Научная статья на тему 'Перспективы промышленного сотрудничества стран ЕАЭС'

Перспективы промышленного сотрудничества стран ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕДИНЫЙ РЫНОК / ИНТЕГРАЦИЯ / СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусаков Борис

На основании материалов двух крупнейших промышленных форумов, состоявшихся в рамках Евразийского экономического союза, автор проводит анализ перспектив и направлений взаимодействия стран, входящихв объединение. Большое внимание уделено формированию целей промышленного сотрудничества, приоритетным видам и формам совместной деятельности, а также ее научному обеспечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects for the Eurasian Economic Union member states industrial cooperation

Based on the two major industrial forums held in the framework of the EAEU proceedings, the author analyses the prospects and directions for member states cooperation.

Текст научной работы на тему «Перспективы промышленного сотрудничества стран ЕАЭС»

Перспективы промышленного

Резюме. На основании материалов двух крупнейших промышленных форумов, состоявшихся в рамках Евразийского экономического союза, автор проводит анализ перспектив и направлений взаимодействия стран, входящих в объединение. Большое внимание уделено формированию целей промышленного сотрудничества, приоритетным видам и формам совместной деятельности, а также ее научному обеспечению. Ключевые слова: промышленное сотрудничество, единый рынок, интеграция, совместные программы, технологическое обновление.

<

гл

Борис Гусаков,

профессор кафедры менеджмента БНТУ, доктор экономических наук, профессор

В мае нынешнего года на Белорусском промышленном форуме и Астанинском экономическом форуме в Казахстане обсуждался проект ключевого документа - Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, в котором определены способы, механизмы и инструменты формирования и реализации единой промышленной политики.

Членами ЕАЭС в настоящее время являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия. В совокупности они имеют население 178,2 млн человек, внутренний валовый продукт 2420,8 млрд долл. (3,38% от ВВП мировой экономики), обладают около 34% запасов полезных ископаемых. Осознавая необходимость интеграции, государства, входящие в Союз, отмечают существенные различия в развитии национальных экономик. Соответственно, глобальными задачами промышленного сотрудничества ЕАЭС становятся выравнивание и последовательный рост технологического уровня стран-участниц и, как следствие, получение синергетического эффекта от интегрального использования природного и промышленного потенциала. Почти полувековой опыт функционирования более крупного экономического объединения - Европейского союза с населением 507,4 млн человек и ВВП 17 350 млрд долл. (30,65% от мирового) свидетельствует, что полного решения проблем интеграции не существует. Даже незначительное отставание Греции, Италии, Португалии от технологических лидеров Германии и Франции привело к снижению конкурентоспособности промышленности аутсайдеров и поставило их на грань финансового краха.

Концепция развития рынка ЕАЭС

Подготовлены концептуальные положения промышленного сотрудничества Евразийского эконо-

мического союза.

Во-первых, создается единый регулируемый рынок, который станет локомотивом промышленного развития. Критерий деятельности каждого участника объединения - его экономическая безопасность. Инструменты расширения рынка - кооперация и импортозамещение.

Во-вторых, согласовано постепенное углубление интеграции посредством эволюции промышленной политики государств ЕАЭС. Предусмотрено прохождение трех стадий ее формирования: координация - согласование - единство. Последняя по инициативе Казахстана будет реализована в 2025 г.

В-третьих, выявлены возможности привлечения материальных и финансовых ресурсов для развития рынка ЕАЭС. В ситуации, когда Союз не имеет собственного бюджета, будет обостряться конкуренция между странами-участницами и третьими странами. В прошлом году такая ситуация наблюдалась в Казахстане, который, имея сборочное производство МТЗ и собирая 2,5 тыс. тракторов в год, все же закупил 2 тыс. единиц аналогичной техники в Южной Корее из-за льготной цены. Более сильным соблазном является лизинг с дешевым товарно-денежным кредитом под 5% годовых, который готовы предоставить Германия и Китай. Таким образом они освобождаются от наличности и одновременно поддерживают собственного производителя. Чтобы противостоять западной экспансии, поднят вопрос о том, чтобы Евразийский банк развития в 2 раза (до 100% объема кредитования) увеличил кредиты, направляемые на реализацию проектов Союза.

В-четвертых, принято согласованное решение довести в 2018 г. долю производства на иностранных предприятиях в странах ЕАЭС до 50%. Это позволит существенно снизить импорт комплектующих, затраты валюты и обеспечить новые рабочие места.

В-пятых, разработан новый механизм финансирования и реализации совместных научных программ объединения с учетом негативного опыта выполнения подобных программ в Союзном государстве России и Беларуси, связанного с использованием тендеров для поиска исполнителей. Тендер выигрывал участник, предложивший минимальную цену, без учета технических и кадровых возможностей для осуществления проекта, в результате чего бюджет научных исследований часто оставался неосвоенным. Чтобы избежать подобных ошибок, предложено создавать и централизованно финансировать объединенные научные центры совместных изысканий государств ЕАЭС, формирующих технологические платформы по схеме: потребности (заказ) бизнеса - наука - господдержка. Такой механизм позволит концентри-

ровать ресурсы науки и исключить дублирование разработок. Имеется договоренность с ЮНИДО по оказанию помощи в трансфере технологий.

Формирование целей промышленного сотрудничества

Промышленный комплекс государств - членов Евразийского экономического союза - это 330 тыс. предприятий, 19,6% занятых и 27,5% основных фондов, которые выпускают продукции на 1,5 трлн долл., обеспечивают 29,2% валовой добавленной стоимости, 81,8% экспорта в третьи страны и 96,1% взаимной торговли. Производительность труда в этом секторе в полтора раза превышает средний показатель по экономике каждой страны ЕАЭС. Вместе с тем необходимо отметить следующие негативные моменты в их внутренних экономиках:

■ опережающие темпы роста импорта по сравнению с экспортом;

■ ослабление национальных валют;

■ снижение мировых цен на энергоносители почти в 2 раза;

■ усиление международной конкуренции.

Указанные факторы привели к падению стоимости промышленной продукции в долларовом эквиваленте на 23,2% в Беларуси, 26% - в Казахстане и 42,8% - в России. Повысилась составляющая импорта государств - членов ЕАЭС во внешней торговле с 0,7% в 1999 г. до 2,6% к 2014-му при увеличении экспорта с 0,6% до 0,9%, что обусловило рост ее дефицита с 7,5 до 210 млрд долл.

Выход на международные рынки становится все более проблематичным. В мировом экспорте обрабатывающей промышленности доля ЕАЭС равняется 0,9% и практически не растет. Это объясняется тем, что странами экономического авангарда принят курс на восстановление лидерства в промышленном секторе. Реализуется политика возвращения производств на родину при активизации инновационного развития по прорывным направлениям и обеспечении конкурентоспособности за счет более дешевых энергоресурсов, добытых нетрадиционными способами. В результате использования инновационных технологий в США и ЕС часть добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности выросла с 21 до 47,3%. Азиатский рынок заполнен собственными дешевыми товарами. Регион становится новым лидером, производя 46,6% мирового объема промышленной продукции. Достичь таких позиций в формате ЕАЭС представляется возможным путем увеличения доли взаимных поставок на общем рынке. В настоящее время без нефтепереработки она составляет 4,5% (при минимальной в 1,5% для фармацевтической продукции и максимальной 7,9% для деревообработки). Не радует и соотношение по-

казателей импорта из государств - партнеров по Союзу и третьих стран: для Беларуси - 9,4% и 13,7%, Казахстана - 5,5% и 26,4%, России - 1,7% и 13,9%, в целом по ЕАЭС - 2,5% и 14,5% соответственно.

Широкое освоение внутреннего рынка Союза предполагается осуществлять с помощью модели мультипликативного использования научно-технического прогресса, согласно которой необходимо концентрировать значительные финансовые и материальные ресурсы для дорогостоящих стратегических разработок, обеспечивающих технологическое обновление промышленного комплекса в целом. Для реализации модели целесообразно развивать государственно-частное партнерство. В настоящее время ведущие мировые державы внедряют стратегию формирования современной инновационной инфраструктуры поддержки частных компаний. Их технологические разработки софинансируются из государственного бюджета и после апробации отправляются в реальный сектор экономики. Эта стратегия предложена как одно из направлений сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза и бизнеса.

Результаты анализа силы и слабости промышленного комплекса позволили определить основные цели сотрудничества в этом секторе ЕАЭС:

■ импортозамещение промышленных товаров из третьих стран на рынок Союза путем увеличения взаимных поставок продукции собственного изготовления;

■ рост производства за счет использования сырья, материалов, комплектующих партнеров по Союзу;

■ наращивание экспорта продукции обрабатывающей промышленности;

■ усиление роли частного сектора в прорывных технологиях;

■ ускорение научно-технического развития государств-членов за счет формирования совместной инновационной инфраструктуры.

Анализ потенциала промышленного сотрудничества

Возможности взаимодействия оценены в двух аспектах. Во-первых, сравниваются показатели ЕАЭС и ЕС, что позволяет достаточно точно определить конкурентоспособность 5 стран Евразийского союза в мировой иерархии. Во-вторых, выявлены частные показатели экономики и критические точки роста промышленного производства.

Базовым показателем текущей конкурентоспособности выступает ВВП, приходящийся на одного жителя страны, и доля импорта по основным товарным позициям (табл.). Удельное средневзвешенное ВВП Европейского союза в прошлом году

составило 34,5 тыс. долл. на человека, причем его величина для сильной германской экономики только на 14 и 21% выше, чем у Италии и Греции. Самые низкие значения имеют страны бывшего социалистического лагеря, к примеру в Болгарии он составляет 40% от среднеевропейского уровня. Но в то же время максимальное отклонение ВВП на душу населения в ЕС не превышает 60%, тогда как в ЕАЭС этот показатель значительно разнится, в Киргизии он ниже среднего уровня в 11 раз. Следовательно, для развития экономик нового Союза потребуется много времени, значительные финансовые ресурсы, а также выравнивание налоговой нагрузки на бизнес.

Одним из ключевых индикаторов прогнозируемой конкурентоспособности выступает среднегодовое накопление основного капитала. В странах ЕАЭС с 2005 по 2014 г. оно было в 3,4 раза ниже, чем в ЕС, соответственно 1670 и 5700 тыс. долл. на человека в год. Это обусловлено дороговизной и дефицитом инвестиционных ресурсов в странах Союза и явилось причиной сдерживания инновационного обновления техники и изменения технологического уклада промышленности. Если он в настоящее время в развитых европейских странах имеет усредненное значение 4,3, то в государствах ЕАЭС - 3,3. По оценке российских экспертов, технологическое отставание Союза составляет 15-20 лет.

Препятствует конкурентоспособности экономик высокая доля импорта в товарах ЕАЭС. Так, в Беларуси в 2014 г. использовано 213,5 трлн руб. (в эквиваленте 21,1 млрд долл.) инвестиций в основной капитал. 32,9% общего объема направлено на приобретение машин, оборудования, транспортных средств (70,2 трлн руб., или 87,7% к уровню 2013 г.). Из них на импортные потрачено 66,5%. В государства ЕАЭС ввозится 52,1% технологических машин и оборудования, 55,2% - электронного и оптического, 86% - прецизионных металлорежущих станков. Такое увеличение импорта обусловлено устаревшими производственными мощностями, не обеспечивающими современное качество потребительских товаров. Отрасли обрабатывающей промышленности Союза, исходя из доли на рынке ЕАЭС, разделены на три группы.

Первая - успешные, имеющие рост и импортирующие до 13-27% продукции. Это производители пищевых продуктов, транспортных средств и оборудования.

Вторая группа - отрасли, постепенно теряющие рынок. Это изготовление пластмассовых изделий, продуктов из минерального сырья, деревообработка, металлургическое и целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность с импортной составляющей 20-35%.

Третья группа - аутсайдеры, потерявшие национальные рынки и ввозящие из-за рубежа 59-80% товаров. Например, импортируется 79,6% кожаной обуви, 71,8% фармацевтической продукции, 58,9% изделий легкой промышленности, около 50% оптического и электрооборудования, товаров химического производства.

Ожидается, что на общем пространстве ЕАЭС будет медленно расти выпуск продовольственных товаров. А вот рынок машин и оборудования, напротив, будет динамично увеличиваться. Его развитие будет всецело зависеть от принятой экономической стратегии. При курсе на ускоренную модернизацию инвестиции в данный сегмент вырастут в 2,5-3,5 раза. Это дополнительное увеличение готовых инвестиционных товаров на 200-240 млрд долл. в год, а также промежуточных изделий - комплектующих, сырья, материалов.

В развитых странах инвестиции в машины и оборудование в среднем на душу населения в 2,5-3,5 раза больше, чем в ЕАЭС. Кроме того, они реализуют политику стимулирования инновационных инвестиций, обеспечивающую низкий ценовой диапазон указанной продукции. Она является наиболее перспективным сегментом рынка в связи с опережающей динамикой потребления населения, а также необходимостью радикального наращивания инвестиций именно в эту отрасль для вхождения в «клуб» государств с высоким уровнем экономического развития. По остальным отраслям обрабатывающей промышленности, выпускающим преимущественно промежуточные товары, опережающий рост будет зависеть от темпов углубления локализации производства.

Общий потенциал импортозамещения составляет от 28,6 до 248,6 млрд долл. в год, или 18,5-156% к существующим объемам производства.

Сложившаяся структура промышленного комплекса ЕАЭС предполагает реализацию стратегии лидерства на основе выпуска качественных и одновременно дешевых товаров. Она обеспечивается относительно дешевой рабочей силой, ликвидацией барьеров для труда, капитала и товаров внутри Союза, сокращением затрат на факторы производства.

Ликвидация барьеров в рамках ЕАЭС

Для емкого спроса и развития национальных промышленных комплексов государства - члены Союза должны обеспечить четыре экономические свободы:

■ безбарьерное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы на всем пространстве ЕАЭС;

■ содействие установлению единой конкурентной среды в приоритетных видах экономической деятельности;

■ единые правила предоставления промышленных субсидий;

■ информационное взаимодействие по мерам стимулирования национальных промышленных комплексов.

Разработана методика по организации мониторинга общего рынка продукции обрабатывающей промышленности ЕАЭС, совмещающая производственную и торговую статистику. Это позволяет иметь показатели в целом по Союзу в разрезе отраслей, объемов взаимных поставок на общем рынке и импорта из третьих стран, что обеспечит оценку уровня конкурентоспособности национальных производителей и позволит определить приоритетные направления развития сотрудничества государств - членов ЕАЭС в промышленной сфере. Мониторинг направлен на выявление барьеров на пути товаров и промышленного сотрудничества в рамках объединения.

В настоящее время торговые препятствия создаются даже в Союзном государстве. Решением Правительства России остановлены продажи из Беларуси зерноуборочных комбайнов, решением Жилищного фонда Москвы ограничены поставки стройматериалов.

Приоритетные виды и формы деятельности промышленного сотрудничества

Прежде всего необходимо разработать и утвердить перечень перспективных направлений деятельности в промышленности, который позволит предметно формировать тарифную и конкурентную политику, обеспечить техническое регулирование производства, развитие транспорта и инфраструктуры, реализацию совместных

Таблица 1. Показатели потенциала Европейского и Евразийского союзов за 2014 г.

Составлено по: [1]

ВВП на чел. Среднегодовое накопление основного капитала, долл./ чел.*год

Союзы и страны Население, млн чел. Площадь, тыс. м2 ВВП, млрд долл. тыс. долл. % к стр. 1

Европейский Союз 507,4 4324 17 350 34,5 100,0

5700 в том числе инвестиции

Германия 40,0 116,0

Италия 35,2 102,0 на машины и оборудование 2555 (2004-2014 гг.)

Греция 32,8 95.0

Болгария 13,8 40,0

Евразийский Экономичес- 178,2 18 510 2420,8 13,6 39,7

кий Союз 1670 в том числе

Казахстан 16,1 47,0 инвестиции

Россия 14,3 41,8 на машины и оборудование

Беларусь 8,0 23,4 958 (2004-2014 гг.)

Армения 3,3 9,6

Киргизия 1,16 3,4

кооперационных, инновационных и инвестиционных проектов. Кроме того, такой перечень необходим для формирования единого подхода к качеству и видам экспортных товаров, которые в дальнейшем будут обозначаться специальной маркировкой ЕАЭС.

В целях снижения потерь на национальном уровне в специальный приоритет необходимо выделить группу чувствительных товаров, под которыми понимается продукция с высоким уровнем конкуренции между производителями из различных государств Союза и товары, являющиеся предметом кооперационных поставок внутри ЕАЭС. Разработана система межгосударственного информирования по чувствительным товарам. Она призвана обеспечить минимизацию рисков их перепроизводства и нарушения взаимопоставок.

Предпочтительной формой промышленного сотрудничества признана система субконтрактной деятельности. Малые предприятия в новом качестве входят в структуру крупных корпораций, которые используют их рыночную гибкость, динамизм, инновационные возможности для повышения эффективности производства. Такая система реализуется в двух моделях - американской и японской. Первая представляет собой горизонтальную структуру, включающую одного крупного заказчика и множество малых предприятий, выполняющих по его заданиям конечные производственные операции, детали, услуги. Японская модель - многоуровневая структура, в которой контрактор передает заказ нескольким субконтракторам высшего уровня, сотрудничающих, в свою очередь, с субконтракторами более низкого уровня. Обе модели действуют по схожим правилам: критерии отбора субконтракторов -низкие затраты, заказчиков и исполнителей - много, между ними - краткосрочное сотрудничество, количество заказов - один, форма взаимоотношений - договор подряда.

Эффективной формой взаимодействия в условиях международной экономической интеграции признана внешнеэкономическая кооперация. Суть ее заключается в том, что фирмы разных стран осуществляют производственный процесс на основе создания отдельных видов составных элементов (комплектующих, узлов и компонентов) для изготовления конечного продукта путем подрядного кооперирования на основе подетальной либо технологической специализаций. Наибольшее развитие такая кооперация получила в рамках транснациональных производственно-технических связей между материнской компанией и ее зарубежными филиалами, а также между ТНК и вовлекаемыми в их программы на договорных условиях мелкими и средними специализированными фирмами.

Среди форм производственной кооперации приоритетными признаны распространенные в последнее время технопарки, технополисы, индустриальные парки. Они относятся к инновационным, непрерывно эволюционирующим производственным структурам.

Гибкое и равноправное сотрудничество предприятий малого, среднего и крупного бизнеса наиболее полно реализуется в кластерных объединениях, куда входят субъекты, имеющие общие технологические процессы или позволяющие осуществлять их последовательно. Соответственно, это будут горизонтальные и вертикальные кластеры, которые обеспечат эффективность взаимодействия между собой посредством объединения знаний, технологий, информации и сделают возможным технологический прорыв сразу группы компаний с последующим выходом на новые рынки сбыта. На региональном уровне рекомендуется инновационная форма кооперации - технологическая платформа. Это площадка, объединяющая предприятия, научные и образовательные центры, органы государственного управления для координации действий по достижению конкурентоспособных позиций в приоритетных направлениях технологического развития.

В целом производственная кооперация на интеграционном этапе развития экономики выступает как долгосрочное сотрудничество между различными предприятиями и организациями, властными и управленческими структурами с целью выпуска конечного продукта и технологий, передачи знаний и информации. Она обеспечивает рациональное использование имеющихся мощностей и привлекаемых факторов производства.

Научная поддержка промышленного сотрудничества

Ожидаемое усложнение продукции потребует реализации различных форм научно-технической кооперации, дополнительного финансирования НИОКР. Ужесточение технологической конкуренции вызовет принципиальные изменения научной деятельности. Прогнозируется переориентация значительной доли исследований и разработок с военных на гражданские. Одновременно будут формироваться новые модели научно-технической политики предприятий. Традиционная схема со строгой последовательностью «НИР - ОКР - подготовка производства -организация производства -сбыт продукции» нарушается. Наука и промышленность выступают как единые, взаимодополняющие самостоятельные процессы, способные быть движущей силой развития производственной кооперации. Одновременно технологическое обновление должно

стать источником трансформаций в реальный сектор, формируя новые точки экономического роста.

Следует отметить высокую долю фактора «знание» в создании добавленной стоимости, которая в развитых странах оценивается в 60-80%. В соответствии с целевой программой научно-технической кооперации в ЕАЭС выделены четыре важнейших направления привлечения науки для реализации межгосударственной инновационной политики:

■ ликвидация многоукладного производства посредством сознательного разрушения цепей низкого технологического уклада;

■ избирательное развитие традиционных технологий с целью удовлетворения спроса на их продукцию, поскольку их расширенное воспроизводство ухудшает положение субъекта в международном разделении труда;

■ высокоизбирательное развитие производств посттрадиционного технологического уклада, ориентированных на накопление конкурентных преимуществ. Это создает возможности для эффективной интеграции компании в международное разделение труда и сокращение сферы неэквивалентного внешнеэкономического обмена.

■ создание инновационных производств, опережающее развитие базисных технологий высшего технологического уклада в областях, где страна является пионером в сопряженных сферах научных исследований, технологий, организации труда.

Таким образом, промышленный сектор государств ЕАЭС постепенно теряет конкурен-тоспособость. Доля импорта продукции падает, доля экспорта растет. Реализацию потенциала интеграции промышленного комплекса на общем пространстве обеспечит высокая динамика производства машин и оборудования, технологическое обновление реального сектора экономики. Технологии новых поколений в первую очередь должны быть ориентированы на освоение массового выпуска товаров глубокой переработки, вовлечение в хозяйственный оборот результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок, использование интеллектуальной собственности и осуществление инноваций, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках. Это определяет плавный переход от трудоемких технологий к капиталоемким, основанным на современных знаниях. СИ

See: http://innosfera.by/2015/07/industrial_cooperation Литература

1. Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Проект. Электронный ресурс: www.eaeunion.org

2. Материалы Белорусского промышленного форума. Электронный ресурс: www.expoforum.by

Инженерия знаний

ЙРХИ11КТУРА

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Государственное управление - это особая сфера политической и административной деятельности, которая появилась одновременно с возникновением государства. Соответственно, и история изучения этого института во всем мире достаточно продолжительна и восходит к трудам Платона и Аристотеля. Что касается отечественной науки государственного управления, то на протяжении длительного времени она была вплетена в русло российской и в советское время практически не развивалась. О том, как сегодня обстоят дела с этим важным и серьезным научным направлением в нашей стране, мы попросили рассказать ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь Марата ЖИЛИНСКОГО.

- С обретением суверенитета наша республика вступила в период, связанный с формированием правовых, экономических, социальных основ государства и общества. В это время научные исследования в области государственного управления обрели актуальность, а существование управленческой науки стало объективной необходимостью. В настоящее время она ориентирована на проблемы стратегического управления, демократизацию и социальную защиту граждан, использование достижений научно-технического прогресса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.