусь сильно зависит от России в экономическом плане. Сумма российских субсидий по поставкам нефти и природного газа Беларуси, по нашим расчетам, достигла 59,5 млрд долл. за 2008-2015 гг. Величина трансферта уменьшилась в 2015 г. до 4,9 млрд долл., но составила внушительную величину - 9% от ВВП Беларуси и 0,37% ВВП РФ (соответственно 13% и 0,53% в 2014 г.). Республика Беларусь является самым крупным в рамках СНГ получателем кредитных ресурсов России (см. табл. 4).
Таблица 4
Размер российского нефтегазового трансферта в Беларусь в 2008-2015 гг. (млрд долл.)*
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Трансферт всего, млрд долл. 11,3 4,4 4,3 6,1 9,4 9,3 9,8 4,9
в % импорта товаров в РБ всего 28,8 15,5 12,2 13,2 20,2 21,6 24,3 16,3
в % ВВП Белоруссии 18,7 9,0 7,7 10,3 14,8 12,7 13,0 9,0
в % ВВП России 0,68 0,36 0,28 0,32 0,46 0,45 0,53 0,37
* Сумма субсидий российской стороны Беларуси при поставках сырой нефти и природного газа рассчитана как произведение количества поставленного энергоносителя на разницу между средней ценой поставок данного энергоносителя в страны дальнего зарубежья и средней ценой поставок данного энергоносителя в РБ, за вычетом сумм экспортных пошлин, перечисленных Беларусью в российский бюджет в 2012-2014 гг. Источник: данные Федеральной таможенной службы. customs.ru/; Национального статистического комитета РБ. belstat.gov.by; Федеральной службы государственной статистики. gks.ru/, расчеты автора.
Но этим не исчерпываются выгоды сотрудничества для Беларуси с нашей страной в топливно-энергетической сфере. С 2015 г. Россия под давлением Минска отменила компенсацию Беларусью экспортных пошлин за нефтепродукты, произведенные из российской нефти и экспортируемые в третьи страны14. (Экспортные пошлины являлись камнем преткновения для белорусской стороны при подписании Договора о ЕАЭС, и руководство России пошло на уступки.) На момент подписания в 2014 г. белорусско-российского межправительственного протокола правительство Беларуси могло рассчитывать на пополнение бюджета в 2015 г. на 2 млрд долл., но после снижения цен на нефть поступления составили около 1 млрд долл.
Россия предоставляет финансовую поддержку (на льготных условиях) Беларуси как на двусторонней основе, так и по линии региональных институтов - Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития (ранее - Антикризисный фонд ЕврАзЭС). Республика Беларусь является самым крупным в рамках СНГ получателем кредитных ресурсов России. По оценкам белорусских экспертов, на долю нашей страны приходится примерно 40% валового внешнего долга Беларуси (составил 40 млрд долл. на 01.01.2016 г.) [11]. Финансовые средства предоставлялись на разные цели на строительство АЭС (кредит в сумме 10 млрд долл.), на модернизацию экономики, укрепление белорусского рубля, поддержку платежного баланса, обслуживание и погашение ранее предоставленных кредитов, др. Ведущие российские банки (Сбербанк, ВЭБ, Альфа-банк, Газпромбанк) осуществляют кредитование белорусских государственных предприятий15.
В феврале 2016 г., несмотря на непростую экономическую ситуацию, российским руководством принято решение о выделении очередного кредита в целях поддержания финансовой стабильности в государстве-соседе [12]. Новая кредитная программа Беларуси с Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР) рассчитана на два года и состоит из первого транша в размере 0,5 млрд долл. в марте 2016 г., двух траншей (0,5 млд долл.) в течение 2016 г., трех траншей (0,75 млрд долл.) в 2017 г., одного транша (0,25 млрд долл.) в 2018 г. [13]. Деньги будут выделяться в случае выполнения параметров кредитных программ, предусматривающих обязательства по реструктуризации
14 В 2012-2014 гг. размер этих пошлин, перечисляемых в российский бюджет, составлял 3,0-3,8 млрд долл. Такая практика нивелировала сохраняющийся разрыв между мировыми нефтяными ценами и внутрироссийскими ценами, по которым нефть беспошлинно в рамках ТС поставлялась на белорусские НПЗ.
15 Общий объем российско-белорусских поставок, профинансированных ОАО «Банк БелВЭБ» за 2014 г., составил 37,9 млрд российских рублей в эквиваленте. Финансирование предприятий (ОАО «МАЗ», ОАО «Белгорхимпром», ОАО «БелАЗ» и других) в основном осуществлялось за счет привлеченных ресурсов Внешэкономбанка.
проблемных предприятий, по ограничению директивного кредитования, реформированию рынка труда, др.
Реализация украинского сценария в отношениях Москвы и Минска не представляется нам реальной не только по экономическим причинам, но и по субъективным основаниям. На данном этапе руководство Беларуси выбрало «восточный вектор» интеграции, позиционирует себя как активный участник евразийских интеграционных процессов, выступает за скорейшую отмену сохраняющихся ограничений в торговле товарами и услугами со странами - участницами ЕАЭС. В официальных документах последних лет в качестве основы внешнеполитического курса Беларуси декларируется принцип многовекторности, в рамках которого обозначены основные направления внешней политики страны. При этом в первом ряду приоритетов неизменно называются отношения с РФ и другими странами СНГ, а также участие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Руководство Беларуси никогда не ставило перед собой цели заключить соглашение об ассоциации с ЕС или вступить в Евросоюз.
В то же время в последние полтора года нельзя не видеть явного политико-экономического сближения между официальным Минском и ЕС, а также США. Многовекторная политика и балансирование между Западом и Россией в ходе украинского кризиса стали предпосылкой повышения внимания к Беларуси со стороны США и стран Европы, особенно Польши и Литвы.
Запад признал победу А.Г. Лукашенко на выборах, прошедших осенью 2015 г., Евросоюз и США приняли решение об отмене санкций, введенных против Президента Беларуси, а также ряда официальных лиц республики16 и компаний. ЕС увеличил в 2016 г. сумму финансовой поддержки в два раза (до 29 млн евро) на решение вопросов миграции, регионального развития и др. [14]. В текущем году Евросоюз планирует выйти на принципиально новый уровень взаимоотношений - заключить с Беларусью специальное соглашение о сотрудничестве. (В республике полагают, что благодаря этому откроется рынок Европы для белорусских аграрных продуктов и калийных удобрений.) В апреле Минфин Беларуси и МБРР подписали соглашение о займе на модернизацию системы управления госфинансами на сумму 10 млн долл. [15]. Продолжаются переговоры официального Минска об открытии новой кредитной программы с Международным валютным фондом. Предварительно речь идет о выделении 3 млрд долл. под 2,28% годовых на десять лет [16].
16 Однако эмбарго на поставки оружия и ограничительные меры в отношении четырех лиц, внесенных в список, в связи с незавершенным расследованием исчезновения оппозиционных политиков будут продлены на 12 месяцев.
В своей речи на церемонии инаугурации 6 ноября 2015 г. А.Г. Лукашенко сказал, что его страна продолжит проводить многовекторную политику и готова учитывать интересы и Востока, и Запада. «Мы продолжим создание Союзного государства с братской Россией, если она этого пожелает. Будем развивать тесное взаимодействие с партнерами в рамках Евразийского экономического союза», - заявил А.Г. Лукашенко. Он также отметил, что Беларусь открыта для равноправного сотрудничества и дружбы со странами Запада и США. «Если они хотят, нет никаких препятствий, чтобы перевернуть страницу прошлого и начать отношения с чистого листа. Мы готовы к этому и рассчитываем на готовность наших западных партнеров» [17].
Полагаем, что изменение отношения к белорусскому лидеру, которого до недавнего времени называли «последним диктатором Европы», позволит руководству Беларуси в ближайшие годы использовать тактику внешнеполитического маневрирования между Россией и Западом и получать дополнительные экономические бонусы. С одной стороны, сохранить необходимую экономическую помощь от нашей страны, с другой - улучшить доступ для белорусской продукции на западном направлении, выйти на европейские рынки заимствований, увеличить суммы технической помощи от ЕС.
Перспективы развития белорусской экономики будут во многом зависеть от положения в РФ, на рынок которой ориентирована значительная часть произведенной в Беларуси продукции, а также уровня финансовой поддержки, оказываемой Россией. Как эксперты, так и руководство Беларуси признают, что социально-экономическое развитие республики в высокой степени определяется возможностями экономики России. Данное обстоятельство отметил министр экономики Беларуси: «ВВП прямо или косвенно наполовину зависит от России» [18]. По расчетам белорусских экономистов, падение ВВП России на 1% автоматически уменьшает ВВП Беларуси на 0,8% [19].
Состояние народнохозяйственного комплекса Беларуси и направленность экономической политики руководства республики не позволяет рассчитывать на значительное уменьшение зависимости от России, по крайней мере в среднесрочной перспективе.
Перспективные направления взаимодействия
в рамках союзного государства
Акцент в сотрудничестве России и Беларуси в среднесрочной и более отдаленной перспективе следует перенести на совместное согласованное развитие промышленности и обеспечить увязку развития национальной хозяйственной системы в Беларуси с процессами индустриализации российской экономики. Альтернативы проведе-
нию активной промышленной политики у стран-партнеров сегодня нет. Осуществление взаимосвязанных доктрин - свободного рынка и естественных конкурентных преимуществ (экспорт нефти, газа, металлов, другого сырья в обмен на импорт всего остального) - привело к критической зависимости российской (а вслед за ней и белорусской) экономики от колебаний цен на нефть, происходящих под влиянием преимущественно спекулятивных факторов.
Реализация сильной промышленной политики важна для увеличения внутреннего спроса, оживления инвестиционной деятельности и в целом для восстановления экономического роста России и Беларуси. Именно промышленный комплекс обладает большим мультипликативным эффектом для других секторов экономики: каждый вложенный в обрабатывающую промышленность 1 долл. приводит к росту ВВП на 1,5 долл., дополнительное рабочее место в промышленности создает 0,5-2 рабочих места в других секторах [20].
Ускорение динамики взаимного торгового оборота России и Беларуси упирается, главным образом, в осуществление совместными усилиями курса на новую индустриализацию, формирование единой промышленной политики, означенной в основополагающем договоре 1999 г. в качестве одного из условий создания Союзного государства (СГ).
За годы существования СГ было принято примерно два десятка межправительственных соглашений, касающихся промышленной политики. Однако, по словам Госсекретаря СГ Г. А. Рапоты, системного решения о проведении единой структурной промышленной политики, закрепленного в нормативно-правовых актах, пока не найдено [21]. По мнению участников второго Форума регионов Беларуси и России (сентябрь 2015 г., г. Сочи), партнерам еще далеко даже до формирования согласованной промышленной политики.
В условиях экономического и финансового давления на Россию, падения цен на нефть, сокращения возможностей импорта технологий и оборудования из третьих стран, прежде всего высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения, необходимость мобилизации и рационального использования собственных ресурсов для развития экономик двух стран возросла. При этом ждать в обозримой перспективе улучшения внешнеполитических и внешнеэкономических условий социально-экономического развития стран-партнеров мало реально.
Выработка и реализация согласованной промышленной политики РФ и Беларуси в настоящее время диктуется значительными изменениями мирового торгово-экономического ландшафта, связанными с формированием мегарегиональных торговых соглашений и вытекающей из этого необходимостью проведения ЕАЭС проактивной торговой политики для обеспечения эффективного позиционирования
объединения в международной торговой системе и ответа на вызовы мегарегиональных соглашений. Сегодня поставлен вопрос о формировании экономического партнерства на базе расширенной ШОС с перспективой выхода на глубокую зону свободной торговли с участием ЕАЭС, логика углубления отношений России и ЕАЭС с АСЕАН подводит к разработке нового полномасштабного торгово-экономического соглашения, продолжается последовательная работа на треке двусторонних региональных торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами. В таких условиях отсутствие согласованной промышленной политики у двух ведущих членов ЕАЭС - России и Беларуси - крайне осложнит выработку общей переговорной позиции у делегации ЕАЭС, будет негативно влиять на весь переговорный процесс и, как следствие, не позволит достичь результатов, удовлетворяющих всех участников ЕАЭС.
Курс на более тесное сотрудничество в промышленной сфере нашел отражение в последних документах СГ. На заседании Высшего государственного совета 3 марта 2015 г. были утверждены Приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (до 2017 г. включительно). Премьер-министры двух стран подписали План мероприятий по созданию дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества, намечающий конкретные пути и механизмы активизации сотрудничества с учетом изменившихся условий. Стороны договорились, в частности, о расширении доступа субъектов хозяйствования двух стран к участию в поставках продукции и услуг для государственных нужд, о реализации восьми новых проектов в энергетике, автомобилестроении, электронной промышленности.
В совместном Заявлении президентов двух стран по результатам заседания Высшего государственного совета СГ (февраль 2016 г.) говорится о необходимости приложить максимум усилий для ликвидации барьеров и изъятий на едином рынке, наращивания взаимного товарооборота, укрепления кооперационных связей, формирования единой промышленной политики [22].
Вместе с тем необходимо отметить, что выработка и реализация промышленной политики СГ сталкивается с серьезными трудностями и сопряжена с немалыми проблемами. Пока нет общего понимания содержания и задач единой промышленной политики, разработка которой сегодня рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности СГ. На 48-ой сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России в Гродно (июнь 2015 г.) Г.А. Рапота, говоря о согласованной промышленной политике, обратил внимание на необходимость двусторонних договоренностей в связи с некоторыми разногласиями в понимании этого термина [23].
Формирование промышленной политики СГ осложняется тем, что до недавнего времени политика по развитию промышленности на государственном уровне реально проводилась только в Беларуси, где с этой целью был принят ряд программных документов (например, Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 г.).
В России правительство, уповая на «невидимую руку рынка» и проводя в жизнь принципы неолиберализма, до последнего времени слабо занималось формированием промышленной политики. Только в связи с введенными западными странами санкциями Кабинет министров взял курс на импортозамещение. Была принята новая редакция государственной программы России «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (апрель 2014 г.), в июне 2015 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Существенные различия экономических систем стран-партнеров неблагоприятно сказываются на конкретных направлениях и инструментах реализации промышленной политики СГ. В Беларуси, как известно, решающая роль в экономике принадлежит государству, тогда как в России - частному бизнесу (правда, с большими оговорками).
Отсутствие желания руководства Беларуси продвигаться в ближайшие годы по пути рыночных реформ, осуществлять приватизацию госпредприятий и уступать контроль над ними российской стороне является причиной того, что крупные интеграционные проекты с участием предприятий двух стран, речь о которых идет с 2012-2013 гг., до сего времени не реализованы.
Слабый прогресс в создании крупных совместных хозяйственных структур является одной из причин появления различных барьеров, затрудняющих доступ на рынок страны-партнера из-за лоббирования интересов национальных производителей. Как известно, многие российские и белорусские промышленные предприятия выпускают продукцию аналогичного ассортимента, сопоставимую по цене и качеству. Поэтому, например, действует усложненный порядок доступа российских производителей сельскохозяйственной техники на белорусский рынок, а производителям такой техники из Беларуси непросто получить субсидии в РФ, несмотря на предоставленные законодательные возможности.
Отсутствие должной координации промышленной политики приводит к дублированию в реализации инвестиционных проектов и, как следствие, к неэффективным финансовым затратам. Например, Россия, импортирующая оптоволоконный кабель из стран дальнего зарубежья, планирует создание собственного производство в Саранске, хотя в Беларуси оно уже есть.
Сегодня, с учетом геополитических соображений и неотложных экономических нужд, на первый план промышленной политики СГ вышла необходимость согласованных действий в сфере импортозаме-щения. На заседании Высшего Государственного Совета СГ (февраль 2016 г.) Президент России В.В. Путин в своей речи отметил: «Ключевым фактором роста экономики Союзного государства должно стать развитие промышленной кооперации, прежде всего в области высоких технологий. Следует наращивать долю наукоемкой продукции, замещать иностранные комплектующие, особенно, конечно, прежде всего в чувствительных отраслях, от которых напрямую зависит безопасность наших стран» [24].
Правительством Беларуси накоплен большой опыт разработки и выполнения государственных программ по импортозамещению (реализуются с 2000-го г.). В 2015 г. Минпромторг, Минкомсвязь, Минтранс и Минэнерго России разработали 20 отраслевых программ импорто-замещения в гражданских отраслях промышленности. В рамках этих программ планируется осуществить в общей сложности примерно 2,5 тыс. проектов [25]. Речь идет, прежде всего, о замещении импортных товаров в высокотехнологичных секторах, то есть по сути о развитии отечественных высокотехнологичных производств.
Предусмотрено выделение средств для поддержки импортозаме-щения - в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках. Заработал Фонд развития промышленности, основной задачей которого является предоставление кредитов предприятиям по льготной ставке (5%) на этапе предбанковского финансирования.
По оценке Правительства России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение зависимости от импорта по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60% [26].
Участие в российских программах по импортозамещению открывает новые возможности для белорусских производителей во многих сферах, и прежде всего в оборонно-промышленном комплексе17.
Первоочередной задачей для российской стороны является замена украинских комплектующих, применявшихся (по состоянию на 1 июля 2015 г.) в 186 образцах российских вооружений. Для замещения более крупных позиций (например, вертолетных двигателей и
17 В июле 2015 г. Правительство РФ утвердило критерии отнесения продукции к категории российских товаров. Они сформулированы таким образом, чтобы комплектующие из стран ЕАЭС признавались частью отечественных товаров, которым, в свою очередь, предоставляются преференции в рамках государственных закупок. Однако соответствовать этим критериям даже российским предприятиям непросто.
корабельных силовых установок) потребуется, по оценке члена экспертного совета при председателе Военно-промышленной комиссии В. Мураховского, порядка 3-4-х лет [27]. Еще более масштабной является задача выпуска продукции (оптика, автоматика и радиоэлектроника), закупаемой в странах ЕС и США. Замещение комплектующих из стран НАТО должно коснуться примерно 1000 образцов вооружений и спецтехники18).
Белорусская сторона намерена добиваться того, чтобы в российских программах импортозамещения поставщики товаров и услуг из Беларуси не рассматривались как иностранные, а приравнивались к национальным производителям [28]. Создание равных условий доступа на внутренний рынок друг друга для предприятий стран-партнеров и изменение связанной с этим законодательной базы является задачей созданной в рамках СГ рабочей группы по импортозамещению (ноябрь 2015 г.)
Основными инструментами промышленной политики СГ должны стать углубление промышленной кооперации между предприятиями России и Беларуси, создание совместных предприятий, реализация союзных программ. Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь М. Мясникович особое внимание обращает на необходимость формирования современных совместных предприятий химической промышленности с учетом наличия хорошей базы (углеводородное сырье, профессиональные кадры, технологии) и огромных внутренних потребностей в широком ассортименте полимерных материалов и лекарственных средств [29].
Создание стратегических межфирменных альянсов в различных формах с участием компаний-лидеров двух стран должно стать приоритетным пунктом повестки двустороннего взаимодействия РФ и Беларуси и деятельности СГ. С учетом политико-экономических сложностей и ограничений формирования таких альянсов, различий в законодательстве и правоприменительной практике двух стран в рамках СГ необходимо разработать и подписать на высоком уровне документ с условным названием «Базовые принципы формирования, регулирования и обеспечения гарантий деятельности стратегических межфирменных альянсов». Целесообразность акцента на формировании указанных альянсов обусловлена следующими факторами:
- создание альянсов компаний-лидеров двух стран обеспечит вовлечение в кооперационное сотрудничество большого числа
18 По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, только для замены комплектующих, ранее поступавших в Россию из-за границы, российским промышленникам в кратчайшие сроки (до 2018 г.) придется наладить производство более восьмисот наименований продукции.
смежных предприятий и субподрядчиков, связанных с компаниями-лидерами;
- формирование альянсов будет способствовать устранению нерациональной конкуренции между российскими и белорусскими производителями как на рынке СГ и в целом ЕАЭС, так и на рынках третьих стран. Одним из примеров значительных потерь, которые несут производители и страны СГ в связи с развитием взаимной конкуренции, является прекращение сбытовой кооперации крупнейших производителей калийных удобрений -российского «Уралкалия» и «Белорусской калийной компании», ставшее одной из основных причин существенного падения их экспортных цен в последнее время;
- создание альянсов будет содействовать гармонизации интересов РФ и Беларуси в важных секторах и подсекторах национальных экономик, выработке согласованной промышленной политики, даст возможность иметь общую позицию на торговых переговорах с третьими странами; таким образом из солидарности де-юре будет возникать солидарность де-факто;
- наличие альянсов с участием компаний-лидеров РФ и Беларуси также важно с точки зрения выстраивания приоритетов переговорной повестки по соглашениям о свободной торговле с третьими странами, которая в зарубежной практике в первую очередь учитывает задачи продвижения интересов «национальных чемпионов».
В рамках СГ целесообразно разработать комплексный план действий по содействию развитию промышленной кооперации РФ и Беларуси, содержащий меры, механизмы и инструменты по следующим основным направлениям:
- финансовые и налоговые механизмы стимулирования промышленной кооперации;
- формирование благоприятного институционально-правового поля для развития межгосударственной промышленной кооперации;
- разработка и реализация совместных научно-производственных программ развития приоритетных промышленных видов деятельности, частично финансируемых из бюджета СГ;
- создание сетевых структур (центров субконтрактации, трансфера технологий, др.), организационные мероприятия и инструменты стимулирования промышленной кооперации.
По ряду вопросов, затрагивающих компетенции ЕЭК, потребуется выработка общей позиции РФ и Беларуси и ее согласованное продвижение на площадке ЕЭК.
Применение различных механизмов поддержки в качестве предварительного условия потребует прозрачным и понятным образом
выделить кооперационную продукцию. В отношении такой продукции должны быть установлены минимальные значения стоимости, созданной на территории РФ и Беларуси: например, что соответствует текущей лучшей практике в СГ, не менее 20% стоимости должно быть создано на территории каждой из сторон, включая продукцию действующих совместных производств. Присвоение продукции статуса кооперационной с выдачей соответствующего сертификата может осуществляться на согласованных принципах российской и белорусской ТПП с участием Постоянного комитета СГ (на последний целесообразно возложить формирование и ведение реестра кооперационной продукции СГ в разрезе ее головных производителей и основных субпоставщиков).
В современных условиях на фоне острого дефицита доступных кредитных ресурсов в обрабатывающих отраслях эффективным и потенциально востребованным инструментом поддержки промышленной кооперации в рамках СГ может стать предоставление компенсации из бюджета СГ части процентных ставок по кредитам для обеспечения производства (кредитование на пополнение оборотного капитала, возможно, не только головных производителей, но и основных субпоставщиков для стимулирования и повышения финансовой устойчивости всей производственной цепочки) и реализации (в том числе на рынках третьих стран) кооперационной продукции. На наш взгляд, одним из вариантов решения вышеуказанных задач может стать создание Межгосударственного банка развития кооперационных проектов с участием средств СГ и национальных институтов развития сторон, включая российский Фонд развития промышленности. Подобный банк, помимо компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков для кооперационных производств, мог бы также осуществлять финансирование новых проектов промкооперации на пре-динвестиционной и предпроизводственной стадиях, когда требуется подготовка технико-экономического обоснования, маркетингового плана и других проектных документов.
Устойчивое развитие промкооперации в рамках СГ нуждается в разработке механизма страхования специфических экономических рисков (упущенной выгоды) для организаций, участвующих в кооперационном производстве в рамках СГ, в первую очередь высокотехнологичной продукции. Такой механизм может быть разработан с привлечением страховых организаций сторон с долей государственного капитала, в том числе при участии национальных экспортных кредитных агентств.
Значимым элементом поддержки промышленной кооперации в рамках СГ может стать выработка и реализации мер, механизмов и инструментов продвижения экспорта совместно произведенной кооперационной продукции на рынки третьих стран.
Представляется важным обеспечить должный учет региональных аспектов при организации промышленного сотрудничества, а также максимально возможную ориентацию сотрудничества на решение задач промышленной политики на уровне регионов. Например, продукция белорусских СЭЗ ориентирована на сбыт готовой промышленной продукции в РФ (мебель, изделия из пластмассы, шины, др.), а не на совместную кооперационную деятельность с предприятиями смежных российских регионов. Вопросы регионального развития практически не нашли отражения в документах и программах СГ. В то же время значительные различия между регионами государств, включая их правовой статус и компетенции, серьезно затрудняют выработку и реализацию согласованной промышленной политики. Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ В. Матвиенко, выступая на втором Форуме регионов России и Беларуси, в этой связи сказала о необходимости ревизии российских и белорусских документов в области промышленной политики, с тем чтобы понять, какие механизмы - экономические и правовые - дополнительно необходимы [30].
Сценарии развития проекта Союзного государства
По нашему убеждению, существует значительное число обстоятельств, свидетельствующих об особом характере отношений России и Беларуси, в том числе как экономических партнеров. Коэффициент торгово-экономической связанности России и Беларуси (определяется как процентное отношение стоимостных объемов взаимной торговли товарами к суммарному ВВП взаимодействующих стран) в случае российской внешней торговли товарами является сегодня самым высоким после пары Россия-Нидерланды, лишь немного уступая уровню связанности РФ с этим крупнейшим мировым трейдером. Соответствующие показатели для других ведущих торговых партнеров РФ в два и более раз ниже. Применительно к белорусской внешней торговле коэффициент торгово-экономической связанности с Россией в 2015 г. немного уступал только показателю для Украины, при этом последний демонстрирует понижательный тренд. Текущий показатель связанности Беларуси с Россией многократно превосходит аналогичные показатели для всех других основных торговых партнеров Беларуси (кроме Литвы, где данная величина также достаточна велика за счет больших объемов реэкспорта белорусских грузов и невысокого суммарного ВВП сторон).
Помимо высокой торгово-экономической связанности РФ и Беларуси, взаимная торговля двух стран отличается значительной диверсификацией в торговом и фирменном разрезе, наиболее высокими среди
торговых партнеров сторон уровнями внутриотраслевой торговли, кооперационных поставок. К этому следует добавить, что большую часть своей новейшей истории Россия де-факто существует в общем экономическом и социально-гуманитарном пространстве с Беларусью со свободным перемещением товаров, рабочей силы, специалистов, студентов и т.д. Между РФ и Беларусью налажено очень тесное сотрудничество в военно-технической области и в вопросах безопасности. То есть, с точки зрения наличия объективных факторов, глубины взаимодействия в различных сферах, историко-культурной, религиозной, языковой и многих других общностей, РФ и Беларусь могут иметь и сохранять особый формат межгосударственных отношений (в нашем случае Союзное государство) несмотря на углубление экономической интеграции в рамках ЕАЭС и расширение компетенции наднациональных институтов.
В мире существует достаточно успешный пример существования особого межстранового формата отношений в рамках самого продвинутого интеграционного объединения - Евросоюза, создавшего экономический и валютный союз, а также элементы политического союза. Речь идет об экономическом и таможенном союзе трех стран Западной Европы - Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, оформление которого началось с середины 1940-х годов (то есть до создания ЕЭС), в феврале 1958 г. был подписан Договор об Экономическом союзе Бенилюкс - Union Benelux (год спустя создания ЕЭС, куда вошли все три страны Бенилюкса), и по настоящее время Бенилюкс сохраняет определенную самостоятельность в рамках ЕС и имеет собственную повестку развития. Институционная структура Бенилюкса включает Генеральный секретариат (главный исполнительный орган, обладающий законодательной инициативой), Комитет министров (главный политический орган, определяющий основную повестку, задачи и перспективы развития Бенилюкса; председательствуют поочередно страны-члены с ежегодной сменяемостью), комиссии и специализированные комитеты в различных областях, объединенные службы для выполнения специальных задач, Межпарламентский консультативный комитет, Арбитражную коллегию, Судебную палату и некоторые другие органы [31].
Сегодня Бенилюкс позиционируется как «идеальная опытная площадка для дальнейшей европейской интеграции». В 1985 г. страны Бенилюкса инициировали подписание Шенгенского соглашения (куда также вошли Франция и Германия), в 2004 г. они подписали Соглашение о трансграничном взаимодействии полицейских структур, в 2008 г. был подписан и в 2012 г. вступил в силу новый Договор о Союзе Бенилюкс (Benelux Union Treaty). В новом Договоре поставлены две основные цели: сохранение за Бенилюксом роли генератора новых подходов к строительству будущего Европы и укрепление трансграничного
сотрудничества трех стран в многообразных формах. Выделены три главных направления действий - внутренний рынок и экономический союз, устойчивое развитие, правосудие и внутренние дела.
Направление «Внутренний рынок и экономический союз» включает деятельность в следующих сферах: энергетика, сотрудничество приграничных регионов, продовольственная безопасность, защита прав потребителей, мобильность, инновации, обеспечение прав интеллектуальной собственности, др. В рамках направления «Устойчивое развитие» осуществляется взаимодействие в области миграции рабочей силы в приграничных районах, природоохранного менеджмента, пространственного планирования, обустройства приграничных парков, логистики, качества воздушного движения, молодежной проблематики, др. По третьему направлению «Правосудие и внутренние дела» реализуется сотрудничество в политической сфере, в области нарушений налогового характера и в сфере соцобеспечения, кризисного управления, нераспространения наркотиков и других вредных веществ, передвижения граждан, др.
Вся работа органов Бенилюкса, прежде всего Генерального секретариата, строится в проектной логике, за счет чего достигается экономия расходов и высокая результативность. Генеральный секретариат управляется Советом генеральных секретарей от трех стран (состоит из Генерального секретаря и двух его заместителей), включает три группы экспертов общим числом более 50 человек по трем основным направлениям деятельности Бенилюкса, а также операционный и переводческий департаменты и кадровую службу.
Работа осуществляется на базе четырехгодичных программ деятельности (сейчас готовится такая программа на 2017-2020 гг.) и ежегодных рабочих планов. Принятый Комитетом министров рабочий план на 2016 г. является объемным (документ состоит из 68 страниц) и конкретным документом. Включает три раздела: проекты; Бенилюкс как центр экспертизы и лаборатория для Европы; сотрудничество с другими государствами, их федеративными территориальными образованиями и международными организациями. Наиболее обширным является раздел «проекты», включающий семь подразделов: энергетика, окружающая среда и территориальное развитие, социальная сплоченность, экономика и знания, мобильность, безопасность и передвижение граждан, предотвращение правонарушений (прежде всего фискальных). Для каждого конкретного проекта указывается ответственное подразделение Генерального секретариата и контактное лицо [32].
При всех различиях Союзного государства РФ и Беларуси и Бенилюкса, по нашему мнению, некоторые принципиальные подходы к целеполаганию, формулированию направлений и задач деятельности Бенилюкса, организации функционирования органов Бенилюкса
целесообразно использовать в практике СГ. Для этой цели можно рекомендовать Постоянному комитету СГ наладить рабочие контакты с Генеральным секретариатом Бенилюкса. Подобные контакты могли бы также стать дополнительным треком для восстановления докризисного уровня отношений РФ с ЕС, возможного запуска межблокового диалога ЕАЭС-ЕС. Это было бы интересно и для руководства Беларуси в целях закрепления наметившегося улучшения отношений с Европой.
В связи с проведенным анализом и опытом Бенилюкса мы видим три возможных сценария развития Союзного государства.
Первый сценарий. В условиях дальнейшего углубления евразийской интеграции и расширения компетенции ЕАЭС происходит существенное сужение функционала СГ. Однако полного поглощения Союзного государства ЕАЭС не произойдет в силу наличия в СГ политико-гуманитарной составляющей и, главное, вопросов военно-технического сотрудничества и в сфере безопасности. Киргизия, Армения, и особенно Казахстан, категорически против выхода ЕАЭС за рамки чисто экономической интеграции. Хотя Беларусь и критикует союзный договор, в целом его механизмы обеспечивают решение важных для страны задач и получение существенных трансфертов от России в различных формах. Тем более Беларусь не захочет делиться российской помощью с Арменией и Киргизией в случае, например, переноса механизма и средств на реализацию научно-производственных программ СГ на уровень ЕАЭС. Такой вариант постепенного сужения функционала СГ при сохранении за СГ политико-гуманитарных и оборонных аспектов сотрудничества, а также бюджетных средств на осуществление союзных научно-производственных программ является достаточно вероятным, в принципе приемлемым для РФ и Беларуси. В данном варианте не исключается появление новых сфер сотрудничества, выходящих за рамки текущей компетенции СГ, но они будут носить ограниченный характер. Описанный сценарий, однако, не создает достаточных стимулов для интенсификации взаимного торгово-экономического сотрудничества РФ и Беларуси в перспективе.
Второй сценарий. Независимо от прогресса евразийской экономической интеграции, в силу трудного экономического положения сторон, значительных финансовых ограничений у России и накопления взаимной неудовлетворенности и претензий друг к другу происходит глубокая заморозка проекта СГ, без дальнейшего расширения договорной базы и сфер сотрудничества при сокращении текущих расходов на союзные программы и на обслуживающий союзный проект бюрократический аппарат. Россия - под давлением неблагоприятных экономических обстоятельств и политических расхождений с Беларусью - переводит в режим жесткой экономии весь спектр эко-
номических отношений с Беларусью: снижает (прекращает) прямую финансовую поддержку, прекращает скрытое субсидирование Беларуси через заниженные цены энергоносителей в ходе быстрого и до конца последовательного налогового маневра в нефтегазовой сфере, отказывается от приобретения не очень и совсем не нужных активов (предприятий) в Беларуси. Рассматриваемый вариант имеет значительную вероятность реализации, приемлем для России (особенно в нынешней крайне сложной финансово-экономической ситуации), но, скорее всего, неприемлем для Беларуси, что будет означать ее попытки отхода от России и активного поиска ею альтернативных партнеров и источников финансирования. Здесь уже возникают политические риски реализации данного сценария для России. Вероятность осуществления рассматриваемого сценария повышается в случае менее жесткого подхода России к экономии на различных направлениях двустороннего сотрудничества, что снизит шоки для Беларуси и позволит ей адаптироваться к уменьшению прямого и косвенного финансирования со стороны России. Анализируемый сценарий в лучшем случае может сохранить инерцию двусторонних связей.
Третий сценарий. Независимо от прогресса евразийской экономической интеграции, текущих финансово-экономических сложностей сторон и сложностей в отношениях между РФ и Беларусью стороны принимают долгосрочное политическое решение о целесообразности дальнейшего развития формата СГ и подкрепляют это решение конкретными планами действий по стимулированию двустороннего торгово-экономического, политико-гуманитарного и военно-технического сотрудничества. В основе данного сценария лежит кооперационная модель взаимодействия двух государств, предполагающая последовательную, взаимоувязанную финансовую, регуляторную, организационную, информационную и иную поддержку кооперационных проектов, формирования трансграничных производственных цепочек, решающих задачи импортозамещения, освоения инновационных продуктовых ниш, диверсификации экспорта. В рамках рассматриваемого сценария стороны проводят целенаправленную, опережающую соответствующую деятельность на уровне ЕАЭС работу по устранению различного рода административных, институциональных, инфраструктурных барьеров для развития кооперации. В финансовых отношениях сторон осуществляется маневр в пользу увеличения целевой финансовой поддержки кооперационных проектов при более или менее постепенном сокращении нецелевых прямых и косвенных финансовых дотаций Беларуси со стороны России. СГ устанавливает рабочие контакты с Бенилюксом, использует передовые практики организации работы и проектной деятельности Генерального секретариата Бенилюкса, делающие акцент на понятных для бизнеса и, особенно, населения стран-участниц прак-
тических результатах сотрудничества. При таком сценарии развития СГ может стать центром экспертизы и опытной площадкой для обкатки передовых подходов и практик на отдельных направлениях интеграционного взаимодействия для последующего их использования на уровне ЕАЭС. Данный сценарий в современных условиях представляется маловероятным (наименее вероятным), однако - с точки зрения перспективы, долговременных экономических и политических интересов РФ и Беларуси, а также евразийской интеграции в целом - он является наиболее желательным. В основном данный сценарий согласуется с оптимистическим вариантом развития торгово-экономического сотрудничества РФ и Беларуси.
Литература
1. belarus.regnum.ru/news/1890500.html 11; ng.ru/cis/2015-01-29/100_ obzor290115_2.html.
2. cbr.ru/statistics/credit_statistics/cur_str.xlsx.
3. Национальный банк РБ. nbrb.by.
4. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ 2015. eabr.org/r/ research/centre/projectsCII.
5. Радов Н. Российский бизнес в Белоруссии: текущая ситуация и перспективы. regnum.ru/news/polit/1914682.html#ixzz3XD4AFr00.
6. kremlin.ru/events/president/transcripts/5139.
7. ria.ru/defense_safety/20150519/1065279740.html.
8. soyuz.by/news/24611html.
9. rgtr.ru/discussions/20150923/spisok-barerov.
10. Второй Форум регионов России и Беларуси (сентябрь 2015 г., г. Сочи). council.gov.activity/activities...forum_2.
11. rg.ru/2015/03/27/kredit-site-anons.html.
12. Charter97.org/ru/news/2016/2/29/193173.
13. regnum.ru/news/economy/2106674.html.
14. belta.by/economics/view.
15. minfin.gov.by/ru/news.
16. eadaily.com/news/2016/03/10/smi-za-rossiyskiy-kredit-belorussii-pridyotsya-rasplachivatsya-nepopulyarnymi-merami.
17. regnum.ru/news/polit/2006614.html.
18. http: nn.by/?c=arc&i=1402658<lang=ru.
19. russiancouncil.ru/author_ profile/index.php?author-id4=680.
20. Ленчук Е. Мы всегда выступали за смешанную экономику, за разумное сочетание государства и рынка // «НГ. Приложение «НГ-Политика», 19.01.2016.
21. Выступление Г.А. Рапоты на втором Форуме регионов Беларуси и России (сентябрь 2015 г.) // Вестник Совета Федерации 2015. № 8. С. 11. council.gov.ru>activity/analitics/publications/622.
22. president.govby/ru/news_ru/view/vgs-minsk-13169.
23. belrus.ru/activities/sessii_parlamentskogo_sobraaia/sessions48.html.
24. kremlin.ru/events/president/transcripts/5139.
25. government.ru/news/17521.
26. ria.ru/spravka/20151125/1327022750.html#ixzz44B7MqGR0.
27. Импортозамещение как двигатель экономики. putin-today.ru/ archives/22808.
28. belta.by/economics/view/matvienko-predlagaet-skoordinirovat-programmy-importozameschenija-v-belarusi-i-rossii-163207-2015.
29. Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания РБ М. Мясниковича на втором Форуме регионов Беларуси и России (сентябрь 2015 г.). Вестник Совета Федерации. 2015. № 8. С. 5. council.gov.ru>activity/analitics/publications/622.
30. Выступление Председателя Совета Федерации В. Матвиенко на втором Форуме регионов Беларуси и России // Вестник Совета Федерации 2015. № 8. С. 7. council.gov.ru>activity/analitics/publications/622].
31. Benelux. Secretariat General. Cross-border cooperation. 2012. benelux.int.
32. Benelux. Secretariat General. Plan annuel 2016. Janvier 2016. benelux.int.
A.N. SPARTAK
corresponding member of the Russian Academy of Sciences, professor, director of JSC All-Russian Scientific Research Conjuncture Institute, head of the Department of Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Moscow, Russia vniki@vniki.msk.ru
FIELDS AND SCENARIOS OF RUSSIA AND BELARUS INTERACTION IN THE FRAMEWORK OF THE UNION STATE
The paper reveals actual trends and problems in trade and economic cooperation between Russia and Belarus, value and structure of mutual trade and investment, degree of partner's economic interdependence. The paper also identifies promising areas of countries' interaction in the framework of the Union State, stresses important role of integrated industrial policy and production cooperation support system. Measures and mechanisms for the promotion of cooperation-driven model in bilateral relations are suggested. The author formulates three scenarios for further development of the Union State project: gradual narrowing of its functions and competences in favor of the Eurasian Economic Union - freezing this project - project development in the logic of experimental laboratory for the future Eurasian integration and strong promotion of mutual cooperation.
Keywords: mutual trade, export, import, investments, projects, the Union State, cooperation, Benelux, scenario.
JEL: F15, F20, F42.