Научная статья на тему 'Торговое Соглашение в контексте российскоиндонезийского экономического сотрудничества'

Торговое Соглашение в контексте российскоиндонезийского экономического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОКУМЕНТ / СОГЛАШЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОССИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раймонд Джуниор Пардамеан

Данная статья посвящена анализу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии по экономическому и техническому сотрудничеству. Сделан вывод о том, что к настоящему времени создана, в основном, международно-правовая база экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индонезией. Существует целый ряд соглашений на высшем уровне, закладывающих правовые основы экономического взаимодействия в рамках российско-индонезийского сотрудничества. Одним из основополагающих документов российско-индонезийского экономического сотрудничества является Торговое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии от 12 марта 1999 г. (далее: Торговое Соглашение 1999 г.). Торговое соглашение 1999 г. содержит специальные принципы международного экономического права, как указанные в Торговом Соглашении ст. 1 (принцип равноправия и взаимной выгоды) и ст. 2 (принцип наиболее благоприятствуемой нации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговое Соглашение в контексте российскоиндонезийского экономического сотрудничества»

УДК 332

Раймонд Джуниор Пардамеан

аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов ray [email protected] Junior P. Raymond

graduate student of chair of international law of the Russian university of friendship of the people [email protected]

ТОРГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

TRADE AGREEMENTS IN THE CONTEXT OF RUSSIAN-INDONESIAN

ECONOMIC COOPERATION

Аннотация. Данная статья посвящена анализу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии по экономическому и техническому сотрудничеству. Сделан вывод о том, что к настоящему времени создана, в основном, международно-правовая база экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индонезией. Существует целый ряд соглашений на высшем уровне, закладывающих правовые основы экономического взаимодействия в рамках российско-индонезийского сотрудничества. Одним из основополагающих документов российско-индонезийского экономического сотрудничества является Торговое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии от 12 марта 1999 г. (далее: Торговое Соглашение 1999г.). Торговое соглашение 1999 г. содержит специальные принципы международного экономического права, как указанные в Торговом Соглашении ст.1 (принцип равноправия и взаимной выгоды) и ст.2 (принцип наиболее благопри-ятствуемой нации).

Ключевые слова: сотрудничество, документ, соглашение, экономическое взаимодействие, Российско-индонезийское сотрудничество, российско-индонезийские отношения, торгово-экономическое соглашение, международно-правовая основа.

Annotation. This article is devoted to the analysis of the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Indonesia on economic and technical cooperation. The conclusion is that to date, a mainly international legal framework of economic cooperation between the Russian Federation and the Republic of Indonesia. There are a number of agreements-making at the highest level, laying the legal framework for economic mutually collaborate in the framework of Russian-Indonesian cooperation. One of the fundamental believing documents of the Russian-Indonesian economic cooperation is a trade Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the

Republic of Indonesia on 12 March 1999 (hereinafter: trading With the agreement of 1999). Trade agreement of 1999 contains special principles of international economic law as set out in the Agreement article 1 (principle of equality and mutual benefit) and article 2 (principle of most pleased stueve nation).

Keywords: collaboration, document, agreement, economic cooperation, Russian-Indonesian cooperation, Russian-Indonesian relations, trade and economic agreement, the international legal basis.

Международное экономическое сотрудничество является одним из самых важных направлений в сфере межгосударственного сотрудничества. Как отмечал А.А.Ковалев, экономическое сотрудничество государств, международных организаций и других субъектов международного права является предметом регулирования международного экономического права [1, с. 11]. Международное экономическое право является отраслью в системе международного публичного права.

Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Индонезии основывается на том, что каждое государство имеет право осуществлять экономическую связь с другим. Гуго Гроций, «отец» науки международного права (XVII в.), о принципе jus commercii (принцип свобода торговли) указывал, что «никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом» [2, с. 123]. Этот принцип гарантирует свободу каждого государства осуществлять экономическое сотрудничество.

Российско-индонезийское сотрудничество в экономической сфере, особенно в сфере торговли, основано на одной из целей, которые заложены в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН). Согласно пункту 3 ст.1 Устава ООН, Организация Объединенных Наций преследует цель осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. Кроме этого, ст. 55 Устава ООН указывает на принцип равноправия и самоопределения народов в международном экономическом сотрудничестве.

Принцип сотрудничества в международном праве является формой реализации всех других принципов международного права, конкретизированы в Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. Согласно Декларации 1970 г., государства обязаны сотрудничать друг с другом с целью содействия международной экономической стабильность и прогрессу, общему благосостоянию народов. Государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах [3].

Международное экономическое сотрудничество, как и другие сотрудничества, Республики Индонезии и Российской Федерации реализуется в форме международных договоров. Пункт «а» ст. 1 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. определяет договор между государствами как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных

между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. ст. 6 (далее: Венская конвенция 1969 г.) говорит, что каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры.

Одним из первых соглашений, подписанных в конце 1990-х гг. Российской Федерацией с Республикой Индонезией, стало Соглашение в форме обмена нотами между правительством Российской Федерацией и правительством Республики Индонезии об учреждении российско-индонезийской совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. Соглашение подписано 11 апреля 2002 г. в Джакарте, столице Республики Индонезии. Соглашение действует и ныне.

Основополагающим документом в области экономического сотрудничества между двумя государствaми, включaя и обмен товарами между приграничными областями, является Торговое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии от 12 марта 1999 г. (далее: Торговое Соглашение 1999 г.). Торговое соглашение состоит из преамбулы и 13 статьей.

В Торговом соглашении стороны договорились обеспечивать дальнейшее расширение и укрепление торгово-экономических связей между Россией и Индонезией на основе принципа равноправия и взаимной выгоды. Принцип взаимной выгоды предполагает, что иностранному государству и его юридическим и физическим лицам предоставляются определенные права, преимущества, привилегии и льготы при условии, что предоставляющее государство и его юридические и физические лица пользуются на территории этого иностранного государства такими же правами, преимуществами, привилегиями и льготами [1;47]. В соответствии с ст. 6 данного Соглашения, Российская и Индонезийская стороны будут в соответствии с их национальными законами и правилами принимать все соответствующие меры к поощрению, обеспечению и развитию торгового и экономического сотрудничества между двумя странами на долгосрочной и стабильной основе.

Согласно ст. 2 Соглашения, Российская Федерация и Республика Индонезия предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в рамках законов и правил, действующих в их соответствующих странах, касающихся таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на импорт или экспорт или в связи с импортом или экспортом, а также метода взимания таких пошлин и сборов, способов оплаты импорта или экспорта и международного перевода, правил регулирования и формальностей в связи с импортом и экспортом, включая те, которые относятся к таможенному оформлению и процедуре, транзиту, складированию и перегрузке; и других вопросов в связи с импортом и экспортом товаров в соответствии с принципами Генерального соглашения по тарифам и торговле.

В международном праве принцип наиболее благоприятствуемой нации является специальным принципом международного экономического права, имеющие договорный характер. Этот принцип представляет собой специфическое средство эффективного регулирования международных торговых, а также

других экономических отношений [1, с.47]. Согласно ст.1 ч.1 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), режим наиболее благоприятствуемой нации заключается в том, что «в отношении таможенных пошлин и сбора всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом и вывозом, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящему с территории всех других договаривающихся сторон.»

Стороны договорились о поощрении участия хозяйственных субъектов своих стран в таких мероприятиях, способствующих развитию торговли, как ярмарки, выставки, визиты делегаций, проведение семинаров, организуемых каждой из обеих стран в интересах развития взаимных торговых связей, а также освобождать предназначенные для ярмарок и выставок товары от пошлин, налогов и прочих сборов при их ввозе и вывозе в соответствии с национальными законами и правилами [4; ст.7].

Договаривающиеся Стороны предоставят друг другу в отношении импортных и экспортных лицензий или разрешений в случаях, когда такие лицензии или разрешения предусматриваются в соответствии с их национальным законодательством, режим не менее благоприятный, чем тот, который они предоставляют любой другой стране [4; ст.4]. Согласно статьи 5 Соглашения, импорт и экспорт товаров и услуг будут осуществляться в соответствии с действующими в каждой из стран законами и правилами, международной торговой практикой и на основе контрактов, заключаемых между юридическими и физическими лицами двух стран [4; ст.5]. Помимо расчетов и платежей в свободно конвертируемой валюте в соответствии с законами и правилами каждой из стран, могут применяться и другие формы торгово-экономической деятельности, включая компенсационные и товарообменные (бартерные) сделки.

Вопросы, связанные с наблюдением за выполнением настоящего Соглашения, будут рассматриваться в рамках российско-индонезийской Совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству, учрежденной в соответствии со статьей 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии по экономическому и техническому сотрудничеству от 12 марта 1999 года. До сегодняшнего дня российско-индонезийская Совместная комиссия по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству уже провела 9 регулярных встреч в обоих странах, несмотря на отсутствие правовой реализации.

В соответствии со ст. 9 Соглашения от 12 марта 1999 г., любые споры между Сторонами в отношении толкования и / или применения настоящего Соглашения будут урегулированы дружественным путем в ходе консультаций или переговоров, в преамбуле которого подчеркивается целесообразность создания долгосрочной основы для существенного увеличения масштабов торгово-экономического сотрудничества между обеими странами на основе принципов равноправия и взаимной выгоды. В связи с этим, Стороны договорились при-

нять необходимые меры по поощрению торгово- экономического сотрудничества, осуществляемого в международно-принятых формах между российскими участниками внешнеэкономической деятельности и индонезийскими внешнеторговыми предприятиями.

С момента вступления в силу, Торговое Соглашение прекращает действовать в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Индонезией Торговое соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Индонезии от 23 марта 1974 года [4; ст.11]. В отличие от прежнего Соглашения от 23 марта 1974 г. в Торговом Соглашении 1999 года нет специальной статьи, которая регулирует вопросы мореплавания в связи с режимом «не менее благоприятный» несмотря на то, что в Соглашении 1974 года не регулируется вопрос об оказании «услуг».

Существует и еще целый ряд межправительственных соглашений между Российской Федерацией и Республикой Индонезией, создающих в своей совокупности международно-правовую базу для развития интенсивного и взаимовыгодного сотрудничества для субъектов внешнеэкономической деятельности обеих стран. К ним относятся Соглашение о сотрудничестве между Торгово -промышленными палатами Российской Федерации и Республики Индонезии от 1 марта 1997 г., Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Индонезии по экономическому и техническому сотрудничеству от 7 октября 1999 г., Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Соглашение о предоставлении государственного кредита правительству Республики Индонезии, Соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и др.

На сегодняшний день в Индонезии осуществляют свою деятельность такие государственные учреждения Российской Федерации, как посольство Российской Федерации, Торговое представительство Российской Федерации и российский центр науки и культуры в Джакарте. В России правительственные учреждения Республики Индонезии представлены посольством Индонезии и индонезийским торговым представительством (Perwakilan Dagang Indonesia). Все эти учреждения созданы для реализации целей российско-индонезийского экономического сотрудничества.

К настоящему времени создана в основном международно-правовая база экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индонезией. Существует целый ряд соглашений на высшем уровне, закладывающих правовые основы экономического взаимодействия в рамках российско-индонезийского сотрудничества. Одним из основополагающих документов российско-индонезийского экономического сотрудничества является Торговое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии от 12 марта 1999 г. (далее: Торговое Соглашение 1999 г.). Торговое соглашение 1999 г. содержит специальные принципы международного экономического права, как указано в Торговом Соглашении ст.1

(принцип равноправия и взаимной выгоды) и ст.2 (принцип наиболее благопри-ятствуемой нации).

Литература:

1. Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности. М.: ДА МИД РФ, 2007.

2. Егоров С.А. (отв. ред.). Международное право. М.: Статут, 2014. С.568. См. Также. Arthur Nussbaum. A Concise History of The Law of Nations. New York: The Macmillan Company, 1954.

3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года.

4. Торговое Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Индонезии от 12 марта 1999 г. Бюллетень международных договоров, 2006, № 5, - Стр.18.

Literature:

1. Kovalev A.A. International economic law and legal regulation of international economic activity. M: YES, the Russian MFA, 2007.

2. Egorov S.A (resp. as amended). International law. M: the Statute, 2014. S. Cm. Also. Arthur Nussbaum. A Concise History of The Law of Nations. New York: The Macmillan Company, 1954.

3. The Declaration on principles of international law concerning friendly relations and cooperation among States in accordance with the Charter of the United Nations. UNGA resolution 2625 (XXV) of the UN General Assembly on 24 October 1970.

4. Trade Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Republic of Indonesia on 12 March 1999, Bulletin of international treaties, 2006, № 5, - Р.18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.