Научная статья на тему 'Влияние постсоветской интеграции на модернизацию российской экономики'

Влияние постсоветской интеграции на модернизацию российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY / ПОСТСОВЕТСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / POST-SOVIET INTEGRATION / ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / PROGRAM DOCUMENTS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ECONOMIC COOPERATION / СОГЛАСОВАННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / COORDINATED MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шурубович Алексей Викторович

Раскрыты взаимосвязи и взаимообусловленности модернизации российской экономики и развития интеграции на постсоветском пространстве. Приведена оценка программных документов экономической модернизации России с позиций отражения в них возможностей постсоветской интеграции. Показаны преимущества согласованной модернизации экономики России и стран-партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An influence of post-soviet integration on modernization of the Russian economy

The paper distinguishes the questions of interrelations and interconditionalities of modernization process in the Russian economy as well as integration development on the former Soviet Union. The assessment of program documents of economic modernization of Russia from positions of reflection of opportunities of Post-Soviet integration is offered by the author. Advantages of the coordinated modernization of the Russian economy and the partner countries are disclosed.

Текст научной работы на тему «Влияние постсоветской интеграции на модернизацию российской экономики»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2014

А.В. ШУРУБОВИЧ кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

ВЛИЯНИЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Раскрыты взаимосвязи и взаимообусловленности модернизации российской экономики и развития интеграции на постсоветском пространстве. Приведена оценка программных документов экономической модернизации России с позиций отражения в них возможностей постсоветской интеграции. Показаны преимущества согласованной модернизации экономики России и стран-партнеров.

Ключевые слова: модернизация российской экономики, постсоветская интеграция, программные документы, экономическое сотрудничество, согласованная модернизация.

Классификация ^Ь: Б020, 0310.

Среди масштабных и неотложных задач, стоящих ныне перед Россией, две задачи занимают особое место. Для успешного экономического и социального развития страны и укрепления ее позиций в мировом хозяйстве первостепенное значение имеет модернизация экономики, ее обновление и совершенствование на основе широкого внедрения передовых технологий. Под экономической модернизацией мы понимаем структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности и устойчивости к внутренним и внешним шокам. Модернизация экономики предполагает как технологическое обновление действующего производственного потенциала, так и ускоренное развитие высокотехнологичных видов деятельности. Она призвана превратить технологические и организационные нововведения в главный фактор развития национальной экономики. Стратегический курс на модернизацию экономики обозначен в ряде официальных документов последних лет, в частности, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной в декабре 2011 г., и в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Модернизация экономики и решение других внутренних задач России, в свою очередь, во многом зависят от наличия благоприятных внешних условий, создавать которые призвана внешняя политика государства. При этом важнейшим направлением внешнеполитической деятельности РФ является развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве путем создания Евразийского экономического союза с участием России, Белоруссии и Казахстана, к которым по мере готовности будут постепенно подключаться другие государства, прежде всего участники Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и прочие страны СНГ. Важно отметить в этой связи, что, хотя приоритетность отношений со странами Содружества неоднократно провозглашалась и ранее, она лишь в последние годы обретает реальные очертания. В 2010 г., прежде всего благодаря усилиям России, начал функционировать Таможенный союз, с 1 января 2012 г. запущено Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана и России; к 2015 г. намечается создать Евразийский экономический союз. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» в отношениях со странами СНГ ставятся задачи: «рассматривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств как ключевое направление внешней политики Российской Федерации; способствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участников Содружества Независимых Государств, содействовать международному позиционированию новых интеграционных структур»1.

Таким образом, модернизация экономики на инновационной основе является ныне ключевой задачей России с точки зрения ее внутреннего экономического и социального развития, а евразийская интеграция - с точки зрения создания благоприятных внешних условий для успешного развития страны.

В этой связи первостепенное значение приобретает научный анализ взаимосвязи, «состыковки» двух указанных задач, которые пока, к сожалению, решаются, по существу, независимо друг от друга.

1 www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/CCEDDDFE094340634425.

Модернизация экономики и постсоветская интеграция

в программных документах России

Представление о том, что повышение роли России в мировой экономике и политике тесно связано с переходом к инновационной модели развития, стало складываться в начале 2000-х гг. Результатом этого явилась разработка программ и стратегий, призванных обеспечить модернизацию национальной экономики на основе инноваций.

В ноябре 2008 г. правительством России был утвержден основополагающий экономический документ перспективного характера - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Концепция предусматривала переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, предполагающему, во-первых, модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного) при опережающем увеличении объема продукции отраслей высоких переделов; во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики; в-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая должна стать одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 г. по своему вкладу в ВВП с нефтегазовым и сырьевым секторами. Однако ввиду глубокого экономического кризиса 2008-2009 гг. в России, явившегося следствием мирового финансово-экономического кризиса, реализация указанной Концепции оказалась невозможной.

Кризис, отчетливо выявивший бесперспективность нынешней сырьевой модели российской экономики, еще более четко обозначил необходимость перехода страны на инновационный путь развития, который, однако, придется осуществлять в значительно усложнившихся условиях. С учетом этих условий была разработана и в декабре 2011 г. утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., призванная ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Целью Стратегии является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, так как, несмотря на определенные успехи, достигнутые в последние годы, Россия по-прежнему значительно отстает от передовых стран по уровню инновационного развития2.

2 Так, в 2009 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4% общего количества промышленных предприятий РФ, тогда как в Германии -71,8%, Бельгии - 53,6%, Эстонии - 52,8%, Финляндии - 52,5%, Швеции - 49,6%. Доля

Важная роль в реализации Стратегии отводится участию России в мировой инновационной системе, включая поддержку российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках, создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний на территории России, активизацию международного научно-технического сотрудничества. Однако в разделе Стратегии, посвященном международным аспектам инновационного развития, практически ничего не говорится о сотрудничестве со странами СНГ; тем самым подразумевается, что оно не будет играть заметной роли в модернизации российской экономики. Более того, во вступительной части Стратегии утверждается, что реальными конкурентами России становятся не только страны - лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, государства-участники Содружества Независимых Государств3. Тем самым страны СНГ (прежде всего Белоруссия, Казахстан и Украина, имеющие значительный инновационный потенциал и, как будет показано ниже, успешно сотрудничающие с Россией в указанной сфере), взаимодействие с которыми в рамках постсоветских интеграционных проектов призвано внести весомый вклад в повышение креативной составляющей в модернизации экономики России, переводятся в разряд конкурентов, что, на наш взгляд, неправомерно.

Противоречивость подхода к постсоветской интеграции характерна и для другого документа - доклада «Стратегия-2020: новая модель роста - новая социальная политика» (далее - Стратегия-2020)4, подготовленного в 2011 г. группой экспертов и намечающего, несмотря на его неофициальный характер, определенные ориентиры для выработки социально-экономической политики страны на период до 2020 г. Хотя в этом докладе аргументированно доказывается необходимость сотрудничества и интеграции со странами СНГ для развития России и укрепления ее международных позиций, в нем в то же время недооценивается, на наш взгляд, значение сотрудничества с ними для модернизации российской экономики.

затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства в России составляла 1,9% (в Швеции - 5,4%, в Финляндии - 3,9%, в Германии - 3,4%). Доля произведенных российскими компаниями товаров и услуг в общемировых объемах экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения в 2008 г. составила лишь 0,25%, что несравненно меньше доли Китая (16,3%), США (13,5%), Германии (7,6 %). government.ru/gov/results/17449.

3 government.ru/gov/results/17449/.

4 Стратегия - 2020: новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным пргоблемам социально-эко-номическогй стратегии России на период до 2020 г. kommersant.ru/content/pics/ doc.1753934.pdf.

В этом отношении представляется показательным следующее положение этого документа: «Текущий технологический уровень стран СНГ не позволяет рассматривать сотрудничество с ними в качестве основного фактора, стимулирующего модернизационные процессы в России. Однако критически важно, чтобы механизмы интеграционного сотрудничества на пространстве СНГ и Таможенного союза, имеющие важную политическую составляющую, обеспечивали рынки сбыта для российских технологически сложных и инновационных товаров»5. Таким образом, значение интеграции в СНГ для модернизации российской экономики видится исключительно в возможности экспорта высокотехнологичной инновационной продукции в страны Содружества, тогда как возможность совместного выпуска такой продукции и выхода с ней на внешние рынки даже не рассматривается. В то же время большие надежды возлагаются на страны ЕС, которые, как предполагается, в период до 2020 г. «останутся основными торговыми партнерами России и основными поставщиками прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Трансферт европейских технологий и развитие технологических альянсов между российскими и европейскими компаниями, освоение европейских рынков будут служить мощными стимулами для повышения конкурентоспособности национальных производителей»6.

Таким образом, в качестве главных геополитических партнеров и союзников России рассматриваются страны СНГ (прежде всего участницы Таможенного союза и ЕЭП), тогда как главными партнерами при проведении модернизации и источниками ресурсов для нее видятся западные страны (прежде всего государства ЕС), являющиеся для страны геополитическими соперниками.

Ориентация на сотрудничество с высокоразвитыми государствами при проведении модернизации российской экономики во многом обусловлена низким уровнем экономического и инновационного развития стран СНГ и отсутствием должной нацеленности на модернизацию в деятельности интеграционных объединений на пространстве Содружества. Необходимо, однако, отметить, что в последние годы в этом отношении наметился некоторый прогресс. В большинстве стран Содружества были разработаны стратегии и программы, призванные обеспечить модернизацию национальных экономик на основе инноваций, и началась их реализация. В деятельности постсоветских интеграционных объединений (прежде всего ЕврАзЭС и особенно Союзного государства России и Белоруссии) и СНГ в целом усилилось внимание к проблемам модернизации государств-участ-

5 Там же.

6 Там же.

ников и взаимного сотрудничества в инновационной сфере, которое в последнее время стало рассматриваться в качестве «локомотива» углубления взаимного сотрудничества.

Основные направления взаимного сотрудничества

в контексте модернизации экономики России

Сотрудничество России со странами СНГ воздействует на модернизацию ее экономики по нескольким взаимосвязанным направлениям: инвестиционное сотрудничество, взаимная торговля машиностроительной продукцией, взаимодействие в высокотехнологичных отраслях производства, научно-техническое сотрудничество и др. В последние годы в его развитии накоплен определенный позитивный опыт.

Так, с начала 2000-х гг. наблюдается быстрый рост объема инвестиций в экономику России из стран Содружества, причем более 70% этих инвестиций приходится на долю Белоруссии и Казахстана - партнеров РФ по евразийской интеграции (см. табл. 1).

Из 2191 млн долл. накопленных на конец 2011 г. инвестиций из стран СНГ в экономику России на долю Казахстана приходилось

Таблица 1

Инвестиции из стран СНГ в экономику России

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г.

4 4 4 ^ 4

о < о < о < о <

и РЭ а и РЭ а и РЭ а и РЭ 3

и и и 3 и

Н Н н Н

Все инвестиции 22375 100 1665257 100 4714269 100 7335718 100

В том числе из стран:

Азербайджан 831 3,7 54983 3,3 91088 1,9 147294 2,0

Армения 5 0,0 4541 0,3 73955 1,6 82777 1,1

Белоруссия 1007 4,5 447135 26,9 1939135 41,1 2558441 34,9

Грузия* 207 0,9 7902 0,5 - - - -

Казахстан 5632 25,2 732788 44,0 1495003 31,7 3010666 41,1

Киргизия 839 3,8 140168 8,4 404263 8,6 601467 8,2

Молдавия 1069 4,8 18100 1,1 42873 0,9 56418 0,8

Таджикистан 27 0,1 13843 0,8 36204 0,8 60139 0,8

Туркменистан 1024 4,6 2288 0,1 4613 0,1 9837 0,1

Узбекистан 2738 12,2 10639 0,6 48916 1,0 68010 0,9

Украина 8996 40,2 232870 14,0 578219 12,3 740669 10,1

* Грузия вышла из состава СНГ в августе 2009 г.

Источник: www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d2/24-13.htm; www.gks.ru/bgd/ regl/b13_11/IssWWW.exe/Stg/d2/24-13.htm.

1442 млн долл. (65.8%), Беларуси - 258 млн (11,8%), Украины - 238 млн долл. (10,9%)7.

Основные сферы инвестиций из стран СНГ на территории России - финансы и банки, строительство и недвижимость, торговля; однако есть примеры крупных капиталовложений и в производственную сферу. Так, в 2006 г. казахстанская Евразийская промышленная ассоциация (ЕПА) купила российский Серовский завод ферросплавов. ЕПА является главным поставщиком хромовой руды в Серов через свою дочернюю фирму - компанию «Казхром». Покупка завода в Серове позволила «Казхрому» создать интегрированную компанию, имеющую собственную сырьевую базу. В 2006 г. в Дзержинске (Нижегородская область) «ВитаРос» («дочка» казахстанской VITA) открыла завод по производству соевых текстуратов. Завод построен на производственных мощностях химического завода «Заря».

Украинские инвесторы осуществляют вложения в России в энергетику, целлюлозно-бумажный комплекс, черную металлургию, пищевую промышленность, белорусские - в нефтегазовый комплекс и торговлю [1, с. 134].

Следует, однако, отметить, что доля инвестиций из стран СНГ в общем объеме инвестиций в российскую экономику весьма невелика. Хотя объем инвестиций из этих стран многократно возрос - с 22,4 млн долл. в 2000 г. до 7335,7 млн долл. в 2012 г., их доля в общем объеме направленных в РФ иностранных инвестиций в 2012 г. составила лишь 4,7%8. Из 455904 млн долл. прямых иностранных инвестиций, вложенных в экономику России к началу 2012 г., прямые инвестиции из стран Содружества составляли 1981 млн долл., или 0,4%9.

Значительно большее модернизационное воздействие на Россию оказывают взаимная торговля машинотехнической продукцией, производственная и научно-техническая кооперация. Импорт Россией машин, оборудования и транспортных средств из стран СНГ в последние годы значительно возрос (с 5,6 млрд долл. в 2009 г. до 15,4 млрд долл. в 2012 г.); увеличилась с 25,9% до 38,1% и доля этой товарной группы в общем объеме импорта РФ из стран Содруже-ства10. Доля этих стран в общем объеме импорта машинотехниче-ской продукции возросла с 7,7% в 2009 г. до 9,8% в 2012 г.

В российском экспорте в страны СНГ доля машин, оборудования и транспортных средств значительно выше, чем в экспорте в страны

7 www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d5/24-26.htm.

8 Рассчитано по: www.gks.ru/bgd/regl/b13_11/IssWWW.exe/Stg/d2/24-13htm.

9 Рассчитано по: www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit _statistics/dir-inv in country. hmp&pid=svs&sid=ITM_58761.

10 www.gks.ru/bgd/regl/b13_11/IssWWW.exe/Stg/d2/26-12.htm.

дальнего зарубежья (в 2012 г. соответственно 13,3% и 3,6%)11. В российском экспорте машинотехнической продукции на страны Содружества приходится почти 40%. Таким образом, спрос рынка стран СНГ играет важную стимулирующую роль в развитии российского машиностроения.

Подавляющая часть импорта машиностроительной продукции из СНГ приходится на РеспубликуБеларусь и Украину. Машиностроение - ведущая отрасль экономики этих стран, тесно связанная с российским рынком, в том числе и разными формами производственно-технологической кооперации. В основном взаимные кооперационные связи сложились еще в советское время.

Так, взаимными поставками продукции связаны более 8 тыс. белорусских и российских предприятий. Например, Минский тракторный завод (МТЗ) имеет кооперационные связи со 157 предприятиями России, ПО «Гомсельмаш» сотрудничает с 212 российскими предприятиями, поставляющими ему сырье, материалы и комплектующие. Поставки в Россию зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов составляют более 60% производства «Гомсельмаша». В то же время «Гомсельмаш» поставляет некоторые узлы и детали для российских предприятий сельскохозяйственного машиностроения.

Особенно тесная кооперация сложилась между РФ и РБ в оборонно-промышленном комплексе. 99 белорусских предприятий поставляют 1880 наименований продукции для 255 предприятий оборонных отраслей России. У 940 российских предприятий главными клиентами являются 67 предприятий в Белоруссии, получающие от них около 4000 наименований продукции [2].Основу поставок белорусской продукции военного назначения в Россию составляют высокотехнологичные разработки - навигационные приборы, пилотажные системы, средства спутниковой и космической связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы и пр.

Модернизации экономик РФ и РБ способствуют и совместные программы, реализуемые в рамках Союзного государства. Так, в рамках программ по развитию дизельного автомобилестроения, в которых участвовали около 20 ведущих предприятий автомобильной промышленности России и Белоруссии, был налажен массовый выпуск автомобильной техники, соответствующей международным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности ЕВРО-2, ЕВРО-3 и ЕВРО-4. В результате реализации программ «СКИФ» и «СКИФ-ГРИД» по созданию и внедрению суперкомпьютеров созданы и введены в эксплуатацию 7 суперкомпьютерных систем и 23 программ-

11 Там же.

ных комплекса для них, нашедших применение в различных отраслях экономики РФ и РБ, а также в науке, образовании, медицине [3]. По некоторым оценкам (на наш взгляд, несколько завышенным), благодаря российско-белорусской промышленной и научной кооперации, в том числе в рамках совместных программ, уже в середине 2000-х гг. в России выпускалось около 40%, а в Белоруссии - около 65% высокотехнологичной продукции [4].

Взаимовыгодные кооперационные связи в оборонно-промышленном комплексе, авиастроении, судостроении, атомной энергетике и других наукоемких отраслях развиваются между Россией и Украиной, хотя в последнее время они сталкиваются с серьезными трудностями (в том числе по политическим причинам). Так, авиапромышленность Украины получает из России почти 70% готовых изделий и 95% материалов и полуфабрикатов, в кооперации участвуют около 100 российских предприятий. Корпорация «Мотор-Сич» изготавливает авиадвигатели, которые Россия закупает для установки на крупнотоннажных самолетах и на вертолетах [5, с. 249]. В настоящее время украинскими двигателями производства ОАО «Мотор-Сич» оснащено абсолютное большинство российских вертолетов и ряд самолетов. В сфере самолетостроения главным совместным российско-украинским проектом является производство самолетов Ан-140, Ан-148 и Ан-158 на заводе «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО), а также транспортных самолетов Ан-70 и Ан-124 [6, с. 47].

По мнению специалистов, углубление взаимодействия авиакомплексов двух стран очень важно для России, поскольку за время рыночной трансформации в РФ в значительной степени утерян опыт разработки гражданских воздушных судов, а украинской стороне в то же время удалось разработать несколько перспективных моделей гражданских самолетов (Ан-140, Ан-148, Ан-158), ориентированных для использования в сложных климатических условиях России [7, с. 49].

Развивается производственная кооперация двух стран в судостроении. 75 российских судостроительных предприятий получают из Украины свыше 1,5 тыс. комплектующих изделий. Так, предприятие НПКГ «Зоря» - «Машпроект» (Николаев) поставляет в Россию силовые установки для корветов, патрульных и ракетных катеров, электромашиностроительный завод «Фирма Сэлма» - оборудование для сварки и резки при строительстве и ремонте судов, завод «Экватор» (Николаев) - вентиляционное и климатическое оборудование [6, с. 55].

Следует, однако, отметить, что недавние политические события в Украине, прежде всего вооруженный захват власти в феврале 2014 г. при поддержке Запада откровенно антироссийскими, националистическими силами, серьезно ограничивают возможности российско-украинского сотрудничества, в том числе в инновационной сфере.

Сотрудничество с Казахстаном весьма важно для развития космической сферы России. На космодроме «Байконур» совместно с российской стороной создается космический ракетный комплекс «Бай-терек». Реализация этого проекта направлена на проведение запусков с «Байконура» космических аппаратов различного назначения в рамках космических программ двух стран, а также на осуществление международных проектов в данной сфере на базе экологически чистой ракеты-носителя «Ангара». В 2008 г. подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования и развития Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС [8, с. 9]. Реализуется также ряд совместных проектов в атомной энергетике, машиностроении и других отраслях.

Однако взаимное сотрудничество в целом, как уже отмечалось, играет ограниченную роль в модернизации экономики России. Доля стран СНГ в машиностроительном импорте РФ составляет менее 10%. Это существенно меньше, чем доля этих стран в российском импорте в целом (13,3% в 2012 г.). Инвестиции в экономику России из стран Содружества значительно меньше, чем инвестиции России в экономику этих стран (в 2012 г. соответственно 7335718 млн долл. и 11967713 млн долл.)12.

Главным фактором модернизации экономик России и ее партнеров по СНГ на сегодняшний день служит импорт техники и технологий путем закупок лицензий и товаров, а также через прямые инвестиции из третьих стран. Приток зарубежных технологий ускоряет модернизацию соответствующих отраслей, но объективно затрудняет координацию технологического обновления экономики в странах Содружества и производственную кооперацию, поскольку центры технологических и продуктовых нововведений находятся вне СНГ. Это усиливает потребность в выработке новых подходов к сотрудничеству, нацеленных на радикальное повышение его роли в модернизации экономики России и ее партнеров по Содружеству.

Возможности и перспективы согласованной

модернизации экономики

Модернизация экономики при опоре на финансовые и интеллектуальные ресурсы третьих стран, как уже отмечалось, неизбежна на нынешнем этапе развития экономики России и ее партнеров по евразийской интеграции. Однако в долгосрочной перспективе она приведет к закреплению их подчиненного положения в мировом хозяйстве, обрекая на технологическую зависимость от высокоразвитых госу-

12 www.gks.ru/bgd/regl/b13_11/IssWWW.exe/Stg/d2/24-12.htm.

дарств. Модернизация в этом случае неизбежно останется адаптивной (имитационной), т.е. основанной на заимствованных нововведениях, а имеющиеся у России и некоторых других стран СНГ потенциальные возможности проведения модернизации по креативному типу, когда разработанные и внедренные в стране инновации получают признание и начинают распространяться по миру, принося ей определенный рентный доход13, не будут реализованы.

По мере укрепления национальных экономик стран Содружества и наращивания их инновационных потенциалов все более остро будет ощущаться необходимость в усилении креативной составляющей модернизации. Немалые возможности в этом отношении открывает, вопреки распространенному мнению, углубление взаимного сотрудничества и развитие интеграции между этими странами.

Являясь географическим и социокультурным звеном, связывающим интегрирующуюся Европу и бурно развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, государства СНГ имеют экономические предпосылки для формирования рынков инновационной продукции и услуг и располагают для этого достаточным, но далеко еще не востребованным кадровым потенциалом в сфере научных исследований и разработок. По имеющимся оценкам, современный промышленный потенциал России, Беларуси, Украины составляет примерно 10% мирового, запасы основных видов природных ресурсов - около 25%, экспортный потенциал - 4,5%. Научно-технический потенциал России, Белоруссии, Украины, выраженный в форме интеллектуальной собственности, по некоторым данным составляет не менее 500 млрд долл., а платежеспособный спрос на наукоемкую продукцию может выражаться объемами в 150-200 млрд долл. [9, с. 32].

Для реализации этих возможностей требуются последовательные совместные действия по радикальному улучшению состояния инновационной сферы и усилению инновационной ориентации во взаимном сотрудничестве.

Ведущую роль в активизации инновационного сотрудничества стран СНГ призвана играть Россия. Только она, обладая наиболее мощным экономическим и научно-техническим потенциалом в Содружестве, может инициировать и возглавить согласованную модернизацию экономики, необходимость которой ощущается все более остро. В нашем понимании согласованная модернизация - это скоординированная по целям, приоритетам и механизмам реализации модернизация экономики группы стран Содружества при зна-

13 Подробнее о креативной и адаптивной модернизации см.: Вардомский Л., Шурубо-вич А. Факторы и модели модернизации экономик стран СНГ // Мир перемен. 2011. № 3. С. 45-47.

чительной доле в ней креативной составляющей, т.е. при опоре преимущественно на собственные ресурсы этой группы, прежде всего на ресурсы страны-лидера.

Успешный ход модернизации в России через научно-техническую кооперацию, экспорт инвестиций и технологий, подготовку специалистов в российских вузах и на российских предприятиях, растущий в ней спрос на новые товары и услуги, безусловно, ускорит этот процесс в других странах. Однако весьма важно, чтобы стратегии модернизации в России и странах Содружества были совместимыми и скоординированными.

В силу, прежде всего, политических и геополитических факторов согласованная модернизация экономики при лидерстве России вряд ли охватит все страны СНГ. На наш взгляд, она в полной мере может осуществляться в рамках ЕЭП и формируемого Евразийского экономического союза, а впоследствии - в случае успеха - идея согласованной модернизации могла бы стать привлекательной и для ряда других стран Содружества. При этом наибольшее развитие согласованная модернизация, видимо, получит в рамках формируемого Союзного государства России и Беларуси, где интеграционные процессы, несмотря на все трудности, продвинулись дальше, чем в «тройке» в целом.

Согласованной модернизации экономик стран Содружества способствует то обстоятельство, что эти страны (по крайней мере экономически более развитые Россия, Республики Беларусь, Казахстан и Украина) имеют по существу одни и те же или сходные приоритеты в научно-технической сфере: новые и возобновляемые источники энергии, новые материалы, биотехнологии, нанотехнологии, информационные технологии, космические технологии и др. Путем согласования или совмещения этих приоритетов страны Содружества получат возможность подключиться к планируемым в России технологическим коридорам, в рамках которых конкурентоспособность отдельных выбранных секторов экономики достигается преимущественно за счет технологий отечественной разработки. Интернационализация технологических коридоров (или национальных инновационных систем) может реализовываться, в частности, через механизмы соглашений и контрактов, приобретение активов, учреждение совместных предприятий и т.д., включение национальных профильных компаний и исследовательских центров в работу российских компаний и научных центров.

Россия таким образом может возглавить процесс модернизации на пространстве СНГ, предложив партнерам инновационную модель экономики, а идея согласованной модернизации на основе технологических нововведений, разработанных как самостоятельно, так

и совместными усилиями, способна консолидировать страны Содружества вокруг России, что дало бы мощный импульс развитию интеграционных процессов на пространстве Содружества.

В рамках согласованной модернизации экономик России и других стран Содружества появится возможность решить проблемы, которые ранее не могли решаться на основе их двустороннего и многостороннего сотрудничества. Речь идет о: 1) возможности организовать процесс расширенного воспроизводства преимущественно на базе собственных ресурсов и внутреннего спроса при одновременном расширении взаимодействия с внешним миром и повышении конкурентоспособности всего региона; 2) решении стратегической задачи преодоления совместными усилиями периферийного характера экономики региона и устранении в нем чрезмерной экономической и социальной дифференциации, оказании адресной помощи менее развитым участникам и обязательствах последних по участию в общих проектах; 3) формировании в рамках интегрируемого сообщества системы перераспределения выгод и компенсации потерь от интеграционных проектов.

Модернизация экономики стран-участниц должна стать одним из важнейших направлений деятельности создаваемого Россией, Белоруссией и Казахстаном Евразийского экономического союза. Пока что в рамках «тройки» основное внимание уделяется либерализации движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами-участницами, тогда как вопросы модернизации экономик этих стран фактически остаются вне поля зрения.

Успешная согласованная модернизация экономик стран Содружества, усиление «модернизационной составляющей» в деятельности интеграционных группировок могут способствовать преобразованию самой структуры глобальной экономики, в которой Россия и другие государства СНГ могут в перспективе занять достойное место, наряду с высокоразвитыми государствами и новыми индустриальными странами. Если страны СНГ, проведя согласованную модернизацию своих экономик, смогут войти в число мировых лидеров хотя бы по нескольким направлениям научно-технологического прогресса, новая структура мировой экономики будет формироваться при их активном участии, и они получат от глобализации, в отличие от нынешней ситуации, ощутимые выгоды. Однако учитывая серьезные проблемы в развитии национальных экономик стран СНГ и взаимного сотрудничества, для этого потребуется, достаточно продолжительное время.

Следует обратить внимание на то, что интеграционные усилия России на постсоветском пространстве по времени совпадают с усилиями по привлечению технологий и капиталов из третьих стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти две линии проводимой политики вступают в противоречие, поскольку на закупку технологий нужны большие финансовые ресурсы. Это естественное противоречие, которое не может быть быстро разрешено. Выход может заключаться в учете Россией интересов и возможностей стран -партнеров по постсоветским объединениям при разработке и реализации программ обновления национальной экономики и социальной сферы, в создании институтов и механизмов сотрудничества, усиливающих потенциал согласованной модернизации.

Литература

1. Хейфец Б.А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС. Модернизаци-онный аспект. М.: Экономика, 2011.

2. Юзвак И. Не делить, а умножать. Реальная кооперация является основой союзной экономики // СОЮЗ. Беларусь - Россия. 08.07.2010.

3. Яковлев В. По высоким стандартам // Союз. Беларусь - Россия. 15.11.2012.

4. Чичкин А. «Блочное строительство» в историческом разрезе // СОЮЗ. Беларусь - Россия. 10.03.2005.

5. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Международная кооперация и инновации в странах СНГ. СПб.: Алетейя, 2011.

6. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. СПб.: Европейский банк развития. Центр интеграционных исследований, 2013.

7. Губарев В.А. Авиационная промышленность России: перспектива развития (научный доклад). М.: Институт экономики РАН, 2010.

8. Мусабаев Т. Осваиваем космос вместе // Международное сотрудничество. Казахстан - Россия. Спецвыпуск. М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012.

9. Чистякова В.Е. Проблемы интеграции научных исследований и разработок в экономическом пространстве России, Белоруссии и Украины // Инновации. 2011. № 12 (158).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.